Подписаться на обновления
18 июляЧетверг

usd цб 62.9451

eur цб 70.5552

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Светлана Храмова, Нью-Йорк   пятница, 15 июля 2011 года, 08:28

Нет повести скандальнее на свете
Или бродвейский мюзикл «Spider-Man: Turn Off The Dark»: что бывает, если женщине долгое время не отказывать в кредитах


Сцена из спектакля "Spider-Man: Turn Off The Dark"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Зал театра Foxwoods самый большой на Бродвее, 2000 мест. Финансовые показатели у «Spider-Man: Turn off The dark» даже превышают порой сборы мюзикла — хита и гвоздя сезона «The Book of Mormon», несмотря на девять мормонских Tony Awards.

И не просто женщине, а всеми признанной, непредсказуемой и амбициозной Джулии Теймор, завоевавшей Tony Award как best director and costume design for «The Lion King» (1998 год, спектакль создавался в непосредственном контакте с У. Диснеем), автору полнометражных кинематографических (визуально ярких, по смыслу запутанных) ребусов, а с 2002 года (или 2005-го?) по март 2011-го — режиссёру, артистическому директору, соавтору текста, дизайнеру сценического оформления и костюмов бродвейского шоу «Spider-Man: Turn Off The Dark».

Это шоу стало дежурным поводом для шуток в Нью-Йорке. Его даже прозвали «The National Joke»…

Так вот именно ей несколько лет предоставляли постоянную финансовую возможность самовыражаться всласть.

Хотя при этом продюсера «Spider-Man: Turn Off The Dark» Дэвида Гарфинкеля предупреждали: соавтор текста ответственным за постановку быть не может по определению, риск провала почти гарантирован.

Ну не в состоянии творческая личность, не сдерживаемая правилами и рамками (а по собственным признаниям Джулии, она существует где-то между сном и реальностью), сопоставлять желаемое с прибыльным.

За кулисами: Рив Карни, Джулия Тэймор и Джоан Риверс

Сны как полигон

Так или иначе, вдохновенная и вечно молодая Джулия (несмотря на свои 58 лет, она даже при довольно близком рассматривании выглядит хрупкой барышней) реализовывала дорогостоящие художнические сны.

Выбрав бесхитростный жанр мюзикла в качестве полигона для испытаний холодного оружия изощрённых интеллектуальных построений.

Что такое кошмар? Почему переживание кошмара стало массовой потребностью в современной культуре и кошмары заполнили романы, фильмы, компьютерные игры? До сих пор кошмар не рассматривался учёными как предмет, достойный внимания.

Её репутация успешного по факту, при этом парадоксального и с вывертами художника, умеющего усилить спектакль благодаря введению элементов театра масок и марионеток, комедии дель арте (не забудем) и даже вагнеровских опер (Джулия Теймор принимала участие в постановке значительных работ Метрополитен-оперы, а сцена появления «с небес» Арахны, паучицы-злодейки, а потоми её «группы поддержки» во многом повторяет визуальное решение сцены «явления ангелов» из свежего ласкаловского «Тангейзера», но это нормально — в современном искусстве запоминающийся зрительный образ или художественный приём, принятый на ура — подсознательно, видимо, но мгновенно, — подхватывается и тиражируется, таким образом зритель его запоминает назубок, ничего плохого в этом нет), помогала открыть любые двери, авансы и кредиты предоставлялись легко.

Арахна, паучиха-злодейка (сцена из спектакля)

На поле брани, или Реалити-шоу

Сама история создания мюзикла от начала до конца (я уже назвала жанр бесхитростным) — до неправдоподобия символична.

Тут даже моцартовский Чёрный человек воспринимается штампом и вымыслом, правда жизни в процессе создания бесхитростного мюзикла теперь ждёт своего исследователя, психолога-практика, хроникёра-описателя, романиста — и всем будет чем заняться, ей-ей.

Целиком и пошагово вряд ли опишу, тут сага просто (а страсти-то, страсти медийные! — в целом более 140 статей о «Spider-Man: Turn Off The Dark» вышло, обозреватели ведущих изданий перья ломали да скрещивали шпаги лэптопов в битве за историческую правду — и это при строгом неписаном правиле не рецензировать мюзиклы до official opening night!).

Опра Уинфри и Гленн Бек рассказывали зрителю о новом шоу совершенно безвозмездно, The New Yorker впервые после десятилетнего перерыва (в 2001-м главной темой одного из номеров стал феерический успех мюзикла «Продюсеры») посвятил обложку презренному и преходящему, постановке бродвейского шоу, изобразив сплошь перебинтованных каскадёров из «Спайдермена» в госпитале.

На одном из каналов коммерческий телесериал выходил, пародировал действующих лиц и исполнителей, говорят, очень смешно получалось, остроумно.

