Подписаться на обновления
21 августаСреда

usd цб 66.7840

eur цб 73.9766

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Елена Сафронова   понедельник, 7 декабря 2015 года, 16:00

Новый год. Не рано ли?
Противоречивые мысли о наличии елок и отсутствии снега


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Шлёпаю по грязи мимо свежеоткрытого в нашем районе супермаркета. Магазин «прилагается» к только что выстроенному жилищному комплексу, последствия строительных работ ещё не ликвидированы. Тем более дождик… Еле вытягиваю ноги из слякоти. Над входом в супермаркет горит неоновая снежинка, её окружает славянская вязь: «С новым годом!». Ребят, вы на календарь смотрели?!.. А под ноги?!..

Внутри супермаркетов тоже успели установить наряженные ёлочки. Тут они смотрятся немного лучше. Интерьеры торговых залов «зимой и летом одним цветом» – с электрическим освещением, с усиленно создаваемой атмосферой «праздника потребления». Находясь внутри супермаркета, невозможно сказать, декабрь на дворе либо июнь. И нарядная, но безликая ёлка не выбивается из дизайна. Но и не отменяет того, что по астрономическим показателям сегодня лишь первый день зимы.

Откуда есть пошла традиция наряжать ёлки задолго до Нового года? Это отнюдь не рязанское изобретение. Все российские города «торопятся» ныне встречать Новый год и даже уличные ели «возводят» в конце ноября. А что им будет – они синтетические, ни дождь, ни снег не страшен! Тогда что и говорить об офисах и торговых залах – здесь ёлки вообще в безопасности. А всё-таки интересно, откуда…

До и после Петра

История новогодней ели – из области банальной эрудиции, о ней каждый хоть что-нибудь, да слышал. Например, что обычай этот появился на земле намного ранее христианства. В большинстве языческих культов фигурирует некое дерево («древо мира», прообраз картины Вселенной в понимании древних людей), которому поклоняются, чтобы соблюсти миропорядок. Украшения этого дерева в далёком прошлом были жертвоприношениями божественным силам, обитающим на деревьях. Так, древние германцы верили в существование лесных духов, живущих на хвойных деревьях. Если их рассердить, они будут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. А если задобрить, установят хорошую погоду и пошлют охотникам много зверья. Вот предки современных немцев и англичан и старались понравиться духам, украшая самые крупные и мощные деревья в лесах (как правило, хвойные) и увешивая их лакомствами. С течением времени ель неразрывно в представлениях людей связалась с символом жизни, благотворных сил природы, и обычаи украшать ёлку были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Не все народы «ублажали» хвойные деревья – ведь существуют регионы, где ели и в глаза не видали. Но, тем не менее, традиция поклонения деревьям существовала и в жарких странах. В Древнем Египте наряжали пальмы в период года, когда длилось зимнее солнцестояние. Египтяне связывали свой небесный пантеон с тем или иным явлением природы, и в пору зимнего солнцестояния восхваляли богов и приносили им дары, чтобы боги «ожили» и вернули жизнь на землю. По современным часам, с поправками на изменение небесной карты, это всё равно промежуток с 25 декабря по 7 января.

Про рождественскую елку на Руси исчерпывающе рассказывает статья из Википедии. Новолетие отмечалось в средневековой Руси и до Петра I. Но царь-реформатор установил теперешний «формат» праздника. До него единственной церемонией в честь начала нового отрезка летосчисления был торжественный новогодний молебен во всех церквях. Самая пышная служба проходила в Москве, в присутствии царской семьи. Притом не 1 января, а 1 сентября.

Традиция встречи нового года 1 января начинается при Петре Великом. Наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено царским указом к 1 января 1700 года. Но оно не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его. На Руси ель считали «деревом смерти» - видимо, рудимент языческих представлений о том же «древе мира», связывающим мир живых с миром мёртвых. О том, чтобы добровольно вносить её в дом, и речи не шло. Несмотря на решительность, с которой Пётр претворял в жизнь указ об украшении домов еловыми ветвями на Новый год, народ противился как мог, и единственные, кто принял этот указ, были кабатчики. На протяжении XVIII века они обозначали вход в свои заведения еловыми ветвями, отчего горького пьяницу прозывали «ёлкиным».

