Подписаться на обновления
23 июляВторник

usd цб 62.9776

eur цб 70.6546

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  четверг, 16 июля 2009 года, 10:00

Объединённый кризис
Дмитрий Солопов покинул Business FM


Дмитрий Солопов // guzei.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Главный редактор радио Business FM Дмитрий Солопов намеревается покинуть свой пост. В письме коллективу холдинга «Объединённые медиа» Солопов обвинил новых владельцев компании (а именно Владимира Лисина, владельца Новолипецкого металлургического комбината) в намерении «разрушить продукт», а также в том, что с ним не согласовывают новые назначения.

Главный редактор радио Business FM Дмитрий Солопов намеревается покинуть свой пост. В письме коллективу холдинга «Объединённые медиа» (радиостанции Business FM и «Кино FM», газета Business & FM, интернет-портал BFM.ru, журнал «Популярные финансы» и другие медиаактивы) Солопов обвинил новых владельцев компании (а именно Владимира Лисина, владельца Новолипецкого металлургического комбината) в намерении «разрушить продукт». Недовольство теперь уже, по всей видимости, бывшего главреда вызвало то, что с ним не согласовали назначение двух его заместителей главного редактора, а также изменение идеологии радиостанции, которая теперь будет пиарить Лисина, следует из письма.

До 1 августа Солопов уходит в отпуск за свой счёт, а своим подчинённым посоветовал до этого времени не выполнять указаний новых сотрудников редакции и искать новую работу.

Креативный директор «Объединённых медиа» Евгений Ревзин также намерен оставить свой пост в холдинге.

В начале марта 2009 года Дмитрий Солопов дал интервью «Часкору» и поделился своими соображениями о том, какие группы рекламодателей покинули радио, а какие активизировались, почему в России нет настоящих мультимедийных медиахолдингов и когда умрут газеты.

— Давай начнём с радио Business FM. Как радиостанция реагирует на кризис?
— Положительно. Благодаря кризису у нас значительно вырос рейтинг. В январе Business FM слушали порядка 650 тыс. человек ежедневно. Для сравнения: «Эхо Москвы», которое существует уже более 15 лет, слушают порядка 900 тысяч. При этом Business FM лидирует по таким показателям, как образовательный ценз и доходы.

Алексей Венедиктов:
До 20% радиожурналистов в Московском регионе окажутся на рынке. Кто это будет, я не знаю, потому что, судя по печатной прессе, мы видим разные подходы к сокращениям штатов. В некоторых изданиях увольняют людей, которые довольно долго работали, и руководство считает, что нужно делать ставку на молодых, потому что они голодные и им можно меньше платить.

Так что если говорить об аудитории, то кризис нам чрезвычайно помог, но при этом нас, естественно, коснулись обычные для всех СМИ проблемы: это падение рекламы. По январю мы идём на уровне 2008 года. Февраль вроде должен быть неплохим. Тем не менее мы к кризису готовимся, мы оптимизировали редакцию, чуть-чуть подсократили зарплаты, к сожалению, чуть-чуть поувольняли людей.

Мы считаем, что тяжёлым для СМИ будет не только 2009 год, но и 2010-й. У нас никакой поддержки нет — ни акционерной, ни государственной. Компания существует только за счёт рекламы. И топ-менеджеры, и редакция, и все наши службы понимают, что сокращения — необходимые меры, чтобы проект жил и чувствовал себя спокойно, чтобы зарплата выплачивалась вовремя.

— Ваши главные конкуренты — «Эхо Москвы», «Вести FM», «Сити-FM»?
— Наибольшее пересечение у Business FM идёт со слушателями «Эха Москвы», «Серебряного дождя» и «Вести FM». В меньшей степени — «Эхо Москвы», поскольку это формат совершенно иной. В большей степени — «Вести FM», поскольку они копируют наш формат.

