Подписаться на обновления
21 февраляВторник

usd цб 58.0967

eur цб 61.6987

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
Анатолий Шперх, newtonew.com   среда, 25 января 2017 года, 13.00

Не думать о белой обезьяне!
К чему на самом деле приводят запреты


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Дети — наше всё. И мы готовы оберегать их примерно так, как Маленький принц оберегал свою розу — накрывая колпаком и прикрывая ширмой.

Из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

— Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла…

Она не договорила. Ведь её занесло сюда, когда она была ещё зёрнышком. Она ничего не могла знать о других мирах. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить!

Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват:

— Где же ширма?

— Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!

Тогда она закашляла сильнее: пускай его все-таки помучит совесть!

Недавно с коллегой обсуждали ситуацию, когда родители возмутились, увидев в мастерской, где она работает с детьми... ножницы. «Как так можно? Ножницы — это же так опасно!»

Ножницы и в самом деле могут быть очень опасны. Для того, кто ни разу ими самостоятельно не работал. Ими можно порезаться, отхватить себе палец, попасть в глаз... Да мало ли чего можно. Но только для того, кого с детства не научили ими пользоваться. Мы можем изъять ножницы из нашей культуры, можем замарывать их изображения в детских книжках, можем продавать их в закрытых пакетах с маркировкой 18+, но где гарантия, что дети не найдут ножницы дома и не порежутся ими? И не лишаем ли мы детей под предлогом безопасности чего-то важного, с чем нужно научиться работать вовремя?

Гивер Тулли, основатель Ремесленной школы, на конференции TED 2007 года рассказывал о пяти опасных вещах, которые вы должны разрешить своим детям. Вот, к примеру, его слова про нож:

Перочинные ножи перестают быть частью нашей культуры, что я считаю ужасным. (Смех)

Ваш первый перочинный ножик — ваш первый универсальный инструмент. Знаете, это и шпатель, и монтажка, и отвёртка, и лезвие. Это могущественный инструмент, который наделяет силой. И во многих культурах ножи дарят детям, как только они начинают ходить. Вот дети-эскимосы режут китовый жир. Впервые я увидел это в Канадском фильме, когда мне было 10 лет, и дети, играющие с ножами, оставили огромное впечатление.

Это показывает, что дети могут развивать чувство безопасности посредством инструмента в очень юном возрасте. Усваиваются такие простые правила, как: всегда режьте от себя, лезвие должно быть острым, никогда не режьте с силой. Всё это дети понимают и могут применять на практике. Да, они наверняка порежутся. У меня на ногах есть несколько ужасных шрамов от порезов. Но, знаете, у молодых всё быстро заживает.

Посмотрите целиком выступление Гивера. Оно стоит того. Мы в самом деле очень ограничиваем наших детей.

Мы боимся дать им настоящие инструменты. Мы боимся, чтобы дети делали настоящие дела.

Мы не верим детям, проецируя на них свои страхи и немощи. Тем не менее, они оказываются сильнее и смелее нас. Как только возле них появляется взрослый, который не боится взять на себя ответственность, оказывается, что дети способны творить чудеса.

Этим летом я беседовал с Алексеем Илюхиным, директором лагеря активного отдыха «Чарли». Он рассказал мне о своих планах, которые заставили меня скептически улыбнуться. Где-то он нашёл специалистов, которые пообещали, что за смену детского лагеря обычные наши дети смогут построить настоящую лодку, спустить на воду и проплыть на ней под парусом. Я, естественно, не поверил — это абсолютно невозможно. Наши дети даже нож не умеют держать в руках, не то что пилу и рубанок. И потом, это же не просто пару досок прострогать — там нужна точность, подгонка. В общем, профессиональная работа.

На днях читаю. Совместный проект Лагеря активного отдыха «ЧАРЛИ» и ВДЦ «Орлёнок» — «Профильный морской экипаж». Спущен на воду швертбот типа «Снайп». Они сделали это! А всё потому, что нашёлся мастер — Вадим Шарапов, который не побоялся вложить в руки детям реальные инструменты и научить их создавать реальный продукт.


