Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Станислав Козловский, Исполнительный директор Wikimedia Russia   вторник, 17 апреля 2012 года, 20:05

Общество несвободного знания
Возможна ли коррекция законодательства в сторону расширения сферы общественного достояния?


//Фото: cali.org/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В парламент РФ внесён новый вариант Гражданского Кодекса. Дискуссии о том, в какой форме будет принята четвёртая часть ГК, продолжаются до сих пор. По просьбе «Частного Корреспондента» администратор Википедии Станислав Козловский рассказал о своём видении несуразности существующих законодательных норм в отношении реалий цифровой эпохи.

В 1709 году английская королева Анна подписала закон, прекративший бесконтрольную власть издателей над авторами и обществом. До принятия этого закона автор, отдавая произведение издателям, лишался всех прав на него. Копирайт на произведение длился вечно и принадлежал издателю, который боролся с его нарушителями, «пиратами». Закон королевы Анны произвёл переворот, прекратив вечный копирайт издателей и ограничив его сроком в 14 лет. После окончания этого срока автор имел возможность продлить его ещё на 14 лет, а затем произведение окончательно переходило в общественное достояние. Закон вызвал ликование в обществе. Книги У. Шекспира, Ф. Бэкона, Дж. Мильтона и других писателей и философов стали доступны. Люди стали больше читать, получать знания, которые иначе они бы не получили. Страна получила толчок к развитию. В течение следующих двух веков схожие законы были приняты во всех цивилизованных странах.

Шли века, но с каждым десятилетием авторское право постепенно ужесточалось. Оно всё больше отражало волю крупных издателей и торговцев, и всё меньше – волю авторов и общества. Постоянно вводились новые ограничения, урезались свободы, увеличивались сроки охраны, всё более суровыми становились наказания за нарушение копирайта.

Свобода распоряжения своим произведением

В конце XX века, во многом благодаря работам Ричарда Столмана, произошло осознание, что слишком жёсткие ограничения, накладываемые копирайтом, губительны для развития общества. В 1980-х в США возникло движение Свободного программного обеспечения, породившего первые публичные лицензии, — BSD Licence и GNU Public Licence. Эти лицензии позволяли программистам отдавать свои программы всем желающим, чтобы люди могли ими свободно пользоваться, а также создавать на их основе другие свободные программы. В 1990-х возникли свободные операционные системы Linux и FreeBSD, которые начали активно развиваться и вскоре стали самыми популярными серверными операционными системами. В 2000-х возникло множество проектов, по созданию уже свободных текстов и иллюстраций. Самым известным таким проектом является энциклопедия «Википедия», содержание которой доступно по свободной лицензии Creative Commons BY-SA 3.0. Сейчас Википедия является шестым по посещаемости сайтом в мире, и тексты там пишут 34 миллиона авторов. По сути, за последние 30 лет была создана альтернатива копирайту, которая разрушила навязываемый на протяжении веков миф, что авторы творят исключительно ради денег. Сейчас на условиях одних только лицензий Creative Commons распространяется более 900 миллионов различных произведений.

Что касается России, то наши законодатели в упор не замечали этого движения. Они ужесточали и ужесточали авторское право, якобы защищая авторов, что привело к тому, что авторы потеряли возможность распоряжаться своими же собственными произведениями. Закон у нас, к сожалению, сформулирован так, что возможность легального использования свободных лицензий в России — неочевидна. Одни юристы придумывают уловки, с помощью которых долго и путано обосновывают, как обойти те или иные ограничения закона (например, ограничение на письменную форму лицензионного договора), другие же эти обоснования опровергают. И так продолжается уже много лет. Какой-то одной статьи, которая в явном виде обосновывала бы легальность свободных лицензий, и на которую можно было бы просто сослаться, у нас в законодательстве нет. Есть лишь множество противоречивых интерпретаций различных юристов.

