Подписаться на обновления
25 июняПонедельник

usd цб 63.2396

eur цб 73.7247

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Малкольм Гладуэлл   понедельник, 3 октября 2011 года, 10:28

Небольшое изменение
С помощью социальных сетей не организовать революциию


Рисунки Дарьи Сумрак
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мир, по прогнозам многих, находится на грани революции, и новые возможности социальных медиа побуждают социальную активность. С помощью Фейсбука, Твиттера и прочих соц.сетей, привычные отношения между политическими лидерами и волей народа были поставлены с ног на голову, упростив их для тех, кто был не в состоянии высказать свое мнение.

1.

В понедельник, 1 февраля 1960-го года, в 4-30 четыре ученика колледжа уселись за буфетной стойкой на Вулворт в центре города Гринсборо, Северная Каролина. Они были первокурсниками A. & T, черного колледжа, находящего в миле отсюда.

«Можно мне чашечку кофе», - один из четверых, Эзель Блейр, сказал официантке.

«Мы тут не обслуживаем негров», - ответила она.

Буфет Вулворт имел Л-образный бар, который умещал 66 стоящих человек. Сидячие места - для белых, снек-бар - для черных. Другой сотрудник, черная женщина, которая работала около котлов, подошла к студентам и попыталась предупредить их. «Вы ведете себя глупо, парни», - сказала она. Но ребята не двигались. Около 5.30-ти, входную дверь магазина заперли. Четверка все еще не двигалась. Когда они выходили через боковую дверь, на улице собралась небольшая толпа, включая фотографа из «Гринсборо Рекорд». «Я вернусь завтра вместе со всем A. & T. колледжем», - бросил один из студентов.

На следующее утро, число протестующих в буфете увеличилось до 27 мужчин и 4 женщин, большинство было из того же общежития, что и вчерашние четверо. Парни были одеты в костюмы и галстуки. Студенты взяли с собой домашнюю работу, чтобы читать за буфетным столом. В среду, студенты из негритянского училища Гринсборо - Дадли Хай присоединились к ним, и протестующих стало около 80-ти. В четверг толпа выросла до трехсот человек и уже включала трех белых женщин. Суббота: сидячая забастовка насчитывала 6 сотен людей. Люди вышли на улицу. Белые подростки размахивали флагом конфедерации. Кто-то зажег фейерверк. К полудню, прибыла футбольная команда колледжа A. & T. «А вот и бригада по сносу зданий», - закричал один из белых студентов.

К следующему понедельнику, сидячая забастовка распространилась до Винстон-Салем, на 25 миль от ресторана, и до Дурхам, 50 миль в другую сторону. Днем позже, к ним присоединились студенты из Файетевильского учительского колледжа и из колледжа Джона С. Смита. На следующий день в их ряды вступили ученики колледжа Святого Августина и Университета Шоу из Ралей. В четверг и пятницу протест вышел за границы штата, захватив Хэмптон, Портсмут, Вирджинию, Рок Хил в Южной калифорнии и Катаногу в Тенеси. К концу месяца сидячие забастовки прокатились по всему югу, а на западе достигли Техаса. «Я спрашивал многих участников, на что был похож первый день сидячего протеста», - пишет политический теоретик Майкл Валзер в своей книге «Несогласные». - «Но ответ всегда был один и тот же: это было похоже на разрастающийся огонь, в котором каждый хотел участвовать». В итоге почти 70 тысяч студентов приняли участие в протесте. Тысячи были арестованы, но множетсво людей поддерживало их. Эти события ранних 60-х стали предпосылкой гражданской войны, которая развернулась на юге Америки десятилетием позже – и нам сложно поверить, что такое могло произойти без е-майлов, переписки, фейсбука или Твиттера.

2.

Что точно объединяет все революции — они делаются через интернет и телевизор (в первую очередь через «Аль-Джазиру»). Таким образом, перед нами революции нового типа. Видимо, их можно назвать революциями информационного общества. Они больше не нуждаются в политических партиях и движениях. Именно поэтому с ними так сложно бороться старыми методами.

