Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Андрей Мирошниченко   вторник, 1 марта 2016 года, 16:00

О вине медиа


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В 1990-е Интернет воспринимался как большая библиотека. В 2000-е Интернет стал средой общения. В 2010-е Интернет все чаще воспринимается как угроза. Государства, компании и граждане начали обсуждать цифровое пространство в терминах ограничений, регулирования, цензуры, развращения, лжи, пропаганды, экстремизма, защиты персональных данных, слежки, и так далее. Совокупность жалоб выглядит так, будто Интернет – это скорее зло, чем удобство. Как получилось, что удобство превратилось в угрозу?

Статья из сборника к научно-практической конференции «DIGITAL-АГРЕССИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?» (Москва, РГГУ, 2015 г.).

Клэй Ширки в своей книге «Cognitive surplus» ссылается на любопытные исследования об отношении людей к интернету. На заре сетевой эры, в 90-е, люди говорили, что «Интернет нужен для того, чтобы искать информацию», «помогать в обучении». В 2000-е восприятие резко изменилось: Интернет нужен, «чтобы общаться с друзьями», «делиться фотографиями», «обсуждать общие интересы»[1]. Иными словами, в 1990-е Интернет воспринимался как большая библиотека. (Как писал Маклюэн, всякое новое средство сначала служит для удовлетворения старых потребностей, а потом формирует новые.) В 2000-е Интернет стал средой общения.

В 2010-е Интернет все чаще воспринимается как угроза. Государства, компании и граждане начали обсуждать цифровое пространство в терминах ограничений, регулирования, цензуры, развращения, лжи, пропаганды, экстремизма, защиты персональных данных, слежки, и так далее. Совокупность жалоб выглядит так, будто Интернет – это скорее зло, чем удобство. Возникла вообще невозможная в мире физических носителей тема: борьба за право быть забытым (right to be forgotten).


Как получилось, что удобство превратилось в угрозу?

Если Интернет-как-каталог служил для личного потребления коллективной информации, то Интернет-как-среда-общения служит для коллективного производства личной информации. Переход от потребления контента к его производству привел к избытку информации. Общество впервые столкнулось с ценностью, которая «сама» производит свой избыток путем… распространения (шэринга)[2].

Многие политические катаклизмы можно и нужно рассматривать не только в контексте социальных и экономических противоречий, но и с точки зрения медиа-детерминизма. Медиа служат обществу для рефлексии, самоосознания. Разные зеркала показывают смотрящемуся разные образы. Момент смены зеркала может вызвать шок, потому что новое отражение всегда непривычно. Медиа-детерминистский подход, основанный Иннисом и Маклюэном, позволяет увидеть, как падение Рима связано с сокращением поставок папируса и переходом имперской бюрократии на пергамент и глину; или как развитие мерчендайзинга связано с развитием такого медиа, как автомобиль – через повышение мобильности покупателей и, как следствие, развитие гипермаркетной торговли. Медиа-экология, описывающая условия и риски взаимодействия человека с информационной (а не природной) средой, позволяет выявить причины социальных шоков и политических волнений. И эти причины связаны с переменами в самих медиа.

За всю свою историю человечество располагало, вероятно, примерно 200-300 миллионами авторов[3] – то есть людей, способных выразить личное мнение за пределами своего физического окружения. Благодаря Интернету, техническую возможность авторства обрели уже 2,8 миллиардов человек. Исторически в мгновение ока случился рост объемов авторства не в разы, а на порядок.

Взрывообразное освобождение авторства является продолжением (и, возможно, завершением) длительного исторического процесса. Первое освобождение контента можно связать с появлением фонетического алфавита. Это было освобождение письменности. Возможность записать что-либо стала доступна купцам, простым гражданам, даже рабам. Дворцы и храмы утратили монополию на производство информации, Древние Царства пали. Вооруженные новым и чрезвычайно изящным медиа – алфавитом – Греция захватила умы, а Рим – земли.

