Подписаться на обновления
22 сентябряВоскресенье

usd цб 63.8487

eur цб 70.5975

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Юрий Линник   пятница, 13 апреля 2012 года, 14:38

Нужен ли нам христианский терроризм?
«У нас прежде, чем у других народов, воспразднуется Светлое Воскресенье Христово»


//Фото: Dmitry Valberg/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Вот только христианского джихада нам не хватало!» – воскликнул исламовед Алексей Малашенко на следующий день после норвежской трагедии 22 июля 2011 года. Так он ответил на заявление виновника этой трагедии Андерса Брейвика, назвавшего себя «христианским фундаменталистом» и «крестоносцем». Опасения Алексея Малашенко оказались ненапрасными: теракт в Норвегии был только «первым звоночком».

Затем последовало октябрьское восстание христиан-коптов в Египте... И Малашенко оказался одним из тех немногих дальновидных людей, которые восприняли норвежский теракт не просто как бессмысленную выходку одинокого сумасшедшего маньяка, а как серьёзное и грозное явление религиозного экстремизма, прикрывающегося христианской риторикой и направленного против мусульман. И в этом смысле звеньями одной цепи являются публичное сожжение Корана американским пастором Терри Джонсом 20 марта 2011 года, кровавый теракт в Норвегии 22 июля (76 убитых), еще более кровавый мятеж христиан-коптов в Египте 9-10 октября (сотни убитых с обеих сторон)… У всех этих событий есть одна общая черта: попытка породить христианский экстремизм как реакцию на экстремизм исламский, попытка насилием ответить на насилие, террором ответить на террор.

Когда-то диакон Андрей Кураев полушутя пожаловался на то, как его огорчает отсутствие христианского терроризма. Хотя, конечно, отец Андрей, как и всякий живой человек, иногда допускает необдуманные высказывания (а его «доброжелатели» тут же их тиражируют и злорадно комментируют). Но чувства отца Андрея (так неудачно выраженные) вполне понятны: отсутствие не то что террора, а просто возмущения и негодования христиан в ответ на оскорбления их религиозных чувств – воспринимается многими как слабость христианской религии. Вспомним, какая буря поднялась во всем мусульманском мире в ответ на карикатурные изображения пророка Мухаммеда в одной датской газете. Но когда некий «художник» рисует порнографические карикатуры на Христа, и книжки с этими картинками свободно продаются по всей Европе (и по всей России), – никто не возмущается и даже не подает на него в суд… А вспомним еще одного «артиста», публично разрубавшего православные иконы в центре Москвы… Подобные факты воспринимаются многими как признаки слабости нашей религии.

И большинство обывателей даже не знают, что сам Основоположник христианства однозначно отвергает любое насилие – физическое и духовное – как средство распространения (и защиты!) Своего учения. Уже в начале Своего земного служения, когда «страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия» искушал Его в пустыне, Он отверг «чудо, тайну и авторитет» как средства духовного порабощения людей, и следовал этому всю Свою земную жизнь вплоть до Своего ареста, когда Он запретил Петру защищать Его с мечом в руках, сказав, что «все, взявшие меч, от меча и погибнут», и затем, когда на кресте Он молился за своих мучителей, которые «не ведали, что творили»…

Большинство обывателей всего этого не понимает и воспринимает это как слабость Христа и Его религии. Вспомним песенку Владимира Высоцкого:

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.

Эта песня советского барда почему-то напомнила мне знаменитую английскую рок-оперу тех лет, особенно ту сцену, когда царь Ирод отплясывает чарльстон и весело поет:

«Эй, Христос-сверхзвезда! Докажи, что ты – бог: преврати мою воду в вино! Докажи, что ты не шарлатан: прогуляйся по воде в моем бассейне! Докажи, что ты велик: накорми весь мой двор одним кусочком хлебца!» (Prove to me that you're divine: change my water into wine! Prove to me that you're no fool: walk across my swimming pool! Prove to me that you're great: feed my household with this bread.)

