Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Александр Шаталов   понедельник, 27 декабря 2010 года, 09:36

Ностальгия по советскому
Как, с кем (а главное, зачем) мы проводили время у телевизора


// РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Собчак и Канделаки становятся ролевой моделью для подражания для девушек, доказывая, что жизненного успеха можно добиться путём распущенного поведения, но только в том случае, если это поведение ежедневно освещается в жёлтой прессе.

Телевидение — это силовое ведомство. Такой тезис был сформулирован ещё Борисом Ельциным. Вместе с тем не существует никакого открытого и публичного механизма влияния общества на телевизионное пространство. Как нет и контроля за тем, что именно в нём происходит. Как говорится, сила есть — ума не надо. Чем же радовал нас телеэкран в минувшем году?

У нас разучились играть иностранцев и сказочных героев. У нас не играют больше романтических героев вроде Медведя-Абдулова и амбивалентных рефлексирующих героев вроде Волшебника-Янковского. За уходящее десятилетие у нас было больше потерь. Впрочем, возможно, так кажется потому, что у нас не так уж много приобретений. Во всяком случае, сопоставимых с уходящей человеческой натурой.

Главный тренд минувшего телевизионного сезона — ностальгия по советскому периоду. Причём по всему советскому, начиная с восхищения сталинской эстетикой и методами управления (показателен выпуск программы «НТВэшники», посвящённой реабилитации личности и деятельности Лаврентия Берии) и кончая радостями «нашего двора», которым умиляется Леонид Парфёнов в ток-шоу «Какие наши годы».

Основной темой передачи Парфёнова стала, как аннотировал её Первый канал, «история России и СССР». Знаменитый телеведущий с нежностью вспоминает прошлое, и в его интонациях нет ни малейшего скепсиса в отношении советской истории, есть детали, да и то все они крайне симпатичные.

То есть на сегодняшнем телевидении тоталитарное советское общество противопоставляется нынешнему постдемократическому, причём явно в пользу советского.

В то время, когда официальная власть не устаёт призывать общество к модернизации, «силовое ведомство телевидение» загоняет зрителей в «рай» советской действительности, фактически проводя политику переоценки ценностей последних лет.

Эта политика телевидения зеркальным образом отражается и на том, что происходит в обществе, — достаточно вспомнить волну националистических волнений, прокатившуюся только что по стране. Тезис «в советские годы такого не было и все мы жили дружно» оказывается подкреплённым именно телевизионными передачами.

Противоборство общественных сил вылилось в выступление всё того же Л. Парфёнова на вручении ему премии имени Владислава Листьева: «Вечнозелёные приёмы, знакомые каждому, кто застал Центральное телевидение СССР, когда репортажи подменяет протокольная съёмка встречи в Кремле, текст содержит интонационную поддержку, когда существуют каноны показа: первое лицо принимает министра или главу региона, идёт в народ, проводит саммит с зарубежным коллегой. Это не новости, а старости, повторение того, как принято в таких случаях вещать. Возможны показы и вовсе без инфоповодов — на прореженной эфирной грядке любой овощ будет выглядеть фигурой просто в силу регулярного появления на экране…»

Будучи частью этой же системы, Парфёнов в данном случае высказал мнение тех, кто поддерживает тезисы по поводу необходимости радикальных изменений в формировании общественных ценностей: образование, культура, инновация.

Хотя это и идёт вразрез с культом ностальгии, носителем которой является сам же Парфёнов, прославившийся уже не телевизионным своим продуктом, а многотомным собранием «Намедни» — набором историй, с ностальгией рассказывающих о минувшем времени.

Риск слабоумия

То, что телеканалы упорно обращаются своими новыми программами именно к теме недавнего прошлого, обусловлено сегментацией телевизионной аудитории.

Происходят три взаимодополняющих процесса. С одной стороны, расслоение общества делит его на тех, кто пользуется интернетом, и тех, кто его не знает. Для России это связано не только с возрастными характеристиками аудитории, но и с географическими, материальными возможностями — не все могут позволить себе даже самый простой компьютер.

