Подписаться на обновления
30 ноябряВторник

usd цб 74.9818

eur цб 84.4820

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина  Мир Ясен 
Вячеслав Шадронов   вторник, 4 декабря 2012 года, 11:59

Немецкий европейский театр
Шекспир, Стриндберг и другие


Сцена из спектакля «Проба грунта в Казахстане». Фото: //net.catcoder.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Нынешний, уже 14-й по счету фестиваль «NET» — «Новый европейский театр», пришелся на Год Германии в России, и большую, а также и лучшую часть программы составили спектакли немецких театров. Спектакли разные и по жанру — от современного танца до синтеза драмы с видеоартом — и по художественному качеству. Но, так или иначе, в полном соответствии с названием фестиваля представляющие театр новейшего времени.

«Завещание» по мотивам «Короля Лира» У.Шекспира, компания «She She Pop»

Удивительно, но Шекспир в данном опусе присутствует не просто как бренд и не только для проформы, но и непосредственно отдельными фрагментами текста «Короля Лира». Актеров четверо, но в спектакле заняты также трое их родителей — вполне благообразные старички — одна из исполнительниц в самом начале объясняет отсутствие своего отца. Далее «три сестры» вместе с родителями пытаются приложить ситуации «Короля Лира» к современным, германским, своим собственным, то есть, реалиям. Не без потуг на остроумие — когда, например, один из дедуль начинает наглядно, рисуя графики и выстраивая дифференциальные уравнения, объяснять, в чем состояла ошибка Лира: не учел, оказывается, соотношения «резервуара любви» с «резервуаром имущества». Далее примерно в том же духе — зачитывается с отматывающейся бумажной ленты кусок из Шекспира — и следуют рассуждения, а как бы было сейчас. Да уж, вместо ста рыцарей теперь детям мешали бы отцовские книги — их трудно разместить в «небольшой» шестикомнатной квартире. Понять подобные трудности, по-моему, куда труднее, но можно было бы принять их как элемент театральной игры — мешает отсутствие последней.

Шекспир Шекспиром, а оформлено мероприятие строго в духе доктеатра, то есть стилизовано под ток-шоу: три кресла для стариков, видеокамеры, проекция на экраны. Положа руку на сердце, о взаимоотношениях отцов и детей можно больше узнать из настоящих телевизионных ток-шоу, даже не из малаховских, а, если вспомнить, выходили когда-то «Окна» с Нагиевым, вот там примерно все как у этих немцев разыгрывалось, тоже по плохому сценарию, с исполнителями-непрофессионалами, только познавательнее с точки зрения «правды жизни» и шекспировскими страстями, не снившимися н то что современному немецкому театру, но и самому Шекспиру. В финале «Завещания», правда, дедков раздевают до трусов (слава Богу, не совсем, как в «Короле Лире» Додина, но, положа руку на сердце, на голых додинских артистов и то менее страшно смотреть, чем на полураздетых немецких старцев-любителей), одного укладывают, как в гроб, в картонную коробку с прорезями, прежде чем все участники проекта повалятся друг на друга, как гора трупов в шекспировской трагедии. Но еще до этого все успеют друг у друга попросить прощения, и эта фальшиво-благостная, сопливо-всепрощенческая нота окончательно и еще до «повальной» коды убьет то немногое живое, способное задеть, что в этом двухчасовом, невыносимо тягомотном и затянутом (идея выдыхается уже минут через двадцать после начала) полупрофессиональном сочинении.

