Подписаться на обновления
19 декабряВторник

usd цб 58.6940

eur цб 69.0946

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   вторник, 21 сентября 2010 года, 09:31

Нет, он Шерлок, но другой
Новый сериал на Первом — английский, не старый и не добрый


// BBC
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Герои сериала «Шерлок» — не джентльмены, их общество лишено джентльменства. Оно их заранее не уважает. У Конан Дойла были иллюзии по поводу современного ему общества. У авторов «Шерлока» подобных иллюзий нет.

Тех, кто беззаветно предан классическим образам Шерлока Холмса и доктора Ватсона у Конан Дойла, как и тех, кто обожает телеверсию Игоря Масленникова, ожидает полнейший облом.

Недостатки, осознанные Черчиллем в детстве, давали повод усомниться, что в будущем он сможет сделать карьеру. Так как для высокого руководящего поста очень важны дикция, красноречие и умение выступать публично, Черчилль рано начал работать над своей речью и восполнять пробелы в образовании.

Ни тебе старой доброй Англии с твидовыми пальто и клетчатыми кепи. Ни тебе тёплого обаяния актёров, хотя бы отдалённо сравнимых с родными и неповторимыми Василием Ливановым, Виталием Соломиным и Риной Зелёной.

Английский мини-сериал «Шерлок» (Hartswood Films for BBC Wales, 2010), транслируемый на Первом по субботам, настолько далёк от литературного первоисточника, не говоря уже о советском культовом фильме, что нет никакого смысла обсуждать количество несовпадений.

Не совпадает всё, даже когда формально совпадают частности. Вопрос — что получается на выходе.

Как мне кажется, получается довольно много честных впечатлений о современности.

Патриархальные детективные истории Конан Дойла для сценаристов Стивена Моффата, Марка Гатисса и Стивена Томпсона лишь трамплин, позволяющий акцентировать ту неимоверную дистанцию, которая отделяет то искусство и тот мир от нашего сегодняшнего мира.

Сам факт этой в очередной раз порвавшейся связи времён, судя по всему, очень беспокоит режиссёров Юроса Лиина и Пола Макгигана. От художественности Шекспира они далеки, но шекспировского переживания своей эпохи им не занимать.

Над провалом времён зависает фигура главного героя — Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербэтча.

С несколько женственной причёской, исключительно оригинальным разрезом глаз, хрупкостью худощавой фигуры, взнервленностью и манерностью этот Холмс напоминает то ли героя Оскара Уайльда, то ли оживший графический образ Обри Бёрдсли, то ли автопортрет художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, когда тот ещё не успел располнеть и полысеть.

Ещё Шерлок-Камбербэтч похож на тень то ли молодого Генри Ирвинга, то ли молодого Джона Гилгуда — обоих в роли Гамлета. Так что череп на каминной полке вдвойне кстати.

Неорганично смотрится как раз камин. В его традиционную актуальность как-то не веришь. И это очень точная, характерная деталь, потому что во многих британских домах до сих пор горят камины — и там, когда сидишь и смотришь на каминное пламя, в камин тоже не веришь.

Окружающий мир регулярно даёт понять, что камин в нём — декорация, пытающаяся создать иллюзию уюта и традиций в неуютном, атрадиционном техногенном мире. Камин горит, а сидят всё равно за ноутбуком.

Вот когда в кадре появляется белёсая пластина электрического обогревателя, создавая фон для кислой рожи Ватсона, сразу чувствуется подлинная реальность.

Шерлок Холмс и Джон Ватсон в сериале подобны камину и обогревателю. Камбербэтч играет намеренно театрально. Его герой не просто выглядит слишком эстетизированно.

Его философия жизни родственна эпохе модерна и модернизма, превышавших меру внешней достоверности и рубивших правду о человеке с помощью красивых метафор.

Нынешний Шерлок ведёт себя так, словно является поэтом или просто романтическим богемным существом. Он пресыщен острыми ощущениями и лихорадочно ищет эмоционального обновления, новых приложений для игры ума, остроумия и хитроумия.

Прямо так и слышишь, как Камбербэтч произносит «Мне скучно, бес!» или «Мою розовую шляпу! Я отправляюсь бемберировать!».

Последняя реплика принадлежала Алджернону в уайльдовской комедии «Как важно быть серьёзным». Тот персонаж был праздным аристократом конца XIX века, вёл двойную жизнь и вообще любил игру. Но при чём тут человек нашего времени? Небогатый, непреуспевающий, честный, умный гражданин Англии и житель Лондона?

Во времена Конан Дойла небогатых, но честных и умных мог защитить их социальный статус. Классические Холмс и Ватсон были джентльменами, и этого оказывалось вполне достаточно, чтобы их все уважали, а они уважали самих себя и не считали общественно ненужными, необязательными особями.