— За счёт кого сокращаются рекламные бюджеты?
— Я назову те кластеры рекламодателей, которые снимают свой бюджет. Практически исчез рынок управляющих компаний и паевых фондов. Наверное, будут меньше рекламироваться автомобили и товары народного потребления. Но, тем не менее возникают другие рынки — например, образовательных услуг. Активизируются банки, оставшиеся в живых.

— Пойдут ли рекламные деньги в интернет?
— Да, безусловно. Это ровно та тенденция, которая будет обозначать более точечный расход денег на рекламу. Интернет даёт очень высокую адресность. Он даёт, с одной стороны, очень понятную технологию адресности, с другой стороны, даёт близкую к безусловной оценочную технологию эффективности. То есть ни одно другое СМИ не может сказать, что я вот разместил — вот зашли — вот купили. Другое дело, что качество аудитории в интернете не всегда самое высокое.

— Ребрендинг «Кино FM» тоже как-то связан с кризисом?
— Я бы не сказал, что у «Кино FM» ребрендинг. «Кино FM» — это наш креативный инкубатор. Мы удовлетворены экономическими результатами нашей радиостанции, но мы не удовлетворены аудиторией. Мы постоянно работаем над тем, что будет на этой частоте, — чтобы нас удовлетворяло всё. Думаю, что весной 2010 года мы представим новый проект на этой частоте, скорее всего, это будет ток-станция. Мы это больше любим, у нас это лучше получается.

— Но это более затратная история?
— Да, но и она экономически даёт большую отдачу.

— А расширять радиоактивы вы не планируете?
— Сейчас для этого действительно хорошее время: частоты уже падают в цене. Тем не менее для нас приоритетом является стабильная работа существующих активов — в виде радиостанций, порталов и газет. Скорее, если у нас появятся возможности для инвестиций, мы приступим к созданию делового телевидения.

— В рамках BFM.ru?
— Собственно, концепция интернет-портала BFM.ru — это предоставление человеку, который интересуется деловой информацией, этой информации во всех возможных жанрах. Мы как развивали эту концепцию, так и будем развивать дальше, пока не станем первыми. Всё-таки, если вы хотите услышать информацию делового характера, вы включаете в первую очередь Business FM, а не «Эхо Москвы». Почему не использовать это и в других жанрах, где конкуренция значительно выше, например в интернете? Или там, где конкуренции практически нет, как на телевидении?

— Вы планируете запустить интернет-телевидение?
— Нет, это будет обычный телевизионный классический канал.

— Круглосуточный?
— Я думаю, да.

— А как же кризис?
— Видишь ли, в чём дело, если делать какую-то вещь — её надо делать хорошо. Кризис кризисом, но деньги-то на рынке остались. Кризис даёт возможность делать то, что можно было делать год назад, но значительно дешевле в конечном итоге. Это горизонт полутора-двух лет.

— Как создатель многих радиостанций — «Сити-FM», Relax FM, как стоящий у истоков «Эха Москвы», скажи, как будет развиваться радиовещание в кризис?
— Я не могу сказать, что я был у истоков «Эха Москвы», я там, скорее, учился делать радио. Но я действительно принимал участие в создании «Сити-FM». Business FM делала моя команда.

Есть два фундаментальных вопроса в развитии радиовещания: увеличение производительности труда и предел количества радиочастот.

Основная проблема развития news-talk-станций — очень низкая рентабельность за счёт того, что эфир делает много людей. Допустим, на музыкальной станции робот заменил звукооператора, робот ставит музыку. В разговорном формате в России такого пока нет. Но увеличение производительности труда — это фундаментальная проблема не только радиовещания, но любого информационного СМИ. Наверное, её можно решать только более интенсивной продажей контента, которую производит единица-журналист.

— То есть универсальный журналист?
— Да, такой, который что-то произвёл для радио, потом растиражировал контент в интернет, потом ещё куда-то, тогда КПД на единицу покупателя неизбежно растёт.

