Действующий румынский президент Траян Бэсеску выиграл у своего оппонента Мирчи Джоанэ несколько сотен голосов. Проблема выбора главы молдавского государства так и осталась проблемой. Траян Бэсеску — человек удивительной харизмы. Ещё будучи градоначальником Бухареста, он смог реализовать нереализуемую мечту диктатора Николае Чаушеску — превратил румынскую столицу в некое подобие Парижа.
Популистские заявления Бэсеску о том, что румыны если не потомки римлян, то уж по меньшей мере «носители латинской культуры», действительно нашли свою аудиторию. За экс-мэра главного города Румынии и по совместительству действующего президента проголосовали более 50% избирателей. Его главный конкурент оппозиционер Мирча Джоанэ отстал всего на несколько сотен голосов, но вот именно эти несколько сотен стали лакмусовой бумажкой общественных настроений.
Джоанэ ратует за «полную интеграцию» Румынии в структуры Европейского союза. «Бывший посол Румынии в США, он пытается показать, что националисты в лице Бэсеску делают ставку на общение с народом, и под понятием «демократия» он подразумевает понятие «истина», — сказала «Часкору» наблюдатель при ООН Ванесса ле Роа. — И по всей видимости, поэтому рядовой румынский избиратель отдал своё предпочтение и одному, и второму лидеру. Бэсеску выступает за «стабильную Румынию», при которой каждый её житель автоматически получает право считаться «настоящим гражданином Европейского союза». В то же время Джоанэ предлагает соотечественникам, интегрируясь в ЕС, быть равными среди равных в Европе, и пресловутая западная политкорректность здесь ни при чём».
Как раз при чём. Румыния считается одной из самых бедных стран Европы. Среднестатистический житель Бухареста получает около 250 долларов в месяц, а зарплата квалифицированного специалиста едва достигает 500 американских долларов. На это Траян Бэсеску и сделал свою ставку. В одной из своих речей он заявил, что Европа вряд ли станет принимать в свои ряды Румынию, которую, дескать, дискредитируют изнутри. «Я победил, пусть и не намного, — сказал Бэсеску в интервью одной из популярных бухарестских радиостанций. — Если получится, мой отрыв от него составит 1%». Можно считать эту фразу пророческой, на 14 декабря ЦИК Румынии обнародовал данные, которые свидетельствуют, что «европеец» Мирча Джоанэ отстал от «патриота» Бэсеску ровно на 1%.
После этого Джоанэ ничтоже сумняшеся сообщил, что возглавляемая «товарищем Траяном» «румынская демократия» объединила румынских оппозиционеров с молдавскими прорумынскими политиками. «Попробуйте встать на сторону одного из прорумынских кандидатов в президенты, и вы получите прекрасный отчёт о том, что происходит в Молдове, — сказал «Часкору» молдавский политолог Аурел Тону. — Впечатление простое. Близость Румынии для Молдавии такая же аксиома, как и присутствие интересов РФ на территории Приднестровья».
«Предугадать результаты повторных президентских выборов (в Республике Молдова. — Д.Б.) было практически невозможно, — отмечает в своей статье известный аналитик Юрий Свентицкий. — Основная интрига заключалась в позиции коммунистов, без которой утвердить нового главу государства правящая в Молдавии либерально-демократическая коалиция не могла ни при каких условиях».
В течение целого месяца с момента провала первой попытки избрать президента правящий альянс стремился наладить диалог с коммунистами и убедить их принять участие в повторных президентских выборах. Особую активность в этом деле проявляла Демократическая партия, чей лидер Мариан Лупу и был единственным кандидатом на высший государственный пост. Представители этого политического формирования неоднократно встречались как с руководством компартии, так и с рядовыми её членами. О содержании этих переговоров до выборов было мало что известно. Стороны подтверждали лишь наличие консультаций. В итоге убедить коммунистов правящему альянсу всё-таки не удалось. Уже после провала повторного голосования стало известно (со слов почётного председателя Демократической партии Дмитрия Дьякова), что оппозиционная партия коммунистов в обмен на свою поддержку якобы требовала от демократов выхода из правящей коалиции и создания левоцентристского альянса с ними. После этого, по словам Дьякова, предполагалось отправить в отставку председателя парламента Михая Гимпу и объявить вотум недоверия правительству Владимира Филата.
Но ведь дело явно не в том, что молдаване в свойственной им манере не смогли выбрать себе лидера, а кресло президента фактически остаётся за так называемым парламентским триумвиратом, состоящим из тех, кто предлагает интеграцию Кишинёва в структуры Европейского союза. Слову «триумвират», означающему «тройственное правление», и молдаване, и румыны дали собственную трактовку. Ни в Бухаресте, ни в Кишинёве в настоящее время не получится решать геополитические проблемы. И главное не в том, как зовут кандидата.
«Большинство местных аналитиков пессимистично оценивало возможности избрания Мариана Лупу на пост президента Молдовы. Напомним, что, как и в ходе первой попытки, состоявшейся в ноябре этого года, за него проголосовали только 53 члена правящего альянса вместо необходимого 61 члена парламента. Несмотря на широко растиражированные слухи, что членам альянса якобы удалось найти то ли шесть, то ли семь из восьми необходимых голосов из числа фракции оппозиционной ныне компартии, все 48 депутатов-коммунистов дружно покинули зал ещё до начала голосования, — написал в киевской газете «Зеркало недели» известный украинский политолог Виталий Кулик. — Безусловно, не стоит преувеличивать степень угрозы румынской гуманитарной экспансии в Молдове и отдельных регионах Украины, а также нагнетать румынофобские настроения (такие подходы уже сегодня как минимум не способствуют ни решению украинско-румынских проблем, ни продвижению диалога нашей страны с ЕС). Материальные и людские ресурсы Бухареста на этом направлении всё ещё в значительной степени ограниченны. Да и в Молдове большинство населения отнюдь не спешит объединяться с Румынией, где молдаван часто рассматривают в качестве младших заблудших братьев».
Читать @chaskor |