Перед нами блестящая сатира на всё современное массовое сознание, которое именно так и воспринимает Христа и христианство. Под конец своей «арии» царь Ирод страшно рассердился на Христа, который всё молчал и словно бы не слышал любезные царские приглашения сотворить чудо, и царь в бешенстве выгнал «шарлатана» из дворца. Именно так сегодня всё чаще поступает большинство людей – прогоняет из своей души Христа, ибо Он не спешит творить чудеса по их прихоти, не спешит демонстрировать Свою Божественную Силу по их первому требованию. Отсюда – массовая дехристианизация или апостасия, то есть отпадение (отход) большинства европейцев от христианства, забвение европейской культурой своих религиозных истоков, вследствие чего западная культура превращается в антикультуру, а западное искусство, которое прежде было «намеком о небесном божественном рае» (Гоголь, «Портрет»), теперь превращается в намёк об аде, причём намёк всё более прозрачный, мрачный и грозный.

Жаль, очень жаль, что спецслужбы поспешили удалить из интернета все дневники «первого христианского террориста» Андерса Брейвика. Но журналисты успели кое-что прочитать и пересказать. Особенно интересны литературно-художественные вкусы нашего героя. Его любимые романы – «Процесс» Кафки и «1984» Оруэлла. (Опять вспоминаю строчку из песни Высоцкого: «значит, нужные книги ты в детстве читал».) Оба автора – и Кафка, и Оруэлл – дают нам не просто намек об аде, а подробное описание ада, причем ада еще более страшного, чем Ад Данте. Но только в отличие от Данте, у которого вслед за Адом идут Чистилище и Рай, и эти две части поэмы гораздо интереснее, увлекательнее и поэтичнее (хотя и менее популярны у читателей), – в отличие от него, у Кафки и Оруэлла есть только ад, преисподняя – и никакого выхода к свету!! Никакого «солнца и светил»!! Ибо они не видят никакой альтернативы тому аду, который изобразили!! И вот в этом-то вся трагедия современной культуры!!

И вот теперь общество, воспитанное на этой «культуре безысходности», на этой «литературе отчаяния», пытается сопротивляться религиозному натиску ислама. Религиозно пассивная, духовно вялая и потому вымирающая Европа пытается остановить демографическую волну религиозно активных, духовно бодрых и потому быстро размножающихся мусульманских народов. Слабеющее христианство в отчаянии предпринимает такие безумные выходки, как сожжение Корана, норвежский теракт, коптский мятеж… Ничего другого, более внятного, наша слабая религия не может противопоставить сильному исламу. Такое впечатление вполне может сложиться у стороннего наблюдателя.

Впрочем, такое уже не раз было в истории христианства. Ислам всегда играл роль той внешней враждебной силы, которую Бог создал специально для того, чтобы христианство не расслаблялось, той щуки, которая нужна, чтобы карась не дремал. Вся христианская цивилизация и культура последнего тысячелетия росла и развивалась в непрерывном споре с исламом. Этот спор начался еще в VII веке и с тех пор то затихает, то разгорается с новой силой, принимая форму то кровопролитной войны, то культурной полемики. Вспомним: первое великое произведение христианской художественной литературы – вышеупомянутая «Божественная Комедия» Данте – это не что иное, как полемический ответ Корану и книгам Авиценны. Явная полемика с исламом есть в «Дон-Кихоте» Сервантеса, в «Потерянном рае» и «Возвращенном рае» Джона Мильтона, в «Преступлении и наказании» Достоевского (фраза Раскольникова «повинуйся, дрожащая тварь, и не желай» – это прямая цитата из Корана), вспомним также антимусульманский пафос Достоевского в его публицистике периода Русско-турецкой войны 1877 – 78 годов.

И сегодня задача всех культурных людей – вывести эту древнюю религиозную вражду из русла войны и перевести ее в русло культурного спора – спора, который не должен перерастать в ссору. Задача всех образованных верующих – и христиан, и мусульман – показать, как можно спорить на языке философии и искусства, а не на языке автоматов и взрывчатки.

