Подписаться на обновления
24 сентябряПонедельник

usd цб 66.2497

eur цб 78.0753

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   среда, 7 марта 2018 года, 16:13

Оборотни и демоны на «Духе огня»
16-й международный фестиваль кинематографических дебютов


Источник: ugrafest.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




16-й международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске получился отчасти «праздником со слезами на глазах». Впервые он проходил без Дмитрия Соловьева — арт-директор фестиваля, сын его бессменного президента, кинорежиссера Сергея Соловьева, ушел из жизни незадолго до открытия форума. В какой-то мере фестиваль — и номинально, и по факту — посвятили его памяти, но сам Сергей Соловьев заметил в приветственной речи: жизнь продолжается, складываясь так, что трагическое в ней близко соседствует с радостным.

И для многих дебютантов первые радости теперь навсегда связаны с Ханты-Мансийском. Это, однако, дает возможность о работах дебютантов судить уже без скидок на возраст и статус, а значит, без опасения загубить придирками молодые таланты, тем более что некоторые из них в летах уже совсем неюных, а иные и «дебютируют», в том числе на «Духе огня», не первый раз.

«Пепло» реж. Антон Моисеенко

Несмотря на чередование «вылизанной» ЧБ-картинки с любительской цветной видеосъемкой нарочито низкого качества и явные, порой до прямых цитат отсылки к Сокурову («Отец и сын»), Звягинцеву («Возвращение»), не говоря уже про неизбежного Тарковского в анамнезе, но при отсутствии характерных для вершинных проявлений такого рода кинематографа отточенных диалогов (которым и просто грамотный редактор не помешал бы), картина в целом дает несколько больше, чем обещает по описанию. Возможно, именно узнаваемостью многих подробностей руководствовались спонсоры, отдавая Антону Моисеенко свой спецприз с пометкой «за сохранение культурных традиций».

Если отвлечься от «глубокосмысленной» символики и формалистских примочек не всегда первой свежести, то основная событийная линия «Пепло» посвящена путешествию двух братьев к морю в последний день лета перед отъездом семьи с юга. Уже по тому, что мальчишки разного возраста, один подросток, другой почти совсем ребенок, друг дружку называют Сашами, нетрудно догадаться, что речь об одном герое в двух возрастных ипостасях — возвращение и встреча с отцом в финале исходное предположение подтверждают. При этом в пути «старший» пытается воспитывать «младшего», хотя тот бестолков, теряет отцовское пневматическое ружье, перед тем успев прострелить «старшему» Саше щеку, целясь бычку в лоб, не желает нести поклажу, задает вопросы, капризничает.

Помимо бычка «братьям» в их «метафизическом» путешествии то собачка попадается, то упавшее в реку дерево, напоминающее рыбий скелет. В разговорах возникают фантазии из области космогонии и палеозоологии, сказки, предания, воображаемые сведения о пре-историческом состоянии наблюдаемого пейзажа — мифопоэтика коррелирует с психоаналитикой, а по возвращении к семье и при встрече с отцом еще и уточняется, что датировка вставных видеофрагментов 1995 годом неслучайно отсылала к событиям первой чеченской войны, в которой, надо так понимать, участвовал отец героев, то бишь единого в двух лицах героя.

Старшего из «братьев» играет Алексей Сергеев, без которого в последние годы обходится редкая премьера театра им. Маяковского, но в главной роли на большом киноэкране он тоже дебютант, вполне заслуживший, чтобы его роль была отмечена. Актерское жюри в составе Сергея Гармаша, Ольги Кабо и Леонида Каневского, впрочем, сделало неожиданный выбор, наградив призом «за лучшую мужскую роль в российском фильме» не одного исполнителя, а дуэт, отдав приз Евгению Ткачуку и Алексею Серебрякову за главные роли в фильме Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Более неожиданный и труднообъснимый на первый взгляд выбор того же триумвирата — приз Марии Ремер «за лучшую женскую роль в российском фильме.

«...другая я» реж. Алексей Васин

Забавно, что российский конкурс открывал фильм «Пепло» с участием Алексея Сергеева, а закрывала «...другая я» с Юлией Силаевой в роли матери главной героини. Сергеев и Силаева — представители разных поколений труппы театра им. Маяковского, только что вместе сыгравшие премьеру замечательных «Сказок Венского леса» в постановке Никиты Кобелева. Но если за Сергеева и его дебют в кино, при всех вопросах к «Пепло», стоит порадоваться, то великолепной и достаточно опытной драматической актрисе Силаевой остается лишь посочувствовать: она как может тащит сама себя и своего персонажа за волосы из трясины фальши, но партнеры идут ко дну и ее увлекают за собой. Премированную актерским жюри Марию Ремер в роли 17-летней школьницы Лизы, «не такой как все» девочки, ставшей жертвой пьяного отчима-насильника, на мой взгляд, сильно переоценили. С другой стороны, не стоит пенять на исполнителей.

