Подписаться на обновления
21 ноябряВторник

usd цб 59.2746

eur цб 69.6654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Андрей Манухин, ведущий радио Folk   вторник, 10 июля 2012 года, 14:14

Musica Nuda: «Иногда два человека и один контрабас могут сказать куда больше, чем группа с кучей инструментов, примочек и электроники»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В середине июля в Петербурге и Москве выступит замечательный джазовый дуэт Musica Nuda. Вокалистка Петра Магони и контрабасист Ферруччио Спинетти любезно согласились ответить на несколько вопросов о музыке и о жизни.


— Я знаю, что оба вы – музыканты, талант которых проявляется в самых разных жанрах, от джаза до классики и фолка. Кем вы сами себя считаете: исполнителями-интерпретаторами музыки, импровизаторами, может быть, визуальными артистами или даже авторами?
Ферруччио: Я просто «любопытный музыкант», любящий любую музыку: джаз и классику, бразильскую боссанову и поп (если включать туда Стинга или The Beatles). Мне также нравится писать песни, но штука это непростая, поскольку я ненавижу писать «в стол». С текстами обычно помогают друзья, иногда мы пишем что-нибудь вместе с Петрой.

Петра: Я себя считаю девушкой, которая поет, но не просто певицей: я пытаюсь через пение передать свою уникальную точку зрения как человека. А это означает не только исследование и использование возможностей своего голоса, но и то, что на сцене я точно такая же, как в жизни: сильная, ироничная, иногда излишне театральная, но притягательная. По большей части, я исполняю чужой материал, но также пишу стихи, и иногда эти стихи удачно ложатся на музыку. Периодически и мне в голову приходит какая-то музыкальная идея, но я предпочитаю спеть замечательную песню, написанную кем-то еще, чем средненькую, зато собственную вещь.

— Как бы вы могли описать свой стиль?
Петра: Musica Nuda значит «обнаженная музыка», и это очень точно отражает идею проекта: мы снимаем всю «одежду», все инструменты, оставляя лишь голос, то есть мелодию и слова, и контрабас, отвечающий за ритм и в то же время задающий гармонию. Конечно, с обнаженностью приходится обращаться осторожно, поэтому наша музыка требует внимания и тишины. Но она в простоте и чистоте своей может быть очень сильной, потому что ничего не скрывает и не лжет.

— Кто ваша публика?
Петра: Наша аудитория очень разнообразна: студенты, люди среднего возраста, даже старики и дети. Часто на наши концерты ходят целыми семьями, и это прекрасно, потому что наша музыка – не для экспертов, а для всех, кто хочет слушать.


— Поскольку основная часть вашего творчества – чужой материал, мне хотелось бы спросить, как вы себе представляете концепцию хорошей кавер-версии: должна ли она идеально повторять оригинал или артист может вносить в нее свое понимание и свободно импровизировать?
Петра: Мы считаем, что с момента, как песня «пошла в народ», она больше не принадлежит ни авторам, ни первым ее исполнителям: так ребенок, только родившись, принадлежит только себе и миру, он не является собственностью родителей. Разумеется, исполнение, даже совершенно отличаясь от оригинала, должно быть уважительным, но ведь по-другому и быть не может: ты поешь то, что любишь, а любви без уважения не бывает.

— Есть ли разница между кавер-версиями роковых, джазовых и классических композиций?
Петра: Поскольку мы используем только голос и контрабас, разница между классическими произведениями, поп-, рок- или джазовыми композициями невелика, но, конечно, исполняя классику, приходится помнить о нотах.

— Кто ваши любимые авторы (возможно, не только в музыке), кто вас вдохновляет?
Петра: Спасибо за «не только в музыке»! Я очень люблю живопись, для меня музыка – пойманное мгновение, как картина или фотография. Мне нравятся Эгон Шиле, Мунк, Модильяни, многое у Пикассо. Роден. Я была счастлива, когда два года назад у нас появилась возможность выступить в Эрмитаже, и теперь, когда мы снова будем там играть, я счастлива не меньше, потому что Эрмитаж – один из величайших музеев мира. Я очень любознательный человек, люблю путешествовать, посещать какие-то новые места, встречаться с людьми, пробовать местную еду, и я верю, что все это отражается в моей музыке по мере того, как я расту над собой.