Второе освобождение контента связано со станком Гутенберга. Печатный пресс сделал книги дешевыми. Это было освобождение чтения. А поскольку главная книга, Библия, стала доступна сельскому активисту, началась Реформация. Дворцы и храмы утратили монополию на интерпретацию. Последовали революционные войны, Просвещение, Средневековье закончилось, возникли современные наука, экономика, политика.

Сейчас мы переживаем третье освобождение контента – освобождение авторства. Дворцы и храмы утрачивают монополию производство и трансляцию мнений. Если аналогии верны, то общество ждут сопоставимые катаклизмы. Только надо учитывать эффект сжатия исторического времени. На разрушение Древних царств освобождением письменности ушло семь веков. На разрушение Средневековья освобождением чтения понадобилось 200 лет. Нынешние преобразования должны занять несколько десятилетий. Мы сейчас находимся примерно в середине исторического взрыва, обусловленного освобождением авторства.


Переход от массового личного потребления к массовому личному производству информации создает новую модель общественных отношений. Прежняя модель была трансляционной: информация сообщалась «сверху-вниз», из (относительно) единого центра на широкую периферию. В новой модели центр трансляции в каждый момент времени может находиться где угодно; а значит, это и не трансляция вовсе. Это «партисипаторная», или вовлекающая медиа-модель общества.

Различия между старой, трансляционной медиа-моделью, и новой, вовлекающей, носят не идеологический, а морфологический характер. Это различие между пирамидой и облаком. В них действуют принципиально разные режимы соорганизации людей, разные режимы социальной гравитации: в пирамиде – «сверху-вниз», в облаке - к наиболее привлекательным сгусткам контента, которые могут быть олицетворены различными сообществами или фигурами.


Разные режимы социальной гравитации обуславливают разные способы формирования социальной иерархии. В пирамиде иерархия вертикальная, в облаке – горизонтальная. В пирамиде структура социальной деятельности институциализирована, в облаке – ситуативна. В пирамиде ценности имеют преимущественно пространственное измерение, в сети – преимущественно временное.

Морфологические различия между этими двумя медиа-моделями общества включают еще целый ряд противоречий, влияющих практически на все сферы общественной практики – от журналистики и медиа-рынка, до выборов, политики и экономики.


Сама по себе та или иная медиа-модель общественного устройства не содержит угроз. Угрозы возникают при смене медиа-моделей, когда общество вынуждено перестраиваться. Основанные на трансляционной медиа-модели, как закрытые, так и открытые общества во всех странах испытывают разной остроты потрясения, сталкиваясь с распространением освобожденного авторства, то есть вовлекающей медиа-модели.

Около 2011 года во многих странах произошли массовые волнения. Прежде всего, это протесты и восстания, названные общим именем «Арабская весна»:

- Green Movement, или Twitter Revolution, Иран, 2009;

- «Жасминная революция» в Тунисе со свержением президента Бен Али, 2010-2011, послужившая «образцом» для многих протестных движений в арабских странах;

- волнения на Tahrir Square со свержением президента Мубарака , 2011;

К ним примыкает начавшаяся с протестов, опосредованных Твиттером, гражданская война в Ливии со свержением и убийством полковника Каддафи - 2011.

В это же время начинаются протесты в других странах:

- «Болотные протесты», или «Белоленточное движение», в России, 2011-2012;

- протесты на Taksim Square в Турции, 2011-2012;

- Евромайдан со свержением президента Януковича на Украине, 2013-2014;

- уличные протесты в Венесуэле, 2014

- Sunflower Student Movement в Тайване, 2014.

В российской конспирологической традиции принято считать, что все подобные протесты инспирированы Западом, чтобы поколебать неугодные режимы. Однако протесты со схожими характеристиками происходили и в странах Запада:

- Indignant Citizens Movement, Движение рассерженных граждан, Греция, 2010-2011

- Geração à Rasca, Движение борющегося/страдающего поколения, Португалия, 2011

- Indignados, Движение «рассерженных», Испания, 2011.

