Подписаться на обновления
11 декабряСреда

usd цб 63.5788

eur цб 70.3881

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Виктор Власов   среда, 12 сентября 2012 года, 14:45

О писателях и литературном процессе
Посвящается Владимиру Попову, заведующему отделом прозы «Сибирские огни», писателю и журналисту, безвременно ушедшему от нас


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




За последние несколько лет омские литературные издания снабдили свои детища постоянной рубрикой – но опять-таки разбирают в них собственные «пристрастия». Плохо, что вместе с прошлым ушло то хорошее, что должно остаться – трепетное отношение к таланту у художественной элиты. Среди нас, молодых, много пишущей братии, интересной, заблуждающейся, но ищущей свой путь в литературу. Жизнь всё расставит по своим местам – у кого есть талант, а у кого его нет, кто достоин уважения, а кого следует просто забыть, как будто его и не было. Настоящая литература всегда найдёт своего читателя – каждому возрасту понятно своё.

Есть ли в союзах писателей такой человек, который вёл бы отчёт о проделанной работе? Сколько авторов опубликовано, будь они членами союзов или же тяготеющими к ним, какие выходят у них книги и какие премии присвоены, что хорошего сделано для молодых писателей на «Литературном Фронте», как продвигается литературный процесс, какова его перспектива, оценка и к чему следует стремиться. В разных российских изданиях: «Континент», «Дети Ра», «Наш Современник», «Голосах Сибири», «Молодая гвардия» и в других – существует постоянная рубрика литературных обзоров, в которой рассказывается о великолепных книгах и произведениях талантливых авторов, опубликованных не только в России, но и за рубежом. Обзорные статьи известных рецензентов и журналистов познавательны в целях осведомления. Писатели-современники так же нуждаются в рекламе и отзывах.

Так кому же нужны отчёты о работе писателей? Им самим или читателям? Почему исчезли с экранов омского телевидения и радиоволн встречи с омскими литераторами? В нашем городе немало достойных людей. Скажите, мол, никому это не интересно, а как узнать, интересно это или нет, тогда, когда этого вообще нет? Почему нет передачи, в которой бы молодёжь встречалась с представителями разных поколений литературной жизни области? Нет, не согласен, среди нас, молодых, много пишущей братии, интересной, заблуждающейся, но ищущей свой путь в литературу. Давайте поспорим вместе, докажите свою правоту, господа маститые писатели и поэты, объясните, в чём мы не правы.

Сегодня принято критиковать историю нашей страны. Плохо, что вместе с прошлым ушло то хорошее, что должно остаться – трепетное отношение к таланту у художественной элиты. К примеру, в советское время по радио читали лучшие литературные произведения. С гордостью вспоминают писатели о том, как слушали по Всесоюзному радио страницы известных романов, повестей. Озвученные лучшими артистическими голосами страны. В очередной раз возникает мысль – неужели нет сегодня возможности на местном радио открыть передачу о литературной жизни города? Неужели нет людей, о которых стоит рассказать омичам?

Бывает интерес, как писателей, так и читателей – направлен не на определённое событие, а на различные повторяющиеся явления, на многие подробности, воссоздание среды в разных её мелочах, воспроизведение огромного, бурного и горячего «водоворота жизни». В поисках осмысления ценностей можно перечитывать рассказы и повести Александра Плетнёва. И сегодня его произведения, написанные в прежние годы, не потеряли того светлого и вечного, истинно вдохновенного, что остаётся после прочтения книги настоящего творца. Российские писатели Плетнёв да Березовский – строгие люди и прежде всего художники, описывающие внутренний огромный и яркий мир человека, широту его мысли и противоречивые чувства. Их рассказы тридцатипятилетней давности «Чтоб жил и помнил», «Сын пришёл» и другие производят колоссальное впечатление на любого читателя, независимо от возраста, уровня образования или притязаний.