Всего-навсего нашёлся человек, который не побоялся. И — научил. Научил не только делать, но и не бояться. Потому что нет лучшего обучения избегать опасностей, как дать ребёнку возможность поработать с этой самой опасностью. Да, с контролем техники безопасности. Да, под присмотром. Но — по-настоящему, не на виртуальных тренажёрах или с пластмассовыми пилками, по-настоящему, с выходом настоящих продуктов. Таких, как этот швертбот типа «Снайп».

А иначе может получиться так, что, столкнувшись в реальной жизни с настоящей опасностью, дети не смогут её разглядеть. Помните, в сказке про Урфина Джюса его деревянные солдаты-дуболомы, впервые увидев огонь, совали туда пальцы и с любопытством рассматривали горящие, как факелы, руки?

Недавно у меня была мастерилка в детском саду, и я в качестве крепёжного элемента принёс детям спички. Россыпью. Вывалил на столе и пытался объяснить, как с помощью спички прикрепить шнурок к стакану, чтобы сделать механический телефон.

И вдруг заметил глаза. Дети смотрели на спички с суеверным ужасом. Они ждали, что спички, вот эти, сваленные в кучку деревянные палочки, сейчас вспыхнут и сожгут всё — и стол, и весь детский сад, и нас вместе с ним. И, кажется, были очень разочарованы, когда я объяснил им, что спички сами по себе не загораются. То есть дети пяти-шести лет от роду не представляют себе, как «работают» спички. Как «добывается огонь». Но зато они твердо уяснили, что «спички — детям не игрушки».

Заботливые родители оградили их от опасности, наложив на спички своё табу. Интересно, а что будет, когда «табу» исчезнет?

Ведь ребёнок по натуре своей исследователь. И неизбежно наступит момент, когда он будет исследовать границы возможного. Что может случиться с ним, если он таки найдёт спички, не умея ими пользоваться и не понимая, где реально начинается опасность?

Источник: wikimedia.org

То же самое — с информацией. Всячески ограждая детей от всего, что может хоть как-то им навредить, не рискуем ли мы получить тех самых дуболомов с горящими пальцами, когда они столкнутся с реальной опасностью?

Вот, например, на одной из лекций по безопасности в Интернете мы со старшеклассниками разбирали кейс «ваш компьютер заблокирован за просмотр и распространение порнографии». Не сталкивались с этим? Несколько лет назад это была популярная забава — проникший на компьютер вирус блокировал доступ к компьютеру, якобы потому, что вы незаконно просматривали видео ХХХ-содержания, и требовал оплатить штраф, переведя деньги на счёт злоумышленников.


Оказалось, что тема XXX видео — полное табу для школьников. Тема настолько запретная, что никому из них не придёт ко взрослому за помощью, если на компьютере возникло такое сообщение. И неважно, что появление этого злосчастного баннера никак не связано с реальным поведением ребёнка. Оно эксплуатирует общепринятое мнение. Что у большинства — «рыльце в пушку», а тот, у кого «не в пушку», постесняется говорить об этом.

Как поведут себя дети в случае подобной угрозы? Из пятидесяти моих слушателей при решении подобного кейса только трое знали, что нужно делать. Остальные — терялись и предпринимали массу случайных действий, но при этом ни у одного не появилось желания запросить помощи у взрослых.

Ограждая детей от вредоносной информации, мы автоматически сообщаем ребенку, что всё, что находится вне этой «белой» зоны — нарушение закона и влечёт за собой наказание.

И дети боятся этого наказания, не умея справиться с проблемой самостоятельно (ибо никто их этому не научил), но и боясь признаться в нарушении закона. Не понимая при этом, что возможны всякие случайности и пограничные варианты.

