Подписаться на обновления
20 маяПонедельник

usd цб 64.6327

eur цб 72.2464

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Денис Драгунский   среда, 26 января 2011 года, 13:35

Нация и мы
В России межэтнические конфликты становятся межнациональными


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Советский федерализм был репрессивным, многослойным и асимметричным. Поэтому единой советской нации не получилось. Единая российская нация тоже не складывается, хотя нынешний российский федерализм скорее либеральный. Но он не просто асимметричный. Он какой-то кривобокий.

После событий на Манежной площади все стали говорить, что России нужна новая национальная политика. Сразу оговорюсь: в соответствии с принятым у нас словоупотреблением, под «национальной политикой» имеется в виду «политика в отношении национальностей, политика в области межэтнических отношений». Конечно, «национальная политика» звучит короче, но это неправильно: национальная политика — это на самом деле то же самое, что государственная политика. Политика государства как единого целого, как игрока на международной арене. В таком значении это словосочетание используют везде — в Америке, Европе, Китае и в прочих уголках света. Нация означает «народ-страну-государство». В результате политической, экономической и социальной модернизации вместо империй и династических союзов появились нации-государства (nation-states). Национальная политика, национальные задачи и, наконец, национальные интересы — то же самое.

Проще всего сказать, что в России опять всё напутали с терминами. И далее начать разговор о межэтнических отношениях. О конфликтах между этническими (этнокультурными, этнорелигиозными) группами.

Но не всё так просто. Дело не только в терминологической путанице.

Никакая путаница не бывает случайной. Всему виной постимперская судьба России-СССР. Если говорить совсем уж коротко, то коммунисты победили потому, что согласились на независимость бывших «национальных окраин». А вот белые как раз потому и проиграли, что их лозунгом, целью и главной политической ценностью была «единая Россия» (извините, вот такое совпадение). Единая и, главное, неделимая. Большевики же легко разделили Российскую империю на множество независимых государств, а потом ловко собрали их в Советский Союз.

Таким образом, на территории бывшей Российской империи возникло довольно много наций, то есть народов, которые обладали собственной государственностью. Государственность эта была мнимой, фальшивой, декоративной. Никакого реального суверенитета у союзных (а тем более у автономных) республик не было. Но фальшивая государственность содействовала только одному — подлинному росту национального самосознания и ещё более реальному укреплению национальных элит в союзных республиках и автономиях. Что в конечном итоге и привело к распаду СССР.

Ни один из российских регионов не менял свой имидж столь радикально и в столь быстрые сроки, как Ставропольский край. До распада СССР в 1991 году Ставрополье становилось ньюсмейкером исключительно в связи с очередной победой в нескончаемой «битве за урожай». Край имел устойчивую репутацию консервативного аграрного региона, поставляющего руководящие кадры для ЦК КПСС. Свидетельством тому появление в высших эшелонах партийно-советской вертикали таких персон, как Юрий Андропов, Михаил Горбачёв, Фёдор Кулаков. После 1991 года некогда стабильный регион в одночасье превратился в окраину государства. Причём в неспокойную, воюющую окраину, своеобразную границу между русским и кавказским миром.

Распад Советской империи был трёхсторонним. Экономический крах социализма, политическая и управленческая импотенция компартии — и почти готовые нации-государства, которым оставалось только провозгласить свою независимость. Поэтому распад СССР был так быстр и аккуратен — в точности по границам союзных республик.

Примерно такие же «почти нации, как бы государства» сложились и в Российской Федерации. Они возникли задолго до распада СССР, в виде так называемых автономных республик. Конечно, их государственность была ещё более фиктивной и декоративной, чем у союзных республик. Но она, однако же, была. С распадом СССР она только укрепилась. Национальное самосознание стало более выраженным, а национальные элиты стали значительно сильнее, чем в советскую эпоху.

Поэтому в России межэтнические конфликты становятся межнациональными. То есть конфликтуют не просто люди (группы людей) с различной идентичностью, а «почти нации», то есть группы людей, которые отождествляют себя с территорией и институтами суверенитета. «Почти» — потому что эти институты не совсем настоящие. А нация — это политический организм. Надеюсь, никто на меня не обидится.