Стенограммы, новости, обзоры, статьи о Съездах писателей, издателей и просто заинтересованной читательской аудитории, напечатанные в газетах, литературных журналах и выложенные на сайтах. Кому они интересны? Лишь тем, кто непосредственно находится в этой среде.

Страшно толстый и тяжёлый кемеровский журнал-книга «Голоса Сибири», издающийся два раза в год – выходит тиражом в тысячу экземпляров. В Омске его получают несколько людей. В том числе «Голоса Сибири» приходят Александру Лейферу. Свыше сотни страниц этого издания всегда посвящено литературным событиям, проходящим как в Кемерово, так и в России в целом. Выдаётся возможность не только председателям писательских союзов написать о литературной ситуации того или иного региона, но и разным любознательным авторам, интересующимся литературными процессами. И складывается хорошее впечатление, если статьи пишутся с неким шармом или иронией.

Средств на издания нет – спонсоры отказались помогать, собирать деньги с авторов невозможно – они народ не зажиточный. В союзе писателей много стариков-пенсионеров, нет притока молодых и талантливых авторов. О чём стоит писать? Может быть, о том, что писатель «А» украл сюжет или строчки у автора «Б», а поэт «В» пишет «килограммами», перевёл уже столько бумаги, что портит настрой завистливому поэту «Г»? Попробуйте сухие и «колючие» события описать в качественной обзорной статье или сделать полноценный срез литературной хроники. Может получиться, но с долей серости, недовольства, а возможно и с острой «приправой» излияний, которая не должна портить заметки. Хроникёру литературной жизни сложно оставаться просто комментатором, холодным в суждениях; не разделять чужую точку зрения, довольствуется видимым, работать в изложении фактов без лишних эмоций, оставляя размышлять читателю или слушателю.

Да, литературная хроника – дело непростое. Нельзя написать её, опираясь лишь на собственные наблюдения. Хроника и обзоры всё равно призывают к подведению итогов, а здесь следует подходить объективно. Неужели дать оценку трудящимся-литераторам могут только известные деятели? За последние несколько лет омские литературные издания снабдили свои детища постоянной рубрикой. Но опять-таки разбирают в них собственные «пристрастия». До того, насколько выросли собратья по перу, конечно, дела по-прежнему нет. Любая хроника, литературная или житейская, и оценка – интереснейшее занятие, она заставляет думать, искать в людях и в их творениях нечто потрясающее, выдающееся, примечательное и то, что останется в истории города, края и, наконец, страны. Обычно краеведческие труды оцениваются резко среди писателей художественной литературы, мол, зачем следить и что-то записывать, за это время можно выдумать славный рассказ или роман.

– Документалист, краевед, публицист – это ведь тоже писатель! – говорит Николай Березовский, наставительно поднимая указательный палец. – Это и Лев Трутнев подтвердит сейчас, и тогда на эту тему говорил сам Твардовский и Астафьев… Эх, мощные были мужики, вдумчивые главное.

В Омском государственном драматическом театре «Галёрка» восстановлен спектакль по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». В памяти омских писателей ещё жива история, как в 1970 году за публикацию пьесы в иркутском альманахе «Ангара» уволили его главного редактора и пожурили по партийной линии рецензента.

Публицистики и критики у Николая Березовского не счесть. Совсем недавно он озадачился вопросом пенсии, стажем и прочими необходимыми для благополучия бумагами. Свой творческий стаж корреспондентом разных газет, затем собкором, он построил в основном на публицистике и журналистике. Так непривычно и одновременно здорово послушать писателя огромного таланта.

– Посмотри, какие заразы! – показывает он надпись на документе: «Период дожития…» – И это они написали для человека, который продолжает трудиться во славу родного города? Знаешь, сколько я написал статей и для «Вечернего Омска», и для различных российских газет? Никому не старался угодить, работал по достоинству и правильно. Сейчас можешь заглянуть в федеральные московские газеты даже от министерства обороны. Зайди ради интереса.