В апреле 2011 года президент России Д.А. Медведев встретился с представителями российского интернет-сообщества, по итогам этой встречи были опубликованы Поручения. Одно из них гласило: «Подготовить предложения о внесении изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленных на закрепление для авторов произведений возможности предоставлять свои произведения на условиях свободных лицензий неограниченному кругу лиц (аналогичных Creative Commons, GNU FDL)». Казалось, что власть, наконец-то, повернулась лицом к обществу. В Министерстве связи была сформирована рабочая группа, где с лета 2011 года представители интернет-индустрии, правообладатели и разработчики ГК спорили и обсуждали, как лучше реализовать в российском законодательстве свободные лицензии…

3 апреля 2012 в Госдуму, наконец-то, поступил долгожданный проект поправок в Гражданский кодекс, но оказалось, что ни одна из поправок, обсуждённых в рабочей группе Минсвязи по свободным лицензиям, в проект не вошла. Зато появился пункт 6 статьи 1233, гласящий «Правообладатель может сделать заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащий ему результат интеллектуальной деятельности на определенных им условиях и в течение указанного им срока. […] Указанное заявление должно быть сделано путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности». Другими словами, если мы хотим использовать свободные лицензии, то по этому законопроекту мы должны зарегистрировать своё желание в Роспатенте. Например, каждому автору Википедии, который хочет внести правку в тот или иной текст, надо будет зарегистрировать её в Роспатенте. Ситуация совершенно абсурдная, учитывая что в той же Википедии в день совершается несколько десятков миллионов правок. Вместо введения в юридический оборот свободных лицензий была создана конструкция, фактически их уничтожающая.

Ещё одна не менее удивительная защита законом автора от самого же себя — это невозможность передать своё произведение в общественное достояние. Чтобы произведение перешло в общественное достояние, автор, по закону, должен умереть, а после его смерти должно пройти как минимум 70 лет. Фактически закон гласит: хочешь сделать обществу подарок — умри. Кого здесь защищает закон, непонятно совершенно.

Свобода создания и использования изображений

Знаете ли вы, что просто фотографируя или снимая на видео здания и памятники на улице, вы можете стать преступником? Хотя в Гражданском кодексе и есть статья 1276, которая допускает свободное использование фотографий произведений, которые находятся в общественных местах, она налагает такое множество ничем не оправданных ограничений, что не нарушить их практически невозможно.

Например, есть ограничение на способ получения изображений. Так, разрешается свободно создавать и использовать только фотографии произведений, находящихся в общественных местах. Видеосъёмка же зданий и памятников, их зарисовка, создание моделей города для компьютерных игр и т.п. — запрещена без согласия правообладателя (архитектора) и выплаты ему вознаграждения. Есть также странное ограничение на способ использования таких фотографий. Фотограф, сфотографировавший здания на улице, может свои фотографии только «воспроизводить» или «сообщать в эфир или по кабелю». Чтобы получить разрешение на иные способы использования своих же фотографий, он должен заключать договора с архитекторами зданий на фото и выплачивать им вознаграждение. Кроме того, имеется ограничение на тип объектов для фотографии. Так, в общественных местах можно свободно фотографировать только «произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства». В статье не упомянуты произведения градостроительства, монументального, садово-паркового и декоративно-прикладного и иного искусства. Закон фактически запрещает без разрешения фотографировать декоративные клумбы в городе, общественные сады и парки, памятники, мемориальные доски, а также, например, декоративные скамейки, ограды, решётки и фонари. Существует ещё одно ограничение — требование на постоянство нахождения объектов. То есть нельзя фотографировать различные временные постройки, что реально никаких убытков архитекторам таких построек не причиняет. Или, например, из-за этого запрещено свободно фотографировать скульптуры изо льда, которым традиционно украшают Москву на Новый год, т.к. они находятся в месте открытом для свободного посещения не постоянно.

