Подписаться на обновления
2 июляЧетверг

usd цб 70.4413

eur цб 79.1901

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Татьяна Трофимова   четверг, 7 мая 2009 года, 15:52

«Не смертельно, но неприятно»
Блогеры поделились ощущениями от просмотра «Семнадцати мгновений весны» в цвете


Кадр и цветной версии "Семнадцати мгновений весны" // rutv.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Показ знакомого всем с детства сериала в новой цветной версии не смог оставить равнодушным интернет-сообщество, с первой же минуты телевизионной трансляции расколовшееся на два противоположных лагеря. Так все-таки ч/б или цвет? Блогеры делятся мнениями.

4 мая телеканал «Россия» решил преподнести сюрприз всем любителям старого кино и показать известные черно-белые ленты в обновленном, цветном варианте. Первой жертвой грандиозного замысла стала легендарная эпопея «Семнадцать мгновений весны». Не успела закончиться трансляция первой серии, а интернет-сообщество уже оказалось расколото на два противоположных лагеря. Так все-таки ч/б или цвет? Блогеры делятся ощущениями.

widder_mg:

Некоторые мои читатели в курсе, что я с ужасом ждала премьеры раскрашенного сериала "Семнадцать мгновений весны". С почему-то ещё большим ужасом я до сих пор ожидаю раскрашенный фильм "В бой идут одни старики", но это только девятого мая, это пока ждёт. Хотя, если совсем уж честно, решила сразу поставить кассету и не мучаться.

А Штирлиц прямо сегодня в лучшее время, и я, бормоча что-то вроде "ну не может всё быть плохо, умные же люди, да и в новостях цвета были приличные, ну посмотрим" и прочий бред в том же духе, мужественно включила телевизор. Я забыла один важный аспект - как я уже упоминала, телевизор я вообще не смотрю, а потому вестийный сюжет о перекраске смотрела в интернете. То есть по дисплею, за которым в своё время охотилась по всему городу, голося, что не куплю ничего другого, потому что такой цветопередачи больше ни у чего нет.

Здесь стоит вставить пояснительную записку. Как широко известно, мы живём в свободной стране, где каждый имеет право не только иметь своё собственное мнение, но ещё его и высказывать. Вот я и высказываю.

Пояснение номер два - кому-то может показаться, что я копаюсь к мелочам. Будь это среднестатистический фильм, я бы оставила его в покое. Но это мой любимый, а потому - да, копаюсь иногда и к мелочам.

Итак, мнение.

Зачем сделали широкоформатным фильм, который не шёл и никогда не пойдёт в кино? Я понимаю, что широкоформатные телевизоры набирают силу. Но кадр, кадр нельзя так варварски резать. Это зверство, господа.

Цвета всё-таки резковаты. Не кислотны, нет, но резковаты. При этом парадоксальным образом исчезла одна из прекрасных особенностей сериала - чёткость изображения и определённость кадра. Есть цветовые пятна, а фактуры нет. Лица пересвечены буквально все. Периодически возникает ощущение, что Штирлиц купил абонемент в солярий. Кальтенбруннер растерял свою брутальность. Шелленберг утратил сходство с Табаковым и стал похож на функционера, загримированного под "ночную бабочку". Лицо Мюллера сливается с абажуром и окном, чего в чёрно-белом не было, я проверяла. Кроме того, я как-то привыкла, что цвет кожи на руках несколько отличается от цвета лица. Я бы перенесла и это, если бы не видела всех этих цветов в графических редакторах.

Звук тоже резкий, кстати. От этого слышимость лично у меня сразу падает, потому что от резкого звука я подсознательно отгораживаюсь.

Дальше как в сказке - то есть всё страшнее и страшнее. Хроника за каким-то чёртом приобрела весёлый синюшный оттенок. С плёнки хроники исчезли милые моему сердцу полосочки, царапины, пятна и прочие атрибуты старых кадров.

Видеоряд (как и фотографии) в "информации к размышлению" изменён - я вижу разницу, но не вижу в ней смысла.