Открывает Николай Васильевич большую бледно-синюю папку архива, показывает старые квитанции, контракты и письма с выцветшими буквами; в их количество можно уйти с головой. Вот гонорары из «Юности», «Октября», «Севера», «Сибирских огней», «Земли, сибирской, дальневосточной», из разных зарубежных изданий, из газеты «Красная звезда», «Литературная Россия», «Литературная газета» и других. А дипломов сколько у Николая Васильевича! Он шутит, мол, можно обклеить ими квартиру. Подаришь ему рамки от фотографий, а он показывает на стену: некуда там вешать. Стена увешана картинами известных омских, новосибирских и московских художников.

– Перебираю, – говорит Николай Васильевич изумлённо. – Газеты, на которые мы с женой подписываемся, гляжу, обёртка, а в ней договор… с киностудией «Мосфильм». Три тысячи пятьсот рублей… я в обморок упал со стула. По тем временам гигантские деньги. Тогда экранизировали «Три лимона для любимой» по моему рассказу. Да, наградил меня талантом дедушка Феоктист Алексеевич… Вот я и ушёл, бросив геологоразведку.

Не нужно по крупицам собирать информацию о Николае Березовском, чтобы сделать очерк. Достаточно зайти на его сайт, где порой кипят страсти в гостевой книге. Даже по тому, какие люди вступают в беседу, можно определить степень значимости в Омске и в России этого писателя. Одновременно высказываются в ней несколько человек: Александр Лейфер, Виктор Богданов, Иван Таран, Игорь Федоровский, Наталья Елизарова под псевдонимом и другие. Иногда заходит Станислав Михайлов. Больше всего на виртуальных страницах комментируют произведения Николая Васильевича молодые авторы и читатели. Внук Феоктиста Березовского – человек, естественно, незаурядный. Неделями Николай Васильевич может не выходить на улицу, писать повесть и рассказы для любимого старейшего журнала «Сибирские огни» или работать над мощными критическими статьями для другого издания. Выходит критика Березовского в «Вольном листе» или в журнале «Критики и Словесности» Андрея Углицких – Омские писатели или поэты, на которых была обрушена «снежная лавина», сердито молчат на литературных мероприятиях, внимательно слушают, когда держит слово строгий писатель Николай Березовский. Есть в критике, в голосе с хрипотцой, в словах Березовского нечто сильное, что заставляет размышлять, причём размышлять не одному, а интересоваться мнением коллеги.

– Игорь, Игорь, – спрашиваю я своего друга, корреспондента газеты «Красный путь» (Игорь Федоровский, лауреат литературных премий, член редколлегии журнала «Вольный лист» был корреспондентом газеты «Омское время», но вскоре после закрытия этого издания, перешёл в «Красный путь».). – Ничего себе: членов правления Союза писателей России уличили в плагиате. Смотри, доказывают здесь и там, приводят, мол, откуда и что взято.

– Да, точно, не знаю, что и думать, – отвечает он насторожено. – Читал в «Литературной России» не первый раз его критику. Как ему не жаль их!? Спросил у Льва Трутнева и Юрия Перминова. Лев Емельянович сказал: «Литература – труд жестокий и слабаков не признаёт».

Приезжают на юбилей к Николаю Березовскому зав. отдела поэзии «Сибирских огней» Станислав Михайлов и его друг, российский писатель и художник Николай Мясников.

Мясников – человек спокойный. Если Михайлов размахивает руками, тиская Березовского и меня за плечи и спину, говорит эмоционально и какими-то взрывами, то Коля Мясников, поднимая редкие белёсые брови, беседует вкрадчиво, вполголоса, не касается собеседника.

– Щёлк-щёлк, – я фотографирую Березовского, Михайлова и Мясникова. Первые двое идут размашистыми шагами, оживлённо делятся наболевшим. Мясников шагает не спеша и начинает рассказывать мне историю из жизни так просто, будто я его друг и знаю всю жизнь.

