«Частный корреспондент» завершает серию публикаций о том, какими могли бы быть идеальные ВС РФ. В заключительной статье речь пойдёт о некоторых общих моментах (например, сколько такие ВС могут стоить), а также о том, что армия должна соответствовать стране, а страна — армии.
В статье «Новая армия для России» речь шла о том, что российские ВС необходимо строить с нуля, это надо было делать в 1992 году, но и теперь от этого никуда не деться. В статье «В долгу друг перед другом» говорилось о принципах прохождения службы рядовым и офицерским составом. В частности, о том, что не может быть и речи об отказе от призывного принципа комплектования ВС. В статье «Война и деньги» предлагалось поставить наш ВПК в условия реальной конкуренции и ответственности перед ВС и страной в целом за выполнение своих обязательств. В статьях «Четырёхглавый медведь», «Крылья Родины» и «Минимальный флот» обсуждался возможный облик видов новых ВС.
Не было статьи, посвящённой СЯС. Точнее, она была опубликована ещё год назад («Неуловимые СЯС»). Однако сейчас всё это, видимо, утратило актуальность в связи с подписанием СНВ (см. статью «Ненужный договор подписан»). То есть в этой сфере мы связаны международными соглашениями и не можем, таким образом, быть полностью свободны в своих действиях. Впрочем, договор рассчитан на 10 лет, а новую армию быстрее не построишь, даже если начинать прямо сегодня.
Не было также статьи про специальные войска, поскольку о них лучше не писать даже в жанре фантастики (или утопии).
Одна из ключевых идей в данной серии статей — нам надо строить то, что нам надо, а не то, что «положено» (кем?), и тем более не то, что в силу каких-то соображений удобно некой группе лиц (в политическом или военном руководстве либо среди «командиров» ВПК). Надо не стесняться отбрасывать (либо, наоборот, сохранять) собственные традиции, заимствовать (либо, наоборот, игнорировать) чужой опыт. Главное, чтобы это шло на пользу дела.
В частности, нам необходимо позаимствовать сетецентрический принцип управления ВС, выгоды его настолько очевидны, что здесь просто нет оснований для дискуссии. При этом надо чётко понимать, что воюют по-прежнему не компьютерными сетями, а боевой техникой. И никакое качество техники, никакое повышение её эффективности не отменяет фактора количества. Потому что, во-первых, даже если удастся достичь 100%-ной эффективности поражения целей (что, вообще-то, фантастика, «в бою не бывает чудес»), нельзя поразить больше целей, чем имеется боеприпасов. Во-вторых, воевать без потерь невозможно, не надо иллюзий по этому поводу. Причём применительно к России иллюзии особенно недопустимы, поскольку нам реально могут предстоять войны с самыми сильными ВС мира. В-третьих, что непосредственно вытекает из «во-вторых», Россия больше не может брать противника измором, наоборот, теперь противник может «изморить» нас. Соответственно, единственным вариантом для ВС РФ является стратегия «сокрушения», то есть максимально быстрого и полного разгрома противника. Соответственно, тут никак невозможно без количества.
Поэтому не нужно врать самим себе, что можно построить «компактные и высокоэффективные ВС». Высокоэффективными они быть, безусловно, должны, а вот «компактными» их сделать не получится по чисто объективным обстоятельствам. Понятно, что нам не нужны 65 тыс. танков, как в позднем СССР, но не менее абсурдна цифра «2 тысячи», предлагаемая (и уже в значительной степени реализованная) в рамках нынешней «реформы».
В связи с этим возникает вопрос, сколько идеальные ВС могут стоить. Разумеется, о строгих расчётах не может быть и речи. Можно только давать оценку. Строительство ВС (закупки техники, формирование частей, создание всей необходимой инфраструктуры и т.д.) обойдётся, видимо, примерно в триллион долларов. Это чуть побольше, чем нынешний годовой военный бюджет США. При этом у них такие деньги тратятся на содержание и обновление уже имеющихся ВС, у нас речь идёт об их создании с нуля. Которое, естественно, растянется как минимум лет на 10. То есть на год придётся примерно 100 миллиардов. Естественно, что затем содержание уже созданных ВС будет обходиться дешевле.