К примеру, французская нация есть согражданство людей разного этнического происхождения. Официально французами являются и собственно французы, и арабы, и чернокожие выходцы из Африки, и русские, и немцы, и поляки, и кто только хотите с французским паспортом. Поэтому конфликты между арабами и европейцами являются в точном смысле межэтническими. Конфликтами этносов внутри одной нации. Примерно так же обстоят дела в других европейских странах и в Америке. В США конфликты чёрной и белой общины — это не межнациональный конфликт. Поскольку ни у белых, ни у чёрных нет собственных (пусть даже декоративных и половинчатых) институтов суверенитета.

Совсем иная ситуация в России.

Межэтнические конфликты в принципе неизбежны. Закон Барта выполняется с непреложностью закона Архимеда. Вот он: этнические группы могут мирно сосуществовать неопределённо долгое время, если они эксплуатируют разные ресурсы. Ключевое слово — «разные».

В одних и тех же джунглях или речных поймах могут мирно сосуществовать этносы-охотники и этносы-земледельцы, скотоводы и рыболовы. Конфликт начинается в неурожайный год: голодный земледелец идёт в лес на охоту, а там уже другие люди с луками и стрелами — охотничьи угодья не резиновые.

В одном и том же средневековом городе могут мирно трудиться торговцы или ремесленники, принадлежащие к другой расе, другому этносу, исповедующие другую религию. Они занимают свои социальные ниши. Эксплуатируют собственный ресурс.

Вся эта дружба народов заканчивается, как только надо делить ресурсы. А делить ресурсы приходится тогда, когда на место первобытной или средневековой пестроты приходит демократическое однообразие индустриальной модернизации. Вот тут-то и получается, что все ресурсы данной страны — материальные и нематериальные — становятся как бы общими. Не в смысле «отнять и поделить», а в смысле принципиальной общедоступности. Рушится сложная система этнической дискриминации, которая отчасти была основана на сложившихся социальных нишах, отчасти создавала и укрепляла эти ниши. Заборы сломаны, ура! Каждый может работать на любой фабрике и в любой конторе, заниматься любым бизнесом, поступать в любую школу и университет, голосовать за любую партию. Полное равенство возможностей. Но «этносы» — то есть группы людей с устойчивой и воспроизводимой коллективной идентичностью — остались, никуда не делись. Остались и обращённые вовне признаки этой идентичности — от бытовых навыков до внешнего облика, включая язык и религию. Немедленно возникает ощущение, что «они» занимают «наше» место. Лезут туда, куда им не положено лезть, где их испокон веку не было. Одним словом, понаехали.

В России на рубеже 1990-х начался (и ещё далеко не закончился) масштабный передел ресурсов — экономических, политических, социальных.

Большая, многонаселённая, многонациональная страна с длинной и сложной историей, страна, в которой представлены все социальные группы, все религии, все профессии, все, какие только возможно, людские судьбы. В которой есть блистательные мегаполисы и замшелые медвежьи углы. Где бедные и богатые, интеллектуалы и тупицы, гуманисты и держиморды сосуществуют в едином социальном поле. В такой поразительно многообразной стране просто должен быть представлен весь спектр политических движений. Вот он и представлен.

Рост межэтнических конфликтов в такой ситуации неизбежен. В России ситуация усугубляется из-за кричащей асимметрии нашей федерации (которая наследует принципам советского федерализма).

На минутку вспомним так называемую ленинскую (на самом деле сталинскую) национальную политику: народы-братья и республики-сёстры в дружной семье СССР.

На деле в Советском Союзе была весьма жёсткая этническая дискриминация. Все народы были разделены на шесть категорий. Народы «союзно-республиканские», то есть имевшие свою союзную республику в составе СССР: от азербайджанцев до эстонцев (всего 14). Народы «автономно-республиканские», у которых была АССР, — башкиры, татары, якуты (всего 20 республик, 22 народа, так как Кабардино-Балкария и Чечено-Ингушетия были «двойными»). Далее народы «автономно-областные» — 8 этносов в 7 автономиях («двойная» Карачаево-Черкесия) и «автономно-окружные» — 9 этносов в 7 округах («двойные» Долгано-Ненецкий и Ханты-Мансийский). Таким образом, 53 народа было распределено по четырём категориям. Было также не менее 20 внестатусных народов, у которых не было «своих» территорий и институтов пусть декоративной, но всё-таки государственности.