На первый взгляд, все три последних примера объединяют то обстоятельство, что волнения проходили в наиболее проблемных европейских странах, и этим можно объяснить природу протестов. Однако и в благополучных странах происходили такие же события:

- «Social justice protests», Израиль, 2011;

- «Occupy Wall Street», США, 2011;

- «BlackBerry riots», беспорядки в пригородах Лондона и других городов, Великобритания, 2011.


Сопоставительный анализ этих событий вскрывает, помимо удивительной синхронности, много общих черт, связанных, прежде всего с «медийным профилем» протестов и протестующих.

Мартин Гурри (Martin Gurri) в своей книге The Revolt of the Public отмечает, что ведущей силой во всех подобных протестах были «… молодые люди, многие – университетские студенты, почти все – из хорошо образованного глобально-коммуницирующего среднего класса[4]». Это важное отличие от революций прошлого, когда ведущей силой были беднейшие слои населения, ведомые революционными ячейками. В протестной пандемии 2011 года организованных вождистских партий или не было, или они играли вторичные роли. Существующие политические силы должны были и пытались использовать протесты, но зачастую воспринимались самими протестующими с недоверием (типичный признак противостояния иерархических институций и сетевой среды).

Анализируя этимологию протестного движения в России, в своей книге «Human as media. The Emancipation of authorship» почти в одно время с Гурри, я прихожу к схожим выводам, показывая, как российские протесты стали результатом эволюции медиа-активизма – от интернет-баталий в соцсетях в конце нулевых годов, через волонтерство сетевой общественности во время московских пожаров в 2010 году и до выхода протестных настроение на улицу во время выборов 2011-2012 года. Социально-демографические характеристики российских протестующих были абсолютно те же, о которых пишет Гурри. И даже одно из образных названий протестующих Болотной совпадает с самоназваниями или журналистскими описаниями протестантов в других странах – «рассерженные горожане».

Основную роль в организации и распространении перечисленных протестных движений сыграли социальные сети, что впрочем, уже давно признанный факт. Гораздо интереснее проанализировать механизмы – как и освобождение авторства, усиленное социальными сетями, неизбежно эволюционирует, разогревается и перерабатывается в уличные протесты. Не менее важно понять, почему в одних странах протесты носят относительно мирный характер, а в других превращаются в острые вооруженные конфликты и даже гражданскую войну, как в Ливии.

Всякие концепции с единственным объяснением ущербны, социальные процессы опираются на множество факторов. Однако наиболее весомым и очевидно общим фактором для указанных протестных движений стали новые медиа. Это привычное объяснение, но оно работает гораздо продуктивнее, если под описанием «новые» понимать изменения в медиа-модели, определяющей общественное устройство. Именно эти изменения накопились и достигли критической массы в конце первого десятилетия нового века – в конце первой декады глобального распространения социальных сетей, то есть все того же освобожденного авторства.

Для оценки влияния этой перемены на общество необходимо проследить эволюцию той роли, которую играли масс-медиа в современном обществе, начиная с зарождения первых печатных газет в первом десятилетии 17 века.

Основная функция масс-медиа – устранение многообразия мнений. После изобретения Гутенберга, повысившего доступность Библии и античных текстов, освобождение чтения привело к свободе интерпретаций. Незамедлительно возникли новые религиозные, интеллектуальные, научные, политические течения, подрывающие многовековые устои. На первый взгляд, памфлеты, листовки, и потом газеты служили проводниками этих течений; так и было. Но вся эта печатная продукция, самой своей идеей массового тиражирования отобранных образцов, упорядочивала многообразие предъявляемых взглядов, сводила их к более-менее определенному набору воззрений.