Уже по глянцевой пейзажной панораме с рекой под закадровую песню все про «...другую ю» становится ясно, а при первой реплике героя «родители решили отдать меня в военное училище, но я не мог сказать отцу, что хочу быть стилистом» развеиваются последние надежды. В фестивальных конкурсах российского кино подобные фильмы, наверное, нужны, и обычно они даже получают что-нибудь типа «приза зрительских симпатий», который, однако, при данном раскладе заведомо принадлежал «Лехе Штырю...», картине, начавшей собирать наградs еще с прошлогоднего «Окна в Европу», где состоялась ее премьера.

Подробнее о фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» можно прочитать в материале «Выборг по чесноку»

На «Духе огня», да еще в российском конкурсе, не в пример прочим, премьерным фильмам, «Витька Чеснок», прошедший уже и в прокате, возник вряд ли случайно: режиссер Александр Хант — уроженец Ханты-Мансийска (и его фамилия лишний раз напоминает о привязанности дебютанта к корням). И с гарантией собрал очередной букет премий, от награды операторского жюри Даниилу Фомичеву до — что и требовалось доказать — приза зрительских симпатий. Но «Витька Чеснок» — доходчивое, увлекательное, при этом качественно сделанное кино, что в принципе редкость.

Алексей Васин, постановщик фильма «...другая я» до этого занимался исключительно неигровым кино, но как раз для документалиста стилистическая, визуальная, да и актерская фальшь «...другой», совершенно непростительна, даже неприлична. В центре сюжета — нежная дружба мальчика и девочки: Лиза и Миша учатся в одном классе деревенской школы (ну может это не село, а крошечный городок в глухомани), Миша, как ясно из первой же реплики, мечтать быть стилистом, а Маша — художником, она постоянно рисует то, что видит в своих снах, а сны у девочки не радужные, скорее кошмарные, мрачные, так что в деревне ее считают «шизанутой». У Маши очень больная мама, есть еще тетка Вера, изредка приезжающая из Москвы и пользующая сестру Зину американскими таблетками, и есть отчим Леша.

Пока мать в больнице, пьяный Леша насилует Лизу, но это, как ни странно, не самый удивительный момент фабулы — в конце концов, по-всякому складываются отношения между отчимами и падчерицами. Постепенно конфигурация вырисовывается прям-таки душераздирающая: Леша и Вера — любовники, на пару они травят Зину таблетками, чтобы прибрать к рукам доставшийся Зине в наследство от матери деревенский дом, сплавить Машу и уехать. Тем временем Лиза обнаруживает, что беременна от Леши, что убийственно действует на Мишу. К финалу выясняется, что Лиза — дочь не Зины, но Веры, а Зина усыновила ее после того, как Вера отказалась от ребенка, свалив в Москву.

То Лиза, то Миша пытаются покончить с собой, Леша то пьяный насильник по отношению к Лизе, то разыгрывает нежного мужа с Зиной, то страстный любовник Веры, Вера — модница, отравительница и заботливая сестра, черные руки (в черных чулках, то есть) вылезают из кошмаров и рисунков героини прямо на экран... — а режиссеру (и также сценаристу Светланы Сазоновой) все мало; уже достигши, вроде бы, дна безвкусицы, он каждый раз продолжает копать глубже. Нагнали кошмара с изнасилованием и беременностью несовершеннолетней, попытками самоубийства (сперва девочка топилась, потом вены резала, мальчик тоже чевой-то удумал, когда про ребенка любимой от неизвестного отца услыхал...); апофеоз — отчим Лежа с ножом у горла Миши, умирающая мать с поленом, бьющая мужа по голове, опрокинутая лампа на сеновале, пожар, Леша сгорает; Лиза с Мишей расстаются, потому что каждому надо строить свое будущее — уж оставляет она ребенка или нет, бог ведает; тетка Вера, та самая, если забылось, что травила родную сестру, воспитавшую ее родную дочь, забирает Лизу к себе в город.

Потом хлоп — как будто вышли мы с тобою на яркий свет из кинозала, и Зина вроде не совсем помирает, очухалась, похорошела; и беременная девочка из притормозившей теткиной машины выскакивает, простирая ручки к маме бежит...; мало? мало? течет река, бегает черная собачка, снова песня раздается! Финальный титр — Лиза живет в Италии посреди ренессанса, картины пишет, и всем желает личного счастья. Это все? Это не все! Финальные титры, следующая серия — статистика по насилию над женщинами. В одном комплекте: чистая и обреченная подростковая любовь, социальный заказ, изнасилование несовершеннолетней приемным отцом, покушение на убийство родственника, кошмарные видения и сюрреалистические рисунки, а уж до чего на русской природе привольно дышится — уровень кинематографической культуры подстать «пилоту» сериала «Пока кровиночка спит-3», красота почти как на фотообоях.

