Подписаться на обновления
26 маяПятница

usd цб 56.0701

eur цб 63.0116

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияНоосфера. Запуск
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
Виктор Ильин   среда, 24 августа 2011 года, 09.00

«Национальный библиотечный ресурс»: выбор стула
Собирать деньги или распространять знания?


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





«Национальный библиотечный ресурс» был создан как инструмент, позволявший решить библиотекам нетривиальную задачу — договориться со всеми авторами всех книг в главных библиотеках страны об оцифровке их произведений.

Такое требование ставит перед библиотеками действующий Гражданский кодекс. НБР предложил авторам несколько вариантов сотрудничества. Определился ли сам НБР со своими целями?

Действующее в России законодательство об интеллектуальной собственности требует, чтобы любой вид использования произведения науки или литературы, включая и его перевод в электронный вид, сопровождался заключением с его автором письменного договора. Независимо от того, с какой целью (например, для сохранения фондов библиотек) это будет делаться. Пока закон действует в таком виде (а есть надежда, что с принятием поправок, предложенных Центром частного права, он станет более реалистичным и соответствующим здравому смыслу), инициатива НБР выглядит прагматичным, хоть и несколько романтическим решением проблемы. В том, как конкретно собирается действовать НБР, разбирается заместитель главного редактора издательства «Вече» кандидат исторических наук Виктор Ильин.

Опубликованный на портале российского частного права проект поправок, которые юристы предлагают внести в 4-ю часть Гражданского кодекса, содержит большое количество изменений, реализация которых способна хотя бы отчасти вернуть утраченный в 2008 году баланс общественных интересов. И это тем более удивительно, что, в сущности, так быть практически не могло. Только на протяжении последнего года лоббисты индустрии развлечений прилагали максимум усилий, чтобы ужесточить законодательство в сфере авторского права ещё больше. Достаточно вспомнить ту резкую реакцию, которую вызвало открытое письмо Ассоциации интернет-издателей в адрес депутатов Госдумы и Института частного права у капитанов этого бизнеса: библиотекарей обвинили в потворстве пиратству, а призыв к введению института свободных лицензий — в попытках отнять права у авторов.

«Национальный библиотечный ресурс» — организация, объединившая ресурсы трёх крупнейших библиотек страны: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Президентской библиотеки. Её миссия — «обеспечение равного доступа к библиотечным фондам для всех читателей». В рамках действующего законодательства, прямо скажем, невыполнимая. Тем более что любая инициатива в этом направлении встречает противодействие поп-авторов и их наследников. Свежий по времени, но весьма тухлый по содержанию пример — очередное обращение деятелей «науки и культуры» к президенту.

Письмо писателей готовили издатели, они же (в частности, издательство «Эксмо», впрочем подписывали его и писатели, сотрудничавшие с АСТ, другим главным издательством страны) рассылали его по СМИ. Первыми же строчками письмо расставляет все точки над «i»: «Мы обращаемся к Вам с просьбой остановить процесс легализации книжного пиратства, который сейчас происходит под благими лозунгами пополнения библиотечных фондов страны оцифрованными книгами». А заодно и обрекает подписавших письмо писателей на подтасовки и откровенное враньё. Авторы письма сознательно упрощают смысл поправок, чтобы выглядело пострашнее и всем сразу стало понятно: книжки все будут бесплатные, поэтому все писатели останутся без денег.

Чтобы одолеть правообладательское лобби, нужна ясная альтернатива. НБР предлагает следующее:

«С точки зрения правового режима все произведения, составляющие электронные коллекции библиотек — участниц НБР, могут быть разделены на три основные категории:

A. Произведения, которые в силу требований законодательства (ст. 1282 ГК РФ) находятся в общественном достоянии и могут свободно использоваться на территории Российской Федерации любым заинтересованным лицом без каких-либо ограничений и выплаты вознаграждения».

Общественное достояние существует пока что вне правового регулирования. Никаких ограничений на его использование нет, и нужды в особом режиме — тоже. Если НБР займётся оцифровкой древних библиотечных фондов — честь ему и хвала, работы хватит надолго. Задача благородная, но как быть с современными знаниями? Правовая защита на содержание научных трудов не распространяется, и если бы НБР добился «особого правового режима» для них, это было бы великой победой. Она возможна, если действовать исключительно в заданном направлении и не задевать интересов масскульта. С этими властителями дум наша законодательная власть ссориться не будет. Проверено.

«B. Произведения, охраняемые действующим авторским правом и требующие получения от автора или иного правообладателя согласия на любое использование с выплатой (по общему правилу) вознаграждения».

Общий правовой режим, установленный ГК, подразумевает обычные типы договоров с правообладателями. Предлагаемый НБР авторский договор на место бумажных экземпляров ставит электронные. Вряд ли это поможет преодолеть недоверие к оцифровке у авторов, которые имеют коммерческие цели. Скорее всего, они будут обращаться к частным платным библиотекам и агентствам, которые распоряжаются своими ресурсами заведомо эффективнее. Ссылки на «ответственность перед грядущими поколениями за обеспечение сохранности национального достояния» вряд ли их убедят. Да и читатель не за гламуром в библиотеку ходит. Что надёжно подтверждено статистикой.

«C. Произведения, охраняемые действующим авторским правом, спрос на которые отсутствует, которые давно не переиздаются по разным причинам, но авторы или правообладатели которых заинтересованы в распространении своего произведения».