Мир, по прогнозам многих, находится на грани революции, и новые возможности социальных медиа побуждают социальную активность. С помощью Фейсбука, Твиттера и прочих соц.сетей, привычные отношения между политическими лидерами и волей народа были поставлены с ног на голову, упростив их для тех, кто был не в состоянии высказать свое мнение. Когда 10 тысяч протестующих вышли на улицы Молдовы весной 2009 года, чтобы выразить свое недовольство коммунистическим правительством их страны, акция была продублирована революцией в Твиттере, благодаря средствам, которыми были объединены демонстранты. Несколько месяцев спустя, когда студенческие протесты бушевали в Тегеране, госдепартамент предпринял необычный шаг, прося у Твиттера приостановить работу веб-сайта, так как правительство не хотело, чтобы такой мощный организационный инструмент работал в разгар демонстраций. «Без твиттера люди Ирана не почувствовали бы себя вполне правомочными и уверенными для того, чтобы встать на защиту свободы и демократии страны», - писал позже Майк Фейфл, бывший советник по национальной безопасности, призывая номинировать Твиттер на нобелевскую премию мира. Если раньше активистами становились по причине, то теперь благодаря какому-то инструменту. Воины Фейсбук выходят в онлайн для того, чтобы начать преобразования. «Вы наша главная надежда», - Джеймс К. Глассман, бывший глава госдепартамента, говорил толпе киберактивистов на последней конференции поддерживаемой Facebook, A. T. & T., Howcast, MTV, и Google. Сайты типа Фейсбука, говорит Глассман «дают США значительное конкурентное преимущество в войне с террористами. Совсем недавно, я говорил, что АльКаида даже обедает в интернете. Это уже не правда. Аль Каида застряла на Веб 1.0. Интернет настоящего – это интерактивность и общение».

Это серьезные, но непонятные претензии. Неужели люди, которые залогинились на фейсбук, наша надежда на будущее? Что касается так называемой Твиттер-революции в Молдове, Евгений Морозов, Стенфордский ученый, один из самых ярких критиков цифровой евангелизации, отмечает, что на самом деле Твиттер имел в ее организации не такое большое значение, ведь в Молдове существует не так много аккаутов этого мини-блога. Но все-таки это была революция - не меньше, потому что обычные протесты – как утверждает Анна Эпплебаум в Вашингтон Пост - иногда готовятся самим правительством и проводятся в угоду ему. Кстати, в случае с Ираном люди, чатившиеся о проходящей демонстрации, почти все находились на западе. «Самое время разобраться в роли Твиттера в Иранских событиях», - пишет Голназ Эсфандиари, о событиях прошлого лета, в «Иностранной полиции». - «Проще говоря: в Иране не было Твиттер-революции». Записи известных блоггеров, типа Андрея Салливана, который отстаивает роль социальных медиа в Иране, как утверждает Эсфандиари, преподносили неверную ситуацию. «Западные журналисты, которые не могли – или скорее не хотели – побеседовать с людьми на Иранской земле просто прокручивали англоязычные посты с тэгом #iranelection», - пишет она. «Несмотря на все это, казалось непонятным, почему люди, пытающиеся координировать акции в Иране, пишут на любом языке кроме фарси».

Такой реакции стоило ожидать. Новаторы обычно являются солипсистами. Они часто хотят втиснуть любой сомнительный факт или опыт в их новую модель мира. Как написал историк Роберт Дарнтон: «Чудеса коммуникационных технологий в настоящее время дают ложное представление о прошлом – даже чувство того, что будто бы у коммуникации нет истории, или, что до эпохи телевидения и интернета не происходило ничего важного». Но в этом безразмерном энтузиазме социальных медиа скрывается что-то еще. 50 лет спустя после одного из самых экстраординарных эпизодов - социального переворота в американской истории, мы, кажется, совсем забыли, что значит «активность».

3.

Гринсборо в ранние 1960-е был тем местом, где расовая непокорность обычно напарывалась на жестокость. 4 студента, которые сидели за буфетным столом были ужасно напуганы. «Я понимал, что если кто-то встанет передо мной и закричит «Бууу», я со страха упаду со своего стула», - говорил позже один из них. В первый же день управляющий магазином уведомил о происходящем шефа полиции, который немедленно отправил туда двух солдат. На третий день, банда белых головорезов появилась в буфете и демонстративно встала перед протестующими, зловеще бормоча эпитеты типа «кудрявоголовый нигер». В субботу, в условиях нарастающей напряженности, кто-то сообщил об угрозе взрыва, и был эвакуирован целый магазин.