Что касается музыки, я очень люблю Монтеверди и Каччини, Тома Вэйтса и Марию Жоао, Бьорк, Стинга, Пуччини, Барбру Стрейзанд, The Beatles, Каэтану Велозу, Джона Кейджа, Монику Зеттерлунд, Генделя, Монка и многих-многих других. Из итальянских артистов предпочитаю Бобо Рондинелли, Антонеллу Руджеро, Луиджи Тенко, Фабрицио де Андре – всех не перечислить.

Ферруччио: Я тоже люблю Фабрицио де Андре, Луиджи Тенко, Каэтану Велозу и The Beatles. Добавлю сюда Брамса, Шико Буарке, Ивана Линса и Лучо Батисти. В кино – Франсуа Трюффо, Массимо Троизи, Стенли Кубрик, в искусстве – Огюст Роден и Пикассо. Все они повлияли на мою музыку, хотя и разными путями. Вообще, я предпочитаю слушать и смотреть разных авторов – люблю разнообразие.

http://youtu.be/gbIu07evsjs

— Как вы понимаете слово «успех»: толпы фанатов, огромные стадионы – или что-то еще? И нужно ли вам чувствовать себя успешными?
Петра: Мы вне основных течений музыкального мира, но мы верим, что наш проект – не только для высоколобых эстетов. Наша аудитория, особенно в Италии, растет год от года, от концерта к концерту, хотя ни журналисты, ни лейбл нас никогда специально не рекламировали. Значит, мы можем пользоваться определенной популярностью. Для меня нет принципиального различия между стадионами и камерными залами: каждый новый концерт не похож на предыдущий, у каждого места своя энергетика. Успех – это привилегия делать то, что любишь, не оглядываясь на лейблы, продюсеров, экспертов по маркетингу или менеджеров, требующих делать это и не делать то, и при этом зарабатывать достаточно, чтобы не заниматься ничем другим. Успех – это не узнавание на улицах, а полные залы, успех – это когда ты полностью полное вовлечен в любимое дело и можешь донести до людей всю свою страсть. А добиться этого можно только слив воедино талант, качество исполнения, страсть, решительность, оригинальные идеи и, конечно, чуточку удачи.

— Участвуете ли вы в социально-политических акциях? И какими сейчас могут быть цели таких акций?
Петра: Мы музыканты, а не политики, и не хотели бы, чтобы кто-то использовал тот факт, что у нас есть микрофон, сцена и аудитория, для провозглашения своих политических лозунгов. С другой стороны, мы осознаем роль, которую в современном обществе играют музыканты (если говорить о музыкантах, а не о развлекательном продукте, если ты понимаешь, что я имею в виду), и стараемся соответствовать. Я верю, что мы уже одним своим примером показываем, что можно быть не похожим на других, что у людей есть возможность создавать не самую обычную музыку и объехать с гастролями весь мир, не участвуя в «Фабриках звезд».

Иногда два человека и один контрабас могут сказать куда больше, чем группа с кучей инструментов, примочек и электроники. Чтобы понять суть, необходимо осознать силу тишины. На наших концертах нет фонограмм, спецэффектов, нет сопровождающего состава: только 2 человека, хорошие песни и те, кто хочет их слушать. Поверьте, сегодня это важнее сотен лозунгов.

— Где вам уютнее – в домашней обстановке или на улице большого города, в Италии или где-то еще?
Ферруччио: Разумеется, в Италии! Я могу прожить несколько месяцев, даже год вдали от нее, но постоянно хочу вернуться. Мне нравятся маленькие городки вроде того, где я живу, это под Сиеной. Думаю, это потому, что я родился в Казерте, таком же маленьком городке на юге Италии. И вообще, с нашей работой и постоянными разъездами, когда я возвращаюсь домой, я больше всего хочу прожить остаток жизни вдали от городского сумбура и оживленного движения.

