Подписаться на обновления
26 июняСреда

usd цб 62.5229

eur цб 71.2323

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Ирина Дудина   среда, 6 мая 2009 года, 09:15

О толерантности
Неврагов не осталось. Шовинизм. Русофобия. Гомофобия. Поэты Татьяна Щербина и Всеволод Емелин рассуждают о самом главном


Заключенные филиппинской тюрьмы выполняют танецевальные упражнения с портретом Махатмы Ганди // Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Диспут о самом главном. «Толерантность — это признак безволия и бессилия» — такова точка зрения поэта Емелина. «А мне всё равно, к какому меньшинству данный человек принадлежит» — точка зрения поэта Щербины. Кто из них прав?

Всеволод Емелин — блестящий московский поэт, мастер политической сатиры, автор сборников стихов «Песни аутсайдера», «Жалобная книга», «Спам», изданных питерским митьковским издательством «Красный матрос» и московским издательством «Ракета». Татьяна Щербина — московский поэт, журналист, прозаик, автор множества сборников стихов, переведенных на десятки языков мира, автор недавно вышедших книг «Исповедь шпиона» и «Магический шестиугольник», а также автобиографического романа «Запас прочности». Многим россиянам она знакома как ведущая передач времен перестройки на радио «Свобода» и как частый участник телепрограммы «Апокриф» на канале «Культура».

Всеволод Емелин известен как автор абсолютно нетолерантных стихов, высмеивающих малые меньшинства, мешающие ему продвигаться к литературному олимпу. Например, ему принадлежат такие строки: «У нас все мастера анапестов и хореев / Являются членами поэтических школ, хороших и разных. / Одни принадлежат к школе старых евреев. / Другие — к школе молодых пидарасов».

Е.: Я считаю, что такое понятие, как толерантность, не должно иметь место. Есть Уголовный кодекс, и этого достаточно. Если кто-то кого-то обидел — пусть отвечает по закону Уголовного кодекса, а всё остальное от лукавого.

Щ.: Интересно начинается спор, так как я могу повторить то же самое… Неважно, кто нарушает закон, важно, что нарушает…

Но в России всегда есть и была проблема с законами. Об этом говорит старая русская поговорка «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло». Закон у нас действует не одинаково для всех, это всем известно. Законы пишут те, на кого законы не распространяются.

Е.: И принимаются теми, на кого не распространяются…

Щ.: Когда в странах демократии, например Швейцарии (по большому счету единственной по-настоящему демократической стране), где сами жители кантонов не только выбирают мэров, но и выбирают все законы, когда законы пишут люди, которые сами подлежат этим законам, тогда и законы работают. А у нас есть такая статья, как статья 282.

Е.: Долой 282-ю статью!

Щ.: Ну и спор! Это статья о разжигании национальной, социальной, классовой ненависти, под которую подпадает кто угодно.

Д.: Любое оценочное суждение подпадает… Любой человек может по этой статье быть признан нетолерантным и подлежать наказанию.

Щ.: Закон такой, что вроде бы всем понятно, что имеется в виду. Но когда дело доходит до конкретных реалий, то выясняется, что кому что надо, тот то и имеет в виду…

Е.: Я надеялся, что Татьяна начнет говорить о толерантности вообще, а не о критике нашего Уголовного кодекса… Я-то хочу сказать, что нетолерантен.

Я, например, ненавижу велосипедистов. Я нетолерантен к ним, я могу с ломом сидеть в кустах и их поджидать. И если поймаю велосипедиста, то сяду в тюрьму и будет всё правильно, по закону. Но тут другой аспект есть.

Стихи о кризисе от Татьяны Щербины. «Кафка не отдыхает — Кафка в реанимации». «Дружить со Славой Сурковым». «Европе всегда сорок лет, а России шестнадцать…» История России как «эволюция, революция, девальвация и коррупция», а также вся правда про поэзию, Бога и банду пенсионеров…

Вот я их ненавижу, могу с другом за бутылкой не то что призывать к их уничтожению, но говорить, как они мне неприятны. И это называется нетолерантностью. И я думал, Таня, что вы займете такую позицию, что даже и этого не должно быть, что я должен молчать о своей ненависти к велосипедистам, рыболовам и т.п.

Д.: Молчать и в прозе, и в стихах, и устно!

