Подписаться на обновления
25 ноябряСуббота

usd цб 58.5318

eur цб 69.3309

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Татьяна Кулагина, therunet.com   четверг, 13 октября 2016 года, 12:00

«Образование не должно быть тоталитарным»
Василий Лебедев, основатель школы «ИКРА», о том, как построить бизнес, за который в России не принято платить


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Школа креативного мышления ИКРА, как и все изобретения, идеи и системы, которые мне удавалось строить в жизни — это долгий, очень интересный, трудоемкий и насыщенный процесс. Он формировался годами. Формировался самыми разными людьми, которые участвовали в этом бизнесе, и всем окружением, которое подталкивало нас к созданию такой школы.

Первым стал курс по digital-продюсированию в 2008 году. Мы делали совершенно практическую программу, которая систематизировала представления об управлении и разработке digital-проектов. И первый наш поток состоял из 8–9 студентов. На тот момент не было никакого понимания о системах, креативных процессах, структуре на рынке в целом. Когда мы собирали самые разные агентства, приглашали креативных директоров, то удивлялись, насколько разрознена и разнообразна у всех работа. Всё строилось по принципу: кто во что горазд. Каждый понимал что-то свое, но единой базы не было.

Увидев разнообразие подходов, мы поняли: надо взять на себя миссию систематизировать знания в коммуникациях.

Очень быстро стало понятно, что мы работаем в гораздо более широкой области и не просто рассказываем про digital-рекламу. Мы поняли, что нам нужны фундаментальные науки: социология, психология, инженерия. Мы стали копать вглубь самых разных научных областей. В итоге нам стало тесно даже в области коммуникации, и мы поняли, что в действительности учим креативному и стратегическому мышлению. Тот комплекс знаний и методик, который мы внедряем в ИКРЕ — это синтез практических приемов, методов и подходов, которые мы научились структурировать и приземлять везде, на любой почве.

Всё сначала

Барьер для развития образовательного бизнеса в России — неправильное отношение к предмету. В качестве культурного контекста считается, что у нас образование должно быть бесплатным или же очень дешевым. Я с этим категорически не согласен и считаю, что образование — самая дорогая ценность. Оно должно стоить денег и должно быть качественным. Иначе мы попадаем в замкнутый круг: пока ты считаешь, что образование должно быть бесплатным, у школы нет денег на развитие педагогов. Соответственно, либо педагог работает на благотворительных началах, либо это плохой педагог. На благотворительности долго просуществовать невозможно. У человека, разумеется, есть потребность в еде, сне, отдыхе и так далее.

Если же образование дорого стоит, то есть возможность нанимать квалифицированных педагогов, вкладываться в развитие команды и в методическую часть. Нужно инвестировать в этот процесс свое время целиком. В ситуации, если вы не можете обеспечивать комфорт своим преподавателям, им приходится работать где-то еще, отвлекаться, фрилансить. Люди уже не смогут уделять достаточного внимания материалу, они не могут встречаться внутри школы, не могут сами учиться. А для преподавателя одной из важнейших компетенций, как я считаю, является компетенция ученика. Хороший преподаватель не может быть плохим учеником. Поэтому для нормального молодого человека, зрелого практика, вы должны давать всю эту атмосферу. И это стоит денег.

Соответственно, до сих пор нам приходится находить всевозможные способы, пути организации бизнеса таким образом, чтобы создавать эту методическую школу, развивать наших преподавателей, выстраивать всё новые программы. Для меня критически важно, чтобы материал ИКРЫ был применимым, актуальным, интересным и важным для наших учеников.

Это самое сложное, с чем нам приходится всё время работать.

Конечно, онлайн-образование пытается решать этот вопрос. Вообще есть такая линия миссионерская, которая гласит: «Все образование в онлайне должно быть бесплатным для всех!». Звучит здорово, но зачастую это больше пиар, чем реальное обучение. Вы можете записать видеоконтент, сделать онлайн-задание, но это никогда не заменит практической групповой работы, общения с преподавателем, сопереживания, совершения ошибок и регулярного участия в образовательном процессе в замкнутом месте. Оффлайн и онлайн должны жить в симбиозе. Глупо рассчитывать, что бесплатные онлайн-курсы полностью заменят вам профессиональную подготовку в школе.