А где пародия, там смешно и весело. Смешно и весело — значит, стоит на шоу пойти. И народ, по окончании полугодового почти периода переделок, поправок и preview-показов (небывалый случай, более ста публичных прогонов! Но сама премьера многажды переносилась, в завершение работы перестали верить даже сами актёры), валом повалил, но об этом чуть позже. Пока — о причинах ажиотажа вокруг «Spider-Man: Turn Off The Dark», вкратце.

Пресса и тв у входа в театр

Когда-то, девять лет назад...

Жаркий август, 2002-й, — многоопытный продюсер Тони Адамс заявил о начале работы над мюзиклом, в основе сюжета — комиксы, истории о Спайдермене.

Адамс обратился к рок-музыкантам U-2 — Bono и The Edge с предложением написать музыку для шоу. Те согласились подумать и высказали пожелание (читай: выдвинули условие): Джулия Теймор станет руководителем постановки.

До 2005-го шли переговоры, кому и где сидеть, наконец подписали контракты, а через два дня Адамс скоропостижно умер. От сердечного приступа.

New York Times суммировал исходные положения так: «Другие бы оставили работу, ещё практически неначатую. Смерть вдохновителя обычно ничего хорошего не предвещает. Но команда решила продолжать…»

Дэвид Гарфинкель, партнёр Адамса, — способный и энергичный адвокат, специализирующийся на мелких и больших исках в области шоу-бизнеса, но не имеющий особого опыта в продюсировании как таковом, — взял бразды правления на себя...

…и тут же передал их Джулии Теймор, неистовой перфекционистке с эстетическим правилом «себя никогда не повторяю»…

А рядом не было Уолта Диснея, умевшего нажимать на нужные кнопки, получая желаемый результат. Рядом не было никого. А как показывает опыт, гений Джулии наилучшим образом расцветает под внимательным и властным присмотром…

Такое вот бодрое начало работы над мюзиклом. Незатейливым. Потом — шесть лет творческой суеты, музыканты время от времени пишут музыку — и тут же в гастрольный тур.

Джулия время от времени с пристрастием занимается шоу, но у неё и другие интересы; продюсер-адвокат всячески старается угодить творческим людям: помогать не мешая.

Театр "Foxwoods"на Бродвее, общий вид

Шоу с подтекстами

Джулия Теймор делает шоу по-настоящему зрелищным, тратятся деньги, текут ручьями и реками — это самое дорогое в истории американских театральных мюзиклов творение, перед началом затянувшегося периода preview истрачено уже 65 млн долларов.

Берлинское интервью барда, поющего для «новых умных». Псой Короленко сравнивает советскую культуру кухонного общения и нынешний шоу-бизнес, специфику советских и американских музыкальных школ, а также признаётся в любви к исполнению гамм и урокам сольфеджио.

К премьере (она полгода откладывалась, но состоялась-таки 14 июня 2011-го, я на одном из первых официальных спектаклей и оказалась, в тот день мало что зная про «Титаник» подготовительного периода) стоимость уже превышала 75 млн долларов.

«Почему самое дорогое шоу ever выглядит так дёшево?» — патетически вопрошали критики, NYT в том числе.

Ну я бы не сказала, что дёшево. Раздёрганно иногда — несомненно, вторая часть явно попроще, а первое действие — будто в залах музея модерн-арт nonstop, но сидя в кресле.

Ходить никуда не надо, только смотреть. Находкам образным, красочным, световым, цветовым и смысловым дивишься не переставая.

Музыка внимания на себе не остановила, даже не помню, была ли она, — как-то стёрто всё и блекловато, исключая, пожалуй, рок-танцевальные эпизоды первого акта, но то, что касается визуального ряда, — просто восторг! Временами.

В марте Джулию из шоу уволили (из-за разногласий с продюсерской группой, имя продюсера тоже поменялось к тому времени, да и много имён сменилось, сага всё-таки, шесть лет! Хотя пишут, что все девять...), стали произведение по живому кромсать: что-то упрощать, отдельные мизансцены заново разводить и доводить до понимания публики.

Сцена из спектакля

Эклектика медитаций

Ведь Теймор будто задалась целью скрестить носорога с велосипедом — красочную полифонию греческого мифа с раскрасочными историями в картинках, комиксами про Спайдермена.

Ей хотелось жанр возвысить, значимости ему придать. Поэкспериментировать. Выяснить, что коня и трепетную лань в одну упряжку не получается, что лебедь, рак и щука — из разных сказок, только в басне соединяются, никто не мешал.

А тут ещё летательные пассажи. Приспособления, страховочные канаты, пистолеты, механизмы. Чтоб как в кино. Не чтобы покруче, хотя и это тоже, но показать на примере: будущее у мюзикла как жанра о-го-го какое!