— Но уверен ли ты, что человек, который хорошо пишет, хорошо это расскажет в эфире, предположим?
— Это вопрос технологий. Пока не получается. Или еле-еле-еле получается у нас. У нас сюжеты, которые идут на Business FM, потом выходят в текстовом варианте после некоторой редактуры на BFM.ru. Обратного движения, кстати, нет: станция берёт тему, но текст пишет и озвучивает кто-то другой. BFM.ru ещё очень молодой проект, мы стартовали только 12 ноября 2008 года, и сейчас мы приступаем к созданию объединённой редакции.

— Внутри мультимедийного холдинга будет обмен контентом?
— Это, скорее всего, не обмен, а производство единого контента и его дистрибуция на разные носители.

— А газета — источник новостей или аналитики?
— Газета — это вообще умирающий жанр, как ни прискорбно об этом говорить. Потому что сегодня, кроме тактильного ощущения приятности и некоего престижа, газета не несёт никакой добавленной стоимости по сравнению с интернетом. Это факт.

Я думаю, у радио есть шанс оттянуть на себя телевизионные бюджеты. Есть данные о том, что с утра и до 16 часов совокупная аудитория центральных радиостанций больше, чем совокупная аудитория федеральных телеканалов. И мы можем предъявить эту историю рекламодателям.

Газетный рынок под очень большим вопросом. Не вижу, что может дать стратегический шанс печатным СМИ. Так что если говорить о печатных СМИ, то на горизонте 10—15 лет они останутся исключительно как престиж — типа чернильной ручки «Паркер». Да, безусловно, напечатанное на бумаге имеет больший вес, бла-бла-бла, но это всё рудимент.

— Почему у других мультимедийных холдингов пока не получается создать такую мультимедийную платформу?
— Кому-то удаётся приблизиться к этому, но в целом приходится работать с очень разными жанрами: сюжет, сделанный для ТВ, нельзя просто так поставить на радио. Получается полная ерунда. Его надо перерабатывать, а для этого нужен журналист и редактор. То есть всё равно это трудозатраты.

Но трудозатраты — это только одна проблема радиовещания. Вторая, о которой я выше уже начал говорить, — ограниченное число радиочастот. Сейчас у нас в Москве 52 FM-частоты. Или даже 53. В Нью-Йорке почти 60. Но при этом рынок одного Нью-Йорка — это миллиард долларов в год. А рынок всей России — это 500 млн, который в этом году сократится до 250—300 млн. Это означает, что есть совершенно чёткий барьер отсечения смысла существования радиостанции. И этот барьер отсечения составляет порядка 25, ну, может быть, 30 радиостанций на рынке. Это значит, что остальные радиостанции должны либо закрыться, либо придумать такие экстраниши, которые будут собирать какую-то очень-очень фокусную аудиторию. Но для радио это некоторая проблема, потому что узкая аудитория для радио невалидна. Потому что если имеет место журнал для охотников тиражом 10 тыс. экземпляров, то на радио аудитория в 10 тыс. человек просто никому не нужна с точки зрения рекламоносителя. Здесь, соответственно, вопрос — либо нишевые радиостанции будут постепенно подбираться крупными холдингами и вообще холдингами, даже мелкими, и за счёт экономии на масштабах там будет что-то происходить и будут пакетные продажи, либо должен вырасти рынок.

— То есть идёт тенденция к жёсткой специализации?
— Количество широких форматов ограниченно. Условно говоря, мы ещё полтора года назад говорили: «Да, есть место для all-news-станции». Это, в принципе, последняя ниша, ну, может быть, предпоследняя ниша, которая осталась для разговорной станции. Она в каком-то виде появилась — это «Вести FM». И то с большим трудом набирающая себе аудиторию, никогда себя не окупающую.

