Подписаться на обновления
30 апреляВоскресенье

usd цб 56.9838

eur цб 62.0440

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Татьяна Кулагина, therunet.com   четверг, 13 октября 2016 года, 12.00

«Образование не должно быть тоталитарным»
Василий Лебедев, основатель школы «ИКРА», о том, как построить бизнес, за который в России не принято платить


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Школа креативного мышления ИКРА, как и все изобретения, идеи и системы, которые мне удавалось строить в жизни — это долгий, очень интересный, трудоемкий и насыщенный процесс. Он формировался годами. Формировался самыми разными людьми, которые участвовали в этом бизнесе, и всем окружением, которое подталкивало нас к созданию такой школы.

Первым стал курс по digital-продюсированию в 2008 году. Мы делали совершенно практическую программу, которая систематизировала представления об управлении и разработке digital-проектов. И первый наш поток состоял из 8–9 студентов. На тот момент не было никакого понимания о системах, креативных процессах, структуре на рынке в целом. Когда мы собирали самые разные агентства, приглашали креативных директоров, то удивлялись, насколько разрознена и разнообразна у всех работа. Всё строилось по принципу: кто во что горазд. Каждый понимал что-то свое, но единой базы не было.

Увидев разнообразие подходов, мы поняли: надо взять на себя миссию систематизировать знания в коммуникациях.

Очень быстро стало понятно, что мы работаем в гораздо более широкой области и не просто рассказываем про digital-рекламу. Мы поняли, что нам нужны фундаментальные науки: социология, психология, инженерия. Мы стали копать вглубь самых разных научных областей. В итоге нам стало тесно даже в области коммуникации, и мы поняли, что в действительности учим креативному и стратегическому мышлению. Тот комплекс знаний и методик, который мы внедряем в ИКРЕ — это синтез практических приемов, методов и подходов, которые мы научились структурировать и приземлять везде, на любой почве.

Всё сначала

Барьер для развития образовательного бизнеса в России — неправильное отношение к предмету. В качестве культурного контекста считается, что у нас образование должно быть бесплатным или же очень дешевым. Я с этим категорически не согласен и считаю, что образование — самая дорогая ценность. Оно должно стоить денег и должно быть качественным. Иначе мы попадаем в замкнутый круг: пока ты считаешь, что образование должно быть бесплатным, у школы нет денег на развитие педагогов. Соответственно, либо педагог работает на благотворительных началах, либо это плохой педагог. На благотворительности долго просуществовать невозможно. У человека, разумеется, есть потребность в еде, сне, отдыхе и так далее.

Если же образование дорого стоит, то есть возможность нанимать квалифицированных педагогов, вкладываться в развитие команды и в методическую часть. Нужно инвестировать в этот процесс свое время целиком. В ситуации, если вы не можете обеспечивать комфорт своим преподавателям, им приходится работать где-то еще, отвлекаться, фрилансить. Люди уже не смогут уделять достаточного внимания материалу, они не могут встречаться внутри школы, не могут сами учиться. А для преподавателя одной из важнейших компетенций, как я считаю, является компетенция ученика. Хороший преподаватель не может быть плохим учеником. Поэтому для нормального молодого человека, зрелого практика, вы должны давать всю эту атмосферу. И это стоит денег.

Соответственно, до сих пор нам приходится находить всевозможные способы, пути организации бизнеса таким образом, чтобы создавать эту методическую школу, развивать наших преподавателей, выстраивать всё новые программы. Для меня критически важно, чтобы материал ИКРЫ был применимым, актуальным, интересным и важным для наших учеников.

Это самое сложное, с чем нам приходится всё время работать.

Конечно, онлайн-образование пытается решать этот вопрос. Вообще есть такая линия миссионерская, которая гласит: «Все образование в онлайне должно быть бесплатным для всех!». Звучит здорово, но зачастую это больше пиар, чем реальное обучение. Вы можете записать видеоконтент, сделать онлайн-задание, но это никогда не заменит практической групповой работы, общения с преподавателем, сопереживания, совершения ошибок и регулярного участия в образовательном процессе в замкнутом месте. Оффлайн и онлайн должны жить в симбиозе. Глупо рассчитывать, что бесплатные онлайн-курсы полностью заменят вам профессиональную подготовку в школе.

Сейчас, когда все отлажено, тоже есть новые задачи. Это и есть самое интересное и главное в нашей работе — превращать любые проблемы в задачи. Уровень проблем и задач с каждым годом растёт. Но судьба посылает нам ровно то сопротивление, которое мы способны преодолеть на данный момент. Важно понимать, насколько у нас в целом изменилось восприятие. Например, в 2010 году катастрофой казалось, что мы набрали 12 человек вместо 15 на основной курс. Сегодня вопрос катастрофы это уже совсем другие цифры и масштабы. В ИКРЕ на сегодня запущено 40 программ.

