Подписаться на обновления
19 ноябряВторник

usd цб 63.7542

eur цб 70.5313

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Скотт Янг   вторник, 29 сентября 2015 года, 13:00

Образование 4/1
Как я приручил MIT-овский курс по Computer Science


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«В ближайшие 12 месяцев я собираюсь пройти всю 4-летнюю программу курса Computer Science в MIT через Интернет», - такими начинался пост Скотта Янга под названием «MIT Challenge». Затея удалась. Он не только управился в поставленный срок, но и поделился своим опытом в блоге, рассказав о том, какие методики лучше использовать в процессе самообразования.

Меня всегда захватывала идея о том, что можно учиться быстрее. Становиться лучше, разбираться в важных вещах. Компетентность и мастерство — это основа вашего карьерного капитала, который позволит зарабатывать больше денег и больше радоваться жизни.

Если вы хотите заняться саморазвитием, то придется заняться и самообразованием.

Несмотря на преимущества скоростного обучения, многие люди неохотно учатся учиться. Наверно, им сложно поверить в то, что это вообще возможно. Быть может, это потому, что сложно поверить в то, что это вообще возможно. Ведь проще считать, что скорость обучения зависит целиком и полностью от хорошей наследственности или таланта.

Люди, которым больше повезло с наследственностью, найдутся всегда. Но исследования показывают, что методы, которые вы используете в процессе обучения, действительно очень важны. Более глубокое погружение в материал и интервальные повторения в некоторых случаях могут удвоить вашу эффективность. Вообще говоря, исследования на тему осмысленной практики даже указывают на то, что без использования правильных методов можно застрять на одном и том же уровне навечно.

Сегодня мне хочется поделиться стратегией, которую я использовал, чтобы уместить в 12 месяцев 4-летнюю MIT-овскую программу по computer science. Эти техники я отточил на материале 33 предметов, разбираясь с тем, что помогает мне учиться быстрее, а что — нет.

Почему зубрежка не срабатывает

У многих идея освоить 4-летнюю программу университета может вызвать усмешку. В конце концов, может я просто зазубрил весь материал и сдал экзамены, ни в чем не разобравшись?

К сожалению, это не сработает. Во-первых, экзамены в MIT основаны на решении реальных задач. Порой некоторые детали, необходимые для решения этих задач сходу даже неочевидны. Во-вторых, курсы в MIT тесно связаны друг с другом и если даже ты проскочишь один экзамен при помощи зубрежки, то через некоторое время обнаружишь, что материал новых курсов невозможно понять.

Вместо зубрежки мне пришлось искать способ ускорить процесс понимания материала.

Можно ли ускорить понимание?

Каждый может вспомнить тот момент, когда «Ага!» и что-нибудь наконец-таки стало понятным. Проблема в том, что у большинства из нас нет систематического способа достижения этого состояния. Типичный студент просто ходит на лекции, читает учебник, и, если этого мало, работает с практическими заданиями или просто перечитывает свои записи.

Когда у тебя нет системы, ускорение понимания кажется невыполнимой задачей. Ведь механизм, который устраивает нам эти самые «ага!»-моменты, совсем скрыт от нашего понимания.

Да и само понимание не похоже на тумблер с положениями «вкл/выкл». Скорее, оно напоминает многослойную кожурку луковицы: начинаем с поверхностных суждений, потом глубже, к пониманию, а совсем глубоко уже спрятались научные революции. И процесс очистки луковицы понимания обычно совсем непонятен.

Начнем как раз с прояснения этого процесса. Наши инсайты и глубокое понимание материала довольно серьезно зависят от двух вещей:

1. Установление связей

2. Исправление ошибок

Связи важны потому, что они дают нам исходные точки, начиная с которых мы можем приблизиться к пониманию.

Я мучался с преобразованием Фурье, пока меня не осенило, что это что-то вроде превращения напряжения в частоту или излучения в цвет. Подобные озарения пробрасывают связи между тем, что вы уже понимаете, и тем, что еще только пытаетесь понять.

Исправление ошибок тоже важно. Обычно мы делаем ошибки из-за того, что нам не хватает каких-то знаний, либо из-за того, что неправильно что-то поняли. Плохое понимание — это как глючный софт. Если вы сможете отловить баги в своем понимании, вы сможете ускорить процесс.

Глубокое понимание держится на этих двух процессах: формировании правильных связей и исправлении ошибок. Технические навыки и запоминание фактов тоже помогают, но только когда опираются на фундамент цельного представления о предмете.

Метод погружения: как учиться быстрее

За год моего эксперимента я получил совершенный метод скоростного обучения.

Потом я пробовал этот метод для изучения математики, биологии, физики, экономики и технических наук. В несколько измененном виде этот метод хорошо срабатывает и для получения практических навыков, таких как программирование, дизайн, или для изучения языков.

Мой метод можно условно разделить на три этапа:

1. Обзор материала

2. Практика

3. Озарение

Я расскажу о каждом этапе и о том, как вы можете работать максимально эффективно на примерах из своего опыта.

Первый этап: обзор материала

Вы не можете спланировать атаку, если у вас нет карты территории. Поэтому первым шагом в изучении чего-либо является получение общего представления о том, что вы собираетесь изучать.

