Только постоянные столкновения противоречивых человеческих интересов, направленных на одновременное достижение заведомо несовместимых между собой целей, еще в глубокой древности вызвали необходимость правового регулирования общественных отношений.
Вполне возможно, что уже тогда возникли первые ошибочные представления о праве как наиболее действенном и эффективном инструменте совершенствования общественной и экономической организации. В результате этих, ничем не обоснованных представлений постепенно созрело и получило затем достаточно широкое распространение убеждение в том, что одновременно с созданием некоего идеального или абсолютного права качество общественно-экономических отношений будет доведено до законченного совершенства. В том или ином виде эти, основанные на ошибочных представлениях, глубокие заблуждения, наряду с различными древними суевериями и предрассудками, сохранились до настоящего времени.
Очевидно, что право складывается из множества правовых ограничений, которые разделяют совокупность всех общественных отношений на две части. В одной из них, представляющей собой общее правовое пространство, существует полная правовая определенность общественных отношений, исключающая возможность какой-либо деятельности, либо предписывающая точный порядок действий. В другой части, представляющей собой общее внеправовое пространство, существует полная правовая неопределенность общественных отношений в виде никем и ничем не ограниченной свободы действий, так как эта их часть является невидимой для права. Разделяет различные части общественных отношений непрерывный скачкообразный переход от их полной правовой неопределенности к их полной правовой определенности и наоборот. Оказывается, что существуют всего лишь две степени правовой определенности общественных отношений: полная правовая неопределенность и полная правовая определенность.
Совокупность всех общественных отношений, многие области которых являются независимыми друг от друга, представляет собой достаточно сложное образование, поставить которому в соответствие общее внеправовое пространство в целом является задачей практически невозможной. Для ее упрощения следует рассматривать каждую область общественных отношений в отдельности, а в случае возникновения такой необходимости – и ее отдельные составные части. Продолжая, по мере надобности, продвигаться в этом направлении, мы дойдем до некоторых, элементарных, не поддающихся дальнейшему делению, областей общественных отношений, каждой из которых будет намного проще поставить в соответствие свое элементарное внеправовое пространство.
Очевидно, что общее внеправовое пространство образуется совокупностью всех элементарных внеправовых пространств.
Очевидно, что совокупность всех правовых ограничений, относящихся к некоторой элементарной области общественных отношений, образует соответствующее ей единственное элементарное внеправовое пространство. То есть, является обязательным соблюдение принципа непрерывности внеправового пространства, в отличие от пространства правового.
Очевидно, что каждое правовое ограничение должно быть оптимальным, то есть, наиболее целесообразным на данный момент времени.
Очевидно, что если все правовые ограничения, относящиеся к некоторой элементарной области общественных отношений, являются оптимальными, то они образуют соответствующее ей оптимальное элементарное внеправовое пространство.
Очевидно, что если все элементарные внеправовые пространства являются оптимальными, то они образуют общее оптимальное внеправовое пространство.
Задача в том и заключается, чтобы наиболее точно определить оптимальные значения всех правовых ограничений и получить тем самым наиболее точные положения образуемых ими непрерывных скачкообразных переходов, каждый из которых должен быть либо замкнутым, либо простираться в обе стороны в бесконечность. Только таким можно представить себе пресловутое идеальное или абсолютное право, которое не допускает никаких разночтений в случае возникновения необходимости дать правовую оценку действиям того или иного члена общества.
С помощью права невозможно совершенствовать сложившуюся общественную и экономическую организацию, так как право всего лишь сохраняет ее незыблемость со всеми ее пороками и недостатками. Право само не подлежит совершенствованию по причине невозможности совершенствования любого правового ограничения, которое можно только устранить: либо частично,
либо полностью. Само существование права является убедительным свидетельством несовершенства сложившейся человеческой самоорганизации. Однако многочисленные изобретатели в области права все еще намереваются усовершенствовать общественную и экономическую организацию с помощью юридического крючкотворства.
Конституционный порядок исторически утверждался в борьбе с монархическим политическим строем. «Старый порядок» на двух опорах — традиции и религии, поддерживавших мирное воспроизводство социума и структуры власти. Традиция и религия перестают выполнять эту функцию, когда рождается «современное общество» — сложнейший комплекс изменений, который в социальной теории принято называть модерном. Там, где на смену этим двум опорам не приходит вовремя публично-правовая конституционная система, социальный порядок грозит подвергнуться катастрофическому обрушению. Который и произошел в России в 1917 году. Современные традиционалисты разного толка на самом деле просто не имеют исторической памяти — или давно принесли ее в жертву эстетическому популизму.