Впрочем, нет, не боятся. Они создают рядом с чистой, белой, помеченной всяческими значками «0+» зоной свою, в которой живут по своим законам, сами решают свои проблемы, стараясь лишний раз не привлекать к этому взрослых.

Вот что выяснила аналитик центра «Исследования современного детства» Диана Королёва в недавнем исследовании московских школьников и учащихся иных образовательных учреждений в возрасте 16-18 лет (статья готовится к публикации в журнале «Вопросы образования» и обсуждалась в программе «Классный час» в эфире радиостанции «Свобода»):

Большинство современных московских подростков в части использования мобильных устройств абсолютно мобильны и автономны. Они располагают собственными девайсами с выходом в интернет, при этом, даже находясь дома, имея стационарный компьютер, предпочитают пользоваться личными гаджетами. Это может быть связано как с элементарным удобством и нежеланием переключаться между устройствами, так и с желанием самостоятельности, автономности и неподконтрольности (уход от родительского контроля).

Несмотря на повсеместные запреты на использование мобильных в учебных учреждениях, молодые люди продолжают активно пользоваться собственными девайсами. Мы не знаем, какие методы запрета гаджетов применяются в школе, как контролирует ситуацию в классе учитель, каким образом ученики обходят эти запреты, но данные показывают, что больше половины подростков используют мобильные на уроках для просмотра информации в социальных сетях, прослушивания музыки и игр. С другой стороны, такой же процент подростков ответили, что используют девайсы на уроке для доступа к образовательному контенту.

Вот чем заканчиваются все запреты: внешне они соблюдаются, поддерживается благостная красивая картинка, но на самом деле под ковром живёт живая жизнь, никем не управляемая и никакими нормативами не регламентируемая.

Ведь что такое идеальный школьный интернет с точки зрения контролирующих органов? На днях районный НМЦ прислал в школу (как говорится, адрес и точное наименование есть в редакции) письмо с настоятельными рекомендациями «всем, кто не уверен в эффективности стоящей в ОУ программе СКФ, использовать доступ в интернет исключительно по «белым спискам». Следом прислали и список сайтов, разрешённый к просмотру в школе: 1154 позиции (вот он).

Странная подборка. С одной стороны — чувствуется, что эксперты действительно поработали на славу. Туда попали действительно практически все сайты, так или иначе связанные с образованием. С другой — принцип внесения в него сайтов непонятен чуть менее, чем полностью.

Например, там нет сайта Reuters, но есть CNN. Нет ни Роснефти, ни Росатома, но есть Газпром. Чем сайт Газпрома вызвал такой интерес чиновников — совершенно непонятно. Кстати, именно на сайте Росатома одна из самых интересных корпоративных образовательных программ. Чего стоят, к примеру, одни только виртуальные туры по объектам Росатома. Но вернёмся к списку.

В нём нет банка ВТБ24, но есть Сбербанк. У Сбербанка на сайте есть какие-то образовательные программы для школьников?

Я не нашёл. Есть программа обучения финансовой грамотности, но она располагается по адресу finprosto.ru. Есть Озон, но нет Лабиринта. Вернее, Лабиринт есть, но вместо классического адреса магазина прописан адрес «зеркала» labirint-shop, с которого происходит переадресация на основной сайт. То есть на него всё равно не попадёшь из-под школьного фильтра.

Та же история с вики-учебником. В списке указан сайт uchebniki.ru. Но нет по этому адресу никакого вики-учебника: оттуда читателя переносят на совсем другой сайт. Не прописанный в школьном списке.

Зато в упомянутом списке есть куча совсем странных сайтов. Например, сайт писателя Зорича. О существовании такого писателя я узнал впервые. Но его почему-то рекомендуют к использованию в школе. С другой стороны, сюда почему-то не попал сайт Всероссийских олимпиад olimpiada.ru. Как нет в нём многих хороших образовательных проектов, конкурсов и пр.