С другой стороны, телевизионная аудитория стареет. Для того чтобы сохранить рейтинги, телеканалы вынуждены подстраиваться под людей старшего возраста.

Американские исследования показали, что люди, которым за 65 лет, проводят у телеэкрана втрое больше времени, чем молодёжь. В России аудитория по сравнению с советским периодом упала и только 83% населения смотрит телевизор с той же интенсивностью, что и раньше. «Ежедневно при светящемся телевизоре у нас присутствует 102—105 млн человек», — утверждает социолог Даниил Дондурей.

И всё же, несмотря на такой высокий показатель, молодёжь предпочитает получать информацию через интернет и только люди старшего возраста ориентируются на телевещание. Есть и третий важный момент.

Доля федеральных каналов в своей совокупности становится с каждым годом всё меньше. Первые три канала все вместе уже не набирают 50% зрительской аудитории.

Возникают новые каналы, в том числе городские и профильные (РБК), которые оттягивают аудиторию на себя. По данным на 1 января 2010 года, россияне тратят на просмотр телевизора в 24 раза больше времени, чем на интернет.

Но, как мы уже показали выше, это аудитория пенсионного возраста. Молодёжная аудитория государством уже полностью упущена и фактически перестала быть контролируемой.

Те же самые американцы установили, что «телевизор повышает риск развития тучности и диабета, а также способствует снижению удовлетворения от жизни в целом и повышает риск слабоумия».

Телевизионная ротация

Прошедший телевизионный год обещал быть крайне интересным с точки зрения радикальной эволюции телевизионного пространства.

Во-первых, произошла смена управления холдингом «СТС». Его покинул Александр Роднянский, в своё время приведший СТС к успеху. И вскоре он официально возглавил экспертный совет компании «Национальная Медиа Группа Телевидение» (НМГ-ТВ), которой принадлежат Пятый канал и РЕН.

Пятый канал стал федеральным, и приход на него одного из самых успешных телевизионных менеджеров был воспринят очень насторожённо другими участниками медиапространства.

Во-вторых, произошёл ребрендинг холдинга «ВГТРК». Вместо не оправдавшего себя канала «Спорт» возник канал «Россия 2», а заодно были переименованы и другие каналы — «Россия 1», «Россия 2», «Россия К» (бывшая «Культура»), «Россия 24» (бывший канал «Вести»), «РТР-Планета».

Незадолго до этого была освобождена от занимаемой должности многолетний руководитель канала «Культура» Татьяна Паухова, при которой среднесуточная доля федерального канала упала до скандальной цифры — 1,3%.

У возглавившего «Культуру» Сергея Шумакова появилась возможность показать зрителям, что есть настоящая культура в его понимании.

Но не успел год завершиться, как пошли новые перемены. Команда Роднянского была вынуждена покинуть НМГ-ТВ — низкие рейтинги обновлённого РЕН ТВ и Пятого не удовлетворили владельцев этих каналов.

И ещё впереди — новый мэр Москвы запускает свой собственный проект на ТВЦ, что может говорить и о скорых изменениях в этом пространстве, которое частично уже обновилось за счёт сокращения певцов гнезда Лужкова.

Именно к этому каналу отсылает своё недоумение актриса Татьяна Догилева, втянутая в конфликт по уничтожению старой Москвы: «А какой у меня радикализм? Я хочу просто услышать, сейчас столкнувшись с этой системой феодальной, прямо так скажем, азиатско-феодальной, где народ, как в древнем Китае, ничего не значит, сколько ни убить, умрут они с голоду, сгорят их дома или не сгорят. Власти живут какой-то своей жизнью в этом китайском дворце, и лишь бы там ничего не трогалось. Я просто хочу задать какие-то вопросы...»