Для этого надо прежде всего определить главнейший пункт нашего спора. А он заключается в вопросе о том, что такое человек: образ Божий – или нет. Вот в чём отличие Запада от Востока, христианской цивилизации от исламской.

Уже на первых страницах Библии мы читаем, что Бог создал людей по образу Своему. Далее в псалмах и пророческих книгах люди неоднократно именуются детьми Божьими, а Бог – отцом всех людей. Но каждый ребёнок всегда подражает своему отцу и мечтает вырасти и стать таким же умным и сильным, как отец. Однако в Ветхом Завете людям запрещено подражать их Небесному Отцу, и в этом главное внутреннее противоречие иудаизма: Бог создал людей подобными Себе, но как только люди сами захотели стать богами, они тут же были прокляты и изгнаны из рая. Это противоречие можно разрешить двумя способами. Либо – позволить всем людям стать богами (то есть стремиться стать равными Всевышнему Богу). Либо – запретить людям называться детьми Божьими. Первое делает Новый Завет, второе делает Коран.

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», – говорит Иисус в Нагорной проповеди, основная идея которой – призыв ко всем людям подражать их Небесному Отцу. «Любите друг друга так, как Я возлюбил вас», – говорит Воплощённый Бог-Слово в Евангелии от Иоанна. «Теперь ты уже не раб, но сын и наследник – наследник Богу, сонаследник Христу», – говорит апостол Павел. Задумаемся над этим сравнением. Наследник царя – это его сын, который готовится сам стать царем после смерти своего отца. Но поскольку наш Отец – Бессмертен, мы сами никогда не станем царями Вселенной, но всегда будем к этому стремиться, и в этом бесконечном стремлении к недостижимому идеалу и заключается смысл жизни человека и истории человечества.

В пятницу, 22 июля, в Норвегии произошёл самый страшный теракт за всю послевоенную историю страны. Теракт, который один из норвежских официальных лиц назвал «за гранью понимания», страшен масштабом: 97 человек погибли, ещё несколько числятся пропавшими без вести, 97 получили ранения, 18 в критическом состоянии. И страшен жестокостью: убийца действовал холоднокровно, цинично, очень последовательно.

Коран предлагает противоположное решение вопроса. Никого нельзя называть сыном Божиим. У Всевышнего не может быть сыновей или дочерей. Все люди – даже самые великие пророки – это только рабы Бога, но никак не дети. Эта мысль повторяется чуть ли не на каждой странице Корана. Бог в Коране – это мудрый Владыка, милостивый Господин, но ни в коем случае не Отец. Отсюда – запрет на «подражание Богу», на бесконечное духовное развитие, на стремление к каким-либо недостижимым идеалам, отсутствие требования к человеку делать какие-то сверхчеловеческие усилия. В Коране нет ничего подобного Нагорной проповеди, сплошь состоящей из заведомо невыполнимых заповедей. Напротив, в одном из аятов Корана есть благодарственная молитва к Богу за то, что Он облегчил мусульманам жизнь и не возложил на них такого непосильного бремени, как на их предшественников – иудеев и христиан. Таким образом, Коран сам определяет себя как «облегченную Библию», освободившую людей от этой тяжкой духовной ноши – быть сыновьями и дочерьми Бога.

Этот магометанский бунт против идеи Бога-Отца и Его Сына-Богочеловека произошел отчасти от одного недоразумения: магометане перепутали языческую идею человекобога (то есть человека, пожелавшего стать богом для того, чтобы властвовать над миром) и христианскую идею Богочеловека (то есть Бога, ставшего Человеком для того, чтобы отдать Себя миру).

Впрочем, магометане были не первыми, кто перепутал эти две идеи. Первыми были Адам и Ева. За это-то Бог и выгнал их из рая. Ибо они решили, что «подражать Богу» – это значит стремиться к власти над миром, а свою вечную жизнь они поняли как вечное наслаждение.

