Подписаться на обновления
24 маяПятница

usd цб 64.4913

eur цб 71.8369

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  четверг, 26 февраля 2015 года, 16:30

Нормативная теория трудоустройства
Путь к мечте: 4 года, 100 страниц и умение фокусироваться


МФТИ. Фото: //mipt.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Десятки тысяч выпускников со всей России раз в год съезжаются в столицы, чтобы «пробить себе дорогу в жизнь». Однако радужное представление о том, что «топовый» вуз обеспечит своих студентов перспективой головокружительного карьерного роста, крайне редко соответствует реальности, а срок обучения выливается в 4 года смертной скуки и многостраничный труд, смысл которого сводится к формальной процедуре защиты. И все же бывает и наоборот.

Московский физико-технический институт стабильно занимает верхние строчки рейтингов российских вузов, а студенты Физтеха редко сталкиваются с проблемой поиска работы (конечно, если им удается дожить до выпускного). О том, что такое качественная система трудоустройства и какую пользу может принести диплом, «ЧасКору» рассказал аналитик венчурного фонда Runa Capital и исполнительный директор ИТ-кластера «Физтех» Константин Виноградов.

— Как начинался твой путь в профессию?
— С конца первого курса я работал в оргкомитете конкурса «Кубок Техноваций», в котором принимали участие молодые ученые и студенты с инновационными проектами со всей России. Сначала я попал туда как простой пиар-менеджер, а в середине четвёртого курса стал его руководителем. Работая в «Кубке Техноваций» я много узнал о венчурной инвестициях и инновационных стартапах – собственно, из этого опыта и родилась тема моего диплома в бакалавриате. В качестве научного руководителя я выбрал известного ученого со своей кафедры «Оценка эффективности инвестиционных проектов», Александра Ивановича Орлова. Тематика моего исследования была совсем новая и для него не очень близкая, так что я писал диплом полностью самостоятельно. Научрук в работу не вмешивался, я иногда с ним встречался и рассказывал о своих идеях, слушал фидбек. Диплом в итоге защитил на «отлично»

После бакалавриата меня пригласили в Runa Capital, один из ведущих венчурных фондов, в России, где я работаю уже 2,5 года. В фонде я занимаюсь поиском и отбором стартапов под инвестиции, развитием портфельных компаний, отвечаю за взаимодействие фонда с научными, образовательными и государственными организациями. Иногда бывают и другие интересные задачи – например, когда-то я занимался портфельной компанией нашего дружественного фонда Qwave Capital. Дело в том, что в старшим партнером Runa Capital и Qwave Capital является Сергея Белоусов, основатель IT- компаний Parallels и Acronis. Однажды Сергей попросил меня позаниматься компанией ID Quantique с очень сложной технологией – квантовой криптографией, а находилась компания в Женеве. Я больше года ездил в Женеву на совет директоров, исследовал, как из квантовой криптографии, такой сложной технологии, сделать бизнес, который будет зарабатывать деньги, и создать продукт, нужный людям. По этой теме я и написал диплом в магистратуре.

— Получается, дипломная работа не только обобщила тот опыт, который ты получил, но и принесла практическую пользу?
— Да, в настоящее время в работе я использую материалы из своего диплома. Кроме того, я считаю, что правильное образование – это синтез практических и теоретических знаний. Со временем ты накапливаешь какой-то опыт, систематизируешь его, теоретизируешь, потом делаешь какие-то наработки и применяешь их для получения новых практических сведений. Так происходит прирост структурированного знания.

— А ты публиковал свои дипломные работы?
— Нет, не публиковал. Наверное, можно было бы это сделать, никогда на эту тему не думал.

— Они могли бы быть полезны кому-то ещё.
— Может быть. Первая моя бакалаврская работа могла бы быть актуальна в своё время, в 2012 году. Сейчас это уже не так. В тот момент, когда я ее писал, было то, в чем «Кубок Техноваций» был пионером, проект давал какой-то свой опыт, который я описывал в этой работе. Второе исследование по коммерциализации квантовой криптографии было бы актуально и сейчас, потому что этой тематикой занимаются немногие, несмотря на то, что она очень перспективна. Но в России, я думаю, это мало кому будет интересно.