«Проба грунта в Казахстане», компания «Римини протокол», реж. Штефан Кэги

Несмотря на то, что «Римини протокол» занимается «документальным» театром, многие другие театры могли бы позаимствовать «художественности» у этой компании. В прошлый раз «Римини протокол» показывал в Москве спектакль по «Капиталу» Маркса, на удивление занятный, во всяком случае, по части театральной формы. «Проба грунта» вызывала некоторые сомнения еще и избранной темой — ну что там можно сделать с рассказами нескольких людей, связанных разным образом с Казахстаном — если только не очередную «просветительскую» шнягу. А вот и нет, «Проба грунта» — это настоящий театр. Материал, как и полагается, документальный, более того, персонажи в спектакле выступают не опосредованно, воплощенные профессиональными актерами, а собственной персоной, от первого лица. Герд Бауманн — восточный немец, внук осужденного генерала рейха, еще в социалистические времена приезжавший заниматься нефтедобычей в Казахстане. Генрих Вибе — из немцев, живших в Украине, высланных русскими сначала в Архангельскую область, затем в Казахстан и после ареста отца воспитывавшийся в детском доме под Семипалатинском. Елена Симкина — тоже из немецкой, но сильно обрусевшей семьи, выросла неподалеку от Байконура, позднее переехавшая в Германию. Елена Панибратова — из Таджикистана, неподалеку от границу с Казахстаном, немецкие корни у нее есть, но слабые, однако живет теперь в Германии, работает аниматором. Нурлан Дуссали — стопроцентный этнический казах, родом из Алма-аты, его дед воевал с немцами, а сам он учился в Германии, получил там гражданство, торговал нефтью, но перешел на продажу солнечных батарей.

Ахеджаков из «зрительской» труппы - конечно, выделяется как главная звезда, хотя роль формально небольшая, но представляю, какое для актрисы удовольствие участвовать в этом проекте. «Чесноком пахнет - это так нужно?» - спрашивает она (а ведь актеры так боялись чесночного запаха, так душились...), и отсылов к «Чайке» Чехова после «Тарарабумбии» в «Сне...», естественно, тоже хватает, а в финале Ахеджакова, как старая театралка, утирает слезы и тут же начинает нести обычную для «просвещенных старух» дребедень, очень смешную - но слишком привычную, я такие глупости слушаю в театрах каждый день от случайных, а иногда и знакомых соседей.

Уже и сам текстовый материал не вываливается на голову зрителя механически, но художественно осмыслен, драматургически оформлен. Нефть оказывается универсальной метафорой — человеческие массы, подобно углеводородным, перемещаются в разных пластах земли. Снятие пласта за пластом, «забуривание» вглубь вроде бы недавнего, но уже погребенного под новыми наслоениями исторического прошлого, реализовано на сцене буквально — персонажи, они же исполнители, снимают слой за слоем настеленную резину, обнаруживая под ней нехитрые, порой стилизованные, самодельные артефакты, свидетельства, напоминания о прошедших событиях. Артисты на сцене говорят со старыми знакомыми, представленными лишь записью на видеоэкране — отсюда возникает дополнительный эффект объема, хотя видео в спектакле сегодня вряд ли кого удивит, равно как и интерактив с предложением, например, опрокинуть рюмку водки (я, сидя в первом ряду, воспользовался — ничего, водка как водка). И в судьбах героев ничего сверхъестественного, исключительно трагического нет, их драматизм — обыкновенный среди сотен тысяч прочих, но при этом у каждого собственный опыт.

Из пересечения судьбы и опыта возникает система сюжетных и символических лейтмотивов, каковую и из выдуманных биографий сложно было бы выстроить более органично. Подземные взрывы ядерных испытаний под Семипалатинском и запуск в космос ракет с Байконура — движение как будто в противоположные стороны, на самом деле из равнодействующей этих векторов и складывается путь человечества в двадцатом веке. Говоря по-русски выросший в СССР, но переехавший в Германию пожилой немец употребляет всегда вместо «поехал» или «прилетел» универсальный для таких случаев во всех европейских языках глагол «идти» — «я пришел в Казахстан», «я пришел в Германию» — и обыгрывая это лингвистическое несоответствие, показывает, как он «идет» из Казахстана в Германию. А лазерная указка красными точками на карте уточняет место направления.

