Подписаться на обновления
25 ноябряСреда

usd цб 75.8146

eur цб 89.8934

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Александр Дельфинов, Берлин   четверг, 7 апреля 2011 года, 12:00

Не просто музыка
Артём Марченков: «Для сообщества победа очень важна»


Кадр из видеоклипа группы System of a Down // music_action
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Через несколько дней завершится интернет-голосование за лучший в мире блог на конкурсе The BOBs. Итоги будут подведены в понедельник, 11 апреля. В финале конкурса в специальной категории по правам человека — русскоязычное ЖЖ-сообщество «Музыка социального и гражданского действия». «Частный корреспондент» побеседовал с его основателем.

Артём Марченков — философ, медиаактивист, правозащитник, эксперт Пермской гражданской палаты.

— Артём, сообщество в ЖЖ создано три года назад. О чём вы думали, когда начинали это безнадёжное дело?
— И тогда, и сейчас дело мне вовсе не казалось безнадёжным. Если на душе кисло и уныло, чего ж браться?

— Как с точки зрения Марины Литвинович, матёрого оппозиционера, выглядит актуальная политическая ситуация в стране? Что происходит с властью и оппозицией?
— Ты задал мне такую рамку, что мы должны сначала поговорить о ситуации вообще, потом — отдельно о власти, потом — об оппозиции, но, мне кажется, из этого круга тем выпадает не менее важная часть — разговор об обществе. Поэтому начну я, пожалуй, с него. Почему эта тема кажется мне важной? Потому что последние 10 лет приучили нас к тому, что политическим балом правят общественные симулякры — политтехнологическими методами созданные партии, организации, опирающиеся на группу энтузиастов или бюджетополучателей и имеющие в лучшем случае благосклонность власти и центрального телевидения, но не имеющие настоящей поддержки общества. На симулякрах строится вся политика. В том числе государственная. Думаю, что это не какая-то исходная злонамеренность власти, а болезнь переходного периода.

Надо в себе зажечь солнце, а потом на люди выходить. Исходных мотивов у первоначальной команды проекта было несколько: от естественного желания поднять настроение друзьям — правозащитникам, экологам, антифашистам и т.д. до потребности хоть как-то сократить социокультурную дистанцию между знакомыми, раскиданными по всем частям света, живущими в несовпадающих ритмах, поэтиках, визуальных строях.

Как основное я бы выделил две идеи: первая — собирая «музыку социального и гражданского действия», мы ассоциировали себя с разными неправительственными организациями, социальными движениями, гуманитарными кругами, но было ощущение, что только через музыку в сочетании с видеоартом, медиаактивистскими коллажами, клипами мы в состоянии если не понять, то хотя бы почувствовать друг друга и те сообщества, которыми дорожим; вторая идея вообще на уровне миссионерской интуиции или гипотезы — всем до колик надоела стенка отчуждения и недоверия, отделяющая условно активистов от «пассивистов», самоорганизованную общественность — от рассеянного общества. Мы, как «Пинк Флойд», хотели проломить в этой стенке брешь при помощи социально ангажированного, перформативного, парадоксального, искреннего искусства.

— Сами вы были связаны с правозащитным движением в России?
— Я пришёл в правозащиту, когда был университетским преподавателем философии во Владимире, занимался артхаусным киноклубом, а потом понял, что надоело жить в гетто и огораживать муравейники, куда стекались раненные жизнью интеллигенты, богема, смутно чего-то ищущая молодёжь. Правозащита мне представлялась не столько специализированной околоюридической практикой, сколько одним из самых мощных по драйву и замыслу проектов гуманизации повседневной жизни. Мы с друзьями по Молодёжному правозащитному движению организовывали просветительские кинофестивали, делали вечеринки этнической танцевальной музыки, чтобы интегрировать иностранных студентов в городскую среду, издавали журнал... Словом, music_action для меня стал проектом, чем-то похожим на то, чем я до переезда в Рим занимался в России.