Такова была ситуация на момент распада СССР. Но в течение всей советской истории эта структура менялась. Карелия из автономной республики превращалась в союзную и обратно. Казахстан и Киргизстан были автономиями в составе РСФСР, потом стали союзными республиками. Были ликвидированы Крымско-Татарская и Немецкая автономии. Достаточно крупный — более полутора миллионов человек — немецкий этнос был лишён статуса, в то время как немногочисленный карельский (менее ста тысяч человек) почти одновременно получил повышение статуса, но вскоре был перемещён на ступеньку ниже.

Пирамида статусов строилась исходя из сиюминутной политической целесообразности. Говорить здесь о какой-то справедливости или исторической обоснованности нельзя.

Был кнут в виде запретительных квот. Например, в Советской Белоруссии на так называемые идеологические факультеты вузов можно было принимать по одному еврею раз в два года. А вот граждан с паспортной национальностью «поляк» принимать было нельзя вообще, никогда, ни при каких обстоятельствах. Но был и пряник в виде поощрительных квот. Для представителей малочисленных народов резервировались места в вузах. Постоянно присуждались почётные звания и премии, вручались ордена, создавались национальные театры и фольклорные ансамбли, выращивались «классики национальной литературы», проводились декады литературы и искусства такой-то республики — советские старожилы прекрасно помнят эти микрофестивали.

Шёл бесконечный поиск баланса, выстраивалось сиюминутное шаткое равновесие: если в «двойной» автономии представителя одного народа награждали орденом, то представитель другого народа тут же становился народным артистом. Чтоб без обид! Доходило до абсурда. В 1973 году декан филфака Киевского университета рассказывал мне, как в учебнике украинского языка цензорам из ЦК партии не понравилась картинка: нарисована комната украинского колхозника, а на стене висит портрет Шевченко. «Уберите, это украинский национализм». Картинку переделали, нарисовали Пушкина. «Уберите, это великорусский шовинизм». Чей же портрет вешать?! «Давайте Джамбула, чтоб была дружба народов».

Венчал же эту пирамиду русский народ, который был, так сказать, сверхстатусным. РСФСР не была республикой русских, она была именно Российской Федерацией, и русские не имели «своего» национально-территориального образования и собственных институтов суверенитета. Главенствующая роль русского народа не имела законодательного оформления. Были некие, так сказать, административные обычаи: например, вторые секретари союзно-республиканских ЦК, обкомов и райкомов в прочих национальных автономиях были, как правило, русскими. В сфере управления всячески поощрялся переход на русский язык. Рассказывали, что Щербицкий, назначенный первым секретарём ЦК КПУ вместо обвинённого в национализме Шелеста, на первом же пленуме сказал: «Речь у нас пойдёт о серьёзных вещах, поэтому я буду говорить по-русски». Может быть, это антиукраинский анекдот 1970-х годов. Но в любом случае тенденция прослеживается.

Жизнь, однако, требует формальных процедур. В наше время вряд ли возможно управлять межнациональными отношениями с помощью секретных квот, негласных инструкций и раздачи орденов. Ордена мало кого интересуют, а все административные тайны немедленно попадают в интернет.

Советский федерализм был репрессивным, многослойным и асимметричным. Поэтому все разговоры о «советском народе» так и остались разговорами. Нации не получилось.

Единая российская нация не складывается и сейчас. Хотя нынешний российский федерализм трудно назвать репрессивным. Он скорее либеральный. Но он не просто асимметричный. Он какой-то кривобокий. Особенно если учесть рост этнорелигиозного самосознания многих российских народов. Судите сами: в России есть территории, которые как бы принадлежат титульным народам (это касается не всех, но многих российских автономий). Имена этих народов читаются в названии субъектов Федерации. Это их родина, их дом. В собственном доме они устанавливают свои порядки; наверное, это естественно.