– Бывало, иду по весеннему Барнаулу, забравшись в мысли; там уютно и фантастически. Проголодался и зашёл в кафе «Странник». Замечательное кафе с живой музыкой и пряным шашлыком. В кафе сталкиваюсь с человеком. Незнакомец поворачивает голову и спрашивает:

– Вы не ко мне?

Рассматриваю, прищуриваясь, крепкого улыбающегося мужчину в кожаной куртке, и меня он радует. Какая-то потрясающая энергия от него исходит.

– Виля… и протягивает мясистую грубую руку.

Это был журавлёвец и прекрасный поэт Вильям Озолин.

Стол у Березовского дома усыпан яствами. Татьяна Анатольевна, супруга, ныне собкор федерального московского издания «Лесная газета», проворно расставляет приборы. Показывает, из какого варенья сделала пирог. «Дикая мальпигия с кусочками плодов анноны». Поднимаешь банку на солнечный свет возле окна – она светится золотисто-янтарно-малиновым светом. Варенье присылают Николаю Васильевичу из Австралии, сотрудник журнала «Антиподы» каждый год в разное время шлёт жестяные банки с джемом, коробки с чаем, разные сушёные плоды. Можно полакомиться у Березовского дольками сушёного охраса, попить лилово-красный чай необычного вкуса и почитать зарубежные русскоязычные журналы и газеты: «Lichtungen», «Надвилаг», «Флорида», «Балтика», «Антиподы», «Чайка», «Иерусалимский журнал» и другие. Только одних российских журналов можно перечислить множество. Да что их называть? У Березовского дома стопками лежат издания из «Журнального и Читального зала». Действительно утонешь в том количестве литературы, которые скапливаются у Николая Васильевича за год. Главный редактор журнала «Водолей» и, пожалуй, «чудаковатый человек», – о таких с любовью писал Василий Шукшин, – Николай Бондарь; вывозит у Николая Васильевича газеты и делает из них модели «одежды» в детском театре мод. Он работает учителем русского языка и литературы в школе, а летом – воспитателем в детском лагере. Так вот когда нужна газетная бумага, то идёт либо в школьную библиотеку, либо к Березовскому. Красивые сарафаны, платья, юбки получаются у воспитанников Николая Бондаря из «Учительской газеты», «Вечернего Омска» и других газет и журналов.

Среди приглашенных на день рождения Николая Васильевича есть такие поэты и писатели, как Александр Плетнёв, Юрий Перминов, Николай Трегубов и Александр Лейфер. Когда ещё представится случай побывать среди таких знаменитых людей омской литературы? Каждый из них – безусловно, яркая личность, авторитет. Каждый – особенный, а все вместе они – соратники по творчеству.

Станислав Михайлов артистически читает стихотворение, посвящённое Татьяне и Николаю Березовским. Оживляется Николай Мясников, рассказывая истории – небылицы о своей жизни. Александра Лейфера заботят омские литературные события, поиск преемника на посту председателя СРП омского отделения. И смена, по его мнению, вполне достойная – прекрасный писатель Алексей Декельбаум или поэт-переводчик – Евгений Фельдман. Так же может принять эстафету великолепная поэтесса-гиперфилософ Вероника Шелленберг. У неё достаточно сил, чтобы совладать с аппаратом союза, организовывать работу секций. Конечно, их союз – не единственный, кто объединяет российских писателей. Например, «Союз Писателей 21 века» Евгения Степанова, который отдаёт последнее лишь бы издать талантливые произведения; нью-йоркская «Всемирная Корпорация Писателей» Расуля Ягудина и Алика Верного с их огромным ежемесячным литературным журналом «Русская Литература Мира» и перспективами издания произведений участников союза на иностранных языках. В общем, много чего изменилось и стало неясным.

– Каждый создаёт клан, – кратко отвечает Юрий Перминов. – Выбирайте: оставайтесь в своём или уходите в другой!

