Подписаться на обновления
18 октябряСреда

usd цб 57.3392

eur цб 67.4596

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Виталий Куренной   вторник, 3 марта 2009 года, 16:30

Наука и демократия
Что не так с нашим образованием


// studiomeiboom.nl
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



В современном обществе судьба демократии тесно связана с судьбой науки. Потому что между той самой наукой, на которой якобы основана и наша система образования, и устоями современного общества существует теснейшая связь. Только что-то не так с нашим образованием, основанным на науке.

Мы постоянно слышим рассуждения о том, что преодоление сырьевого характера российской экономики связано с инновациями, с образованием, с наукой, со знаниями. С другой стороны, мы не менее часто сталкиваемся с рассуждениями о том, что наше общество не способно к самоорганизации, к общественной и политической инициативе, не готово к демократии, но зато тотально склонно к коррупции и проч. и проч.

Возникает вопрос: а где социализируется большинство наших граждан, потенциально способных выполнять все эти роли, где они овладевают максимумом навыков и компетенций для жизни в обществе? Семья давно перестала выполнять роль института социализации — ее место заняли общественные, прежде всего образовательные, учреждения. А сейчас в силу демографической ямы начала 1990-х сложилась ситуация, при которой высшее — наиболее научное по своему характеру — образование фактически становится всеобщим. Ситуация странная — вся молодежь, которая вообще этого хочет, получает в стране высшее образование. А что-то никаких прорывов, связанных с такой, казалось бы, гигантской капитализацией знания, в обществе не происходит. Равно как и незаметно, чтобы высшее образование каким-то благотворным образом отражалось на социальных или политических навыках этой самой высокообразованной молодежи.

На эту ситуацию можно смотреть из административной перспективы: полагать, что коррупцию можно победить хорошими законами; что политическую сферу можно нормализовать партстроительством сверху, что инновационную экономику можно создать с помощью специальных институциональных инноваций (например, госкорпораций или венчурного финансирования) и т.д. А что если посмотреть на это иначе? Что если наше высшее, университетское образование дает нам на выходе людей, которые не способны к инновациям? Не способны к существованию в демократической политической системе? Не способны к самоорганизации? Воспринимают коррупцию как норму? Что там вообще, черт возьми, творится, если общество, освобожденное политически и экономически «сверху», остается коррумпированным, ориентированным на потребление готового, а не на созидание нового, соглашающимся с авторитарно-бюрократическим характером своей жизни?

Здесь надо разбираться, потому что это не праздный вопрос. Наша система образования — с начального и до самого высшего — гордится тем, что она является научной. Это видно из того, как воспринимается, например, среднестатистическим интеллигентом попытка ввести в школе или в университете что-нибудь религиозное (например, основы православной культуры) или сократить там самую научную дисциплину — высшую математику. Но вот парадокс, несмотря на всю свою «научность», которая в конечном счете и легитимирует негативную реакцию на все десекуляризационные начинания, эта система производит мракобесное, не побоюсь этого слова, общество. Которое совсем не рационально — ни политически, ни социально, ни экономически. Которое воспринимает коррупцию как норму, которое не способно к инновациям, основанным на знании. Как это объяснить и что на самом деле можно противопоставить той же десекуляризации российского образования? Церковь же, в отличие от нашей научной системы образования, не несет за такое общество никакой ответственности.

Джон Дьюи однажды заметил, что судьба демократии тесно связана с судьбой науки в современном обществе. Потому что между той самой наукой, на которой якобы основана и наша система образования, и устоями современного общества существует теснейшая связь. Современная наука основывается на определенной системе норм, которые, если рассмотреть их поближе, по идее должны формировать особый тип субъекта. Субъекта, который как раз и является субъектом свободного и демократического общества, основанного на знаниях. Не «воспитывать», внушая определенные этические заповеди или тем более политические предпочтения, установки, а просто-напросто вырабатывать определенные установки в силу включения в среду, претендующую на научный характер. Что это за нормы?