По царскому указу от 20 декабря 1699 года предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, то есть ввести в России юлианский календарь. Пётр «опоздал»: в Европе уже пользовались грегорианским календарём, опережавшим римский юлианский на 10 дней и с каждым столетием ещё на день. Но у России всегда был свой путь… Для наших пращуров и требование Петра день «новолетия» «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января, казалось невероятным радикализмом. В 1699 году новый год отмечался дважды: 1 сентября и затем 1 января. По сути, этого года почти не существовало, он свёлся к четырём месяцам.

Царский указ давал рекомендации по организации новогоднего праздника: в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей. Москва праздновала новый год неделю. В Кремле перед Успенским собором, где проходил торжественный новогодний молебен, под барабанный бой выстроились войска с распущенными знамёнами. На Красной площади устроили «огненную потеху», раздавали народу «царское угощение» и по ночам жгли костры. Но так широко праздновался лишь первый «европейский» новый год. Позже 1700 года день 1 января сопровождал лишь традиционный молебен «на новолетие».

В России всегда больше Нового года любили и праздновали святки: праздничные дни от Рождества до Крещения (с 24 декабря до 6 января). Здесь сходились все удовольствия: колядование со звездой, гаданья, «переряженье», саночные катанья, маскарады, пиры. в России ставили балаганы, карусели; в XIX веке устраивались катки, украшенные иногда ледяными дворцами; цирк-зверинец, лотереи, проводились пантомимы, игрались спектакли, танцевальные вечера, играли оркестры, жглись фейерверки. Дни 31 декабря и 1 января в этот праздничный ряд попадали, но сам по себе Новый год стал праздником лишь в декабре 1935 года.

«Неувядающая благость»

Какую роль в русских святочных торжествах играла ель, и когда в России было принято её устанавливать? Оказывается, настолько большой была эта роль, что слово «ёлка» в России приобрело два значения: и принесённое в дом вечнозелёное дерево, и праздник. Наряженная ёлка в переводе с немецкого Weihnachtsbaum значит «рождественское дерево», высокопарный перевод - «неувядающая благость». Второе значение этого слова — сочельник, по-немецки Weihnachtsabend — день ёлки, праздник этого дерева, танцы и игры вокруг него. Ёлка как «рождественское дерево» появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В сочельник ставилась в углу гостиной маленькая настольная ёлочка, в урочный час отец семейства снимал с неё покрывало, и начинался праздник.

С 1828 года к этой традиции присоединилось самое знатное семейство «петербургских немцев» – императорское. Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, на Рождество 1828 года организовала первый праздник «детской ёлки» во дворце для пяти своих детей и племянниц. Большая ёлка была установлена в Большой столовой дворца, в зале на заранее расставленных столиках красовались маленькие ёлочки (ещё без украшений), под ними лежали подарки. К слову, вплоть до конца XIX века не считалось, что подарки приносит Санта Клаус или Дед Мороз – подарок всегда имел определённого дарителя, о чём одаряемый знал. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале ХХ века.

В царствование Александра III ёлку проводили в течение двух дней, 24 и 25 декабря в Гатчинском дворце. В царствование Николая II ёлку обычно ставили в Царском селе, в Александровском дворце.

Однако царские семьи и дворцовые ёлки были исключением из правил. До начала 1840-х годов обычая ставить рождественскую ёлку даже дворянские семьи в России не знали. Ни Пушкин, ни Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели: в их кругу поддерживались русские святочные традиции, маскарады, балы да гаданья (что найдёт отражение в творениях великих поэтов – драме «Маскарад» и романе «Евгений Онегин»). Однако с начала 1840-х становится популярным новшеством продажа в кондитерских немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами. С середины этого десятилетия в русских домах становится принят немецкий обычай украшать ёлку. В основном на них вешали всякие красивые сласти. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как уже общеизвестную практику. Но всё-таки ёлку наряжали непосредственно перед Рождеством, а не загодя. Со временем украшения становились всё более разнообразными, уже не только съестными. На их создание работала целая индустрия, и не счесть иностранных нововведений, принятых в России специально для ёлок: взять хоть китайские фонарики. Их потомков мы вешаем на ёлки и сегодня; они снова китайские.

Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. В Москве с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Медленнее ёлка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах ещё долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда, публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других общественных местах. И только в годы общего государственного траура выходили особые постановления проводить ёлки скромнее, в семейном кругу, ограничивая широкое веселье. Такого рода постановления имели место во время годичного траура по Николаю I в 1855 г. и по Александру II в 1881 гг., во время Русско-турецкой войны в 1877-78 гг.; во время Первой мировой войны, в 1914-16 гг. Стоит отметить, что Синод (Духовная коллегия, ведавшая делами церкви с петровских времён) всегда указывал, что отношение православной церкви к новой традиции настороженное, как к иноземному и, в своих истоках, языческому обычаю. В канун Рождества Синод традиционно напоминал об этом, в особенности стремясь ограничить возможный праздничный разгул. Но к ёлкам уже так привыкли, что на предостережения церкви смотрели сквозь пальцы, видимо, по принципу «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься».

Последнее такое указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года: оно было связано с потерями России в Первой мировой войне. Но и это постановление оказалось чисто формальным, и ёлка в этот год ставилась и праздновалась как обычно, даже в императорской семье. Тогда ещё никто не думал, что это была последняя ёлка, да и последний год страны.

«Ёлка – приманка для простачков»

После октября 1917 г. ёлку и Рождество не сразу запретили. Просто в конце 1917 было очевидно не до них. И всё же в канун Нового 1918 года Горький и Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками: в оформлении книги использованы были привычные рождественские мотивы – наряженная ёлка, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда.

24 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров на территории страны был введён Григорианский календарь: после 31 января последовало сразу 14 февраля. Так как православная Церковь продолжила использовать прежний календарь, это переставило Рождество и Новый год местами. Новый год пришёлся на Рождественский пост. Этот нонсенс сохранился и в наши дни.

В 1922 году в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или в «комсвятки». Комсомольские ячейки организовывали «комсвятки» в первый день Рождества, 25 декабря, которое оставалось пока нерабочим днём. На мероприятиях читались доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», делались политические сатиры и «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Через несколько лет меры борьбы с «дурманом» в виде высмеивания были признаны неэффективными, «комсвятки» раскритиковали в центральной прессе, а с 1929 года день Рождества попросту отменили вместе с ёлкой, «поповским обычаем». Газеты стали осуждать детские ёлки и Деда Мороза, потому что «религиозность ребят начинается именно с ёлки … Ребёнок отравляется религиозным ядом…». Ёлку также называли «приманкой для простачков» (к религиозной отраве). Перед Новым 1929 г. любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна: не горит ли где ёлочка? Если кто и осмеливался ставить ёлку для детишек, делал это нелегально, сильно рискуя.

Перелом в отношении к новогодней ёлке случился в 1935 году. Приписывается это изменение партийному деятелю Павлу Постышеву , который предложил Сталину «вернуть детям ёлку». Сталин предложил Постышеву выступить с инициативой в печати. Тот выпустил 28 декабря 1935 года в газете «Правда» заметку: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров срочно устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Инициатива «Правды» была равносильна приказу, и предложение было принято к действию молниеносно. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений». Предложение партийного руководства было полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, что осталось недостижимым рекордом в истории СССР.

«Добрейшей души человек» Павел Постышев, вернувший советским детям радость новогодних праздников, был одновременно одним из организаторов маховика репрессий, в который и сам попал через четыре года. Но его дело (коммунистические ёлки) жило и побеждало! Ёлка к празднику Рождества больше не имела отношения, она была средством воспитания юных строителей коммунизма, на ней обязательно проводилась какая-то пропагандистская работа. На новый 1937 год детская ёлка впервые состоялась в Аничковом дворце, ставшем к этому времени Дворцом пионеров. Дед Мороз был подчёркнуто отделён от Рождества, в тридцатые годы он появлялся на ёлках, держа в руках «Краткий курс истории ВКП(б)». В 1937 году на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А. Н. Островского и поставленной в 1882 году оперы Н. А. Римского-Корсакова. Во всемирной рождественской традиции подобного женского персонажа не существует, это уникальное явление, связанное только с советской и российской новогодней ёлкой. Теперь уже его истоки не проследишь…

Новогодние украшения обрели советскую символику. На первых детских ёлках висели… шары с портретами членов Политбюро. В 1937 году в СССР открылся первый специализированный завод ёлочных игрушек. Из дешёвых материалов – ваты, картона, металла, стекла – делали «политически правильные» игрушки: ракеты, стратостаты и дирижабли, серпы и молоты. В войну к ним добавились игрушечные танки, солдаты, собаки-санитары, пистолеты, гранаты и винтовки. Вифлеемская звезда на верхушке ёлки стала красной и пятиконечной. И только с 1950-х годов «вернули» в новогодний антураж сказочных персонажей: снеговиков, снежинок, красных шапочек, Деда Мороза и Снегурку.

