Подписаться на обновления
22 сентябряПятница

usd цб 58.2242

eur цб 69.2635

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  вторник, 27 мая 2014 года, 16:15

Обращение к историкам — авторам школьных учебников
Столкновение мнений историков — подлинный выбор исторической науки


Варяги. Виктор Васнецов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




По решению Российского исторического общества дан старт конкурсам издательств по написанию «идеологически правильных» школьных учебников на основе Единого историко-культурного стандарта, которые будут представлены на утверждение в специальный экспертный совет РИО к 15 апреля 2015 г., а одобренные им учебники уже с 1 сентября 2015 г. пойдут в школу.

Мы, подписавшие это письмо, имеем разные политические взгляды и являемся не только историками и преподавателями истории, но и представителями самых разных профессий, объединенными неприятием того, что наше общество вновь загоняют в единую идеологическую парадигму и в «историческое единомыслие».

Никого не должно вводить в заблуждение, что вместо «единого учебника истории» нас ждет «линейка» из нескольких «единомыслящих» учебников, создающих видимость плюрализма. Их появление будет означать для нашего общества еще один шаг (и очень крупный шаг!) по пути к насаждению консервативной, казенно-патриотической идеологии вопреки Конституции РФ и «введению единомыслия» сверху, к усилению и, главное, к консервации авторитарного правления и духа несвободы в России.

Этот дух несвободы и единомыслия найдет свое отражение не только в школьных учебниках истории, написанных по единому стандарту. В тех или иных формах единомыслие начнут скоро вводить и в вузах, и в академических институтах. Про СМИ, особенно телевидение, уже можно и не говорить: цензура, официоз, единомыслие и мифотворчество там уже давно угнездились. Коснется это и исторической науки. Можно прогнозировать возврат к самоцензуре, намеки (и не только) в академических институтах, что актуально, а что неактуально для исследований, как следует формулировать темы, а как не следует, опасения (дай бог, чтобы напрасные), что на многие темы заявки в российские и зарубежные фонды лучше и не подавать и т.д. Это будет колоссальным регрессом для исторической науки. Завоевания перестройки: открытие в 1989 г. ряда фондов госархивов, а затем и свобода писать и издавать исторические исследования без внешней цензуры – были очень ценными для историков и для всего общества в целом.

История, это вообще говоря, что - наука? Или сборник педагогических сказок? Или агитпроп? Или просто пиар? Или инструмент политической борьбы? Вот мы и возвращаемся к основному вопросу сегодняшней истории: единый учебник истории должен быть основан на любви (к Родине), или на науке? Ибо это - две вещи разные, наука и любовь. И если даже сподвигают человека поступать определенным образом, то механизмы для этого используют разные. Примерно так же, как голосовать - разумом или сердцем? То бишь, по расчету - или по любви? В последнем случае, зачастую, с последующими сожалениями о содеянном. Любовь - она ведь в основе своей противоречива. И от нее один шаг до не-любви.

Нам давно говорят: «Богу — богово, кесарю — кесарево», наука (и ученые) пусть занимаются поиском истины, но школьные учебники истории и не должны быть научны, они должны воспитывать патриотизм и, в конечном счете, служить интересам государства. Иногда это говорят откровенно, иногда завуалированно, но в обоих случаях это подразумевает их право писать ложь. Да, говорят нам, ложь, но «ложь во благо».

Еще говорят о травмирующем эффекте исторической правды, утверждают уместность забывания обществом всего, что может травмировать. Однако выбросить из памяти такие страницы истории, как преступления власти против народа или неблаговидные действия государства на международной арене, значит способствовать повторению этого в будущем.

Власть забывает, что мы всего четверть века назад видели, как одна такая большая ложь рухнула, похоронив с собой СССР. Неужели еще неясно, чем все заканчивается, когда историю и учебники истории строят на лжи, белых пятнах, фигурах умолчания?

Не правы те, кто думает, что вреда эти «единомыслящие» учебники, как и вводимое историческое единомыслие, не принесут. Полностью купировать вред от этих учебников не удастся и очень хорошему учителю. Так же не удается ни историкам, ни общественным деятелям остановить вредное влияние мутного вала лжи и фальсификаций, который идет с экранов телевизоров.

ЕИКС, на основе которого собираются писать учебники, ориентирован на преимущественное освещение истории власти в ущерб истории общества, т.е. исходит из весьма спорной методологии. В нем много «белых пятен», фигур умолчания и неточностей. Так, например, Освободительного движения в России, которое занимает очень заметное место и сыграло очень важную роль в нашей истории – в ЕИКС – как совокупности, как явления — нет (как нет и самого термина), а есть лишь упоминания отдельных событий, организаций и лиц. Если для авторов ЕИКС и заказчиков учебника так важны патриотизм и гражданственность, то почему же авторы не хотят воспитывать их на многочисленных примерах российского освободительного движения?