Е.: Да, тогда бы получился бы спор… Вот нас призывают к толерантности по телевидению наши вожди интеллигенции, по радио и в чатах призывают, не в смысле Уголовного кодекса, а в смысле, что вот возьмемся за руки, друзья, и будем друг друга любить! И вот с этим я готов поспорить.

Щ.: Тут наметилась принципиальная разница между нами. Вот вы, Сева, смотрите телевизор, а я нет. И смотреть перестала тогда, когда меня оттуда стали науськивать на «врагов народа».

Что касается толерантности, то я действительно ее исповедую. Вопрос не в любви-нелюбви. В России, очень нетолерантной стране (что ей никогда не помогло, но всегда мешало: самые нетолерантные страны — отсталые, нищие и самоистребляющиеся), живет синдром обобщения.

Однажды вас сбил велосипедист. Или мама не купила вам в детстве велосипед, а вы о нем мечтали. Теперь вы ненавидите всех велосипедистов по умолчанию. Вам кажется, что они мешают жить вам, а также всем остальным честным пешеходам.

Вот вы говорите: пешеход — это норма, а велосипедист — извращение. Из одного или пяти частных случаев вы выстраиваете идеологему. Я вообще против понятия нормы.

Д.: Да-да, часто представления о норме захватываются идеологией, а, как известно, Маркс называл идеологию ложным сознанием. И вот уже вместо оппозиции нормы и ненормального, аномального, болезненного на первый план выплывают «наши» и «враги».

Щ.: Мы пришли к ситуации, когда уже и разговаривать-то нормально не можем, называя вещи своими именами. А еще совсем недавно всё это было возможным. Смотрела я тут как-то американский фильм 70-х годов. И я вдруг поняла, что сегодня этот фильм был бы просто невозможен.

Во-первых, там были вывески и машины с узнаваемыми логотипами. Во-вторых, пахло 282-й статьей: весь фильм оскорблялись представители социальных, национальных, религиозных и сексуальных групп.

Сегодня что ни скажи — это или пиар, или реклама, или антипиар, или антиреклама.

Е.: И всегда тебя заподозрят в корысти.

Щ.: Да. Сегодня нельзя оскорблять чувства верующих, а их что только не оскорбляет. Рождественские елки якобы оскорбляют мусульман, и от них стали отказываться в США, Англии, не помню, где еще. Оскорбляются народы (не все, конечно).

Народ — странное понятие, вообще. У нас говорят: народ и власть, народ и интеллигенция, народный, антинародный. А кто народ, кто не народ? Это означает, что есть люди, а есть биомасса?

«Очень далеки они от народа», «они» — это некий народ из другого измерения, выходит? Меня, например, дико раздражает слово «русофобия», которое Всеволод в одной из своих статей употребил…

Е.: Это не мое слово. В данном случае я призывал людей, которые это слово употребляют, помнить о 282-й статье…

Щ.: Сейчас слово скажи — и тебя обвинят в русофобии. Оказывается, не было в России рабства, нет пьянства, умирающих деревень, очень высокой смертности, преступности, очень низкого уровня жизни и цивилизации. Сегодня еще такие клише распространены: «неважно, как на самом деле, — нам нужен позитив» или «нам не нужны пораженческие настроения».

Е.: Слово «русофобия» употреблять нельзя, а «антисемитизм» и «гомофобия» — можно?

Щ.: Когда я училась в МГУ, у меня был сокурсник из Сенегала. Он стал ко мне клеиться и, когда я отвергла его притязания, принялся меня укорять: «Ты расистка». А я оправдывалась, что не расистка (то, что была замужем, в расчет не принималось).

О причинах недавних этнических волнений в Париже. О ликах меланхолии. О закрытии во Франции последней шахты и конце индустриальной эпохи. О кризисе европейских левых, живущих ностальгией по 60-м, и о том, как трудящиеся Запада сами становятся капиталистами по отношению к трудящимся юга. О ситуации с образованием, музеями, университетами, о туризме и поисках аутентичности.

Такой подход меня точно так же раздражает. «Рабинович — гад». — «А, так ты антисемит!» «Вася — гад». — «Значит, ты гомофоб». «Против войны в Ливане может быть только антисемит». «Против войны с Грузией может быть только русофоб». Осточертело!

В моем сознании, например, присутствует исламская угроза христианскому миру. Ну не один и даже не десять терактов по всему миру. С декларируемой религиозной базой (то, что без «базы» удивительно называется «этническими преступными группировками», — тогда надо ввести понятия конфессиональных ОПГ, ОПГ-контрактников — которые оппозиционеров избивают и убивают).