Думаете это все ограничения для фотографирования на улице? Увы, нет. Есть ограничение на создание изображений произведений, которые не находятся в местах, открытых для свободного посещения, но попадают в кадр из таких мест. Например, многоэтажное здание может находиться за забором, на закрытой для свободного посещения территории, но, тем не менее, быть хорошо видимым с улицы и даже попадать на все панорамные снимки города, как, например, здание «Белого дома» в Москве. Соответственно, такое здание фотографировать без разрешения архитектора нельзя. Еще более чудовищная ситуация со спутниковыми снимками — со всеми (!) архитекторами зданий, которые не находятся в местах открытых для свободного посещения, но попадают на такие снимки, формально надо заключать письменные договоры, что сделать, очевидно, невозможно. Статья также запрещает свободное фотографирование зданий в общественных местах, если они являются «основным объектом» фотографии. Например, создание без заключения договора с архитекторами или их наследниками фотографий здания Государственной Думы или Останкинской башни, если в кадр не попадут деревья, автомобили или люди, — незаконно. Кроме того, закон запрещает свободное использование подобных изображений в коммерческих целях. Если следовать букве закона, в журналах, где имеется реклама, нельзя поместить панорамные фотографии города без заключения письменных договоров с сотнями авторов проектов зданий, попавших в кадр. Панорамные фотографии улиц города нельзя помещать и на сайты, где имеются рекламные баннеры. Кроме того, из-за этого ограничения фотографии с улиц, где в кадр попадают архитектурные сооружения, невозможно использовать даже в свободной некоммерческой энциклопедии «Википедия», так как по правилам этого проекта иллюстрации должны быть полностью свободны для любого использования, в том числе и для коммерческого.

Очевидно, что данные ограничения излишни. Имущественные права авторов произведений архитектуры, монументальной скульптуры и иных объектов городской среды достаточно полно охраняются другими статьями Гражданского кодекса (1273 и 1294). Однако, почему-то, авторы кодекса даже не предположили, что коль скоро правообладатели разместили свои произведения в общественных местах, то они понимали, что люди всё равно будут их фотографировать, снимать на видео и зарисовывать без какого-либо их разрешения, и запрещать это бессмысленно.

С фотографиями есть ещё одна проблема. Если у вас есть ваша фотография и её делали не вы сами, то использовать её, в большинстве случаев, без разрешения автора нельзя. Например, знаете ли вы, что у вас нет даже прав на ваше фото в паспорте, если оно было сделано в фотоателье. Отсканировав его и выложив в сеть, вы формально нарушите закон. Фотоателье изготавливает по заказу экземпляры, то есть бумажные фото. Лицензионных договоров о передаче вам прав на фотографическое произведение, на котором вы запечатлены, очевидно, фотоателье не заключало. Или, например, групповая фотография, сделанная много лет в школе приглашённым фотографом. Хотя вы (или ваши родители) ему и заплатили, прав на произведение он формально не передал. Аналогично, если вы попросили случайного прохожего сфотографировать вас на фоне какой-то достопримечательности, то права на фото принадлежат не вам, а этому случайному прохожему, который через 5 минут уже забыл как про вас, так и про сам факт фотографирования. Было бы замечательно, если бы Закон разрешал нам свободно использовать свои изображения или изображения своих умерших родственников, но, увы, такой нормы нет. И в результате все поголовно закон нарушают. При этом страдают только те, кто фанатично пытается соблюдать все положения закона. Например, участники Википедии.

Казённые произведения не для народа

В законе США об авторском праве произведения, созданные должностным лицом или работником правительства США в рамках выполнения своих должностных обязанностей, являются общественным достоянием. Логика очень проста — если уж государство потратило бюджетные деньги на создание тех или иных произведений, то налогоплательщики, общество в целом, должны иметь возможность пользоваться этими произведениями без каких-либо ограничений. В России же такой нормы, увы, нет. Государство тратит деньги на создание различных произведений, но если гражданин, на чьи налоги, по сути, произведения и были созданы, начнёт им пользоваться, то его назовут «вором» и «пиратом», оштрафуют или даже посадят в тюрьму. Так, фотографии, созданные, государственной корпорацией «Роскосмос» — строго защищены копирайтом, а, например, фотографии, сделанные NASA, могут использоваться свободно. С советских времён наше государство владеет правами на огромное количество произведений, но гражданам эти произведения свободно недоступны.