Николай Трегубов, поэт и руководитель литературного объединения им. Якова Журавлёва внимательно слушает стихи Михайлова, но скоро страстно желает прочитать свои.

Так, за прекрасным столом и поучительной беседой, в кругу мэтров сибирской литературы посчастливилось мне присутствовать на дне рождения Н.В. Березовского. Многие лета, Вам, Николай Васильевич!

Диплом Литинститута дался ему нелегко. Вначале всё было здорово — Геннадия ценил сам тогдашний ректор Литинститута — известный театральный критик Владимир Пименов, талантливому парню из Сибири благоволила и Инна Вишневская, тоже маститая театральная критикесса — правая рука Пименова. Они одобрили замысел пьесы Г. Гаврилова «В октябре на кислых водах», которую тот тогда только начал писать и наметил представить в качестве дипломной работы, но… Но в жизни страны произошёл резкий политический поворот: в результате заговора осенью 1964 года был отправлен на пенсию секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв — первое лицо государства и инициатор разоблачения культа личности. После этого «дворцового переворота» началась ползучая реабилитация Сталина. Тотчас же тема культа личности в литературе стала «нежелательной» и «исчерпанной». А именно ей и была посвящена Генина пьеса.

Достопримечательности города Омска – немногочисленные, зато запоминающиеся. Михайлов и Мясников фотографируются в Парке Победы, около памятников. Особым вниманием гости отметили металлическую скульптуру Дон Кихота возле Драматического театра для детей и юношества. Что-то детское осталось во взрослом Михайлове, когда он трогательно гладил Росинанта по голове.

Юбилей юбилеем, но пора гостям исполнить миссию командировки. Рассказать детям, молодым читателям о старейшем сибирском журнале.

Встреча с юными читателями состоится в библиотеке им. Чернышевского на Левом Берегу. Делегация из писателей и поэтов спешит в небольшое здание. Возглавляет её, конечно, Березовский. К нам присоединятся Игорь Федоровский, член редколлегии журнала «Вольный лист». Он берёт интервью у Станислава Михайлова и Николая Мясникова для газеты «Красный путь» и для журнала.

Писатели садятся за большой стол, на котором разложены несколько выпусков «Сибирских огней» и «Вольного листа». В зале – большая аудитория из юных читателей библиотеки. Первые несколько секунд писатели не знают, что сказать, с чего начать. Им обещали пригласить более старших школьников… Детям вряд ли интересны перспективы публикации, хотя и в старейшем журнале Сибири, им нужны яркие и весёлые картинки, задорные шутки. Как выйти из такой ситуации? Настоящий писатель всегда может найти дорогу к сердцу своего читателя. Николай Березовский живо и очень интересно рассказывает о своём далёком детстве, Николай Трегубов веселит народ детскими стихами про чудака из чудаков, который ловил чебаков в стране чердаков… Станислав Михайлов оживлённо интересуется творческой жизнью детей, активно приглашая их к разговору. Оказывается, они много рисуют и тоже пишут. И вот читают стихи Пушкина, Лермонтова, Есинина и немного своих. Николай Мясников сильно волнуется. Он открывает свою книгу и читает философский рассказ о мухе. Детям нравится не сам рассказ, потому что вряд ли понятен, а их радует тон голоса Николая и смешная повторяющаяся фраза... Настоящая литература всегда найдёт своего читателя. Каждому возрасту понятно своё.

Я беспрестанно фотографирую и детей, и писателей. Наконец, мой наставник Николай Трегубов вспоминает про меня и читает детский стишок вождя, который носится под дождём на метле и на правах вождя приказывает ему остановиться. Стоит хохот. Так Николай Михайлович поддевает мои воинственные настроения. Поддерживаю тон наставника и вношу свой скромный вклад в радостную атмосферу праздника – начинаю петь на английском языке свою любимую песню певца Фредди Меркури «We will rock you!» , дети помогают: притопывают и прихлопывают, словно на концерте или на хоккейном матче. После мероприятия Николай Березовский ободряет меня, говорит, что не ожидал. Встреча подходит к концу, все остались довольны, писатели – любознательной аудиторией, дети – весёлыми и добрыми взрослыми. Ещё долго, провожая нас от библиотеки, они кричат и машут нам вслед:

– До свидания! Приезжайте ещё!

