Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Алексей Новосильцев   суббота, 13 августа 2011 года, 09:00

Новое — это хорошо забытое старое
В интернете возрождаются универсальные «толстые» журналы


// PhotoXPress.ru, Fotolia
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Одним из медийных итогов первого десятилетия XXI века можно считать возрождение русского «толстого» журнала, но не на бумаге, а в интернете. Первыми примерами таких изданий стали проекты Peremeny.ru, OpenSpace.ru и Snob.ru — журналы как бы нового типа, но во многом со старой моделью, обкатанной в России ещё два века назад.

Журнал обычного русского типа

Вначале был Карамзин. В 1802 году он создал журнал «Вестник Европы». Первоначально планировалось, что это будет ни к чему не обязывающий дайджест двенадцати европейских газет. Однако вскоре выяснилось, что это никому не интересно. И тогда журнал перестроился: на его страницах появилась беллетристика, художественная критика, политические и научные публикации. Родился первый русский «толстый» ежемесячник. А к середине XIX века журналы, принадлежавшие к этому типу, стали самыми важными и востребованными медиа в России.

«Толстые» журналы были источниками мнений и авторитетных комментариев, площадками для больших литературных премьер и кратких обозрений текущей театральной, музыкальной, выставочной, общественной жизни. Благодаря им образованная публика (чаще всего — живущая в провинции, где были недоступны более оперативные источники информации) узнавала о новых научных достижениях, черпала сведения о мировой истории и культуре, чувствовала некоторую причастность к столичному блеску крупной европейской державы. Словом, это были такие журналы-клубы. Со своими тусовками, своими направлениями (литературными и политическими) и другими особенностями. Общее у них было одно: они соединяли в себе литературный сборник, политическую газету и своего рода энциклопедию.

Другим жанровым обозначением такого издания было — журнал «обычного русского типа». То есть такой, который возник именно в России при попытке адаптировать разнообразные европейские концепции к российским реалиям. Большие расстояния при отсутствии быстрых коммуникаций выдвигали свои требования. Как, впрочем, и русская ментальность. Читателю недостаточно было специализированной информации по какой-нибудь одной сфере. Он хотел получить в одном толстом номере (до 300—500 страниц) всё и сразу: и науку, и беллетристику, и критику, и политику. Поэтому появился этот чисто русский формат: «За 7—10 рублей получает подписчик 12 толстых книжек, в которых опытная редакция преподносит читателю самый разнообразный материал для удовлетворения его любознательности. Журнал до некоторой степени удовлетворяет острую, особенно для провинции острую, потребность — следить за умственной жизнью всего человечества. Внёс подписную плату, и на целый год обеспечен в этом отношении статьями своего журнала». Так в 1912 году описывал феномен толстого ежемесячника библиограф Н.А. Ульянов.

В рамках журнала «обычного русского типа» существовало два основных подтипа — энциклопедический (например, «Московский телеграф», «Вестник Европы», «Библиотека для чтения») и литературно-публицистический (некрасовский «Современник», «Отечественные записки» и другие). Журналы первого подтипа были универсальными, в них реализовывалась та самая модель «всё сразу», делавшая каждый выпуск интересным всей семье подписчика. Журналы второго подтипа делали акцент на политику, художественную литературу и литературную критику.

К концу XIX века многие журналы «обычного русского типа» стали невероятно массовыми и даже «попсовыми», у них были огромные по тем временам тиражи. Например, тираж журнала «Нива» в 1899 году (когда там печатался роман Толстого «Воскресение») перевалил за 200 тыс. экземпляров (для сравнения — «Вестник Европы» первого, карамзинского созыва не набирал и 1500 подписчиков).

Однако, несмотря на этот успех, «толстые» журналы постепенно сошли на нет. Революционные темпы сделали востребованной дешевизну и оперативность газет. А после идеологическая замшелость окончательно погубила «клубную» журналистику. (Советские издания, унаследовавшие наименование «толстых», — «Новый мир», «Дружба народов» и прочие — в жанровом отношении не были таковыми, а в идеологическом — и не могли быть.)

