Подписаться на обновления
25 мартаСуббота

usd цб 57.4247

eur цб 61.8636

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
Виктор Власов   пятница, 3 февраля 2017 года, 16.00

Нужны ли стране академики?
Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). Правда, среднему обывателю, отстаивающему очередь за хлебом или молоком, это вряд ли интересно – им подавай вещи насущней. Обучить бы ребёнка правильно, воспитать, как подобает семьянину.

Мой коллега по спортивному залу и отличный собеседник считает действующих академиков скучными и зацикленными людьми. Наверное, говорят они только о науке, выглядят бледновато и жутко неухоженные. Ещё болтают невесть что и часто смеются, как «Джокер» из фильма «Бэтмен».

За ответом на разные вопросы спешу к Владимиру Ивановичу Гаму – ректору автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования», кстати, академику. Этот замечательный деятель выступает на площадке «Рождественских чтений», на которых держит слово Митрополит Омский и Таврический Владимир, а также Министр образования Омской области Сергей Николаевич Канунников.

Владимиру Ивановичу Гаму чуть больше шестидесяти лет, а выглядит гораздо моложе. Это живой и эмоциональный человек, радеющий за отечественное образование и культуру. Он охотно принимает посетителей и всегда подробно отвечает на интересующие вопросы. Лично меня этот светлый и общительный деятель принимает с улыбкой и крепко пожимает руку. На базе созданной им площадке проходит множество образовательных форумов и других мероприятий.

– Разговаривал я, Виктор, с православными батюшками на пленарном заседании «Рождественских чтений», – рассказывает Владимир Иванович в своём просторном кабинете. – Натолкнули на мысль, что среднестатистический житель Омска не имеет понятия о духовном здоровье. Разберёмся сначала в родном городе. 90% омичей не знают, что это – духовное здоровье. Если с физическим здоровьем ясно: каждый примерно понимает как надо вести Здоровый Образ Жизни. А вот что нужно делать, чтобы быть здоровым духовно – здесь трудно! Расскажу о нашей школе, раз уж вы здесь и воспользуюсь возможностью.

– Да, пожалуйста.

Стоит сказать, что Владимир Иванович Гам – является членом Гильдии Экспертов, профессионально оценивающей качество образования по всей стране. Висит в кабинете на видном месте яркий сертификат в красивой золотистой рамке, что В. И. Гам – федеральный эксперт качества профессионального образования.

– Наша школа занимается и духовным развитием, – говорит академик. – Мы исходим из того, что у человека два полушария мозга. Вначале мы занялись медико-психологическими вопросами и выяснили для себя, что у европейцев работает больше левое полушарие – все программы и государственные стандарты направлены на развитие левого полушария. В дисциплинах присутствует логика, определённая последовательность изучения, от простого к сложному, алгоритмы действий, как запоминать, аргументы и т.д. Мы задумались, что делать с такой однобокой системой образования, пришли к выводу, что правое полушарие надо включать в работу с самого утра. В начальной школе у нас есть пятиминутка пения, это связано с правым полушарием. Поём до уроков. Дети выучивают песню в течение двух-трёх недель. Ведём плановые уроки хореографии, когда человек вынужден двигаться под музыку. Мы посмотрели, что нам делать с ИЗО, пригласили дизайнера, прошедшего переподготовку на право обучения, который лучше понимает детей, чем подготовленный на классических примерах учитель рисования. Увеличили количество часов на этих предметах. Кроме того, мы углубились в иностранные языки, это развитие головного мозга. Человек начинает думать по-другому, когда владеет двумя языками, у него работают оба полушария одновременно. Кроме того, ввели ментальную математику, робототехнику, потому что в них есть одновременно английский, проектирование, программирование, технический дизайн, механика и много чего ещё, симбиоз предметов. Работают технические вещи, технологии обучения успешного ученика. Если воспитать просто хорошего человека, то он сам станет отличным работником, кем и каким угодно, без нашей помощи. А вот как сделать этого хорошего человека – мы задумались всерьёз. Первое на чём мы сошлись, это что в центре должна быть семья, школа должна содействовать процессам, происходящим в семье.

– Расскажите о проекте более подробно.