Авторское право как стимул плагиата

Сейчас все квалификационные работы (курсовые, рефераты, дипломы, диссертации) строго защищены копирайтом. Казалось бы хорошо. Однако на деле это привело к совершенно противоположной ситуации — к разгулу плагиата среди студентов и аспирантов. Каждый год абсолютно одни и те же рефераты сдаются тысячами студентов своим преподавателям. Настоящие авторы этих рефератов давно забыты. Узнать кто настоящий автор той или иной работы — невозможно. Ответственности за эти нарушения никто не несёт. Ещё хуже ситуация с диссертациями. В ряде областей целые куски из одних диссертаций перекочевывают в другие. И поймать плагиатора практически невозможно, т.к. большинство таких текстов отсутствуют легально в свободном доступе. Мало того, все системы так называемого «антиплагиата» из-за ограничений копирайта фактически нелегальны. Для того чтобы такие системы могли работать, им необходимы базы данных с текстами работ, а для легального получения доступа к таким работам, надо формально заключать письменные лицензионные договора с каждым автором, что, понятное дело, нереально. Пока решена (хотя и не идеально) проблема с доступностью авторефератов. Так, ВАК РФ выпустил приказ, обязывающий соискателей выкладывать на сайте организации, где они защищают свои диссертации, свои авторефераты. Идеально было бы создание единой информационной системы, обязующей размещать все квалификационные работы студентов, аспирантов и соискателей в открытом доступе. С указанием их фамилии, фамилии преподавателя/научного руководителя и вуза/организации. В этом случае можно будет легко найти и наказать плагиатчиков, а работы талантливых студентов/аспирантов не будут погребены в безвестности пыльных архивов. Есть надежда, что их хоть кто-то прочтёт, кроме преподавателя/рецензента, и работы окажутся востребованными и сделанным не зря.

Почти вечные сроки охраны

Каждые несколько лет срок охраны авторских прав у нас в стране неуклонно повышается. Так, 40 лет назад срок составлял — 15 лет после смерти автора, 20 лет назад — 25 лет, 10 лет назад — 50 лет, и сейчас он составляет уже 70 (!) лет после смерти автора. Что будет со сроками ещё через полвека?

Мало того, в Гражданском кодексе действует ряд положений, согласно которым срок действия авторского права в ряде случаев может быть и больше 70 лет после смерти автора. Например, исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения (статья 1281, п. 3). Из-за этого положения, например, роман «Мастер и Маргарита», опубликованный в 1966-67 годах, защищён авторским правом до 2038 года, хотя М. Булгаков умер в 1940 году, и другие произведения, опубликованные им при жизни, уже являются общественным достоянием. Из-за этого очень сложно рассчитать, когда то или иное произведение переходит в общественное достояние. Мало знать год смерти автора, надо ещё порыться в архивах, чтобы понять, когда оно было впервые опубликовано.

Гражданский кодекс также даёт очень странные льготы авторам, которые начинают действовать только спустя 70 лет после смерти этих авторов. Например, авторам, которые участвовали или работали во время Великой отечественной войны, срок охраны продлевается на 4 года. Кажется, что это нормально, но если задуматься, то становится очевидным, что эта льгота даётся не ветеранам, а их внукам и правнукам, которые к героическому прошлому своих дедов и прадедов отношения никакого не имеют. Мало того, понятие «работал во время войны» очень неконкретно. Работал ли прикованный к кровати Александр Беляев (ум. 1942) во время войны? Можно ли считать, что Марина Цветаева (ск. в 1941) работала во время войны, подав заявление об устройстве на работу за 5 дней до смерти и не проработавшую на этой работе ни дня? Работал ли во время войны Павел Филонов (ум. 1941), стоит ли верить источникам, что активную работу он прекратил ещё с середины 30-х? Чтобы ответить на эти вопросы, одной даты смерти мало. Надо обращаться к изучению архивов, воспоминаний и т.п.

Не менее запутана история со льготами репрессированным авторам. 70 лет охраны начинают отсчитываться с даты реабилитации. Вне зависимости от того, когда автор умер. Например, Николай Гумилёв был репрессирован в 1921 году, а реабилитирован лишь в 1992. Если бы не было этой нормы, произведения Гумилёва (он, кстати, входит в школьную программу) уже перешли бы в общественное достояние. Из-за этих странных льгот, произведения Гумилёва перейдут в общественное достояние лишь в 2062 году (!), через 142 года после его смерти.