Опасность стала еще очевидней в «Mississippi Freedom Summer Project» 1964 года, другом протесте движения за гражданские права. Студенческий комитет по борьбе с жестокостью завербовал сотни Северян: повсюду белые неоплачиваемые волонтеры регистрировали голоса для запуска школы свободы и повышения гражданской осведомленности Дальнего Юга. «Никто никуда не должен ходить один, особенно запрещены поездки на машине по ночам», - инструктировали их. Во время пребывания в Миссисипи, трех волонтеров – Майкла Швернера, Джеймса Чаней и Эндрю Гудмана – похитили и убили, и за оставшееся лето 37 черных церквей были подожжены, а десятки приютов разбомблены; волонтеров избили, ранили выстрелами, арестовали и увезли в пикапах полных вооруженных людей. После этого четверть волонтеров отказались от участия в программе. Поэтому активность, которая бросает вызов обществу, нападая на глубоко укоренившиеся проблемы, далеко не для слабонервных.

Что заставляет людей участвовать в такого рода мероприятиях? Стенфордский социолог Дуг МакАдам сравнивает отказавшихся от летнего лагеря с теми, кто решил продолжить работу, и находит, что ключевое различие не было, как этого и следовало ожидать, в стремлении отстоять свою идеологию. «Все участники – как отказавшиеся, так и оставшиеся одинаково – проявили себя как высокоидейные, ясно отстаивали свои цели и ценности летней программы», - заключил он. Что наиболее важно, так это степень личных отношений с движением за гражданские права. У решивших остаться было гораздо больше друзей – участников программы в Мисисипи, чем у тех, кто решил уехать. Активность, которая заставляет человека сильно рисковать – это феномен «личных связей», в итоге заключил МакАдам.

Подобная ситуация повторяется вновь и вновь. В одном из исследований Красных Бригад, Итальянской террористической группы 1970-х годов, выяснилось, что 70 процентов рекрутов уже имели, как минимум, одного хорошего друга в организации. Это правило также верно для тех, кто вступает в ряды моджахедов в Афганистане. Даже революционные акции, выглядящие как спонтанные, типа демонстрации в Западной Германии, которая привела к падению Берлинской стены, по сути своей феномен «личных связей». Оппозиционное движение в Западной Германии состояло из нескольких сотен групп, каждая из которых включала примерно 10 членов. Каждая группа имела ограниченное число контактов с другими: в то время только 13-ть процентов Западных немцев имели телефоны. Все что они знали, что в ночь понедельника около церкви Святого Николая в городке Лейпциг, люди собираются выразить свой протест против государства. И главной причиной для явки было «мнение друзей»: чем больше твоих знакомых критиковали режим, тем большая вероятность того, что ты присоединился к протесту.

Так решающим фактором для четырех новичков за стойкой Гринсборо – Дэвида Ричмонда, Франклина Маккейна, Эзель Блейр и Джозефа МакНейла – были их взаимоотношения друг с другом. МакНейл жил вместе с Блейр в общежитии AT&T Scott Hall, а Ричмонд и Маккейн жили на одном этаже. К тому же Ричмонд, Блейр и Маккейн ходили в одну школу - Dudley High School. Все четверо проносили пиво в общежитие и допоздна болтали в комнате Блейр и Макнейла. Также они все помнили убийство Эммет Тилл в 1955 году, автобусный бойкот в Монтгомери в том же году и разобрки в Литтл Рок в 1957. Это была идея Макнейла посидеть в Вулворте. Они обсуждали это почти месяц. Затем Макнейл пришел в комнату общежития и спросил остальных, готовы ли они. Повисла пауза и Маккейн сказал, в таком стиле, который работает только с теми, кто перед этим болтал всю ночь напролет, «Вы сопляки или нет?». И на следующий день Эзель Блейр нашел в себе мужество спросить чашку кофе. Он пришел вместе с соседом по комнате и двумя лучшими друзьями из высшей школы.