Не все приемы, задействованные в постановки, относятся к простейшим, но даже надувающиеся подушки под резиной, которые позволяют к финалу вздыбить слои «грунта в Казахстане», новых театральных технологий, может, и не открывают. А все же позволяют представить заведомо невыигрышный, даже отпугивающий сюжет (ну кому какое дело есть до казахской нефти, до репатриированных немцев...) увлекательно. В спектакле присутствует и сатирический элемент (в основном он касается Казахстана сегодняшнего, его руководителя Назарбаева, заправляющего там еще с начала 1980-х, строительства небоскребов и пирамид Астаны, но также и нравов немецких нефтедобытчиков), и лирическая нота (мне, правда, ностальгический энтузиазм Елены Симкиной, безработной сотрудницы ганноверского аэропорта, по поводу «космических» грез джезказганского детства, несколько наигранным, по крайней мере на фоне остальных участников), и этнографический элемент (таджикская свадьба), и определенный, но аккуратно поданный политический посыл (Генрих Вибе рубит дрова на растопку и представляет себе деревянные чурки какую Гитлером, какую Сталиным, какую Хрущевым — Гитлер разлетается на щепки легко, а Сталина топор не берет), но все органично увязано на историях конкретных людей, которым хочешь-не хочешь, а верить приходится.

«Impromtus», компания «Саша Вальц и гости», хореограф Саша Вальц

Восторг от происходящего на сцене — чувство редкое, почти неведомое, и всегда неожиданное — я слышал, конечно, имя: Саша Вальц — но мало ли громких имен в мире современного танца, это еще не самое, однако почти каждую минуту в течение часа с четвертью я пребывал в состоянии эйфории. Техника безупречная, тела танцовщиков будто намагничены, порой даже с чисто акробатической, отвлекаясь от пластического образа, точки зрения то, что они делают, кажется невероятным. Но техника техникой, а действо еще и драматургически выстроено здорово: спектакль начинается с мужского соло в исполнении артиста азиатского типа, и дуэт с его участием спектакль венчает, а между ними на подиуме, состоящем из двух плоскостей, будто разломанном (еще есть подвесной задник в форме параллелограмма, в какой-то момент приходящий в движение, приподнимающийся) разворачиваются эпизоды иногда простые, построенные всего лишь на пробежках исполнителей, а иногда умопомрачительно сложные, когда тела сразу многих, до полудюжины танцовщиков сплетаются в многосоставные замысловатые фигуры.

Самый выразительный в плане сугубо пластическом — дуэт с участием наиболее яркого из солистов, в стойке вниз головой обнимающей партнершу ногами за шею, прикрывающей ей своими ступнями глаза, режиссерски же самый эффектный, пожалуй, эпизод — с «хлюпающими» резиновыми сапогами, из которых потом льется вода, но хотя подобных «примочек» в спектакле немало (помимо воды еще и черная краска, и красное сыпучее вещество), не говоря уже про включенную в процесс певицу и на протяжении всего спектакля сопровождающую движения исполнителей фортепианным соло пианистку (рояль расположен у сцены на месте частично снятых первых рядов партера — играют и поют исключительно Шуберта), отклик вызывают не отдельные находки, танцевальные или мизансценические (при том что свежесть хореографического языка редкостная), а все в комплексе.

«Кристина» («Фрекен Жюли» А.Стриндберга), Шаубюне ам Ленинер плац, реж. Кэти Митчелл, Лео Варнер

Не перечесть спектаклей, где использовались бы видеокамеры и проекция — театральным премиям давно пора ввести номинацию «за лучшую операторскую работу в спектакле». И попыток сделать главным героем спектакля второстепенного персонажа хрестоматийной пьесы или прозы не меньше. Не говоря уже о присутствии на сцене музыкантов-инструменталистов — а в «Кристине» занята виолончелистка. Но не помню случая, где то, другое и третье хотя бы по отдельности, а тем более одновременно, удавалось реализовать на таком уровне осмысленности и чисто технической виртуозности. В постановке Томаса Остермайера («Фрекен Жюли», Театр Наций) Кристина, правда, тоже отчасти оказывалась в центре внимания — но это выходило случайно и в основном благодаря исполнительнице Юлии Пересильд. В «Кристине» Кэти Митчел служанка становится главной и даже заглавной героиней. Она подслушивает и подсматривает за Жаном и фрекен Жюли, а мы подслушиваем и подсматриваем за ней. Мы слышим ее мысли, мы видим ее сны, и то, что происходит, мы тоже наблюдаем как будто ее глазами.

