Подписаться на обновления
18 ноябряПонедельник

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ella Rossman   среда, 1 июня 2016 года, 02:30

Новый формат
Зачем российским вузам проектное обучение


© Moscow Game Center
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Проектная форма обучения, популярная в мировых университетах, пока стала частью программ лишь в некоторых образовательных институциях России. T&P попросили студентов, аспирантов и преподавателей четырех вузов Москвы и Петербурга рассказать об их проектах и важности этого формата для нынешних гуманитариев. Где зародились российские исследования видеоигр, как организовать школу без преподавателей и популяризировать современную поэзию.

Ольга Рогинская

академический руководитель образовательной программы «Культурология», Высшая школа экономики (московский кампус), филолог

В Школе культурологии НИУ ВШЭ студенческие проекты — часть учебной программы. Ввести их в учебный план и сделать обязательной дисциплиной предложил ее руководитель Виталий Анатольевич Куренной. Мы в этом были первопроходцами, потому что ни на одной образовательной программе Вышки в тот момент такого семинара еще не было. Нашей идеей была подготовка компетентных и активных участников современного культурного процесса. Нам хотелось, чтобы студенты и выпускники не только легко интегрировались в уже существующие проекты в области культуры, но и создавали свои собственные. В Школе культурологии студенты учатся всем этапам их реализации, от разработки концепции до готового продукта — кинопоказа, дискуссии, серии встреч или семинаров.

Первые студенческие клубы появились еще до включения проектной деятельности в программу обучения, так что началось все с инициативы снизу — от самих студентов. Первыми были киноклуб «Синий ключ», клуб нетуристических путешествий «Улисс» и проект «Креативный класс», на встречах которого обсуждались актуальные культурные события и проводились мастер-классы. На них приглашали издателей, музейных работников, кинопродюсеров и самых разных участников современной культурной жизни, чтобы они делились профессиональным опытом.

Дисциплина «Проектный семинар» начинается у студентов бакалавриата на втором курсе и продолжается до выпуска. Задачи семинара постепенно усложняются: сначала студенты просто знакомятся с тем, что происходит в школе, потом включаются в организацию событий. На третьем курсе они уже должны придумывать события, рассчитанные на внешнюю аудиторию, выходить за пределы Школы культурологии, в том числе в плане площадок. Проектный семинар длится весь учебный год. На занятиях студенты объединяются в рабочие группы, составляют план реализации проекта, обсуждают каждый этап осуществления. Важным элементом семинара является рефлексия, направленная на процесс и результат: насколько организованные события актуальны, продумана ли их концепция, интересны ли они целевой аудитории. В конце года за работу на проектном семинаре, как и за другие предметы учебной программы, ставится оценка. Возможность пообщаться с акторами культурной жизни — тоже важная цель проектного семинара: студенты из первых рук узнают о том, что происходит в поле их будущей профессии, какие навыки важны для них как для будущих специалистов. Они получают полезные знакомства.

Яркий студенческий проект Школы культурологии, который в последнее время амбициозно заявил о себе, — это «Музеинг», клуб, посвященный современному кураторству и музейной деятельности. Его участники организуют походы на выставки, дискуссии с участием арт-критиков, кураторов, художников. За короткое время клуб наладил сотрудничество с представителями целого ряда активных участников современного культурного процесса: Еврейского музея и центра толерантности, МСИ «Гараж», ГМИИ им. А.С. Пушкина, нескольких галерей пространства «Электрозавод». Сейчас проектов в школе стало очень много, и мы думаем о механизмах их консолидации и объединения — так, чтобы на выходе удалось организовать какое-то большое культурное событие: форум, фестиваль, конференцию, мастерскую с серией семинаров и воркшопов. Можно было бы задействовать разные площадки, а самое главное — объединить ресурсы университета и города.

Анна Алексеева

студентка 4-го курса Школы культурологии НИУ ВШЭ, создательница авторского проекта «Очевидцы», в рамках которого проходят встречи с современниками исторических событий

Идея проекта «Очевидцы» пришла ко мне на первом курсе, во время нашего первого проектного семинара. На первой встрече нам рассказывали о клубах, существовавших на тот момент на отделении. Какие-то инициативы были мне близки, какие-то не очень. Мысль о направленности клуба («устная история») пришла сразу. После занятия я подошла к преподавательнице с вопросом, могу ли я организовывать, условно, «встречи с интересными людьми».