И Бог изгнал людей из рая для того, чтобы люди сами поняли, что они не правы, чтобы они на собственном опыте, на собственной шкуре убедились, к чему приводит жажда власти над миром и жизнь ради наслаждений. В этом главный смысл Ветхого Завета, и в этом весь его пафос. Человечество должно было само осознать, что оно идет по ложному пути, ведущему ко всеобщей гибели.

И на тот период времени, пока человечество осознавало это, был наложен временный запрет на «подражание Богу», а значит, и на вечную жизнь. Ибо если мне запрещено стремиться достичь духовного уровня Бога, значит, мне запрещено бесконечное духовное развитие. Но тогда мне не нужна и бесконечная жизнь. Вот почему апостол Павел говорит, что смерть пришла в мир вместе с грехом, что люди стали смертными из-за грехопадения наших первых родителей, что грех Адама и Евы привёл к тому, что все их потомки утратили бессмертие. Вот почему в Ветхом Завете нет бессмертия души, и у ветхозаветного человека душа умирает вместе со смертью тела, а дальше – ад (по-еврейски «шеоль»), который в Ветхом Завете является синонимом небытия.

Но Христос вывел людей из ада!

Христос открыл человечеству ту великую тайну, что Бог – это Любовь, а высшее проявление Любви – это Самопожертвование и Самоотвержение. Христос-Бог призвал всех людей подражать Самоотверженному Богу, а Христос-Человек показал на собственном примере, на примере всей своей земной жизни, что значит подражать Самоотверженному Богу.

Так Христос отменил запрет на подражание Богу, а значит, отменил запрет на вечную жизнь, на бессмертие души и тела. Христос победил смерть.

И теперь Истина о Самоотверженном Боге открыта для всего человечества. И если каждый человек поймёт эту Истину и будет стремиться подражать Богу, то тогда мы все победим смерть, и тогда весь наш мир, вся наша Земля – превратится в Земной Рай. Но возможно ли это? – Мы все должны стремиться к этому всеми силами. «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю», – говорил Архимед. Так вот, если мы все не будем стремиться поднять нашу Землю до Рая, – то тогда наша Земля будет сама собой опускаться в ад. Или мы будем строить на земле Царство Христа, или на земле само собой возникнет царство антихриста. Другого выбора у нас нет. Нам просто необходимо всеми силами стремиться преобразить наш земной мир по образу и подобию Небесного Рая, о чём мечтал Гоголь в своём «Портрете» и «Выбранных местах», а вслед за ним – старец Зосима и Алёша Карамазов, да и сам Достоевский в «Пушкинской речи»: тогда во всём мире воцарится братство свободных людей и народов и – братство религий! – братство, которое не исключает спора между братьями, ибо в раю люди спорят друг с другом и даже с Богом (Авраам спорил с Богом, Иаков боролся с Богом, Иов и Давид роптали на Бога, а апостолы только и делают, что пререкаются со Христом, который это поощряет). Только такое стремление к Земному Раю является альтернативой скатыванию всего человечества в ад – в тот ад, который в общих чертах набросал Великий Инквизитор, а более подробно описали Кафка и Оруэлл. А в аду уже нет места братству, ибо только свободные люди могут быть друг другу братьями, но никак не рабы. В аду уже нет места никаким философским спорам: там все разногласия разрешаются только силовым, вооружённым путём.