Если речь об учебном курсе — просмотрите лекции или прочтите учебники. Если речь о самообразовании — прочтите несколько книг по теме и соберите информацию.

Многие ошибочно полагают, что этот этап — самая важная часть обучения. Чаще всего наоборот: это наименее эффективное время, так как объем знаний, получаемый за единицу затраченного времени, здесь очень мал. Я обнаружил, что полезнее как можно быстрее пройти этот этап, чтобы больше времени осталось на два других.

Если вы смотрите видеолекции, хорошей идеей будет смотреть их на ускорении в 1.5 или 2 раза. Для этого скачивайте видео, а потом используйте функцию ускорения в приложениях-проигрывателях, например в VLC. Я однажды просмотрел семестр лекций за два дня при помощи этого метода.

Если нужно читать книги, советую отказаться от подчеркиваний. Это неэффективный способ обработки информации и с точки зрения понимания, и в долгосрочной перспективе. Лучше записывайте краткие заметки по ходу чтения или пишите конспект после прочтения каждой смысловой части.

Вот так, например, выглядят мои заметки, которые я вел во время занятий по машинному зрению.

Второй этап: Практика

Выполнение практических заданий ускоряет ваше понимание, но есть две основные ловушки, в которые вы можете угодить и потерять в эффективности:

№1 Нет мгновенной обратной связи

Исследования показали: если хотите учиться, вам нужна мгновенная обратная связь. Простейший способ заполучить эту связь: выполняйте все задания одно за другим и сверяясь с решениями. Сделали задание — проверили ответ. Практика с запаздывающей обратной связью или без обратной связи чрезвычайно неэффективна.

№2 Размельчение задач

Есть те, кто ошибаются, думая, что большая часть обучения происходит в лекционных аудиториях, и есть те, кто ошибаются, думая, что понимание приходит с выполнением практических заданий. Несмотря на то, что таким образом вы сможете разобраться с отдельными блоками материала, выполнение упражнений обычно довольно медленный и неэффективный способ усваивать материал.

Практические задания нужно использовать, чтобы прокачать свою интуицию в рамках данной темы. Техники, подобные Фейнмановской, о которой я расскажу немного позже, подходят для этих целей гораздо лучше.

Нетехнические предметы, где вам скорее нужно разобраться с разными концепциями, а не решать задачи, обычно усваиваются с минимальным выполнением практических заданий. В таких случах лучше больше времени посвятить третьему этапу.

Третий этап: Озарение

Первые два этапа нужны, чтобы вы могли понять, что именно вы не понимаете. Это совсем не так просто, как может показаться. Бывает, нам лишь кажется, что мы с чем-то разобрались. Или, например, в общих чертах тема нам ясна, а какие-то детали — нет, и не ясно, какие именно.

Справиться с этими пробелами в знаниях поможет следующая техника, которую я называю техникой Фейнмана. Когда вы можете определить, что именно вы не понимаете, вы тут же получаете инструмент, который поможет справиться с этими недочетами. Самые большие пробелы в знаниях сложнее всего заполнять.

Эта техника полезна в любом случае: даже когда вы разобрались с материалом, если применить этот метод, можно обнаружить больше полезных связей, которые углубят понимание.

Фейнмановская техника

Я впервые столкнулся с этим методом в автобиографии нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана. Он рассказывал о том, как мучался с каким-то сложным исследованием и решил тщательно разобраться с каждой-каждой деталью задачи, осваивая все доступные материалы, до тех пор, пока не придет понимание исходной задачи.

Моя техника срабатывает похожим образом. Нужно разделить большую тему на несколько маленьких кусочков, а потом досконально разобраться с каждым, и таким образом заполнить постепенно все пробелы в знаниях, мещающие пониманию.

Вот короткое видео, которое описывает эту технику.

Суть проста:

1. Возьмите лист бумаги

2. Запишите идею, с которой хотите разобраться, в верхней части страницы

3. Опишите эту идею так, будто объясняете ее кому-то другому

Когда дойдете до 3 шага, вы скорее всего начнете с тех частей, которые вам хорошо знакомы. Но рано или поздно наткнетесь на что-то, что сложно будет объяснить. Это ключевой момент. Так обнаруживаются те самые пропуски в знаниях, которые нужно наверстать.

Берете эти пропуски, формулируете вопросы и ищете ответы в учебнике, у преподавателя или в сети. Обычно искать эти ответы становится гораздо проще, как только вы обнаружили, что именно было неясно.

Я использовал эту технику сотни раз и обнаружил, что она подходит для совершенно разных учебных задач. Однако, на первых порах может казаться, что задачи слишком разные, и метод для них не подойдет. Поэтому я приведу несколько примеров.

Когда совсем ничего непонятно

В таких случаях я начинаю следовать описанной выше технике и держу перед глазами главу из учебника по изучаемой теме. После этого расписываю объяснение не только тщательно копируя автора учебника, но и пытаюсь сформулировать свое разъяснение. Такой «ведомый» вариант техники может быть полезен, когда написать собственное объяснение темы кажется невыполнимой задачкой.