В то время я только вернулась из английского колледжа, изменив намеченную траекторию: решила не поступать в университет в Лондоне. Осознала значимость русской культуры и русского языка в моей жизни. Хотелось говорить с людьми, узнавать о нашей истории из первых уст. Потом я оказалась на встрече с писателем Евгением Рейном, через него в одно касание можно было дотянуться до Иосифа Бродского. И мне стало интересно выстраивать такие касания, приглашая людей к себе: Мариэтту Чудакову (Егор Гайдар, Борис Ельцин), Симона Шноля (Трофим Лысенко, Александр Спирин), Виктора Ерофеева (в два касания — Иосиф Сталин). Эти связи завораживали, как красивый узор; они помогали выстроить топографию истории общества, в котором я решила жить.

«Встречи с интересными людьми» строились на различиях: СССР по учебникам истории — для нас, 20-летних студентов — и личный опыт для приглашенных гостей. Самый пожилой гость был 1930 года рождения, а самый молодой — 1971-го. Мне было важно помочь слушателям выйти за пределы повседневного опыта, почувствовать масштаб истории, узнать об интерпретациях исторических событий от людей, которые их проживали. Примирить людей разных эпох, сидящих в одном зале, инициировать беседу между поколениями. Я внимательно готовилась к каждой встрече: читала книги гостя, смотрела его выступления и перерабатывала все это в темы для разговора. Приключением было найти гостя вечера и пригласить его. Например, к Алексу Дубасу я пришла на презентацию его книги на фестивале и там с ним познакомилась. Не всегда это было так просто. Например, я приглашала Петра Авена, но он не откликнулся. Пригласила Екатерину Юрьевну Гениеву, но она уже была тяжело больна, и, несмотря на наше обоюдное желание, встреча так и не состоялась. Трудно было также найти площадку, внутри которой получилось бы преодолеть отчужденность: в стенах университета это не получалось, поэтому некоторые встречи проходили в «Циферблате». Своей сверхзадачей я считала создание уютной атмосферы, чтобы люди не разбегались после встречи, как это бывает обычно, а оставались пообщаться.

Помимо очевидных организационных навыков, собственный проект дает ощущение свободы: еще вчера ничего не происходит, а сегодня — встреча! Для меня важно, что проект стал инструментом познания окружающего мира. Можно читать сколько угодно книг, думать про себя, но только публичная дискуссия дисциплинирует ум и речь. Клуб дает возможность поупражняться в public talk, в устном общении, научиться грамотно формулировать свои мысли, что необходимо гуманитариям.

Саша Талавер

магистр культурологии (НИУ ВШЭ), преподавательница, научная работница, одна из участниц семинара по гендерной и феминистской теории, организованного вместе со студентами Школы культурологии НИУ ВШЭ

Однажды на семинаре по истории западной культуры, который я вела в Школе культурологии НИУ ВШЭ, одна из студенток рассказывала об известной исследовательнице, упорно говоря о ней в мужском роде. После ответа я попросила уточнить имя и гендер «исследователя», заметив в шутку, что нашим культурологам очень не хватает феминистской agenda. По окончании занятия ко мне подошли студенты Элла Россман и Владислав Земенков, мы обсудили нехватку гендерных исследований в образовательной программе (отчего я и сама тосковала когда-то) и договорились создать группу. Элла сделала рассылку для студентов школы, так случилась первая встреча. На нее пришли около 15 человек, с которыми мы обсудили план занятий.

Мы все были новичками в гендерной теории, поэтому решили делиться друг с другом интересующими темами. Модераторами становились те, кто их предлагал. Ридинг-группа показалась лучшей формой для встреч. Во-первых, никто не претендовал на экспертное знание: общение строилось вокруг обсуждения текстов, интерпретация которых происходила в процессе совместной работы. Во-вторых, все мы были объединены университетской средой, где чтение текстов является привычным и любимым занятием.

На наших встречах мы не стремились выстраивать линейную историю развития гендерной теории и феминистского движения (хотя некоторая хронологическая последовательность наметилась). Некоторым казалось, что это минус, но мне это очень нравилось. У меня осталось ощущение знакомства с темой, но не уверенного знания. Больше вопросов, чем ответов. Мы читали очень много и самых разных авторов: от Симоны де Бовуар до Веры Акуловой. Выбор текстов определялся темой, поэтому нередко классические работы дополнялись актуальными исследованиями или даже новостными сводками. Надеюсь, мы найдем силы доделать зин с расшифровками наших обсуждений: кажется, кое-что получилось любопытным. Может быть, умеренно наивная читательская рецепция разных текстов поможет иным начинающим с погружением в теорию, как Ватсон помогает чуть лучше понимать Холмса.

Не знаю, что будет с семинаром в дальнейшем. В этом учебном году мы попробовали выйти на городскую площадку — в библиотеки и книжные магазины. Увы, в таком формате наша ридинг-группа работает очень плохо. Аудитория постоянно меняется, у приходящих нет привычки читать большое количество текстов, люди стесняются высказываться. Из-за всего этого формат работы требует движения либо в сторону лекций, либо разбора кейсов с теоретическим комментарием. Но это уже совсем другая история.

