Подписаться на обновления
25 августаВоскресенье

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 13 мая 2010 года, 09:58

Николай Коляда: «В нашем доме…»
Человек-театр проводит заочную экскурсию по закулисью «Коляда-театра»


Николай Коляда в роли короля Лира в одноимённом спектакле «Коляда-театра» //kolyada-theatre.ur.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Кто для Николая Коляды главный авторитет? Как построить театр-дом? Почему Коляда не уезжает с Урала? Какими качествами обладает драматург? Как пишутся пьесы?

Коляда неугомонен. И, кажется, неутомим. Уже к середине 90-х он стал едва ли не самым репертуарным автором новой России. И уж точно самым востребованным драматургом, живущим за пределами Питера и Москвы.

Десять самых интересных «Живых журналов», имеющих отношение к театру и распределённых по произвольным номинациям. Драматурги, критики и актрисы. Годер. Гребенщикова. Клавдиев. Коляда. Ларина. Морозова. Руднев. Угаров. Халезин. Шадронов.

Нечто подобное случилось за 20 лет до того с иркутянином Александром Вампиловым. Других сопоставимых, пожалуй, и не припомнить. Николай Коляда мог бы спокойно почивать на лаврах: авторских отчислений хватало на безбедную и беззаботную жизнь.

Но в 2001 году он затевает затратный проект: создаёт в Екатеринбурге частную труппу, взваливает на себя нелёгкую ношу — функции администратора и режиссёра.

«Коляда-театр» не стал карманным полигоном одного драматурга, в репертуаре — Гоголь, Шекспир, сказки для детей.

У труппы хорошая репутация: аншлаги дома, гастрольные поездки по России и за рубеж. А недавно Николай Коляда, вспомнив о своей первой, актёрской, профессии вновь вышел на сцену. Впервые за много лет.

Короля Лира главреж сыграл сам, набросив на майку лидера рубище свергнутого владыки. Может быть, в назидание подопечным.

Каким-то чудом у Коляды времени хватает на всё: пишет, ставит, преподаёт, работает в жюри конкурса драматургов «Евразия».

Кто-то из земляков считает его живым классиком, кто-то городским сумасшедшим. Но нельзя не признать, что Николай Коляда — из тех, кто влияет на творческий климат своего региона.

Некоммерческое партнёрство не затерялось в тени академических колоссов и передвижных антреприз. Детище Коляды не просто держится на плаву, театр «баламутит воду», «гонит волну». И стал одним из главных культурных манков столицы Урала.

— В вашем театре постоянно такая суматоха или только перед премьерой?
— То, что мы гоним один спектакль за другим, не от хорошей жизни. Узок круг «наших» зрителей, не так уж много народу может прийти в «Коляда-театр» (помещение маловато. — С.А).

Из репертуара ушли четыре спектакля — они устарели, отыграны, это нормальная практика в театрах. Нужно думать о новых постановках: четыре-пять премьер в год должно быть обязательно.

Но грех жаловаться: билеты раскупаются хорошо. Заказывать их лучше заранее. А то, что я бегаю то туда, то сюда — так на мне ещё и журнал «Урал», и студенты-драматурги из Театрального института, а ещё в этом году я набрал актёрский курс, 20 человек. Нормальная жизнь...

— Есть такое понятие — театр-дом. В вашем случае понимать его нужно буквально. Труппа — «коммунальное братство». Сам интерьер старинного особняка формирует пространство спектакля.
— Это всё от скученности. Не так уж много у нас пространства — 214 квадратных метров. Карманы для декораций маленькие. Всё, что украшает фойе, — реквизит и декорации из спектаклей.

У нас есть мезонин, где находятся мужская и женская гримуборные. Там стоят диванчики. Можно отдохнуть, еду приготовить. А вот телевизора нет. Я запретил — ничто не должно отвлекать актёра.

В больших академических театрах артисты в паузах между выходами смотрят телевизор, слушают радио. Подходит время — выскакивают на сцену.

В нашем доме перед началом спектакля вырубаются все телефоны. Все за кулисами разговаривают шёпотом, ходят на цыпочках. Иначе всё будет слышно на сцене и в зрительном зале.

Недавно мы ездили на гастроли, выступали на чужих площадках. Многое раздражало меня: я не привык к тому, что за кулисами люди кричат во всю глотку.

Смотрел на них в ужасе: чего они орут, там же спектакль идёт! Но у них — звукоизоляция, ничего не слышно из-за кулис на сцене, работники театра привыкли за кулисами громко разговаривать.

А для меня это как болезнь, хочется сказать: тише, тише! В нашем театре приходится ходить на цыпочках и во время репетиций, и во время спектаклей.

Дом, в котором мы обосновались, памятник архитектуры деревянного зодчества ХIХ века. Место обжитое. Я покопался в архивах и узнал, что построил его урядник Иван Маев. Потом он перешёл к первому полиграфисту Екатеринбурга Судакову.