Эпоха демократии окончательно отменила сословия, но не отменила социальное расслоение. Ум и честность так и не стали социальной страховкой, не способны априори защитить индивида в нынешнем обществе и поднять его на достойную ступень.

Потому классические Холмс и Ватсон неповторимы. «Если ему повезёт, он разбогатеет», — высшая похвала современного Лейстреда. Надо же такое сказануть о Шерлоке Холмсе.

Герои сериала «Шерлок» — не джентльмены, да и общество лишено джентльменства. Оно их заранее не уважает, и они это знают. У Конан Дойла были иллюзии по поводу современного ему общества.

У создателей «Шерлока» подобных иллюзий нет. Герои сериала словно знают, что они тут почти никто и без них мир запросто обойдётся, как и без многих прочих.

В первой же серии Ватсон стреляет в маньяка, предотвращая возможную гибель Шерлока. Ни рефлексий о совершённом убийстве, ни рефлексий о возможной смерти нет. Человеческая жизнь уже перестала быть большой ценностью — но и других ценностей не изобрели.

Шерлок совершенно не похож на современного англичанина с высокими интеллектуальными способностями. Современная социальная и экономическая реальность никому не позволяет воспарять над её законами и проблемами.

Мир окончательно стал прагматичным, утратил всяческие идеологии, не имеющие отношения к приумножению прибыли или потенциала выживаемости. Такие люди, как этот Шерлок, перестали быть типичными «нетипичными» героями эпохи.

Тем не менее Шерлок носит антиникотиновый пластырь и повязывает себе шарф именно так, как модно сегодня и как повязывают себе шарфы все, полагающие себя модниками, от модельера Александра Васильева в «Модном приговоре» и до моей подруги, живущей в Лондоне.

Пышно смятый шарф завязывается петлёй, так что при желании его легко затянуть как удавку. Не символ ли это социальных позиций индивида сегодня?

Ведь он пытается соблюдать комфорт и привлекательность, будучи в тисках обязательств, необходимостей, условностей, постоянных конъюнктурных перемен.

А Шерлок, по всем бытовым повадкам человек наших дней, демонстративно страдает от скуки и плотоядно радуется известиям о новых преступлениях. Костюмом и эсэмэсками он здесь, а психологически — глубоко в истории.

Он открыто ищет кошмарных загадок. Он откровенно любит риск. Ему главное — чтобы интересно и экстремально. Герои классических детективов и авантюрных историй тоже были такими.

Но подобной навязчивой демонстративности, подобного цинизма в мотивациях они всё-таки не выдавали. Частные и не частные сыщики по умолчанию чувствовали себя в ответе за нравственное состояние мира, за прожиточный минимум справедливости в нём.

В нынешнем сериале об этом хламе прошлого пока нет речи. Тем самым нарушена главная условность жанра — априорная договорённость о том, что настоящему герою-детективу есть дело до других людей, до истины, до зла и добра.

Похоже, для сериала «Шерлок» это старомодные атавизмы. Такое отпадение от традиционных ценностей и такое честное признание в этом мало кто себе позволяет в нынешнем популярном искусстве.

Кажется, что в подзаголовке сериала должно значиться «Исповедь думающих сыновей XXI века».

Шерлок будто отслоился от воображения создателей сериала, материализовался из их мечтаний, выражающих коллективное подсознание интеллектуалов начала третьего тысячелетия.

Шерлок ирреален, неубедителен, социально надуман — и при этом потрясающ. То ли актёр играет книжно-театрального героя с невероятной верой в его правомерность. То ли все но сметает жажда авторов получить именно такого героя и упиваться его социальной независимостью, его эстетством с привкусом патологии.

Что такое кошмар? Почему переживание кошмара стало массовой потребностью в современной культуре и кошмары заполнили романы, фильмы, компьютерные игры? До сих пор кошмар не рассматривался учёными как предмет, достойный внимания.

В нашем мире интеллект уже давно стал товаром. В лучшем случае — востребованным и высоко оплачиваемым, в худшем — неудобным, коммерчески невыгодным и потому плохо продаваемым.

А в сериале «Шерлок» утверждается самоценность и власть интеллекта, перед которым зло, посредственность и глупость пасуют. Гениального аналитика могут не любить, но не восхищаться и не нуждаться в нём не могут. Это пряная ночная утопия для людей умственного труда.

В нашем мире сложился избыток информации в прямом доступе. Её подносят на разных носителях и в разных режимах, но подносят быстро, круглосуточно и часто почти бесплатно. Бери не хочу. И многим уже не хочется.