Что ещё хуже - характеристики, ещё более милые моему сердцу, изменили. Папки ободранные какие-то. Помните же, как там было - строго секретно, личное дело такого-то, потом папка открывается, характеристика на такого-то, всё это написано крупно на экране (теперь этих надписей нет). Потом непосредественно характеристика, сначала по-немецки, потом на неё накладывается русский текст. Опять же крупный. Теперь характеристика мелко написана по-русски, при этом шапка и подпись остались немецкими. Гениально.

Осталось поведать самое страшное. Сегодня показывали первые две серии; в старом варианте они вместе идут два часа, семнадцать минут и сорок четыре секунды. Без рекламы, естественно. Сегодня эти же две серии по программе уложились в два часа ровно. С рекламными блоками между ними и во второй серии. Я полезла в программу передач, когда моё чувство ритма и темпа взвыло, картинка настоящего окончательно разошлась с памятью, а закадровый голос навёл на мысли о спиритическом сеансе. Потому что умерший тридцать четыре года назад Копелян не мог переозвучить фильм - но текст от автора звучал иначе, чем я привыкла это слышать за последние пятнадцать лет.

Повнимав напряжённо некоторое время, я поняла - Копелян точно говорит быстрее, мне не кажется. Копелян банально торопится. Вот тогда-то я и полистала программу. Но как можно было ускорить текст, не изменив тембра голоса? Ещё через некоторое время ответ был найден - исчезли паузы между предложениями, великолепные копеляновские паузы.

Дальнейшее наблюдение повергло меня в ужас, депрессию и состояние, в котором я обычно начинаю размышлять о будущем человечества. Резали не только паузы в тексте от автора, резали части сцен. Ни для кого не секрет, что сериал этот неторопливый, сцены длинные. Мне это нравится - нельзя вечно куда-то бежать, торопиться вообще вредно для нервной системы. И кроме того, фильм снимался не абы кем, а Лиозновой, и сцены все продуманы и выстроены. Если в кадре долго крупный план - за лицом интересно наблюдать. Если долго едет машина - общий фон и два-три музыкальных штриха создают напряжение. Создатели новой версии решили иначе. Они даже вырезали часть диалогов - например, из разговора пастора Шлага и Клауса убрано три реплики, и это только то, что я могу с уверенностью утверждать. Соответственно на старую озвучку местами идёт другой видеоряд. В первой серии в начале птиц заметно меньше, а в конце выпущен нехилый такой кусок, когда Штирлиц записывает задание Центра. По моим ощущениям, серии сократили примерно на пятую часть.

В начале второй серии песня начинается почему-то не с самого начала. Титры после первой серии сведены практически к нулю - вместе с песней, естественно. Впрочем, титры в начале первой серии умиляют ещё больше. Скобки (ГДР) после имён германских артистов убрали, но не это главное. Вот вы, например, знали раньше, что Бормана в сериале играет некто Визборг?

Люди, которые увидят сейчас этот сериал впервые (у нас такие есть?), конечно, почти ничего этого не заметят. Когда не с чем сравнивать, таких эмоций не возникает. Но я - и я такая не одна - привыкла к тому, что было. Я люблю тот сериал, старый. Я люблю размеренный голос Копеляна, крупные планы Тихонова и разглагольствования пастора Шлага. Я люблю момент, когда из текста понимаешь, что у Штирлица синее пальто. Я люблю атмосферу мира, которого больше нет. Ностальгию тоже никуда не денешь. А про нового Штирлица даже анекдотов рассказывать не хочется.

Три года они реставрировали изображение и звук, красили каждый кадр. Потрачены деньги, которые вполне могли бы пригодиться сиротам или инвалидам. В результате мы имеем пересвеченный фильм, запыхавшегося Копеляна и скомканное действие.

Спасибо за подарок.

dr-piliulkin:
«На френдленту грустно смотреть. Непременно попадутся посты про раскрашенного Штирлица. Да нет, не посты даже — крики ужаса, визги отчаянья и вопли негодования.

Зачем раскрасили?

Как посмели?