Возрождение

Во второй раз «толстые» журналы энциклопедического типа подали признаки жизни в 90-х годах XX столетия. В это время в России появились первые глянцевые издания, и некоторые из них (обладавшие особенными гибкостью и чутьём и не слишком старавшиеся копировать западные аналоги) уловили естественные потребности русского читателя, проявив на своих страницах элементы энциклопедических изданий. Элементы эти можно было найти, например, в «Афише» второй половины 90-х, в «ОМ», «Птюче», «Матадоре»…

Но окончательно превратиться в энциклопедические издания новорождённому российскому глянцу помешала лихорадка потребления, накрывшая страну вместе с проникновением в неё иностранного капитала… Глянцевые журналы, чтобы выжить в условиях рынка, должны были стать носителями рекламы. А при таких условиях тексты журналов быстро превратились в обычное средство для заполнения пространства между рекламными модулями. Ни о какой живой, «клубной» журналистике, да ещё и энциклопедического характера, не могло быть и речи.

Всё изменил интернет. Как только русскоязычный сегмент стал развиваться, появились и первые издания, отдалённо напоминающие «толстые» ежемесячники XIX века. Литературно-политические (russ.ru) и чисто литературные (topos.ru), но энциклопедических, универсальных интернет-журналов всё же не было. Возникли они только после 2005 года. Сейчас в полном смысле таких издания три: OpenSpace.ru, Snob.ru и Peremeny.ru. Во всех трёх акцент сделан на культуру и искусство, во всех трёх так или иначе поднимаются общественно-политические темы. Но в остальном они совершенно разные.

«Перемены»

Первым «толстым» веб-журналом универсального энциклопедического характера стало издание «Перемены» (Peremeny.ru). Этот журнал появился в 2004 году, когда его будущий главный редактор Глеб Давыдов, на тот момент возглавлявший молодёжный журнал BRAVO, съездил в Индию и познакомился там с неким таинственным саду (странствующим служителем культа Шивы). Саду дал Давыдову «духовное задание: заняться уже наконец чем-то таким, что выходило бы за рамки рутинной повседневности и коммерческих транснациональных интересов». После этого и был создан портал Peremeny.ru (эта история найдена здесь).

В «Переменах» публикуются романы и эссеистика (иногда с эзотерическим уклоном), общественно-политическая аналитика и исторические исследования. Есть просто блог, выполняющий здесь традиционную для «толстых» журналов функцию отдела «Смесь». В общем, налицо все родовые признаки «толстого» журнала с широким охватом тем — от поп-культуры и современного искусства до литературы, путешествий, науки и религии. «Перемены» себя так и позиционируют: «толстый веб-журнал XXI века».

Своё нынешнее лицо проект обрёл только в 2007 году, когда появился специальный литературный отдел «Блог-книги», где в виде отдельных авторских блогов в режиме онлайн пишутся и публикуются книги. Как худлит, так и нон-фикшн. Вообще, для «Перемен» характерна склонность к эксперименту. По сути, это такая лаборатория по созданию новых медиаформ и смыслов. Создатели сайта не боятся запускать порой совершенно непонятные разделы и проекты, часть из которых потом приживаются и успешно продолжают работать, а другие служат идейным плацдармом для разработчиков сторонних, уже коммерческих стартапов (например, Look At Me).

Помимо формальных экспериментов, «Перемены» проводят и содержательные. Например, запускают мировоззренческие «медиавирусы». Такие, как проект «Места силы». Когда в 2005 году его автор взялся посетить и описать главные российские монастыри, название для своего проекта он позаимствовал из «учения дона Хуана» (Карлос Кастанеда). Но после того как проект «Места силы» получил широкую известность и стал незаменимым путеводителем для путешествующих по интересным местам России на автомобиле, термин «место силы» распространился повсеместно (подробнее см. здесь).

Отчасти «Перемены» напоминают «Московский телеграф» XIX века, а отчасти — «толстые» журналы начала XX века, например «Весы». И в отличие от двух других интернет-толстяков, о которых пойдёт речь ниже, этот сайт напрочь лишён конъюнктурных аспектов.

«Открытое пространство»

На британском сайте OpenDemocracy.net, где регулярно публикуются англоязычные версии материалов портала OpenSpace.ru, портал этот подаётся как «первый в России интернет-журнал, посвящённый культуре — искусству, музыке, кино, театру, литературе. OpenSpace предлагает гид по лучшим книгам, фильмам и театральным постановкам. Также он поставляет новости, аналитические статьи и статьи на социальные темы и регулярно проводит среди своих читателей опросы по актуальным культурным темам (например, опрос о самом влиятельном интеллектуале в России). Основан в 2008 году».

Новым владельцем интернет-ресурса OpenSpace.ru стал, вопреки ожиданиям, не основатель банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров, а президент финансовой корпорации «Открытие» Вадим Беляев. «Проект действительно обошёлся недорого», — заявил г-н Беляев порталу Snob. А Lenta.ru со ссылкой на «Интерфакс» сообщила, что OpenSpace был куплен всего за несколько миллионов рублей. Помимо этого, новому владельцу предстоит ещё много вложить в проект, рассчитываясь с его долгами и выплачивая задолженности по зарплате.