Пункт 3 статьи 1268 запрещает обнародование произведения, если автор запретил его публикацию в завещании. Например, запрещена публикация переписки Сомерсета Моэма, И. А. Гончарова, И. Бродского. Запрещено переиздание ранних произведений Дж. Сэлинджера и ранних пьес В. Набокова. Издание произведений Ф. Кафки по нашим законам — нелегально. Причём этот запрет действует бессрочно. Из-за этого культурное наследие многих авторов стало навечно недоступным как читателям, так и исследователям. Мало того, автор, например, писавший доносы на своих коллег в 1930-х годах, может в завещании запретить их публиковать. Соответственно, большое количество исторических документов может оказаться, таким образом, недоступным. В законе отсутствуют даже исключения «в научных целях» и т.д.

Пункт 6.2 статьи 1259 определяет, что государственные и муниципальные символы и знаки не защищаются авторским правом и являются общественным достоянием. Однако в явном виде законодательно не закреплено, что подобные произведения остаются свободными бессрочно. К примеру, гимн СССР должен являться свободным, хотя такого государства, как СССР, уже не существует.

И, наконец, в настоящее время закон вообще не устанавливает срок перехода в общественное достояние произведений, автор которых неизвестен и которые не были обнародованы (например, не публиковавшиеся ранее фотографии из личных архивов). Это приводит к замкнутому кругу — значительное количество таких произведений вообще нельзя опубликовать, т.к. для обнародования нужно согласие правообладателя, который неизвестен.

Впрочем, можно ещё долго перечислять нормы четвёртой части Гражданского кодекса, которые защищают непонятно кого и непонятно зачем, но при этом причиняют множество неудобств тем, кто пытается честно соблюдать все положения закона. Будут ли такие нормы поправлены? Готовы ли наши законодатели создать такой закон, который будет не только охранять интересы медиа-корпораций, но и защищать интересы авторов и общества? Хотелось бы, очень хотелось бы на это надеяться.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Люди шоколадной лажи

Или Как превратить шоколад в говядину

Совершая все более и более глубокое погружение в океан вранья, лицемерия и наглого цинизма, - такое, каким обернулось для меня знакомство с индустрией фальшивых диссертаций и дутых ученых титулов, бурно расцветающей в сегодняшней России, - постепенно отучаешься удивляться. То есть - совсем отучаешься, вообще.

11.03.2013 09:11, Serguei Parkhomenko


Полицейский разворот

Отечественные законотворцы продемонстрировали способность вносить поправки к существующему законодательству, не задействуя экспертную оценку

Лихой каскадерский прием от голливудских копов, в мгновение ока разворачивающий автомобиль на скорости, знаком любителям фильмов категории B годов так с 70-х. Примерно такой же трюк пытаются проделать российские законодатели, развернув свою творческую мысль от «блицкрига» по принятию «черных списков» и законопроектной DDoS-атаки до всеобъемлющего «закона об Интернете». Формат новый, вектор – тот же.

21.02.2013 16:17, Ирина Левова, Глеб Шуклин, Кирилл Журавлев


Плагиат Лебедева

Блогеры продолжают доставать скелеты из ВАКа

Поисковая группа Диссерокопателей, в которую я тут с большим удовольствием влился, поинтересовалась докторской диссертацией Лебедева Игоря Владимировича. Помните, кто это такой? Это родной сын Владимира Вольфовича Жириновского и по совместительству – многолетний депутат Государственной Думы РФ.

18.02.2013 11:01, Сергей Пархоменко


Большая чистка в науке

Правительство делает ставку на открытые данные

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев встретился с экспертами открытого правительства и обсудил реализацию концепции открытых данных для оказания услуг в интересах гражданского общества и бизнеса, принципы раскрытия информации органами государственной власти. Открытые данные (Open data) — общедоступный вид данных, источником которых являются органы государственной власти и/или местного самоуправления РФ, представленные в машиночитаемой форме и раскрывающие деятельность органа власти в рамках исполнения им своих функций. Все данные, признаваемые открытыми, подлежат публикации в открытых источниках с целью обеспечения доступа к ним со стороны внешних технических средств.

06.02.2013 18:24


Фальшивые диссертации начали выявлять десятками

Решения и предложения комиссии Минобрнауки по экспертной оценке диссертаций

С 2007 по 2012 год в России ежегодно лишались степени не более одного-двух человек. На этом фоне впечатляюще выглядит первый этап работы комиссии Минобрнауки по экспертной оценке диссертаций в МПГУ. Среди 25 выявленных нарушителей — и директор СУНЦ МГУ Андрей Андриянов, чью диссертацию общественность разглядела буквально под микроскопом.