4.

Но та активность, которую порождают социальные медиа, совсем не похожа на эту. Платформы социальных медиа строятся вокруг «слабых связей». Твиттер – это следование за тобой (или твое) людей, которых ты никогда не встречал. Фейсбук – это инструмент для эффективного управления твоими знакомствами, для поддержания связи с людьми, с которыми ты не можешь общаться иначе.


Вот почему у тебя могут быть тысячи друзей на фейсбук, с которыми ты не встречался в реале.

Но что не говори - это удивительная вещь. Как заметил социолог Марк Грановеттер – социальные сети – это сила слабых связей. Наши знакомые – не друзья – самый большой источник новой информации и идей. Интернет позволяет нам эксплуатировать силу коммуникации на расстоянии с поразительной эффективностью. Это невероятно работает в распространении инноваций, междисциплинарных взаимоотношениях, взаимоотношениях продавцов и покупателей, и в возможности знакомств по всему миру. Но слабые связи редко ведут к высокорискованной активности.

В новой книге под названием «Эффект стрекозы: быстрые, эффективные и сильные варианты использования социальных медиа в проведении социальных реформ», бизнес консультант Адам Смит профессор Дженнифер Аакер из Stanford Business School рассказывают историю Самера Батиа, молодого предпринимателя из Силиконовой Долины, который был болен острым миелолейкозом. Она прекрасно иллюстрирует силу социальных медиа. Батиа нуждался в трансплантанте костного мозга, но он не мог найти подходящего донора среди своих родственников и друзей. Проблема состояла в том, что ему нужен был донор из его этнической группы, но в государственной базе доноров костного мозга было мало Южно Азиатов. Так партнер Батиа отправил несколько е-мейлов, объясняющих положение парня почти четырем сотням знакомых, которые в контактных данных указали свои адреса; были созданы Фейсбук страницы и Ю-тьюб видео, посвященные кампании «Помогите Самеру». В конечном итоге, около 25 тысяч новых людей зарегистрировалось в государственной базе доноров, и среди них нашелся подходящий Самеру.

Но как компания способствовала регистрации такого огромного количества людей? Она не требовала многого. И это единственный путь, чтобы кто-то, кого ты на самом деле не знаешь, сделал что-то ради твоей выгоды. Ты можешь получить тысячи регистрации в базе доноров, потому что это достаточно легко. Вы должны отправить тампон со слюной и – в очень редких случаях, когда твой костный мозг кому-то хорошо подходит провести несколько часов в больнице. Пожертвования костного мозга необычная ситуация. Но она не связана с финансовыми или персональными рисками; и она не требует от своих участников проводить лето там, где преследуют пикапы, полные вооруженных солдат. Да и не требуется противостоять укоренившимся в обществе нормам и правилам. Фактически, это вид вовлечения, который приносит лишь общественное признание и похвалу.

Последователи социальных медиа не понимают этой разницы; они, похоже, считают, что друг в фейсбук то же самое, что и реальный, а регистрация в реестре доноров силиконовой долины сегодня то же самое, что заказывать кофе за буфетным прилавком в Гинсборо в 1960-м. «Социальные сети эффективно работают на повышение мотивации», - пишут Аакер и Смит. Но это не правда. Социальные сети хорошо работают на соучастие – уменьшая уровень мотивации, который требуется от участников. Фейсбук страница Save Darfur Coalition имеет 1 282 339 членов, которые пожертвовали в среднем по 9 центов на каждого. Следующая самая большая страница Darfur на Фейсбук имеет 22,073, и их пожертвования составляют около 35 центов на человека. В группе Help Save Darfur состоит 2 797 членов, которые пожертвовали около 15 центов на каждого. Спикер этого фонда говорил Ньюсвик: «У нас нет необходимости выверять чей-то вклад в пропаганду движения, делая выводы о том, кто и что сделал. Это работает как механизм по вовлечению новых членов. Участники информируют свои сообщества, участвуют в мероприятиях и волонтерских акциях. Ты не можешь это измерить, посмотрев в бухгалтерскую книгу». Другими словами, Фейсбук-активизм успешен не благодаря мотивации людей делать реальные самопожертвования, а потому что именно так поступают люди, который не имеют мотивации для настоящего самопожертвования. Так что нам очень далеко до активистов в Гринсборо.