Больше того, необходимость отбирать темы и новости, чтобы опубликовать их на ограниченной площади памфлетного или газетного листа, привела к тому, что появилась редакционная политика, то есть политика фильтрации и отбора, иначе говоря, сокращения многообразия. Вскоре газеты выработали особый образец восприятия мира, к сегодняшнему дню выраженный в стандартной рубричной структуре любого СМИ: «новости, политика, экономика, общество, происшествия». Огромный, сложный и усложнящийся мир, уложенный редактором в эту понятную и достаточно лаконичную структуру, редуцировался до простой и привычной повестки дня, доступной для усвоения - в современных СМИ - за пять минут пролистывания газеты или прослушивания программы новостей.

Иными словами, масс-медиа, а именно первые газеты, позволили обществу переварить возрастающую сложность и тем самым смягчили, поддержали скачок сложности, последовавший за гутенберговским освобождением чтения.

Следующей важной вехой в эволюции масс-медиа стало создание паровых приводов для печатных станков. Последующее удешевление печати привело около 1830-х годов сначала в Великобритании и потом в США к появлению penny press – отряда дешевых изданий, предшественников таблоидов и «желтой прессы».

Эта эволюционная ветвь прессы отличалась важными характеристиками. Газеты из отряда penny press стали дешевыми и доступными массовому читателю. Следовательно, они стали заигрывать с массовой аудиторией и поднимать интересующие ее, зачастую довольно низкие темы. Но самим обращением к этим темам массовые издания стали оппонировать элитам, способствуя демократизации общеста. Финансовая модель – сбор денег с распределенного плательщика, позволила появиться независимым редакциям. Возникла репортерская, расследовательская, watch-dog журналистика. В медиа началась конкуренция – и это была конкуренция за внимание аудитории, достигшая апогея в газетной войне Пулитцера и Херста на стыке 19-20 веков.

Следует отметить и иные процессы, происходящие параллельно в общественной жизни, а именно: развитие демократических выборных институтов, отмену имущественного ценза, расширение избирательных прав, резкий рост благосостояния, появление конвейера Форда, символизирующее индивидуализацию и одновременно типизацию массового потребления (очень похоже на периодику как тип товара), революционные процессы, становление коммунистических и затем социал-демократических идей. Именно этот период описывает Ортега-и-Гассет в конце 1920-х годов в небольшой книге с красноречивым названием «Восстание масс» (и именно к этому образу возводит Мартин Гурри название своей книги «The Revolt of the Public»).

Если первые газеты редуцировали сложность мира для политических и торговых элит, то penny press и выросшие из нее массовые издания редуцировали сложность мира для массового читателя. Эволюция масс-медиа способствовала росту политических и социальных притязаний аудитории, при том что сама аудитория СМИ стремительно расширялась вниз социальной пирамиды.

Следующим звеном в этой эволюции стали радио (1920-30-е) и телевидение (1950-е), еще более сжавшие форматы создания повестки и отменившие даже потребность чтения, довольно сложной интеллектуальной операции, для восприятия мира, который еще больше усложнился. Радио, и особенно телевидение, обладают поистине чудовищным передаточным числом редукции, сводя всю сложность картины мира к порой совершенно незамысловатым образцам аттрактивности. Этой своей способностью радио и телевидение обеспечили такой скачок социальной сложности, который сделал возможной современную глобализацию и смог соединить личное восприятие mass man (в терминологии Ортеги-и-Гассета) с глобальной картиной мира. Никогда прежде миллиарды простых людей во всех уголках мира не были так перекрестно и бессмысленно близки к разным событиям во всех прочих уголках мира. И этот невероятный уровень сложности коммуникативных связей стал возможен именно благодаря радио, и затем телевидению, редуцирующими сложность своими компрессионными приемами формирования повестки.