Вместе с тем в России есть территории как бы общие, ничьи. На которые не распространяется принцип национальной идентичности, принцип «у нас так принято, таковы наши традиции, такова наша религия, наши повседневные привычки». Хорошо это? Не уверен. Получается, что у нас в России есть территории национальные и территории федеральные. Находясь на национальных территориях, нужно иметь в виду идентичность титульного народа, учитывать его традиции и культуру. Это элементарно, это правильно. Вопрос: а какую идентичность, какие традиции и какую культуру нужно учитывать, находясь на федеральных территориях? Ведь в России нет народа под названием «федералы». Есть русские, их почти 80 процентов населения. Есть и другие народы, которые не попали в сетку российских автономий. Не менее пяти процентов населения России — представители народов, имеющих национальную государственность за пределами нашей страны.

Мне кажется, что наш кривобокий федерализм — это дополнительный источник конфликтов, причина бесконечных национальных размежеваний.

Рано или поздно придётся менять структуру Российской Федерации. Есть два способа. Либо делать наконец единое современное государство, нацию сограждан, либо же создавать реальную федерацию народов. В первом случае надо будет сделать все субъекты Федерации равноправными «федеральными землями» (областями, краями, губерниями, генерал-губернаторствами). Во втором случае — на месте нынешних краёв и областей создать несколько русских республик в составе РФ (Европейскую, Уральскую, Сибирскую, Дальневосточную).

Какой проект лучше? Оба хуже. Оба натолкнутся на сопротивление элит и непонимание широких избирательских масс.

Впрочем, есть и третий проект, самый трудный — потому что самый простой. Обеспечить верховенство конституции и законов. Гарантировать приоритет прав человека. Сделать так, чтобы не было никакой дискриминации по этническому или религиозному признаку. Реально, на деле, никогда и нигде. Но вместе с тем — никаких этнорелигиозных льгот и поблажек. Это труднее всего. Порадеть соплеменнику или прищучить чужака — глубочайшее свойство человеческой натуры.

Обеспечить реальное равноправие граждан — это потребует куда большей политической воли и может вызвать куда большее недовольство, чем самая радикальная перекройка Федерации.

Но ещё опаснее — надеяться, что всё вдруг как-то само рассосётся.

Не рассосётся.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Старая недобрая Англия

Пороки Британской империи

Что может быть обворожительней старой доброй Англии, её неоготической архитектуры, строгости этикета, морского величия и внутренней перипетии страстей, которые нам описывал Шекспир? Но что мы знаем об истинном укладе жизни англичан? Все пороки XIX века Великой Британской Империи, о которых не привыкли упоминать в обществе, в этой статье.

19.05.2019 19:00, Арина Каренина, newtonew.com


Вы за кем стоите?

Почему человечество только усугубляет проблему с пробками

Строительство магистралей ухудшает ситуацию на дорогах. Новые маршруты приводят к транспортному коллапсу. Навигаторы ускоряют появление заторов. Почему вроде бы правильные меры усугубляют проблему с пробками?

17.05.2019 09:00, Ирина Якутенко, vokrugsveta.ru


Бессмертные песни против инструкций

О равнодушии и несправедливости

«Коммерсант» передает: случай Андрея Сучилина признан нестраховым. Еще слышны на улицах счастливые крики: «Победа!». Гудят СМИ о подвигах и нечеловеческой силе. Под ликующий аккомпанемент о поражении говорить трудно, но оно случилось. Поражение случилось задолго до проигрыша Лидии Тихонович в судебном разбирательстве со СПАО «Ингосстрах».

15.05.2019 16:00, Евгения Федорова


Никаких поблажек

Как учатся люди с ментальными расстройствами

Смена фаз при биполярном расстройстве, приступы страха при постоянной тревоге, сложности с коммуникацией у людей с расстройством аутистического спектра сильно влияют на способность к обучению в рамках стандартной системы образования. Люди, живущие с разными ментальными расстройствами, рассказали T&P, как особенности их состояний влияют на мотивацию, произвольное внимание, отношения с преподавателями и одногруппниками — в общем, на все то, из чего состоит учеба.