Всё плохо сделали — я бы лучше смог! Зуб даю, лучше бы смог! Вот, для примера, гляньте, как я раскрасил целый кадр, всего-то семь часов угробил...

Кадр с боков расширили, сверху обрезали — зажрались, буржуи, на широкоформатные телевизоры нацелились! Ну и пускай нынче даже мониторы все широкоформатные — я за народ радею!

Цвета ненастоящие — я там был, я лучше знаю! Вон, смотрите, у Мюллера трусы из мундира выбились ненатурально розового цвета! Что, не видите? А вы стоп-кадр сделайте и на табуретку встаньте!

Голос Капеляна ускорили, я с секундомером замеряла! Ну, без секундомера, вру... Но раньше, точно помню, он так ме-е-едленно говорил... я еще засыпала под него хорошо, а нынче тараторит, не заснешь!

А где-то тут еще была одна сценка — ее нынче нет, зуб даю! Нет, о чем не помню, но сама сценка запомнилась! Это нас зомбируют, самые важные сцены от народа прячут, сволочи!

Что руководило Лиозновой — одинокой, 1924 года рождения, пережившей инсульт и операцию по удалению опухоли, с парализованными ногами, нищенской пенсией, живущей практически в забвении, кроме нескольких дней в году перед очередным праздничным показом эпопеи про Штирлица? Желание осовременить фильм, дав ему новую жизнь и зрителей, получить прибавку к пенсии, еле хватающей на лекарства, снова оказаться «в работе», почувствовав себя нужной, или желание простого человеческого внимания, наконец?

Почему перевод немецких документов нынче не крупным шрифтом на весь экран, а мелким шрифтом наплывает вместо немецкого текста прямо в документах? Ну и что, что телевизоры за эти годы стали в два раза по диагонали больше и родное, любимое «характер нордический» не надо лепить ВОТ ТАКЕННЫМ ШРИФТОМ на весь подслеповатый экран телевизора «Огонек»?..

В общем — жужжат они, как пули у виска, терзания, страдания, рыдания...

На святое покусились. На самое главное. Вот ведь, оказывается, в чем была суть Победы — в черно-белом Штирлице. В том, что в эпоху черно-белых телевизоров многосерийный фильм сняли на черно-белую пленку.

Ведь это же наша священная корова.

Ведь мы же никогда-никогда не рассказывали анекдотов про Штирлица. Не ржали над «Штирлиц склонился над картой — его неудержимо рвало на родину...».

Ведь не было всяческих юмористических фильмецов-переделок, где Штирлиц-идиот ходил среди гестаповцев-идиотов и рассказывал несмешные шутки.

Ведь после того как сделали цветную версию, всех обязали смотреть только ее, в приказном порядке, а черно-белые исходники сожгли, из магазинов изъяли и в интернете стерли.

Ведь мы, ясен перец, черно-белое «Семнадцать мгновений весны» пересматривали каждый год, от начала и до конца, вдумчиво и внимательно, а не ритуально дремали под бормотание телевизора — или переключали на другой канал, для очистки совести пробормотав «Великий фильм, но сколько ж можно его смотреть...».

Ведь наши дети, привыкшие к цветному, яркому, быстрому — они прилипали к экранам, чтобы посмотреть на черно-белое, неторопливое, с плохим звуком...

Тьфу.

Весной 1945 года фабрика Agfa со всеми лабораториями по проявке в качестве трофея досталась Советскому Союзу. Первый советский цветной фильм, снятый непосредственно на цветную пленку, был выпущен уже летом 1945 года. Это была документальная лента «Парад Победы».

Нам вернули старый фильм в новом качестве. Нам — это не тебе персонально, мой дорогой читатель, привыкший к черно-белому фильму. Нам — народу. На фоне множества ярких, лубочных, бесталанных поделок «про войну» появился старый прекрасный фильм, которому дали новую жизнь. Который посмотрят наши дети — и, дай Бог, что-то поймут про «ту войну». Появился — и сразу стало ясно, что он сильнее новоделов, несмотря на свою растасканную на анекдоты наивность, несмотря на мелькнувшие где-то там (о, если блогеры всей Руси захотят прикопаться — они прикопаются к чему угодно) дефекты раскраски.