Универсализм

Наука оперирует универсальным знанием и универсальными аргументами. Она чужда партикуляризму — не может быть особой «национальной», или «самобытной», или «суверенной» науки. Лев Толстой в заметке «О свободной школе» определял подлинные науки так: все подлинные науки «космополитичны». «Все они не только не разъединяют, но соединяют людей. Все они доступны всем людям и удовлетворяют критерию братства людей». Напротив же, науки «русские, французские суть не науки или науки вредные и должны быть исключены». Толстой прав, ибо научный универсализм означает определенный род космополитизма. Ученый живет наукой и, значит, может и должен заниматься ей там, где находит для этого лучшие возможности. Все вопли по поводу утечки мозгов с патриотическим уклоном исходят из непонимания характера научной деятельности как таковой. Ученые не могут конкурировать между собой по государственно-национальному признаку. Но государства конкурируют между собой за привлечение ученых.

Свобода

Наука не признает никакого авторитета, кроме свободного публичного суждения рационального индивида. Там, где нет свободы суждения, нет никакой науки. Михайло Ломоносов, коего мы чтим как одного из основоположников отечественной науки, был учеником Христиана Вольфа. Вольф же формулировал всё это с необычайной ясностью, давая дефиницию «свободы философствования» (в его время это означало «свободу научного рассуждения»): «Если мы философствуем, то нам либо позволяется высказываться публично о том, что нам представляется истинным и что ложным, либо мы должны защищать в качестве истинного только то, что кажется таковым другим людям. Всякий согласится, что в первом случае мы пользуемся свободой философствования, тогда как во втором случае ее нет. <…> Кто свободен в своем философствовании, должен руководствоваться своим собственным, а не чужим суждением» (Einleitende Abhandlung ueber Philosophie im allgemeinen, § 151). Или, как замечал Лессинг: «Истина — потребность человеческого духа, и малейшее стеснение его в удовлетворении этой потребности есть тирания».

Демократизм

Научный поиск — это не только свобода индивида, это еще и определенный тип коммуникации. Причем коммуникации, которая основана на признании свободы и равноправного достоинства партнеров. Цель научной коммуникации — не управлять партнерами (как в случае командного или бюрократического взаимодействия), не убеждать их в своей правоте (как в случае политической пропаганды или риторики), не использовать их для достижения определенных целей (что имеет место в случае коммуникации в рамках экономической логики). Ее цель — достижение такого решения спорного вопроса, которое было бы свободно принято всеми равноправными участниками коммуникации на основании выдвинутых рациональных и эмпирических аргументов. Это не означает, что ученые могут решить любой вопрос, но можно понять, почему тот или другой вопрос пока не имеет решения.

Разумный консенсус

Демократизм и свобода научной коммуникации направлены на то, чтобы ее участники могли прийти к разумному консенсусу. Этим научный тип коммуникации отличается, например, от религиозного, поскольку она основана не на разуме, а на вере. Именно по этой причине религиозное знание было лишено в современных государствах статуса экспертного (его место заняло научное экспертное знание) и приобрело приватный статус. Экстернализация определенных особенностей научного типа коммуникации в сферу общественно-политических дискуссий позволила сформировать в современных государствах разумный публичный консенсус мирным путем, в частности лишить взаимоуничтожающего потенциала и политический конфликт классового характера.

Честность и публичность

Наука занята свободным поиском истины, ложь любого рода — прямая противоположность научной установке как таковой. Современная наука основана на принципе открытости и публичности — она возникла путем отрицания более архаичных представлений о скрытом и тайном знании. Публичность и прозрачность результатов научного поиска контролирует научную честность.

Свободная ассоциативность

Современный научный поиск — сложный механизм. Давно ушел в прошлое энциклопедист-одиночка. Ученые свободно организуются для решения сложных исследовательских задач, работая над научными проектами. То, что затем тиражировалось как техника менеджмента (проектный, а не иерархически-бюрократический тип организации), — это научное ноу-хау (сначала оно использовалось в послевоенный американский think tanks), примененное в других областях социальной жизни. То же можно сказать и о сетевом характере коммуникации — посмотрите, как устроена коммуникация, например, Декарта или Лейбница, и вы поймете, откуда взялась эта организационно-коммуникативная форма.