– В голове у меня родился проект «Я и мой дом». Что в нём? Школа учит прошлому, что уже известно, тому что произошло, а ребёнок будет жить во взрослом состоянии через 15-20 лет потом. Суть проекта заключается в том, что человек живёт ради того, чтобы создать свой мир, дом, свою ауру. Для этого нужно иметь физические стены. С детьми мы обсуждаем, что там должно быть, окна и много другое. Происходит диалог построения будущего с родителями и со мной как с педагогом, например. Следующий момент – насаждение. На окружающем мире. Что мы привносим и на что влияем? С пятого класса начинаем наполнение, что такое семья. Мы читаем произведения, где прослеживается культ семьи, отношение к физическому здоровью. Мамы, папы и дети, которые у нас учатся, принимают участие. Ведём отчёт – что сделано за год в проекте «Я и мой дом». Ведём речь обо всем, как сохранить кожу лица, осанку, здоровье и т.д. Мальчики работают в духовном направлении, осмысляют, почему пришёл Иисус Христос. Это месячник, посвящённый как проделанной работе, так и будущей. Люди строят будущее своих детей. Видит ли ребёнок будущее с родителями или их нужно отсечь? Поднимаем традиции семьи, которые важно сохранить и продолжить.

– Как на Западе?

– Нет, Виктор, – качает головой Владимир Иванович. – Транснациональные корпорации на Западе, в США, хоть в Европе; сегодня работают в Бразилии, затем в Германии, потом дальше. Неизвестно, хорошо это или не очень – если человек глобалист? Если космополит, глобалист, то нельзя терять корней – это в первую очередь. Как в большинстве случаев: от корней оторвался – ты никто и звать никак. Перекати-поле, в общем. Где у них культ семьи, отечества, традиции, история семьи. С детства нужна профилактика либеральных отклонений от семейных ценностей, я говорю об однополых браках. А вот какой парадокс: Италия, католическая страна, регистрирующая однополые браки… Барак Обама выступает за нормальность однополости, ну и вышел бы за мужика, это не норма, затем Франсуа Олланд выступает за то же самое. В итоге: наблюдаем прогрессирование культа физиологических утех, это верное растление духовного и нравственного. Проблемы детей, Виктор, родом из детства. Все комплексы неполноценности из детства… Расскажите, как быть с ними, родители. Вы отвечаете за будущее детей, родители. Не можете – доверьтесь педагогам, специалистам.

– Как обстоит дело с политикой?

– Не интересное и по правде сказать, бестолковое дело, в сущности. Политики сегодня есть, завтра их нет, твердят на потребу дня и сиюминутное. Новости и политики есть – о них говорят, их нет – не пишут, не просматривают, забыли. Вести и новости – жёстко политизированы, это вода в решете. А семья, Виктор, это система и люди ценностные, сколько бы времени не прошло. Ребёнок ведь ребёнок, пока живы его родители. А родители умирают, он становится сиротой, я по себе знаю. Нет моих родителей, – рукоплещет Владимир Иванович, его глаза блестят. А мне хочется вскочить и обнять его как сына. Сказать:

– Я тобой, дорогой мой! Никогда тебя не брошу!

Он ходит по кабинету взад и вперёд, рассказывает безостановочно. По делу. Здорово, не без эмоций. Этот человек волнуется не за себя – за наше современное общество. Как Митрополит Омский и Таврический Владимир изливает свою внутреннюю боль за людей, служащих букве закона, а не духу – в своей книге «Вечное сокровище». Так Владимир Иванович болеет за семью и не привитые раньше ценности и воспитание.

– Родители, – повторяет он с чувством, словно актёр, заключая. – Ценности вечные! Православие закладывает верные ценности. Если ты меняешь веру и становишься мусульманином или кем-то другим, значит, ты никогда не был ни тем, ни другим, это как поменять маму… А на Руси, Вить, всегда была ценность жизни ребёнка выше, чем родителя. Простой пример: пошлёт ли православная мама своего ребёнка взорваться – никогда. С нашей точки зрения – это сумасшествие.

– Однополые браки – проблема, Владимир Иванович.

– Профилактикой надо заниматься, с детства, говорю же! – кивает академик.

– Это сколько надо заниматься духовным обогащением в Таиланде, например?

– Таиланд – сплошное растление, духовное и физическое. Туристическая страна якобы свободы. Но свобода свободе рознь, как вера…

– Сколько учились лет на академика?

– Всю жизнь. Каждый раз осваиваешь новый кусочек компетенции. Много читаешь, обязательно. Информации столько, что приходится пропадать за чтением. Слава Богу, что видят глаза. Академик – больше почётное звание, конечно. Накладывает определённую ответственность. Внутренние тормоза обязательно есть.

– Как Православие помогает образованию?

– Вузы, школы, детские сады должны дружить с церковью, – соглашается академик. – Мы дружим с Православной церковью. Обязательно. Нам помогает о. Димитрий Олихов. Он – проводник в православное образование, в глобальном смысле. Если в городе построена духовная семинария, это большое дело. Ответить напрямую: помогает ли Православие образованию? Да, помогает и достаточно здорово. Я крестился во взрослом состоянии, считаю, что с этого времени мне и помогают внешние силы. Периодически хожу в храм. И такая история со мной произошла, Вить. Есть в Великом Новгороде иконы в честь Святой Софии. В лик ей попала стрела и сохранилась чёрная точка, это когда Тевтонские рыцари напали. Три дня лил сильный ливень – в помощь нашей рати. Заржавели железяки! Кто продрог, а кто завяз в болоте. Подвоз-то ограничен, они думали, что возьмут нас быстро. Это легенда или былина, но эти вещи не пустом месте не рождаются. Смотрю я на икону, и волосы шевелятся на голове, исходит от неё мощная энергия. Не передать словами моё волнение. Как лёгкий ветерок обдувает тебя и что-то внутри происходит.

