Большинство столичных театров уже приступили к работе. Несколько крупных премьер состоялось, однако основное количество еще в процессе изготовления. Есть среди ожидаемых названий и те, которые радуют, и те, которые, скорее, озадачивают. Впрочем, как всегда.
Среди заявленных театрами названий практически нет повторяющихся. Похоже, что времена, когда в сезон все дружно наваливались на одну классическую пьесу – «Чайку» или «Короля Лира», уходят в прошлое.
Общие тенденции больше не «носятся в воздухе». Актуальнее стала разобщенность и замкнутость. Каждый театр по-своему решает вопрос нужности той или иной пьесы для себя и зрителя. А что там делается у соседа? Да бог с ним, с соседом.
Итогом этого оказывается хаотичность, к которой подверстывается случайность. В россыпи имен и текстов невозможно предугадать удачу. Потому что и удача – случайность. Радостная: родился хороший спектакль.
Озадачивающая: отчего именно он родился?
Первый на раздаче
Вдохновляют случаи, когда руководитель театра строит репертуар, исходя из индивидуальностей труппы. Если есть хороший артист, на которого стоит сделать отдельный спектакль, значит, надо его сделать. Этот принцип не упускает из виду Олег Табаков: в новом, юбилейном сезоне МХТ им. Чехова будут зрелища «на артистов». Такие как «Крейцерова соната» в постановке Антона Яковлева – на Михаила Пореченкова. Или «Дыхание жизни» Дэвида Хэйра в постановке Елены Невежиной – на Аллу Покровскую и Наталью Тенякову.
Отвечающий за злободневный репертуар Кирилл Серебренников займется брехтовской «Трехгрошовой оперой», где сыграют Константин Хабенский и Николай Чиндяйкин.
Кстати, именно Брехт становится одним из наиболее близких сегодняшнему дню авторов. Его знаменитое «остранение», плакатность в сочетании с заложенными в характеры узнаваемыми чертами дают мощный эффект. А придуманные им истории могут транспонироваться в любой жанр – от клоунады до психологической драмы.
Другой театр Табакова – «подвал», или «Табакерку», судя по всему, ждет смена интонации. «Табакерка» всегда славилась доверительным, честным, серьезным разговором со зрителем. В происходящее на сцене верилось, каким бы фантастическим и далеким ни был материал. Теперь же, в связи с воцарением там режиссера-пересмешника Константина Богомолова, можно ждать глумления и очередных игр в «развенчание мифов».
В одном из выбранных Богомоловым названий – «Свадьбе Фигаро», возможно, насмешничанье и придется ко двору. А участие в спектакле Табакова добавит искорок.
Но что будет со «Старшим сыном» Вампилова, одним из самых пронзительных сочинений русской драматургии, премьера которого – уже в ноябре? Впрочем, от сюрпризов никто не застрахован.
В том числе и от приятных.
А серьезности можно ждать от юбиляров сезона: Театра на Таганке и «Мастерской Петра Фоменко». Таганке исполняется 45, «Мастерской» – 15. И оба коллектива на сей раз заняты интерпретацией классической литературы.
Юрий Любимов готовит спектакль под условным названием «Сказки» (в основе – произведения Оскара Уайльда, Ганса Христиана Андерсена и Чарльза Диккенса).
А Петр Фоменко сочиняет композицию по Пушкину, соединяя «Каменного гостя», «Графа Нулина» и «Сцены из Фауста». Постоянный режиссер «Мастерской» Евгений Каменькович замахнулся на прозаическую глыбу – «Улисса» Джеймса Джойса. Всех этих работ можно ожидать благожелательно и спокойно: есть люди, никогда не обманывающие ожиданий.
Отдать должное классике внезапно решил и самый экстравагантный и поэтичный московский режиссер – Роман Виктюк. На нынешний сезон он заявил, ни много ни мало, «Гамлета», «Ромео и Джульетту» и «Идиота».
Поскольку Виктюк, несмотря на узнаваемую манеру, всегда – режиссер-сюрприз, трудно предположить, какие линии в данных сочинениях он сочтет важными для себя. Возможны неожиданности.