— Ныне ЖЖ уже не является самой технически продвинутой платформой, не думаете ли перенести материалы блога на другую базу?
— Такие мысли были, но возникали по другому поводу. Часть тем сообщества, скажем так, вызывает нервную реакцию. Мы вынужденно ввели премодерацию записей из-за налётов пронацистски настроенных пользователей Сети и разного рода политизированных гопников. Сейчас с этим стало спокойнее. Мы по жизни отвергаем насилие как способ разрешения конфликтов и в онлайне тоже стараемся общаться аргументированно, со спокойными интонациями. Смайл сбивает агрессию. Архитектура ЖЖ не слишком удобна для медиатеки, но мы научились её подворачивать под свои нужды. Те же «Твиттер» или «Фейсбук» тоже ведь не особо дают развернуться. Нам бы больше сценарий «Википедии» подошёл.

— Хватает ли сил поддерживать сообщество в актуальном состоянии, проверять битые линки, вычищать спам? Сколько людей трудится вместе с вами?
— У нас же сообщество, а не организация со штатом, бюджетом, стабильной деятельностью. Отсевом спама занимаются модераторы. Сказать, сколько людей трудится над проектом, не могу, поскольку каждого, кто пишет, переводит, помогает распространять видео, комментирует и т.д., мы считаем собратом по разуму и сотворцом. Таковых сейчас почти 900 человек. Были, конечно, и коммерческие предложения, и попытки навязать нам какое-то политическое позиционирование, но мы их отвергали с ходу и не задумываясь. Свобода дороже. Нас объединяют не политические убеждения, не вкусовые пристрастия, а ценности, которые можно назвать общегражданскими, гуманитарными: права человека, ненасилие, отказ от дискриминации, уважение к чужой свободе и человеческому достоинству. Диктатура, какой бы она ни была — правой или левой, консервативной или прогрессистской, омерзительна по своей сути, поскольку отказывает людям самостоятельно вершить свою биографию. Вот и рассказываем о песнях движения Сопротивления во время Второй мировой, о песнях в память о жертвах террора, геноцидов, гражданских войн, политических репрессий в России, Аргентине, Чили, Испании...

— Сколько денег вы получили от международной закулисы на эту тонко организованную провокацию?
— Денег никто из модераторов никогда не получал. За «тонко организованную провокацию» спасибо, конечно. Но я бы уточнил, что это провокация на 360 градусов. За время существования сообщества в нём было опубликовано больше 3500 протестных, социально-критических роликов на десятках языков мира. Когда началась российско-грузинская война, волнами постили антивоенное, миротворческое музыкальное видео. Причём делали это активисты как российских, так и грузинских НПО.

Фактически каждый крупный сюжет последних десятилетий у нас как-то представлен: от рок-фолка против войны во Вьетнаме или бардовской песни против советского вторжения в Прагу 1968-го до сатирического немецкого кабаре, выступающего за денацификацию, от техно или психоделики в поддержку антиядерного движения до песен, в которых затрагиваются темы гендерного насилия, реформа образования во Франции, работа с травматической коллективной памятью в Австралии, Бразилии, ЮАР, Руанде, проблемы социализации беженцев и мигрантов... Очень сомневаюсь в существовании мировой закулисы, жаждущей финансировать подобное. Да и обычные фонды с их грантовыми конкурсами к онлайн-проектам равнодушны.

— Вы живёте в Риме, столице страны, раздираемой политическими противоречиями и обладающей одной из наиболее живых активистских сцен Европы. Но если говорить о сознательной итальянской музыке, то российскому слушателю образ поп-певцов с фестиваля Сан-Ремо более знаком. Какие певцы, музыканты Италии наиболее мощные сегодня?
— Нет артистов, настолько замороченных на выражении гражданской позиции, чтобы петь только о бедах мира, конфликтах, несправедливостях. Есть, слава богу, миллионы и других тем. Но в репертуаре любого крупного поэта-музыканта есть песни, где он высказывается на какие-то резонансные, социально значимые вопросы. В Италии, на мой взгляд, давно стёрта граница между попсой и роком, мейнстримом и андеграундом.