5.

Студенты, которые принимали участие в сидячих забастовках на Юге в 1960, описывают происходившее как «лихорадку». Но движение за гражданские права было скорее похоже на военные действия, чем на болезнь. В конце 1960-го, по южным городам прокатилось 16 сидячих забастовок, во главе пятнадцати из которых формально стояли организации, борющиеся за гражданские права - типа N.A.A.C.P. и CORE. Возможные места для проявления активности были найдены. Планы - ясны. Активисты движения прошли серии тренингов и обследований. Гринсборская четверка была результатом этой подготовительной работы: все были членами совета молодежи N.A.A.C.P, а также у них были очень тесные связи с верхушкой местного отделения. Они были проинформированы о волне сидячих забастовок в Дюрхаме, и принимали участие во встречах движения, которые проходили в церквях, поддерживающих активистов. Казалось, что движение сидячих забастовок спонтанно распространилось из Гринсборо на весь юг, на самом деле было не так. Забастовки происходили в тех городах, где уже существовали центры движения – ядро посвященных и преданных активистов, готовых превратить «лихорадку» в действие.

Движение за гражданские права было высокорискованной активностью. К тому же оно было жесткой и четко просчитанной акцией: успех на пути к созиданию во многом зависит от точности и дисциплины. N.A.A.C.P. была централизованной организацией с высоко бюрократизированными внутренними процессами, запущенной в Нью-Йорке. На конференции Southern Christian Leadership Conference Мартин Лютер Кинг младший стал общепризнанным авторитетом. В центре движения были черные церкви, которые имели тщательно разграниченное разделение труда, с различными комитетами и дисциплинированными группами, как указывает Алдон Д. Моррис в своем превосходном исследовании 1984 года, «Происхождение движения за гражданские права»: «Каждая группа имела свои четкие задачи и координировалась центральным органом». Моррис пишет: «Люди несли ответственность за свои служебные обязанности, а серьезные конфликты решались министром, который был главным в этом обществе».

И это второе ключевое различие между традиционным активизмом и его онлайн вариантом: социальные медиа – это не вид иерархической организации. Фейсбук и ему подобные – это инструменты для построения сетей, которые, по структуре и характеру, противоположны иерархии. В отличие от иерархий, с их правилами и процедурами, сеть не контролируется единым централизованным авторитетом. Решения принимаются сообща, и связи между людьми в группе - свободные.

Люди снова не хотят тупо следовать правилам. Изменился лишь метод обмена идеями и координации протестных действий: если раньше выходили на площадь из мечети, после пятничной молитвы, то теперь — после призывов в Facebook и Twitter.

Подобная структура делает сеть необычно гибкой и хорошо адаптированной к ситуациям, связанным с низким уровнем риска. Википедия тому прекрасный пример. У нее нет редактора, сидящего в Нью-Йорке, который модерирует и корректирует каждую запись. Коллективная корректура каждого сообщения самоорганизована. Если завтра каждое сообщение в Википедии сотрут, то контент будет быстро восстановлен, потому что именно это происходит, когда многотысячное сообщество посвящает свое время общим задачам.

Хотя существует великое множество вещей, которые сеть делает не очень хорошо. Автокомпании разумно используют сети для того, чтобы организовать сотни своих поставщиков, но не для того, чтобы разрабатывать дизайн машин. Исходя из того, что сеть не имеет централизованного управления и ясной линии направления, у ее участников возникают реальные проблемы в достижении консенсуса и постановке целей. Они не могут думать стратегически; они хронически склонны конфликтовать и ошибаться. Как можно сделать трудный выбор насчет тактики или стратегии или философии направлении, когда мнения всех участников равнозначны?

Палестинская либеральная организация возникла как сеть. Изучающие международные отношения ученые Метте Эйлстрап-Сангиованни и Калверт Джонс сделали вывод в одном из последних эссе в журнале «Международная безопасность» о том, почему во время своего расцвета организация испытывает подобные неприятности: «Структурные особенности типичных сетей – отсутствие лидера, неограниченная автономия соперничающих групп, и неспособность разрешать споры с помощью формальных механизмов – делает эту организацию чрезмерно уязвимой к внешним манипуляциям и внутренней борьбе».