01.02.2013 09:39, Евгений Насыров


Социальные сети в России сегодня

Цифры, тренды, прогнозы

Социальные медиа в России отличаются от своих западных аналогов – аудитория, контент, основные площадки для дискуссий и многое другое у нас совершенно «своё». И западные тренды частенько не просто запаздывают, но и вовсе обходят рунет стороной. Мы решили поделиться с вами нашим видением отечественных социальных медиа и их трендов. При проведении исследования анализируются данные ВЦИОМ и ФОМ по количеству и процентному соотношению зарегистрированных в социальных сетях аккаунтов, а так же данные TNS Web Index и Brand Analytics по активности живых аккаунтов.

31.01.2013 16:45, Ай-Теко


Чужие свои мысли

Над тезисами выступления профессора Юрия Громыко на брифинге 21 января 2013 года

Не успел еще закончиться скандал, связанный с оценкой эффективности вузов, как минобр готовит очередной сюрприз. На сей раз — для всей системы образования в целом, не только для высшей школы. На днях услышал по радио о планах сокращения количества учителей в школах и преподавателей в вузах.

30.01.2013 10:30, Илья Стечкин, к.ф.н., победитель конкурса «Молодой преподаватель МГУ - 2012»


Свободу знаниям и культурному наследию!

Предложения о реформе копирайта, представленные депутатом Европарламента Кристианом Энгстрёмом

Кристиан Энгстрём — шведский программист, активист и политический деятель. В апреле 2012 года вместе с Рикардом Фальквинге он представил Европарламенту книгу, в которой они рассматривают основные проблемы современного копирайта, вносят предложения по изменению текущего законодательства, и анализируют влияние, которое могут оказать эти изменения на культурный сектор.

28.01.2013 13:30, Кристиан Энгстрём


10 причин, по которым Вы бросите свою работу в 2013 году

Это перевод нашумевшей статьи с TechCrunch от Джеймса Альтушера — инвестора, программиста, автора статей и немного предпринимателя

Оставайтесь с боссом, который Вас ненавидит. С работой, которая держит Вас на цепи, соблазняя постоянными повышениями в зарплате и продвижениями по карьерной лестнице. Оставайтесь в культуре, которая тихо заменяет весь средний класс. Это не чья-то ошибка. Это тектонические плиты экономики, уничтожающие целую провинциальную культуру, которая продолжается почти 100 лет. Пока Вы не настроите себя на успех и на все, что этот выбор влечет за собой, Вы будете заперты в тюрьме.

28.01.2013 13:00, Джеймс Альтушер


Оправдались ли прогнозы?

«Часкор» публикует результаты исследования основных трендов, событий, форматов и нормативных актов образования будущего

С каждым годом «официальная» российская образовательная система ржавеет и становится всё бесполезнее и для обучаемых, и для нанимающих. Футурологи, педагоги, эксперты, ученые, технологи, студенты ежегодно собираются под крылом АСИ в рамках проектов форсайт и EduCamp и пытаются спрогнозировать и выстроить будущее. Один из первых опытов работы общества знания – итоги 2010 года.

24.01.2013 15:25






 
Экономика знания

Новости

Перспективы открытой науки обсудили на международной конференции в Москве
25 апреля в рамках 7-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня - 2018: редакционная политика, открытый доступ, научные коммуникации» состоялась секция «Открытая наука и открытый доступ».
В Казани стартовала серия семинаров по открытой науке
17 апреля в Научной библиотеке Казанского федерального университета состоялся первый из серии семинаров по открытому доступу «Российские университеты - открытой науке».
«Научный корреспондент» представлен в БГТУ им. Шухова
7 февраля в Белгородском государственном технологическом университете имени В. Г. Шухова состоялась лекция президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского, посвященная научной коммуникации в открытом доступе и проекту «Научный корреспондент». Студентам рассказали о возможностях открытой публикации выпускных квалификационных работ, открытых лицензиях Creative Commons, а также результатах исследовательской серии АИИ.
Открытую науку обсудили на Международной библиотечной конференции
На мероприятии был представлен ряд проектов, направленных на перевод научной коммуникации в открытый доступ.
КФУ готовится опубликовать выпускные работы
14 ноября проект «Научный корреспондент» был представлен в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский выступил с лекцией на тему научной коммуникации в открытом доступе перед студентами и преподавателями университета. Основная часть мероприятия была посвящена проблеме качества выпускных квалификационных работ студентов и открытой публикации ВКР как способу её решения. Участники мероприятия узнали также о возможностях участия в проекте «Научный корреспондент», открытых лицензиях и конкурсах учебных работ.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Денис Драгунский