Однако потом появился совершенно новый тип медиа – Интернет, и затем – социальные сети. Переведя взаимодействие массового человека с информацией из режима потребления в режим производства, точнее, сделав пользователя медиа просьюмером (producer + consumer), новые медиа стали стремительно формировать среду вовлечения вместо привычных каналов трансляции. Это действие нанесло непоправимый ущерб редуцирующим способностям масс-медиа. Вместо упрощения картины мира, чем занимались старые медиа, новые медиа стали эту картину миру усложнять, обрушив на рядового пользователя вал никем не санкционированной информации, произведенной другими такими же рядовыми пользователями или вообще неустановленными субъектами (вместо привычных и санкционированных обществом СМИ).


Описанная эволюция масс-медиа может быть визуализирована в виде тайм-лайна для каждой страны.

Сравнительный анализ национальных особенностей эволюции масс-медиа вполне очевидно показывает несколько закономерностей:

1) Если первые газеты (газеты для элит) появились в разных странах с разницей в 100-300 лет, то новые медиа проникли во все страны практически одновременно. Иными словами, новые медиа выровняли темп медиа-эволюции во всех странах, независимо от подготовленности этих стран.

2) В некоторых странах некоторые этапы эволюции масс-медиа могут быть и вовсе пропущены. Например, в крупных колониальных странах газеты для элит появились достаточно рано, в XIX веке. Но это были экспортированные технологии - колониальные газеты. Они заменили национальные газеты для элит, которые, не возникнув в свое время, потом и вовсе не возникли, пропустив свой черед. С более поздними волнами медиа может быть еще хуже: масс-медиа там могут начинаться сразу с телевидения. Такие страны не проходят весь путь медиа-эволюции, с таким критически важным ее этапом, как газеты (сжатие повестки, политическая дискуссия). Они принимают без подготовки сразу современные формы медиа. Как правило, это страны с преобладанием традиции над модерном, что создает предпосылки для острейшего культурного конфликта между архаической трансляцией и уже захватывающей ту же аудиторию вовлекающей медиа-моделью.

3) Начиная с Интернета, появление каждой новой волны медиа происходит в сроки, которые короче поколения. Это значит, что традиционный механизм адаптации к новшествам за счет смены поколений больше не работает.

Анализ современного этапа медиа-эволюции выявляет также любопытный феномен пространственно-временного эффекта новых медиа. Одновременно происходят:

1) темпоральное сжатие прибывающих новых волн медиа (каждая медиа-эпоха все короче);

2) глобальная географическая экспансия (каждое новое медиа мгновенно приходит во все уголки мира безо всякой оглядки на их предыдущую медиа-эволюцию).

Именно эти характеристики – темпоральное сжатие и географическая экспансия – вкупе с переходом от частного потребления к частному производству информации приводят к новому качеству медиа: медиа больше не редуцируют сложность мира в восприятии пользователя, а умножают ее.

Последующий культурный шок, с одной стороны, разрушает лояльность людей трансляционному устройству общества, соблазняя их вовлечением и возможностью самовыражения (высшая ценность в пирамиде Маслоу), а с другой стороны, вызывает у людей защитный рефлекс и реакцию ресентимента. Нередко это одни и те же люди. Но в целом общество раскалывается не по политическому, классовому или экономическому, а по медийному признаку: по способности людей принять вовлекающую медиа-модель с запутанной истиной или сохранить лояльность трансляционной медиа-модели, с вручением истины санкционированным, вышестоящим инстанциям.

Это столкновение двух медиа-моделей происходит повсюду. Но общества, прошедшие длинный путь медиа-эволюции, имеют больше предпосылок для адаптации, чем общества, в которых эволюции масс-медиа началась с эпохи телевидения или даже сразу с эпохи социальных сетей. Ставший таким близким такой сложный и другом мир раздражает приверженцев трансляционной медиа-модели. Связность и открытость мира воспринимается ими как зло, а культурное наступление иного в среде новых медиа – как спланированная культурно-информационная диверсия, разрушающая традиции и идентичность. Разные общества проявляют разную остроту реакции – от политических запретов до вооруженного сопротивления. В некоторым смысле, современные экстремизм и терроризм являются платой человечества за успешные стартапы Силиконовой долины.