Станислав Михайлов и Коля Мясников с грустью покидают наш город. Приезжают они в Омск с одной маленькой сумкой, а уезжают с тремя огромными. И Трегубов, и Перминов, и Лейфер, и Федоровский, и я – дарят им столько своих книг и местных журналов, что хватит читать, наверное, на год. С этим добром они садятся на скорый поезд.

«Я приехал к одному человеку, а увёз пятерых…» – слова эти Николая Мясникова перед отъездом мне запоминаются.

Одно важное событие продолжается другим. В зале музея им. Ф.М. Достоевского состоялась презентация альманаха «Тарских ворот». Главный редактор Игорь Егоров с гордостью и любовью объявляет опубликованные фамилии, особенно выделяет таких корифеев, как Геннадий Лысенко, Ольга Радионова, Александр Плетнёв, Евгений Фельдман, Евгения Кордзахия и Вероника Шелленберг.

Несколько лет Игорь Егоров, Евгений Асташкин и Наталья Елизарова мечтали вместе реализовать данный проект. Долго, но интересно шёл строгий отбор авторов в этот тяжёлый альманах-кирпич. Эмблема, символ издания, уже сияла в их умах. Силуэт: «Тарские ворота, а над ними чайка, летящая к солнцу». В зал музея не протиснуться. Кто опоздал, тому места не хватило. Сотрудники музея торопливо приносили стулья и скамейки. Игорь Егоров представляет на суд читателей новое издание альманаха.

Когда вот так в зале, на литературном событии собираются разные авторы, молодые и не очень, наступает время откровений. Первым, кого просит высказаться Игорь Владимирович – Евгений Фельдман. Известный поэт-переводчик, лауреат всероссийской литературной Бунинской премии. На Украине в Киеве у него выходит полное собрание переводов в семи томах – Киплинг, Сабатини, Ричард Блэкмор и другие зарубежные классики. Оригинальная методика перевода О. Хаяма Фельдмана вызывает неподдельный интерес у аудитории.

Евгений Фельдман – человек неординарный. Можно не прочитать ни одного его перевода, но понять это, лишь послушав его. Уважаешь этого поэта-переводчика за его точку зрения без лжи и преувеличения.

Впервые на подобной презентации слышу о существовании литературных троллей.

Скандалы, интриги, поклёпы… по большей части интересны сплетникам. Так называемым «литературным троллям». Кто такой тролль? В одних источниках это сильное, страшное и выносливое животное. Друг орков, гоблинов и разной нечисти, гроза эльфов, людей и разных существ на стороне света. В других – создания умное и доброе, как человек. Понятие тролля особенно «литературного» применимо, как ни странно, к писателям. Нередко в народных интернет-системах: «Вконтакте», «Facebook» и других замечаешь фотографии, страницы, заметки или события, сердито прокомментированные по нескольку раз людьми без фото или аватаркой с каким-нибудь мифическим созданием. Особенно если комментаторы не согласны с той или иной оценкой, то пиши пропало – созовут в сети целый консилиум и начнут изгаляться… Интернет-странички в народных системах не только многих омских писателей, но в других регионах превратились в свалку мнений и шуток. И поэтому владельцу сайта приходится банить нерадивых посетителей, которые порой так «намозолят» глаза и запутают других более менее полезных и приятных комментаторов, что потом никто уже не будет заходить туда, кроме «троллеподобных…».

