Вот и ещё одна автомобильная премиум-марка со славной историей обрела нового хозяина. Ford договорилась с китайской компанией Geely о продаже Volvo Cars. Решимость Ford вызывает куда большее уважение, чем поведение GM, которая то продает Opel, то не продает, в зависимости от того, куда подует ветер на политической сцене. Правда, что будет с Volvo под крылом нового хозяина, пока никто не знает.
Но независимо от того, будет нынешний марьяж счастливым или нет, сделку следует признать серьезной победой Китая.
Ford получит 1,8 млрд долларов (часть которых сразу уйдет на покрытие долгов), Geely — фабрики Volvo, права на интеллектуальную собственность. Ну и, собственно, на сам бренд. Последний, кстати, не был эксклюзивной собственностью Ford, компания делила его со шведской Volvo Group, производящей тяжелую технику (именно у неё в 1999 году Ford и купила подразделение по производству легковых машин Volvo Cars за 6,5 млрд долларов).
Кризис здорово ударил по всем американским автопроизводителям. Но если GM и Chrysler пришлось пройти через унизительную процедуру банкротства, то Ford отделалась чуть дешевле — затягиванием поясов. В это затягивание вошла распродажа так называемой Premier Automotive Group, созвездия премиальных брендов (Aston Martin, Land Rover, Jaguar, Volvo), собранного Ford за большие миллиарды в период с 1987-го по 2000 год. Дорогие марки на сокращающемся в кризис рынке оказались убыточными, и руководство концерна, взявшее вполне логичный курс на производство ограниченного ассортимента автомобилей массового спроса как можно большими тиражами, стало избавляться от «непрофильных активов».
Первым в 2007 году удалось сбыть с рук Aston Martin, деньги пришли в основном с Ближнего Востока. Через год нового хозяина — индийскую Tata Motor — обрели Land Rover с Jaguar. А теперь вот эпопея с выдачей замуж слишком уж дорогих в содержании «дочек» завершилась — нашёлся состоятельный жених из Китая (он нашёлся ещё в 2008 году, но пока суд да дело…).
Жених состоятелен, но не очень родовит. Если Volvo Group ведёт свою историю с 1927 года, то Geely Automobile начала производство автомобилей лишь 12 лет назад — в 1998-м. Компания входит в многопрофильный холдинг Geely Holding Group (принадлежит миллиардеру Ли Шуфу), который начинал с производства холодильников, а сейчас занимается всем подряд — от туризма до строительства.
Geely далеко не самый крупный китайский автомобилестроитель, но один из самых прогрессивных. Отчасти, видимо, это обусловлено тем, что компания находится в частных руках, а не в государственной собственности, как, например, BYD или SAIC Motor. Список предыдущих достижений Geely не так уж плох: выход на IPO в Гонконге в 2004 году, участие, первой из китайских компаний, во Франкфуртском и Детройтском автосалонах (2005—2006), покупка в 2009-м обанкротившейся австралийской фирмы Drivetrain Systems International (делает АКП для Ssangyong, а также австралийских моделей Ford и Chrysler).
В то же время, как это обычно бывает у китайских компаний, реальные возможности за громадьём планов руководства катастрофически не поспевают. Ли Шуфу собирался в 2007—2008 годах начать широкомасштабное завоевание европейского и североамериканского рынка, но машины Geely провалили большинство экологических тестов и испытаний безопасности (Россия — одна из немногих стран, где автомобили компании продают и даже собирают). Пришлось начинать работу над ошибками. И, как ожидается, новый актив Geely тут придется как нельзя кстати. Volvo всегда славилась подчёркнуто серьезным отношением к вопросам безопасности, и сейчас эта марка, пожалуй, лидирует в мире в вопросах внедрения новомодных электронных систем помощи водителю.
Интересно, правда, как именно Geely будет внедрять попавшие ей в руки новые технологии. Помимо интеллектуальной собственности самой Volvo, в руках китайцев неизбежно окажутся разработки Ford и множества других компаний-смежников. Какова окажется их судьба?
В Срединной империи ведь не принято покупать лицензии без необходимости. Большинство успехов китайской промышленности основано на очень простом и действенном методе копипаста. Покупаем или берём «на тест» требуемое устройство, проводим реинжиниринг и дальше штампуем близкую к оригиналу копию, адаптированную к местным условиям производства, естественно, не платя никому никаких лицензионных отчислений. Таким образом, китайцы научились производить всё: от космических ракет до копий BMW X5 и «ролексов». Естественно, любая западная компания, прежде чем передать в Китай какие-либо активы, связанные с интеллектуальной собственностью, ещё трижды подумает, а стоит ли это делать. Ford думала долго и наконец решилась, заручившись соответствующими гарантиями. Конечно, в Поднебесной они, по большому счёту, ничего не гарантируют — в этой стране, как и в России, бизнес имеет свою специфику. Но решимость Ford вызывает хотя бы куда большее уважение, чем поведение GM, которая то продает Opel, то не продает, в зависимости от того, куда подует ветер на политической сцене.