Нет, нам надо побухтеть. Пошуметь. Повозмущаться. Посчитать деньги, затраченные на раскраску, и, как положено, воскликнуть: «Лучше бы выплатили ветеранам наличкой».

Вы ветеранов спросили? Вы своих отцов и матерей спросили? Это для вас цвет — скучная привычная обыденность. Не для них, полжизни смотревших черно-белое кино и до сих пор тихо радующихся цветному. Вы своих детей спросили? Они черно-белое никогда не смотрели и смотреть уже не станут — у них в голове не укладывается, как и зачем фильм может быть черно-белым.

По накалу страстей — так это сравнимо лишь со спорами о георгиевской ленточке. А почему ленточка? А какое право не воевавший человек имеет ее вешать на машину или на пиджак? А кто у нас был хороший с георгиевской ленточкой, а кто плохой? А не зря ли вообще победили?

В череде неудач и глупостей, которые пытается сделать государство в целом и отдельные люди в частности, чтобы вернуть в сознание народа само слово «патриотизм», редко-редко удается сделать что-то правильное. Как правило, это то, что отвечает настоящему мнению народа. Георгиевская ленточка — идея в американском стиле. Но, в отличие от многого другого, она работает — потому что мы гордимся той победой, помним ту войну и нам нужен ее символ. Да, уместнее была бы красная ленточка, но... Дело ведь не в цвете знамени — главное, чтобы оно было, это знамя.

Так и «Семнадцать мгновений весны». Дело ведь не в том, цветной Штирлиц или черно-белый. Черный и белый — это тоже цвета. Главное, чтобы Штирлиц опустил голову на руль и уснул — и спал ровно тридцать минут, потому что потом ему надо ехать в Берлин. Надо, чтобы Штирлиц шел по коридору. Надо, чтобы цветной пастор Шлаг шел по белому снегу.

Надо, чтобы фильм жил — а не стоял в сетке вещания примелькавшейся черно-белой иконой».

murrrc:
«Фильм в таком виде не смотрела и не буду. Я его раз пять видела в оригинале. С тем и останусь. Почему? Потому что ч/б вариант, или оригинал, кому как нравится, для меня лично — веха в моей личной истории, принадлежность к военной эпохе, оригинал всегда лучше и т.д. и т.п. В моих воспоминаниях, моей личной истории есть вещи, которые трогать нельзя.

Ощущение... ну не знаю, опошленности, что ли. Хоть и краски приглушенные, а всё равно. Будто вандализм какой-то совершили. Ну как представить себе, что раскрасили вот хотя бы ту фотографию с бабулей и дедулей конца 30-х годов. Короче, будто что-то давно знакомое и родное чужой испачкал... Не смертельно, но неприятно и хочется помыть вещь и руки».

kostyanus:
«Касаемо «17 мгновений весны». Я никогда не смотрел его целиком и никогда не был его фанатом; но на мой непрофессиональный взгляд, вмешиваться в ТАКИЕ фильмы — только портить...»

Илья Переседов:
«Среди споров о том, хорош ли Штирлиц в цвете или «чебухе», почему-то никто не говорит, что «17 мгновений весны» — фильм весьма посредственный и слабый.

Это и не фильм-то в общем, а телеспектакль.

Да, в нем есть несколько ярких актерских миниатюр.

Но недостатков картины, сюжет которой мало кто сможет пересказать, поскольку он практически отсутствует, они не искупают.

«Эпопея» о Штирлице — это такой триггер, который срабатывал в очень специфических условиях: идеологического вакуума, отсутствия в СССР детективного жанра, потребности чувствовать всемогущество НАШИХ и т.д.

Решусь утверждать, если «17 мгновений» посмотрит человек, незнакомый со всеми этими реалиями, он не воспримет картину как нечто выдающееся, да и просто не запомнит ее.