В этом доме печатали бумажные пакеты. Когда город занял Колчак, здесь пытались печатать белогвардейские деньги — есть такая легенда. В советские времена здесь была наркологическая больница. Потом детский садик.

Когда мы вошли в этот дом, здесь было 28 маленьких комнат. Мы разрушили перегородки, убрали «таджикский евроремонт». Оказалось, что потолки — высокие, дверные проёмы — широкие.

Мы заказали новые двери по старым образцам. Изначально было четыре большие комнаты. Когда стали ломать стены, открылось огромное пространство: зеркало сцены.

Я просто ахнул! То, что нужно. Дом будто ждал, что после офиса предприятия «Полиграфист», после наркологической больницы и детского садика в нём водворится театр.

— Тайников не находили?
— На сцене у нас был паркет. Старый, мы, прыгая, быстро его привели в негодность. Много денег ушло на ремонт покрытия сцены. Вся труппа целую неделю из подпола вытаскивала грязь. Вывезли четыре КамАЗа мусора.

Находили гвозди, подковы, какие-то баночки, головку от куколки. Всё старинное, дореволюционное. Насчёт тайников не знаю, но сторожа говорят, что ночами здесь всё время что-то скрипит. Будто кто-то ходит.

Я своим сторожам завидую: это же здорово — бродить ночью по старому дому и представлять себя дворянином или урядником.

— Сложно переносить спектакль с обжитой площадки в другое сценическое пространство?
— Нашим прежним пристанищем был подвал. Там прямо на сцене стоял огромный столб, который мешал половине зрителей видеть то, что происходит на сцене.

Тут подобных препятствий нет. Что-то перенеслось без проблем. А те спектакли, которые воспротивились переносу, постепенно ушли из репертуара.

В новых постановках — в «Гамлете», «Короле Лире», «Женитьбе» — главной декорацией становится сам дом. Актёры выходят из коридора, появляются из-за массивных дверей.

Понятно, что когда мы едем на гастроли, мы не можем увезти с собой интерьер. Говорим принимающей стороне: нам нужны двери. Фотографируем их. Если сделаете такие, приедем и будем играть.

Двери открываются и закрываются, актёры входят и выходят — это уже часть спектакля, элемент художественного замысла.

— Вы родом из Казахстана, но жизнь свою связали с Екатеринбургом. Почему не перебрались в Москву, как сделали многие даровитые свердловчане — режиссёры, музыканты, литераторы?
— Честно сказать, я жил полтора года в Германии и думал там задержаться навсегда. Была возможность остаться в Америке. Тоже навсегда.

К счастью, я не сделал этого. Долгое время я обитал в коммуналке, потом была однокомнатная квартира. Денег, заработанных в Германии, хватило на то, чтобы купить новое жильё — пять комнат в старом доме, с высокими потолками.

О такой квартире я долго мечтал. Когда в середине 90-х задумался о переезде в Москву, я начал подсчитывать, во что это выльется. В лучшем случае — двухкомнатная в Чертаново.

А тут живу в центре города. У меня одиннадцать кошек. Огромная библиотека. Как их перевозить? Я только-только набрал несколько курсов драматургов — потом из них вышли Сигарев, Богаев, Архипов и многие другие. Чувствовал ответственность перед учениками.

А работа... пьесу ведь и по электронной почте можно послать. В любую точку планеты. Я остался в Екатеринбурге из-за своей лени. За что благодарю судьбу.

Меня здесь все знают. На улице здороваются. Кто-то любит, кто-то ненавидит — это уже не важно. Я себя здесь человеком чувствую! В эту землю буду я закопан. Никуда отсюда не уеду. И слава тебе, Господи!

— Рождаешься в одном месте, а пригождаешься в другом. Вопреки известной пословице. Вы вот стали драматургом свердловским, а не казахстанским. Почему?
— Стоит ли мне думать об этом? Теперь-то ничего уже не изменится, потому что судьба сложилась так, как сложилась.

— Здесь воздух особенный?
— Тут нет высокомерия. Нет московского снобизма. Я не выношу фальши и лжи. В столичной тусовке люди могут целоваться при встрече и при этом ненавидеть друг друга.

В Екатеринбурге — иначе. Если я не люблю кого-то, я с ним не общаюсь. Всё мерить баблом? Да пропади оно пропадом, не надо мне этого бабла.

Ненавижу фальшивый театр. Сидишь на некоторых спектаклях и чувствуешь стыд: неужели ты отдал жизнь этому бутафорскому барахлу?

Если бы я жил в Москве, пришлось бы общаться с теми, кто мне неприятен. Лучше уж запереться в квартире. Но зачем тогда переезжать?