Ограниченный скептицизм и критическое мышление

Научная установка призвана выработать у человека критический взгляд на вещи, некий необходимый минимум скептицизма, который должен предохранять его от влияния авторитетов, внушения, догм любого рода. То есть как раз то, что должно позволить ему справиться с торжеством политической пропаганды в эпоху политтехнологий. Джон Дьюи связывал свои надежды с наукой и научной установкой именно ввиду этой опасности построения манипулируемого общества.

Инновационный характер

Современная наука рассматривает поиск истины как открытый, по сути, бесконечный процесс, устремленный к новому знанию. Инновационность — это фундаментальная черта современного научного знания. Все рассуждения об инновационной экономике, обществе, в котором растет значение интеллектуальной составляющей и т.д., — это лишь перенос в новые социальные сферы научной установки.

Этот перечень, повторюсь, есть нормы научной, академической и университетской работы. Но фактическая научная среда (или та среда, которую мы называем научной) далеко не обязательно функционирует в соответствии с этими нормами. История науки прекрасно знакома с эпизодами, когда наука превращалась в цеховую корпорацию, которая функционировала по совсем другим правилам (возьмем ли мы Средневековье или некоторые особенности советской науки). Она может превращаться в бюрократическую иерархическую систему, основанную на привилегиях. Она может быть полностью коррумпирована кумовством и патронажем. Научное звание и научный статус может стать объектом купли-продажи — как и всякая привилегия. Вместо научного поиска можно заниматься схоластикой — бесконечным повторением и перекомпиляцией того, что уже давно известно. Нельзя, конечно, идеализировать никакое фактическое научное сообщество — ни одно из них не функционирует идеально в соответствии с перечисленными нормами. Но вот ставить вопрос о том, насколько мы далеки от этих норм и как нам к ним приблизиться, — необходимо.

Каким образом наше научно-образовательное, академическое сообщество действительно функционирует: работают ли там нормы научной среды, или это какой-то другой феномен? Почему молодые поколения, которые якобы взращены целиком и полностью на «научном образовании», не становятся носителями этого базового минимума нормативной рациональности? А что если отечественное образование, которое по идее должно быть средоточием научной составляющей общественной жизни, в массе своей таковым вообще не является? Как тогда понимать протесты против введения в школе или университете религиозных предметов — ведь без дополнительных аргументов выходит, что это борьба одной привилегированной касты против конкурирующей касты. Этот вопрос сформулирован не потому, что я являюсь сторонником религиозного образования. Но применительно к этому вопросу проблема становится очевидной: какие нормы действительно транслирует современное российское светское, научно-фундированное образование, что оно считает вправе противопоставлять себя религиозному образованию?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Всё как у взрослых

Купить олимпиаду за один клик

«Обеспечим результат на любой олимпиаде», — такое обещание можно увидеть на сайте Olympiads.biz. Всё как у взрослых, и цены не вполне детские… Сейчас в цене олимпиада «Ломоносов», по итогам которой возможны льготы при зачислении в ведущие вузы: стоимость победы на ней на сайте обозначена в 35 тысяч рублей.

17.12.2015 13:00, Мария Хрущева, Галина Цирлина


Учить нельзя гуглить

«Cамое главное, чему нас учат в универе — это складу ума и гуглить. Остальное малополезно».

Призрак бродит по школьным коридорам — это призрак Google. Как страшный сон воспринимают школьные учителя тот факт, что в кармане каждого ученика может лежать волшебная коробочка, соединяющая его с местом, где есть все ответы на все вопросы.

11.08.2015 09:30, Анатолий Шперх


Запомнить все

Салман Хан о концепции полного усвоения материала

Почему нас удовлетворяет 70% правильных ответов на экзамене и то, что наше образование похоже на швейцарский сыр с огромными дырами? В одной из глав своей книги «Весь мир — школа. Преобразованное образование» Салман Хан, основатель Академии Хана, говорит об исторических перипетиях концепции полного усвоения материала и об ответственности за собственные знания.