А что касается конфликта цвета и ч/б оригинала, интересно было бы, если б какой-нибудь канал запустил параллельно Штирлица в «чебухе», а аудитория сама бы решила, что ей милей».

SmartCat:
«Придумал еще большее извращение «17 мгновений весны», чем его раскраска. Фильм надо переозвучить на немецкий язык, для «достоверности», и только субтитры пустить на русском».

Amrita Saras:
«С удовольствием пересматриваю «17 мгновений весны» в цвете по «России», замечательный, конечно, фильм, сколько лет назад снят, а смотрится так легко, словно вчера. И актерский стан, естественно, подобран великолепно.

Не очень понимаю сути скандала с цветными версиями старых фильмов, это претензии из серии «а давайте изобретателя цветного ТВ распнем!». Глупость.

У человека всегда есть выбор, он может или смотреть, или нет. И не нужно из этого раздувать надуманных скандалов. Всегда можно купить дивиди и смотреть черно-белую версию хоть до потери сознания.

Я так же, как и режиссер этого фильма, считаю, что всё сделано прекрасно».

mc_anor:
«17 мгновений весны». Компенсируем свою неспособность снимать хорошее кино раскрашиванием старого. (c)

У меня отрицательных эмоций не вызвало. Работа большая и выполнена качественно. Тем более в век интернета можно смотреть ту версию, которая нравится больше».

Андрей Сальков:
«Цвет? Ну, пусть цвет. Для новых поколений, например. Звук улучшили? Может быть, пусть. Но вот содержание, явно ускоренный голос Копеляна, «проглатывание» пауз, сцен и, говорят (лично пока не слышал), перевод званий при сохранении «фюреров», «фрау» и «гестапо» — это явно лишнее. Не надо бы этого делать».

Георгий Потапов:
«Что все так возбудились по поводу покраски «17 мгновений весны» и «В бой идут одни старики»? Можно подумать, они прямо вот единственную драгоценную копию испоганили. Ну покрасили. Ну освоили денежки. Ну на душе у чиновников потеплело, внесли вклад. Ну и х… с ним. У всех же есть старые нормальные копии, что дергаетесь. В конце концов, как «мне п…ц, это же Гитлер» на исторические фотки пририсовывать, так никто не возбудился».

egor:
«Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что это определенного рода извращение. Я ничуть не умаляю заслуг всех тех людей, кто в этом участвовал. Сам по себе фильм отличный, мощный.

Также в наше время проделана ОГРОМНАЯ работа по превращению его в цветной. Не знаю, конечно, технологию, но мне кажется, что все-таки его покадрово «красили». А если учесть, что скорость видео вроде 24 кадра в секунду, то несложно прикинуть, сколько кадров там вообще. Число, наверно, впечатляющее. Так что труды это не маленькие.

НО

А зачем это всё??? Я не понимаю.

Насколько мне известно, в то время, когда снимался фильм, цветная запись была уже доступна, но режиссер выбрал ч/б.

Да и в любом случае. Даже если бы и не было цветного в то время, что теперь? Всё в цвет переводить?

Тогда давайте еще все старые песни перепоем, все фильмы переснимем, все здания старинные перестроим, книги перепишем...

Любое творчество (а тем более признанное) определенным образом увековечивается, остается в памяти. И оно должно быть тем оригинальным для всех. Для живших тогда и живущих сейчас.

Всё было сделано в какое-то определенное время. И всегда, естественно, на творчество людей накладывает отпечатки окружающая жизнь и события. Всегда немного чувствуется дух времени.

И еще раз говорю — оригинал, он есть оригинал. И это касается всего. Пусть всё остается так, как и было.

Потому что так задумал автор. И именно в ЕГО голове родилась ЭТА мысль, именно в ТО время и при ТЕХ обстоятельствах. И именно ОН материализовал ЭТУ мысль при помощи СВОИХ умений».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Точка в скандале вокруг «Тихого Дона»

115 лет назад, 24 мая 1905 года, родился Михаил Шолохов, создатель романа-эпопеи «Тихий дон»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

24.05.2020 17:00, Алексей Соколовский


Живи быстро, уйди одиноким

180 лет назад родился Пётр Ильич Чайковский

Музыкальный трудоголик, который всегда уютнее себя чувствовал, записывая новые мелодии, чем общаясь на светском рауте. Его жизнь, однако, показывает, что даже талантливому композитору мало одной творческой атмосферы для счастья.