Количество музыкальных форматов — массовых и таких полунишевых — тоже ограниченно, и они во многом уже исчерпаны. Дальнейшие ключи — это более нишевые форматы, но для их существования в открытом рынке должен быть большой рынок. Как в Нью-Йорке. Там пять кантри-радиостанций. Есть радиостанция, которая транслирует только негритянский рэп, а есть транслирующие рэп вообще. И там эти радиостанции собирают свои 2 млн долларов в год и нормально себя чувствуют.

— Если сейчас смотреть московский FM-диапазон, там нет неаффилированных радиостанций, кроме «Серебряного дождя» и радио «Шансон». Остальные все входят в какой-либо холдинг.
— Процесс укрупнения, конечно, будет происходить.

— Мелкие холдинги будут поглощаться крупными? Игорь Крутой свои активы уже продаёт.
— Уже давно продаёт. Мелкие радиостанции всегда будут испытывать очень большие проблемы.

— Вам удалось как-то подвинуть холдинги или нет?
— Во-первых, у нас две станции, мы только лишь микрорадиохолдинг.

Причины того, что рынок радиорекламы сокращается, не нужно искать в телевидении или других внешних факторах. Проблемы стоит поискать в себе. Радиоиндустрия изменила самой себе, решив в условиях денежного изобилия посоревноваться за рекламодателя на чужом поле, забыв про свои достоинства и преимущества перед другими медиа.

Потом, не скрою, мы ведём переговоры о слиянии с крупным холдингом — о партнёрстве, паритетном сотрудничестве и т.д., но это законы рынка. Либо надо выстраивать содержательный холдинг — деловую радиостанцию, деловой портал, деловую газету, деловой еженедельный журнал, потом деловое телевидение и т.д. Скажу, что в этом смысле «Коммерсантъ» в этом году будет испытывать дичайшие проблемы и окажется, конечно, в минусе.

— Но они вот тут радиостанцию запустили, «Ньютон» называется…
— Да, они запустили «Ньютон FM», но это не имеет никакого отношения к «Коммерсанту». Хотели делать «Коммерсантъ FM», но поняли, что не потянут.

— Почему за последние два года наблюдается такой гигантский рост информационных, разговорных радиостанций?
— Людям надоела одна и та же музыка. Если посмотреть плей-листы топ-5, можно увидеть, что радиостанция ротирует порядка 1000 композиций, это очень мало.

— Что ты думаешь о взрыве креатива в дни кризиса? Многие топ-менеджеры отрасли говорят, что наступает период бурного творчества, притом крайне дешёвого.
— Взрыв креатива будет в области рекламы. Реклама в ближайшие годы будет принципиально меняться. Потому что время, когда большие компании заваливают уголь в топку, закончится. Я думаю, что реклама будет идти в направлении контекстной рекламы, причём во всех жанрах.

Мне кажется, что основным вызовом для радио будут новые форматы, технологические, как IMAX, которые будут позволять приобретать контент не через радиоприёмник, а через устройство, которое позволяет его кастомизировать. Но то, что происходит в Америке, говорит о том, что эти две плоскости не особо пересекаются. Всегда будут люди, которые захотят покупать какой-то очень нишевой контент за 5 долларов в месяц, как это происходит в Америке.

При этом неважно, как сейчас слушают Business FM, его будут слушать и через IMAX, и через интернет, и по частоте. Тем не менее я думаю, что на очень долгую стратегическую перспективу именно эфирное вещание сохранит свою привлекательность. Потому что пока — особенно для России — никаких подвижек и альтернатив не предвидится.

— Но в интернете же радиостанции развиваются?
— Да, развиваются, но это всё дополнительные опции для слушателя. То есть, условно говоря, ты же не отказалась полностью от радио, когда у тебя появился CD-проигрыватель. Все говорили: «Я не слушаю радио», но это некое лукавство. Люди не слушают радио, если не могут там себе ничего интересного найти, потому что нет какой-то музыки или каких-то людей. Ты слушаешь и диски, и радио, и iPod, и сборник, который ты себе сама записала. Это всё лишь различные формы привлечения твоего внимания. Другое дело, если появится технология, которая позволит совместить радиоканал, например, с чем-то ещё, что мы уже сделали, — например, мы единственные в мире, у которых на RDS идёт поток биржевой информации онлайн. Вот такие технологии интересны, но ничего особенного я пока здесь не вижу.