Но как бы ни отличался советский ритуал отмечания Нового года от исторически сложившегося, он тоже уже сформировался так, что стал историей и незыблемым правилом. С 30-х годов по сегодня ёлка в СССР и России – неотделимый атрибут автономного от Рождества Нового года. она стоит во всех домах и публичных местах. Под её сенью под бой кремлёвских курантов, передающийся по радио, а позже по телевизору, поднимается новогодний тост «Советским» шампанским. С 1970-х, времени повального распространения телевизоров, обязательным дополнением к ёлке служат фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и речь первого лица государства, поздравляющего свой народ с Новым годом. Первые минуты нового года все проводят дома, потом идут гулять и беситься на улицу.

Чтобы заранее обрадовались!..

И всё-таки ни в одной эпохе не было такой манеры – ставить новогодние ёлки за месяц или больше до Нового года. Похоже, его ввели сейчас, когда ёлки стали не только символом праздника, но и различными маркетинговыми и даже политическими ходами. Сегодня во всех столицах мира возводится «главная ёлка страны» (в Риме на площади Святого Петра, в Лондоне на Трафальгарской площади, в Нью-Йорке – перед Рокфеллер-центром). Одна из самых оригинальных ёлок мира — искусственная плавучая ёлка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Её высота — 85 метров, а вес металлических конструкций — 530 тонн. Несколько лет назад эта ёлка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире плавучая ёлка.

В России «главная» ёлка украшает Красную площадь Москвы. В других городах ёлки устанавливают на центральных площадях и в популярных туристических местах. В процессе разработки их дизайна нередко участвуют ведущие специалисты и представители мира моды. Установка, украшение и зажжение центральных новогодних ёлок является туристическим брендом множества городов. Между ёлками идёт негласное соревнование: так, в 2009 году самая высокая новогодняя ель в России была поставлена в Красноярске на Театральной площади (46 метров высоты), второй по величине оказалась казанская ёлку – на 6 метров ниже. В 2011 году «ёлочную войну» вели между собой Рига и Таллинн. Власти Таллинна решили установить заведомо бо́льшую ёлку, возвели конструкцию в 24 метра высотой на Ратушной площади, и она дважды (25 и 27 ноября) упала под порывами ветра. К счастью, оба раза никто не пострадал, а дерево закрепили, укоротив его на 4 метра.

Но самая большая рождественская ёлка в мире была сооружена не в России и не в Европе, а в 2009 году в Мехико. Её высота 110,35 метра (высота 40-этажного здания), диаметр — 35 метров, общий вес её металлических конструкций и украшений — 330 тонн. А самая дорогая ёлка была установлена в 2010 году в Абу-Даби. Её украшения из натурального золота, серебра и драгоценных камней «потянули» на общую сумму 11,5 млн долларов.

Эстонский курьёз доказывает: незачем ставить ёлку за месяц до Нового года! Чем дольше она стоит во всём убранстве, тем большим рискам подвергается. Неразумно и расточительно. А эффект, который наряженная ёлка среди ноябрьской грязи производит на прохожих, двусмыслен. Помните, в знаменитой комедии «Служебный роман» месткомовская активистка Шура заставляет Новосельцева спрятать подарок – бронзовую лошадь: «Чтобы юбиляр раньше времени не обрадовался!»? С такой житейской мудростью следовало бы подойти и к новогоднему убранству.

Настроение праздника тогда и создаётся, когда праздничный атрибут возникает как по волшебству в назначенный час (и пусть даже мы уже давно не дети и понимаем, что волшебство это рукотворно). Но не тогда, когда даже самый милый праздничный элемент месяц мозолит глаза. Детям, мне кажется, особенно обидно, когда ёлочка уже торчит, а подарков, хороводов и прочего веселья под ней нет. А взрослые нет-нет да и вспоминают строчку из стихотворения Петра Вяземского «Первый снег», ставшую крылатым высказыванием: «По жизни так скользит горячность молодая, И жить торопится, и чувствовать спешит!». Дни и без того летят, стоит ли «жить торопиться и чувствовать спешить», в ноябре предвкушая Новый год, вместо того, чтобы воздать должное строго обратной литературной мудрости: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?..