Эти самые «литературные тролли» могут испортить рекламу книги или произведений автора, дать ложную информацию. Многие писатели по разным причинам черпают новости, информацию из Интернета, из разных источников – гостевых и новостных рубрик сайтов. Потому-то администратор сайта ставит премодерацию. Но талантливый, немного сердитый и хитрый журналист или писатель может так переврать событие на чужую пользу и в другом кибернетическом пространстве, так «перекроить», что поверят ему больше, нежели первоисточнику. Так, например, сбиваются многие презентации, переносятся литературные события, читатели получают неверную информацию о писателе. А ещё, если писатель – неплохой «юзер», знающий структуру данной системы и располагающий программами, то случается взлом. Ищешь на сайте писателя его био-справку, а натыкаешься на пасквиль или фельетон на него, по наивности думаешь: весёлый пиар. Рассылаешь коллегам и знакомым, происходит дезинформация. Выходишь спамером... особенно в «Контакте», забаненным на неделю или больше.

Опытным «троллем» адекватная критика легко подменивается талантливым критиканством.

Вы спросите:

– Балуются в основном молодые, амбициозные прозаики?

Не только. Есть множество взрослых писателей, которым всего-навсего наскучило вести правильный образ жизни. Чаще всего работают такие «тролли» под псевдонимами, и часто в другом стиле. Случается: «тролль N» перевирает объявления или события благородного писателя «M», оставляя ложную информацию о публикациях и не только. И описывая какие-то из ряда вон выходящие и жутко интересные события, даёт рецензию на якобы прочитанную статью того самого писателя. Результаты самые разнообразные. Рецензия на выдуманную статью!.. Читали или слышали подобное?

Лёгкий пиар, псевдореклама, критиканство, слухи, сплетни, их верная на «чёрную» руку организация может дать немыслимые результаты. Этим же страдают документалисты. Переписывая краеведческие труды известных авторов, проводят якобы собственные исследования. Плюс милое дело приписать себе дружбу с тем человеком, которого уже нет на бренной земле. Отсюда «очерки», новая, наверняка выдуманная, информация об этом человеке. В общем – публикации, снова-таки вызывающие бурю противоречивых эмоций и споров. Любой писатель с хорошей фантазией придумает столько событий в жизни другого, что подумают, несомненно, он его друг.

Так, например, после смерти Аркадия Кутилова, у него появилось несметное количество друзей. В Омске, в Москве и в тех городах, в которых был проездом. Теперь вы не найдёте в Омске писателя после шестидесяти лет, который не скажет, что был знаком с Адием и даже не раз приглашал в гости почитать стихи.

В целом, полагаю, жизнь «литературного тролля» – весёлая штука! Своего рода вирусы-революционеры должны быть, как в Интернете, чтобы пользователь не расслаблялся, а закалялся, так и тролли в литературе. Зачем? Соревновательный дух на литературном фронте присущ писателю вообще. Достижения спортсмена напрямую зависят от уровня физических и моральных качеств. Так же зависят достижения писателя. Значит, у любого спортсмена или писателя есть соперники, которые вдруг пробегут быстрее или напишут лучше. Ведь отправляют в издания многие, а печатают избранных. И это не единичный пример. Так стоит или нет заниматься тем, что составляет образ жизни «литературного тролля»? Вопрос лично для меня остаётся открытым, не знаю, как для других авторов. А если это самая короткая дорога к славе и деньгам? Подумать надо! Стоит или нет?..

Жизнь всё равно расставит по своим местам, у кого есть талант, а у кого его нет, кто достоин уважения, а кого следует просто забыть, как будто его и не было. Срезы литературных событий. Отчёты, которыми дорожат немногие… Но если они делаются, то лишь с любовью к людям и к жизни вообще.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Нос — иностранный агент

(По мотивам произведений Н. В. Гоголя: повести «Нос», поэмы"Мертвы души«, повести «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Однажды случилось у нас необыкновенно странное происшествие. Некто по фамилии Ковалев, человек средних лет, живший в столице, служил в одном силовом ведомстве, так расплодившихся у нас. Был он майором ФСБ и ходил на работу на Лубянку.