— Может быть, стоит предложить?
— Наверное. Но у меня нет времени на перевод, к тому же в работе есть и закрытая информация об этих компаниях, об этом рынке. Я не буду ее разглашать. Но на ее основе я могу делать выводы и уже про это как-то рассказывать.

— А при обучении в университете подразумевалась какая-то практика или только личная инициатива и самостоятельный поиск работы?
— Здесь стоит сказать об особой системе обучения в МФТИ. С одной стороны, у тебя есть фундаментальное образование на институтских и факультетских кафедрах – это физика, математика, информатика. С другой — прикладные знания, которые тебе передают учёные и сотрудники разных технологических компаний на базовых кафедрах МФТИ. А дальше уже следует работа с этими сотрудниками или учёными. Вся система нацелена на то, чтобы от теории постепенно переходить к практике: начиная с третьего курса ты либо включен в исследовательскую деятельность, либо работаешь в какой-то технологической корпорации.

В магистратуре я вообще учился на кафедре управления технологическими проектами при «РВК», где готовят технологических брокеров, эффективно работающих на стыке технологий и бизнеса по двум основным направлениям – в стартапах и технологических компаниях либо в венчурных фондах. Наука – это когда из денег делают знания, а инновации – это обратный процесс, когда из знаний делают деньги. Моя работа уже более 5 лет связана с последним.

— Насколько реально совмещать учёбу и работу на Физтехе?
— На самом деле, совмещать реально всё что угодно. Вопрос только в том, как ты расставляешь приоритеты. Можно учиться круглые сутки на Физтехе, и это не гарантирует тебе красный диплом. Можно учиться гораздо меньше, но максимально продуктивно, а оставшееся время тратить на что-то другое: на спорт, на девушек, на работу, на всё, что считаешь нужным. Есть знаменитый принцип Парето: «20% усилий дают 80% результата». Так, грубо говоря, можно тратить 100% времени и учиться на пятерки, либо 20% времени – и учиться на четверки. Либо тратить что-то между 20 % и 100%. Мой средний балл — 4,3. У нас есть отличники, но и те умудряются находить свободное время. Некоторые люди умудряются отлично учится параллельно в физтеховской магистратуре, в Российской экономической школе и ещё где-то при этом работать.

— А оценки в дипломе как-то влияют на возможности трудоустройства?
— С каждым годом оценки влияют всё меньше и меньше. И высшее образование, можно сказать, в этом смысле обесценивается. В тех же топовых вузах не важно, что ты закончил, важно, что ты до конца доучился, и ценится твой опыт – то, что ты реально умеешь делать. На четвертом курсе меня пригласили работать в фонд не потому, что я хорошо учился. На мои оценки никто особо не смотрел, и, наверно, я мог бы быть даже троечником. Просто у меня был опыт. Я был очень увлечен темой развития инновационного бизнеса, ориентировался в нескольких полезных для фонда темах. Вероятно, поэтому меня и позвали.

— У вас были еще какие-то письменные работы в ходе учебы – например, курсовые?
— У нас нет понятия «курсовая работа». У нас есть лабораторные работы, есть какие-то задания. Например, по матанализу мы в семестре сдавали 3-4 задания – каждое занимало как минимум 1 тетрадку с решениями задач. На деле было не так важно, сам ты их решил или всё списал — важно то, что потом нужно было эти задачи сдавать, защищать перед преподавателем. Иначе тебя отправляли на пересдачу задания. Из-за этого можно было получить недопуск или какие-то дополнительные штрафы на экзамене, что, в общем-то, тоже вело к пересдаче, а затем и к отчислению. Но все это было еще тогда, когда я учился на младших курсах. Сейчас, возможно, формат уже немного поменялся.