«Триггер» реж. Игорь Смола

Посреди неопознаваемого подвала вкруг сидят голые, не считая мешков на головах и опутывающих конечности веревок, мужчины, судя по телосложению, разного возраста; время от времени другие мужчины, с закрытыми лицами, накидывают на шею одному из узников удавку, другому полосуют ножами спину и оттаскивают тела прочь. Такой пятнадцатиминутный (при общем менее чему полуторачасовом хронометраже) пролог можно растянуть еще длиннее, закольцевать и демонстрировать отдельно в музейно-галерейном формате как не лучший (не «Балканское барокко» Марины Абрамович уж точно...), но приемлемый образчик видеоарта, однако за ним следуют титрами предуведомительные эпиграфы, раскрывающие смысл названия.

Триггер, «спусковой крючок» — психологический термин, провоцирующий, актуализирующий воспоминания о ранее пережитом. Персонажи одноименного фильма перенесли войну на Балканах. Однако титры четко отбивают изображения изуверского мучительства безликих безликими от буколической панорамы, в буквальном смысле пасторали: мирная жизнь, овечьи стада на лоне природы, вполне преуспевающее сельскохозяйственное производство, разговоры о предстоящей покупке-продаже угодий с условием отсрочить вступление в силу договора на пару дней — вероятно, именно эта мелочь и становится пресловутым «спусковым крючком». Благо в шкафу у пастухов наверняка завалялась винтовка, а выпотрошенные бараньи внутренности вкупе с окровавленной рогатой головой на палке эффектно смотрятся у дверей квартиры предполагаемого «врага».

Снимались в картине непрофессиональный актеры, реальные участники войны, многие побывали в плену, подверглись пыткам. Говорят в «Триггере» по-сербски, съемки проходили в Боснии — эти подробности уточняют, конкретизируют обстоятельства, предшествующие показанным в фильме (невнятно и медлительно, зато натуралистично) событиям. Балканская тема действительно не закрыта ни в политической жизни Европы, где продолжаются суды над военными преступниками, ни в искусстве, кинематограф не исключение. Тут возможны и настоящие шедевры, сенсации уровня «Брата Деяна» Бакура Бакурадзе, которым произведения вроде «Триггера» создают определенный художественный контекст, не делая, стоит честно признать, погоды: тема здесь заявлена в лоб, а реализована не слишком убедительно. Российский конкурс из восьми картин судили несколько коллегий жюри и почти каждой что-нибудь да перепало, «Триггер» — единственная работа в конкурсе российских дебютов, оставшаяся при раздаче наград без каких-либо призов, дипломов и упоминаний, при том что, по большому счету, фильм ненамного хуже большинства конкурентов.

«Хара Бэкир. Черный демон» реж. Константин Тимофеев

О феномене якутского кино говорят не первый год — самая мощная из регионально-национальных кинематографий в пределах РФ давно уже поставляет в практически промышленных количествах весьма разнообразную продукцию от фестивально-артхаусных фильмов с этнографическим душеспасительным уклоном до коммерческих поделок, рассчитанных на сугубо местный прокат — между прочим, развитый и успешный. В ханты-мансийском конкурсе российских дебютов среди восьми картин обнаружилось сразу две якутских, и обе, социальная драма «Чувак» Владимира Мункуева, специально отмеченная режиссерским жюри, и сложная в жанровом отношении картина «Хара Бэкир. Черный демон» Константина Тимофеева, отбили на показах в Якутске более чем скромные расходы авторов на производство.

«Хара Бэкир» — якутский комедийно-мистический слэшер... и этим многое сказано. Первая жертва, которую загарпунил серийный убийца в белой клыкастой маске — оперный певец, едва успевший исполнить арию Каварадосси (кстати, Якутский оперный театр имеет определенную репутацию и время от времени доезжает до Москвы), однако лиха беда начало, и в следующий раз на нож напоролся живущий у матери бомж-алкаш, гулявший ночью по свалке. А третьей — популярная телеведущая Анна Луч, ее отрезанная голова отвалилась прямо в студии по ходу прямого эфира.

Начальство поручает расследование смерти оперного солиста харизматичному молодому оперу (вряд ли тут заложен автором сознательный каламбур), которого допекает на дому его беспутная младшая сестра, а на работе бестолковый напарник-толстяк, обожающий плести и дарить «фенечки», в часы досуга пробавляющийся сочинением рэп-речитативов. Тем не менее в заботе о следующей потенциальной жертве, эстрадной звезде Майе (на нее удалось выйти благодаря оставленному убийце следу — листку бумаге, в прожженных дырках которого обнаружилась схема валика музыкальной шкатулки, играющей мелодию Майиного хита) следователю удается застрелить похитителя девушки — им оказался бывший артист балета, лауреат, к старости растолстевший и потерявший работу. Но преступления на том не прекратились.