Но сегодня многие православные христиане боятся слов «рай на земле» и «Царство Божие на земле». Боятся именно потому, что эту идею в ХХ веке страшно извратили коммунисты, чьи благие намерения построить «земной рай», обернулись настоящим земным адом, чья реальность превзошла самые кошмарные фантазии писателей-антиутопистов. Так что теперь если вдруг какой-нибудь чудак, начитавшийся Гоголя и Достоевского, вдруг начнёт мечтать вслух о «всемирном братском согласии людей и народов по Христову Евангельскому закону», то он рискует в лучшем случае быть осмеянным. Помните, когда вся семейка Карамазовых заявилась в монастырь к старцу Зосиме, и вместе с ними туда пришёл один заезжий аристократишка, и когда Зосима с настоятелем стали рассуждать о Царстве Божием и о том, что это Царство обязательно будет здесь, в нашем мире, – этот аристократишка засмеялся и воскликнул: «Святые отцы, да вы, оказывается, коммунисты!» И сегодня очень многие христиане боятся вот таких вот насмешек, боятся, что их обзовут коммунистами, если они только заикнутся о «Царстве Божием на земле». Но мы не должны этого бояться. Мы должны ясно осознавать и разъяснять людям, какая огромная разница между коммунистическим «царством божиим» без Бога, но с человеком вместо Бога, – и христианским Царством Божиим во главе с Богочеловеком Иисусом Христом, Которому стремятся подражать все люди и духовного уровня Которого все стремятся достигнуть.

Чтобы ясно и чётко разграничить эти две идеи, надо вспомнить главное отличие русского народа от наших европейских братьев и их американских отпрысков, отличие восточных христиан от западных: ибо именно в недрах западной (римско-католической) культуры зародился социализм, а его крайним (экстремистским) ответвлением явился коммунизм.

У Гоголя есть одна статья, где он уподобил Россию и Запад двум сёстрам – Марии и Марфе. Когда к ним в дом пришел Христос, сел за стол и начал беседовать о Царстве Божием, то Марфа всё время суетилась и хлопотала вокруг стола, стелила скатерть, подносила кушанья, и вообще заботилась о внешнем обустройстве, о внешней красоте дома. А Мария ничего не делала, она сидела сложа руки и слушала слова Христа. И Христос похвалил Марию и побранил Марфу.

К этому остроумному сравнению Гоголя можно добавить ещё одно: Дон Кихот Сервантеса и Дон Кихот Достоевского – князь Мышкин. Оба героя стремятся к одной цели – Царству Божьему на земле. Но идут к этой цели разными путями. У Сервантеса Дон Кихот уповает прежде всего на силу оружия, а уж потом на нравственное исправление людей. Он хочет прежде всего навести порядок в государстве, улучшить внешние условия жизни. А князь Мышкин, напротив, убежден, что никакое внешнее обустройство общества, никакое улучшение государственного строя не способно приблизить наш мир к Царству Божьему. Князь Мышкин хочет прежде всего преобразить душу каждого человека, выявить образ Божий в душе каждого человека – даже самого последнего злодея. И тогда уже не нужно будет государство, а будет нужна только Церковь.

«Царство Божие внутри вас» – говорит Христос. И когда это духовное Царство, подобно крохотному горчичному зерну, прорастет в душе каждого человека, тогда оно разрастется до размеров гигантского дерева, которое покроет своими ветвями весь мир. Таково православное решение вопроса.

А наши западные братья всю свою историю пытались делать всё наоборот: сначала вырастить дерево, а уж потом насаждать его зерна в души людей, причем часто насильственным путём (вот и сегодня они пытаются силой насадить свою «свободу и демократию» по всему миру).

Самым крайним (экстремистским) проявлением такого подхода явился коммунизм, который отрицает всякую духовность, отрицает само наличие души у человека и хочет построить на земле рай материальный, а не духовный, рай для тела, а не для души, рай для брюха, а не для ума и сердца. И потому, придя к власти в России в 1917 году, коммунисты безжалостно уничтожали всё то, что напоминало людям о другом – духовном рае.

Несмотря на то что в Норвегии высшая мера наказания — лишь 21 год тюрьмы, власти смогут выпустить Брейвика на свободу в том случае, если сочтут его безопасным для общества. Он признал ответственность за взрыв в Осло и убийства на острове Утёйя, однако не считает их преступлением — это «маркетинг» его идей о спасении Европы от мусульманской колонизации.

