Мировой судья оштрафовал Бекетова на 5 тыс. рублей, признав его виновным в клевете против г-на Стрельченко. Впрочем, от уплаты штрафа Бекетова тут же освободили — срок давности по предъявленному обвинению истёк. Защита обвиняемого планирует оспаривать решение суда в вышестоящих инстанциях, Бекетов себя виновным признавать не собирается.
Суд Химок, рассмотрев иск мэра города Владимира Стрельченко к бывшему главному редактору газеты «Химкинская правда» Михаилу Бекетову, всё-таки вынес самое гуманное и справедливое решение — мировой судья оштрафовал Бекетова на 5 тыс. рублей, признав, таким образом, его виновным в клевете против г-на Стрельченко. Впрочем, от уплаты штрафа Бекетова тут же освободили — срок давности по предъявленному обвинению истёк. Защита обвиняемого планирует оспаривать решение суда в вышестоящих инстанциях, Бекетов себя виновным признавать не собирается.
Глава Союза журналистов Всеволод Богданов вчера предложил членам союза скинуться по рублю и в торжественной обстановке вручить 5 тысяч г-ну Стрельченко. Общественность справедливо полагает, что, доведя судебное разбирательство до такого финала, г-н Стрельченко окончательно испортил себе репутацию. Изучить материалы «Химкинской правды» захотелось даже самым пассивным гражданам.
Как уже писал «Частный корреспондент», 13 ноября 2008 года во дворе своего загородного дома в посёлке Старбеево Химкинского района общественник и журналист Михаил Бекетов был найден с пробитой головой и множественными переломами — его обнаружила соседка. Приехавшая скорая помощь констатировала черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, перелом голени и многочисленные ушибы рук и ног — в таком состоянии он пролежал во дворе дома почти двое суток. В городскую больницу, куда доставили Михаила, позвонил неизвестный и грозился «добить» пострадавшего. После чего Бекетова перевезли в реанимационное отделение при институте Склифосовского.
Сам г-н Стрельченко заявил на одном из судебных заседаний, что случившееся с журналистом является трагедией: «Как к человеку у меня к нему претензий нет. То, что с ним произошло, — это горе, и я могу принести только соболезнования», — процитировало чиновника ИТАР-ТАСС. В ходе слушаний он сообщил, что до судебного разбирательства не был лично знаком с обвиняемым. Он не смог ничего сообщить о нападении на Бекетова или его машину. От себя добавим, что это преступление до сих пор не раскрыто.
На предпоследнем заседании, 21 октября, в зале суда появился Алексей Валов, заместитель мэра Химок. Пока шли слушания и прения, он неоднократно заявлял, что все опубликованные материалы являются ложью, правда не сообщил никакой опровергающей их информации.
Согласно его показаниям, с подсудимым он был знаком с 2007 года, познакомились сразу после выхода первого номера «Химкинской правды». Центральная статья выпуска называлась «Свита, которая губит короля» и начиналась следующими словами: «Уважаемый Владимир Владимирович! Очень хочется верить, что многие глупости (назовём их так), которые происходят сегодня в Химках, происходят помимо вашей воли. И о многих проблемах нерадивые помощники вам не докладывают. То ли боятся «монаршего» гнева», то ли опасаются за рост собственной карьеры и благосостояния. <…> Будем считать, что наши публикации есть не что иное, как помощь четвёртой власти (прессы) — первой (исполнительной)» — ну как тут не познакомиться?
«Прочитав данный выпуск, я очень был удивлён политической и человеческой позиции редактора Бекетова, выступающего в роли разнузданного критика существующего положения в нашей стране, в обществе, позиции государства, области и нашего муниципального образования. Прочитав данный выпуск, я подумал, что данная газета — это ошибка, выпущенная случайно», — заявил суду г-н Валов.
«Химкинская правда», газета, которую Бекетов издавал на собственные деньги, в 2007 году раскрутила историю с переносом мемориала воинам Великой Отечественной ради расширения Ленинградского шоссе. Со ссылкой на местных жителей газета описывала процесс эксгумации: могилы раскапывали тракторами, останки собирали как попало, видеоролики, повествующие о потерянных берцовых костях, до сих пор можно найти на YouTube. Бекетов хотел придать варварству местных властей более широкую огласку, публиковал одну статью за другой, разоблачал, скандалил на центральном ТВ, рассчитывая привлечь внимание не только общественности, но и власти.