Методология на ошибках

Методологию ИКРЫ мы основывали на своих же собственных ошибках. Парадокс: методология обучения сложилась ровно так же, как мы теперь учим ребят. Мы запускали курс, ошибались, видели то, что именно мы делали неправильно. Понимали, как мы скучно рассказывали лекции, как мы неэффективно расходовали время и усилия. Анализировали и искали новые источники знаний, изучали российские и западные образовательные проекты, читали разные статьи, общались с педагогами и андрогогами. Изучали индуктивные методологии, смотрели игровые механики.

Это был научный путь к исследованию, постановке гипотез, их опровержению и подтверждению. Я искренне считаю, что ИКРА — одно из немногих мест в России, где серьезно и системно разрабатывают эти образовательные методики. Мы считаем, что образовательный опыт, который человек получает в процессе обучения — это самая главная ценность. Мы не просто лекторы, мы — дизайнеры опыта. Мы создаем не занятие, а мероприятие, на которое приходит человек и переживает собственный опыт. Студент меняется в процессе обучения. Он трансформируется в нового себя.

На нас лежит огромная ответственность, чтобы эта трансформация была адекватной, чтобы она была со знаком «плюс». Соответственно, на нас приходится большая доля коучинга и определения целей в процессе образовательного пути нашего студента. К слову, большой провал в системе образования — это отсутствие системы целеполагания и коучинга в процессе обучения.

До сих пор единицы школ и университетов имеют такую систему в России, хотя во многих западных традициях обучения это совершенно нормальная, привычная вещь. Человек, который учится чему-либо, должен понимать применимость своих знаний в будущем. Образование должно соответствовать его желаниям и целям. Это должно подталкивать его к формированию своей миссии. Если этого не происходит, вы просто лопатой сгружаете в его мозг тонну знаний, от которых в итоге останется 5%.

Какой перфоманс — такие и студенты

За 7 лет существования нашей школы появлялось много образовательных проектов, которые всплывали, тонули, появлялись и исчезали. Я могу перечислить 5 стабильных конкурентов, хотя они не являются нашими прямыми конкурентами. Точнее, все 5 школ, которые с нами конкурируют за деньги и внимание учеников, имеют совершенно разную философию, разный подход и разные цели обучения.

В плане материала, методологии, подходов это — разные школы. Мы довольно плотно общаемся между собой, даже поддерживаем друг друга, потому что нас немного на этом рынке. Мы все пытаемся строить коммерческий образовательный проект в непростом российском контексте. Я глубоко уважаю всех руководителей этих школ, потому что представляю, какой путь они преодолевают.

Эта конкурентная атмосфера отличается, например, от атмосферы перенасыщенного рекламного рынка, в котором множество разных агентств, студий, бюро. Там конкуренция жестче, есть интриги и переманивания, а в нашей образовательной среде такого всё-таки нет. Мы, конечно, рубимся за учеников, но это наша собственная воля и инвестиция в то, что мы предлагаем человеку. Рассказываем: ИКРА учит так, программы такие, специалисты такие. Какой перформанс мы покажем, таких студентов и заслужим. Всё справедливо.

Учителя — новые рок-звезды

Для человека важнее стремление кого-то учить, чему-то учиться самому, нежели фактический опыт обучения в педагогическом ВУЗе. У меня есть масса знакомых, которые закончили различные педагогические институты и не работают по специальности. Большинство кураторов ИКРЫ не являются учителями по образованию, но при этом с удовольствием овладевают педагогическими и андрагогическими практиками.

Нам важно сделать профессию учителя модной. На мой взгляд, учителя сегодня — это новые рок-звезды. Чтобы быть рок-звездой, тебе не нужно учиться в консерватории 12 лет. Конечно, неплохо, если у тебя есть профильное образование, оно во многом помогает. Но стремление узнавать, осваивать практики, получать навыки намного важнее, чем классическое, «принудительное» педагогическое образование.

Свобода может убить, но без нее никак

Свобода в обучении — это невероятно сложная вещь. Она требует колоссальной самодисциплины. Свобода может убить, если ты не способен ее правильно «упаковывать» для себя. Любой специалист в креативной области, обладая творческой свободой, либо перегорает (так как не может управлять своей энергией, бездумно ее тратит и впадает в депрессию), либо овладевает навыками управления своим временем, своим мышлением и разумно инвестирует свои креативные силы.