15.05.2019 13:00, Маша Твардовская, theoryandpractice.ru


История Золушки

Императрица Мария Александровна

Мария Гессенская была никому не известной немецкой принцессой. Но случилось чудо: в нее влюбился Александр II и сделал ее императрицей Марией Александровной.

13.05.2019 19:00, Екатерина Астафьева, diletant.media


Продуктивность для тех, кто ненавидит продуктивность

Как сделать работу без морального напряжения

Советы, как сосредоточиться на работе и стать более продуктивным, появляются в самых разных источниках регулярно. В принципе, они вполне традиционны, но почему-то подходят не всем: для многих из нас попытки сфокусироваться на работе — причина ежедневных страданий. Почему же это происходит?

13.05.2019 09:00, Анна Виноградова, megaplan.ru


Sext, или смерть флирта

Могут ли цифровые технологии сделать флирт игрой с предсказуемым исходом?

Общение между людьми напоминает игру. Мы стараемся придумать правила коммуникации, сами все время нарушаем эти правила и одновременно ханжески рассуждаем, как наказывать тех, кто преступает установленные ограничения. Одной из самых упоительных игр оказывается флирт — занимательная борьба за внимание другого, которая может обернуться серьезными последствиями вроде «отношений», приятной (если повезет) физической разрядкой в виде секса, а иногда остается приключением, о котором мы вспоминаем с той или иной степенью сожаления, стыда или удовольствия.

12.05.2019 09:00, Оксана Мороз, etika.nplus1.ru


Старости не существует?

Как меняются наши представления о пожилом возрасте

Что такое старость? Казалось бы, этим вопросом трудно кого-то смутить: седые волосы, морщины, ностальгия и пенсия. Тем не менее ответ на него совсем не очевиден и зависит от исторического периода, культуры и типа общества, о которых идет речь. Так когда же можно считать себя старым — и что говорит наука?

11.05.2019 13:00, Артур Холявин, knife.media


Проводник бога

Как бортпроводники из прислуги превращаются в живых богов и чего им это стоит?

10.05.2019 13:00, Дмитрий Сидоров


«У войны – не женское лицо»

Женщины на войне: правда, о которой не принято говорить

В День Победы публикуем воспоминания женщин-ветеранов из книги Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо» – одной из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины.

09.05.2019 16:00, fit4brain.com






 

Новости

Путин предложил провести опрос жителей Екатеринбурга по строительству храма
Владимир Путин предложил узнать у жителей Екатеринбурга их отношение к строительству храма на месте одного из городских скверов.
К месту акции в защиту сквера в Екатеринбурге приехал ОМОН
В сквер Екатеринбурга, где проходит акция против строительства храма святой Екатерины, приехал ОМОН, сообщает «Екатеринбург Онлайн».
В Екатеринбурге устроили флешмоб в защиту сквера, где собираются построить храм
Тысячи жителей Екатеринбурга третий день подряд выходят на стихийные акции протеста в городской сквер у Театра драмы, где планируют построить храм святой Екатерины. Они несколько раз сносили металлический забор, которым окружено место строительства. 15 мая под охраной силовиков возвели более прочное ограждение
По всей России бушуют лесные пожары

Горят более 40 тыс. га земли
В России бушуют лесные пожары. По данным «Авиалесоохраны» на 13 мая, в регионах действуют 46 лесных пожаров на общей площади свыше 41,4 тысяч га. В 50-ти субъектах Федерации введен особый противопожарный режим, в шести — режим ЧС.

Поэта Дельфинова задержали возле Госдумы за пикет «Лекарства – не наркотики!»
В Москве возле здания Госдумы полицейские задержали поэта Александра Дельфинова (Смирнова), который проводил одиночный пикет в поддержку жительницы Екатеринбурга Дарьи Беляевой, обвиняемой в контрабанде наркотиков за заказ по почте лекарства от депрессии из Европы.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.