— А преподаватели не относятся снисходительнее к тем, кто уже работает?
— Нет. Есть программы, есть требования к курсу. Физтех замечателен тем, что имеет крайне жёсткие требования. Например, на 4 курсе, когда студенты часто уже где-то работают, причем не в науке, они все равно вынуждены занимаются теорфизом и учить те вещи, которые кажутся совсем далёкими от будущей профессии. Но зато после выученного теорфиза финансы или маркетинг кажутся очень простыми предметами. Да и фундаментальные знания часто могут пригодиться в совершенно неожиданных ситуациях.

— Знаешь ещё примеры, когда дипломные работы были как-то связаны с практической деятельностью и, может быть, помогали в ней?
— Да. В науке это обычно всегда работает. На Физтехе многие люди делают дипломы на научную тему. Ты пишешь исследование в рамках работы на базовую организацию, и обычно оно касается реальных задач этой организации, научного учреждения или коммерческой компании. Как правило, после этого люди работают над такими задачами и дальше. У половины Физтеха, я думаю, диплом как-то связан с дальнейшей работой.

— Можно поподробнее о системе? Сначала нужно выбрать кафедру, я так понимаю?
— Да. На разных факультетах это происходит в разное время. Но, в любом случае, к концу третьего курса все студенты определяются со своей кафедрой. Правда, потом её можно менять.

— Как студенты ориентируются потом?

— Студенты знают, какие базовые кафедры есть на факультете и просто выбирают между ними, проходят конкурсный отбор. Кроме этого, есть еще дни карьеры, когда приходят представители не только базовых организаций, но и компании из других отраслей – банки, консалтинг.

— И к кафедре привязана определённая компания?
— Да. Весь Физтех – это некая сердцевина. От нее расходятся различные направления и факультеты. У каждого факультета есть набор базовых организаций, которые с ним связаны. Эти организации вместе с факультетом формируют базовые кафедры.

Большинство базовых кафедр привязано к одной базовой организации, но есть примеры, когда с кафедрой работает много базовых организаций. Собственно, в магистратуре у меня была именно такая ситуация. И у нас, на мой взгляд, был хорошо построенный процесс. Во-первых, кафедра заточена под то, чтобы студенты работали днём, поэтому занятия проходили только вечером. Во-вторых, ты сам мог выбирать себе место работы. К тому же, аффилированные компании, с которыми налажены хорошие отношения, готовы брать к себе 1-2 способных студентов. В-третьих (на мой взгляд, самое важное), там преподают очень крутые практики, которые получили зарубежное образование и обладают хорошими преподавательскими навыками. Нас учили люди, которые закончили Гарвард, Принстон, другие бизнес-школы с мировым именем. У нас, например, преподавала Карима Нигматулина, которая буквально на днях уволилась с поста гендиректора НИиПИ Генплана Москвы – это институт, который занимается, например, решением сложных транспортных задач Москвы, в т.ч. с использованием математического моделирования. Перед этим она работала у Билла Гейтса – непосредственно с ним, а потом приехала обратно в Россию. Карима – преподаватель очень высокого уровня: она и учёный-математик, и бизнес-практик. Или, например, другой преподаватель, который у нас был, – Сергей Архипов. Он тоже родом из России, окончил Гарвард и Массачусетский Технологический институт, а сейчас работает заместителем гендиректора по инновациям ОАО «Объединенные машиностроительные заводы». Моим научным руководителем была прекрасная Анна Ненахова. Она директор по инвестициям венчурного фонда «ВЭБ Инновации», который так же, как и Runa, инвестирует в стартапы. Мы с ней коллеги по индустрии, иногда пересекаемся по работе.

Одна из проблем российского образования в том, что очень часто на кафедрах преподают какую-то абстрактную или устаревшую информацию, которой уже 20 лет. Для того, чтобы на Физтехе этой проблемы не было, и существует система базовых кафедр, где практики из науки и индустрии, рассказывают то, что важно и востребовано именно сейчас. Это позволяет получить актуальное образование.

