Ситуация в Мали остаётся пока неясной. Третья сторона конфликта, из-за которой, собственно, и произошёл переворот - туареги, ведущие своё восстание с целью создания государства или хотя бы автономии туарегов - также не едины.
Помимо резко усилившегося Движения за освобождение Азавада НДОА среди туарегов обладает немалым влиянием и другая группировка - «Ансар ад-Дин». Ансар по-арабски - приверженцы, сторонники. Дин - религия. Это радикальная исламистская группировка, ставящая своей целью создание исламистского туарегского анклава на территории нескольких сопредельных государств - Мали, Алжира, Нигерии, требующая распространить законы шариата на все эти страны.
Ансар ад-Дин имет связи и с АКИМ, и с Боко Харам - однако в отличие от НДОА в её составе нет значимого количества профессиональных и кадровых военных, которые в основном служили в ливийской армии при Каддафи. В силу этого Ансар ад-Дин в основном придерживается террористической и диверсионной тактики, она пока малочисленна и слабо вооружена.
Тем не менее, у неё достаточно много приверженцев среди туарегов - и вероятно, что вожди движения вполне ревниво относятся к конкурентам из НДОА, что создает поле для маневров у французов, которые уже не особо скрывают свою поддержку движению туарегов.
Действия военных, свергнувших Туре, вчера были осуждены и генсеком ООН, и членами Совета Безопасности.
Задача французов - выдавить китайцев из региона. С помощью кого они это сделают - совершенно неважно. Важно то, что Китай в своей тихой и незаметной манере стремительно осваивает африканские пространства. Традиционный путь китайцев - строительство инфраструктурных объектов - мостов, дорог, трубопроводов. Вокруг инфраструктуры создаются объекты жизнеобеспечения - больницы, магазины, заправки... Китай предоставляет под минимальные проценты, а иногда и безвозмездно кредиты - естественно, в юанях, что гарантирует поставки именно китайских товаров в забытые африканские медвежьи углы.
При этом китайцы как правило, работают с местными туземцами на бартерной основе, беря в качестве оплаты сырье, производимое в данной местности. Конечный итог деятельности Китая в Африке - это всегда перенаправление сырьевых потоков в своём направлении. Соответственно, сырье перестаёт поступать на контролируемые европейцами предприятия - либо на него существенно начинает расти цена.
Собственно, в Мали Китай ведёт себя ровно также - еще в 2010 году президент Мали Туре разливался соловьём, рассказывая, как Китай «...оказывает Мали помощь в возведении многих важных объектов, в частности, в строительстве моста через реку Нигер в Бамако, что играет очень важную роль в развитии малийской столицы.
А. Т. Туре сказал, Китай в октябре текущего года, когда будет праздноваться 50-я годовщина со дня установления дипломатических отношений между Мали и КНР, приступит к строительству в этой африканской стране скоростной автотрассы длиной 240 км, которая будет связывать Бамако и Сегу на севере страны и содействовать дальнейшему экономическому и социальному развитию Мали...»
Китай тихой сапой перенаправляет потоки малийского сырья в своем направлении. Малийские экспортные товары - это в первую очередь хлопок. Экспорт-импорт Мали весьма примечателен - уже почти треть экспорта приходится на Китай - и его доля постоянно увеличивается. При этом малийский импорт - в первую очередь продукция машиностроения и удобрения - поставляется из Франции и того же Китая (13 и 6 процентов соответственно) - однако доля Франции равномерно уменьшается, а доля Китая - растет.
Говоря проще - Китай выдавливает французов из страны и из региона. Понятное дело - кто такое будет терпеть, особенно в своей бывшей колонии.
Именно поэтому для Франции на данном этапе выгодно вообще дезинтегрировать любую дееспособную власть в Мали. Китайцы прекрасно себя чувствуют именно в странах с дееспособной и насквозь коррумпированной властью. Когда в стане бардак, разруха и беспредел - китайцы предпочитают с такими не связываться и тихо уходят, даже если приходится бросать уже построенное. Таким образом они ушли из Кот-д-Ивуара, из Ливии, сейчас эвакуировали свой персонал из Сирии. Другого способа выдавить китайцев нет - и французы вынуждены поджигать дом, чтобы избавиться от тараканов.
Пока трудно гадать, что именно произошло и что будет происходить в Мали. Во всяком случае, очень похоже на то, что происходило в Кот-д-Ивуаре. Две примерно равные по силе группировки, одну из которых в конечном итоге поддержала Франция в обмен на ужесточение политики по отношению к китайскому присутствию. Сейчас в Мали создается как раз такая ситуация - что в итоге получится, посмотрим.
Источник: el-murid.livejournal.com
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Масштабное лесонасаждение в Африке.
Угроза ценным экосистемам. - На велосипеде через Африку за полгода.
Личный опыт российского путешественника. - Марокко: все краски жизни.
Цвета от злых духов, плохого настроения и раздражения. - Страна, где похищают школьниц.
Как сегодня живут женщины в Нигерии. - Образование против обрезания.
Борьба с жестоким ритуалом в Уганде. - Как это – переехать в Конго.
Какие привычки у местных людей, как оформить визу и где работать. - «Всегда уступай дорогу матату».
Правила жизни в столице Кении. - ЮАР не ограничивается сафари.
Гастрономические приключения в Африке. - Собираемся к теплу.
25 интересных фактов о Тунисе. - «Я ехал на войну и пакет из «дьюти фри» никак с ней не вязался».
Три истории из Африки.