За последние 7 лет мы работали с 500 преподавателями по всему СНГ, это специалисты разных уровней и возрастов. И я могу с уверенностью сказать, что каждый преподаватель и куратор, который сейчас с нами команде — это человек, неоднократно проявивший свои компетенции, профессионализм и дисциплину. Да, очень многие преподаватели срываются. Они бывают не готовы к тем высоким требованиям, которые мы предъявляем нашим учителям.

У нас есть обязательный процесс подготовки занятий, обязательное использование брифа, обязательная раскладка курса на модули, сценарирование занятий, чёткое описание всех временных промежутков занятия вплоть до 15-минутных отрезков. Если преподаватель не соглашается идти по этому пути, то он просто не наш преподаватель. Мы несем огромную ответственность за образовательный опыт, который даём.

Я не могу себе позволить нанимать таких свободных ребят, которые готовят презентацию в последнюю ночь перед лекцией. В моем мировоззрении это преподавательское дно. И очень грустно, что многие программы в нашей стране до сих пор готовятся по такому принципу: собирают 10 классных людей, они быстро «лепят» свои презентации и по очереди их рассказывают. Вот и весь процесс обучения. Это очень расстраивает.

На любой программе 70% часов ведут наши учителя, и только 30% времени отведено приглашённым лекторам. Мы делаем это для сохранения уникального опыта. У нас есть масса методических материалов, есть своё понимание устоявшихся терминов (таких, как «большая идея», «инсайт», «механики», «пользовательский путь», «креативный бриф» и т. д.)

В каком-то смысле ИКРА — это эксперимент, в рамках которого мы пытаемся построить так называемую «бирюзовую организацию». Не могу сказать, что мы сделали это до конца, но мы пропагандируем принципы свободной, самоорганизующейся компании с горизонтальным управлением. Самосознание, ответственность и дисциплина каждого сотрудника находятся на очень высоком уровне.

У нас все сотрудники принимают решения в рамках своей области. Я как руководитель ИКРЫ выполняю скорее функцию консультанта или советчика, но уж точно не тоталитарного диктатора. В ИКРЕ все профессионалы сами являются руководителями своих кругов ответственности. У каждого есть та область, которой он сопереживает, свои цели относительно работы и жизни. И для нас команда — это самый ценный капитал в ИКРЕ.

Самый социальный бизнес

Для нас ничто не может сравниться с успехами выпускников. Могу смело сказать, что моя гордость — это 7 тысяч человек, на жизнь которых я оказал влияние. Школа вместе со мной помогла им найти себя, принять судьбоносные решения, определиться с профессией, изменить свое мышление. Это — неиссякаемый источник вдохновения и энергии. Выпускники, команда и методология — наши главные поводы для гордости.

У нас закладывается определенная система связей: икрята берут икрят на работу. Часто происходят такие ситуации: на рекламном рынке запускается тендер. Заказчик — выпускник ИКРЫ, со стороны агентств — выпускники ИКРЫ. Все существуют в единой системе мировоззрения. Это очень здорово, ведь появляется система оценки работы, оценки ожидаемых результатов. Это очень мощный импульс.

Сейчас мы разрабатываем внутреннюю сеть для всех выпускников школы — IKRA ID. С ее помощью ребята будут находить друг друга не только по Facebook. Мы планируем внедрить эту систему между всеми выпускниками в ближайшее время, им это должно помочь взаимодействовать. В специальной поисковой системе они смогут смотреть оценки друг друга, узнавать кураторов, нынешние места работы своих друзей и т. д.

Образовательный бизнес — социальный. Вы влияете на общество. Вы позволяете человеку раскрыться, стать самим собой, исправить свои ошибки внутри занятий. Это очень человекоориентированный бизнес. И самое важное здесь — научиться сопереживать студентам, кураторам, всей команде. Образование не может быть тоталитарным! Образовательный проект — живая структура, она должна соответствовать тенденциям и существующему контексту. Школа должна стараться спрогнозировать ситуацию и уже сегодня придумать программу, потребность в которой у студентов возникнет только через год.

В следующем сезоне новых программ будет еще больше. В частности, на данный момент мы активно прорабатываем темы геймдизайна, креативного мышления в фармацевтике и биотехнологиях, развиваем сектор финансово-технического изобретательства (работаем со Сбербанком), прорабатываем креативное мышление в блогах и СМИ. Начинаем работу в области ТВ вместе с Первым каналом. Так что впереди еще много интересного и полезного.

Источник: therunet.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Меняем школу изнутри

Для чего отправлять детей в школу, зачем ставить оценки и как сделать это место лучше

«Я хочу, чтобы после школы мой ребенок верил в свои силы, был любознательным и упорным. Точка. Китайский выучит сам, если ему будет нужно. Это формула успеха в мире, где не будет половины сегодняшних профессий. В мире, где рутинные операции будут делать роботы. Все работодатели ищут и не могут найти одного и того же – инициативности и самостоятельности».