Вот так у меня получилось разобраться с фотограмметрией.

Для освоения методик

Техника подходит и для полного понимания методик, которые вам необходимо освоить. Описывая их, не только рассказывайте о каждом шаге, но и о том, как именно они выполняются. Я таким образом часто справлялся с разбором доказательств теорем. Еще использовал этот способ для понимания химических уравнений или организации этапов гликолиза в биологии.

Пример: как я разбирался с тем, как использовать grid acceleration.

Для формул

Формулы нужно понять, а не запомнить. Каждый раз, когда видите формулу и не понимаете, как она устроена — смело применяйте фейнмановскую технику.

Вот так я разбирался c преобразованием Фурье.

Для проверки памяти

Техника отлично подходит для самопроверки запоминания, в том числе для нетехнических предметов. Если у вас получилось выполнить Фейнмана по какой-либо теме, не подглядывая в ваши источники, то, скорее всего, вы и разбираетесь в теме и помните ее.

Вот так я на экономике разбирался с идеей хищнического ценообразования.

Глубокие знание

В связке с выполнением практических заданий, фейнмановская техника поможет вам справиться с первыми уровнями понимания любой темы. Более того, она может помочь достичь не просто понимания, но глубокого знания предмета.

Осознавать идеи на глубоком, интуитивном уровне не так-то просто. Достижение такого уровня знания по-прежнему кажется каким-то полумистическим процессом. Но обойдемся без магии. Большинство интуитивных способов понять что-либо можно разделить на три типа:

Аналогии

Вы понимаете идею, обнаружив сходные черты с теми концепциями, которые уже сложились в голове.

Визуализации

Абстрактные идеи легче понять, когда мы можем изобразить их в голове. Даже если эти воображаемые картинки являются лишь частью более обширной идеи.

Упрощение

Известный ученый однажды сказал, что если вы не можете что-то объяснить своей бабушке, то вы и сами ничего не понимаете. Упрощение — это искусство усиления связей между основными частями и целым разных идей.

Вы можете использовать фейнмановскую технику как способ быстрее добраться до ситуаций, когда аналогия, визуализация или упрощение сами придут на ум. Как только вы разобрались с чем-то в общих чертах, имеет смысл попробовать скомбинировать эти три метода, чтобы добиться более глубокого понимания.

Честно говоря, сплагиатить чей-то инсайт — это тоже ок. Не обязательно понять что-нибудь каким-то уникальным способом. Например, представление комплексных чисел в двумерном простраснстве едва ли можно назвать оригинальным, но это срабатывает. Процесс репликации ДНК, описанный как «расстегивание застежки-молнии только в одну сторону» не очень-то хорошая аналогия, но когда вы понимаете, что к чему, это тоже срабатывает.

Способ учиться быстрее

Никаких особых трюков для того, чтобы учится быстрее, не требуется. Нужно лишь замечать, что на самом деле происходит, когда мы переходим на новый уровень понимания, и подбирать методики, которые будут помогать нам стабильно достигать новых озарений.

В этой статье я описал обучение как процесс, состоящий из трех этапов: обзор, практика и озарение. Может сложиться ошибочное впечатление, что эти три этапа всегда происходят именно в таком порядке и никогда не повторяются или не накладываются друг на друга.

На самом деле, в процессе обучения вы обнаружите, что этапы будут сменяться один за другим по кругу в разном порядке. Когда первый раз читаете главу, понимаете лишь несколько поверхностных идей. Но после, по мере выполнения практических заданий и выстраивания аналогий, подбора визуализаций и упрощений, вы обнаружите, что гораздо лучше осваиваете материал просто перечитав его.

А если я не студент?

Эта методика походит не только для изучения университетских программ. Она будет полезна, если вам нужно отработать навык или стать компетентным в определенной области.

Изучая программирование или дизайн, большинство людей зацикливается на первых двух этапах. Они читают книгу, которая дает им теоретические основы, а потом практикуются на живом проекте. А вы, прочитав эту статью, можете получить более глубокое понимание того, чем вы занимаетесь, просто применив Фейнмановскую технику.

Наконец, чтобы достичь более серьезного уровня экспертности, нужно перед этапом обзора материалов добавить этап формирования своей учебной программы. Для этого нужно заранее подобрать статьи, книги, лекции, которые вы будете изучать по интересующей вас теме.

Помните: путь к мастерству в любой области начинается с того, чтобы определить ту часть знаний, с которой вы хотите хорошенько разобраться. Тогда погружаться в знания будет проще.

Источник: Brain hack


Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Когда преподаватель — персонаж из хаоса

Как и чему учили студентов Толстой, Кэрролл и Набоков

Каждый хороший писатель немного педагог, но многие авторы действительно работали в школах и университетах. Один проводил на учениках психологические эксперименты, другой получил теплое местечко в университете как приглашенная знаменитость, а некоторые имели равную склонность и к литературе, и к преподаванию. T&P узнали, как читали лекции Набоков, Бродский и Борхес, почему Родари совершил революцию в педагогике и зачем Воннегут представлял себя садовником, заходя в университетскую аудиторию.

02.08.2019 19:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.