Подписаться на обновления
17 ноябряСуббота

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   пятница, 11 марта 2011 года, 10:23

Не (хотеть) знать
«Груз молчания» по книге Дана Бар-Она — совместная акция Сахаровского центра и Театра им. Йозефа Бойса


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Проект журналиста Михаила Калужского и режиссёра Георга Жено — очень важный для нашей театральной и общественной реальности. Документальный спектакль сделан в жанре «театра текста», где основное действующее лицо — сам текст, диалоги еврейского психолога с детьми нацистов.

Принципиально никаких событий, никакой избыточной режиссуры, никаких «ролей». Мы видим не актёров, разыгрывающих роли, — мы видим людей на сцене.

Политическая и криминальная вакханалия пожирает нас целиком и оставляет молодому поколению только один выбор: сражаться и погибать на безыдейной войне, войне политиков и коммерции, войне криминала и рекламы.

Минимальное интонирование, неактёрские, экономные, сдержанные реакции — каждому из говорящих надо осторожничать, скрывать свои чувства, не выговориться до конца. Интервьюеру нужно сохранить баланс между искренней беседой и приговором, опрашиваемым — сохранить дистанцию.

Весь спектакль идёт, в сущности, в одной мизансцене: ведущий (Михаил Калужский) сидит к зрителю лицом, респонденты (их двое — из 60 диалогов выбрана только пара) — к нам спиной.

Мы не видим лиц артистов, мы видим их изображения на видеоэкране. Зритель концентрируется на тексте, и текст становится главным событием этого культурного явления.

Мы становимся свидетелями того, как на сеансе психоанализа самый текст выявляет неуверенность и скрытность говорящего, как буквы, порядок слов, умолчания подводят, разоблачают и тот и другой лагерь.

Наш театр мало о чём говорит со своей публикой. Тем, освоенных театром, ничтожно мало, мы ходим внутри сознательно суженного спектра сюжетов, коллизий, для русского театра многое, и слишком многое, — табуированная зона.

Наш театр очень стеснителен и охранителен — многого не допускает на святые трепетные подмостки. Театр — место культуры, культурных кодов, культурного прошлого.

Современность, её болевые точки, сложные вопросы самоидентификации ускользают от взгляда театра, предлагающего нам, как правило, уже готовые, обработанные, известные сюжеты.

Театр — не место общественной дискуссии, а диалог с прошлым, сверка с культурой прошлого. С этой концепцией борется проект Сахаровского центра: он предлагает не воспринять художественный текст как должное, он предлагает поговорить о проблеме.

После такого показа неизбежна дискуссия, на которой говорят не о Германии — о России.

«Груз молчания» — редчайший спектакль о чувстве вины. О культивировании чувства вины, о работе с чувством вины, о связи принятия вины за прошлое с качеством нашего будущего: каким оно будет, свободным или обременённым психозами, — решать сегодня нам, готовым работать с прошлым или предпочитающим превратить прошлое в удобную легенду, в культурные коды.

Груз молчания превращает прошлое в неживую субстанцию, в то, о чём говорить нельзя, в священное писание, где ни убавить ни прибавить.

Психолог Бар-Он анонимно опрашивает детей нацистских преступников о том, что они знали о своих родителях, как они сегодня живут с грузом молчания, как современное знание уживается с радостями детства, с неизбежно светлыми воспоминаниями о начале жизни, о семейных радостях.

Мы слышим два диалога. Герда рассказывает про безмятежное детство в семье одного из самых страшных идеологов и организаторов нацизма Роберта Лея.

Радости ощущения, присутствия отца, самые нежные и тёплые отношения, детский рай. И иллюзии: «Я совершенно беззащитна», «Я не знаю, как работать с прошлым», «Я не выносила, когда об отце говорили плохо».

Чувство вины не артикулировано и не осознано, оно запрятано глубоко внутрь — так, чтобы не ворошить. Включены все системы защиты.

Герда вовсе не отрицает родственные отношения, напротив, она признаётся, что пошла по стопам отца: он занимался, по её мнению, «организацией социальной жизни» (то есть создавал лагеря смерти) и она в сегодняшней Германии так же, по преемственности, подключена к социальным технологиям, характерным для современной «гуманитарной» Европы.