Подобный анализ позволяет прочертить траекторию медиаэволюции в будущее и определить следующее медиа, которое станет новым глобальным источником напряжения.

В логике редукции-усложнения, географической экспансии и темпорального сжатия, «следующей большой вещью» и новым источником напряжения может стать такое медиа, как межязыковой браузер. Это будет «незаметный переводчик», то есть интерфейс, который позволит без усилий со стороны пользователя получать информацию, произведенную на других языках.

Появлением такого всеязыкового интерфейса, вероятно, можно ожидать к началу 2020-х годов. Вместе с этим падет последний и самый надежный бастион традиционных культур – национальный язык. Национальные культуры, осредствленные моментальным и глобальным средством коммуникации, придут в прямое столкновение друг с другом. Вместе с этим на рядового пользователя обрушится уровень сложности, сопоставимый хаосом мифического вавилонского столпотворения.

Естественно, традиционные культуры, просто физически не успевающие сменить поколения, выросшие в трансляционной медиа-модели, будут сопротивляться пришествию этого глобализационного монстра. А поскольку его субъектность размыта и не очевидна, то в качестве образа врага будут найдены замещающие символические субъекты, смутно олицетворяющие новшество – а именно наиболее продвинутые в цифровом плане страны и социальные группы.

Позитивистский взгляд на историю предписывает воспринимать новое как нечто идущее на смену старому: новое должно сменить старое, то есть победить его. С точки зрения медиа-детерминизма представление о замене старого новым перестает работать при темпоральном сжатии до уровня, когда эпоха короче поколения. Теперь все эпохи сосуществуют. А поскольку в этом миксе эпох пользователем разных медиа-моделей общества является одна и та же популяция, то возникает конкуренция пищи за едока.

Это означает, что победителей в конфликте между трансляционной и вовлекающей медиа-моделью, между институциональным миром и сетевой средой, может и не быть.

Последнее подобное культурное столкновение между двумя типами общественного медиа-быта закончилось вовсе не победой одного из них, а переделом мира, точнее, вынужденным освоением новых земель. Демократизация доступа к Библии после освобождения чтения Гутенбергом привела в XV-XVI веках к возможности горизонтального, сетевого взаимодействия читателя с Библией. Этот тип отношения к Библии моментально вступил в конфронтацию со старым, институциональным прочтением Библии. Религиозные войны были кровавыми, но кто победил? «Сетевое прочтение» Библии в значительной степени было вытеснено из ойкумены, что обеспечило взрывное и успешное освоение трех относительно незанятых континентов. «Институциональное прочтение» Библии модернизировалось и сохранилось в своей вотчине.

Эта медийная аналогия позволяет предсказать глобальное нарастание не только ресентимента и экстремизма, но и миграционных процессов. Проблема заключается лишь в том, что континентов почти не осталось. Те, кто способен к обитанию в среде, созданной вовлекающей медиа-моделью, вовсе не победят приверженцев трансляционной медиа-модели, а, наоборот, будут вытеснены ими в глобальные анклавы, подготовленные к освобожденному авторству более длительным опытом медиа-эволюции. Поскольку новые медиа, в отличие от старых, неспособны смягчать нарастающую сложность мира редакторской редукцией повестки, то они приведут, на самом деле, к усилению реакции и последующему рафинированию архаики.

[1] Clay Shirky. Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age. 2010. P. 191

[2] Подробнее см.: Андрей Мирошниченко. О роли дефицита и избытка в медиа и не только. Частный корреспондент. 03.06.2015.

[3] Andrey Miroshnichenko. Human as media. The emancipation of authorship. 2013.

[4] Martin Gurri. The Revolt of the Public and the Crisis of Authority in the New Millennium, 2014. Kindle edition, Kindle Locations 4717-4719.

_______________________________________________

Сборник статей к научно-практической конференции «DIGITAL-АГРЕССИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ?» (Москва, РГГУ, 21 апреля 2015 г.) подготовлен и выпущен в рамках дискуссионной платформы «Новые медиа в гуманитарном образовании».