"Вишневый сад" - премьера недавняя, а "Отелло" поставлен много лет назад, но если честно, затхлостью от них отдает одинаково, хотя "Сад", пожалуй, малость поживее. Несмотря на то, что в "Отелло" гораздо более радикально переработан исходный шекспировскийтекст. Заглавного героя все называют негром, негером, негритосом - при том что, во-первых, мавр - это, вопреки обыденному восприятию, скорее араб, чем негр (а негр - это как раз "арап"), и во-вторых, актер, играющий Отелло, не темнее всех остальных в ансамбле, а вот старше - определенно, и именно возраст, а не цвет кожи, выделяет его из среды. Причем в отличие от незабываемо безобразных "Трех сестер" Додина у Персеваля эта возрастная "несуразица" кое-как осмыслена и обыграна - не самым остроумным, правда, образом.

«Она ничего не чувствует» — говорят о Кристине герои пьесы Стринберга, но мы проникаем во внутренний мир Кристины, а он богаче и сложнее, чем у Жана и Жюли вместе взятых. Для нее, немолодой уже девицы, в отличие от Жюли, очень много значит Жан, но она не может показать это ни ему, ни кому-то еще. По поводу момента, когда Кристина прижимает руку к низу живота, мнения разошлись — кто-то высказался в пользу того, что она от Жана беременна, но на раннем сроке, однако, скорее всего, у нее просто месячные. Изображение с нескольких камер, смоделированное на компьютере, выводится в окончательном виде на экран. К картинке добавляется шумовая партитура — треск зажженной свечи, бульканье воды и т.д. вплоть до звука, проходящего через пищевод глотка вина и шелеста перьев невинно убиенного чижика. Звуки воспроизводятся на отдельном столе, но тоже на сцене, на глазах у зрителя, и через микрофоны подаются в динамики. Итоговая картинка напоминает фильмы Бергмана, но меньше всего, думается, создатели спектакля стремились создать стилизованный видеоряд, у театра задача другая.

Конечно, элемент оптического аттракциона в этом действе также присутствует, но не ограничивается чисто формальным ходом. Например, когда Кристина в начале спектакля разделывает мясо и режет почку, то исполнительница (вообще-то их две, они работают параллельно, что позволяет соединять в общей картинке на экране крупные планы со средними) действительно орудует ножом, но в выгородке, в глубине сцены, не видно, как она это делает — детали выводятся сразу на экран, но грубый натурализм, поданный опосредованно, не вызывает побочного эффекта, физиологического отторжения. Так что по меньшей мере премию «за лучшую операторскую работу в спектакле» постановка Шаубюне заслужила вне всяких сомнений.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Голая на коне

Насыщенная жизнь забытой актрисы

Актрисе Аде Менкен сплетни были нипочем: она коротко стриглась, прославилась «голой» ролью гетмана Мазепы и крутила романы — в том числе с Чарльзом Диккенсом и Александром Дюма, который годился ей в отцы.

02.08.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Клоунесса

Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему

Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

08.12.2019 19:00, Мария Сперанская, story.ru


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Умер режиссер «Особенностей национальной охоты»

Александру Рогожкину было 72 года
Умер режиссер Александр Рогожкин, снявший такие фильмы, как «Особенности национальной охоты» и «Кукушка». Ему было 72 года, сообщает «Фонтанка» со ссылкой на киностудию «Ленфильм»

Умер выдающийся армянский музыкант и композитор Дживан Гаспарян
Умер армянский музыкант и композитор, выдающийся мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян. О смерти сообщил внук и полный тезка артиста в Facebook.
Культовый фильм «GENERATION П» снова в кинотеатрах
7 июня в главном московском кинотеатре «Октябрь» пройдет специальный показ фильма Виктора Гинзбурга «Generation П» при участии режиссера и кинокритика Егора Беликова. Там же впервые покажут трейлер фильма «Ампир V» (прокат осенью 2021). В июне прокат «Generation П» по всей стране! Фильм можно будет увидеть в крупнейших кинотеатрах России. Расписание по ссылке.
Поэт и художник Лоуренс Ферлингетти скончался на 101-м году жизни
Писатель Лоуренс Ферлингетти умер в возрасте 101 года. Об этом сообщает Associated Press.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.