Случай с бомжом, впрочем, интереснее, чем с ведущей или певицей, потому что мать погибшего алкаша, страдающая «синдромом Медузы Горгоны», хоть и сидит без движения, уставившись в телевизор, но скрывает страшную тайну — дикое человекоподобное существо на цепи, замурованное в глухой комнате. Кроме того, под подозрением оказывается хрупкий подросток в трусах «кельвин кляйн» и в женском макияже, который караулит сестру следователя на улице и предлагает ей поиграть в «Уинки Стринки» — страшную сказку, слышанную следователем и его сестрой в детстве от мамы. Но и цепной монстр, и женоподобный мальчик, и разжиревший балерун, обезвреженный метким опером — лишь разные маски зла, всегда возникающего там, где люди плохо относятся друг к другу: так, по крайней мере, считает автор фильма, и затруднительно нащупать грань, где заканчивается пусть неумелая, но осознанная эксплуатация жанровых штампов, и начинается наивность якутского дебютанта, постаравшегося в свой полный метр вместить так много всего, будто это не первая, а последняя его работа.

Помимо криминально-мистического сюжета в картине намечена и романтическая линия. Начинающая журналистка местной газеты «White news» получает от жестокой редакторши шанс — написать об убийце в маске, для чего нехитрым обманом втирается в доверие к следователю, что не составляет труда: достаточно одолжить у опера мобильник и позвонить с его номера на свой — а криминалист и не заподозрит ничего! Но этого мало, и чтоб иметь надежный канал обновления информации, девушка дарит харизматичному следаку нательный крестик со встроенным в него подслушивающим устройством. Сделала она это не из лучших побуждений, но тем самым спасла любимому жизнь: когда пришлось оперу схлестнуться с монстром врукопашную, помог ему крест животворящий и говорящий, ведь не знало чудовище про радиопередатчик в крестике — журналистка прибежала и застрелила маньяка. Увы, огнестрельных ран демон не боится, хуже всего, способен вселиться даже в такого праведника, как оперуполномоченный.

Играющий следователя Дмитрий Ковальский, кстати — не актер, а учитель биологии. Вообще кастинг для проекта осуществлялся, по признанию режиссера, порой самыми экзотическими способами, вплоть до того, что на выходе из ночного клуба Константин Тимофеев обнаружил заснувшего пьяного парня, пожалел его и пригласил сняться в своем фильме. Вместе с тем поработали в «Черном демоне» и настоящие звезды федерального масштаба — так, некогда прогремевший парой экспериментальных картин режиссер-авангардист, а ныне ведущий патриотической телепередачи, и на счастье своих молодых якутских последователей в Якутске проживающий Андрей И сыграл — впервые участвуя в якутском фильме как актер! — роль руководителя следственного отдела, напоминающего подчиненным, зрителям, граду и миру о том, что «делай, что должно, и будь, что будет», или «в мире дольнем правят три сестры, младшая ревность, средняя зависть и старшая злоба».

Создатель «Черного демона» обучался в Петербурге мультипликации, но в юности жил и рос вдали от крупного города. Неудивительно, что третьесортные трэш-хорроры с видеокассет оставили столь глубокий след в его сознании и так сильно повлияли на его художественный вкус — зато нет повода подозревать Константина Тимофеева в неискренности. Своеобычность эстетики фильма оценили с самой неожиданной стороны — композиторское жюри во главе с Юрием Потеенко присудило «Черному демону» премию автору саундтрека Семену Ченянову.

«Иванов» реж. Дмитрий Фалькович

Исполнителем главной роли Александра Ивановича Иванова в титрах значится Александр Иванов, как и в логотипе «Александр Иванов продакшн», но с первых кадров в герое опознается собственной персоной Дмитрий Фалькович, что заранее привносит в происходящее ноту иронии, при том что сюжет вроде бы строится на мотивах серьезных и затрагивает суровые моменты сегодняшней жизни.

Александр Иванов — сирота, в день избрания Ю. В. Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС маленькому Саше бабушка сообщила, что его родители погибли; может быть это совпадение значимо, а может быть и нет. Но спустя годы Александр Иванович — вполне преуспевший бизнесмен и семьянин, десять лет женат и ходит с женой в консерваторию, с ребенком «В гостях у сказки» по телефону обсуждает. Деловые его интересы связаны с инвестициями, на паях с партнером Алексеем Спицыным (в титрах исполнитель и этой роли оказывается полной тезкой персонажа — стало быть, тоже фейковое имя?) владеет предприятием по производству... сухариков. Но после допроса насчет некоего происшествия вечером с участием двух студенток-пианисток и сетований на то, что страна мало пригодна для жизни и дела, бизнесмены вынуждены бежать — пока не далеко, в Киев.