Само по себе название портала («Открытое пространство», если перевести на русский), возглавляемого поэтессой Марией Степановой, недвусмысленно отсылает к демократической концепции «Открытого общества», активным проводником которой в России был в 90-х американский финансист Джордж Сорос. Это отчасти подтвердил и упомянутый в процитированной рецензии конкурс по поводу самого влиятельного интеллектуала (где одно из ведущих мест занял Ходорковский). Глубинная связь между OpenSpace.ru и принципами «Открытого общества» вообще прослеживается во многих публикациях этого проекта. Особенно в том, как подаются общественно значимые темы.

По своей форме большинство статей на портале напоминают качественную глянцевую журналистику, вроде журнала «Афиша», и, как правило, по уровню аналитического проникновения в суть дела не выходят за рамки глянца для средней интеллектуальной публики. По структуре журнал больше всего похож на знаменитый энциклопедический «толстый» журнал XIX века «Библиотека для чтения». Создавая его, редактор Осип Сенковский ориентировался на парижскую Bibliotheque Universelle («Универсальную библиотеку»), но в итоге вынужден был трансформировать концепцию в журнал «обычного русского типа» энциклопедического толка. Доступный для понимания массовому читателю как из столицы, так и из провинции (это сработало, журнал имел много подписчиков).

На OpenSpace.ru тоже пишут очень популярно и довольно просто. Много про современное искусство, про музыку (целых два отдела — один про современную, другой про академическую). Есть отдел «Медиа», в котором представлена адекватная информация об актуальном состоянии дел в этой области. Беллетристика появляется редко, в основном малые формы.

В целом очень неплохое качественное издание — без ощутимых открытий и прорывов, но отлично подходящее для того, чтобы получать новости о культурной и общественной жизни России, не особо при этом напрягаясь, а напротив, отдыхая, почитывая вечерком занятные тексты.

«Сноб»

В прошении, поданном на имя петербургского цензурного комитета, о разрешении нового журнала «Библиотека для чтения» его будущий издатель А. Смирдин писал:

Журнальная журналистика — это не газетная журналистика. Подавляющее большинство журналистов, пишущих в газеты, привыкли к тому, что если ты сдаёшь в редакцию более или менее удобоваримый текст, фактуру, то его там доведут до ума, заплатив тебе минимальные деньги. Журналы устроены по-другому: журналист должен сдать очень хороший интересный авторский текст и получить за это хорошие деньги. Это как разница между «Макдоналдсом» и рестораном высокой кухни.

«Долговременное наблюдение и торговый опыт удостоверили меня, что главную причину как посредственности отечественных литературных изданий, так и непрочности их существования следует приписать тому обстоятельству, что до сих пор они обыкновенно предпринимались отдельными лицами, основывавшими расчёты свои в успехе более на собственном своём трудолюбии, чем на правильном содействии постоянных и известных в учёном свете сотрудников, и предпринимались без нужных денежных средств к упрочению своего быта и к приобретению важных материалов и к приличному вознаграждению писателей за труды, коими сии последние могли бы украшать подобные издания и поддерживать их славу».

Когда Смирдин решил делать «Библиотеку», он пригласил профессора Санкт-Петербургского университета литератора Сенковского и назначил ему необычно большое для того времени жалованье в 15 тыс. рублей. Это вызвало множество кривотолков в литературном мире. Смирдин, также впервые в русской печати, ввёл твёрдый авторский гонорар — 200 рублей за лист, а для знаменитых писателей — до 1000 рублей и выше. На титульном листе печатался список из около шестидесяти авторов, чьи учёные и литературные труды предполагалось помещать в журнале. За согласие известных писателей указать своё имя в списке сотрудников Смирдин также платил.

Вся эта история с «Библиотекой» очень напоминает журнал «Сноб». Известный миллиардер решил вложиться, пригласил на должность главреда легендарного основателя «Коммерсанта» Владимира Яковлева. Сотрудникам были назначены очень высокие зарплаты, а по поводу величины гонораров, предлагаемых именитым авторам, и вовсе разгорелось несколько глупейших скандалов: именитые авторы до того удивились столь невероятным предложениям, что решили, будто над ними издеваются, и стали по этому поводу громко возмущаться в своих блогах. На самом деле никто ни над кем не издевался. Журнал «Сноб» и вслед за ним появившийся (и сейчас ставший ещё более значимым, чем сам журнал) веб-проект Snob.ru (сочетающий в себе элементы социальной сети и «толстого» веб-журнала) доказали абсолютную серьёзность намерений их создателей.