— То есть ты выбрал кафедру, потом выбрал компанию. А как компания определяет, нужен ты ей или нет?
— Когда ты учишься, у тебя есть возможность работать в компании, но на многих кафедрах это не обязательно. Ты можешь работать в другой компании, например, в бакалавриате у меня была кафедра оценки эффективности проектов. Она привязана к Институту системного анализа Академии наук. Но в ИСА РАН я никогда не работал. Я работал в «Кубке Техноваций» – для меня это было куда интереснее. У нас не было требований по обязательному трудоустройству, нас не обязывают и не заставляют.

— Но предлагают.
— После окончания вуза они не обязаны меня брать к себе. Но во время образования на базе кафедры они обязаны меня учить.

— А задачи, на которых построен диплом, предлагаются?
— Это зависит от кафедры. На научной кафедре их часто даёт какой-то научный руководитель. Но я сам выбирал себе тему диплома, находил научного руководителя, который ориентировался в этой теме.

Некоторые компании из IT-сферы предлагают темы, которые нуждаются в разработке – естественно, не по приоритетным направлениям, а скорее, по чему-то в формате проработки перспективных идей. Как раз такие задачи обычно и дают на разработку кафедры, ведь, с одной стороны, там есть студенты, которые могут заниматься исследованиями и принести какие-то свежие идеи, но, с другой стороны, студенты могут ошибиться, так как они всё-таки еще учатся. И часто всё делают в последнюю ночь. Поэтому в жизненно важных вопросах на них не стоит особо надеяться, и отдавать основные задачи студентам в компаниях не принято.

— А как происходит отбор? Если я хочу на топовую кафедру, что мне нужно для этого сделать?
— Так же, как происходит отбор на работу. У тебя есть какой-то опыт, какие-то знания. Оценки, учебная активность, танцами занимаешься, в хоре поёшь, по физике задачки хорошо решаешь или в олимпиадах участвуешь.

— То есть портфолио, собеседование?
— Схема та же, что и при поступлении на Физтех: есть экзамены, ЕГЭ тоже принимаются, но все равно до сих пор остается такой элемент, как собеседование. Он с каждым годом становится всё менее значимым, но тем не менее продолжает в значительной степени определять, на какой факультет ты попадаешь. Вот поэтому там смотрят в целом на человека: насколько он трудолюбив, талантлив, что он умеет делать, что не умеет. Я, например, тоже часто нанимаю людей – за последние, наверно, полтора-два года человек 10 отобрал в разные наши организации. И мы смотрим на все.

Важно, чтобы человек чем-то занимался. Если он аморфное существо, серая масса, то нам это не интересно. А может, у него плохие оценки, но он стихи пишет. И объясняет, что я, ребят, плохо ходил на пары, потому что творческая личность и писал стихи вместо того, чтобы слушать лекции. Или он спортом занимался. Или у него семья, дети, и он тратил время на ребёнка. А если у человека и оценки так себе, и ничего существенного он не сделал, увлечений у него нет, то непонятно, чем он вообще занимался в лучшее студенческое время. Ведь дальше времени становится только меньше и меньше.

— А на дипломные работы смотрите?
— Честно говоря, мы обычно не спрашиваем на собеседовании про дипломную работу. Я спрашиваю о том, чем человек сейчас занимается. Если он говорит, что он почти нигде не работал, но учился, то я спрашиваю, о чём у него был диплом, что он по нему делал. Если человек говорит, что немного времени уделял учёбе, то я спрашиваю о чем-то другом. Каждому человеку что-то интересно. Я спрашиваю о том направлении, на котором он сфокусировался. Потому что в работе самое важное – фокусироваться на чём-то, что тебе интересно. Если он ни на чём не смог сфокусироваться, ничего не достиг, то, по-моему, это очень печально.