— Есть ли для вас в театральном мире бесспорный авторитет? Человек, к мнению которого вы готовы прислушаться. Даже если бы он говорил что-нибудь не хвалебное, вроде: «твои спектакли недостаточно аскетичны».
— В Екатеринбурге — нет. Вот если бы пришёл Лев Додин и сказал нечто подобное, я бы прислушался. Сколько людей — столько мнений.

Я знаю, что говорят о моём театре: «дворовый театр», «клуб по интересам». Какая разница! Не стоит об этом думать. Я должен работать, делать то, что мне нравится.

Чего я стою на самом деле, выяснится через 20 лет после моей смерти. Может, забудут совсем, может, станут изучать в университетах.

Я думать об этом не собираюсь. После смерти мне будет уже всё равно. Этому меня Виктюк научил. Много лет назад, когда вышел «Полонез Огинского», я пожаловался ему: все ругают спектакль в пух и прах. «Коля, — ответил Роман Григорьевич, — какая разница?! Лишь бы нам нравилось!»

— Авторский театр вы построили, почему не удалось создать авторский журнал?
— Когда я пришёл главным редактором в журнал «Урал», тираж у него был 267 экземпляров. Сейчас — 3300. Что я ни делаю, подписка не растёт.

Поскольку журнал финансируется из бюджета Свердловской области, и учредителем его является областное правительство, я не имею возможности делать всё, что захочу. Печатать мы должны преимущественно уральцев, а не москвичей. Какие авторы есть, тех и печатаем. Отвергаю курганцев, пермяков, ижевцев. Подгребаю своих, пусть подрастают, набирают мастерство.

— Лет 15 назад вы набрали мастерскую драматургов. Не в Литинституте, а в местном театральном вузе. Затея казалась авантюрой…
— Курс был заочный. Сессия — 21 день. Разве за это время можно чему-нибудь научить, передать опыт? Я с ними занимался раз в неделю.

На первый курс пришло пять человек, я взял всех. Одним из них оказался Богаев. Нынче он — известный драматург, в пьесах его играли Ульянов и Табаков. Да кто только не играл, и в какой только стране мира не играли его пьесы …

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать драматургом?
— У человека должно быть что-то тут и тут! (указывает на лоб и на сердце). И любить театр. Этого довольно.

Я не читаю лекций по теории драмы. Про завязку-развязку всё написано в книжке у Александра Митты («Кино между адом и раем». — С.А.). Рекомендую её студентом. Читаем и обсуждаем пьесы. Я не пытаюсь сделать из них писателей. Стараюсь поправить мировоззрение, объяснить, что хорошо, а что плохо.

— Чужих пьес много читаете?
— Много. Этим надо интересоваться. Нужно знать, что происходит в современной драматургии.

— А что происходит? Деградация или взлёт?
— Не имею права говорить об этом. Это наш цех, и я не хочу раздавать оценки. Пускай о положении дел в драматургии рассуждают критики.

— Сколько времени уходит у вас на работу над пьесой?
— Сейчас я мало пишу, «перешёл на тренерскую работу». Несколько лет назад, перед тем как создать свой театр, я написал некоторое количество пьес. Они оказались невостребованными.

И вновь прошедшая «Золотая маска», разросшаяся до мегаразмеров, ставит серьёзные вопросы о путях развития национального театра. Точнее, о проблемах его восприятия. Как же, ну как можно достойно представить в Москве провинциальные труппы?

Пик моей популярности, всплеск интереса к моей писанине пришёлся на середину 90-х. А потом волна схлынула. Так тому и быть. Это не хорошо и не плохо. И я не стану ногти ломать, чтоб доказывать: я — первый.

Теперь радость мне приносят удачи учеников. Я теперь берусь только за то, что необходимо для театра. 10 или 12 сказок для детей написал. Не от хорошей жизни.

У меня частная труппа, нужно каждую копейку беречь. Пишу пьесы сам, чтоб не платить авторские другому драматургу. Хотя сделал две под заказ.

Первую — для Ольги Аросевой. Называется она «Всеобъемлюще». В разговоре с ней обмолвился, что хотел бы сделать сценическую версию повести Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». Аросева передала это Ширвиндту. Он звонил мне почти каждый день, торопил. И я рад, что они толкали меня под руки — пьеса, кажется, получилась неплохая.

Стал мало писать, потому что выложился в пьесах для большого репертуарного театра, с масштабными ролями: «Амиго», «Тутанхамон», «Группа ликования», «Птица Феникс». А они оказались невостребованными. В 90-е годы Волчек поставила «Мурлин Мурло», Виктюк — «Рогатку», Арцыбашев — «Сказку о мёртвой царевне». Об этих спектаклях до сих пор идёт молва. Не могу сказать, что сейчас меня ставят мало. «Старая зайчиха», которую в «Современнике» играют Гафт и Дорошина, идёт ещё в 30—40 театрах. Но спектаклей-событий нет. Это уже не моя проблема. Подожду.