Христос учил нас, что мы, люди, должны стремиться достичь духовного уровня Бога («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»), а особенно – стремиться стать такими же бескорыстными как Бог («не собирайте себе сокровищ на земле»), но при этом ясно осознавать, что мы никогда этого уровня не достигнем, что мы всегда останемся грешными и несовершенными. А коммунисты объявили, что люди (но не все люди, а только некоторые!) уже достигли духовного уровня Бога: «если Бога нет, то я – бог». И поэтому те люди, которые уже стали богами, имеют право силой навязать всем остальным людям свое представление о смысле жизни, имеют право силой заставить всех людей быть бескорыстными. А для этого надо запретить частную собственность, и тогда каждый человек вынужден будет работать не для своей собственной выгоды, а для пользы общества. Вот как всё просто!

Наглядный образ коммунистического «рая» дал Достоевский в «Записках из подполья»: это чудовищный, мрачный «Хрустальный дворец» с огромным количеством камер, в которых томятся миллионы узников. По сути, это тюрьма, в которой заключено всё человечество. Все камеры – совершенно одинаковые, все узники одеты в одинаковые арестантские робы и издают одинаковые унылые стоны.

Наглядный образ христианского Рая нарисовал Данте Алигьери в финале своей «Божественной Комедии»: это чудная, сверкающая «Райская Роза» с бесчисленным количеством лепестков. Каждый лепесток – человеческая душа, и она светится каким-то своим неповторимым светом и поет какую-то свою неповторимую песню своим неповторимым голосом, так что вся Роза переливается бесконечным радужным многоцветием, а все голоса людей, при всем их бесконечном разнообразии, сливаются в единый гармоничный хор, поющий песнь вечной Любви, обращенную к Триединому Солнцу, сияющему над Розой. Каждая душа снабжена ангельскими крыльями и в любой момент может вспорхнуть над Розой и переместиться в любую точку Вселенной, а потом снова вернуться на своё место и присоединиться к ангельскому хору.

Воплотить в жизнь этот райский идеал стремились все величайшие деятели русской истории и культуры, начиная с патриарха Никона, который строил под Москвой Новый Иерусалим как прообраз грядущего Небесного Иерусалима, описанного в последней главе «Откровения» Иоанна Богослова.

Мне самому в Пасхальные дни посчастливилось посетить возрождающийся Новоиерусалимский монастырь, и он произвёл на меня потрясающее впечатление – едва ли не более сильное, чем сама Святая Земля. Нет, что бы там ни говорили о духовной, культурной, демографической катастрофе русского народа, но когда я вижу толпы молодых людей на Пасхальных богослужениях, когда я вижу их одухотворенные лица, я повторяю слова Гоголя из его «Светлого Воскресения» – самой пронзительной главы последней гоголевской книги: «У нас прежде, чем у других народов, воспразднуется Светлое Воскресенье Христово».

И здесь я вспоминаю один старый телевизионный репортаж. Это было лет пять или шесть тому назад. Мощнейшее землетрясение в Индийском океане. Чудовищное цунами опустошает половину Индонезии (nota bene: Индонезия – крупнейшая по численности населения мусульманская страна мира). Русские спасатели первыми бросаются на помощь. В одной из разрушенных деревень откуда-то из-под земли доносится детский плач и призывы о помощи. Спасатели разгребают завалы и обнаруживают пятилетнюю девочку: из всех жителей деревни только она одна чудом осталась жива и невредима: она спустилась в погреб за продуктами, а в это время всю деревню накрыла волна, но вода быстро отступила, девочка не успела захлебнуться и (благодаря теплому климату) не замерзла, пробыв целые сутки по горло в воде. И вот наш спасатель вынимает её из воды, и чтоб согреть её (а может быть, наоборот, чтобы прикрыть её от палящих солнечных лучей), он снимает свою белую рубаху и заворачивает в неё девочку. И поднимает её на свои мускулистые руки. И она доверчиво прижимается к его груди, словно этот незнакомый дядя – её родной отец. И с любопытством разглядывает его золотой нательный крестик с высеченной на нём фигуркой распятого Христа… Эх, жаль, что Бог не наделил меня талантом живописца! А то бы я непременно нарисовал картину на эту тему! Но я обращаюсь ко всем художникам: вот вам прекрасный сюжет! Нарисуйте, напишите такую картину! Посрамите всех тех лжеискусствоведов, которые утверждают, будто фотография убила живопись! Такой сюжет невозможно отобразить во всей полноте с помощью фотокамеры – только с помощью кистей и красок! Русский спасатель с индонезийской девочкой на руках и с православным крестиком на груди. Этот крестик непременно должен быть геометрическим центром картины. Он блестит на солнце, и девочка трогает его своими ручонками и разглядывает со всех сторон. Она на всю жизнь запомнит этот крестик. И будет рассказывать своим детям и внукам о том, как человек с золотым крестиком спас ей жизнь…