Категория произведений, вышедших из коммерческого оборота, весьма и весьма условна. Предложение рождает спрос, и любой автор втайне мечтает оказаться мистером Трололо. Никаких особых условий авторский договор не содержит и содержать не может.

В целом предложенная классификация произведений не создаёт особых правовых режимов. Правовой режим — понятие строгое. Надо или добиваться его введения законодательно, или действовать по примеру Лоренса Лессига и созданного им фонда Creative Commons — с опорой на «живое творчество масс». В любом случае правовые режимы могут определяться набором полномочий, предоставляемых конечному пользователю.

Посмотрим, кому и какие возможности НБР собирается предоставить:

«A — показ произведения без ограничений на копирование произведения и без выплаты вознаграждения правообладателю».

Это относится исключительно к произведениям в общественном достоянии. Однако здесь настораживает «показ». Четвёртая часть ГК регулирует только публичный показ (ст. 1267 и др.), и расширение его на область частных интеракций наверняка создаст новые проблемы с доступом к информации. Кроме того, показ — это действие, как бы вольно ни трактовал его ГК. В данном случае хотелось бы надеяться, что НБР не показывает, а «предоставляет доступ к произведению таким образом, что лицо, желающее им воспользоваться, может сделать это в избранном им месте и в выбранное время» (ст. 1269.2.12). Или подразумевается, что за показ можно будет брать деньги, как в п. C и D (см. дальше)?

«B — показ произведения без выплаты вознаграждения правообладателю с ограничениями на копирование произведения (запрет копирования определённых частей произведения, ограничение на число кратковременных копий, полный запрет копирования)».

Формулировка напоминает модель Google. И такому использованию явно будут чинить всевозможные препятствия. Размещаем контент, но ограничиваем копирование. Хочешь — покупай то, что понравилось (см. след. п. С), на другом ресурсе или в магазине. На основе такой лицензии можно создать рекламный ресурс, но вряд ли эффективный.

«C — показ без ограничений на копирование произведения с выплатой вознаграждения правообладателю (за копию или исходя из времени размещения или показа произведения в библиотечной сети)».

Коммерческий вариант предыдущего п. B. Предполагает лицензию на использование «по запросу» — типа print-on-demand, но без самой печати. Плата за время размещения или показа — несомненное ноу-хау, которое может иметь далеко идущие последствия. Поскольку действие НБР ограничено библиотечной сетью, логично предположить, что читатель, пользовавшийся библиотекой бесплатно, теперь будет платить за копии или за время показа. А библиотеке, видимо, придётся платить за время размещения контента на своём сервере. Или переложить оплату на читателя.

Ваши ставки, господа! Впрочем, не торопитесь. Весь коммерческий оборот аудио- и видеопродукции держится на исключительном праве аккредитованных ОКУПов распределять вознаграждение без заключения договоров с правообладателями. «Достоинства» этой модели хорошо известны, но министерство культуры предложило распространить её и на книги. Силы пока оказались явно не те. Отказали.

«D — показ с ограничениями на копирование произведения (запрет копирования определённых частей, ограничения на число кратковременных копий, полный запрет копирования) с выплатой вознаграждения правообладателю (за копию или исходя из времени размещения или показа произведения в библиотечной сети)».

Если копировать нельзя, но очень хочется… Значит, кроме денег, нужно ещё и дополнительное разрешение правообладателя. Правда, и за показ деньги всё равно возьмут (см. п. С). Видимо, предполагается, что право копирования будет предоставляться и другим ресурсам. Вариант явно нежизнеспособный, поскольку обращаться будут туда, где можно хотя бы посмотреть бесплатно (п. B) или копировать без проволочек (п. С).

В утешение авторам НБР предполагает также позаботиться о «защите электронной копии произведения от несанкционированного доступа в условиях открытой сетевой среды». Это значит, что не только копирование, но и просмотр («показ») могут быть ограничены. Скорее всего, платной подпиской. Радует.

Такими инструментами мы намереваемся вводить произведения «в международный научный оборот». Пока зарубежные научные журналы под давлением научного сообщества один за другим переходят на публикацию материалов в открытом доступе (кто сразу, кто по прошествии недолгого времени), мы со всей широтой русской души будем предлагать «им» платное ознакомление и копирование. Это уже совсем весело.

Что в итоге?

Никаких новых правовых режимов НБР не предложил. Предлагать — значит разрабатывать новые типовые лицензии с учётом международного опыта.

Но в первую очередь придётся определиться, на каком стуле сидеть.

Если превращаться в «литературное ОКУП» — стоит для начала проконсультироваться с РАО. Что-то не спешит оно по этому пути, хотя прямой наследник ВААП.

Если же заниматься распространением знаний — логично было бы искать поддержку научного и образовательного сообщества, международных организаций. Задача непростая. Влиятельнейшая Будапештская инициатива открытого доступа (BOAI) в России non grata, поскольку создана и существует на деньги Сороса. Наука раздавлена нищетой, образование развращено коммерцией. Надежда заработать хоть «малость» заставляет научного работника надеяться на призрачные доходы от «интеллектуальной собственности». Реакция большинства чиновников от науки тоже предсказуема. Если вместо книжных публикаций (тираж до 800 экз. — РГНФ) гранты будут выдаваться на размещение в Сети, чиновник проиграет ровно столько, сколько государства выиграет.

Государство, где ты?..




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Здесь вечной зиме не смениться весной

О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях

Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

16.02.2017 19:00, Андрей Фоменко


Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org






 
Общественное достояние

Новости

Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.