Москва 2015

Редколлегия: Корнев М. С., Макарова Н. Я., Ярных В. И.

Редактор и составитель: Максим Корнев.

Почитать сборник

Содержание

От редактора-составителя: Об этом сборнике. Максим Корнев «Digital-агрессия: что делать и кто виноват?»От редактора-составителя: Об этом сборнике. Максим Корнев «Digital-агрессия: что делать и кто виноват?»

• Амзин Александр «Мир уведомлений»

• Бережная Тина «Манипуляции общественным мнением в СМИ и соцсетях: приёмы и технологии»

• Борисенко Дарья «Медиапроповедь: журналистика мнения против журналистики факта»

• Бродецкий Андрей «О некоторых особенностях распространения агрессии в соцсетях»

• Гатов Василий «Интернет, среда, агрессия и человек»

• Градосельская Галина, Пильгун Мария «Digital-агрессия: политически активные сообщества в сети фейсбук»

• Гусейнов Гасан, Корнев Максим «"Речь и насилие": 27 лет спустя».

• Давыдов Иван «Плохой защитник»

• Жилавская Ирина «Феномен диджитал-агрессии в контексте матрицы коммуникации»

• Загоруйко Андрей «Я только "За" здоровую агрессию в бизнесе».

• Каганов Леонид «10 заповедей Интернета»

• Калашников Михаил «Digital-агрессия и технические способы с ней бороться по опыту сообществ Sports.ru»

• Качкаева Анна «Информационная агрессия цифровой эпохи и "гибридные" войны»

• Кашин Олег «Интернет очень здорово располагает к тому, чтобы слово несло агрессию»

• Кузнецов Владимир (Пранкер Vovan222) «Некоторые соображения об агрессии»

• Лейбин Виталий «Глобальная толпа»

• Максимюк Константин «Выживут только любовники: как объединить онлайн и офлайн-практики коммуникационного агентства»

• Маршенкулова Залина «Самое ужасное – это оскал позитива в корпоративных соцсетях»

• Мирошниченко Андрей «О вине медиа»

• Мороз Оксана «Медиа как машины производства насилия: дефицитный sensemaking»

• Новокшенов Дмитрий «Промежуточные итоги речевого эксперимента под кличкой Redshon в сети Internet»

• Панчвидзе Роберто «Об агрессии в среде social media»

• Переседов Илья «Всё очень плохо и это – повод к оптимизму»

• Пуля Всеволод «Хочешь контролировать? Заставь платить! Перспективы монетизации digital-агрессии»

• Смыслова София «Неочевидные тенденции, сформировавшиеся в результате агрессии digital-среды»

• Соломатина Ольга «Творящие добро»

• Стечкин Илья «Спор с внутренним неолуддитом»

• Табернакулов Александр «Околоукраинская digital-агрессия. Казалось бы, причем здесь Цукерберг?»

• Черкасова Ирина «Механика и технологии создания успешных сетевых сообществ, основанных на пользовательском UGC-контенте на платформе LiveJournal»

• Черникова Анастасия «Агрессия в Интернете как отражение больного общества»

• Шевяков Тимофей «Куда ушли "падонки"»?

• Шекебаев Данияр «Как социальные сети разрушают медиасферу изнутри»

• Яблонский Андрей «Эволюция коммуникаций: от позитивных эмоций до агрессивного настроя»

Источник: aka-media.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Добавьте золота»

Максим Ильяхов о том, как зарабатывать с помощью текста и расправляться с правками

Творческому человеку непросто дается работа с заказчиками: не каждое сердце выдержит правки, которые превращают созданный со всей душой проект в нечто с трудом узнаваемое. Максим Ильяхов, редактор и автор книги «Пиши, сокращай», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», на лекции «Страх, боль и правочки. Как спокойно работать с клиентами, если вы творческий человек» рассказал о правилах, которые помогут справиться с любой работой. T&P опубликовали тезисы.