«Новая газета» писала, что в то время против издания был задействован внушительный административный ресурс: мелким предпринимателям настоятельно не советовали давать рекламу в газету, а милиции — публиковать в ней сводки происшествий. В те же дни в одну из парикмахерских, где распространялась газета, ворвались агрессивно настроенные граждане, изъяли имевшиеся номера и рекомендовали впредь газету у себя не хранить и не распространять. А уходя, оставили портреты г-на Стрельченко. В назидание, очевидно.
В мае 2007 года сгорела личная машина главного редактора «Химкинской правды», её подожгли неизвестные. Разумеется, Бекетов сообщал об этом в прокуратуру, именуя действия против него «политическим террором, где заказчиком выступил г-н Стрельченко», а журналистам рассказывал, как один из заместителей мэра Химок, г-н Валов, предлагал ему мировую: «Не держите зла за машину. Бог дал — Бог взял. Давайте начнём с чистого листа», — главред не согласился.
Химкинская администрация со своей стороны решила почин в землю не зарывать — 24 августа 2007 года Владимир Стрельченко обратился с заявлением в Химкинское УВД и против Бекетова завели уголовное дело по статье «Клевета». О чём подозреваемый узнал, находясь в больнице, — после поджога машины у него появились проблемы с сердцем.
Впрочем, сгоревший внедорожник был далеко не единственной тому причиной. На момент прихода к власти Владимира Стрельченко в Химках было три оппозиционных, как их называли, издания: «Гражданский форум» Юрия Гранина и Юрия Слюсарева, «Химкинская правда» Бекетова и «Гражданское согласие» Анатолия Юрова. Оппозиционность заключалась в том, что газеты описывали жизнь города такой, какой она была, без подгона под нужды заказчика: заказчиком должно быть общество — так казалось редакторам.
Ещё в 2006 году Гранин и Слюсарев, главный и выпускающий редактора «Гражданского форума», получили по головам металлическими трубами — по трубе на брата. Оба, к счастью, выжили, но издание загнулось.
«И вот после этого мы собрались с Бекетовым и рассуждаем: «Гражданского форума» уже нет. Остались только мы. Договорились, кого первым не грохнут, тот и похоронит… Конечно, писали — в прокуратуру, МВД, ФСБ. А что толку? Все письма идут в область и возвращаются сюда…» — рассказывал корреспонденту «Новой газеты» Юров.
Анатолий Юров, кроме прочего, возглавлял Химкинскую торгово-промышленную палату и занимался предпринимательством. В газете Химкинской торгово-промышленной палаты он опубликовал разгромную статью, из которой можно было узнать увлекательную историю, как администрация города, не привлекая к своим действиям внимания правоохранительных органов, довольно быстро продала около 20 объектов хозяйственной собственности. По предположениям Юрова, городской бюджет потерял порядка миллиарда рублей. К предпринимателю стали наведываться с проверками разные инстанции, а на улицах он был дважды бит. В феврале 2008 года ему досталось 10 ножевых ранений. По странной случайности незадолго до этого Анатолий Юров, по сообщениям Бекетова, отправил письмо президенту Российской Федерации.
Чем ближе становились мартовские выборы на пост главы городского округа Химки 2009 года, тем сильнее раздражали глаз и ухо бескомпромиссные правдоискатели. Бекетов писал и о Химкинском лесе, но материалы последних выпусков его газеты касались не только зелёного пояса Москвы.
Как раз из них можно узнать, например, что суету на митингах в защиту леса устраивали упитанные молодые люди, гладко подстриженные и крепко залитые пивом. В статье «Когда власть теряет лицо» («Химкинская правда», № 3, август 2008-го. — З.Т.) он описывает, как такие крепыши затеяли кипиш, не дав собравшимся в парке Льва Толстого экологам провести митинг против вырубки Химкинского леса: парни пришли отдохнуть, а экологи планировали шуметь. Как «отдыхающие» не дали выступить Митрохину, закидав его помидорами, блокировав инициативную группу щуплых борцов за природу, а после перерезали микрофонный шнур. Как единственный из раздобытых в округе милиционеров, к коему и обратились митингующие с просьбой разобраться в беспорядках, глядя на порезанный шнур микрофона сказал: «А что я могу сделать? Давайте инструмент, починю провода…»
Ещё одна статья того же номера повествует о том, как по чётной стороне Юбилейного проспекта Химок, в одном из дворов, на месте детской хоккейной площадки, без всяких общественных слушаний и должных согласований было начато строительство административно-офисного центра с многоярусными подземными гаражами для авто. И как под строительство жилой многоэтажки отняли стадион у лицея № 17. О том, что с нарушением закона был ликвидирован детский реабилитационный центр для несовершеннолетних, за бесценок продавались его здания, а гектары хвойного леса были отданы под коммерческую застройку. Что за последние годы на Сходне под застройку были отданы территории трёх детских лагерей, профилактория и детского сада.