Одни из этих изобретателей усердно сооружают некую загадочную химеру в виде идеального или абсолютного правового государства, которым может быть только лишь такое чудовищное образование, как идеальная или абсолютная тоталитарная диктатура, в наибольшей мере ограничивающая внеправовое пространство, вплоть до предписания обязательного порядка действий, наиболее значительными правовыми ограничениями. Общество, предоставляющее каждому человеку более широкую свободу действий, должно быть менее правовым, в котором право образует более обширное внеправовое пространство менее значительными правовыми ограничениями.
Следующая разновидность изобретателей в области права настойчиво сочиняет идеальные или абсолютные законы, долженствующие предоставить каждому человеку всевозможные неограниченные свободы. Между тем, происходящее из «Уложения о наказаниях», право в принципе не может предоставлять никаких свобод. Именно и только без каких бы то ни было правовых ограничений человек будет наиболее свободным, осуществляя свою деятельность в безграничном внеправовом пространстве, прибавить к которому что-нибудь еще не будет никакой возможности. Только для того, чтобы неограниченная свобода каждого не обернулась полномасштабным неуправляемым самопроизвольным процессом в общественных и экономических отношениях, необходимы достаточные правовые ограничения и ничего более.
Еще одна разновидность изобретателей в области права представляет собой неугомонных правозащитников, требующих предоставить всем очень много и очень равных прав. В конечном счете, право – это власть. Только власть имеет право совершать противоправные действия для изменения пределов внеправового пространства, дополняя право новыми правовыми ограничениями или устраняя избыточные. Каждый отдельный человек имеет только одни возможности устраивать свою жизнь, действуя в пределах существующего внеправового пространства, единственность которого будет означать равенство возможностей для всех и ничего более.
Каждый шаг человека к свободе происходил не в связи с праздным сочинением многочисленных конституций, биллей и хартий, предоставляющих, якобы, каждому человеку всевозможные права и свободы. Только последовательные устранения избыточных правовых ограничений, каждое из которых (устранение) было обусловлено предшествовавшим переходом к более качественной общественной и экономической организации, постепенно раздвигали пределы внеправового пространства. Получается, однако, что возможен еще один случай идеального правового регулирования общественных и экономических отношений, которым может быть абсолютное отсутствие каких бы то ни было правовых ограничений, исключающий в то же самое время возможность возникновения полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса. Понятно, что этот случай будет всего лишь следствием перехода к некоторой идеальной общественной и экономической организации, которая, рассматриваемая в качестве конечной цели общественного развития, едва ли будет достижимой, а рассматриваемая в качестве направления процесса совершенствования общества, будет единственно приемлемой. То есть, каждый переход к более качественной общественной и экономической организации будет превращать некоторые правовые ограничения в избыточные, а все общественные и экономические отношения будут все в большей мере являться результатом самодеятельности членов общества и все в меньшей мере определяться правовыми нормами. Вот это и будет неправовое общество, в котором наиболее обширное внеправовое пространство будет предоставлять всем наибольшую свободу действий. Вот это и будет общество равных возможностей, в котором все осуществляют свою деятельность в единственном внеправовом пространстве. Вот это и будет гражданское общество, в котором каждый, действуя ради своего блага, не ограничивает при этом возможности каждого из остальных. Вот это и будет открытое общество, в котором каждому будет понятна приемлемость действий любого другого. В конечном счете, право, правосудие, правоохранительные органы, исправительные учреждения вместе с клятвой и честным словом изначально придумали жулики и только жуликам все это надо. Вот и приехали! Оказывается, чтобы более правильно жить, действительно, надобно жить не по законам. Жить надобно по понятиям!
Таким образом, дальнейшее совершенствование человеческой самоорганизации является самостоятельной, не зависящей от правового регулирования общественных и экономических отношений, задачей.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Борьба на выживание.
О хитрости застройщиков, нарушениях в суде и небезразличных людях. - От имени народа.
Денис Драгунский о том, что гражданское общество совсем не синоним «хорошего» общества. - От принципа Коперника до опыта двойного слепого метода .
Самые важные научные законы для современного мира. - Спасибо за неравнодушие или Иногда справедливость торжествует.
История, произошедшая через три дня после праздника Победы. - Принцип Парето по-русски.
«Либерасты» и лентяи. - Из клетки в трясину.
«Совершенно исчезло, или, во всяком случае, во много раз сократилось личное пространство нормальной жизни». - 2012.
I'm still in love. - Добрые люди.
Настроение Москвы по дням недели. - Сценарии будущего от американской разведки.
Авторы исследования “Глобальные тенденции 2030. Альтернативные миры” считают, что человечество стоит на пороге серьёзных изменений. - На кого «работает» рунет? Как он тормозит развитие гражданского общества?
Открытое письмо к лидерам российской оппозиции, лидерам мнений граждански активной части общества и всем неравнодушным пользователям рунета.