Петра: Мне тоже нравится моя страна, но, как я уже сказала, я очень любознательная, поэтому любила путешествовать задолго до того, как впервые поехала на гастроли. Я жила в Нью-Йорке и, думаю, могла бы жить где угодно, потому что легко справляюсь с любыми трудностями. Дом там, где сердце, и если мои дети со мной, я могу жить где угодно. Мне нравится деревня, где можно завести животных (собственно, сейчас я так и живу – вокруг кошки, собаки, птицы, лошади), но и в больших городах есть своя прелесть. В последние лет пять меня все больше тянет в Европу, а в Европе всего один большой город, где мне хотелось бы жить, - Париж. Там потрясающая культурная жизнь!

— Влияет ли жизнь гастролирующего музыканта на частную жизнь? Что вы приобретаете по сравнению с жизнью «обычного» человека и что теряете?
Петра: Мы оба очень боимся проблем, возникающих, когда ты долгое время оторван от реальности, а это случается сплошь и рядом, когда ты слишком долго на гастролях и забываешь о нормальном быте. Поэтому мы стараемся уделять личной жизни побольше времени. У нас обоих есть дети, и мы хотим почаще быть с ними. Делать карьеру, пусть даже в любимой области, прекрасно, но жизнь – совсем другое дело. Быть родителями, жить нормальной жизнь, ходить в супермаркет за покупками – все это помогает нам не утратить связь с реальностью, с людьми. Мне кажется, нам удается находить баланс еще и потому, что мы не суперзвезды, а «просто» музыканты.

— Сейчас много говорят о новых тенденциях: сетевых лейблах, цифровом скачивании, свободных лицензиях... Как вы относитесь к подобным технологиям и новым моральным понятиям? Так ли велика эта проблема, как говорят лейблы?
Петра: Конечно, никому не нравятся вспышки из зала, и мы совсем не радуемся, когда находим в сети целый нелегально отснятый концерт. Но Интернет (YouTube, блоги, социальные сети) был и остается весьма важным фактором. Например, Артем, который приглашал нас в Россию и два года назад, и сейчас, нашел нас по роликам на YouTube! Людям нравится приносить домой с концертов что-то памятное, так пусть снимают. В будущем, как мне кажется, домашнее видео на YouTube станет живым свидетельством того, что и как мы делали: вживую, без студийных изысков, без «фотошопа». Правды нечего бояться.

Что касается записей, то диски сейчас продаются все меньше и меньше. Но эта проблема касается, в основном, одноразовой музыки: хорошую, качественную музыку купят и сейчас, и через пять лет, пусть и понемногу. Настоящие музыканты живут на сборы от концертов, а не от продажи записей! Конечно, это проблема, но мы в состоянии с ней сладить. Если люди теряют уважение к покупке дисков, это происходит только из-за того, что сама музыкальная индустрия не уважает людей. Они продают альбомы с парой хороших песен и кучей дерьма. Все это – результат дурацкой политики лейблов, и проблема в том, что музыка должна снова стать значительным явлением в жизни людей, а не в том, что индустрия вдруг начала терять деньги.

Беседовал Андрей Манухин, ведущий радио Folk

Петра Магони и Ферруччио Спинетти, итальянский джазовый дуэт Musica Nuda, выступят в Эрмитаже (Санкт-Петербург) 12 июля и в Театральном центре «На Страстном» (Москва) 13 июля.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планете

Изображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

19.11.2017 19:00, izbrannoe.com


Если внимательно приглядеться...