03.12.2019 16:00, Михаил Ланцман


В уездном городе N-ске

Выдуманные города литературных произведений

Вымышленные города на страницах русской классики стали появляться с начала XIX века. Одни писатели придумывали их, чтобы показать типичную российскую жизнь в провинции, другие придавали им черты реальных мест и говорили то, чего не могли сказать прямо. О несуществующих городах в книгах Александра Островского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Лескова и других писателей — читайте в нашем материале.

25.11.2019 19:00, Анастасия Войко, culture.ru


«Любовь не измеряют стажем»

Истинная история Друниной

«Отношения Друниной и Каплера — это история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных». Такую формулу любви применил к этой паре кинорежиссёр Эльдар Рязанов. У дочери Юлии Друниной Елены Липатниковой своя версия...

24.11.2019 19:00, Александр Ганулич, story.ru


Погибшие, но милые созданья

Как продавали любовь в русской классике

Обобщенный образ проститутки в русской классике напоминает образ маленького человека, сломленного средой и враждебным миром. Тела несчастных ежедневно умерщвляются, живые чистые души тянутся к свету — и не могут выбраться из неволи, но хотят спасать и быть спасенными. Однако к началу XX века феномен проституции в литературе был переосмыслен неожиданным образом: оказалось, что спасать некому, а главное — некого. Светлана Волошина рассказывает, как продажная любовь лишилась христианских оттенков и погрузилась в мрак отчаяния.

18.11.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Смертный приговор Николая Клюева

«С молотом в руке, в медвежьей дикой шкуре!»

135 лет назад, 22 октября 1884 года родился Николай Клюев. Основоположник новокрестьянства, жертва сталинского террора.

22.10.2019 16:00, Игорь Фунт


Весёлый человек с грустными глазами

История Давида Самойлова

О том, как поэт Давид Самойлов пересидел соперника в борьбе за сердце красавицы, сблизился со Сталиным и ушёл из дому, как Лев Толстой.

20.10.2019 19:00, Олег Хлебников, story.ru


Инга Кузнецова: «Это антиутопия с прогнозом на завтрашнее утро»

Интервью, посвященное новому роману писательницы

Роман «Промежуток» Инги Кузнецовой — о том, что с нами сегодня происходит и какие формы может принять социальный протест, если запретить не только дело, но и слово. Сможет ли Промежуток, в котором оказались герои, стать Просветом в недалеком будущем? Какую цену стоит заплатить, чтобы построить новую реальность «с нуля»?

15.10.2019 16:00, Игорь Бондарь-Терещенко


Ловушка для Вирджинии Вулф

Дом стал для нее роковым

В 1919 году писательница купила загородный дом — маленький особняк XVIII века Монкс-хаус, «Монашескую обитель». Сейчас этот дом сделали её музеем. «Сказочное место!» — такие записи оставляют посетители. А вот сама писательница так и не смогла ужиться с этой «сказкой». Почему?

14.10.2019 19:00, Дмитрий Воденников, story.ru


Настоящий детектив

Артур Конан Дойль в роли Шерлока Холмса: как писатель расследовал реальное преступление

Конан-Дойль — известный всему свету сочинитель похождений Шерлока Холмса, спустился недавно с высоты фантазии и изобразил лично Шерлока Холмса, чтобы доказать невиновность одного молодого адвоката, Георга Эдальи, осужденного в 1903 году, совершенно несправедливо, к 7 годам тюремного заключения.

13.10.2019 19:00, grandpaper.ru


Непокоренная жена

История музы Евтушенко

В Галину Евтушенко были по уши влюблены все знаменитости 60–70-х: Михаил Луконин, Евгений Евтушенко, Александр Межиров, Василий Аксёнов, Артур Миллер... Но вторую половину жизни она провела в одиночестве, и это был её выбор. Она всегда очень строго судила и неизменно перечила — мужьям, друзьям и властям.

08.10.2019 19:00, Анна Саед-Шах, story.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.