Старый телевизор

Двухгодичной давности кризис телевизионной премии «ТЭФИ» (когда из состава её учредителей вышли НТВ и ТНТ, а ВГТРК отказалась выдвигать на премию свои программы), подогретый скандалом этого года, показал, что новой качественной продукции на телевидении так и не появляется.

Если в советские годы народу объясняли, как ему следует думать и ради чего жертвовать собой, сегодня ТВ нагляднейшим образом инструктирует, как дольше жить, медленнее стареть и умнее худеть. Попутно протаскивается реклама кучи средств, способствующих правильному и полезному. Телевидение последних лет упорно противится жанру подведения итогов. У нашего сегодняшнего ТВ нет никаких итогов, оно непрерывно, тягуче и неумолимо инертно.

Всё новое связано с тем самым ребрендингом, о котором шла речь. «Обновлённый» Александром Роднянским Пятый канал пытался ориентироваться на интеллигентную аудиторию и Петербург как культурную столицу России.

Неслучайно знаковым лицом канала стала Светлана Сорокина, которую в очередной раз призвали на закрытие амбразуры (предыдущая попытка была предпринята на «Домашнем», на котором передачу закрыли почти сразу же после её выхода в эфир — независимый голос Сорокиной вступал в диссонанс с политикой канала).

На этот раз ей предложили проект «Программа передач» — ностальгический рассказ о «знаковых телепередачах» минувшего прошлого. (Своего рода отсылка к программе «Старый телевизор», которую вёл когда-то Лев Новожёнов.)

«На питерском ТВ я начинала и, видимо, на питерском ТВ помру» — так прокомментировала Сорокина это предложение. Но Светлана — активный и политически неравнодушный журналист сегодняшнего дня.

Попытка прописать её только в прошлом была ошибочна изначально. Ей нужна была профессиональная редакторская группа, которой ей на канале не дали.

Да и цензура не дала ей возможности перейти к публицистическим обобщениям. Ну а когда в «поддержку» Сорокиной был брошен Андрей Максимов, смело приведший на канал экстрасенсов, рейтинг программы стал стремительно падать.

Ещё одной ностальгической программой Пятого стал другой проект того же Андрея Максимова — «Личные вещи», рассказ об интересном собеседнике через его личные вещи.

И тут же в сетке на Пятом — «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе. Оказалось ясно, что интеллигентной зрительской аудитории этот канал со своим нафталинным запахом не интересен.

Тактическим просчётом Александра Роднянского можно назвать и то, что он привлёк к работе на Пятом в качестве приглашённой звезды Ксению Собчак, видимо полагая, что именно она пользуется уважением питерской аудитории. Тем самым он окончательно подорвал доверие к новому каналу.

Примерно то же самое можно сказать и о РЕН ТВ. РЕН ТВ по-прежнему (к счастью) может гордиться Марианной Максимовской и Михаилом Осокиным, новостная линейка — то немногое, что досталось каналу с прежних времён и что удалось здесь сберечь.

Зато новые продукты по-прежнему апеллируют к теме ностальгии, так как для иного продукта нужно обладать хоть каким-то креативным мышлением, которого на РЕН ТВ не наблюдается.

Показателен документальный цикл «Монолог» Оксаны Барковской, который рекламирует всё то же: «Об известных людях расскажут их дети. Ксения Собчак — об Анатолии Собчаке… Рамзан Кадыров дал согласие рассказать об Ахмате Кадырове. Пристрастный и понимающий взгляд сына или дочери даёт документальному портрету героя новое измерение и обещает открытия» .

Воспевание семей Кадырова и Собчак на канале, который претендует на некую актуальность, выглядит по меньшей мере спекулятивным.