«В Германии в 1970-х», - продолжают они, - «намного более объединены и успешны левые террористы, тяготеющие к организованной иерархии с профессиональным менеджментом и ясным разделением труда. Географически они сконцентрированы в университетах, где смогли создать центральное управление, доверие и дружеские отношения через регулярное личное общение». Они редко предают своих товарищей по оружию во время полицейских допросов. Их правые коллеги были организованы как децентрализованная сеть и не имели подобной дисциплины. Эти группы регулярно проверялись, и арестованные члены легко сдавали своих товарищей. Так же и Аль-Каида во времена иерархии была наиболее сильной. Сейчас же, превратившись в сеть, она стала менее эффективна.

Недостатки сетей едва ли имеют значение, если группа не заинтересована в системных изменениях – если она просто желает напугать или унизить или вспыхнуть – или если ей не нужно думать стратегически. Но если вы берете под контроль мощную и уже сработавшуюся организацию, формирование - вам нужно быть готовым к иерархии внутри оной. Бойкот автобусам в Монтгомери требовал участия десятков тысяч людей, которые зависели от автобусов: каждый день им нужно было добираться с работы и на работу. Это длилось год. Для того, чтобы убедить этих людей оставаться верными делу организаторы бойкота поручили каждой местной черной церкви поддерживать боевой дух, и создала совместную бесплатную альтернативу - частный сервис совместного пользования автомобилями. В сервисе работало 48 диспетчеров и 42 остановки. У проекта был бюджет размеров в миллион долларов и сотня работников на полном рабочем дне, дробящихся на отделы. Сама операция была хорошо спланированна и разделена на гибкие к изменениям фазы. Поддержка осуществлялась с помощью постоянных массовых встреч в различных церквях по всему городу.

Бойкоты, сидячие забастовки и ненасильственное противоборство – которые были выбраны движением в качестве оружия в защиту гражданских прав – высоко-рискованные стратегии. Они оставляли мало места для конфликтов и ошибок. Даже если один протестующий отклонится от намеченного сценария и отреагирует на провокацию, то он поставит моральную законность всего протеста под угрозу. Но сети – это хаос: бесконечная череда коррекций и ревизии, поправок и обсуждений, что можно увидеть на примере Википедии. Какая польза была бы от цифровых средств коммуникации в городе, где 98 процентов черного населения можно найти каждое воскресное утро в церкви? То, что нужно было в Бирмингеме – дисциплина и стратегия – и эти вещи не могли бы обеспечить социальные сети.

6.

Библия протестов в социальных медиа - «Сюда приходят все» авторства Клея Ширки. Ширки, который преподает в Нью-Йоркском Университете, пишет для того, чтобы продемонстрировать организационную силу интернета, и начинает он с истории Эвана, работавшего на Уол Стрит, и его подружки Иванны, которая оставила свой смартфон, дорогой Сайдкик, на заднем сиденье НьюЙоркского такси. Телефонная компания перезалила данные с потерянного телефона Иванны на новый телефон, после чего она и Эван узнали, что Сайдкик был сейчас у тинейджеров из Квинс, которые фотографировали им себя и друзей.

Когда Эван написал тинейджеру Саше, с просьбой вернуть телефон, она ответила, что его «белая задница» не заслуживает этого. Обиженный, он создал веб страницу с ее фоткой и описанием того, что произошло. Он разослал ссылку друзьям, а те своим. Кто-то нашел Майспейс страницу Сашиного бойфренда и разместил эту ссылку на сайте. Кто-то другой нашел ее адрес в онлайне и, проезжая мимо, снял видео ее дома; Эван запостил видео на сайте. История была подхвачена новостным фильтром Дигг. К тому моменту Эван получал больше десяти е-майлов в минуту. Он создал доску объявлений для своих читателей, чтобы те могли поделиться своими историями, но та упала под натиском сообщений. Эван и Иванна обратились в полицию, но полиция определила это дело скорее как - «потеряно», чем - «украдено», чем по существу отказала в расследовании. «Но к этому моменту за делом следили миллионы читателей», - пишет Ширки, - «и десятки главных новостных лент освещали историю». Под давлением NYPD (НьюЙорское полицейское отделение) было вынуждено переименовать дело в «украдено». Саша была арестована и Эван получил назад смартфон подружки.