К примеру, мой любимый рэпер-комедиант Капарецца постоянно крутится в ротациях на музканалах и радиостанциях, хотя у него безумно язвительные, радикально-критические тексты. То же можно сказать о Франко Баттиато, Кармен Консоли, Даниэле Сильвестри, Симоне Кристикки, Лучано Лигабуэ, Васко Росси, Джованотти. На пафосном Сан-Ремо артисты преспокойно выступают с опусами, иронизирующими над Берлускони или оппозицией.

Свобода творчества в этой стране — это абсолютно конвенциональная ценность. Как и свобода собраний. Никакому чиновнику в голову не придёт разрешать или запрещать концерт, диктовать тёмные списки на ТВ, литовать тексты. Правда, чтобы прийти к этому, потребовались крайне непростые «свинцовые» 70-е годы прошлого века.

— В Италии крайне уважают покойного сонграйтера Фабрицио Де Андре, у нас почти неизвестного. Можете привести какую-то значимую цитату из его текстов?
— С Де Андре и Джорджио Габера началась моя любовь к итальянским кантауторе. Благодаря Сети, и в том числе нашему сообществу, они рано или поздно и до русскоязычной образованной публики дойдут. И как поэты, и как музыканты, и как общественные деятели, умудряющиеся хранить прямую осанку как перед властями или политиками, так и перед... ожиданиями своих поклонников. Тот же Де Андре всегда невольно шёл против ветра: в разгар страстей 1968-го писал альбом на темы христианских апокрифов, в 90-е, когда казалось, что глобальный шоу-биз всех гонит в сторону голливудизации, вдруг выпустил чудный альбом на средиземноморских диалектах.

Такие люди всегда редкость, вокруг них всегда аномалия. Цитату из Де Андре? Пусть будет не строчка из песни, а его поздний комментарий к одной из самых набатных его песен — Canzone del Maggio (о студенческих восстаниях 1968-го): «Ho fatto l'unica cosa che non avrei mai voluto fare: spiegare alla gente come comportarsi» («Я совершил единственную вещь, которую никогда не хотел бы делать: объяснять людям, как они должны поступать»). Выбрал эту фразу вот почему. В России до сих пор действует чудовищная инерция восприятия социально ангажированного искусства. Быть социально ангажированным автором означает потерять независимость, стать рупором государства, какой-то партии, идеологии, социальной группы. Плохо то, что скепсис и маниакальная подозрительность относительно чистоты намерений активистов парализуют какие бы то ни было действия по защите общественных интересов.

— Расскажите, чем вы занимаетесь в Риме?
— В Риме долго преподавал в университете, на факультете литературы и философии университета Ла Сапиенца. А последние годы фрилансерствую, чтобы зарабатывать деньги, всё свободное время тратя на всякого рода социогуманитарные, околоправозащитные проекты в России или, скажем так, в Восточной Европе. Жена с ума сходит, потому что ни финансовой предсказуемости, ни места работы с 9:00 до 18:00 у меня нет. И, наверное, никогда не будет. Притом что работаю, по сути, по 16—18 часов в сутки. Так что music_action — это ещё и отдушина, возможность проговорить «философские теории гражданского общества» на литературном, неспециализированном языке.

— Некоторые посты в сообществе, на мой взгляд, однобоко представляют артистов, вот, к примеру, Альфа Блонди, крайне противоречивый персонаж, здесь показан в исключительно позитивном контексте борьбы за права человека. Можно отыскать и иные примеры, но тем не менее у нас вообще практически отсутствует площадка для дискуссии на подобные темы. С чем это связано?
— Содержание записей — на совести авторов. Равно как и истолкование смысла песен, характера их связи с социальным активизмом, мировоззрением, etc. Музыканты, как и все прочие, не ангелы, а мы — не Маяковский, пальцем показывающий, «делать жизнь с кого». На мой взгляд, при общении в блогосфере всегда стоит исходить из презумпции ума и порядочности собеседника. Не исключено, что он в необычном свете представит вещи, по которым ты привык скользить взглядом. Для одних права человека — это юридические нормы. Для других — здравый смысл и гуманность, не позволяющая терпеть, когда рядом унижают слабых, отверженных, бедных, страдающих. Для третьих — это вообще догматы гражданской религии, как, к примеру, для активистов The Sanctuary Movement, которым канадский рок-бард Брюс Кокберн посвятил балладу People See Through You (верующие из этого движения радикально трактуют догмат о равенстве людей перед Богом, отрицают межгосударственные границы, предоставляют убежища нелегальным мигрантам и т.д.).