Я об этом немало писала. Но если внутри выстраиваются баррикады: по одну сторону я и десяток друзей, по другую — все остальные, и они враги, то это — болезнь. Опасная болезнь.

В России баррикадное сознание и поведение распространяется легко и быстро. Культ врага здесь привычен. Сегодня уже все враги — украинцы, Запад, грузины, Америка, ислам, несогласные россияне, неправильные русские... Неврагов не осталось.

Е.: Я бы образ врага заменил образом Чужого, Другого, Иного… И это вполне нормальное человеческое чувство — с некоторой настороженностью относиться к людям другой культуры, национальности, цивилизации, к людям иного уровня доходов, чем ты…

Это, в общем-то, вполне нормально для человеческой природы. Понятно, что есть люди плохие и есть хорошие, но есть люди не твоего круга, и некоторая доля настороженности не помешает.

Щ.: Сколько можно припомнить случаев, когда именно люди твоего мира и твоего круга делали пакости! Немало книг философских написано на тему Иного и Другого…

Д. Иной Иному рознь. Меня больше всего изумляет, когда в школах и чуть ли не в детских садах некие власти сверху предписывают быть терпимыми, то бишь толерантными, к тому, что во все времена считалось пороком…

Е.: Это всё в рамках меньшинств по получению ими всё больших привилегий, в рамках неравенства меньшинств по отношению к большинству!

А) Эти люди требуют к себе любви.

Б) Они нелюбовь к себе требуют расценивать как преступление.

Есть люди, которые изображение на картинке пьяного русского расценивают как оскорбление и русофобию — не от большого ума, конечно. Есть стигматизированные меньшинства, которые в этом дружны, которые требуют привилегий для себя по сравнению с большинством как якобы пострадавшие.

Они откуда-то берут немалые средства для пропаганды своей культуры, и уже вопрос становится не просто о терпимости, но о любви к этим странным существам…

Пока еще нелюбовь к ним не считается преступлением, но она уже считается серьезным нравственным изъяном…

Д.: Я всё думаю о границах терпимости. Терпимым и толерантным к черту и пороку быть нельзя! Об этом Гоголь и вся русская литература писали…

Щ.: А мне всё равно, к какому меньшинству данный человек принадлежит. Да и неинтересно мне это. И никакой такой любви к своим особенностям никто от меня не требует.

Но когда какая-то группа людей начинает испытывать волну ненависти к людям определенной расы/национальности/веры/ориентации, естественно, что эти люди начинают сплачиваться, тоже осознавая себя как группу, — это обоюдоострый процесс.

Растет волна антисемитизма — соответственно, евреи бьют сигнал тревоги. Вообще антисемитизм надо вынести в особый род фобий.

Он существовал всегда, и это, возможно, связано с тем, что Тора, по преданию, была дана Богом евреям как избранному народу, из иудаизма вышли христианство и ислам, так что отсюда все проблемы, средневековые гетто и т.д. Мне принадлежность к группе по принципу «против кого дружим» претит.

Психология войны всё больше захватывает сознание людей, которым проще чувствовать себя солдатами на фронте, чем относиться к Другому как к самому себе.

Е.: Тогда надо быть Иисусом Христом и святыми подвижниками, которые питались акридами, стояли на столпах.

Щ.: Надо быть не Иисусом Христом, а христианином.

Е.: Ну так это примерно то же самое. Я не то чтоб не христианин, но много лет я работаю в церкви и насмотрелся на христиан во всех видах. Называть себя христианином и быть человеком, который исполняет хотя бы то, что написано в Нагорной проповеди, — это большая разница. Сколько лет надо читать Иисусову молитву и питаться саранчой! Это практически невозможно.

Д.: Акридами не обойдешься! Но я хочу повернуть в другую сторону беседу. Вот ты терпимый и добрый христианин, который дружелюбен, сдержан, гостеприимен. И тебя беззастенчиво обманывают, обсчитывают, объегоривают лукавые представители другой культуры, в которой есть четкое разделение на своих и чужих с явным перевесом в сторону своих. Так с Сербией было, когда мусульманское меньшинство на сербской земле вдруг незаметно стало большинством и стало диктовать свои условия, так и с Англией, и с Францией скоро будет, с Москвой может произойти.