Александр Ветушинский

преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник центра Moscow Game Center, участники которого исследуют видеоигры в оптике современной философии и критической теории

В 2011 году при участии Московского философского колледжа у меня и моих коллег, студентов философского факультета МГУ, появилась площадка, на которой мы могли проводить публичные мероприятия. Тогда я был студентом третьего курса. Мы провели несколько вводных событий, но в какой-то момент стало ясно, что нам нужна тема, которая, с одной стороны, позволила бы продемонстрировать свои профессиональные навыки, а с другой — была бы интересна слушателям. Я вырос на видеоиграх, мои коллеги тоже ими интересовались, поэтому неудивительно, что мы решили взяться именно за них.

В феврале 2012 года мы провели первое мероприятие, посвященное осмыслению видеоигр. Тогда мы считали себя первопроходцами. Но после первой же встречи мы всерьез взялись за изучение вопроса и обнаружили, что уже порядка десяти лет существует специальная область научных исследований под названием Game Studies и что за границей можно получить степень по исследованиям видеоигр.

Сначала мы думали, что эти исследования не найдут отклика в университете, но уже в конце года убедились в обратном: наше первое факультетское мероприятие имело большой успех. С середины 2012 года работал тематический блог GameStudies.ru, объединявший энтузиастов из Москвы, Санкт-Петербурга и Днепропетровска. Однако говорить о появлении исследований видеоигр в России было еще рано. Ситуация изменилась лишь летом 2013-го: именно тогда в Санкт-Петербурге состоялась первая в России конференция по видеоиграм, организованная Центром медиафилософии философского факультета СПбГУ. Как итог — к концу года в России работали уже два специализированных центра: наш Московский центр исследований видеоигр в МГУ (Moscow Game Center) и Лаборатория исследований компьютерных игр в СПбГУ (ЛИКИ).

После конференции мы больше не могли работать, никак себя не обозначая. Во-первых, сложился состав основных участников центра, делающих общее дело. Во-вторых, выработался характерный исследовательский стиль, отличающий нас от коллег из других городов. В-третьих, результатами нашей работы все больше интересовались как новые слушатели, так и представители СМИ. 2014 год для нас начался с выхода на «Ленте.ру» интервью, которое взял у меня Андрей Коняев. Тогда стало окончательно ясно, что наш интерес к видеоиграм не может оставаться всего лишь хобби, теперь это серьезное дело, которое важно продолжать.

В настоящий момент основные сотрудники центра — преподаватели и аспиранты философского факультета МГУ: я, Алексей Салин и Егор Соколов. Мы продолжаем проводить уже ставшие традиционными ежегодные мероприятия в стенах факультета, выступаем с публичными лекциями в Москве и за ее пределами. За время существования центра я посетил с лекциями Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Минск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Калининград. Мы активно сотрудничаем и поддерживаем связь с исследователями из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска и Пятигорска. Но главными нашими достижениями остаются, во-первых, тематический номер научного журнала «Логос» (№1, 2015) и, во-вторых, полноценный курс по Game Studies, который был прочитан в МГУ в весеннем семестре 2014/2015 учебного года. Курс был межфакультетский, на него могли записаться студенты любой специальности. Записались более 300 человек, и по количеству студентов наш курс стал третьим из 170 курсов, предложенных различными факультетами университета. Философский факультет до этого никогда не поднимался так высоко!

Лично для меня важно, что я занимаюсь действительно интересующим меня делом. Кроме того, благодаря видеоиграм я познакомился со множеством людей, а также получил возможность представить публично и другие свои исследовательские проекты, выходящие за рамки Game Studies. Исследования видеоигр круто изменили мою жизнь во всех сферах, включая даже личную.

Дарья Серенко

выпускница Литературного института, поэтесса, акционистка, участница проекта «Новая поэзия» в Литературном институте, организованного студентами вуза

Это было начало третьего курса. Семинар «Новая поэзия» в Литературном институте просуществовал где-то с конца сентября 2013-го по май 2014 года. Инициативная группа состояла из молодых литераторов Галины Рымбу, Никиты Сунгатова, Евгения Ухмылина, Кати Захаркив, Ростислава Амелина, Игоря Жукова, Оксаны Васякиной, Саши Иванова, Сережи Алексеенко. Точно не помню — кажется, организовать семинар предложила Галя. Мы пошли со своей идеей к ректору, который был рад любой студенческой активности. Он дал добро, и мы занялись организацией.