— Матвей Ганапольский говорит о том, что радио умирает, потому что слушатель может сам набирать себе контент и сам программировать свою станцию.
— Я здесь с Матвеем Юрьевичем не соглашусь. Есть новостные агрегаторы, но новостные сайты от этого не исчезли. Потому что люди хотят готовый продукт. Если следовать логике Матвея Юрьевича, то мы должны прийти к тому, что мы приходим в ресторан и сами себе готовим. Такой ресторан был в Москве, «Тамерлан» назывался, и он провалился. Приходишь, что-то в миску набрасываешь, и там тебе это жарят. Но я не хочу приходить и сам себе готовить. Я хочу выбирать из разных мест, где готовят по-разному. Другое дело, что СМИ должны идти в ногу со временем и предлагать все возможные варианты потребления своего контента.

Беседовала Людмила Круглова




ОТПРАВИТЬ:       



 






Микроконтент: улучшаем вовлечённость аудитории блога

Почему микроконтент так хорош

В последние годы наблюдается тенденция создания статей с большими объёмами. О необходимости увеличения объёмов говорят и частные специалисты (например, Брайан Дин, который в результате исследований определил оптимальный объём текстов в 1920 слов), и крупные новостные издания. Но насколько такие утверждения соответствуют действительности? Так ли необходимо создавать исключительно лонгриды на 10-15 тысяч знаков?

17.03.2019 13:00, vc.ru


Российские издатели в 2017 году

Рост и оптимизм

В очередном выпуске рубрики «Книги, деньги, восемь битов» Владимир Харитонов анализирует итоги 2017 года по версии «Книжной палаты» и версии холдинга «ЭКСМО-АСТ». Он объясняет, почему не стоит радоваться оптимистичным выводам и что на самом деле должно внушать оптимизм.

27.02.2018 19:00, Владимир Харитонов для gorky.media


Много денег Цукерберга, второй пузырь и слежка спецслужб

Интервью с сооснователем Viber

Viber все чаще называют звездой белорусского IT. О том, как белорусско-израильский мессенджер набрал 370 млн пользователей без единого маркетолога, рассказал сооснователь Viber Игорь Магазиник.

01.08.2014 11:00, Александр Арсёнов


После «Дождя». От продажи контента к сбору контрибуции

СМИ с «идеей» должны продавать читателю не контент - он уже ничего не стоит, - а картину мира, причастность к ее формированию

Отношения медиа с публикой уже меняются в редакционной части – в части производства контента. Общий вектор – от потребления к участию, контрибуции. Авторствующая публика может участвовать сама, и СМИ только выигрывает, если ему удается привлечь публику к участию. Похожая трансформация, видимо, должна произойти в бизнесе. Для СМИ это означает переход к модели социального предпринимательства. Надо продавать потребителю не контент, а возможность участвовать в формировании и распространении повестки дня. Вот что может заменить для будущих СМИ (некоторых из них) очевидно вымирающую подписную модель.

23.10.2013 14:34, Андрей Мирошниченко


Жертвы информационной войны?

Открытое письмо сотрудников арабской редакции «RT» президенту В.В. Путину и ответ главного редактора телеканала

За 8 последних месяцев с телеканала «Русия аль-Яум» («Россия сегодня») была уволена значительная часть редакции. Обеспокоенные сотрудники, уверенные, что это целенаправленное разрушение телеканала, написали открытое письмо президенту. В тот же день в своём ЖЖ главный редактор «RT» Маргарита Симонян опубликовала ответ, в котором обозначила свою позицию по этому вопросу. Она утверждает, что кадровые перестановки не столь масштабны, как описано в обращении, и направлены исключительно на повышение конкурентоспособности канала и увеличение аудитории.