Е.: Этот поворот уводит нас в сторону, говоря о том, что точка бифуркации пройдена и белая христианская цивилизация кончается на наших глазах и если не мы, то наши дети застанут ее конец.

Меньшинства совершенно нетолерантны к большинству, и когда они станут большинством, то очень мало шансов, что они к тем, кто недавно был большинством, а стал меньшинством, будут толерантны.

Меняется цивилизационная матрица. Варвары не сильно толерантны были к римлянам, когда взяли Рим. И новые варвары вряд ли будут толерантны к тем вялым большинствам, которые завоюют.

Щ.: Вот я была в Македонии на поэтическом фестивале. Это еще в 1997 году. Хочу зайти в кафе. Принимающие местные поэты говорят: «В это кафе нельзя, оно мусульманское». И так территория одного небольшого городка была поделена на места, куда ходят только христиане и куда только мусульмане.

Спустя несколько лет помните ли во что это противостояние вылилось? А греки вообще не признают государство Македонию, считая его узурпированной частью Греции, македонцы не любят болгар и даже не признают, что язык — один. Всё это — как когда геологические пласты приходят в движение…

Е.: Слава богу, что мы не в горных селениях, где у каждого свой автомат и свое стадо баранов, которое надо защищать или отбивать у соседей. Но вот где водораздел: Татьяна не видит экспансии меньшинств! Постоянная экспансия требований привилегий, презрительное отношение к большинству, ощущение себя избранными и т.п.

Щ.: Я вижу другое. Что уже слова нельзя сказать ни по какому поводу. Фигура умолчания внутри накапливается, запреты растут, это начинает вызывать агрессию. Вместо диалога — потоки нечленораздельных ругательств. Плохая тенденция. Что касается гомофобии — это просто смешно.

Е.: Меня удивляет настойчивое желание проводить гей-парады. Я с интересом слежу за борьбой меньшинств за свои права в этом вопросе. Православная церковь осудила гей-парад. Значит, она такая-сякая. И Лужков запрещает.

Пусть бы провели гей-парад, а церковь бы его осудила. Но уже стоит вопрос иначе — когда Лужков уйдет, геи всё равно парад свой проведут, но они будут требовать, чтобы православная церковь благословила гей-парад.

Вот ведь протестантская церковь уже благословляет однополые браки, и мир не рухнул! Меня волнует нарастание требований меньшинств. Как ни говори, что Библия осуждает содомский грех, они будут настаивать на своем и обвинять нас, большинство, в фашизме, считать нас «злоумышленными уродами», как говорил покойный Пригов.

Фашистами, консерваторами и врагами прогрессивного человечества.

Д.: В биологии толерантностью называется отсутствие реакции организма на внедрение чужеродных бактерий. Пока организм здоров, то как-то всё у него на своем месте, чужеродные бактерии находятся в состоянии подавленного неактивного меньшинства, может быть, даже их присутствие необходимо в каком-то количестве, но они не выводят организм из равновесия.

Е.: История показывает, что по мере нарастания толерантности цивилизация идет к своему катастрофическому концу. Пока римляне не принимали чужих богов и пахали свои земли, они были великими и могучими. Когда стали поклоняться всяким Митрам, то их и не стало.

Д.: Проживать компактными народами на своих землях удобно, удобно жить среди своих по языку, культуре и крови, так проще, так здоровее, так легче навести порядок… Пусть будут и мультикультурные мегаполисы как исключение. Но у нормального организма должна быть голова, руки, ноги. Чужеродные примеси и занозы не должны вылезать как глава организма, они не должны диктовать на этой территории свои порядки. Узбек хорош в ауле, украинец — средь днепровских ульев.

Е.: Когда европейцы ничего не смеют сказать против Путина, который что-то делает не так, с точки зрения Европы, то это свидетельство толерантности. Толерантность — это признак безволия и бессилия.

Они и своим избирателям ничего не могут сказать, ни эмигрантам ничего не могут сказать, ни человеку, который, в общем-то, плюет на них, они ничего не говорят против. Хотя за этим человеком мало чего стоит. Неужели не понять, что одно вытекает из другого? С точки зрения человека, борющегося с толерантностью, хочу сказать, что западная христианская цивилизация — она стремительно движется к закату.

Щ.: Еще сто лет назад Шпенглер ныл, что Европе конец. Сейчас начало ХХI века — и всё ничего.