Печальная иконка YouTube, появляющаяся, когда какое-нибудь видео оказывается удалено или заблокировано.

Источник: Википедия

В общем, странная история.

У меня сложилось ощущение, что этот список мог бы стать основой очень неплохого каталога — аннотированного, с указателями и поиском. Но вот так, в виде «белого» списка он абсолютно бесполезен. Более того, с интернетом, представленном в таком виде, совершенно невозможно и бессмысленно работать. Случайно вырванные куски интернета, которые нам предлагается подсунуть школьникам вместо логически связанной всемирной сети. В нём ничего невозможно найти.

Это — Интернет эпохи до Yahoo (не Google, а именно Yahoo, если кто ещё помнит, что именно Yahoo сделала в 1994 году первую попытку каталогизации ресурсов Интернет). Это был ещё не Интернет как единое пространство. Это был набор сайтов, информацию с которого можно было «скачать», если вы знали адрес.

И вот эта поделка уровня 1994 года нашим «продвинутым» детям предлагается вместо Интернета!

Нашим детям, у которых в карманах лежит гаджет со свободным и неподконтрольным доступом к сети? И вы в самом деле думаете, что дети будут следовать вашим «идиотским» инструкциям?

Наивно думать, что в своих интернет-похождениях дети будут следовать «одной партитуре».

Источник: travelnews.cc

Процитирую ещё раз работу Дианы Королёвой:

Большинство подростков (70%) отметили, что пользуются во время уроков (пар) мобильными телефонами или другими гаджетами, если им нужно найти какую-то информацию по учёбе (помимо тех случаев, когда это просит сделать учитель). Четверть респондентов ответили отрицательно, менее 5% затруднились ответить.

В то же время, об использовании мобильного телефона или другого гаджета во время уроков не по учёбе (например, для игр, просмотра информации в социальных сетях, прослушивания музыки и т.д.) также заявили 70% респондентов, при этом ответили «да, использую, но только на некоторых уроках» 28% опрошенных, «да, использую почти на всех уроках» 8%, «очень редко использую» 34% подростков. Ответ «нет, никогда не использую» выбрали 27% респондентов.

То есть, закрывая одну дверь, мы не можем не понимать, что эта дверь — вовсе не единственная. И тот, кто захочет найти грязь, найдёт её совершенно точно.

Поэтому важнее не запрещать (что тоже нужно делать в том случае, если нарушается закон), а воспитывать, просвещать и помогать. Справедливости ради стоит заметить, что у нас есть несколько очень интересных проектов, именно помогающих подростку не попасть в сети злоумышленников. Например, замечательный проект Фонда развития интернет «Линия помощи «Дети онлайн».

Кстати, сам этот Фонд известен тем, что провёл несколько масштабных исследований поведения подростков в Сети. Вот, к примеру, цитата из исследования «Моя безопасная сеть 2009-2010»:

Анализируя все типы пользователей по оценке степени опасности интернет-среды, мы получили чёткую закономерность: чем интенсивнее подростки пользуются интернетом, тем менее чувствительны они к угрозам, исходящим из сети. С одной стороны, чем привычнее, понятнее и доступнее интернет, тем менее значимы факторы новизны и неизвестности, которые определяют чувство страха и опасности.

Подросток уверен, что всегда может сам выбрать, чем, где и как заниматься, с кем общаться, что искать и что делать, а когда что-то не нравится — просто сменить деятельность или выключить компьютер. В результате возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека.

В то же время в онлайне всё меняется гораздо стремительнее, чем в реальной жизни. Полный контроль и владение ситуацией в сети — всего лишь иллюзия. Самоуверенность, неосторожность и беспечность подростков повышают риск их попадания в неприятные ситуации.

Как же важно, чтобы в этот момент рядом с подростком оказался взрослый, готовый помочь и подсказать. Потому что колючий и стремящийся быть самостоятельным тинейджер не придёт сам за помощью. И будет только ещё больше запутываться в тенетах, в которые мы загоняем его нашими запретами.