25.09.2017 19:07, Anna Lukachuk


Уход в себя

«Внутренняя эмиграция» по-английски

В Лондоне все чаще обращают внимание на то, что нарастающий объем информации, который обрушивается на современное общество и давит на человека, имеет обратный эффект и приводит к противоположному результату: потере интереса к новостной информации. Более того, эксперты отмечают драматическое наступление другого процесса — люди «отключаются» от информационного потока.

20.07.2017 13:00, Нана Яковенко


Спасибо Носику за это

Рунет лишился своего гуру. Не стало Антона Носика

Сейчас, когда к интернету в России подключено 70 миллионов человек, сложно представить, что лет 20 назад их было пару сотен тысяч, человек 100 из которых делали то, чем мы сегодня ежеминутно пользуемся. Антон Носик был одним из них.

10.07.2017 13:00, Антон Меркуров


Жизнь и смерть в цифре

О проблеме архивации и резервирования информации

По оценкам исследователей International Data Corporation, количество информации удваивается в мире каждые два года. На данный момент ее объем составляет несколько тысяч эксабайт, и лишь один процент из этого объема так или иначе проанализирован. Однако даже эта информация сохранена ненадежно: хрупкость аналоговых носителей и развитие ПО увеличивают риски ее потери.

30.06.2017 21:00, Евгений Механцев


Битва за открытый доступ

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 2

Крупнейшие архивы открытого доступа, функционирование пиратских площадок и будущее научной коммуникации.

29.06.2017 19:10, Аса Сигурэ


Новые медиа, старые проблемы

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 1

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

28.06.2017 19:00, Аса Сигурэ


«Общественность не должна платить за открытый доступ к исследованиям»

Точка зрения австралийского издателя: о сложностях политики открытого доступа

Аргументы в защиту свободного обмена научно-исследовательскими данными кажутся убедительными. Как заметил Стивен Инчкомб (Steven Inchcoombe) из издательства Springer Nature, «популярность журналов открытого доступа растет, так же как – чуть в меньшей степени – популярность монографий открытого доступа».

22.06.2017 16:00, NATHAN HOLLIER


«Я убеждена в том, что ни один врач не может определить, является ли кто-то душевнобольным»

Как журналистка проникла в психиатрическую больницу

Полиция забирает испуганную и растерянную Нелли Блай в 1887 году в Нью-Йорке. Вскоре она предстает перед судьей, ее обследуют несколько врачей. Сомнений у специалистов нет: девушка — душевнобольная, ее помещают в спецучреждение. Пока для Нелли Блай все идет по плану.

22.06.2017 05:00, Трульс Уссинг (Troels Ussing)


Проект European Open Science Cloud

Европа создает крупнейший научный репозитарий открытых данных

Ведущие европейские исследовательские институты договорились о совместной работе со спонсорскими организациями и законодателями над созданием European Open Science Cloud – крупнейшего открытого репозитория данных в истории науки. Идея проекта European Open Science Cloud заключается в том, чтобы предоставить каждому ученому и всем желающим открытый доступ к результатам исследований, проведенных за счет государственного финансирования.

20.06.2017 16:00, Benedict O'Donnell


Путь в ноосферу

Запущена Федеральная резервная система банков знания

В рамках Третьего международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» состоялись специальный семинар «Открытый доступ» и пресс-конференция «Федеральная резервная система банков знания: настоящее и будущее», проведенная Ассоциацией интернет-издателей (АИИ) совместно с НП «НЭКИОН». Ключевыми темами для обсуждения стали открытый доступ к научным исследованиям и планы по развитию Федеральной резервной системы банков знания, которая была запущена в рамках проекта «Ноосфера. Запуск» весной 2017 года в тестовом режиме. На пресс-конференции был анонсирован ее официальный запуск.

07.06.2017 15:00, Агент Ноосферы






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.