Все время существования проекта администрация вуза относилась к нам нейтрально. Они воспринимали нас как кружок самодеятельности, наравне с театральной студией, и не понимали масштабов происходящего. Со стороны преподавателей особого интереса тоже не было. Некоторые воспринимали семинар в штыки, на парах отпускали ироничные комментарии. Помню, один мастер сорвал несколько наших афиш. Но в целом никто особо не мешал. Нам разрешали оставаться допоздна, давали аудиторию. Проект был трехчастным. Первая часть — «горизонтальный» семинар, который проходил без мастера (так принято в Литературном институте: литературные семинары ведет преподаватель — «мастер», тут его не было). Модераторы семинара постоянно менялись. Вторая часть — лекции. Например, первой встречей у нас стала лекция литературоведа, поэта, создателя поэтического журнала «Воздух» Дмитрия Кузьмина. Третья часть — поэтические вечера. На них мы приглашали поэтов, организовывали чтения. Обычно мы звали двух-трех гостей на одну встречу. После чтений студенты задавали поэтам вопросы, завязывались оживленные дискуссии.

На «горизонтальных» семинарах мы изучали философские тексты. Мы поняли, что это необходимо для развития инструментария, усложнения нашего разговора о поэзии. Инструментарий, который давали на семинарах в институте, был неприменим к современной литературе. Мы самостоятельно изучали Барта, Деррида, Бурдье, Рансьера. Брали и тексты о современной поэзии — например, статьи Дмитрия Кузьмина, Григория Дашевского. Многие из нас тогда еще не разбирались в современной литературе. Мы образовывались в процессе создания проекта. Часть событий снимали на камеру, так что их можно посмотреть в Сети.

Я с большим теплом вспоминаю семинары. На них мы научились говорить о поэзии и приобрели ощущение, что мы сообщество, товарищество, единая мастерская. В этом же учебном году мы сделали фестиваль «Неделя молодой поэзии в Москве». Для нас это была своего рода литературная социализация. На фестивале и на семинарах побывали почти все важные фигуры поэтической Москвы. Сделав проект, мы стали позиционировать себя как литературное поколение.

Вероника Лапина

магистр критических гендерных исследований, PhD-студентка ЕУСПб, одна из создательниц летней школы «Университет без профессоров» (2014, 2015 годы)

Идея сделать летнюю школу пришла нам — первому набору PhD-студентов факультета политических наук и социологии — в феврале 2014 года. Много разных факторов сработало в нашу пользу; особенно помогло то, что мы были первым, экспериментальными набором и нам тоже позволялись всякого рода эксперименты.

Нельзя сказать, что мы полностью обошлись без профессоров: нас поддержали декан факультета Артем Магун и директор Центра поддержки партнерских программ ЕУСПб Михаил Соколов. Названием мы обязаны содиректору гендерной программы ЕУСПб Анне Темкиной. Оно отразило нашу лиминальную позицию как аспирантов: уже не совсем студенты, но еще не профессора. Хотелось нивелировать иерархию между организаторами, преподавателями и участниками летней школы.

На школах мы рассказывали о своих научных интересах, об исследованиях, которые проводим в рамках диссертаций, слушали презентации исследовательских работ участников. Говорили о разных сторонах образовательного процесса на факультете. Невозможно выделить самое сложное и самое простое в создании такого проекта с нуля. На протяжении шести месяцев ты находишься в состоянии человека-оркестра, потому что ты и редактор, и экономист, и курьер, и преподаватель, и секретарь, и гид, и член комитета по отбору студентов. Хотя у нас была поддержка со стороны факультета, очень многое пришлось постигать самостоятельно. Знаете ли вы, что такое плоттерная резка и сколько нужно печенья «Юбилейное», чтобы пережить апокалипсис? Мы знаем.

Создавать проект от начала до конца, быть включенным на каждом этапе сложно, но безумно интересно. Школы позволили мне понять механизмы работы образовательных проектов. В этом году мы этой инициативой заниматься не будем: пришло время дописывать диссертации. Может быть, появится такая же слаженная команда, которая продолжит наше начинание или сделает похожий проект. А может, и непохожий.

Источники: Теории и практики




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Когда преподаватель — персонаж из хаоса

Как и чему учили студентов Толстой, Кэрролл и Набоков

Каждый хороший писатель немного педагог, но многие авторы действительно работали в школах и университетах. Один проводил на учениках психологические эксперименты, другой получил теплое местечко в университете как приглашенная знаменитость, а некоторые имели равную склонность и к литературе, и к преподаванию. T&P узнали, как читали лекции Набоков, Бродский и Борхес, почему Родари совершил революцию в педагогике и зачем Воннегут представлял себя садовником, заходя в университетскую аудиторию.

02.08.2019 19:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.