Заметки по истории современности

О прогрессе и его цене

В детстве мы все читали научную фантастику. Нам очень нравилось. Но, повзрослев, мы заметили, что у научных фантастов случаются смешные мелкие ляпы. Один научный фантаст описывал, как в каком-то далеком будущем веке астронавты идут по грандиозному космолету. Было так тихо, что только и слышно было, как стрекочет кинокамера в руках одного из героев. То есть космолеты-гравипланы научный фантаст сумел нафантазировать. Но при этом считал, что и в далеком будущем веке снимать всё равно будут на кинопленку, грейферной камерой с пружинным заводом. «Аррифлексом-16», венцом кинотехники 1960-х.

Пётр Сафронов

Голос академии

Российской академии нужны не новые реформы, а детальный перебор механизма

Почему многие преподаватели и ученые так настойчиво защищают саму идею государственного финансирования образования и науки? Потому, что представители российского академического сообщества до сих пор не подвергли осознанию степень своей зависимости от сталинских принципов организации «интеллектуальной» деятельности, основанных на (само)цензуре и страхе (возможных) репрессий. Следует задуматься, есть ли в России какие-то другие государственные университеты, кроме сталинских, какие-то другие научные институты, кроме сталинских.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Некипелов: «Растерянность и паралич охватили всю Академию наук»

Беседа с академиком РАН, директором Московской школы экономики МГУ

Теперь уже нет сомнений: так называемая «реформа РАН» негативно сказалась на состоянии фундаментальных исследований в стране. Многие даже считают, что наука современной власти в России не нужна. Это главный итог «реформы», задуманной и осуществленной чиновниками, которые постепенно набирают вес везде – от хозяйственных контор до кремлевских коридоров. Их не остановила даже славная 300-летняя истории Российской Академии наук, в судьбу которой они вмешались столь бесцеремонно.

Михаил Цфасман: «Опора на экспертов должна быть систематической»

О российском и французском опыте реформы науки

Разговор о разных подходах к решению проблемы с известным математиком, доктором физико-математических наук, заведующим сектором алгебры и теории чисел Института проблем передачи информации РАН, ведущим научным сотрудником Национального центра научных исследований (Франция; CNRS) Михаилом Цфасманом.

Сергей Капица: «Я не сторонник катастрофического взгляда на жизнь»

Великий учёный о демографической теории и состоянии отечественной науки

Сегодня на 85-м году жизни скончался крупнейший ученый, просветитель и телеведущий Сергей Капица. Один из самых интеллектуальных людей планеты, он способствовал тому, чтобы настоящая наука перестала быть уделом избранных. Автор популярной научной программы «Очевидное-невероятное» обладал уникальным талантом превращать рассказ о сложнейшем мире современной науки в увлекательное путешествие, которое длилось 40 лет. Совсем недавно – в феврале этого года – Сергей Петрович Капица был награжден первой Золотой медалью РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Наука по-русски и в картинках

В России будет издаваться Science Illustrated

Журнал о науке Science Illustrated пришёл в Россию — первый номер выйдет уже 26 сентября. Теперь читателям будут рассказывать о науке просто и понятно, к тому же с красивыми картинками, которые издательство Bonnier Group почитает за едва ли не главное преимущество журнала.

Юрий Котов: «Электрические системы могут выходить из строя из-за вспышек на Солнце»

Но солнечная активность пока минимальна

Американские ученые считают, что усиление активности на Солнце может повлечь за собой сбой всех космических спутников и электрических систем на Земле. Российские ученые полагают, что эта опасность преувеличена, но изучать вопрос продолжают. На днях будет запушен революционный спутник, который будет исследовать Солнце так, как его еще никто не исследовал.