– Чьё образование качественней: отечественное иди западное?<.i>

– Образование можно и нужно оценивать по частям, какие компетенции получил и что с ними делать. Если посмотреть знаниевую компоненту – наше лучше, оно более глубокое и широкое. А если смотреть умение – то западное превосходит наше. В нашей же академии мы стараемся взять что-то и оттуда, и оттуда.

Переключаемся на город Омск. Всегда интересно и полезно поговорить с умным человеком, узнав его мнение. Осведомляюсь про экономику.

– Условия для экономики в Омске не очень выгодные. Город большой по площади, и вытянутый в длину – более 60 км, в ширину – до 20 км, значит, автобусные маршруты имеют гигантскую протяжённость, отсюда и стоимость за проезд. А вот Новосибирск – более круглый. Там есть метро – это конкуренция транспорту, второй аспект – станции метро являются узловыми пересадочными пунктами, а от них ходят короткие маршруты. Людям не надо идти через весь город. Метро для Омска жизненно необходимо, не будет метро, то не будет развития города. Омск единственный город в мире, где есть метромост, но нет метро, и есть только одна станция метро, работающая как переход.

Последнее сказанное академиком похоже на анекдот. Смеюсь, конечно. Улыбается и Владимир Иванович.

– Омск – позорный город?

– Не позор, Виктор, а скорее ошибка архитектора. Омские купцы не дали взятку строителям-проектировщикам ЖД, а томские дали, наоборот, в результате вокзал и мост у нас построили в 15 км от центра города. В результате город начал развиваться на юг. Вначале 50-ых годов нефтезавод построили в 20 км на север, но и поскольку рабочих возить неудобно и невыгодно, долго и дорого, то микрорайоны городка Нефтяник стали строить к нефтезаводу, в итоге город стал расти на север, вытягиваясь. Потом подумали, что жильё надо строить в пустынной местности и начали застраивать левый берег. Это очень дёшево и быстро. Никто не подумал, во что это экономически дальше выльется огромному мегаполису. Зимой это очистка дорог, построение инфраструктуры, электрические сети, это колоссальные затраты, которые в компактном городе стоят гораздо меньше. Отсюда и стоимость воды, поездки на транспорте и прочее.

– Из Омска нужно валить?

– Я этого не сказал, Виктор. Никуда валить не надо, мы – патриоты, должны помогать городу как умеем. Город надо завернуть вовнутрь как пельмень – строить высотные дома, не расширять границ, обязательно сделать метро, оно решит много проблем.

– Где взять деньги на метро?

– У нас есть экономический субъект – город Омск, который приносит прибыль, но в нём два правительства. Оптимизация правительственных расходов даст деньги на метро. Мэрия и Правительство омской области. Обслуживание крайне недёшёвое. На Омске и так сидит дотация сельских районов. Омской промышленности нет, но есть Министерство промышленности, 9-ти этажное здание, набитое битком. Министерство юстиции в Омске имеемся, достаточно одного федерального. Местные законы нужны, когда есть деньги и нужно что-то улучшить, тогда зачем нужно местное здание? Зачем два министерства ЖКХ, у нас всё по два?..

По каждой крупной теме с Владимиром Ивановичем Гамом можно сделать интервью. Сейчас читаю его доклад, с которым он вышел на площадку «Рождественских чтений» – он говорил об особенностях российского образования, многим ещё недоработанным пунктам предлагая альтернативу.

Нужны ли академики стране – каждый читатель ответит сам, проведя интеллектуальную параллель и поразмыслив.

А я, тем временем, готовлю с академиком второе интервью.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru


Доспехи будущего

Чему и как учить ребенка сегодня, чтобы не жалеть об этом завтра?

Гарвард или Оксфорд? На какой вуз вы копите деньги для ребенка, который лет через 15 окончит среднюю школу? Эти размышления родителей бессмысленны, если не учитывать, что традиционное университетское образование в ближайший десяток лет вымрет. Хватит копить на потом – вкладывайте сейчас. Да, мы не можем предсказать будущее и научить детей в точности тому, что они будут делать. Однако сегодня мы в состоянии вооружить их теми инструментами, которые помогут им выжить завтра. И если уж инвестировать в образование своего ребенка, то только здесь, сейчас и с учетом завтрашнего дня. Копить нужно не деньги, а опыт и практические навыки, которые помогут ребенку освоиться в том мире, который ждет его в будущем.