07.05.2020 17:15, Радиф Кашапов


«Приди, сорви с меня венок…»

К 275-летнему юбилею Дениса Фонвизина, «из перерусских – русского»

К исходу жизни Денис Иванович лечился некоторое время в Карлсбаде от «следствия удара апоплексического». Исправно пройдя курс, – даже закончив античную, с политическим контекстом, повесть «Калисфен», – отправился с божьей помощью домой. Подъехав уже к Киеву, экипаж попал в жуткую дождливую бурю.

14.04.2020 20:00, Игорь Фунт


Искусство после коронавируса

Нас ждет возрождение советской системы и музеефикация планеты

В той части, в которой искусство — это часть жизни, мы ждем фундаментальных изменений. Хотя есть и другая часть, которая, видимо, никак не поменяется — многие художники достаточно интровертны и, можно сказать, что после коронавируса их жизнь осталась прежней.

02.04.2020 16:03, Марат Гельман


Рихтер. Белый или рыжий клоун?

20 марта 1915 года родился пианист Святослав Рихтер

В своей книге «По направлению к Рихтеру» (М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011) оперный режиссёр и документалист Юрий Борисов (1956—2007), сын актёра Олега Борисова, вспоминает о своём многолетнем общении со Святославом Рихтером, доносит до читателя его подлинный голос. Ко дню рождения Святослава Рихтера «Часкор» публикует фрагмент этой книги.

20.03.2020 20:21, Юрий Борисов


Он не успел солгать, аминь…

16 марта 1736 года скончался итальянский композитор Джованни Батиста Перголези

О жизни современника Баха, Генделя и Вивальди, умершего раньше их всех, – Джованни Перголези; краткой жизни, оборвавшейся на двадцать шестом году, прошедшей в бедности и лишениях, мало что известно. Его творчество окружено легендами. Например, есть славная история про то, как один из посетителей композитора удивлялся, что он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не построит себе нового жилища.

16.03.2020 20:30, Игорь Фунт


Двойная жизнь Бориса Пастернака

10 февраля (29 января) 1890 года родился Борис Пастернак

Проживший долгую жизнь Борис Пастернак на первый взгляд написал не так уж и много — все его стихи помещаются в один большой том. Обычно объясняется это тем, что у него всегда не хватало времени на творчество. Необходимость зарабатывать деньги многочисленными переводами, трудности с жильём, душевные терзания.

10.02.2020 21:00, Радиф Кашапов


Смерть поэта, или Finita la comedia

27 (15) июля 1841 года в грозу был убит на дуэли Михаил Лермонтов

Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли — не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он ничтожество и т.п. По такой логике Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае с Гоголем.

27.07.2019 20:00, Виктория Шохина


Хемингуэй: перевод с американского

120 лет назад, 21 июля 1899 года, родился самый знаменитый писатель из США

Хемингуэй — звезда мирового масштаба. He-man, Папа Хэм. Его слава не знала границ. Его книги цитировались, как Новый Завет. Его жизнь обсуждалась на каждом (литературном) перекрёстке. Его именем называли рестораны и бары. В Советском Союзе культ Хэма возникал дважды: в чугунные 1930-е и бархатные 1960-е.

21.07.2019 21:00, Виктория Шохина


Твардовский: за Родину, за Сталина, за Солженицына

21 июня 1910 родился Александр Твардовский

Он прославился как поэт (прежде всего как автор «Василия Тёркина») и как главный редактор журнала «Новый мир». Лауреат трёх Сталинских премий, одной Ленинской и одной Государственной, депутат Верховного совета РСФСР четырёх созывов, член Ревизионной комиссии КПСС, наконец, кандидат в члены ЦК КПСС.

21.06.2019 14:00, Виктория Шохина






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.