Е.: Немного не угадал он с прогнозом.

Щ.: Не будем говорить о завтрашнем дне. На сегодняшний день всё решаемо.

Е.: Ну-ну, история всё решит, мир будет поделен мусульманами и китайцами.

Д.: И они вряд ли будут толерантны к толерантной западной культуре.

Е.: Варвары не так уж сильно мучили римлян. Мусульмане и голубые, как страдающее меньшинство по отношению к так называемому большинству, когда-нибудь скинут иго большинства и будут диктовать свои законы, и тогда одна часть из них вряд ли будет толерантна к другой.

Щ.: Демографически христианские страны идут на убыль. Но не цивилизационно.

Е.: Христианские страны давно уже считают нетолерантным себя так называть. Буш-младший поздравлял граждан Америки не с Рождеством, а с зимними праздниками, чтобы не оскорбить верования меньшинств. Бедные дизайнеры так мучились, чтобы не допустить попадания крестиков на купюры!

Щ.: Зачем это делают — для меня загадка.

Е.: Это толерантность в ее историческом развитии. Люди, борющиеся у нас с гомофобией, великорусским шовинизмом и антисемитизмом, они до елок еще не добрались!

Но процессы идут. Путин их заморозил отчасти. Но мы часть Европы, и никуда нам от этого не деться. Количество меньшинств растет.

Когда-нибудь нам скажут в Рождество: «А что это вы празднуете день лжепророка?»

Д.: Кстати, при всей пропаганде любви, при всем отрицании принципа «око за око», при всем этом, что «подставь правую щеку, когда бьют по левой», христианство никак нельзя считать толерантным. Толерантным к греху быть нельзя. И любить надо ближнего своего, и самого себя надо любить как образ Божий.

Щ.: Хочу вернуться к тому, что каждый может быть христианином. Если до Христа было общинное, клановое, родовое самосознание, то христианство внесло индивидуализм, ту самую идею свободы, равенства, братства.

Каждый делает свой личный выбор, каждый — это мироздание, но до того, как люди «повзрослели», стали единицами, в том числе те, кто были безликой-безымянной массой (чернью, плебсом, народом), до возникновения демократии — прошло много веков. России веков не хватило пока.

Е.: Ну-ну, с точки зрения толерантности христианство — фашистская тоталитарная доктрина, где порицается гомосексуализм как грех, в котором тоталитарно настаивается на том, что Бог — это мужчина, что Бог один и другого нет. И кто тогда еврейский Бог, Аллах и Будда? Написаны уже толстые книги о том, как концлагеря выводились из христианского тоталитарного сознания…

Щ.: Сева, вывести можно всё что угодно. То, что признает или не признает церковь, — это для меня как нецерковного человека неважно. Но как христианке мне важно, чтобы эта цивилизация сохранялась и не переродилась во что-то другое.

Пусть под моими окнами мусульманин празднует свой праздник, буддист — свой, еврей — свой, пусть будут гей-парады, а мне чтоб не говорили: «А чего это ты крестик носишь?» Вот что важно.

Что значит толерантность? В каждой религии есть постулат об истине — единственно правильном взгляде на мир. С этим я не могу согласиться.

Люди, которые много путешествуют по миру, видят разную жизнь, разные традиции и разные истины, согласно которым живут в том или ином ареале. Эти истины не лучше и не хуже, не ниже и не выше, чем моя. Но я живу в этой цивилизационной модели.

Я с интересом езжу в разные страны. Как-то зашла в трущобу в арабской стране — еле ноги унесла. А во вьетнамской трущобе была поражена улыбчивостью и доброжелательностью. Американцы с лица земли сметали их города и села; жертв дефолианта, «оранжа» до сих пор встречаешь на улицах — без рук, без ног, мало времени с тех пор прошло.

Но вьетнамцы абсолютно дружелюбны и к американцам, и к белым людям, и ко всем на свете. Там было довольно много американских туристов. Я спрашивала вьетнамцев, как они к ним относятся. Они удивлялись вопросу. Это же просто туристы, а не те, кто их бомбил. Вот это их отношение меня восхитило.

Е.: Я хочу закончить тем, с чего начал. Слово «толерантность» надо отменить и оставить Уголовный кодекс.

Д.: Миру не хватает меры…




ОТПРАВИТЬ:       



 






Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.