На примерах борьбы за идеи свободы, за права личности и права народа против их узурпаторов, в каком бы обличии они не выступали?

Освободительное движение и его герои, начиная от декабристов , народников, народовольцев, эсеров, социал-демократов, анархистов, либералов — дают очень благодарный материал для решения задачи воспитания у молодежи гражданственности. Но, представляется, что есть заказ только на особый сорт исполнительной гражданственности и патриотизма, а не на ту гражданственность, которая допускает инакомыслие и борьбу с властью.

Можно еще указать на пример о дате вступлении СССР во II мировую войну 22 июня 1941 г., которая в науке обсуждается, а в ЕИКС навязывается безапелляционно, что предрешает положительную оценку советско-германских отношений и пакта Молотова-Риббентропа (с секретными приложениями), в то время как часть историков оценивает и говорит об участии СССР в войне в 1939-41 гг. на стороне Германии.

Весьма спорным являются и утверждение ЕИКС о том, что федеративная политика в послевоенном СССР была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам. Подобных примеров можно привести много.

Странно было бы, если бы на уроках биологии школьникам рассказывали о разных забавных или страшных мутантах, разбирая каждый случай подробно и тщательно, а обо всём разнообразии нормальных живых существ говорили бы скороговоркой, в примечаниях. Или, например, на уроках обществознания подробно бы говорили о том, как устроена мафия, а про наёмный труд и бизнес, город и деревню, местное самоуправление — мелким шрифтом. Однако с историей получается именно так. Реальная жизнь людей, жизнь, извините за выражение, народа — жизнь наших с вами предков во всём её многообразии, во всём её повседневном драматизме, на протяжении долгих веков, на пространстве огромной страны — эта жизнь пролетает мимо, невнятно мелькает за окнами Гранд-экспресса школьной истории.

Мы обращаемся к историкам — авторам школьных учебников и к академическим историкам, которых руководство может обязать войти в авторские коллективы, с призывом бойкотировать данный конкурс, цель которого — создание фальсифицированной, но «идеологически правильной» версии российской истории. Историки, в отличие от медиков, дающих «клятву Гиппократа», не дают перед обществом клятвы следовать в своей профессии заповеди «Не навреди»! Но это не значит, что они не должны думать о своей ответственности перед обществом и нарушать профессиональную этику, не допускающую искажение фактов в угоду политической выгоде или заказу.

Мы уверены, что в нынешних условиях участвовать в написании «идейно выдержанных» учебников не следует, ни под каким видом.

Мы просим вас решиться на этот гражданский шаг, несмотря на карьерные потери и гнев начальства.