Сейчас, когда все отлажено, тоже есть новые задачи. Это и есть самое интересное и главное в нашей работе — превращать любые проблемы в задачи. Уровень проблем и задач с каждым годом растёт. Но судьба посылает нам ровно то сопротивление, которое мы способны преодолеть на данный момент. Важно понимать, насколько у нас в целом изменилось восприятие. Например, в 2010 году катастрофой казалось, что мы набрали 12 человек вместо 15 на основной курс. Сегодня вопрос катастрофы это уже совсем другие цифры и масштабы. В ИКРЕ на сегодня запущено 40 программ.

Методология на ошибках

Методологию ИКРЫ мы основывали на своих же собственных ошибках. Парадокс: методология обучения сложилась ровно так же, как мы теперь учим ребят. Мы запускали курс, ошибались, видели то, что именно мы делали неправильно. Понимали, как мы скучно рассказывали лекции, как мы неэффективно расходовали время и усилия. Анализировали и искали новые источники знаний, изучали российские и западные образовательные проекты, читали разные статьи, общались с педагогами и андрогогами. Изучали индуктивные методологии, смотрели игровые механики.

Это был научный путь к исследованию, постановке гипотез, их опровержению и подтверждению. Я искренне считаю, что ИКРА — одно из немногих мест в России, где серьезно и системно разрабатывают эти образовательные методики. Мы считаем, что образовательный опыт, который человек получает в процессе обучения — это самая главная ценность. Мы не просто лекторы, мы — дизайнеры опыта. Мы создаем не занятие, а мероприятие, на которое приходит человек и переживает собственный опыт. Студент меняется в процессе обучения. Он трансформируется в нового себя.

На нас лежит огромная ответственность, чтобы эта трансформация была адекватной, чтобы она была со знаком «плюс». Соответственно, на нас приходится большая доля коучинга и определения целей в процессе образовательного пути нашего студента. К слову, большой провал в системе образования — это отсутствие системы целеполагания и коучинга в процессе обучения.

До сих пор единицы школ и университетов имеют такую систему в России, хотя во многих западных традициях обучения это совершенно нормальная, привычная вещь. Человек, который учится чему-либо, должен понимать применимость своих знаний в будущем. Образование должно соответствовать его желаниям и целям. Это должно подталкивать его к формированию своей миссии. Если этого не происходит, вы просто лопатой сгружаете в его мозг тонну знаний, от которых в итоге останется 5%.

Какой перфоманс — такие и студенты

За 7 лет существования нашей школы появлялось много образовательных проектов, которые всплывали, тонули, появлялись и исчезали. Я могу перечислить 5 стабильных конкурентов, хотя они не являются нашими прямыми конкурентами. Точнее, все 5 школ, которые с нами конкурируют за деньги и внимание учеников, имеют совершенно разную философию, разный подход и разные цели обучения.

В плане материала, методологии, подходов это — разные школы. Мы довольно плотно общаемся между собой, даже поддерживаем друг друга, потому что нас немного на этом рынке. Мы все пытаемся строить коммерческий образовательный проект в непростом российском контексте. Я глубоко уважаю всех руководителей этих школ, потому что представляю, какой путь они преодолевают.

Эта конкурентная атмосфера отличается, например, от атмосферы перенасыщенного рекламного рынка, в котором множество разных агентств, студий, бюро. Там конкуренция жестче, есть интриги и переманивания, а в нашей образовательной среде такого всё-таки нет. Мы, конечно, рубимся за учеников, но это наша собственная воля и инвестиция в то, что мы предлагаем человеку. Рассказываем: ИКРА учит так, программы такие, специалисты такие. Какой перформанс мы покажем, таких студентов и заслужим. Всё справедливо.

Учителя — новые рок-звезды

Для человека важнее стремление кого-то учить, чему-то учиться самому, нежели фактический опыт обучения в педагогическом ВУЗе. У меня есть масса знакомых, которые закончили различные педагогические институты и не работают по специальности. Большинство кураторов ИКРЫ не являются учителями по образованию, но при этом с удовольствием овладевают педагогическими и андрагогическими практиками.