Впрочем, выглядит проект всё-таки довольно культуртрегерски и немного неестественно. Поэтому в блогах до сих пор не утихают удивлённые восклицания в его адрес. Например, известный литературный критик Лев Пирогов («Литературная газета») недавно написал в своём ЖЖ:

«Удивляет и как-то заставляет помяться (смертельно ранит), когда человек интеллигентнейший, рафинированный интеллигент, вроде Еввы Два или Сергея Сергеевича Аверинцева, ломают голову над очередной остроактуальной публикацией в журнале (а то и блоге журнала) «Сноб». Кажется: нет, ну это ж Сергей Сергеевич с его беззащитным взглядом из-под очков, как можно?.. а они всё ложут и ложут.

Результат потрясающий: в мире высоких смыслов начинает происходить то, что пишет журнал «Сноб». Не о чём, а что, хотя о чём тоже. Вот, оказывается, как можно консолидировать интеллигенцию. Аккумулировать головной заряд для решенья задач.

Деньги. Все знают, что в «Снобе» большие деньги. То есть достойные. И хотя всем решительно наплевать на это, но повариться на пару, постоять рядом с безразличными мне, но достойными меня, интеллигента, большими деньгами мне, интеллигентному человеку, приятно. Бодрит».

Новые рассказы писателей Сорокина и Лимонова, и даже Пелевина, регулярно возникающие на сайте Snob.ru, и вообще постоянно появляющийся новый высококачественный контент (основные темы: культура, бизнес, наука, политика), а также блестяще реализованное юзабилити привлекают к проекту всё новую и новую аудиторию. И можно констатировать, что, хотя проект «Сноб» изначально запускался как некое элитарное СМИ «для своих» (которых Яковлев называл Global Russians), сейчас он становится довольно массовым и, наверное, самым популярным из возрождённых «толстых» журналов, веб-журналов «обычного русского типа».

* * * *

Конечно, рано ещё говорить о том, что концепция «толстого» журнала окончательно прижилась в интернете. Судя по всему, ни OpenSpace, ни Snob, ни Peremeny.ru пока ещё не вышли на самоокупаемость и существуют лишь благодаря энтузиазму своих инвесторов и создателей. Что автоматически перемещает их в зону постоянного финансового риска. Однако тренд очевиден: у читающей публики этот формат несомненно востребован, и поэтому всё новые и новые «толстые» веб-журналы в ближайшие годы будут появляться в Рунете.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00


Большой ребрендинг

Тонкий Facebook и особенности дружелюбного дизайна

Впервые за десять лет своего существования социальная сеть Facebook изменила логотип, спровоцировав поток сообщений в СМИ. Из них пользователи и узнали о переменах ― на сайте изменения найти не так просто. Подобный ребрендинг ― явление популярное: свои эмблемы неоднократно меняли практически все знаменитые торговые марки, структурные подразделения и даже целые города.

03.07.2015 11:20, Ангелина Горбунова


Длинные формы

Культура чтения в эру цифровой журналистики

Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

02.07.2015 17:30, Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова


Олдскульный интернет

12 сайтов и сервисов Рунета, способных вызвать ностальгическую слезу

В июне Mail.ru Group сообщила, что объединит мессенджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ под брендом ICQ. Эта новость заставила редакцию TheRunet не только вспомнить о существовании таких мессенджеров, но и поностальгировать о том, какие еще сервисы и сайты когда-то были очень популярны, а теперь находятся в тени (или вообще прекратили свое существование).

30.06.2015 09:00


7 трендов новых медиа в 2015 году

Второй год подряд мы анализируем информационные технологии и изменения в поведении аудитории, которые наиболее сильно влияют на СМИ и коммуникацию в широком смысле. Что ждет новые медиа в 2015 году?

16.01.2015 10:00, Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»


Аргумент к Гитлеру и другие уловки

Почему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?

Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.

11.12.2014 11:30, Сергей Худиев


Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

22.08.2014 13:30


Раздраженные интернетом

Кто недоволен свободой интернета, как недовольство становится глобальным и когда интернет станет уютным

На заре, в девяностые, люди считали, что интернет — это каталог полезной информации. В нулевые интернет воспринимали как среду общения и самовыражения. В десятые интернет воспринимают как зло.

24.07.2014 14:45, Андрей Мирошниченко






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.