На новом месте они пытаются развернуться, прикупив площади разрушенного судостроительного завода у некоего Тарадайко, который представляется, как и Иванов, бывшим физиком, даже вносит в заключенный договор дополнительный пункт о принципе неопределенности Гейзенберга — что не мешает ему продать недвижимость конкуренту. Партнеры потеряли на деле 40 тысяч, потраченные на юристов, и намерены их с Тарадайко, чтоб тот не считал их лохами, обратно стрясти. Иванов попутно и в Киеве продолжает клеить юных дев, почитывая неопознаваемых ими Лермонтова с Пушкиным. Пока однажды в отеле к нему в лифт не втиснутся двое крупных мужчин, а когда они выйдут и двери за ними закроются, живых в кабине, по всей видимости, не останется. Эти двое в финальных титрах обозначены как «человек с большой душой» и «человек с нутром». А отсутствующий на фестивале режиссер приветственное обращение к публике, показанное сразу после сеанса, записал также в лифте — развивая, стало быть, скрытый иронический контекст, что приятно, изобретательно.

Да и в целом построенный на умолчаниях и лейтмотивах фильм для дебютанта, пришедшего в кино из физики и до какой-то (возможно, немалой) степени рассказывающего реальную, а то и личную историю (проект, кстати — копродукция с Британией), на удивление мастеровитый. В нем нет откровений — ни личных, ни художественных — но с редкой точностью схвачено настроение, владеющее сегодня в равной степени русскоязычными кинематографистами и бизнесменами, где конкретные страхи и смутные опасения многих лишь подталкиваются бросаться в омут очертя голову. «Иванову» режиссерское жюри (Валерий Тодоровский, Петр Буслов, Андрей Сильвестров) присудило свой главный приз.

Международный конкурс дебютов судило отдельное, тоже международное жюри в составе кинорежиссеров Валески Гризебах и Пьера Леона под председательством продюсера Паулу Бранку — в отличие от российских коллег они оказались не столь щедры на призы и далеко не каждая из восьми конкурсных картин получила хоть что-нибудь из их рук.

«Классический период» реж. Тед Фендт

В «Классическом периоде» молодого американца Теда Фендта эссеистическая составляющая подавляет все остальное, не только драматургию, но и визуальную сторону кинематографа. Второй фильм режиссера (первый тоже показывали в Ханты-Мансийске год назад) снова снят с участием приятелей Теда на 16-миллиметровую пленку. Персонажи — молодые интеллектуалы-дилетанты, причем даже не нью-йоркские, благодаря Вуди Аллену и другим ставшие узнаваемыми колоритными типажами, а филадельфийские (режиссер сам родился в Филадельфии в 1989 году): очкарики-ботаники, они ходят пешком и не пользуются мобильными телефонами, вообще никакими электронными устройствами (по крайней мере в кадре), но лишь передают друг другу книги, читают и обсуждают их.

Главный герой Кэл (это настоящее имя исполнителя, Кельвин — вместе с режиссером он приехал в Ханты-Мансийск и словно вышел из плоской экранной картинки в 3Д-реальность, ничуть не меняясь), его приятельница и единомышленница, еще несколько человек — участники филологического семинара или кружка (для любителей, не профессиональных словесников), где читают и совместно обсуждают «Божественную комедию» Данте, сравнивая переводы Карлейля и Лонгфелло, обращаясь к комментариям, попутно затрагивая, в частных беседах тоже, темы более широкого порядка: религию, историю, поэзию, архитектуру, Симону Вайль и Дениз Левертов, которыми увлечена вторая главная героиня. Ее в иной ситуации назвали бы «синим чулком», и насколько ей достаточно поэзии для счастья, не желала бы она от слов перейти к какому-нибудь «делу» хотя бы в общении с Кэлом — большой вопрос.

Кульминационный, по-моему, момент — десятиминутный (при общем хронометраже около часа) монолог Кэла о тайном иезуитском проповеднике Кэмпионе, казненном англичанами во времена протестантского террора. Нет действия, нет сюжета, не развиваются человеческие взаимоотношения, практически отсутствуют панорамные планы — только лица и диалоги. В какой-то момент этого часового «чистилища», перед самым концом, персонажи отвлекаются от литературы, от слова, к невербальному общению, разучивая, вернее, разбирая трио Бетховена — без текста выходит проще и понятнее. Международное жюри выделило «Классическому периоду» третью премию, отдав первую несколько более традиционной стилистически, но содержательно еще более своеобразной швейцарской картине.