Нам важно сделать профессию учителя модной. На мой взгляд, учителя сегодня — это новые рок-звезды. Чтобы быть рок-звездой, тебе не нужно учиться в консерватории 12 лет. Конечно, неплохо, если у тебя есть профильное образование, оно во многом помогает. Но стремление узнавать, осваивать практики, получать навыки намного важнее, чем классическое, «принудительное» педагогическое образование.

Свобода может убить, но без нее никак

Свобода в обучении — это невероятно сложная вещь. Она требует колоссальной самодисциплины. Свобода может убить, если ты не способен ее правильно «упаковывать» для себя. Любой специалист в креативной области, обладая творческой свободой, либо перегорает (так как не может управлять своей энергией, бездумно ее тратит и впадает в депрессию), либо овладевает навыками управления своим временем, своим мышлением и разумно инвестирует свои креативные силы.

За последние 7 лет мы работали с 500 преподавателями по всему СНГ, это специалисты разных уровней и возрастов. И я могу с уверенностью сказать, что каждый преподаватель и куратор, который сейчас с нами команде — это человек, неоднократно проявивший свои компетенции, профессионализм и дисциплину. Да, очень многие преподаватели срываются. Они бывают не готовы к тем высоким требованиям, которые мы предъявляем нашим учителям.

У нас есть обязательный процесс подготовки занятий, обязательное использование брифа, обязательная раскладка курса на модули, сценарирование занятий, чёткое описание всех временных промежутков занятия вплоть до 15-минутных отрезков. Если преподаватель не соглашается идти по этому пути, то он просто не наш преподаватель. Мы несем огромную ответственность за образовательный опыт, который даём.

Я не могу себе позволить нанимать таких свободных ребят, которые готовят презентацию в последнюю ночь перед лекцией. В моем мировоззрении это преподавательское дно. И очень грустно, что многие программы в нашей стране до сих пор готовятся по такому принципу: собирают 10 классных людей, они быстро «лепят» свои презентации и по очереди их рассказывают. Вот и весь процесс обучения. Это очень расстраивает.

На любой программе 70% часов ведут наши учителя, и только 30% времени отведено приглашённым лекторам. Мы делаем это для сохранения уникального опыта. У нас есть масса методических материалов, есть своё понимание устоявшихся терминов (таких, как «большая идея», «инсайт», «механики», «пользовательский путь», «креативный бриф» и т. д.)

В каком-то смысле ИКРА — это эксперимент, в рамках которого мы пытаемся построить так называемую «бирюзовую организацию». Не могу сказать, что мы сделали это до конца, но мы пропагандируем принципы свободной, самоорганизующейся компании с горизонтальным управлением. Самосознание, ответственность и дисциплина каждого сотрудника находятся на очень высоком уровне.

У нас все сотрудники принимают решения в рамках своей области. Я как руководитель ИКРЫ выполняю скорее функцию консультанта или советчика, но уж точно не тоталитарного диктатора. В ИКРЕ все профессионалы сами являются руководителями своих кругов ответственности. У каждого есть та область, которой он сопереживает, свои цели относительно работы и жизни. И для нас команда — это самый ценный капитал в ИКРЕ.

Самый социальный бизнес

Для нас ничто не может сравниться с успехами выпускников. Могу смело сказать, что моя гордость — это 7 тысяч человек, на жизнь которых я оказал влияние. Школа вместе со мной помогла им найти себя, принять судьбоносные решения, определиться с профессией, изменить свое мышление. Это — неиссякаемый источник вдохновения и энергии. Выпускники, команда и методология — наши главные поводы для гордости.

У нас закладывается определенная система связей: икрята берут икрят на работу. Часто происходят такие ситуации: на рекламном рынке запускается тендер. Заказчик — выпускник ИКРЫ, со стороны агентств — выпускники ИКРЫ. Все существуют в единой системе мировоззрения. Это очень здорово, ведь появляется система оценки работы, оценки ожидаемых результатов. Это очень мощный импульс.

Сейчас мы разрабатываем внутреннюю сеть для всех выпускников школы — IKRA ID. С ее помощью ребята будут находить друг друга не только по Facebook. Мы планируем внедрить эту систему между всеми выпускниками в ближайшее время, им это должно помочь взаимодействовать. В специальной поисковой системе они смогут смотреть оценки друг друга, узнавать кураторов, нынешние места работы своих друзей и т. д.