10.08.2015 16:00, Екатерина Толкачева


Растворимая школа

Процесс учения: источники и связи

В последнее время мне кажется, что школа превращается в растворимый напиток. Как кофе. Сто лет назад кофе был подобен китайской церемонии — турка, аромат свежеобжаренных зерен, терраса утреннего кафе со свежей газетой. Не так сегодня. Пластиковый стаканчик, купленный на ходу из окна автомобиля.

22.06.2015 14:00, Анатолий Шперх


Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

09.06.2015 13:30, Александр Привалов, Дарья Менделеева


Салман Хан: «Школа на развилке, такое случается раз в тысячелетие»

Вы знаете, что школу, в которой вы учились, изобрели... немцы? Впрочем, это не столь уж важно. Есть вопросы поважнее: модель традиционного обучения больше не работает. Она годилась для индустриальной эпохи, для постиндустриальной же она слишком жесткая. А что будет после нее? У Салмана Хана есть ответ.

20.05.2015 16:00, Андрей Семеркин


Воспитывать, а не оказывать

Почему образование не должно быть сферой услуг

Два буксира, семья и школа, тянут баржу-ученика вверх по реке знаний. Один буксир не справится с этой работой, баржу к месту назначения не дотянет, потому что слаб. А уж если буксиры тянут баржу в разные стороны, точно, толку не будет. В том случае, если с одного буксира начнут стрелять по другому – жди беды. Так что модернизировать-реформировать, мирить и согласовывать, т. е. направлять в одну сторону, нужно оба буксира.

27.02.2015 17:02, Михаил Лифшиц


Говард Рейнгольд: «Школы должны не делить информацию на хорошую и плохую, а учить детей грамотно задавать вопросы и определять достоверность полученных ответов»

Американский медиаэксперт, учитель и писатель – об идеях взаимообучения и самообразования в Сети

Говард Рейнгольд – исследователь и футуролог мирового масштаба, специализирующийся на изучении культурных, социальных и политических влияний на медиасферу современности. Его проект Peeragogy объединил лучшие практики эффективного обучения людей с общими интересами. 18 октября он выступит в Москве на конференции про новые образовательные технологии EdCrunch, организованной журналом журналом о будущем образования Edutainme, центром технологического предпринимательства DigitalOctober и НИТУ МИСиС. Перед конференцией Рейнгольд рассказал о том, каким видит настоящее и будущее образования.

16.10.2014 14:00, Наталья Чеботарь, основатель Edutainme.ru


Как относятся к технологиям в школах

Edutainme опросили более 600 родителей и детей в школах и соцсетях о том, каково учиться сейчас и чего бы хотелось в будущем

Поверите ли вы, что родители более готовы к использованию игр в образовании, чем школьники? Или что двоечники на самом деле рады учиться, но вне школьных стен?

04.06.2014 12:00, Алексей Морозов


5 мифов о жизни, которым учат в вузах

Давайте признаемся честно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих вечеринок и умения делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает. Вы проводите в вузе 4-5-6 лет — и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий — в другой.

15.05.2014 15:00, Александр Мельник






 

Новости

Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.
КГИ представляет новый проект «Открытые НКО»
12 октября 2017 года состоялась презентация нового проекта Комитета гражданских инициатив «Открытые НКО». Он был инициирован и реализуется АНО «Информационная культура». Представил проект директор АНО «Информационная культура», член КГИ Иван Бегтин.
Банки, электростанции, криптобиржи станут новыми наиболее вероятными целями хакеров в 2018 году
10 октября 2017 года на ежегодной международной конференции CyberCrimeCon эксперты мирового уровня в области кибербезопасности определили тренды будущего года в области развития киберугроз и ключевые стратегии для эффективной защиты от них.
8 октября прошла конференция Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»

Почетным президентом МЦР избрана Ирина Бокова
Конференция приняла решения по вопросам дальнейшего развития МЦР, основанного великим русским художником Святославом Николаевичем Рерихом.

Совет ВАК проголосовал за лишение Мединского ученой степени
Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии проголосовал за лишение министра культуры Владимира Мединского ученой степени, написал в фейсбуке участник «Диссернета» Иван Бабицкий.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.