Греческий миф, комикс, высокая опера и цирк смешиваются плохо. Не происходит. Рвётся концептуальная паутина в самом неожиданном месте.

Четыре танцора-каскадёра с травмами разной тяжести в госпиталь попали, предыдущая исполнительница партии Арахны, Натали Мендоза, сотрясение мозга получила и покинула шоу, так особо в себя и не придя: её близкий друг Кристофер Тирни, артист в шоу «Спайдермен», серьёзные телесные повреждения получил, с большой высоты упал, — она в тот день в «Твиттере» молиться за него просила, боялась, что не выживет.

Выжил. И первым делом заявил (артисту и танцору 30 лет), что претензий у него никаких, несчастный случай на то и случай, чтоб время от времени происходить, а Кристофер обратно в шоу мечтает попасть.

Ибо любит его всей душой, привык и без шоу ему теперь никак. Хотя всей роли-то у него — из одной кулисы в другую в костюме Спайдермена молнией переместиться, там два таких эпизода.

Кристофера Тирни обещали в премьере задействовать, но в списке исполнителей имени его не нашла. Почему-то.

Спектакль" Spider-Man: Turn Off The Dark", момент падения артиста

Смена курса: модернизация

В бесхитростном жанре мюзикла, при невероятной силы эстетическом замахе и технической непродуманности отдельных деталей, чрезмерные творческие амбиции рулят прямиком к катастрофе.

Джулия Теймор, художник мощного творческого потенциала, легко отделалась: на шоу никто не погиб, а её уже уволили.

Ответственность теперь на человеке по фамилии Кол. Он на себя одеяло перетянул бразды правления переписал. Шоу упростил и подровнял слегка, номера, особо раздражавшие критиков, выкинул, по максимуму сориентировал зрелище на тонкое тинейджерское восприятие.

Даже писали по этому поводу, что теперь новые поколения зрителей приучатся ходить на Бродвей и полюбят бесхитростный жанр The Musical всей душой.

Со мной рядом сидели юные создания с попкорном, они очень были воодушевлены. Подтверждаю. И семьи с детьми присутствуют в большом количестве. Билеты дороговаты, но что поделаешь: для ребёнка праздник.

14 июня 2011, премьера "Спайдермэна", поцелуй Джулии и Боно (поцелуй Иуды? - писали, что он способствовал ее увольнению, по слухам)

Эпилог

Критики тоже подуспокоились, шоу после ухода Джулии Теймор им сразу понравилось, возражений никаких, только жалуются, что скучно.

Ну, может, с точки зрения высокого искусства и поскучнела картинка, зато актёры, перед тем как над залом пролететь, шутят на тему несчастных случаев.

Ранее Джулия Теймор минуту молчания перед началом шоу объявила: «Подумаем о тех, кто получил травмы при подготовке нашего спектакля».

Просто не все и не сразу поняли, что к происшедшему нужно относиться с юмором. А горячо любимая публикой сomedic icon Джоан Риверс заявила Джулии: «Если и впредь каждые три-четыре недели кто-то будет срываться со страховочных канатов и падать с большой высоты — зрительский интерес гарантирован».

Патрик Пейдж, исполнитель роли Зелёного Гоблина, предваряя воздухоплавание на тросе, обратился к Риву Карни (Питер Паркер/Спайдермен): «Сейчас мы с тобой пролетим над публикой, будь осторожен — они уже несколько наших уронили…»

Зал театра Foxwoods самый большой на Бродвее, 2000 мест. Финансовые показатели у «Spider-Man: Turn off The dark» даже превышают порой сборы мюзикла — хита и гвоздя сезона «The Book of Mormon», несмотря на девять мормонских Tony Awards.

Майкл Кол, новый продюсер, очень доволен. Конечно, окупить затраты подготовительного периода при любых продажах сложно. Не говоря уж о прибыльности, это почти фантастика. Злые языки твердят: ажиотаж кратковременный, волна туристов схлынет, волнения улягутся...

А репутация Джулии как человека талантливого, бескомпромиссного, не допускающего самоповторов и по факту успешного — только упрочилась. «Всё, что делает спектакль зрелищем, придумано ею, — так теперь пишут о постановке. — Истинное бродвейское шоу — это фейерверк придумок, причудливые костюмы, оформительские находки, а необузданные фантазии Джулии добавляют действию глубины и загадочности. Джулия Теймор успела так много, что именно она остаётся душой мюзикла «Spider-Man: Turn off The Dark».

Хотя, конечно, если б не скандал и не падения...

Ну неужели если б вот так не произошло, то для успеха пришлось бы всё это выдумать?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.