14.04.2017 13:00, Федор Шеберстов


Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru


Доспехи будущего

Чему и как учить ребенка сегодня, чтобы не жалеть об этом завтра?

Гарвард или Оксфорд? На какой вуз вы копите деньги для ребенка, который лет через 15 окончит среднюю школу? Эти размышления родителей бессмысленны, если не учитывать, что традиционное университетское образование в ближайший десяток лет вымрет. Хватит копить на потом – вкладывайте сейчас. Да, мы не можем предсказать будущее и научить детей в точности тому, что они будут делать. Однако сегодня мы в состоянии вооружить их теми инструментами, которые помогут им выжить завтра. И если уж инвестировать в образование своего ребенка, то только здесь, сейчас и с учетом завтрашнего дня. Копить нужно не деньги, а опыт и практические навыки, которые помогут ребенку освоиться в том мире, который ждет его в будущем.

10.03.2017 13:00, Лилия Гордиенко, womo.ua


Выживут только отличники

Почему 95% выпускников так и не знают иностранный язык

Это какой-то сговор. Нет другого объяснения, почему в российских школах сделано все для того, чтобы ученики не знали иностранный язык. Неважно, по какому учебнику занимаются с детьми, это лишь подспорье. Основная задача лежит на преподавателе. И тут возникает вопрос: почему даже у хороших учителей 95% детей в классе ничего не знает? Об этом рассуждает выпускница филологического факультета Волгоградского университета, журналист Юлия Доронина.

15.02.2017 13:00, Юлия Доронина, mel.fm


Нужны ли стране академики?

Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

03.02.2017 16:00, Виктор Власов


Не думать о белой обезьяне!

К чему на самом деле приводят запреты

Дети — наше всё. И мы готовы оберегать их примерно так, как Маленький принц оберегал свою розу — накрывая колпаком и прикрывая ширмой.

25.01.2017 13:00, Анатолий Шперх, newtonew.com


Система троечников будет снесена

«Люди, которые могли бы умножать знания, работают на фальсификацию знаний»

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель и издатель интернет-издания «Частный Корреспондент», об управлении знаниями, их открытости и доступности для современного общества. Выступление на Экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа».

20.01.2017 14:00, Иван Засурский


«Берем только лучших!»

Первая онлайн-магистратура в России: новые возможности от МФТИ

В последнее время СМИ много говорят про МООК – массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют студентам обучаться на дому. Одной из важнейших тем для споров всегда оказывалось качество такого образования. В этом году МФТИ запустил первую в России онлайн-магистратуру по направлению «Современная комбинаторика». Вуз обещает лучшие курсы от лучших преподавателей, обучение онлайн в гибридном формате и полноценный диплом государственного образца.

08.12.2016 17:00, Аса Сигурэ


Школа – высота для многих недосягаемая

«Лучше уж заимствовать сведения из видеоигр, чем выйти на улицу и направится в сторону очередной пивной»

Множество специалистов оканчивает педагогический университет, уходя торговать в бутики и в пивнушки. Куда угодно, только не в школу – не в шумный коллектив с непредсказуемыми детьми и родителями. Учитель всегда находится, словно на лезвии бритвы, любой ребёнок может спросить и сказать прямо в лоб. Видели отечественный фильм «Географ глобус пропил» или «Училку», удостоенную приза зрительских симпатий? Дети измываются над учителями, чувствуя безнаказанность.

03.12.2016 16:00, Виктор Власов


«Мы можем не успеть сохранить знания!»

Интервью с Тарасом Пустовым, руководителем Центра инновационных образовательных технологий МФТИ

Университетские образовательные проекты открытого доступа пока остаются в России редкостью, к тому же о них знают, как правило, только студенты или абитуриенты соответствующего вуза. Но есть примеры инициатив, которые выросли во что-то большее, чем внутриуниверситетская площадка «для своих», одна из них – «Лекторий МФТИ», который стал не только учебным пособием для тысяч российских студентов, но и экспериментальной площадкой для команды проекта, которая от записи лекций перешла к созданию онлайн-курсов, специализаций и даже онлайн-магистратуры.

03.12.2016 13:00, Ангелина Горбунова






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.
Лонгрид как диплом
Студенты журфака предложили ввести новый формат работ на Научкоре.
С Научкором познакомился МИСиС
Студентам технологического вуза тоже нравится «Востребованное образование».
Глушить мобильную связь
В школах Приморского края будут установлены блокираторы сотовой связи.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.