Подписаться на обновления
24 январяЧетверг

usd цб 66.3318

eur цб 75.3861

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
С.Л. Синицына   среда, 24 октября 2012 года, 10:32

Неправомерное заимствование
История одного плагиата


Фото: NicoleAbalde/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Реакция на плагиат – это всегда своеобразный и действенный показатель социального и нравственного здоровья или же болезни общества, этических ориентаций господствующих культурных умонастроений. Чрезмерный рост числа плагиаторов и, следовательно, формирование относительно этого явления определённого общественного мнения и социально значимых поступков – это показательный ответ общества на свои же внутренние потребности.

Активизировавшаяся в течение последнего года, по крайней мере, в европейском культурном пространстве борьба с плагиатом как интеллектуально-моральной, при этом реально осознаваемой угрозой для основ нормальной социальной жизнедеятельности общества свидетельствует о смене умонастроений и ценностных ориентаций. И это, несмотря на то, что проблема плагиата так же вечна, как и само человеческое общество. При всём том, что плагиат константно остаётся присвоением чужой интеллектуальной собственности путём противоправных действий, реакция на него – это всегда своеобразный и действенный показатель социального и нравственного здоровья или же болезни общества, этических ориентаций господствующих культурных умонастроений. Чрезмерный рост плагиаторов и, следовательно, формирование относительно этого явления определённого общественного мнения и социально значимых поступков – это показательный ответ общества на свои же внутренние потребности, ориентации и формирование моделей социальной коммуникации, направленных либо на реальное преодоление этически и интеллектуально недопустимого явления, либо на его поощрение как приемлемого способа социальной жизни.

Факт того, что и в России плагиат всё чаще начинает рассматриваться в качестве действенного маркера жизнеспособности настоящего и, главное, будущего, отношение к которому осмысляется как серьёзный показатель морально-этических, экономических, идеологических основ и принципов жизнедеятельности общества, воспитания молодого поколения, заставляет подходить качественно по-новому и ко многим правовым аспектам этой проблемы. Один из них уже обговаривался представителями российской научной, творческой элиты, экспертами в области права и образования. Как мне представляется, одновременно наиболее сильной, но и уязвимой идеей борьбы с плагиатом, с которой АСИ (Агентство стратегических инициатив) собирается обратиться к новому правительству России, является предложение начать реформу образования с общедоступности учебных и квалификационных научных работ для общественности. Одним из путей достижения общедоступности информационной продукции, коей безусловно являются различного рода рефераты, курсовые, дипломные работы, диссертационные исследования, научные статьи и монографии, учебники и учебные пособия, оказывается их размещение в глобальной сети Интернет. Но, как мне видится, именно здесь и возникает коллизия силы и уязвимости этой идеи.

Нужно сделать ну хотя бы, например, дипломные работы общедоступными, обеспечить возможность их автоматической проверки на плагиат. Это гарантирует и защиту авторских прав начинающих исследователей, а благодаря социальным сетям и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы. «Вместо банков рефератов, дипломных работ тогда у нас появятся банки знаний, а у каждого студента, у каждого аспиранта будет складываться свое персональное резюме, которое будет идти за ним по жизни и которое поможет ему формировать представление о себе в глазах коллег, в глазах преподавателей, откроет в конечном счете путь к научной и профессиональной карьере.

С одной стороны, полная и официальная, легитимно закрепленная общедоступность информационной научной продукции максимально обеспечит широкий, свободный, лёгкий, быстрый доступ к ней и контролирующей общественности, и людей, привыкших к качественному образованию, постоянному интеллектуальному, творческому развитию. Это является неоспоримым положительным моментом, который, помимо собственно интеллектуального развития, откроет и новые возможности для постоянного, стабильного научного, образовательного общения, будет способствовать профессиональному росту. Чем больше открытой полезной, интересной, социально ответственной информации – тем сильнее, увереннее и жизнеспособнее общество. Но, с другой стороны, и любители лёгкой жизни, как назвал плагиаторов премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, которые не страдают от собственной моральной и интеллектуальной нечистоплотности, тоже получат ещё более простой, удобный и быстрый для себя способ добывания научной информации. Для интеллектуальных мошенников научная информация ценна, естественно, не смыслом, а тем, насколько она позволяет легко и быстро получать дипломы и предусмотренные ими социальные блага (престижную работу, должность, положение в обществе и т.п.). Вопрос заключается в следующем: как в условиях чрезмерно стремительного разрастания информационного пространства потребителю информационного продукта уследить за всеми информационными потоками, отследить все сайты, на которых вывешивается эта научная информация? И, как логическое продолжение, обостряется вопрос: а возможно ли в таких условиях реально остановить рост плагиата, который обнаружит для себя новые безбрежные информационные пространства? Не обременённый стыдом, совестью и даже страхом перед законом, плагиатор сможет почти беспрепятственно совершать преступление в интеллектуальной сфере.

Акцентирую ещё раз внимание на том, что, если человек сознательно совершает плагиат, то подобного рода цинизм и преступление ничем не остановишь, кроме последовательной, целенаправленной борьбы с плагиатором. В качестве примера привожу ссылку на статью «Об особенностях легитимизации плагиата Артамоновой». В этой статье рассказывается о том, как и почему был совершен плагиат из дипломных работ студентов кафедры новых медиа МГУ им. М.Ломоносова, которую возглавляет И.И.Засурский.

Однако обозначенное мною проблемное место в идее об общедоступности через Сеть учебных и квалификационных научных работ для общественности не означает отказа от этой перспективной идеи. Наоборот. Я не только её поддерживаю, но и стараюсь в правовом поле помочь осуществлению борьбы с плагиатом с помощью Интернета. Покажу это на конкретном примере: интеллектуальной нечистоплотности И.М.Артамоновой, с плагиатом которой российские учёные пытаются бороться уже длительное время. Ход и перипетии этой истории неоднократно получали освещение в ведущих интернет-изданиях России и Украины, в чём каждый желающий может легко убедиться, перейдя по ссылкам в выше указанных статьях. Сейчас же моя задача иная: показать продолжение этой истории, которая уже перешла в судебную плоскость, и предложить в качестве одного из действенных правовых путей борьбы с плагиатом – развитие информационного права.

Чиновники исходят из того, что способа сделать систему образования прозрачной не существует, но они ошибаются. На помощь русской науке приходят информационно-коммуникационные технологии. Многое уже сказано о том, как интернет меняет мир, разрушает одни бизнесы и возвеличивает другие... Однако до сих пор речь шла скорее об отдельных прорывах в сфере дистанционного образования - с одной стороны, и в жизни студентов – с другой. Ведь засилье плагиата и рефераты «из Википедии» - это тоже результат влияния информационных технологий. Но если первое говорит о потенциале, то второе скорее показывает глубину нерешённых проблем системы образования, в которой студенты часто сдают чужие работы вместо своих, а на экзамене получают доступ к шпаргалкам, в то время как само образование остаётся далёким от потребностей реальной жизни и не гарантирует трудоустройства по специальности.

С традиционной стороны, борьба с плагиатом в правовом поле регламентируется законами о защите интеллектуальной собственности. Если не вдаваться сейчас в юридические тонкости этих законов, а сформулировать их суть, то она заключается в следующем. При условии обнаружения некачественного информационного продукта, к которому однозначно относится плагиат, отстаивать право в суде имеет только его непосредственный автор или же его правопреемник в случае смерти, или же недееспособности автора. Таким образом, любой потребитель информационного продукта, при условии, что он не является его автором, остаётся абсолютно беззащитным перед плагиатом и вынужден либо смириться с тем, что ему предлагают, либо самостоятельно устанавливать истину относительно качества научной информации. И если в таких исторически и культурно сложившихся правовых условиях (тотального правового господства автора над своим произведением) максимально полно представлять в Сети различного рода квалификационные научные работы, то что может произойти с качеством этих научных исследований, за которыми охотятся плагиаторы? Понятно, что при этической и интеллектуальной нечистоплотности, а также пробелах в законодательной базе стремительно возрастёт количество текстов-близнецов, как это произошло в случае с И.М.Артамоновой – заведующей кафедрой журналистики Донецкого национального университета, – диссертационные и постдиссертационные материалы которой представляют сплошной подстрочный несанкционированный перевод частей текстов исследований российских учёных и студентов на украинский язык.

В связи с такой проблемой, которая может возникнуть перед любым потребителем информационного продукта, встает следующий круг вопросов: что делать? На кого ссылаться? Как поступить, чтобы выяснить, какой из представленных текстов является качественным, достоверным информационным продуктом, подтвержденным именем настоящего автора? Особенно если учесть, что Артамонова уже доктор наук, а ученые, тексты которых она себе беззастенчиво присвоила, в основном кандидаты наук или же практикующие журналисты. Что может предпринять потребитель информационного продукта для того, чтобы установить истину и обезопасить себя от совершения правонарушения, юридически наказуемого в соответствии с действующим законодательством, когда норма гражданского законодательства чётко гласит следующее. При осуществлении своих прав любое лицо, т.е. в нашем случае потребитель информации, обязан удерживаться от действий, которые могли бы нарушать права других лиц и причинять ущерб культурному наследию. В случае с цитированием плагиата ответственность за распространение некачественной информации ложится и на того, кто распространяет, вольно или невольно, этот информационный продукт. Что в правовом поле зависит собственно от потребителя? Ведь согласно действующему законодательству и РФ, и Украины (Гражданский кодекс, закон об авторском праве и смежных правах) на сегодняшний день ключевой фигурой является автор, который может в судебном порядке отстаивать свое авторство. Перед нами правовая монополия автора на установление права на свой интеллектуальный продукт. С одной стороны, это правильно, т.к. защищает права истинного создателя информационного продукта. С другой – оставляет почти беззащитным потребителя информационного продукта, т.е. того, на кого собственно и рассчитан данный продукт и интенции автора.

Именно поэтому в эпоху качественно нового существования информации и, естественно, качественно новых отношений между производителями, распространителями, потребителями этой информации, необходимо устанавливать и новые правовые отношения. В условиях растущей массмедийности, интернет-коммуникаций, во-первых, автор сам не всегда может уследить за судьбой своей интеллектуальной собственности; во-вторых, издатели не всегда могут проверить достоверность представляемого им информационного продукта и рассчитывают на порядочность и этическую добросовестность автора; в-третьих, потребитель информационного продукта не должен быть полностью зависим от автора и его позиции. Акцентирую: ни издатель, ни потребитель информационного продукта не должны в новых социально-культурных условиях в правовом поле зависеть от позиции, желаний и гражданских убеждений автора или его правопреемников. Например, автор сам может не знать, что с его работы совершен плагиат. Автор может в силу целого ряда объективных и субъективных причин не захотеть отстаивать свое право в судах, особенно если это касается судебной системы другого государства. Автор может умереть, а установление его правопреемников требует проведения следственно-розыскных мероприятий и т.п. Следовательно, возникает концептуальный, с точки зрения права, вопрос: что делать в таком случае огромному количеству потребителей информационного продукта, особенно если учесть колоссальные возможности Сети по беспрерывному предоставлению и распространению информации? Оставаться в неведении, при этом точно зная, что один из текстов – плагиат? Придерживаться выбранной наугад, с помощью научной интуиции или совета друзей, позиции? Каждому, обнаружившему факт этической и научной непорядочности, разыскивать автора или же писать в официальные инстанции (включая издательства, попавшие в сложную правовую коллизию), которые тоже, по большому счету, ограничены действием закона об авторском праве и презумпцией авторства? А если этически нечистоплотный автор дал издательству расписку о том, что именно он является автором данного информационного продукта, что и проделывает Артамонова, предоставляя статьи в редколлегии научных журналов? Почему и насколько в современном социально-культурном пространстве каждый потребитель информационного продукта должен быть зависим от позиции автора?

Рассуждая таким образом, я летом этого года подала два исковых заявления.

Во-первых, в Заречный районний суд г. Сумы. Предмет моего иска заключается в следующем. Я, потребитель информационного продукта, ознакомилась в журнале Сумского государственного университета (Украина) «Вiсник СумДУ» ISSN 1817-9215 (друкований варіант) ISSN 1817 - 9290 (електронний варіант) в серии «Вісник СумДУ. Серія “Філологія”» (Реєстраційні свідоцтво КВ №12452-1336Р. Президією ВАК України журнал зареєстровано як наукове видання з філологічних наук (постанова № 1-01/10 від 13.12.2000 р.). Періодичність – 2 рази на рік (березень, листопад) (все данные взяты с официального сайта Сумского госуниверситета)) в №1 за 2008 г. со статьей Артамоновой «Системні характеристики онлайнових та офлайнових ЗМІ», которая представлена и в электронном архиве этого журнала. Статья Артамоновой, опубликованная в данном номере журнала, является некачественным, недостоверным информационным продуктом в связи с тем, что это – несанкционированный подстрочный перевод на украинский язык частей кандидатской диссертации П.В.Сухова «Интернет СМИ Рунета: системные характеристики», выполненной под научным руководством к.ф.н., доц. М.М. Лукиной на кафедре периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и защищенной в 2005 г. в специализированном совете МГУ. Ссылок на диссертационное исследование Сухова или же упоминания имени П.В.Сухова в статье Артамоновой нет.

Аналогично в № 1 Т.1. за 2007 г. «Вісник СумДУ. Серія “Філологія”» была опубликована статья Артамоновой «Філософсько-ірраціональні аспекти концепцій журналістики (А.Шопенгауер, Ф.Ніцше і З. Фройд)» (с.5-9), которая представлена и в электронном архиве этого журнала. Статья Артамоновой, опубликованная в данном номере журнала, также является некачественным, недостоверным информационным про-дуктом в связи с тем, что это – несанкционированный подстрочный перевод на украинский язык частей текста докторской диссертации Г.Э.Кучеровой «Журналистика как объект теоретического анализа в европейской научной мысли XIX – первой половины ХХ вв.». Диссертация Кучеровой была выполнена на кафедре истории журналистики и коммуникативистики Кубанского государственного университета под научным руководством д.ф.н., проф. Ю.В.Лучинского и защищена в 2001 г. в специализированном совете Кубанского государственного университета. Официальные оппоненты: д.ф.н., проф. Я.Н.Засурский, С.Г.Корконосенко, Г.М.Соловьев, ведущая организация – Воронежский государственный университет. Ссылок на диссертационное исследование Кучеровой или же упоминания имени Кучеровой в статье Артамоновой нет.

Я, как потребитель научного информационного продукта, просила суд восстановить мои права на достоверный, объективный, целостный научный информационный продукт, распространенный в ваковском журнале Сумского государственного университета.

В Заречном районном суде г. Сумы рассмотрение гражданского дела по моему иску еще не окончено.

Во-вторых, мной было подано исковое заявление в Октябрьский районный суд г. Запорожье. Предмет моего иска был аналогичен сумскому и состоял в стремлении доказать, что статья Артамоновой «Блог як публічна автокомунікація», опубликованная в научно-производственном журнале «Держава та регіони. Серія Соціальні комунікації», является подстрочным несанкционированным переводом на украинский язык частей текстов дипломных работ российских студентов факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, выполненных в 2007 году под руководством к.ф.н., доц. И.И. Засурского. Суд первой инстанции в удовлетворении моих исковых требований отказал, ссылаясь на то, что я не являюсь надлежащим истцом, поскольку этот вопрос касается защиты прав интеллектуальной собственности. Мной была подана апелляционная жалоба.

Апелляционный суд Запорожской области частично удовлетворил мои требования к Классическому приватному университету, который является учредителем научно-производственного журнала «Держава та регіони. Серія Соціальні комунікації». Апелляционный суд признал, что у меня, как потребителя информационного продукта, а не только у авторов, есть все легитимные основания для получения достоверной, объективной, полной информации относительно статьи Артамоновой «Блог як публічна автокомунікація», напечатанной в научно-производственном журнале «Держава та регіони. Серія Соціальні комунікації». Таким образом, апелляционный суд признал меня, потребителя информационного продукта, надлежащим истцом.

Что же в моей системе аргументов убедило судей апелляционного суда и позволило существенно изменить судебную практику в отношении плагиата и авторского права?

Апелляционный суд Запоржской области, устанавливая истину, принял следующие мои аргументы. В развивающемся информационном обществе, в котором преобладают виртуальные отношения, информационный продукт оказывается одним из самых востребованных и активно потребляемых. А, значит, потребитель информационного продукта имеет право на открытую научно-техническую информацию, которая предусматривает возможность свободного получения, сохранения, распространения во время осуществления научной, научно-исследовательской, производственной, общественной и другой деятельности, которая не запрещена законом (закон Украины «О научно-технической информации», ст. 5). Аналогичная норма закреплена и в ст. 9 закона Украины «Об информации». Данные законами Украины неимущественные права потребителю информационного продукта имеют ограничение: физическое лицо, распространяющее информацию, обязано убедиться в ее достоверности (ч. 2 ст. 302 Гражданского кодекса Украины). Все это дает потребителю информационного продукта право на защиту от некачественной, фальсифицированной информации.

В нашем случае мы столкнулись с явно некачественной, фальсифицированной научно-информационной продукцией: статьёй Артамоновой «Блог як публічна автокомунікація», т.к. неправомерно воспроизводит информационный продукт другого лица: части текстов дипломных работ, выполненных и собранных в сборник к.ф.н., доц., завкафедрой новых медиа МГУ им. Ломоносова Засурским «Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования» в 2-х ч.– М.: МГУ. 2007.

Так, я доказывала, что согласно международным договорам об авторском праве первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Следуя этой норме и основываясь на презумпции автора, в нашем случае на территории РФ авторами оспариваемых текстов следует признать Сухова, Кучерову, группу студентов, защитивших дипломные работы под руководством Засурского в МГУ им. Ломоносова, а на территории Украины – заведующую кафедрой журналистики Донецкого национального университета Артамонову. Таким образом, потребитель информационного продукта попадает в правовую ловушку: он лишается возможности распространять (ссылаться, цитировать, спорить, развивать предложенные в тексте идеи и т.п.) полученную информацию, т.к. не знает, кто же является правообладателем конкретной научной информации. Даже если по времени опубликования научных материалов первенство принадлежит российским авторам, то это ещё не означает, что они автоматически являются правообладателями этого конкретного информационного продукта, т.к. авторство необходимо доказывать. Поэтому субъект отношений (потребитель) в сфере информации может потребовать удовлетворить его законное право на достоверный, целостный, полный информационный продукт.

Выслушав мои доводы, апелляционный суд пришел к выводу, что не только автор, но и потребители информационной продукции (что очень важно и актуально для развивающегося демократического, гражданского, информационного общества) имеют право защищать себя от недостоверной информационной продукции.

Суммируя мои размышления относительно информационного права в аспекте проблемы плагиата, хочу отметить, что определение Запорожского апелляционного суда, пусть и частично удовлетворившее мои требования, вселяет надежду на то, что победить плагиат станет действительно легко. Ведь борьба с плагиатом в правовом поле теперь зависит от личной, гражданской, активной, этически мотивированной, интеллектуально ответственной позиции каждого, столкнувшегося с фактом моральной и правовой нечистоплотности в научной плоскости.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.