Алексеев Николай, член ФПС партии «Гражданская инициатива»;
Аншаков Олег Михайлович, д.ф.-м.н., профессор, РГГУ;
Архипова Александра Сергеевна, доцент РГГУ, научный сотрудник РАНХиГС;
Ахметова Мария Вячеславовна, канд. филол. наук, научный сотрудник РАНХиГС;
Беленкин Борис Исаевич, историк, директор библиотеки Общества «Мемориал» (Москва)
Богатов Алексей Михайлович, директор по информационным технологиям;
Бородин Сергей Леонидович, акустик;
Бекирова Гульнара Тасимовна, к.полит.наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета (Симферополь);
Васильев Юрий Юрьевич, кандидат философских наук, учитель истории школы № 261, Москва;
Вольфсон Самуил Борисович, к.и.н., н.с. ИВИ РАН;
Галкина Елена Сергеевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории МПГУ;
Голубовский Анатолий Борисович, историк, продюсер, кандидат искусствоведения, учредитель и член Совета «Вольного исторического общества»;
Гордеева Ирина Александровна, к-т ист. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета;
Гусев Алексей Викторович, кандидат исторических наук, НПЦ «Праксис»;
Гусейнов Гасан Чингизович, докт. филологических наук, профессор НИУ-ВШЭ;
Дамье Вадим Валерьевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор НИУ ВШЭ;
Демидов Андрей, учитель истории, сопредседатель Межрегионального профсоюза «УЧИТЕЛЬ;
Ерусалимский Константин Юрьевич, доктор исторических наук, проф. РГГУ;
Жих Максим Иванович, аспирант кафедры музеологии исторического факультета СПбГУ;
Иткин Илья Борисович, с.н.с. Института востоковедения РАН, учитель литературы школы «Муми-Тролль», доцент филологического факультета НИУ ВШЭ;
Зубов Андрей Борисович, доктор исторических наук;
Касаткин Леонид Леонидович, доктор филологических наук, профессор,главный научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН;
Кацва Леонид Александрович, учитель истории Московской гимназии на Юго-Западе №1543, автор учебников и пособий, учредитель и член Совета «Вольного исторического общества»;
Красильников Сергей Александрович, профессор кафедры отечественной истории Новосибирского государственного университета;
Красухин Константин Геннадьевич, доктор филологических наук, зав. сектором Института языкознания РАН, профессор МАИ и университета «Дубна»;
Крокинская Ольга Константиновна, доктор социологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург;
Кронберг Ирина Борисовна, учитель русского языка, пенсионерка;
Кудюкин Павел Михайлович, доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС;
Куляшова Ирина Петровна, МАОУ СОШ 3 г. Красноуфимск Свердловской области, учитель истории и обществознания;
Лифанов Николай Александрович, к.и.н., старший научный сотрудник Научно-исследовательской археологической лаборатории Самарского государственного университета;
Лукоянов Игорь Владимирович, доктор исторических наук, вед. науч. сотр.Санкт-Петербургского института истории РАН;
Майофис Мария Львовна, к.ф.н., историк культуры, преподаватель РАНХиГС;
Макаров Алексей Алексеевич, учитель истории;
Марголис Александр Давидович, к.и.н., председатель Совета НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), председатель Президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК;
Марков Александр Викторович, зам. декана по научной работе факультета истории искусства РГГУ, вед.н.с. МГУ имени М.В. Ломоносова, научный редактор интернет-издания «Гефтер.ру»;
Миронов Александр Германович, к.и.н., учитель истории и обществознания, средняя школа № 56, г. Москва;
Морозов Константин Николаевич, д.и.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин ФГУ РАНХиГС, зам. председателя Совета НИПЦ «Мемориал» и член Правления общества «Московский Мемориал»; учредитель и член Совета «Вольного исторического общества»;
Морозов Олег Владимирович, ИГИТИ, факультет истории НИУ ВШЭ;
Мосин Алексей Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России УрФУ, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН;
Мякотин Евгений Владимирович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи Театрального института СГУ им. Собинова;
Неклюдов Сергей Юрьевич, д. филол.н., проф., Российский гос. гуманитарный университет;
Нестеров Антон Викторович, к. филол. н., переводчик, доцент МГЛУ ;
Ожиганова Анна Александровна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН;
Пахсарьян Наталья Тиграновна, доктор филологических наук, профессор МГУ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Перлов Аркадий Марксович, к.и.н., доцент РГГУ;
Пермяков Юрий Евгеньевич, канд.юридических наук, доцент Самарского государственного университета;
Подрядчикова Светлана Владимировна, учитель истории, обществознания и истории Санкт-Петербурга, ГБОУ №43 «Лингвистическая школа» Приморского р-на СПб;
Рогинский Арсений Борисович, историк, председатель Правления «Международного Мемориала»;
Рублев Дмитрий Иванович, кандидат исторических наук, доцент Российского Государственного Аграрного Университета-МСХА имени К.А. Тимирязева;
Сафронов Петр Александрович, доцент, Руководитель магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ;
Селин Адриан Александрович, д.и.н., профессор факультета истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург;
Соколов Михаил Владимирович, к.и.н., ведущий программы «Цена революции» радио «Эхо Москвы» и обозреватель Радио Свободы;
Соколов Никита Павлович, к.и.н, шеф-редактор журнала «Отечественные записки»;
учредитель и председатель Совета «Вольного исторического общества»;
Соловьева Алевтина Андреевна, Российский государственный гуманитарный университет;
Смирнов Сергей Николаевич, д.э.н., директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ;
Сурмава Александр Владимирович, кандидат психологических наук, доцент АСОУ, сопредседатель московской межвузовской организации профсоюза Университетская Солидарность;
Филина Елена Ивановна, к.и.н., доцент кафедры истории МПГУ;
Христофорова Ольга Борисовна, д.филол.н., Российский гос. гуманитарный университет;
Цветкова Татьяна Юрьевна, преподаватель истории в Санкт-Петербургском экономико-технологическом колледже питания;
Черняго Любовь Сергеевна, доцент, к.г.н., руководитель Экспертного совета межрегиональной общественной организации «Экологический союз»;
Чечель Ирина Дмитриевна, кандидат исторических наук, руководитель образовательных программ Фонда эффективной политики, шеф-редактор интернет-журнала «Гефтер»;
Шушарин Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук.