Расспрашивая Герду, Бар-Он ставит вопрос: она не знала, чем занимался отец, или не хотела знать? И уж не в этом ли трагическая вина поколения — не хотеть знать, не хотеть работать со своим прошлым?

Бар-Он тут же разоблачает Герду, вернее она сама разоблачает своё молчание: через несколько дней передаёт Бар-Ону неизвестное политическое завещание отца.

Знание об ужасах фашизма, оказывается, не закрывается милыми детскими воспоминания, а лишь сублимируется. Мучительность переживаний превращается в эмоциональный тупик: хочу говорить и не могу говорить. Политическое завещание Роберта Лея, которое хранила его дочь как символ своего молчания, — покаянное письмо, разочарование в прошлом Германии, но и очарование новыми, открывшимися после нацистского кризиса возможностями.

Лей говорит о том, что антисемитизм стал жутким комплексом, психозом немцев, этот комплекс съел нацию. Но Роберт готов руководить страной снова, его политическая воля теперь — взывать к миру в Европе. Он не просит, а требует евреев простить Германию.

Немецкий режиссёр с российским образованием, осевший в России, Георг Жено рассказывает историю совсем иного рода. Сын вспоминает, как на фоне идеологической проработки молодёжи в гитлерюгенде («Мы были бы ещё хуже, мы бы убивали без сомнения») его отец уже во время войны трагически переживал вину.

В белорусском селе Парафьяново «добрый немец» помогал евреям. В солдате вдруг просыпается не реализовавшийся до войны священник, и мессианство разрастается внутри нацистского контроля, а кончается потерей веры в Бога на фоне ужасов антисемитизма.

И вот в чём проблема: в комментариях, в интонации вопросов, исключительной обходительности, за которой скрывается презрение, Бар-Она (и, соответственно, «актёра» Михаила Калужского, который «говорит» за него) сквозит абсолютно прокурорская интонация, нелёгкая ирония и требовательность, буквально выцарапывание «правильного» ответа, но не диалог.

Как сказал один зритель в процессе дискуссии, мы совершенно не чувствуем разницы между интервью и допросом. Михаил пытается избавиться от этой интонации, а мне кажется (и я настаиваю), что так и нужно.

В этом и заключается загадка нашего отношения к нацизму: чувство морального превосходства, которое рано или поздно приведёт к новым психозам.

В сегодняшней эксплуатации темы нацизма зарождается ещё одна ступень вины, обвинений, которые порождают закомплексованность и рано или поздно вырвутся наружу.

Таких спектаклей в России больше нет и вряд ли будет: московский театр документальной пьесы «Театр.doc» работает на территории гражданского высказывания. В этом смысле градус социальной активности и общественного негодования беспримерен: современностью русский театр интересуется редко.

Так и было в промежутке между двумя мировыми войнами в Германии. Именно чувство собственной неполноценности, нищеты и униженности, культивируемое в германском народе странами-победителями с их требованиями, аннексиями и контрибуциями, породило в немцах опасную ксенофобию: именно комплекс неполноценности породил феномен массового психоза нацизма.

Униженная нация начинает унижать, чтобы избавиться от униженности и подавленного духа. Мученик непременно перерождается в мучителя — этот парадокс очень точно вывел Фридрих Ницще.

И чувство морального превосходства, которое так или иначе испытывает автор книги (исподволь), порождает ещё больший груз молчания.

Это вообще эстетическая, этическая проблема документального театра, жанра verbatim — в прекрасном спектакле «Угольный бассейн» кемеровского театра «Ложа» именно это меня отталкивало от действительно очень приличной работы: чувство лёгкой насмешки, которую испытывает интеллигенция перед лицом угольщиков с их наивной жизненной философией, ценностями, ритуалами.

В технологии документального театра чувство морального превосходства — очень опасная вещь. Это как наблюдать в микроскоп за жизнью молекул и удивляться всякий раз, что они, маленькие и ничтожные, живут несмотря ни на что, совершенно не ощущая своей ущербности и величия наблюдающего за ними!

Но здесь, в «Грузе молчания», это показанное, разыгранное чувство абсолютно оправданно. Оно ставит проблему глубже. Но и осознаёт, что проблема — в этом чувстве морального превосходства.

Как избавиться от него и в то же время ощущать вину коллективную? Как чувствуют свою вину, в обмен никого не обвиняя? Как искать виноватых, отсчитывая от себя, как научиться употреблять слово «мы», включая своё «я» в это «мы», а не исключая?