Есть такая старая восточная притча. Её часто приписывают Конфуцию, но я впервые прочитал её в изложении Леонида Соловьева в повести о Ходже Насреддине:

_________________________________

«...Пока слуги носили дрова и разжигали костёр, Ходжа Насреддин думал о том, как бы одурачить ростовщика и взвалить на него всю вину за неудавшееся исцеление. Разные способы приходили ему в голову, но он отвергал их подряд, не признавая достойными. Костёр между тем разгорался, языки пламени, слегка колеблемые ветром, поднялись высоко, озарив багряным блеском листву виноградника.

— Разденься, Джафар, и трижды обойди вокруг костра, — сказал Ходжа Насреддин. Он всё ещё не придумал достойного способа и выигрывал время. Лицо его было озабоченным.

Родственники наблюдали в безмолвии. Ростовщик ходил вокруг костра, словно обезьяна на цепи, болтая руками, свисавшими почти до колен.

Лицо Ходжи Насреддина вдруг прояснилось. Он облегчённо вздохнул и, откинувшись, расправил плечи.

— Дайте мне одеяло! — сказал он звучным голосом. — Джафар и все остальные, подойдите ко мне!

Он выстроил родственников кольцом, а ростовщика посадил в середине на землю. Потом он обратился к ним со следующими словами:

— Сейчас я накрою Джафара этим одеялом и прочту молитву. А все вы, и Джафар в том числе, должны, закрыв глаза, повторять эту молитву за мной. И когда я сниму одеяло, Джафар будет уже исцелён. Но я должен предупредить вас об одном необычайно важном условии, и если кто-нибудь нарушит это условие, то Джафар останется неисцелённым. Слушайте внимательно и запоминайте.

Родственники молчали, готовые слушать и запоминать.

— Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, не должен думать об обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнёт думать о ней или, что ещё хуже, представлять её себе в своём воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и жёлтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?

— Поняли! — ответили родственники.

— Готовься, Джафар, закрой глаза! — торжественно сказал Ходжа Насреддин, накрывая ростовщика одеялом. — Теперь вы закройте глаза, — обратился он к родственникам. — И помните моё условие: не думать об обезьяне.

Он произнес нараспев первые слова молитвы:

— Мудрый аллах и всеведущий, силою священных знаков Алиф, Лам, Мим и Ра ниспошли исцеление ничтожному рабу твоему Джафару.

— Мудрый аллах и всеведущий, — вторил разноголосый хор родственников.

И вот на лице одного Ходжа Насреддин заметил тревогу и смущение; второй родственник начал кашлять, третий — путать слова, а четвёртый — трясти головой, точно бы стараясь отогнать навязчивое видение. А через минуту и сам Джафар беспокойно заворочался под одеялом: обезьяна, отвратительная и невыразимо гнусная, с длинным хвостом и жёлтыми клыками, неотступно стояла перед его умственным взором и даже дразнилась, показывая ему попеременно то язык, то круглый красный зад, то есть места наиболее неприличные для созерцания мусульманина.

Ходжа Насреддин продолжал громко читать молитву, и вдруг остановился, как бы прислушиваясь. За ним умолкли родственники, некоторые попятились. Джафар заскрипел под одеялом зубами, ибо его обезьяна начала проделывать совсем уж непристойные штуки.

— Как! — громовым голосом воскликнул Ходжа Насреддин. — О нечестивцы и богохульники! Вы нарушили мой запрет, вы осмелились, читая молитву, думать о том, о чем я запретил вам думать! — Он сорвал одеяло и напустился на ростовщика: — Зачем ты позвал меня! Теперь я понимаю, что ты не хотел исцеляться! Ты хотел унизить мою мудрость, тебя подучили мои враги! Но берегись, Джафар! Завтра же обо всём будет известно эмиру! Я расскажу ему, что ты, читая молитву, нарочно с богохульными целями все время думал об обезьяне! Берегись, Джафар, и вы все берегитесь: это вам не пройдет даром, вы знаете, какое полагается наказание за богохульство!