Говорить о том, что это слишком дорого, вряд ли правомерно. Во-первых, представление о ВС как о «паразите, пожирающем народные деньги», в корне неверно. ВС выполняют важнейшую экономическую функцию: защищают страну от внешней агрессии, экономический ущерб от которой будет на много порядков превосходить расходы на содержание ВС. Во-вторых, в наших конкретных условиях говорить о «паразитизме» нищих ВС при наличии гигантского количества настоящих паразитов-чиновников просто кощунственно. Эффективность нашей экономики чуть ли не самая низкая в мире, главная причина этого — коррупция. Избавление от неё даст такой эффект, что триллион на новые ВС не будет проблемой. Кроме того, замечательным ресурсом для экономии стало бы избавление от разного рода «эпохальных» мероприятий типа проведения зимней Олимпиады в субтропиках (не говоря уж о содержании группировок хунвейбинов). Наконец, пусть наши замечательные равноудалённые олигархи покупают не только яйца. Пусть они проявят такую же отзывчивость и применительно к укреплению обороноспособности страны, даже если они не считают её своей. Грабили-то они её.
Ещё одним важнейшим аспектом строительства новых ВС должен стать гражданский контроль над ними. Это, во-первых, гражданское Минобороны, во-вторых, что важнее, независимый парламентский контроль. Во втором случае речь идёт о контроле над военным бюджетом (не только над объёмом выделяемых средств и тем, на какие конкретно цели какая копейка пойдёт, но и, что не менее важно, над процессом их расходования) и над внутренней ситуацией в ВС.
Нынешние ВС настолько далеки по всем параметрам от идеала (как правило, они противоположны идеалу), что переделывать их бессмысленно. Надо строить с нуля. Но в нынешней системе это бесполезно, получится такой же урод. Потому что если политическая система страны основана на коррупции, то деньги на строительство ВС будут разворованы и сама армия будет коррумпирована. И отбор в неё лучших, а не худших, будет невозможен. И парламентского контроля не может быть в стране, где нет независимого парламента. И вообще никакой контроль над ВС невозможен, если власть в стране не зависит от общества. И закупки наиболее качественной техники невозможны, если единственным критерием победы в конкурсе является размер отката.
Армия не может быть оазисом порядка и законопослушания среди прогнившего коррумпированного государства. Соответственно, говоря о строительстве новых ВС, очень важно не забыть о связи причины и следствия. И о том, что не вливают нового вина в старые мехи.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Dagens Nyheter (Швеция): в поселке на краю земли больше нет льда.
Как изменилась Териберка. - The New York Times (США): как Россия побеждает в климатическом кризисе (Часть II).
- The New York Times (США): как Россия побеждает в климатическом кризисе.
Часть I. - «Иногда мне хочется, чтобы все немного страдали синдромом Аспергера».
Фильм «Я-Грета» выходит в России. - По тонкому льду.
Как глобальное потепление повлияет на Россию. - Yle (Финляндия): на севере России радуются изменению климата, но вызывающие его выбросы черного углерода всех беспокоят.
«У нас не рекомендуют покупать белые вещи, потому что они становятся черными». - Есенинская тайнопись: «Россия… Ты понимаешь, Россия…».
«Славно! Конец неначинающегося романа!». - «Вечная мерзлота на самом деле не очень-то вечная, и никогда вечной не была».
Земля в российской Арктике взрывается «как бутылка с шампанским». - Как активисты отстояли гору.
Что нужно знать о шихане Куштау и главном производителе соды в России. - Экология кричит SOS.
Жизнь в регионах и влияние на климат.