Источник: polit.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Игорь Волгин: «Школа должна давать толчок для самостоятельного думания»

Об уровне знаний нынешних студентов, системе образования и культуре

Если начинать перечисление различных титулов, званий и ипостасей Игоря Леонидовича Волгина, это займет, без преувеличения, половину газетной полосы. Широкой публике он известен как поэт, литературовед, историк. А еще для многих он учитель, вот уже почти полвека руководящий литературной студией МГУ «Луч», профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук и один из крупнейших в мире достоевистов. Кроме того, он член Совета по русскому языку при Президенте РФ и ведущий интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» на телеканале «Культура», удостоенной в 2016-м году высшей телевизионной награды ТЭФИ.

01.09.2017 17:00, Арслан Хасавов


«Отвлеченное знание перестало быть ценностью»

Александр Архангельский об учебниках, советской школе и системе образования

Мы встречаемся с писателем, телеведущим и ординарным профессором НИУ «Высшая школа экономики» Александром Николаевичем Архангельским в одном из корпусов вуза на Мясницкой улице. Именно здесь проходят собеседования — финальный этап отбора лучших абитуриентов из числа рекордных для «Вышки» более, чем десяти тысяч человек, подавших документы.

29.08.2017 13:00, Арслан Хасавов


Как устроены японские школы

«Каникулы — это время, когда можно основательно сесть за учебу»

Почему у японских школьников нет свободного времени, зачем в классе проводить подобия саммитов и почему экзамен — одно из самых сложных событий в жизни, а объявление его результатов может довести до самоубийства, рассказывает преподаватель японского языка Александр Ульяновский.

01.08.2017 13:00, Диана Дорофеева


Похороны высшего образования

Как должны измениться вузы, чтобы снова стать нужными

О том, что высшее образование надо менять, говорят все и давно, при этом понятия вроде «внедрения передовых технологий», «новых методов обучения» и «раннего профориентирования» настолько размылись, что, кажется, потеряли смысл.

21.07.2017 10:00, Olesia Vlasova, theoryandpractice.ru


Бесполезное образование

Китаю и России избыточное число студентов вузов грозит социальным взрывом

В Китае уровень занятости среди выпускников магистратуры составляет всего 26%, среди бакалавров — 35%. Китайское экономическое чудо было обусловлено развитием трёх секторов экономики: экспортных производственных, строительных и крупных энергетических отраслей промышленности. Ни один из этих секторов не предполагает большое число рабочих мест для «белых воротничков». В Китае растёт число «муравейников», которые населяет низкооплачиваемый или безработный прекариат. Именно он может стать источником протестов не только в Китае, но и других странах Второго мира, в т.ч. и в России, где схожая ситуация с безработными выпускниками.

23.06.2017 04:00


Обязательный ЕГЭ по истории

В чем проблема новой инициативы министерства образования?

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

24.05.2017 13:00, Olesia Vlasova


Школа разрушенной личности

Едва получив школьный аттестат, я сразу же намертво забыла алгебру, геометрию и физику. Историю я и не знала никогда. Единственным в школе истово верующим коммунистом/сталинистом был наш историк, он же классный руководитель. На уроках он вещал, какое счастье коммунизм и какой бог Сталин, а предмет задавал на дом, наизусть, и спрашивал тупо главами, непременно слово в слово.

17.05.2017 13:00, Арина Холина для журнала «Сноб»


«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»

Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки.

16.05.2017 13:00


Меняем школу изнутри

Для чего отправлять детей в школу, зачем ставить оценки и как сделать это место лучше

«Я хочу, чтобы после школы мой ребенок верил в свои силы, был любознательным и упорным. Точка. Китайский выучит сам, если ему будет нужно. Это формула успеха в мире, где не будет половины сегодняшних профессий. В мире, где рутинные операции будут делать роботы. Все работодатели ищут и не могут найти одного и того же – инициативности и самостоятельности».

14.04.2017 13:00, Федор Шеберстов


Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».
Лучшие вузы России 2017 по данным первого национального рейтинга
Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил 20 лидеров национального рейтинга вузов России «Три миссии университетов». Заявление сделано на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшие вузы России 2017 года представлены без указания конкретных мест.
Популярные у интернет-пользователей вузы не всегда самые лучшие
Специалисты компании «Яндекс» выяснили, что топ-20 учебных заведений, которые чаще всего ищут пользователи, лишь наполовину пересекается с лучшей двадцаткой вузов из Национального рейтинга российских университетов.
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.