Источник: Рязанское информационное агентство «7 новостей»




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Критика грязного разума

Писатель Виктор Ерофеев в своей колонке поднимется до обобщений. Но сделает это не сразу, а на основе, в общем‑то, нехитрой бытовой сценки. Все через такое проходили. Но не все поднялись до обобщений. А ведь до них всего лишь шаг.

20.08.2019 16:00, Виктор Ерофеев, ruspioner.ru


«Русский Фауст» в музыке

13 августа 1804 года родился В.Ф Одоевский

«Его идеям внимали, ему подражали, у него учились, невзирая на предубеждения высших столичных кругов».

13.08.2019 20:30, Игорь Фунт


Смерть поэта, или Finita la comedia

27 (15) июля 1841 года в грозу был убит на дуэли Михаил Лермонтов

Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли — не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он ничтожество и т.п. По такой логике Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае с Гоголем.

27.07.2019 20:00, Виктория Шохина


Хемингуэй: перевод с американского

120 лет назад, 21 июля 1899 года, родился самый знаменитый писатель из США

Хемингуэй — звезда мирового масштаба. He-man, Папа Хэм. Его слава не знала границ. Его книги цитировались, как Новый Завет. Его жизнь обсуждалась на каждом (литературном) перекрёстке. Его именем называли рестораны и бары. В Советском Союзе культ Хэма возникал дважды: в чугунные 1930-е и бархатные 1960-е.

21.07.2019 21:00, Виктория Шохина


Завтра может не быть

О ценности настоящего и вкусе к жизни

Мы как-то так уверенны в завтра. Откладываем дела. Забываем позвонить. Стесняемся сказать. А завтра просто может и не быть. Вроде бы завтра - как свет. Пришел домой вечером, открыл дверь, нашарил выключатель, и хоп, зажглись лампочки. А представь, что ты пришел, нащупал, нажал, и тишина. Не просто свет не горит, а даже выключатель не щелкает. Тихо и темно.

19.07.2019 09:00, Дмитрий Волошин


Отравленный Россией

Неоконченная проза Исаака Бабеля

125 лет назад, 13 июля 1894 года, родился Исаак Эммануилович Бабель. В 1940-м году автор «Одесских рассказов» был расстрелян. Сталин не любил Бабеля, скорее всего, за «Конармию»: в его прозе было слишком много пота, крови и спермы и совсем не были слышны гомон фанфар и треск фейерверков.

13.07.2019 20:30, Андрей Колесников


Теория или практика?

Доступная информация, возможности обучения и кафедральные традиции

Ценность информации сокращается. Растет ценность знаний. Первое от второго отличается тем, что информация — это факты в некотором контексте, а знания — это понимание, как применить информацию с пользой. Если раньше доступ к информации получить было сложно, то с развитием интернета все изменилось. Смысл лекций пропал. Зачем слушать преподавателя Васю, когда можно посмотреть на Youtube преподавателя Петю? Ценность преподавателя изменилась. Теперь его задача не рассказать обо всем вообще. Его задача — дать знания, показать способ применения, кейс. Больше нет резона ждать, когда маститый теоретик поделится историей сферы его интересов. Кому нужна эта вода? Я и сам могу почитать об этом в сотнях источников. Ты мяса давай.

13.07.2019 16:00, Дмитрий Волошин, facebook.com


Записки вятского лоха. Июнь-2019

Страна в долгом ожидании свободы

Серия «Записок вятского лоха» продолжается. Честно и с юмором о современном состоянии России, быте, Чемпионате мира по футболу и ожидании свободы...

01.07.2019 16:00, Игорь Фунт


Неродной язык

В Ленинграде моя мама была преподавателем английского языка, и, благодаря ей, я с детства учил английский — мама давала мне уроки и водила, а потом направляла меня к другим учителям.

30.06.2019 16:00, Михаил Армалинский//Facebook.com


Естественные предпосылки неравенства полов

О различиях и схожих чертах

Пара недавних научных работ заставляют задуматься вот о чем: то, как сексисты относятся к женщинам, а феминистки к мужчинам, — это еще цветочки по сравнению с тем, что делается в природе.

28.06.2019 09:00, Алексей Алексенко для журнала «Сноб»






 

Самое читаемое



Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.