— Что возникает первым — характер, коллизия, сюжетный каркас?
— Бывает по-разному. Вот, к примеру, если говорить про последнюю пьесу, «Всеобъемлюще». Аросева меня теребит, а в голове ни одной идеи.

Еду на машине по какому-то двору (дорогу перекопали). На скамейке старушка с собачкой сидит. А на спинке скамейки написано странное слово: «Всеобъемлюще». Несколько дней проезжал мимо, смотрел на большие синие буквы. А потом остановился, меня осенило: вот как должна называться пьеса! Приехал домой, сел и начал писать.

— Старушка с собачкой в пьесу не перешли?
— Нет, бабушке места в ней не нашлось, пьеса совсем про другое. На скамейках обычно пишут слова из трёх букв, в лучшем случае — ДМБ. А тут — «Всеобъемлюще». Это слово волновало меня несколько дней. Заглядывал в словарь, залезал в «Яндекс». Заставил рабочих сцены ночью сходить в этот двор — теперь спинка скамейки в театре хранится.

Пьеса выросла из названия. Так было и с «Канотье». В начале 90-х ехал куда-то в общем вагоне. В вагоне на столике была процарапана надпись: «Канотье». Слово-чужак: «Канотье» среди «ДМБ»! Сделал пометку в блокноте. Прошло какое-то время, и я написал на чистой странице: Николай Коляда. «Канотье». Пьеса в двух действиях. А дальше дело само поехало.

— В реквизите ваших спектаклей много рукодельных штуковин — салфеточки, вязанные крючком, коврики. Впрок покупаете или всякую вещицу — под определённый спектакль?
— На всякий случай. Я просто люблю разные вышивки, салфеточки. Пускай это будет в театре, пригодится. А когда мне нужен реквизит для спектакля, за вдохновением отправляюсь на оптовый рынок.

Идёшь по рядам, смотришь на китайское барахло несусветное — чего там только не продаётся! Увидел керосиновый фонарь — представил спектакль «Безымянная звезда». Спрашиваю у продавца: «Сколько у тебя штук? Двадцать будет?» — «Тридцать», — говорит.

Беру все. Загружаю в машину, привожу в театр. Посылаю рабочего за керосином, зажигаем. И сразу — запах из детства. Помню, маленьким я ходил в баню, а в предбаннике стояли две керосиновые лампы.

Мне эти лампы напоминают о детских годах. Не всё ли равно, что скажет какая-то Марья Петровна? Мне нравится! Артисты ходят, песни поют, лампы светятся. Это завораживает. Ставлю «Короля Лира».

Четыре репетиции прошло, не получается. Хрень какая-то выходит. Хожу по рынку, смотрю, мужик продаёт туалетную бумагу, бумажные салфетки, одноразовые пакеты. И среди всего этого — красивые зелёные мешки для строительного мусора.

— Другие цвета есть?

— Нет, только зелёные

— Сколько стоят?

— Семь рублей.

— Давай тыщу.

Приношу в театр, вываливаю на сцену. Говорю артистам: это вам на костюмы. Сделали юбки, прорезали рукава; и вдруг сцена будто заполнилась мрамором.

Сейчас на спектаклях кто-то в зрительном зале видит китайские мешки для строительного мусора, кто-то — эксклюзивную ткань.

Но мне-то известно, из чего это сделано. Сила режиссёра, актёра, художника в том и заключается, чтобы бросовый хлам уметь превратить в нечто красивое.

— Рассказывая о недавней премьере «Коляда-Театра», один из тележурналистов сказал: «В этом спектакле нет режиссёрских изысков» (актёры на ушах не ходят). Для вас эта фраза — укол или комплимент?
— Пусть ещё скажет: выдохся, исписался. Пускай говорят, что хотят. Главное — чтоб говорили.

Часто меня приглашают в эфир, в передачи о том, как варить супы или воспитывать кошек. И я прихожу, не отказываюсь. Как-то один из артистов спросил: «Зачем вам это надо — быть в каждой дырке затычкой?»

Я ответил: от этого зависит наш сбор и твоя зарплата. Аудиторию нужно привлечь, заинтересовать. У меня частный театр, существующий без государственных дотаций. В репертуаре — не пошлые французские комедии, а серьёзные пьесы.

У нас нет буфета, зрители в зале сидят впритык. Перед носом у них брызгают водой, краской, грязью. За билет нужно заплатить (по местным меркам. — С.А.) немалые деньги.

И мне не стыдно светиться на телеэкране, появляться на первых полосах рекламных газет. Я должен продвигать свой театр. Любыми способами.

Беседовал Сергей Анашкин (Журнал «Татлин»)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.