10.03.2017 13:00, Лилия Гордиенко, womo.ua


Выживут только отличники

Почему 95% выпускников так и не знают иностранный язык

Это какой-то сговор. Нет другого объяснения, почему в российских школах сделано все для того, чтобы ученики не знали иностранный язык. Неважно, по какому учебнику занимаются с детьми, это лишь подспорье. Основная задача лежит на преподавателе. И тут возникает вопрос: почему даже у хороших учителей 95% детей в классе ничего не знает? Об этом рассуждает выпускница филологического факультета Волгоградского университета, журналист Юлия Доронина.

15.02.2017 13:00, Юлия Доронина, mel.fm


Не думать о белой обезьяне!

К чему на самом деле приводят запреты

Дети — наше всё. И мы готовы оберегать их примерно так, как Маленький принц оберегал свою розу — накрывая колпаком и прикрывая ширмой.

25.01.2017 13:00, Анатолий Шперх, newtonew.com


Система троечников будет снесена

«Люди, которые могли бы умножать знания, работают на фальсификацию знаний»

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель и издатель интернет-издания «Частный Корреспондент», об управлении знаниями, их открытости и доступности для современного общества. Выступление на Экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа».

20.01.2017 14:00, Иван Засурский


«Берем только лучших!»

Первая онлайн-магистратура в России: новые возможности от МФТИ

В последнее время СМИ много говорят про МООК – массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют студентам обучаться на дому. Одной из важнейших тем для споров всегда оказывалось качество такого образования. В этом году МФТИ запустил первую в России онлайн-магистратуру по направлению «Современная комбинаторика». Вуз обещает лучшие курсы от лучших преподавателей, обучение онлайн в гибридном формате и полноценный диплом государственного образца.

08.12.2016 17:00, Аса Сигурэ


«Мы можем не успеть сохранить знания!»

Интервью с Тарасом Пустовым, руководителем Центра инновационных образовательных технологий МФТИ

Университетские образовательные проекты открытого доступа пока остаются в России редкостью, к тому же о них знают, как правило, только студенты или абитуриенты соответствующего вуза. Но есть примеры инициатив, которые выросли во что-то большее, чем внутриуниверситетская площадка «для своих», одна из них – «Лекторий МФТИ», который стал не только учебным пособием для тысяч российских студентов, но и экспериментальной площадкой для команды проекта, которая от записи лекций перешла к созданию онлайн-курсов, специализаций и даже онлайн-магистратуры.

03.12.2016 13:00, Ангелина Горбунова


8 громких историй о липовых научных степенях и их последствиях

Академические скандалы, фальсифицированные дипломы, купленные диссертации, дела о плагиате и другие детективные истории со всего мира

Академические скандалы, связанные с расследованиями сетевого сообщества «Диссернет», уже несколько лет будоражат умы тех, кто интересуется наукой, социумом и политикой. Именно «Диссернет» обратил внимание на существующую системную проблему экономической этики и репутационного кризиса. В 2014 году именно «Диссернет» добился тотальной чистки экспертных советов ВАК по экономической тематике. Вспомним главные события последних трёх лет, связанных с деятельностью «Диссернета».

18.11.2016 16:00, Люся Ширшов, newtonew.com


Подготовка к науке

Об учителях и традициях

Бывает так, что нужно и поработать. Например, написать новости в рубрику «Естествознание». Как это происходит? Читаешь анонсы научных статей, обзоры, выбираешь интересненькое. Затем вникаешь подробно. И удивляешься изощрённости природы и малости своего знания.

27.10.2016 16:00, Алексей Торгашев


«Образование не должно быть тоталитарным»

Василий Лебедев, основатель школы «ИКРА», о том, как построить бизнес, за который в России не принято платить

Школа креативного мышления ИКРА, как и все изобретения, идеи и системы, которые мне удавалось строить в жизни — это долгий, очень интересный, трудоемкий и насыщенный процесс. Он формировался годами. Формировался самыми разными людьми, которые участвовали в этом бизнесе, и всем окружением, которое подталкивало нас к созданию такой школы.

13.10.2016 12:00, Татьяна Кулагина, therunet.com






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.
Лонгрид как диплом
Студенты журфака предложили ввести новый формат работ на Научкоре.
С Научкором познакомился МИСиС
Студентам технологического вуза тоже нравится «Востребованное образование».
Глушить мобильную связь
В школах Приморского края будут установлены блокираторы сотовой связи.
В России готовится список слабых университетов
Часть из них закроют, другие - реорганизуют, третьи - присоединят к сильным.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.