А так как за богохульство действительно полагалось очень тяжёлое наказание, то все родственники оцепенели от ужаса, а ростовщик начал что-то лепетать, стараясь оправдаться. Но Ходжа Насреддин не слушал; он резко повернулся и ушёл, хлопнув калиткой…».

__________________________

Вы не видите сходства между этой историей и всем, что я рассказал чуть ранее? Для меня оно очевидно. Запрещая ребёнку перочинный нож, мы заставляем его мечтать о нём. Спички становятся вожделенными, но с той лишь разницей, что никто не учит ребёнка обращаться с ними.

Но сильнее всего эта притча проявляется в истории с интернетом. Ибо можно спорить о спичках. В неумелых детских руках они действительно опасны. Но белая обезьяна интернета — она сидит наготове во всех планшетах и телефонах. Она ухмыляется и виляет своим задом в телевизоре. Она есть у папы и у мамы. И у депутатов Госдумы. Но ребенку мы говорим: «Не сметь думать о белой обезьяне!»

Вместо того, чтобы научить ребенка, как приручить эту обезьяну, заставить её работать, мы запрещаем думать о ней. «Только ни в коем случае не думайте о белой обезьяне!»

Когда я наблюдаю за нашими «запретителями», я всё время вспоминаю о Ходже Насреддине. Он, как и его современные коллеги, не был никаким исцелителем. Но ему нужно было сделать всё, чтобы показаться таковым. И он нашёл блестящий способ свалить вину за неудавшееся исцеление на других.

Мне не нравится, что всю вину мы сваливаем на детей. Я верю в детей и знаю, что они всегда смогут найти выход. Но только если рядом с ними будет взрослый, который подскажет и поможет.

Из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

— Напрасно я её слушал, — доверчиво сказал он мне однажды. — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… Они должны бы меня растрогать, а я разозлился…

И ещё он признался:

— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить.

Источник: newtonew.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Выживут только отличники

Почему 95% выпускников так и не знают иностранный язык

Это какой-то сговор. Нет другого объяснения, почему в российских школах сделано все для того, чтобы ученики не знали иностранный язык. Неважно, по какому учебнику занимаются с детьми, это лишь подспорье. Основная задача лежит на преподавателе. И тут возникает вопрос: почему даже у хороших учителей 95% детей в классе ничего не знает? Об этом рассуждает выпускница филологического факультета Волгоградского университета, журналист Юлия Доронина.

15.02.2017 13:00, Юлия Доронина, mel.fm


Нужны ли стране академики?

Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

03.02.2017 16:00, Виктор Власов


Система троечников будет снесена

«Люди, которые могли бы умножать знания, работают на фальсификацию знаний»

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель и издатель интернет-издания «Частный Корреспондент», об управлении знаниями, их открытости и доступности для современного общества. Выступление на Экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа».

20.01.2017 14:00, Иван Засурский


«Берем только лучших!»

Первая онлайн-магистратура в России: новые возможности от МФТИ

В последнее время СМИ много говорят про МООК – массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют студентам обучаться на дому. Одной из важнейших тем для споров всегда оказывалось качество такого образования. В этом году МФТИ запустил первую в России онлайн-магистратуру по направлению «Современная комбинаторика». Вуз обещает лучшие курсы от лучших преподавателей, обучение онлайн в гибридном формате и полноценный диплом государственного образца.

08.12.2016 17:00, Аса Сигурэ


«Мы можем не успеть сохранить знания!»