На первой же странице августовского номера Бекетов обратился к градоначальникам: «Можно продолжать властвовать так же, как властвовали. И тогда пенсионеры будут перекрывать Ленинградку, пикетировать место варварской эксгумации могил героев, протестовать против уничтожения леса и точечной застройки… Можно наконец осознать, что Химки — не казарма и нельзя народ выстроить по «ранжиру»… Или же собраться с духом — и уйти в отставку. <…> Написал последние строчки и задумался. Весной прошлого года <…> предложил руководству города уйти в отставку, спустя несколько дней неизвестные лица взорвали мой автомобиль. Что ждать завтра?»
В то время как переживший нападение Михаил Бекетов проходил интенсивное лечение, 1 апреля 2009 года стало известно, что при невыясненных обстоятельствах умер верстальщик «Гражданского согласия» Сергей Протазанов. Незадолго до смерти он как раз закончил вёрстку номера, посвящённого итогам выборов мэра Химок, в котором описывались далеко не невинные предвыборные технологии и всевозможные административные злоупотребления. Его коллеги утверждали, что Сергея забили до смерти, а в милиции настаивали, что Протазанов перебрал с алкоголем и обезболивающими препаратами… Юров говорил, что никогда не видел своего верстальщика пьяным, а в протоколе было записано, что соседи видели его валяющимся в подъезде своего дома. В возбуждении уголовного дела вдове Сергея Протазанова отказали.
Год назад Михаила Бекетова называли выигравшим борьбу со смертью, и в своём новом завтра он ждал нескольких важных вещей. Одна из них — добиться от суда снятия с него всех обвинений в клевете. Вторая — снова научиться говорить.
Уголовное дело по факту покушения на жизнь Михаила Бекетова было приостановлено в начале этого лета — за всё время следствие не смогло найти людей, причастных к нападению на машину и избиению журналиста. Теперь адвокаты готовят новое ходатайство. Они говорят, что нисколько не сомневаются в проделанной следователями работе, но их удручает тот факт, что дело, разбухшее до девяти томов, так ничего и не прояснило.
Журналисты очень редко оказываются избитыми за что-нибудь несущественное или бытовое, особенно те, кто специализируется на острой социальной тематике, — истина, похоже, известная всем, от постового милиционера до начальника УГРО. Вот и корреспонденты «Коммерсанта» после дачи показаний по делу о недавнем избиении Олега Кашина отмечали, что следователи интересовались, «думал ли Кашин головой, когда писал на острые политические темы», и припоминали «Бекетова, овоща». Без тени сомнения это можно назвать профилактическими беседами о безопасности журналистов.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Каждый день убирать свою планету.
Этого парня очень раздражал мусор. И вот что он сделал... - Тюремная каша.
Зарисовки в стиле крохоток Солженицына, сделанные экологическим и политическим узником в Тамбовской колонии №2 . - Евгения Витишко могут перевести в колонию общего режима.
Руководство колонии, в которой отбывает наказание эколог, очевидно, намеревается наказать его за правозащитную деятельность. - Страсти вокруг Хопра.
Митинг против добычи никеля в Черноземье на фоне новых подробностей «Хоперского уголовного дела» с участием ГУЭБ и ПК МВД РФ. - «Нет пчел – нет опыления – нет еды – нет человека».
Как изменится мир, если исчезнут пчелы . - «Вот и Веселая Жизнь закончилась».
В колонию к Витишко. - Русские писатели об экологии.
Произведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды. - Новый путь для «старой» партии.
Краснодарское краевое «ЯБЛОКО» обезглавлено за нелояльность. Председатель регионального отделения Андрей Рудомаха отправлен в отставку, заместитель председателя Леонид Запрудин из партии исключён, руководящие органы распущены, председатели местных отделен. - Люди в черном.
Неизвестные избивают экоактивистов, провоцируют казаков на драку и отдают команды водителю техники двигаться прямо на людей. ФОТОРЕПОРТАЖ. - Всех посадили.
Про опасность добычи нефти в Артике благополучно забыли.