Ширки говорит, что такая история не могла произойти до того, как на свете появился интернет – и он прав. Эван бы никогда не нашел Сашу. История о Сайдкике никогда бы ни была опубликована. Армия людей никогда бы не собралась для подобной борьбы. Полиция никогда бы не склонилась под прессом одного человека, который положил не на место что-то такое банальное как сотовый телефон. Этой историей Ширки иллюстрирует «легкость и скорость, с которой группы могуп мобилизоваться для того, чтобы бороться за чьи-то права» в век интернета.

Ширки считает эту модель активизма усовершенствованной. Но это лишь форма организации, слабые связи, которые просто дают нам доступ к информации, оппозиция сильным связям, которые заставляют нас бороться перед лицом опасности. Это отвлекает нашу энергию от организаций, которые развивают стратегическую и дисциплинированную активность, в угоду тем, кто поощряет гибкость и приспособляемость. Активистам становится намного легче производить впечатление, но намного труднее оказывать какое-то влияние. Инструменты социальных медиа хорошо подходят для того, чтобы делать общественный порядок более эффективным. Для существующего порядка они не настоящий враг. Если вы считаете, что все в чем нуждается мир – это небольшая шлифовка, то вас это не должно беспокоить. Но если вы думаете, что еще существуют буфетные стойки, которые необходимо «сломить», то вам стоит задуматься об эффективности социальных сетей.

Ширки заканчивает историю о потерянном Сайдкике, спрашивая зловеще: «Что произойдет потом?» - без сомнений представляя будущие волны цифровых протестов. Но он уже ответил на вопрос. То, что случится дальше, очень похоже на то, что происходит сейчас. Сетевой мир со слабыми связями хорош для ситуаций типа помочь Уолл Стриттерам забрать телефон у девчонок тинейджеров. Viva la revolución. (Да здравствует революция).

proludey.livejouranl.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Бренды из прошлого

Что случилось с жвачкой Turbo, растворимым напитком Invite и другими символами 1990-х годов

Как в России появлялись эти продукты, почему имели огромный успех, как пропали с российского рынка и появятся ли на прилавках снова.

24.06.2018 09:00, Мария Федоришина, vc.ru


10 девушек, 800 рублей

Как проходит вечер быстрых свиданий в Москве

Первая девушка была, прямо скажем, не предел мечтаний. Виктория явно злоупотребляла солярием и окрашиванием волос, а топик, невинно приподнятый до самой груди, и туфли на платформе подстегивали воображение: как бы так с этой девушкой поговорить, чтобы и ее не обидеть, и время быстрее прошло, и можно было наконец пересесть за другой столик. При этом разговаривала она со мной так, как будто она владелица бизнес-центра, а я пришел туда устраиваться охранником.

23.06.2018 13:00, Иван Шипнигов, knife.media


Последний

Как жил и живет последний ветеран самого большого байкальского острова

— Ты чего приехала, а? — Алексей Васильевич быстро-быстро шаркает валенками, заваривает чай, потом, подумав, достает из щели между холодильником и стеной бутылку коньяку, наливает в две маленьких граненых рюмки. — Про жизнь мою рассказывать? Это тебе герой нужен, а я даже раненый не был!

22.06.2018 20:06, Анастасия Лотарева, takiedela.ru


Библия идиоток

Одна знакомая замечательная девушка к тридцати годам добилась очень многого: устроила свой бизнес, купила квартиру, разобралась с партнером-мошенником, вышла замуж, переехала в другую страну, сделала бизнес и там, развелась, вернулась на родину, начала все с нуля и опять преуспела. Здесь можно было бы встать и аплодировать до судорог в ладонях — если бы она не решила, что быть взрослой слишком сложно, что надо бросить все и выйти замуж за богача.