— Дело в итоге в личных качествах?
— Во всём. Всё важно. Если ко мне приходит студент с Физтеха, у которого балл ниже 4, я буду с ним очень внимательно разговаривать, потому что, скорее всего, это какой-то раздолбай. Даже если ты не фокусируешься на учёбе, многие экзамены можно сдавать на «отлично», на «хорошо», чтобы у тебя в среднем балл был больше 4. На Физтехе все понимают, что тот объём, который там задается, полностью осилить невозможно.

Кроме того, есть еще один очень важный момент: нам нужны люди с высоким уровнем жизненной энергии. Я не понимаю тех, кто может работать с 9 до 6. Мне кажется, если тебе интересна тема, то ты не можешь об этом до шести думать, а после шести не думать. Ты будешь жить этим все время. В нашей сфере люди работают в принципе все время, когда не спят. А спят для того, чтобы работать.

— Чтобы бы ты изменил в российской системе образования?
— Я считаю, что часть вещей, которые сейчас делает Минобрнауки, – в принципе, правильные. Во-первых, я бы сократил количество вузов, потому что высшее образование далеко не всегда нужно в жизни. Есть куча профессий, которые его не требуют – достаточно быть хорошим специалистом. Существует, например, чемпионат WorldSkills, в котором участвуют представители рабочих профессий – строители, фрезеровщики, механики. Они делают какую-то сложную работу своими руками. Такие люди, обладающие высокой профессиональной квалификацией, очень нужны в России.

Во-вторых, я бы увеличил практическую составляющую обучения. Есть вузы, которые работают с Российской академией наук, с ведущими научными учреждениями, коммерческими компаниями. В большинстве вузов, к сожалению, такого нет. Там пишутся одни и те же диссертации, кандидатские на одну и ту же тему, обмусоливаются те вещи, которые уже 10 раз исследовались, а потому результаты подобной работы не имеют никакой научной ценности.

В-третьих, нужно делать больше интернациональных программ. Я считаю, что люди, которые идут учиться в вуз, априори планируют зарабатывать мозгами. Так и должно быть. Но рынок мозгов глобален. И поэтому нужно думать о том, что ты живёшь в условиях глобальной конкуренции, и знакомиться с международным опытом, знать обо всех актуальных мировых разработках по твоей теме. Сейчас есть широкие возможности онлайн-образования, и его можно вкраплять в деятельность вузов, потому что такой подход позволяет перенять лучшие знания, лучшие методики у лучших преподавателей из любой точки Земли. Возьмём, к примеру, какой-нибудь Сыктывкар. Не хочу никого обижать, там, безусловно, есть замечательные люди, но что-то мне подсказывает, что сыктывкарские преподаватели вряд ли учат лучше, чем специалисты из Стэнфорда и Гарварда. Но при этом сыктывкарские студенты могли бы учиться у преподавателей Стэнфорда и Гарварда, не выезжая за пределы Сыктывкара.

Часто студенты не понимают, насколько наука красива, как она применяется в реальной жизни. Им забывают про это рассказывать, а некоторые преподаватели просто не знают, как эту мысль донести. С развитием Интернета появилась возможность легко вовлекать студентов в международные исследования: сидишь у себя дома в Москве и удалённо проводишь эксперименты в каком-нибудь испанском университете. Это позволяет быть вовлеченным в исследования на оборудовании, которые местные вузы не всегда могут себе позволить.

Важно не только читать учебники, слушать преподавателей, которые говорят, что наука – это здорово. Всё это довольно абстрактные вещи – для молодёжи звучит неубедительно, нужны яркие истории успеха в науке, осязаемая красота новых технологий и их связь с фундаментальной наукой, комфортные условия для исследовательской деятельности.

В современной российской культуре успех обычно ассоциируется с большими деньгами, дорогими костюмами, работе в банке или крупной корпорации – к сожалению, мало кто думает, что в науке можно достичь сходного уровня условного «счастья». Хотя, на мой взгляд, наука – очень интересная вещь, и в России сейчас есть ниши для научного успеха, как плане исследований, так и в плане, как ни банально, высокой зарплаты. Просто важно показать это студентам.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.