Теневая идеология

Телевидение — важнейшее орудие государственной пропаганды. Зададимся вопросом — какую именно идеологию оно пропагандирует? 57 из 100 героев российских сериалов, идущих в прайм-тайм по отечественному телевидению, связаны с криминальными отношениями (я опираюсь на социологию Д. Дондурея): «В поле массового сознания годами воспроизводится кодекс жизни «по понятиям» — тюремный сленг, психология и стилистика зоны. Одна только программа «Чрезвычайное происшествие» на канале НТВ (20 выпусков в неделю) повествует готовящимся к модернизации соотечественникам о 8 тыс. преступлений в год».

С идеологией понятно. Ну а каких героев нам предлагают отечественные каналы? Две самые популярные телеведущие минувшего сезона — Ксения Собчак и Тина Канделаки, женщины, прославившиеся своим аморальным поведением и такими же приключениями, в результате чего последняя неожиданно для всех даже стала членом Общественной палаты.

Её проект этого года (вместе с Андреем Колесниковым, привыкшим обычно беседовать с Владимиром Путиным) «Нереальная политика» (НТВ) — диалоги вокруг политики с известными людьми. Показателен недавний «диалог» в этой программе с Филиппом Киркоровым, напавшим во время репетиции на женщину-режиссёра.

«А тебе мама не говорила, что женщин бить нельзя?» — по-отечески спрашивают ведущие. Публичное обсуждение таких тем уже само по себе ставит под сомнение моральные принципы — можно или нет бить женщин, допустимо ли убить своих родителей, плохо или хорошо быть преступником, нужна ли коррупция и т.п.

Понятно, что такие истины Тине Канделаки не знакомы, а потому ей кажется уместным уточнять их со своими студийными гостями. Такие персонажи, как К. Собчак и Т. Канделаки, становятся ролевой моделью для подражания для девушек, доказывая, что жизненного успеха можно добиться путём распущенного поведения, но только в том случае, если это поведение ежедневно освещается в жёлтой прессе.

Даже серьёзные темы в их исполнении превращаются в фарс и пародию. Собственно, именно этот образ и пропагандирует сегодняшнее телевидение («Скандалы недели»).

Криминальный мир и преступное мышление — вот то, что является содержанием многочасового отечественного телеэфира и что приводит к «теневой идеологии» (определение философа Александра Рубцова).

Больше половины населения начинает терпимо относиться к коррупции, а программа «Дом-2» своим содержанием начинает формировать молодёжное мышление и создавать новых молодёжных идолов.

Бедная культура

Культура как естественная составляющая общества сегодня не упоминается практически ни в одном государственном документе. На телевидении она выделена в резервацию — специальный канал.

Неудивительно, что руководители других федеральных каналов отправляют всех производителей именно сюда: «нам культура не нужна». Одним из важных событий «обновлённого» канала «Культура» стал повторный показ кинофильма Олега Дормана «Подстрочник» — монологов переводчицы Лилианны Лунгиной.

Но показателен и скандал, связанный с этим фильмом, которому вдруг присудили телевизионную премию «ТЭФИ». Режиссёр Олег Дорман отказался от премии и распространил своё открытое письмо:

«Среди членов академии, её жюри, учредителей и так далее — люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет. Кто-то сеет и печёт для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке. На людях образованных, думающих лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности. Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу. У них нет права давать награды «Подстрочнику». Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит» .

На это письмо сразу же откликнулся Михаил Швыдкой, на что получил ответ Дормана: «Спасибо за добрые слова. Отчего, однако, Михаил Ефимович не вспоминает, как, будучи главным редактором телеканала «Культура», отправил нас с «Подстрочником» искать счастья в иных местах? И как повторил эту свою рекомендацию, уже став министром культуры? С уважением, Олег Дорман» .

После смены руководства «Культуры» рейтинг канала пошёл было вверх, стали появляться события в виде значимых прямых трансляций или премьер фильмов, снятых с полок (такие всё ещё есть).

Во многом это было заслугой пришедшего на канал вслед за С. Шумаковым Виталия Вульфа. Однако новых ярких проектов почти не появилось.