22.06.2018 09:00, Арина Холина для snob.ru


Искушение современностью

Дело было так: я приходил из школы, брал книгу и читал. Происходило это почти всегда за едой (просто, кажется, одновременно хотел и есть, и читать, а потом — засиживался над тарелкой). Читал я вместо приготовления домашнего задания, опаздывая на занятия музыкой, обманывая родителей. Такой вот у меня был секрет. Мой личный секрет. Я берег его изо всех сил и никому никогда об этом не рассказывал. Даже близким друзьям. Как только заканчивались уроки, я бежал домой, чтобы открыть любимую книгу. И некоторые из них я читал по много раз, стремясь снова и снова поймать яркие ощущения, пережитые прежде.

21.06.2018 13:00, Дима Зицер для snob.ru


Сначала гуглишь все о нейронках, потом часами смотришь на котиков

Отучитесь прокрастинировать раз и навсегда

Татьяна Истомина, ведущий менеджер проектов PR-агентства PRP, делится лайфхаками, как перестать откладывать все на потом, закрыть ленту Facebook и, наконец, начать уже эффективно работать.

20.06.2018 09:00, Татьяна Истомина, ведущий менеджер проектов PR-агентства PRP


Королевская позиция жертвы

Распознать и устранить

Он пишет посреди ночи. Рассказывает, какие начальники уроды, какие бабы корыстные сволочи, а жизнь — злая стерва, которая никак не даст все, что он хочет. И вообще этот мир почему-то все еще не осыпал его дарами и не признал его безусловную гениальность. Вот уже год, как я перестала слушать эти истории и получила пожизненное клеймо “еще одна стерва”. Потому что ты или соглашаешься, или еще один враг номер один.

19.06.2018 09:00, Александра Каминская, thedevochki.com


Сэр не играет в футбол

Почему россияне стали больше улыбаться

Мундиаль творит чудеса — вдруг выяснилось, что европейские ценности не так уж нам и чужды. А, например, полицейские могут вызывать уважение и даже признательность.

17.06.2018 13:00, Виктория Волошина, rosbalt.ru


Россию нельзя недооценивать!

Иностранные СМИ о победе России в первом матче ЧМ-2018

К первому матчу ЧМ по футболу в России было приковано внимание всего мира. И его результаты дали повод для споров. Не забывая отметить, что и Россия, и Саудовская Аравия считаются слабейшими среди команд-участниц Чемпионата, комментаторы и на Западе, и на Востоке рассуждают, чего стоит российская победа, и большинство приходят к выводу, что она значит больше, чем может показаться на первый взгляд.

15.06.2018 14:41


Устаревшие качества «правильной» женщины

Замужество, высокие каблуки и талант борщевара

Замужем, женственная, хорошая хозяйка — этот набор шаблонов так долго служил нам эталоном «правильной», «настоящей» женщины, что мы и не заметили, как все эти определения потеряли и смысл, и актуальность.

15.06.2018 09:00, Ольга Морозова, lady.tut.by






 

Новости

Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил жалобу МЦР
21 июня Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы удовлетворил апелляционную жалобу Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2018 г. по делу № 40-181376/17-115-2850.
В Мексике болельщики так сильно прыгали, что в столице зарегистрировали землетрясение
Институт геологических и атмосферных исследований Мексики зарегистрировал «искусственное землетрясение» в столице во время матча национальной сборной с командой Германии на ЧМ-2018. Об этом сообщает Reuters.
Сборная Германии проиграла Мексике в матче ЧМ-2018
Футболисты сборной Германии, действующие чемпионы мира, начали защиту титула на ЧМ-2018 с поражения от команды Мексики в матче группового этапа.
Уругвай обыграл Египет на чемпионате мира
Футболисты сборной Уругвая выиграли у сборной Египта на групповом этапе матча чемпионата мира. Игра закончилось со счетом 1:0. Единственный мяч в составе победителей забил Хосе Мария Хименес.
В правительстве объяснили повышение пенсионного возраста для женщин гендерным равенством
Авторы поправок о повышении пенсионного возраста женщин до 63 лет и сокращении разницы со сроком выхода на пенсию мужчин до двух лет объяснили свое решение гендерным равенством, сообщает в пятницу, 15 июня, РБК.
gs

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.