Что касается новой драматургии, то она по-прежнему обосновывается на привычных для нее подмостках. Ожидается долгожданная премьера «Парикмахерши» Сергея Медведева в театре «Практика».
«Школа современной пьесы» представит авторскую работу Ивана Вырыпаева под условным названием «Объяснить» и новую пьесу Евгения Гришковца.
А вот Центр Казанцева-Рощина все больше ударяется в «старую» драматургию: основными премьерами осени там станут сочинения Александра Володина и Теннесси Уильямса.
На страже интересного
Когда в театр приходит новый руководитель, всегда ожидаешь перемен. И чем человек решительнее по характеру и самобытнее творчески, тем любопытнее наблюдать за предложенной им программой. Но бывает и так, что «новая жизнь» отличается от предполагаемой.
На Малой Бронной худрук сменился еще год назад – им стал Сергей Голомазов. За сезон не было сделано ничего, что позволило бы говорить о театре как об обновленном организме. Есть подозрение, что и дальше свершений не предвидится.
Также год назад в Театр Вахтангова пришел руководить режиссер Римас Туминас. Особых перемен здесь тоже пока не произошло, и он объяснил этот факт тем, что присматривался к театру.
Зато на нынешний сезон Туминас заявил массу планов. Для начала он выпустит давно заявленную премьеру «Троила и Крессиды» Шекспира. А потом будет размышлять над «Маскарадом» и «Дядей Ваней».
Другой режиссер театра – Владимир Иванов, только что показавший собственных выпускников в ретро-оперетте «Белая акация», займется «Касаткой» Алексея Толстого. Русская классика шла в Вахтанговском редко и мало – не совсем она вписывается в стилистику театра.
Однако Туминас, очевидно, иного мнения. Пока его политика непонятна. Кроме ревностного желания заполнять репертуар классикой, сформулированных творческих потребностей не наблюдается. Остается ждать: быть может, спектакли объяснят. Наиболее удачное из последних назначений – Александр Галибин, занявший пост худрука Драматического театра им. Станиславского. Галибин взялся за дело стремительно, поставил себе цель создать «лицо» коллектива, давно его потерявшего.
Судя по всему, при Галибине «Стасик» будет жестким, злободневным, в меру интеллектуальным театром. Первые премьеры состоятся в ноябре–декабре: молодой режиссер Григорий Катаев ставит пьесу Николая Халезина «Я пришел». Сам же Галибин работает над «Аварией» Дюрренматта – это будет спектакль и для сцены, и для телевидения.
Говоря о наступающем сезоне, ловишь себя на мысли, что ньюсмейкерами из года в год служат одни и те же театры – с небольшими поправками. В то же время существует целый перечень коллективов, которых попросту нет. То есть, они, конечно, существуют физически: у них есть знатное помещение (порой в центре города), режиссеры, труппа, репертуар. Но на самом деле их нет. И что должно случиться, чтобы какой-то из этих театров-невидимок проявился, привлек к себе внимание?.. На этот вопрос нет ответа. Потому что кажется, что даже потенциальный хит, родившийся в их гиблых стенах, обречен на провал.
Сюжет ТК «Культура»: новый сезон в Театре Романа Виктюка.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Искусство на кончиках пальцев.
«Последняя лента Крэппа» в постановке Камы Гинкаса. - Игра в людей.
«На всякого мудреца» в Театре Наций. - О сложном человеке.
- «Царствие небесное и светлая, светлая память».
Ушел из жизни профессор МГУ Николай Алексеевич Богомолов . - «На камере видишь одного человека, а на очных этапах встречаешь другого».
Ректоры творческих вузов — о том, как студенты поступают онлайн. - Над пропастью во лжи .
«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя. - Хозяйка красного дома.
Гундареву боялись за острый язык. - Из записной книжки Евгения Весника.
Записки профессионального актера. - Гражданин актер.
Как Маяковский сделал уникальную для русского поэта карьеру киноактера. - Смертельные игры .
«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко.