Подписаться на обновления
25 апреляЧетверг

usd цб 63.9798

eur цб 71.7150

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Эльга Злотник   понедельник, 1 февраля 2016 года, 19:00

Неопубликованное интервью Чингиза Айтматова
Чингиз Айтматов о литературе, национализме, эмансипированных женщинах, аиле Шекер и гуманизме


Andreas Zak
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Прозаик и журналист Эльга Злотник в 1976 году по заданию еженедельника «Неделя» ездила в командировку во Фрунзе (теперь Бешкек) к Чингизу Айтматову. Итогом этого путешествия стал многодневный диалог. Вскоре появилось интервью, но многое из той беседы не попало в публикацию. Rara Avis восполняет этот пробел, печатая неопубликованное интервью в день рождения Чингиза Айтматова.

О работе и принципах

— Чингиз Торекулович, вы много работаете, расскажите, как зарождается замысел?

— Это очень трудно установить. Как зарождается галактика? Замысел — микрогалактика. Он потом претерпевает много изменений...

— Вам, для того чтобы писать, нужно одиночество или вы можете работать в присутствии других, родных, например?

— Нет, на людях работать невозможно. Даже, если один человек присутствует. Помню, когда я учился на Высших литературных курсах, жили по двое в комнате в Переделкино. Я сейчас удивляюсь, как я мог работать? Правда, мы от руки писали...

— Писатели обычно придерживаются противоположных мнений: «Пиши, когда не можешь не писать» и «Ни дня без строчки». А что вы считаете верным для себя?

— Лично я придерживаюсь первого высказывания. Вернее мне просто не удается писать каждый день. А второй принцип становится верным, когда уже начинаю писать. Вот тогда надо работать изо дня в день. Я по своему опыту знаю, что если откладываешь начатое, то многое теряешь, что-то забывается.

О войне

— Много лет прошло с тех пор, как закончилась война, а вы снова и снова возвращаетесь в то время. Почему?

— Мне думается, тема войны, испытания человека войной еще долго будет волновать умы наших современников. Каждый пишет об этом по-разному. У всякого времени свои военные книги. Я не был на фронте, но мои детство и юность совпали с этим периодом. И сегодня эта тема кажется мне злободневной. Война — время дефицита человечности. А меня сейчас больше всего волнует вопрос доброты, гуманности. Как оградить человека, как сохранить то, что дает природа? Как не растерять связь с ней, и тем, что заложено в нас нашими предками, как остаться человеком, защитить, не дать разрушить, и передать потомкам удивительный мир безумно красивой нашей планеты...

О природе

— В ваших произведениях вы почти язычник, настолько одушевляете природу. Критерий нравственности для вас — отношение человека к природе?

Я вовсе не последователь Руссо, но меня волнует вопрос, что должны мы, люди, сделать, чтобы человек не утратил своей причастности к миру природы, ощущения поэтичности и красоты мира...


— Мне думается, очень важна сознательная миссия культуры. Надо учиться любить и страдать. Подобное относится и к природе. Уметь любоваться, ценить, наслаждаться природой. Видеть и в этом смысл и красоту жизни. Надо чтобы человек осознал, он — часть природы, живет один раз и вот земля — это лоно. И он должен не разрушать ее, а наоборот — украшать. Относиться к природе, как к равному, разумно и вдохновенно.

— Так что же все-таки, приспосабливаться или покорять? Значит ли это, что вы в принципе против преобразования природы?

— В принципе против, но я сознаю, что есть общество и потребность добывания хлеба насущного. Но хотелось бы больше мысли, альтруизма, чтобы все делалось с наименьшим ущербом для земли. И в этом должен проявиться творческий подход к природе. Нет, я вовсе не последователь Руссо, но меня волнует вопрос, что должны мы, люди, сделать, чтобы человек не утратил своей причастности к миру природы, ощущения поэтичности и красоты мира...

О литературе и факте

— Какова по-вашему мнению роль факта в художественном тексте? Ведь писатель всегда невольно трансформирует факты, даже если переносит их из документов, мемуаров, записных книжек в свои произведения. Он может подать их в ином ракурсе, сместить акценты, по-другому интерпретировать, в конце концов.

— Есть историческая литература, которая основана на фактах. Есть военная. Я лично придерживаюсь такого мнения, что я должен знать факты, биографии. Но в основном настоящая художественная литература — это вымысел. Она, конечно, имеет свою географию, адрес дома, название улицы. Сотни писателей могут описать метро. Если это имеет смысл для произведения. Но для ньюйоркца будет одно метро, для жителя Лондона — другое, и потом, главное — личное описание.Есть очень крупные категории, которые для всех читателей имеют смысл. Например: «В эту осень они были в Париже». Читатель сразу настраивается на этот факт. Он общезначим. Я думаю к этому надо стремиться. А иначе выходят тысячи книг, которые имеют местное значение, из-за национального ореола или местечковых событий. Вот, например, есть очень интересная национальная грузинская литература, для грузин дорогие, значимые и знакомые характеры, судьбы. Или возьмем Японию, там очень много книг издается, но до нас доходит, скажем, десять — это те, в которых через частное затрагивается общее. Но я не отрицаю существование чисто местной, локальной литературы. И не защищаю конъюнктурную, которая ловит момент. Например, писатель, зная сегодняшнее хорошее отношение к Индии, создает за десять дней повесть об этой стране. Я думаю, такая книга никогда не сможет стать предметом искусства, большой литературой.

— И все-таки, что делает литературу общезначимой? Что бы вы назвали в числе первых признаков?— На этот вопрос однозначно ответить довольно трудно. Есть два момента: тема данного произведения и реалистичность. Это моя точка зрения. Существует литература религиозная: буддийская, тибетская, может быть она красочна и с большим мастерством написана, но так как сейчас век реализма, нас не устраивает та литература. Сегодня в литературе существуют разные течения, темы, но общезначимой ее делают реалистичность изображения и вечные проблемы общечеловеческого характера.

О национализме и русской культуре

— А как вы относитесь к национализму? Что он для вас такое?

— Здесь две стороны одной медали. Национализм — не такая страшная вещь, хотя считается врагом всего и вся. Но у каждой нации свои проблемы, надо приложить все усилия, чтобы она развивалась. Есть люди, которые наиболее чувствительны к этой проблеме и они выражают свои интересы. И никому они не мешают, если их интересы направлены на обогащение культуры народа, если они стремятся раздвинуть горизонты, чтобы, к примеру, язык народа развивался полноценно. У нас же принято считать, раз он националист — то его надо перечеркнуть. А кто будет заботиться о своей нации? Есть люди, которые понимают трудности своего народа, и думают о том, как это преодолеть. Конечно же, меня больше заботит Киргизия, но этот интерес далек от понятия «национализм», в том смысле, который привыкли в него вкладывать. Другое дело, когда национализм в себя включает отрицание других национальностей. Плохо, когда человек начинает доказывать превосходство своей нации над другими — подобное надо обличать, с этим надо бороться. Самое главное — доверие, доброжелательность, доброта. Я русскую культуру люблю, понимаю, что она значит для мира. Но я хочу, чтобы наравне с русской, росла и наша. Находясь в Казахстане или Узбекистане, я считаю оправданным слышать казахскую или узбекскую речь. Иногда считают, что нет разницы на каком языке говоришь. А разница есть. Некоторые говорят, что будет слияние. Я считаю — к этому не надо стремиться...

Если я хочу кого-нибудь погубить, самое простое дело уличить его в национализме


У нас сейчас проблема — сохранения и формирования современного национального языка. Начиная от орфографии, которая устарела и кончая терминами. Учитывая опыт современной литературы, должны быть разработаны и использованы все ресурсы национального языка, а для этого требуется, чтобы кто-то инициативу проявлял. В превратном понимании определение «националист» страшно. Надо вернуть первоначальное значение этому слову. Националист — человек, борющийся за сохранение своей культуры, языка. У каждой нации свои проблемы, повседневные, насущные. Они требуют решения, внимания, усилия. Есть люди, которые очень глубоко это чувствуют. Люди — патриоты, носители традиций, устремлений — их часто называют националистами. Понятие национализм — заштамповано в обратном смысле. Если я хочу кого-нибудь погубить, самое простое дело уличить его в национализме.— Но как тогда называть тех, кто ставит во главе свою нацию? Кто считает, что она самая великая и достойная?— Это шовинизм.О жестокости— Что вы считаете сегодня самой актуальной проблемой человечества?— Меня больше всего волнует проблема человечности. Современный мир столкнулся с жестокостью, вызванной социальными факторами: научно-технической революцией, проблемами больших городов, перенаселенностью и еще многими конфликтами, возникающими на социальных и религиозных почвах.А возьмите то, что происходит сейчас на Западе — жестокость молодежи с ее повальной болезнью наркоманией. Я думаю проблема человечности, высоких человеческих начал — проблема неизбывная. Воспитание, формирование гуманных основ, стремление к усовершенствованию себя — вечная тема.Человечность — антитеза жестокости.

— Но, выступая против жестокости, следует ли показывать ее даже во имя гуманных идей?

— Жестокость следует показывать не ради смакования, а во имя желания искоренить, вызвать силы воспротивиться ей. И еще, по возможности, исключая изображение физического насилия. Если мы будем пичкать читателя только прекраснодушными схемами, у него не будет ни сил, ни желания бороться.

— Примерно такая же дилемма, как в педагогике, показывать и рассказывать детям о жестокости или нет?..

— Да. И так же, как в педагогике, надо знать, как и в каком возрасте это преподносить. От элементарных проявлений жестокости к вопиющим, читателя надо подводить постепенно. От жестокости физической к жестокости нравственной. Разворачивая перед ним весь фронт. Потому что человек должен быть подготовлен к борьбе.

О литературном мальчике и «выхлопном клапане»

— Но вы своего мальчика из «Белого парохода» сталкиваете с жестокостью неподготовленным?

— Да, но это же «литературный мальчик», он воздействует на живых людей. А детей надо готовить к этому очень осторожно и постепенно. Но не огораживать вообще.

— Есть теории объясняющие существование театра ужасов и триллеров необходимостью «выхлопного клапана», которым являются эти зрелища, служащие для выхода якобы изначально присутствующей в человеке агрессивности. То есть чисто компенсаторными функциями. А как вы относитесь к такому способу борьбы с жестокостью?

— Я думаю, что это не выход. Выхлопные клапаны... Когда человека злонамеренно побуждают к жестокости и когда человек не подготовлен этому противостоять, все это скорее обретает обратные результаты — стимулирует и изощряет жестокость. И мы знаем немало примеров, когда зритель, насмотревшись таких фильмов, повторяет действия героев.Надо думать очень серьезно и всеохватно о культуре общества.

О влиянии литературы

— Не слишком ли преувеличено утверждение, что настоящая литература не только отражает мир, но и пересоздает его?

— Конечно, литература не может перевернуть мир, но она может влиять на каждого отдельного читателя и может воспитывать его. И тогда этот умный гуманный читатель уже не будет впрямую повторять примеры литературных героев. Литературный герой — это же не наглядная схема действия. Пример для подражания? Может быть, но не прямого, а усложненного, косвенного. И тут мы часто сталкиваемся с такими вопросами: а чему учит ваша книга? Та, мол, учит, а ваша — нет. Нет, учит! Но по-другому, и, может быть, не сразу видны результаты, зато влияние глубже и длительней сила воздействия. Воспитание искусством и пример для подражания — не так уж прямолинейна схема воздействия искусства и литературы во все времена, хотя почему-то считается, что в обыденной жизни люди нуждаются в условной схеме добра и зла, разделяющей эти крайности резкими линиями. А ведь в такой постановке вопроса есть какая-то запрограммированность, потребительство, косность. Взрослых надо исподволь готовить.

О значении детства

— Почему многие ваши произведения написаны от лица подростка, юноши? Существует теория, что человек на протяжении своей жизни сохраняет верность мировосприятию какого-то одного периода своего развития. Некоторые до седых волос остаются детьми. Другие задерживаются в юности. А есть такие, что с детства похожи на маленьких стариков. Мне кажется, в вашем творчестве особую роль играют детские впечатления?

— Нет, для меня это скорее удобный прием. Подросток осознает мир, узнает людей, он действует.... В моей новой повести «Пегий пес, бегущий краем моря» два персонажа — старик и мальчик, и каждый по-своему помогает мне сказать то, что я хочу. Старик через свой опыт — одно, а мальчик — оттеняет, дополняет, оттачивает, а иногда раскрывает то, что уже недоступно старику. И когда я пишу о старике, я могу представить себя стариком, а о мальчике — мальчиком. Ведь всегда то, что пишешь — это часть собственного «я».Конечно, детство — это неисчерпаемая сокровищница впечатлений. Художник возникает в детстве, а потом культура, эрудиция оформляют, дополняют личность. Если этого не будет, он так и останется при своей детской впечатлительности. Я не знаю ни одного взрослого человека, тем более художника, который бы не нес в себе детские впечатления, отпечаток своего детства. Это неизбежно, независимо от того, хочет ли он, чтобы этот отпечаток проявлялся или нет. Я не случайно сделал героем повести «Белый пароход» мальчика. Я хотел утвердить мысль о том, что детство — зародыш личности. И об этом надо очень серьезно думать в эпоху научно-технической революции, универсализации всех средств информации. Если раньше на психику ребенка оказывали влияние бабушка или дед, близкие люди, наделенные чутьем, которые могли воспитать, привить какие-то нравственные установки, мировоззрение, то сейчас эти функции переложены на школу, детский сад. Это хорошо с точки зрения глобального охвата и общедоступности. Но всеобщность и тотальность имеют и отрицательные свойства, в определенной усредненности подачи — подобное ведет к стандартизации мышления. Все дети ежемоментно слушают одну и ту же передачу по телевидению, смотрят одни и те же фильмы. Это создает небывалую в истории всеобщность установок, эстетических, моральных. Мы утрачиваем индивидуальность развития молодого человека.

О жизни в аиле Шекер, бабке-сказительнице и воспитании художника

Я рос в аиле. И мне кажется, что детство в селении богаче. Хотя оно должно непременно перемежаться глубокими прослойками городской жизни. Необходимо в какие-то периоды жизни общение с цивилизацией. Город дает современность мышления. Опыт городской жизни — главный для современного человека. И все-таки это великолепно, если человек вырастает на лоне природы, с людьми, живущими среди природы, на земле, рядом с травами, реками, лесами, животными. Вторая составляющая — это клубок городской жизни, где сосредоточено все, что создал искусственно человеческий интеллект. И поэтому, чтобы человек был современным, ему, я повторю, необходимо общение с городом, так же, как для городского ребенка благотворны выезды на природу. Я знаю детей, которые выросли только в городских условиях — они в чем-то ущербны. И я знаю тех, кто вырос на природе — им не хватает городского интеллекта.И все же я считаю, возможно, ошибочно, появиться уникальному художнику из городской среды довольно трудно. Потому что он должен иметь отличительную черту детства. Иначе он не сможет удивить свежестью взгляда. Я к этому прихожу из своего личного опыта. Безусловно, детство наложило на меня сильный отпечаток, и я благодарен судьбе за то, что рос в очень интересное время. Я жил в аиле Шекер, казалось, в патриархальной среде, но в то время уже появились колхозы, внедрялся советский образ жизни. Но лучшее, что оставалось от прежней жизни, я застал.Моя бабка — умная, много знающая, чуткая, и мастерица, и сказительница, она помогала мне поэтически видеть мир, понимать прекрасное. Ее сказки, песни, предания, которые она знала, тот круг людей, с которым она общалась, все это, безусловно, повлияло. Взрослые должны больше времени проводить с детьми. Тогда не было обычая отделять детей от взрослых, от их взрослой жизни. Я помню, как утром она с улыбкой сообщала, что у такой-то соседки сноха родила, и я не удивлялся, что должен быстро встать, умыться и пойти туда с ней поздравить. И ведь не просто прийти и поздравить, это был скорее повод для встречи, для того, чтобы устроить издавна идущие церемонии со старыми присказками. Ведь рождение ребенка есть высшее проявление жизни.Сейчас это частное событие в семье, а тогда — повод для ликования, большой праздник. И дети присутствовали на нем. И никто им не говорил, что малыша нашли в речке или на огороде. Этого не хватает в современной жизни. Сейчас дети мало участвуют во взрослой жизни. Они веселятся в детском саду, поют ничего не значащие, гладкие, отшлифованные песни. А тогда детей не оберегали и от жестокостей. Они были полноценными членами этого общества. Ни одно важное событие без детей не обходилось. Воспитателями ребенка худо-бедно были и родители, и деды, и бабки, тогда не подвергалось сомнению: а нужно ли бабку допускать к воспитанию ребенка. Это было естественным. Поэтому детство при неунифицированном образе жизни имело своеобразие в разных местностях и селениях. И это позволяло развиваться ребенку более глубоко в художественном отношении.О земле, машинах и лошадях— Вы часто и сейчас бываете в Шекере? Изменился аил за эти годы?— Изменился, конечно. Нет плугов, коней, упряжи. Нет индивидуального общения человека с землей. Все через машины. Это подавляет. Помню, в детстве для меня было таинственной загадкой, как из арбузного семечка пополз по земле стебель с маленькими крохотными усиками, и потом как появилась завязь, а затем большой продолговатый плод. Это было мое занятие, мой росток, я его чувствовал, знал. А сейчас масштабы иные. Засевают сразу десять гектар, работают машины, техника. Скорость и темпы другие.

А у крестьянина что? Была пара коней, что с них возьмешь? И в то же время он понимал их, они были ему близки. Джанабыр — по-киргизски конь, а в переводе «имеющий душу». Так что с одной стороны — выигрыш, с другой — проигрыш. Есть приобретения, есть утраты. С одной стороны: электричество, телефон, автобус и так далее. И вместе с этим люди утратили свое исконное. Своя философия, своя история, легенды — это все уходит под наплывом массовой информации. Потом другое отношение возникает, связь с современной жизнью: купля, продажа, дисциплина. Люди зависят от магазина. С другой стороны — они приобрели знания: что происходит в мире, стране... в этом случае выигрыш. Вот и судите.Я, как житель и села, и города вижу еще одну отличительную черту. В деревнях очень спокойное отношение к животным. Вот, к примеру, собака. В деревне она живет нормальной жизнью. Каждый хозяин относится по-своему, конечно. Но это не предмет забот, проблем. Нигде в деревне не будут люди говорить о своей собаке. А для городских жителей характерно пристрастное отношение к этому животному, хотя собака не квартирный житель. Когда она попадает в квартиру, это не нормально. Но городская жизнь сужает и контакты. Она больше сдерживает в проявлении чувств.— А ваш Ильяс, герой повести «Тополек мой в красной косынке» относится и к своей машине, как к живому существу?— Да, он бы, наверное, хорошо относился к лошади, быку. Но лошади у него нет. А у такого человека будет душа болеть и при виде бесхозяйственного отношения к машине.

О «необходимости лишнего» и испытании сытостью

— Великий американский режиссер Гриффит когда-то сказал: «То, что человек получает — это средства к существованию. А то, что отдает — сама жизнь». И, конечно, когда материальные блага становятся целью существования — личность деградирует. Вот, например, ваш Абакир из «Верблюжьего глаза». И все-таки, мне кажется, всегда существует «необходимость лишнего»...

— Да, это очень большая и деликатная тема. Я стою за то, чтобы жизнь была полноценной. Чтобы человек не испытывал недостатка в элементарных вещах. Встречаются еще ханжи, которые проповедуют воздержание, а сами не прочь иметь то, что пока дефицитно. Но иногда люди сами не замечают, как вещи начинают давить на них. Как страсть к накопительству выхолащивает все человеческое. Надо сказать, испытание сытостью, изобилием — очень большой соблазн. И надо готовить людей к этому, чтобы они имели вкус, умели творчески относиться к выбору. Естественно, потребности постоянно растут. Так уж устроен человек. Но это не значит, что он должен быть рабом своих желаний — тут должны проявиться его ум, культура.

О моде

Что мне особенно не нравится — мода на те или другие вещи. Вот есть у нас сейчас в провинции мода на бельгийские пальто, и если у женщины его нет, то она чувствует себя в чем-то ущемленной. Потребительское отношение к вещам рождает и зависть, и подражание. С одной стороны все друг другу подражают, а с другой — лихорадочно стремятся отличиться. Вот машина — естественно, в будущем каждый человек должен иметь свой транспорт, а сейчас это часто фетиш, смысл жизни. Одна из категорий по шкале престижных ценностей...

О достойных и эмансипированных женщинах

— Главные героини ваших повестей — женщины, а кто из них ближе всего к вашему идеалу? Наверное, Джамиля из вашей одноименной повести «Джамиля»?

— Трудно сказать насчет идеала, так как это понятие растяжимое, но существует, по-моему, общепринятое понятие достойной женщины, которое включает ее нравственные человеческие качества, культуру, обаяние, внешность. Джамиля — несколько романтическое восприятие женщины. Сейчас эта Джамиля была бы немного иной.Я в последнее время думаю, что есть перекос в престижности современной женщины. Произошла эмансипация. Но она была понята многими односторонне — как страсть к удовлетворению общественных запросов, честолюбивых устремлений женщины. И многие поступились личной жизнью, материнством, полноценностью ощущений, чтобы преуспевать. Да, конечно, женщина самостоятельно может решать свою судьбу. Но есть то, что ничем не наверстаешь. Женщин, отказавшихся от всего ради достижения жизненной цели можно уважать. И вот она преуспевает в работе профессионально, а семью не создала. И мне очень жаль таких вот, казалось бы, преуспевающих женщин. Я думаю, что это есть посягательство на какие-то незыблемые основы жизни. Если каждая женщина в порыве преуспеть будет лишать себя возможности стать матерью, женой, хозяйкой семьи, то к чему мы придем?

О карьеристах

— Скажите, а что вы больше всего не любите в людях?

— Многое чего. Наверное, больше всего карьеризм. И когда ради этого люди поступаются истиной, правдой в своих оценках, суждениях, поступках. Особенно не люблю, когда люди, наделенные общественными полномочиями, в корыстных интересах начинают выдавать белое за черное, а черное за белое Карьеристы зачастую занимают командные посты и становятся неуязвимы, а достойные люди терпят лишения, насмешки. Уважение должно достигаться деловыми, нравственными, человеческими качествами.А дальше происходит вот что: те, кто достиг уважения искусственно, начинают ненавидеть тех, кто не повторяет за ними их ложные утверждения. Они, наверное, видят в этом какой-то укор себе. И возникает общая структура. Ты знаешь, что он карьерист, продает себя, но он неуязвим, и с этим ничего не сделаешь. Это необратимая вещь.

О юморе

Очень завидую людям, воспринимающим жизнь юмористически и умеющим писать с юмором


— Чингиз Торекулович, а как у вас с чувством юмора, помогает оно вам в трудную минуту?

— Увы, его нет. Юмора мне не хватает, и это я всегда чувствую. Очень завидую людям, воспринимающим жизнь юмористически и умеющим писать с юмором. Конечно, это не значит, что я его не понимаю. Я чувствую юмор. Люблю посмеяться. Люблю читать юмористические рассказы. Но сказать, что с юмором у меня лады, я не могу, сам я не расположен к нему. Но людьми с юмором восхищаюсь, это особый дар. А сам — мрачноват.

— Поэтому ваш жанр — трагедия?

— Да, у меня трагедийное ощущение жизни. И... я не знаю, как с собой бороться...




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт


Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Как Жан-Поль Сартр принял мескалин и его многие годы преследовал гигантский краб

Галлюцинации Сартра и страх не отличить реальность от иллюзии

Иногда, столкнувшись с необычными идеями, люди реагируют фразой: «ты чем обкурился?» или «что ты принимал?». Такое часто предъявляют философам, отвергая их теории как бред. Но, честно говоря, мыслители иногда действительно принимают наркотики. Возьмём, к примеру, Жан-Поля Сартра, который освоил рацион основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона задолго до того, как тот отправился в Лас-Вегас на красном кабриолете, с чемоданчиком набитым кислотой, кокаином, мескалином и эфиром.

05.03.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.