18.10.2013 14:00


«Коммерсант»: кажется, что-то пошло не так

Джинна выпустили из бутылки

Академия журналистики «Коммерсанта» приглашает к слушателям пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и учит начинающих журналистов работать в стандарте off the record. Пусть сразу привыкают к правильному общению с vip. «...Чтобы журналисты не писали ахинею про них», - говорит бронзовеющий зубр российской журналистики Андрей Колесников. Но самое ужасное, что две журналистки «Коммерсанта», присутствовавшие в академии «Коммерсанта» на закрытой встрече с пресс-секретарем президента, все-таки вынесли на сайт три новости.

01.10.2013 17:30, Андрей Мирошниченко


Как заставить прессу написать о вашей компании?

Семь советов специалиста

Вы стараетесь рассказать рынку о своей компании, но все напрасно: газеты и журналы игнорируют ваши усилия. В чем причина? Как заставить редакции обратить на вас внимание? Узнайте из публикации выпускающего редактора отдела спецпроектов ИД «Коммерсантъ» Ольги Соломатиной.

18.09.2013 13:00, Ольга Соломатина


Визуальное будущее журналистики

«Все эти рассуждения о том, что в интернете никто не читает длинных текстов, в корне ошибочны»

Как СМИ развиваться дальше, какие визуальные истории имеет смысл показывать и что делать с контентом на планшетах и смартфонах? Об этом и многом другом рассказал в интервью Дэвид Кэмпбэл, специалист по визуальной журналистике и автор исследования о будущем журналистики.

16.09.2013 13:37


Как Тед Тёрнер CNN создавал

По общепринятому мнению, Тернер никогда не вмешивался в то, каким образом CNN доносила новости до общественности

В 1991 году американский предприниматель Тед Тернер появился на обложке журнала Time. Он был назван человеком года. Во многом благодаря своей неординарной идее проведения спортивного состязания «Игры доброй воли» между СССР и США. За свою жизнь Тед Тернер сделал многое. Но самым известным его детищем является компания CNN - самая известная новостная компания в мире.

12.07.2013 13:00, Anton Gladchenko


АИИ призвала Президента наложить вето на пиратский закон

Заявление Ассоциации интернет-издателей по поводу принятия закона по борьбе с пиратством

Борьба с пиратством становится реальной отчётностью для отечественного кинобизнеса, позволяя при этом увеличить поток отчислений за кинофильмы иностранного производства, пользующиеся спросом, и «монетизировать» коллекции советской киноклассики, имеющий непреходящую ценность в мире. При этом многие ленты, снятые при господдержке, в условиях жёсткого регулирования в принципе теряют шансы быть увиденными зрителями в небольших городах и на селе, что во многом лишает смысла и сами государственные инвестиции.

28.06.2013 10:45






 

Новости

В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.
АИИ подвела итоги конкурса «Сделай вклад в Ноосферу!»
Конкурс был нацелен на привлечение внимания разработчиков, креативных авторов и исследователей к теме общественного достояния. Призовой фонд составил 140 тысяч рублей.
Цифровая платформа «Ноосфера»: новые перспективы открытого доступа
В рамках 26-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» состоялась презентация результатов реализации проекта Цифровая платформа «Ноосфера», а также обсуждение возможных путей дальнейшего развития проектов открытого доступа в России и мире.
В Москве пройдет хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE II
30 июня 2019 года Ассоциация интернет-издателей проведет хакатон по созданию проектов на основе открытых данных HACKNOWLEGE II. Среди участников мы ждем программистов, проектировщиков, дизайнеров и специалистов по работе с профильными сервисами.
В Великобритании запретили использовать гендерные стереотипы в рекламе
С 14 июня в Великобритании вступил в силу запрет на использование негативных гендерных стереотипов в рекламе, пишет BBC.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.