Что будет с Volvo под крылом нового хозяина, пока никто толком не знает: здесь можно опираться только на по-восточному цветистые речи господина Ли Шуфу и общие соображения целесообразности. А Ли Шуфу, собственно, вкратце обещает следующее. Марки Geely и Volvo продолжат раздельное существование, объединять их в единое целое не будут (кто бы сомневался!). Volvo ждёт возрождение и возвращение к прибыльности за счет использования дешёвого китайского труда и увеличения объёмов производства, Geely — триумфальный выход на мировой рынок. В Китае построят завод, где будут собирать Volvo: речь идёт прежде всего о внедорожнике XC90 (довольно удачная и самая растиражированная в мире, хотя и пожилая модель) для внутреннего рынка. Сейчас в Китае уже есть одна фабрика Ford, где производится сборка пары моделей Volvo для продаж внутри страны, но речь идёт о куда более серьезном и масштабном производстве. По словам Ли Шуфу, в «оживление» марки планируется вложить 900 млн долларов.
Нынешние заводы Volvo в Швеции и Бельгии останутся, а вот относительно сокращения численности их персонала ясности нет. Пока Ли Шуфу вроде бы обещает никого не увольнять. Но сейчас в Volvo работает около 22 тыс. человек (в самой Geely — вдвое меньше), очевидно, что для получения прибыли дорогих европейских работников так или иначе постепенно придется заменять на более дешёвых китайских.
Как это отразится на качестве продукции и репутации бренда? Сможет ли молодая, относительно небольшая и не имеющая опыта работы на развитых рынках компания переварить столь серьезный куш? Для сравнения: объём годовых продаж Volvo Cars раз в пять больше, чем у Geely в денежном выражении (и примерно одинаков, если считать по числу реализованных авто, то есть 330 тысяч в год). Возможно, вливание свежей китайской крови позволит возродить потерявшую динамизм марку (мнение о том, что Volvo делает машины для пенсионеров, наверно, ошибочно, но сформировалось, конечно, не на пустом месте). А возможно, отправит её в музей достижений истории техники, как какой-нибудь немецкий Grundig.
Что характерно, компьютерный рынок, где перемещение производственной активности на восток произошло гораздо раньше, всё это уже проходил. Хорошим примером аналогичной истории может служить покупка в 2004 году китайской компанией Lenovo активов IBM по производству персональных компьютеров и ноутбуков. Нельзя сказать, что эта сделка оказалась неудачной. Lenovo в итоге сумела усвоить новую собственность и превратилась из малоизвестного китайского бренда в мультинациональную компанию мирового уровня. Но этот путь был долгим и отнюдь не простым, и нельзя сказать, что в ходе его преодоления ничего не потерялось из традиционных достоинств марки IBM.
Если мировая судьба и Volvo, и Geely пока достаточно туманна, то в Китае у них наверняка всё получится. Местный автомобильный рынок растет очень быстро, обогнав недавно американский и выйдя на первое место в мире. Конечно, большая часть продаваемых в Китае машин относится к бюджетной категории, но спрос в премиум-сегменте тоже увеличивается. Китайцы хоть и трогательно гордятся своим автопромом, но предпочитают, кто имеет такую возможность, ездить на престижных импортных марках. Учитывая поддержку сделки китайским правительством (в том числе финансовую), не исключено, что Geely получит хорошие госзаказы. Сейчас большинство чиновников Поднебесной ездят на Audi, благо концерн Volkswagen одним из первых организовал своё производство в стране. Недавно «слуг народа» попытались пересадить на BMW и Mercedes-Benz, но затея толком не удалась. Возможно, Geely с Volvo окажутся в этом деле удачливей.
Независимо от того, будет нынешний марьяж счастливым или нет, сделку следует признать серьезной победой Китая. А для западной цивилизации, постепенно теряющей преимущество в технологическом доминировании, это ещё один тревожный звонок. По всей видимости, закат эпохи могущества западных брендов не за горами и близятся времена, когда Китай будет обеспечивать весь мир не только трусами и кроссовками, но и ядерными реакторами с космическими спутниками.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Вред от сокращения площади австралийских морских лугов приравняли к выбросам пяти миллионов автомобилей.
- Почему «водород» приближает бесконечную войну.
- Спасение планеты.
Как помочь природе, не отказываясь от комфорта. - Про гаражи и автомобили.
О фильме Эльдара Рязанова и его отношении к машинам. - Лево руля!
Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении. - Как ужиться с «железным зверем»?
10 типичных ошибок женщин-водителей. - Ян Гейл: «Я против того, чтобы ездить на автомобиле по городу».
- Как получить полную страховую выплату по ОСАГО.
Пять верных советов автолюбителям. - Главные тенденции в автомобильной отрасли.
Различные решения в области услуг транспорта могут стать реальной альтернативой владению машиной. - Перемены в Тольятти.
Как строят новые заводы для автохтонов.