Увлекательный рассказ о современном обществе и политических технологиях в форме классического сатирического романа

Современная отечественная художественная литература многогранна и многолика, и порой возникает ощущение — впрочем, обманчивое — что уже на все более-менее жизненно важные вопросы получены ответы и о них написано как минимум по роману. То есть якобы всё, что остается редакторам и издателям – это лишь заполнять лакуны, а также дополнять и расширять тематики, начинающие приедаться: жизнь маленького человека, любовные хитросплетения, исторические приключения и ряд других.

19.11.2017 16:00, Артем Пудов


Александр Молочников: «В светских мероприятиях мало человеческого – это чисто бал сатаны»

Режиссер фильма «Мифы» – о московском бомонде, неоднозначном юморе и артистах, которых знает вся страна

По количеству звезд на один экранный метр «Мифы» обходят все российские фильмы, вышедшие в этом году. Единственный актер, лицо которого окажется зрителям незнакомым, – это исполнитель главной роли Яннис Пападопулос. Он играет грека, которого судьба забрасывает в зимнюю Москву. По чистой случайности новоявленный Одиссей попадает на вечеринку с участием столичных небожителей и тут же находит для каждого из них аналог в древнегреческих мифах. В кадре мелькают Иван Ургант, Федор Бондарчук, Паулина Андреева, Милош Бикович, Максим Суханов, Виктория Исакова, Сергей Безруков и еще десяток знаменитостей. Эту впечатляющую актерскую команду собрал 25-летний Александр Молочников, актер и режиссер, на счету которого – три спектакля в МХТ им. Чехова. «Мифы» – его дебют в большом кино.

18.11.2017 19:00, Ксения Реутова


Здесь свалка мусора!

«Заметки вятского лоха». Ноябрь, 2017

Помню, однажды в достославные 90-е цыгане впаривали мне увесистую золотую цепочку за $50: любимое их занятие. С трудом сошлись на тридцати баксах. Цепочка, конечно же, оказалась позолоченным железом — фуфелом, как тогда говорили. Впрочем, как и зелёный полтинник «Ulysses Grant», которым я за неё расплатился. В отличие от двадцати баксов цыганской сдачи, real money.

18.11.2017 16:00, Игорь Фунт


Эвтаназия страны и людей

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

17.11.2017 18:00, Александр Чанцев


Гении без хлеба

Как голодные уличные фрики стали классиками литературы

Звездою послереволюционного Петрограда был не Гумилев и не Мандельштам, а женщина, которая отпускала им хлеба в долг. Звали ее Роза, и была она продавщицей в продовольственной лавочке, открытой буквально-таки под лестницей издательства «Всемирная литература». Роза была толста, стара, хитра, усата, басовата и плутовата. Продавая нищим, голодным поэтам чай, масло, сахар, патоку и сало, она обсчитывала и обманывала их, нисколько того не стесняясь, но в то же время совершенно не торопила с оплатой тех, кто брал продукты в долг.

16.11.2017 18:00, Оля Андреева, diletant.media


Валентин Пикуль. «Удаляющаяся с бала»

История шедевра

В обстановке бедности, близкой к нищете, в Париже умирала бездетная и капризная старуха, жившая только воспоминаниями о том, что было и что умрет вместе с нею. Ни миланским, ни петербургским родичам, казалось, не было дела до одинокой женщины, когда-то промелькнувшей на русском небосклоне «как беззаконная комета в кругу расчисленных светил».

15.11.2017 19:00, Избранное


«Я — Хаммурапи, несравненный царь»

Древнейший свод законов

Свод законов вавилонского царя Хаммурапи — это один из древнейших кодексов и вершина клинописного права. Удивительно, что в примерно 1750-х годах до нашей эры в законодательстве почти нет ссылок на нечто сакральное и религиозное. Можно сказать, что кодекс Хаммурапи — свод светских законов, начало права таким, каким мы его понимаем. Составители законов написали их на чётком, стройном языке. Филологически безупречный старовавилонский диалект аккадского языка делает стелу с законами выдающимся литературным памятником.

14.11.2017 20:14, diletant.media



Почему мои дети не любят советские мультики

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей.

13.11.2017 09:00, Алеся Лонская






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.