А над всем этим – сияющее небо, как на картинах Эль Греко. Небесное сияние, намекающее нам о божественном рае, разлито повсюду и блещет на потных мускулистых плечах спасателя и в черных глазёнках девочки, разглядывающей фигурку Христа. Источник этого сияния – солнце, оно должно быть в самом верху картины. Где-то по углам ещё маячат мрачные тучи, но они уже не способны заслонить солнечный свет. Ибо подвиг русского героя рассеял тучи людских заблуждений, и теперь Солнце Правды озаряет всю Вселенную. Так поётся в Рождественском песнопении про волхвов-астрологов, ведомых Вифлеемской звездой: «звездам служащие звездою учились поклоняться Тебе – Солнцу Правды…»

Вот так, на мой взгляд, наша религия должна демонстрировать свою силу в этом мире. Вот таким способом мы должны опровергать миф о слабости христианства.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«На Эверест не поднимался, с близняшками не спал»

О том, почему после 40 мужчины бросаются во все тяжкие

Если смотреть на мужчину достаточно долго, можно увидеть, как его накрывает кризис среднего возраста. О первых звоночках и неизбежных последствиях этой спускающейся на вас лавины — в новой колонке Александра Зантовича.

19.09.2019 09:00, Александр Зантович


Буги-вуги и рок-н-ролл

Развлечения во время «оттепели»

Стиляги в широких штанах и с начесами, танцующие свинг, — советские модники могли дать фору западной молодежи.

17.09.2019 19:00, Екатерина Астафьева, diletant.media


«Бабы стали неуправляемые»

Психолог о том, почему мужчины оправдывают свое хамство «равноправием»

Слово «равноправие» продолжает оставаться красной тряпкой для многих мужчин. О том, почему их так бесит сам факт, что женщины подают голос и говорят о своих желаниях, рассуждает психолог.

16.09.2019 09:00, Юлия Костюк, lady.tut.by


Больше, чем море

Почему преждевременно говорить о токсичности Байкала

«Вода в Байкале оказалась токсичной», «В Байкале нашли токсины, пить воду из него уже нельзя», «в Байкале до предельных значений выросли концентрации бактерий, продуцирующих ядовитые вещества» — эти и подобные им сенсационные сообщения заполнили российскую прессу после Всероссийского водного конгресса. Редакция N+1 попросила директора НИИ биологии Иркутского госуниверситета Максима Тимофеева объяснить, действительно ли байкальская вода стала опасной, что угрожает озеру на самом деле и можем ли мы справиться с этими угрозами.

14.09.2019 16:00, Максим Тимофеев, nplus1.ru


Потребляй ответственно

Что такое осознанное потребление и при чем здесь полотенца

На Etsy, онлайн-площадке для продажи изделий ручной работы и разных безделушек, можно купить диковинный продукт — небумажные полотенца (unpaper towels). Это обычные полотенца из «небумаги», то есть просто из хлопка и других тканей, — да, миллениалы (экологически сознательные) изобрели тряпку, которая должна заменить ставшие привычными на западной кухне рулоны одноразовых бумажных полотенец.