У нас по определению не должно быть видеоклипов, пропагандирующих идеи расового превосходства, сексизм, насилие и тому подобные вещи. Хотя контркультурных видеоклипов с неоднозначными, противоречивыми стихами хватает. Отдельная тема — пускать или нет произведения, автор которых экоактивист, но при этом известен, к примеру, публично выраженной гомофобией или мизогинией. Или писали недавно о скандале в ЮАР вокруг одной из песен движения против апартеида, где звучит призыв мстить бурам с оружием. В контексте гражданского примирения эта историческая песня протеста, поднимавшая раньше людей на борьбу против расовой дискриминации, теперь звучит как провоцирующая на слепую ненависть.

— В последнее время правозащитный дискурс вообще и медиаактивистские проекты в частности подвергаются активной критике, вспомнить хоть недавнюю статью Латыниной в «Новой газете». Молодёжное правозащитное движение упрекают за растрату огромного гранта в Воронеже. Людмилу Алексееву упрекают за то, что она просто отрабатывает заказ западных грантодателей. Появилось словечко «грантосос» и т.п. С другой стороны, правозащитниками называют себя, к примеру, некоторые ультраправые деятели. Что этому противопоставить? Или собака лает, а караван идёт?
— Противопоставить этому можно только чувство юмора, честность и открытость. У меня впечатление, что стереотипы Латыниной о правозащитниках относятся к началу 90-х годов, когда действительно существовал слой грантоедов, осваивающих деньги международных фондов. Потом эти люди ушли туда, где деньги зарабатывать и проще, и естественнее, — в корпорации, фирмы. Говорить о заказах западных грантодателей и огромных инвестициях в третий сектор могут только очень далёкие от этих реалий люди. А уж писать подобное о бюджете Молодёжного правозащитного движения... Лучше просто приехать в этот самый Воронеж, встретиться с людьми из админцентра МПД, посмотреть всё своими собственными глазами. На бесплатную общественную приёмную, которую придётся закрывать, на людей с хроническим недосыпом, на объём коммуникаций, которые нужно вести, чтобы дышала международная правозащитная сеть российского происхождения (помимо «Мемориала», таких больше нет).

Вот совсем недавно арт-группа «Война» нарисовала мужской член на Литейном мосту в Питере. Если оценивать их действия, то они тянут на мелкое хулиганство. Но почему мне эта работа нравится? Потому что художественный жест значителен, а хулиганство мелкое. Художник должен заплатить штраф как нормальный гражданин, тем более что он идёт на нарушение ради жеста сознательно. Неудачной можно признать работу, когда Административный проступок оказывается соразмерен жесту. Как в перформансах Александра Бренера или в «Юном безбожнике» акции Авдея Тер-Оганяна с рубкой икон. Почему эта работа оказалась столь сокрушительной для судьбы самого Авдея? Он задумывал рубку икон как художественный жест, но не рассчитал, что поступок окажется более масштабным, чем жест.