Шерлок работает с отсутствием информации. Чем меньше известно, чем меньше деталей, подробностей, заметных свойств, тем сильнее его вдохновение. Он добывает информацию из ничего. Он не пользователь, он её создатель.

А много ли сегодня создателей информации, выуживателей информации, талантливых добытчиков информации, от которой зависят чьи-то судьбы? Утопия дефицита информации содержится в «Шерлоке».

Доктор Ватсон в исполнении Мартина Фримана — художественный контраст и психологическая пара Шерлоку. Неброский, прозаичный и подчёркнуто достоверный Ватсон со своей помятой физиономией, хромотой и тростью выглядит как забракованная копия доктора Хауса.

Он слишком убедительно обычный и без подтекстов нормальный человек. Ватсон без остатка здесь, в нашем обыденном мире. Пока нам показывают, как Шерлок думает, Ватсон элементарно соображает.

Кажется, что Шерлок цепляется за него, чтобы обрести чуть больше реальности. А Ватсон увлекается общением с Шерлоком потому, что мир этого «консультирующего детектива» располагается принципиально выше будничной пустоты и кишит событиями, страстями, конфликтами.

Здесь можно чувствовать себя навечно мобилизованным и без всякой войны. Шерлок берёт его «в сюжет». Очень кстати, потому что собственного сюжета жизни у Ватсона нет. Как и работы, впрочем. Когда нет работы и денег, должно быть хотя бы нескучно социально страдать.

Пустота жизни, мучительное отсутствие больших целей и даже малых перспектив — от этого бежит Ватсон и спасается в приключениях психованного интеллектуала.

Без Шерлока Холмса хоть вешайся. Но ведь истина состоит в том, что Ватсонов очень много. А Шерлоков — единицы, да и вообще их число стремится к нулю. Шерлока можно никогда не встретить.

И как тогда жить тем, кто не способен самостоятельно изобретать способы наполнения жизни смыслами? Общество не учитывает их проблем.

Мрачно смотрят на сегодняшнюю Англию создатели «Шерлока», очень мрачно. Но им нравится их мрачный взгляд, их фантазийный Шерлок и натуральный Ватсон. Они и правда так видят.

Добрые английские традиции помогают авторам без снобизма относиться к популярному жанру, благодаря чему из телесериала получается будоражащее искусство.

Оно может не забыться за неделю, от субботы до субботы. Жду «Шерлока», как некогда в скучнейшей провинциальной Ирландии скучные и депрессивные ирландцы ждали очередной серии «Твин Пикса».

Будут ли так же ожидаемы — не мной, а кем-нибудь другим — прочие четыре сериала, запускаемые в понедельник, вторник, среду и четверг на Первом, ещё большой вопрос.

Череда из нескольких сериалов, идущих попеременно, каждый в свой день недели, — западная традиция. Там она помогает разнообразить будни и создаёт иллюзию того, что каждый день недели наделён чем-то особенным.

Но не всё, что укладывается в голове и расписании практичного американца или даже смурного шотландца, поместится в российском сознании и привычках работы с пультом.

Есть опасения, что наша нынешняя жизнь и так слишком перегружена событиями, слишком нафарширована информацией. Новизны у нас пока без телевизора довольно. А дисциплины и рациональности не прибавляется.

Так что, боюсь, кто-то будет на автопилоте смотреть все сериалы подряд как одну сплошную телемистерию — про все криминальные разборки и всю любовь оптом.

Другие, наоборот, успеют забыть за неделю, кто кого за что и где собирался заказать или помиловать. Стремление увеличить ассортимент предлагаемых телепродуктов рискует сократить их потребление.

Первый канал пытается работать по принципу супермаркета, забывая о том, что у восприятия культурного продукта есть своя специфика. Рядовые российские сериалы давно лишены того уровня, ради которого стоит адаптироваться к новой линейке передач.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт


Achtung Loutallica

Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered»

Противник расслабился, магнетизируется манерно-изысканной лирикой о том, как от одной мысли о Борисе Карлоффе и Кински хочется отсечь себе груди и ноги, об убийстве из-за нестерпимой любви, боли самообмана, медовом льде и маленьких пафосных девочках без спермы…

01.11.2011 12:20, Александр Чанцев






 

Новости

Электронная библиотека: инструкция по установке
НП «Викимедиа РУ» и АНО «Инфокультура» подготовили рекомендации для библиотек по организации собственных репозиториев открытого доступа в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека».
«Нет данных»: о состоянии российских электронных библиотек
В рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» проведено исследование «Электронные библиотеки в России: текущий статус и перспективы развития». В ходе исследования были проанализированы 140 российских библиотек и интернет-проектов.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.