14.09.2019 13:00, Ольга Добровидова, nplus1.ru


Подвиги русского Марса

13 (24) сентября 1739 года родился Григорий Потёмкин

Жизнь Потёмкина проходила на грани. Он всегда балансировал — между шутовством и величием, между авантюризмом и рассудительностью, уродством и красотой. 13 сентября исполняется 280 лет со дня рождения Григория Александровича.

13.09.2019 21:20, Глеб Давыдов


«С ребенком все было хорошо. Или я — или он»

Жизнь матери после потери ребенка

Есть темы, на которые общество предпочитает наложить табу. Потому что страшно. Потому что не знаешь, какие слова подобрать в ответ. Потому что больно. Но о них нужно говорить. Потому что со страхом нужно бороться. Потому что людям нужна поддержка. Потому что иногда один разговор, одна история может просто тебя спасти. Сегодня своей историей делится Виктория Савина.

12.09.2019 09:00, womo.ua


Возвращение коммуналок

Почему молодые люди полюбили коливинги

Коливинги — новая форма проживания для людей, которые за сумму, сравнимую со стоимостью аренды приличной однокомнатной квартиры, выбирают спать и есть рядом с единомышленниками. Обычно в коливингах живут молодые люди, тоскующие по живому общению, желающие повысить личную и профессиональную продуктивность и не стремящиеся привязываться к одному месту. T&P разобрались, почему коллективный быт снова вошел в моду, что коливинги говорят о переменах в человеческих отношениях и почему это все же не коммуналки.

11.09.2019 16:00, theoryandpractice.ru


Режимы романтики

Чем любовь на Западе отличается от любви в России

Любовь на Западе потребительская — мы выбираем партнера, чтобы он дал нам то, в чем, как нам кажется, мы нуждаемся. Но у русских все по-другому.

11.09.2019 09:00, Полина Аронсон (Polina Aronson)


Долгожданное меньшинство

Станут ли 20 оппозиционных депутатов Мосгордумы проблемой для мэрии

По итогам выборов в Мосгордуму 20 из 45 депутатских кресел займут оппозиционные кандидаты. КПРФ в седьмом созыве городского парламента будут представлять 13 депутатов, по три — партии «Яблоко» и «Справедливая Россия». Еще один мандат достался самовыдвиженке Дарье Бесединой. «Сноб» спросил у экспертов, что они думают об итогах московской кампании, чего ждать от прошедшей в думу оппозиции и как сильно на результаты повлияло «Умное голосование» Алексея Навального.

10.09.2019 13:00, Никита Павлюк-Павлюченко, Дмитрий Белковский для журнала «Сноб»






 

Новости

Биолог оценил возможность исчезновения привычных продуктов из-за изменения климата
По словам эксперта, климат окажет влияние на производство продуктов, однако такая проблема, скорее всего, будет кратковременной.
11 сентября побило температурный рекорд за 70 лет
Среда в Москве стала самым теплым 11 сентября за последние 70 лет.
Женщины начнут водить поезда московского метро с 2021 года

Впервые после Великой Отечественной войны
В марте 2020 года метрополитен Москвы начнет обучать женщин профессии машиниста, а с 2021 года женщины уже смогут управлять поездами столичной подземки, сообщает ТАСС со ссылкой на заммэра Москвы Максима Ликсутова.

Кандидаты от оппозиции займут 20 из 45 депутатских мест в Мосгордуме
По данным обработки 99,47% протоколов участковых избирательных комиссий в состав Мосгордумы седьмого созыва проходят 20 кандидатов, выдвинутых и поддержанных оппозиционными парламентскими партиями.
Состоялся обмен заключенными между Россией и Украиной
Самолеты с российскими и украинскими заключенными в рамках обмена прибыли в Москву и Киев.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.