Честно говоря, мне бы очень хотелось, чтобы о правозащите судили не по забавным телефрикам вроде Новодворской и даже не по замечательной Людмиле Михайловне Алексеевой из МХГ. Журналистам пора обновить свои записные книжки и приглядеться к постдиссидентским поколениям в этом движении. Есть Игорь Аверкиев из Перми, Павел Чиков из казанской «Агоры», Татьяна Локшина из Human Rights Watch, Александр Верховский из «Совы», Александр Черкасов из «Мемориала», Кирилл Коротеев, являющийся и юристом «Мемориала», и преподавателем университетов Сорбонны и Страсбурга, Андрей Юров, Дмитрий Макаров, Иван Ниненко, Макс Иванцов, Максим Бурмицкий... Полным-полно адекватных и профессиональных людей, совершенно не похожих на карикатурных нервных мужчин и женщин в свитерах с катышками и драными локотками. Но массмедиа почему-то упрямо тиражируют образы бунтарей par excellence, безобидных городских сумасшедших, стоящих за всё хорошее против всего плохого.

— Если вы выиграете конкурс блогов, что это будет означать для сообщества?
— Для сообщества победа очень важна. Конкурс престижный, международный, и уже участие в нём — лестная оценка того, что мы делаем. В случае победы можно было бы думать о том, как усложнить формат: выйти в реал с небольшими арт-проектами вроде камерных рок-фестивалей, создать виртуальную арт-лабораторию и сообща делать видеоряд к песням малоизвестных, но талантливых авторов. Можно отдельно подумать о том, как развернуться в сторону иноязычных активистских сред (сейчас при помощи Google-переводчика нас читают даже из Индии, Японии, Новой Зеландии, Канады и т.д.). Ну а если проиграем, то придётся идти естественным темпом. Арт-активизм — та сила, которой по зубам ставить под сомнение наши бытовые сговоры, оправдывающие пассивность, поощряющие ахи да охи на тему «А что я могу сделать?», допускающие и спустя 20 лет после перестройки бубнёж про «слабое гражданское общество».

P.S. До 11 апреля в конкурсе блогов за это сообщество можете проголосовать и вы! Нужно залогиниться в «Твиттере» или «Фейсбуке», зайти на сайт www.thebobs.com, в графе in the category выбрать Special Topic Award Human Rights, в графе i vote for выбрать «музыка социального и гражданского действия». И нажать кнопку vote.

Беседовал Александр Дельфинов, Берлин




ОТПРАВИТЬ:       



 





Соцсети остались без рекламы

Мировые компании отказались размещать рекламу в Facebook, Instagram и других соцсетях, чтобы подстегнуть площадки бороться с расизмом и насилием. К бойкоту уже присоединились около 500 брендов. Рассказываем, может ли их решение повлиять на политику соцсетей и к каким изменениям на популярных площадках стоит готовиться обычным интернет-пользователям.

20.07.2020 13:00, Юлия Углова


«Ваня и госизмена — это вещи абсолютно несовместимые»

Журналистика в России — дело неблагодарное, а для лучших представителей профессии еще и опасное. Задержание по подозрению в госизмене бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова это подтверждает.

07.07.2020 18:00, Юлия Углова


Между двух огней

О различиях «альтернативного» и «натурального» TikTok и его пользователях

Интернет-издание Mashable отмечает месяц защиты прав сексуальных меньшинств (Pride Month), изучая современный мир ЛГБТ-сообществ. В исследовании приняли участие как сами представители сообщества, так и виртуальные пространства, где они взаимодействуют друг с другом и проявляют себя. Среди них — набирающее популярность приложение TikTok.

25.06.2020 13:00, MORGAN SUNG


План «А» и операция «Последний шанс»

Пришло время освободить ХХ век, пока мы его не забыли — и освободить себя, пока мы можем

Эпидемия коронавируса, по словам декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, радикально ускорила цифровизацию общества. Режим самоизоляции и карантина привёл к резкой модификации социального пространства, когда вся мобильность общества и способность участвовать в каких-либо взаимодействиях оказалась, как правило, обеспечена новыми медиа и каналами коммуникации. Общество как бы переместилось в виртуальное пространство, однако этот переход обнажил зияющую брешь в виде культурных ценностей. Музеи и галереи, кинотеатры и театры, даже газеты и журналы — всё это стало существующим ровно настолько, насколько оно представлено онлайн.