Интервью с Тарасом Пустовым, руководителем Центра инновационных образовательных технологий МФТИ

Университетские образовательные проекты открытого доступа пока остаются в России редкостью, к тому же о них знают, как правило, только студенты или абитуриенты соответствующего вуза. Но есть примеры инициатив, которые выросли во что-то большее, чем внутриуниверситетская площадка «для своих», одна из них – «Лекторий МФТИ», который стал не только учебным пособием для тысяч российских студентов, но и экспериментальной площадкой для команды проекта, которая от записи лекций перешла к созданию онлайн-курсов, специализаций и даже онлайн-магистратуры.

03.12.2016 13:00, Ангелина Горбунова


8 громких историй о липовых научных степенях и их последствиях

Академические скандалы, фальсифицированные дипломы, купленные диссертации, дела о плагиате и другие детективные истории со всего мира

Академические скандалы, связанные с расследованиями сетевого сообщества «Диссернет», уже несколько лет будоражат умы тех, кто интересуется наукой, социумом и политикой. Именно «Диссернет» обратил внимание на существующую системную проблему экономической этики и репутационного кризиса. В 2014 году именно «Диссернет» добился тотальной чистки экспертных советов ВАК по экономической тематике. Вспомним главные события последних трёх лет, связанных с деятельностью «Диссернета».

18.11.2016 16:00, Люся Ширшов, newtonew.com


Подготовка к науке

Об учителях и традициях

Бывает так, что нужно и поработать. Например, написать новости в рубрику «Естествознание». Как это происходит? Читаешь анонсы научных статей, обзоры, выбираешь интересненькое. Затем вникаешь подробно. И удивляешься изощрённости природы и малости своего знания.

27.10.2016 16:00, Алексей Торгашев


«Образование не должно быть тоталитарным»

Василий Лебедев, основатель школы «ИКРА», о том, как построить бизнес, за который в России не принято платить

Школа креативного мышления ИКРА, как и все изобретения, идеи и системы, которые мне удавалось строить в жизни — это долгий, очень интересный, трудоемкий и насыщенный процесс. Он формировался годами. Формировался самыми разными людьми, которые участвовали в этом бизнесе, и всем окружением, которое подталкивало нас к созданию такой школы.

13.10.2016 12:00, Татьяна Кулагина, therunet.com


Правильный сигнал

Идея проверки всех дипломов на плагиат получила медийную поддержку

В газете «Известия» вышла статья «Дипломные работы централизовано проверят на плагиат», которая стала одной из самых цитируемых новостей в российском образовании. Оказалось, что публикацию дипломов ждут давно, потому что без нее нельзя построить систему конкурсного трудоустройства, которая является единственной альтернативой распределению. Многие вузы – от Санкт-Петербурга до Череповца – готовятся опубликовать дипломные работы своих выпускников, а сотни студентов уже сделали это на «Вернском» (по медиа и коммуникации) и Научкоре (работы любой тематики). Часкор подготовил обзор вышедших публикаций, начиная с интервью с советником Президента Германом Клименко и заканчивая отзывами студентов из Альметьевска. Предполагается, что следующим шагом станет запрет рекламы услуг по написанию учебных работ на заказ.

07.08.2016 17:20, Агент Ноосферы


Что не так с ЕГЭ?

А с ним все в порядке

Давно хотелось написать про ЕГЭ. Но, что называется, либо руки не доходили, либо настроение было не то. А тут после последних инициатив депутатов нашей милой Государственной Думы по поводу ЕГЭ (фамилии агрессоров называть не будем) настроение как-то сразу появилось, да еще и в Фейсбуке грамотные люди эту тему подняли.

18.07.2016 13:00, Д.п.н., доцент Корнещук Н. Г.






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>
 

Новости

Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.
Лонгрид как диплом
Студенты журфака предложили ввести новый формат работ на Научкоре.
С Научкором познакомился МИСиС
Студентам технологического вуза тоже нравится «Востребованное образование».
Глушить мобильную связь
В школах Приморского края будут установлены блокираторы сотовой связи.
В России готовится список слабых университетов
Часть из них закроют, другие - реорганизуют, третьи - присоединят к сильным.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.