«Сара играет оборотня», реж Катарина Вюсс

«Сара играет оборотня», как и «Классический период» — тоже скорее «эссе», чем «роман» или «повесть», хотя какой-то нарратив в фильме присутствует, и вообще это экранизация, а не импровизация, но основное внимание сосредоточено на размышлениях и ощущениях заглавной героини, а не на событиях, с ней происходящих, тем более что большинство этих событий она выдумывает, фантазирует. 17-летняя Сара участвует в полулюбительском спектакле вместе с группой ровесников, и, возвращаясь с репетиций домой, где живет с родителями, братом и младшей сестрой, или общаясь с приятелями-сверстниками, она, что называется, «не выходит из образа», и не просто из конкретной роли, а из актерской своей ипостаси.

Подругу, которая в какой-то момент предпочла сосредоточиться на своем парне, Сара публично упрекает в лесбийских домогательствах; в другой раз выбалтывает доверенный ей девичий секрет о незащищенном сексе с парнем, у которого СПИД. Шекспир и Батай присутствуют задают контекст ее мыслях о самоубийстве, кроме того, за кадром постоянно звучит оперная музыка Вагнера, и сюжеты о Зигфриде, о Тристане и Изольде тоже вносят вполне конкретное настроение в движение героини от теории к практике. Впрочем, когда в финале «вдохновленная» отцом (который фактически дает дочери «отмашку» на суицид, то ли всерьез, то ли рассчитывая «от противного» ее переубедить) прыгает с обрыва и разбивается — возможно, это всего лишь продолжение ее фантазии, хотя и весьма натуралистично последним кадром представленная. Разобрались ли члены жюри в метаниях Сары или, наоборот, остались впечатлены их иррациональностью — Катарина Вюсс уехала из Ханты-Мансийска официальной победительницей. Однако неофициальным триумфатором фестиваля можно считать российский «Жанр».

«Жанр» реж. Клим Козинский

В отличие от упомянутых выше русскоязычных картин «Жанр» — единственный фильм, участвовавший от России в международном конкурсе дебютов наряду с произведениями из Франции, Швейцарии, США, Польши. Причем и в кино «Жанр» — уже не первая работа Клима Козинского, я не видел его предыдущего фильма, зато смотрел в Электротеатре Станиславский его театральную постановку «Идиотология» по мотивам Достоевского, где Козинский — ну во всяком случае номинально — соединил «Идиота» Достоевского с «Монадологией» Лейбница, отсюда и «Идиотология» вышла.

Фильм «Жанр» строится по аналогичному принципу, на совершенно иного рода материале. Летом 1991 года в подвале дома на Садовом кольце Борис Юхананов сотоварищи репетировали проект «Сад» по пьесе Чехова. Накануне ключевой для «Вишневого сада» даты 22 августа в Москве произошли известные события. Козинский использует видеодокументацию репетиций и прогонов перформанса (как сказали бы мы сегодня), сделанную в период с 18 по 23 августа 1991 года — задним числом включая исторические, политические события в пространство спектакля. Не наоборот, не подвальный перформанс вписывая в исторический контекст, и даже не проводя параллели между одним и другим, но ни много ни мало вовлекая «большую» историю в историю театрального замысла, представляя театр как явление глобальное, вселенское, а т.н. «путч» — как событие локальное, частное, при всей важности лишь составляющее один из элементов тотального перформанса; и не происходящее в центре Москвы определяет ход репетиций и представлений, но театрально-ритуально-мистическое действо в своем роде преобразует реальность за окном, корректирует развитие событий в городе и мире.

До какой степени Борис Юхананов и его последователи серьезны в их ритуально-мистериальных камланиях, где заканчивается обряд и начинается тренинг, где содержательный тренинг превращается в показуху и шарлатанство, где шарлатанство самоироничное заходит за грань и теряет остатки иронии, становясь банальным жульничеством — это вопросы не фильмом Клима Козинского порождены, они неизбежно возникают (ну мне кажется, что неизбежно...) при любом соприкосновении с какой угодно из множества граней деятельности Юхананова начиная еще с 1980-х, тем более на текущем этапе его руководства Электротеатром Станиславский. Но все-таки Юхананов выпускает спектакли и Электротеатр их прокатывает, имея и регулярно пополняя уже довольно обширный репертуар, как ни относись к конкретным опусам, его составляющим. Тогда как «Сад», «Жанр» и тому подобные эфемерные явления с позиций сегодняшнего дня — нечто из области мифологии, чуть ли не археологии, без того склонные к мифотворчеству деятели юханановского круга получают неограниченные возможности задним числом манипулировать прошлым.