13.05.2020 09:00, Иван Засурский


Девочка ищет отца

Подробно о гениальном журналисте Владиславе Листьеве

Тележурналист Владислав Листьев был убит 1 марта 1995 года. Экс-взглядовец Евгений Додолев во время съёмок «Битвы экстрасенсов», посвящённой загадке гибели Листьева, познакомился с его дочерью Валерией, почти ничего не знавшей о своём отце. Ради неё он встретился с друзьями и соратниками Листьева. Чтобы дочь наконец-то познакомилась с отцом.

01.03.2020 20:00, Евгений Додолев, story.ru


«Свидетельство канарейки» пока не надо

Хабр описал взаимодействие с госорганами

Популярный IT-портал рассказал о том, какие виды запросов они получают от госорганов (ФСБ, ФСО, МВД, Роскомнадзора и других), как их отсеивают и какие выработали методы борьбы с сомнительными требованиями.

16.02.2020 13:00, roskomsvoboda.org


Мягкая киберугроза

Как технологии борются с фейками в сети

Илья Калагин, руководитель Центра когнитивных технологий «АйТеко», рассказывает о борьбе с фейковыми новостями: что это такое, чем они отличаются от личного мнения и рекламы, а также какие технологии разрабатываются для их выявления.

13.02.2020 13:00, Илья Калагин, rb.ru


Лессиг снова первый

Дело о клевете во имя кликбейта ставит новые вопросы о журналистской этике в цифровую эпоху

Профессор права Гарвардского университета Лоуренс Лессиг предъявил иск New York Times и обвиняет издание в том, что оно опубликовало его интервью с лидом и заголовком, которые на самом деле не соответствуют смыслу текста. Лессиг запустил сайт, на котором приведены все материалы этого дела, в том числе текст судебной претензии.

09.02.2020 16:00, Наталия Трищенко


Почему в России растет популярность экологической журналистики

10 лет назад, когда я начинала писать на экологические темы, «зеленая» повестка считалась скорее маргинальной. Первой реакцией зачастую было: «А, так это про Гринпис, которые на нефтевышки залезают», второй — «Экология — это игрушка для богатых стран, вот мы лучше заживем, тогда и начнем ею заниматься». Для того чтобы все‑таки писать про экологические проблемы, надо было обладать серьезным (возобновляемым) запасом терпения, упорства и настойчивости.

03.02.2020 10:48, Ангелина Давыдова экологический журналист, директор Бюро экологической информации


«Вспоминаю радио с болью»

Звукооператор Наталья Михайловна Белозерова о том, каково это — работать на советском радио, чем отличалась система радиовещания до распада Советского Союза и после, а также о том, зачем подвергались цензуре детские письма.

21.01.2020 16:00, Иван Дмитриев






 
Вселенная Пелевина

Новости

Появилась социальная сеть, где нет негативных комментариев
В Японии запустили соцсеть «Under World», где пользователи будут получать только положительные комментарии на любой свой пост. Создатели решили, что в 2020 году в мире и так хватает негатива.
Иван Засурский представил интернет-ресурс для агрегации научных исследований о проблемах изменения климата
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский сегодня в рамках конференции "Экология и климат" в Санкт-Петербургском государственном университете представил платформу climatescience.ru, на которой будет формироваться архив научных исследований о проблемах изменения климата. Новая климатическая платформа будет агрегировать публикации ученых, выступать площадкой для обмена мнениями и диалога по проблемам изменения климата.
Роскомнадзор завел дело на Twitter и Facebook
Владельцам соцсетей грозит штраф в размере от одного до шести миллионов рублей.
Фирма «Мелодия» выложила в открытый доступ часть классической коллекции

Коллекции относится к XIX, XVIII и XX столетиям
Звукозаписывающая фирма «Мелодия» разместила в свободный доступ неохраняемую часть своей музыкальной коллекции.

Грета Тунберг стала «Человеком года» по версии журнала Time
Шестнадцатилетняя шведская экоактивистка стала самой молодой личностью, которая получила эту награду за всю историю существования издания.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.