Образовательный бизнес — социальный. Вы влияете на общество. Вы позволяете человеку раскрыться, стать самим собой, исправить свои ошибки внутри занятий. Это очень человекоориентированный бизнес. И самое важное здесь — научиться сопереживать студентам, кураторам, всей команде. Образование не может быть тоталитарным! Образовательный проект — живая структура, она должна соответствовать тенденциям и существующему контексту. Школа должна стараться спрогнозировать ситуацию и уже сегодня придумать программу, потребность в которой у студентов возникнет только через год.

В следующем сезоне новых программ будет еще больше. В частности, на данный момент мы активно прорабатываем темы геймдизайна, креативного мышления в фармацевтике и биотехнологиях, развиваем сектор финансово-технического изобретательства (работаем со Сбербанком), прорабатываем креативное мышление в блогах и СМИ. Начинаем работу в области ТВ вместе с Первым каналом. Так что впереди еще много интересного и полезного.

Источник: therunet.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Культура свободного обмена

Перспективы открытой науки обсудили на Культурном форуме

17 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума на площадке СПбГУ состоялся круглый стол «Open Access: новая культура публикации, доступа и защиты научной информации». В мероприятии приняли участие представители Общества Макса Планка, Минкультуры РФ, Минобрнауки РФ, университетов, библиотек и некоммерческих организаций.

25.11.2017 13:00, Наталия Трищенко


От пособия по написанию курсовой до исследования по кибербуллингу

Выбор редакции: самые интересные работы на портале «Научного корреспондента»

В наш топ-8 вошли четыре дипломных, два исследования и две курсовые. О чем были написаны работы, в каких университетах создавались и почему их стоит прочитать.

24.11.2017 16:00, Евгения Рассказова


Списать или не списать

Что студенты думают о публикации ВКР в открытом доступе

На обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», который предполагает обязательную публикацию в сети выпускных работ студентов специалитета и магистратуры. Некоторые выпускники выступают против размещения работ онлайн, поскольку не хотят слышать критику в свой адрес. Другие – боятся не пройти антиплагиат. Мы поговорили со студентами российских вузов и выяснили, как они относятся к законопроекту.

21.11.2017 16:00, Наталья Глухова


На пути к доступному знанию

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

20.11.2017 13:00, Аса Сигурэ


Где искать научные статьи в открытом доступе

Результаты исследований становятся все доступнее – но найти их не так-то просто

Хотя крупные коммерческие издательства продолжают настаивать на дорогостоящей подписке к научным журналам, движение за открытый доступ к науке добилось больших успехов, сделав многие научные публикации доступными для читателей бесплатно.

17.11.2017 14:00



Открытая наука начинается с открытого доступа

Все возрастающее значение данных и необходимость комплексных методов их анализа, вместе с проблемой воспроизводимости исследований в некоторых научных областях, привели к появлению и росту движения за открытую науку. Как пишет timeshighereducation.com, открытая наука начинается с открытого доступа – но насколько успешно развивается эта издательская модель?

15.11.2017 14:00, Tony Hey


Прозрачность рецензирования научных статей

Открытый процесс рецензирования вызывает большее доверие читателей

В 1832 году британское Королевское общество приняло решение перейти от устных докладов к письменным рецензиям научных работ, которые были опубликованы. Автором этой идеи был Фредерик Аугустус (Frederick Augustus), герцог Сассекский. В несколько видоизмененной форме эта система дошла до наших дней.

14.11.2017 16:00, Phil Hurst


Без регистрации и SMS

58 электронных научных ресурсов открытого доступа

Из-за недостатка электронных научных ресурсов открытого доступа в нашей стране научные сотрудники и студенты часто испытывают затруднения в поиске информации для исследований. Однако существует множество иноязычных источников, которыми можно пользоваться на территории РФ. Томский государственный университет собрал ссылки на открытые научные ресурсы различных сфер и направлений.

13.11.2017 13:00, Томский государственный университет


Наука в открытом доступе

Ученые за и против

Научные статьи все чаще публикуют в открытом доступе. Одни ученые выступают за свободное распространение результатов исследований без посредничества платных журналов. Другие опасаются, что открытый доступ может привести к распространению недостоверных фактов.

09.11.2017 16:00, Наталья Копылова, libinform.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.
Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.
МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.