Россия сегодня балансирует на грани ренессанса сталинизма, советского строя — прошлое, очернённое правдолюбием перестройки и 1990-х, сегодня сознательно обеляется и легендаризируется.

История высветляется, даруя сказку о старых добрых временах, в которых если и были перегибы, то ужасно милые, «не со зла же». Сегодняшняя власть не может справиться с осознанием отторгаемого прошлого, она начинает его, напротив, присваивать себе, создавая непрерывность идеи государственности в России.

Мы видим воочию, как путинско-медведевская Россия присваивает себе победу над гитлеризмом, завоевания социализма, сталинскую волю, сталинский патриотизм и чувства цельности.

Вновь Россия, шедшая по пути покаяния за XX век перед самой собой и другими народами, начинает захлёбываться от самодовольства и патриотического куража.

Хочется решить окончательно: чувство вины освобождает или закабаляет? По мне, так жгучий стыд за самого себя только и предоставляет возможности к самосовершенствованию. Чувство недовольства собой и чувство правды, твёрдое знание объективной реальности, критический взгляд на себя даёт шанс на выздоровление.

Иллюзия совершенства, презумпция самодовольства между тем тянет нас на дно. «Что было, то прошло» — с точки зрения отдельного человека вполне житейский, удобный принцип.

Можно ли руководствоваться им, делая историю, исторический выбор? Может ли для государственной власти такой забывчивый принцип быть основополагающим?

Общество, не признающееся даже самому себе в исторической вине, идёт дальше, не перепахав, не познав свою историю. В дальнейшем оно с неизбежностью наткнётся на психоз нереализованной вины.

В этом смысле дух немецкой нации, признавшей вину целиком и полностью, жив и процветает. Германия вышла из послевоенного кризиса, Россия, часто кажется, нет.

На экскурсии в бывшем лагере Аушвиц-Биркенау показывают трёхэтажный дом за пределами зоны. Это частный дом Рудольфа Гёсса, кровожадного коменданта Освенцима, который был повешен заключёнными у ворот главного крематория.

В доме жили его многочисленные дети, которые не могли не видеть из окна «предприятие отца»: серые стены, решётки, колючую проволоку, фонари с ядовитым светом, вышки с пулемётчиками, печные трубы.

Как это отразилось на них и отразилось ли — вопрос личный. Он становится общественным, усиливается в тот момент, когда узнаёшь, что в том же доме, доме палача, живут обычные поляки, которые этот дом законным образом приобрели.

Вот здесь бы развернуться действию фильма Аменобара «Другие»: тени детей убийцы встречаются с детьми живых родителей, решительно позабывших о трагедии. Иначе как можно, ежеминутно помня о ней, жить в таком доме?

На «Грузе молчания» вспоминаешь про спектакль Кшиштофа Варликовского «(А)поллония», который только теперь добрался до Москвы и её взволновал.

В том числе тем же — требованием всенародного покаяния, требованием культивирования всеобщего чувства вины за прошлое. Ставя спектакль на тему человеческих жертв — от Античности через христианство к современности, — Варликовский утверждает, что во внерелигиозном, атеистическом обществе вина оказывается единственной вещью, которая нас отличает от зверя.

Чувство вины, совестливость и есть Бог, потерянный Европой. Трагическая вина современного человека — стремление к душевному комфорту. Привыкшие к престижу и налаженному быту, мы не хотим знать плохого.

Прибегая к опыту писателя Джона Максвелла Кутзее, Варликовский цитирует экологический, «зелёный» роман «Элизабет Костелло» — мы не хотим знать, на каких зверях и как тестируют современную парфюмерию и не изготовлены ли наши парики и мыла из человеческой биомассы, как это было в Польше во время Второй мировой войны, что всех устраивало.

Вина не в том, чтобы не знать, вина в том, чего ты знать не хочешь, не желаешь.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


50 дней до его самоубийства

«Утиная охота» Евгения Марчелли в Театре имени Ермоловой

В жизни души компании, любимца женщин Вити Зилова наступила черная полоса: жена бросила, любовница переметнулась к приятелю, лучший друг предал, юная поклонница наскучила, с работы чуть не уволили. С горя молодой человек напился, устроил скандал и наставил на собутыльников ружье.

12.11.2017 18:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.