Очень важный, но безумно скучный и непрофессионально реализованный цикл телевизионных программ «ACADEMIA», в котором известные учёные читают лекции условным студентам. Речь идёт именно о непрофессионализме.

Общество как раз нуждается в таких передачах и тяготеет к самообразованию. Но здесь необходима работа с лекторами, людьми не телевизионными, а также с темами лекций и с их подачей.

Телевизионные лекции Лотмана, снятые давно и без современных технологий, до сих пор завораживают увлечённостью автора. Некоторым исключением можно назвать передачу «Пресс-клуб XXI», в которой свою любимую модель пресс-клуба разыгрывает команда АТВ.

К сожалению, нередко выпуски программы превращаются в очередной базар, так как участники дискуссий часто не обладают ни необходимым авторитетом, ни профессионализмом в той области, о которой берутся высказываться.

Показательно словечко, которое культивируется в этой программе, — «блогер». Слово, обозначающее человека, который делает свои записи в интернете.

Так вот, вместо определения участников дискуссий с профессиональной точки зрения, в передачу вдруг приглашают блогеров, людей, не умеющих и не привыкших выбирать аргументы для своих высказываний. Когда «инновации» «Культуры» происходят на таком уровне, успеха ожидать сложно.

Вперёд назад

За минувший год телевидение доказало, что стремительно теряет интерес зрителей и находится в кризисе: нехватка идей, неверие в аудиторию, а по большому счёту и пренебрежение этой аудиторией. Кроме ностальгии, трендом минувшего сезона было стремление сделать передачи практичными: Первый канал запустил проект «ЖКХ» — самоучитель борьбы с чиновниками из ЖЭКов, на каждом из каналов вышли обновлённые медицинские передачи — самолечение снова в моде, поговаривают даже о возвращении на экран пропагандиста уринотерапии доктора Малахова, но всё это не меняет картины в целом.

Упала популярность СТС и «Домашнего» (лучшая программа канала «Домашний» «Одна за всех», получившая в этом году ТЭФФИ, теперь здесь идёт в повторах едва ли не круглосуточно, что, естественно, приводит к снижению её рейтинга).

Доля канала «Домашний» по сравнению с прошлым годом упала почти на единицу. Люди устали смотреть звезду эфира Андрея Малахова.

Агрессивно недоброжелательные и поверхностные «НТВэшники» показали, что нельзя дважды войти в одну воду, равно как нельзя возобновить «Музыкальный ринг» (НТВ) — когда-то модную передачу питерского телевидения, превратившуюся в фарс посредственности. На этом фоне успех ТНТ, ориентированного на низовые рефлексы и апеллирующего к необразованной и некультурной аудитории, выглядит куда логичнее и честнее.

Неслучайно их новый ситком «Реальные пацаны» (в пресс-релизе канала написано — «беспрецедентно приближенный к реальности») можно расценивать как полное совпадение с аудиторией своего канала, для которого только и может быть реальной звездой Ксения Собчак. Но это одновременно и своего рода пародия на то, что показывают менеджеры других каналов.

Пока же телевидение идёт в ногу с «Идущими вместе», преследующими Олега Кашина и топчущими портреты правозащитницы Людмилы Алексеевой, в ногу с «Русским маршем» и «отчаянными домохозяйками» Тиной Канделаки и Ксенией Собчак...

Хорошо ли шагать в ногу, когда все остальные идут вразнобой? Поэт Александр Галич очень в этом сомневался:

Повторяйте ж на дорогу
Не для кружева — словца,
А поверьте, ей же богу,
Если все шагают в ногу —
Мост об-ру-ши-ва-ет-ся!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт


Achtung Loutallica

Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered»

Противник расслабился, магнетизируется манерно-изысканной лирикой о том, как от одной мысли о Борисе Карлоффе и Кински хочется отсечь себе груди и ноги, об убийстве из-за нестерпимой любви, боли самообмана, медовом льде и маленьких пафосных девочках без спермы…

01.11.2011 12:20, Александр Чанцев






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.