Чем, собственно, и занят Клим Козинский в фильме «Жанр», не скрывая, что хронологию собственно подвальных деяний 1991 года он игнорирует, нарезая фрагменты видеодокументации репетиций и монтируя их с радионовостями тех августовских дней исходя из собственной драматургической логики, ну если можно в подобных случаях говорить о логике и о драматургии. Качество «картинки», снятой на любительскую камеру при тогдашнем уровне развития техники, понятно, не ахти, но для задач, поставленных Козинским, подходит идеально. Со своей стороны Юхананов (продюсер фильма, участвовавший в его фестивальной премьере) лишний раз вспоминает, что в подвале, где проходили летом 1991 года его репетиции, когда-то действовала пыточная камера ВЧК, что в доме, где подвал расположен, жил академик Сахаров, и что этот дом, помимо прочего, знаменит самой высокой в Европе аркой. За арку и Сахарова не скажу, но очевидно, что дом построен позднее, чем ВЧК по меньшей мере сменила название (если уж не место), так что и дополнительные сведения опять-таки уводят от реальности и истории далеко в область мифологического.

Юхананов и, вероятно, Козинский, эту дистанцию сознают, даже пытаются осмыслить, ну или по крайней мере, обыграть. Вместе с тем с позиций сегодняшнего дня импровизации на основе ковбойских сюжетов или фантазии по мотивам Брейгеля, разыгранные некогда учениками Юхананова (с тех пор они стали его друзьями, уточняет мэтр) выглядят скорее приятной забавой молодых, вызывают ассоциации умилительно-ностальгические, ничуть на мысли о мистических откровениях, о действенности эзотерических перформативных ритуалов не наводят, если честно. Смотреть же как кино, вне исторического, с одной стороны, и субъективного, с другой, контекста — кино пускай сколь угодно радикальное, авторское и т.п. — «Жанр», чего и следовало ожидать, не то что скучно, а, положа руку на сердце, физически тяжело.

Я заметил еще по поводу «Идиотологии» Козинского в Электротеатре Станиславский: «Растянись мероприятие часов на десять-двенадцать, как любит мэтр Юхананов — вероятно, оно и усваивалось бы полнее, и какие-то внутренние его законы проявились бы отчетливее». В распоряжении Клима Козинского было порядка 50-60 часов видеоматериала. Он уложил их в 60 минут: этого либо слишком много, либо недостаточно. Впрочем, хватило, чтоб «Жанру» досталось целых две награды — приз гильдии киноведов и кинокритиков (ну то люди бывалые...) и спецприз от международного жюри. Кроме того, приз президента фестиваля «Дух огня» Сергея Соловьева получил продюсер, актер и, можно сказать, «соавтор» картины Клима Козинского, руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов — правда, не за причастность к «Жанру», а за выдающийся вклад в кино, ознаменовавшийся созданием целой «школы» и особого направления в искусстве (аналогичный приз годом ранее Сергей Соловьев вручал Александру Сокурову).




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Сильный характер

10 фильмов о женщинах, поднимающих действительно важные вопросы

Невеста, вдохновившая Тарантино, немецкие террористки, женская версия Уолтера Уайта и Кэтрин Хепберн против сексизма: кино с женщинами на переднем плане, каким мы хотим его видеть.

22.09.2018 19:00, Елена Кушнир, knife.media


«Память о прошлом – надежный ключ к настоящему…»

Одно из её самых значимых открытых писем Лидии Корнеевны Чуковской, посвященное свободе слова и цензуре

«Бывают счета неотвратимые — и в то же время неоплатные. Писать об оплаченном счете, когда речь идет о нашем недавнем прошлом, — кощунство. По какому это прейскуранту могут быть оплачены Норильск и Потьма, Караганда и Магадан, подвалы Лубянки и Шпалерной? Как и чем оплатить муки и гибель каждого из невинных — а их были миллионы! — почем с головы? И кто имеет право сказать: счет оплачен? Пожалуй, уж лучше бы нам не браться за счеты! Оплатить такой счет — это вообще никому не под силу по той простой причине, что человечество не научилось воскрешать мертвых».

21.09.2018 19:00, izbrannoe.com


«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

Воспоминания современников о писателе

Как Лев Толстой охотился на медведя и чуть не погиб, заливался слезами, слушая Чайковского, работал в поле и редактировал свои произведения. Портал «Культура.РФ» собрал воспоминания современников о писателе — субъективные и трогательные.

18.09.2018 19:00, Татьяна Григорьева, culture.ru


Кинотур

Влюбиться в город с первого взгляда

Благодаря фильмам, действие которых происходит в разных городах мира, у зрителей часто появляется желание посмотреть на места приключений киногероев своими глазами. «Вокруг света» рассказывает о пяти кинокартинах, где интересен не только сюжет, но и «географический фон».

15.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Лучшие книги со всего мира

50 лучших детских книг по мнению Хаяо Миядзаки

Для легенды анимации – Хаяо Миядзаки, книги в детстве были своеобразным «побегом» из мрачных реалий послевоенной Японии. Сегодня мультипликатор всемирно известен многим зрителям разного возраста по таким любимым полнометражным мультипликационным картинам как «Мой сосед Тоторо», «Навсикая из Долины Ветров», «Небесный замок Лапута», «Унесенные призраками», «Порко Россо», «Ходячий замок Хоула», «Принцесса Мононоке», «Ведьмина служба доставки» и многим другим. В 2010 году он составил список из 50 любимых книг для детей. Интересно, что, будучи студентом, Миядзаки был членом клуба по изучению детской литературы, в котором читали в основном западных авторов, поэтому в его списке так мало книг восточных писателей.

13.09.2018 19:00


Председатель земного шара

Странный человек Велимир Хлебников

Что мы знаем о Велимире Хлебникове? Поэт, один из основателей русского футуризма, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара»... А еще — человек, чудовищно неприспособленный к реальной жизни. Вот что написала о нем журналист Ольга Андреева: «Читая что угодно о Хлебникове, хочется спросить, куда смотрели его родители? О чем думали эти чудесные люди, отпуская в огромный жестокий мир своего нежного сына, человека, не умеющего даже толком умыться, не говоря о уже том, чтобы найти себе обед, теплое пальто или крышу над головой. Нет, они его, конечно, не отпускали. Просто однажды сестра Верочка дала Вите свою золотую цепочку, Витя продал её и поехал в Москву. В восемнадцать лет он уже сидел, с тридцати — скитался по психбольницам, в тридцать шесть — умер». Вот несколько историй от очевидцев того, как странно прожил поэт эти 36 лет.

12.09.2018 21:00, izbrannoe.com


Образование в семье Набоковых

Самое счастливое детство начала ХХ века

Основным источником вдохновения для Владимира Набокова всегда оставался он сам. Его инструментами были языковое чутьё, которое делало возможным игру слов и смыслов, свобода неожиданных ассоциаций и память, позволявшая доставать из запертых комнат и подвергать тщательной инвентаризации мельчайшие детали. Автор щедро одаривал героев романов собственными воспоминаниями и деталями жизненного пути, смутными ощущениями и мыслями, а в автобиографиях, русской и английской, описал собственное взросление.

11.09.2018 19:00, Алиса Загрядская, newtonew.com


Предотвращенная дуэль Пушкина

Как писатель Лажечников отговорил Пушкина драться

В среду 27 января 1837 года, в половине пятого вечера, секунданты прибыли на назначенное место. Погода была мрачной, дул сильный ветер. Место дуэли было непригодным — слишком много глубокого снега. Решено было расчистить полоску, длиною ровно в 20 шагов — именно с такого расстояния должны были стреляться два обезумевших родственника — Пушкин и Дантес.

10.09.2018 19:00, Андрей Р., moiarussia.ru


Чтобы костюмчик сидел

Модное кинопутешествие

Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.

08.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Французская кухня с русским оттенком и комнатные цветы

Готье о жизни Петербурга 1859 года

Француз Теофиль Готье в 1859-60 годах совершил путешествие по России. Первым его местом пребывания стал Петербург. Он описывает этот город как типично-европейский, в том числе высший свет, который говорил и мыслил по-немецки и по-французски. Даже кухня в Питере того времени — французская, в которую примешивалось немного русского: квас, рябчики, щи (с черносливом). Лишь в одном Петербург сильно отличался от Европы: жилища русских были полны комнатных растений, напоминая оранжереи.

07.09.2018 16:00






 

Новости

Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 4 октября 2018 года открывается выставка «Архип Куинджи».
Венская опера запускает онлайн-трансляции с русскими субтитрами
Венская государственная опера сделает русские субтитры к онлайн-трансляциям своих спектаклей, пишет ТАСС со ссылкой на директора театра Доминика Мейер.
Ампир V — первый блокбастер, финансируемый с помощью криптовалюты

Граждане США не смогли принять участие в дегустации баблоса
В рамках ICO было выпущено 2 000 000 Bablos, в открытую продажу поступило 1 700 000 Bablos. Уже на старте продаж ICO-кампания Bablos преодолела Soft Cap (2000 ETH), то есть было продано более 100 000 Bablos.

Миссия – открытый доступ

НП «Викимедиа РУ» подготовило рекомендации по реорганизации работы библиотек в условиях цифровой эпохи
Документ ориентирован в первую очередь на публичные библиотеки, которые работают со всеми категориями населения. Работа предлагает переориентировать деятельность учреждений на сохранение знаний и обеспечение к ним доступа для всех интернет-пользователей. С полным текстом рекомендаций можно ознакомиться здесь. Приводим ключевые положения документа.

Умер Иосиф Кобзон
Скончался народный артист России Иосиф Кобзон.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.