В начале апреля московские кинематографисты получили приглашение сразу от двух творческих союзов — от СК РФ, который возглавляет Никита Михалков, и от нового союза, вдохновителем которого стал давний недруг Михалкова, кинокритик Виктор Матизен. Казалось, очередного столкновения не миновать. Однако в итоге битва двух союзов приняла совершенно неожиданный оборот.
Нет, про «великое кино» мы сегодня говорить не будем, и так уже много сказано. Речь идёт о съезде Союза кинематографистов, который должен был состояться 28 апреля.
Напомним предысторию со съездами. 28—29 декабря 2008 года в Доме кино прошёл VII съезд СК, который сместил Никиту Михалкова с руководящего поста и избрал Марлена Хуциева. Михалков объявил это мероприятие нелегитимным (на собраниях гильдий, где проходило выдвижение делегатов, не было кворума) и назвал делегатов Съезда кинематографистов России театром лилипутов. Сторонники Михалкова (актёр Василий Ливанов, режиссёр Владимир Наумов, директор Госфильмофонда Николай Бородачёв и кинорежиссёр Клим Лаврентьев) подали иск о нелегитимности итогов VII съезда Союза. 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК незаконными.
30 марта 2009 Михалков собрал в Кремле новый, чрезвычайный съезд Союза кинематографистов Российской Федерации, на который пригласил всех участников Союза — около 5 тысяч человек. Оппоненты Михалкова говорили, что он действует по-сталински — задавливает оппозицию массами. Михалков в ответ говорил о поддержке народа. И действительно, новый, «правильный» съезд его поддержал и вновь избрал председателем.
В начале апреля нынешнего года стало известно, что несогласные с поступками, высказываниями и политикой Никиты Михалкова на посту руководителя Союза кинематографистов России (СКР) собираются создать альтернативный киносоюз. На сайте Гильдии киноведов и кинокритиков около 20 российских деятелей киноискусства обратились к тем, кто возмущён действиями Михалкова. В воззвании «Нам не нравится», в частности, говорилось следующее: «Нам не нравится вертикаль самодержавной власти внутри профессионального сообщества. Нам не нравится тоталитарный стиль руководства нашим Союзом, когда один человек назначает на все выборные места угодных себе людей, с которыми затем принимает ключевые решения на выездных сессиях при закрытых дверях, куда нас не пускают и где нашим мнением не интересуются. Нам не нравятся съезды в Кремле и Гостином дворе в то время, когда по коридорам Дома кино гуляет ветер и царит запустение. Нам не нравится маниакальный поиск внутреннего врага и изгнание непокорных. А главное, нам не нравится, что вольная дискуссия, столкновение взглядов, дух свободы и демократии давно покинули стены нашего Союза, а вместо них насаждаются единомыслие, казённый патриотизм и холуйство».
Авторы обращения, в числе которых глава гильдии Виктор Матизен, режиссёры Рустам Ибрагимбеков, Эльдар Рязанов, Павел Бардин, киноведы Даниил Дондурей, Юрий Богомолов, актёр Владимир Колганов и многие другие люди, имеющие непосредственное отношение к отечественному кино, считают, что более не могут состоять в подобной организации. «Мы пришли к трудному для себя решению о выходе из Союза кинематографистов. Мы создадим новый киносоюз, который будет защищать наши интересы и, что не менее важно, интересы отечественного искусства. Присоединяйтесь!» — говорилось в обращении.
В новом союзе, по словам главного оппонента Михалкова Виктора Матизена, профессиональные интересы будут свободно выражаться и согласовываться. Он надеется, что организация сможет стать рупором кинематографистов и оказывать воздействие на правительство. По слова Матизена, «для того, чтобы зарегистрировать общественную организацию, нужно небольшое количество человек и тысяча долларов».
Таким образом, в Москве стало два Союза кинематографистов — старый и новый. Дальнейшее развитие событий, казалось, нетрудно предположить: два союза будут вяло переругиваться друг с другом, пока о них окончательно не забудут.
А случилось невероятное. Создатели нового союза объявили, что отказываются говорить о Михалкове. Даже ругать.
Такого никто не ожидал и меньше всего сам Михалков, закалённый в аппаратных боях, уверенно себя чувствующий и под ковром, и на трибуне. Собранная и вооружённая Михалковым армия обнаружила, что с нею никто не собирается воевать.
И начала разбегаться.
Объявив боевые действия с большим участием пехоты, Никита Сергеевич не рассчитал своих сил. 22 марта в Доме кино должно было состояться собрание по выдвижению делегатов на съезд. Были зарезервированы два зала, Большой и Белый, чтобы вместить всех участников собрания.
На данный момент в московской организации состоит 3610 членов. Для достижения кворума необходимо было присутствие 1806 человек.
На собрание пришло только 1197. Таким образом, восьмой съезд Союза кинематографистов РФ, назначенный на 28 апреля, не состоится.
Однажды установив свои правила, Михалков вынужден сам по ним играть. Задавив врага массой, он теперь должен каждый раз собирать эту массу, чтобы легитимизировать каждое своё решение. Но масса инертна. Парадоксальным образом собрать пять тысяч российских кинематографистов в Кремле проще, чем собрать две тысячи московских кинематографистов в Доме кино, тем более в ситуации, когда им отведена роль массовки в постановке, сценарий которой уже написан. А ещё сложнее будет собирать эту массу снова и снова.
У Дмитрия Горчева есть такой рассказ, называется «Настоящее Айкидо»: «Ну или ладно, пришлось вам всё-таки выйти на это татами, или как оно там у них называется. И Неприятель тоже вышел, рычит. А вы стоите такой, знаете, босенький, руки в цыпках, носом шмыгаете. Неприятель как на вас посмотрел, так сразу и вспомнил детство своё босоногое, речушку, карасика, мормышку, поплавок из пробки, маму старенькую, которой уж лет пять не звонил, да и заплакал. Махнул на вас рукой и пошёл домой. А по дороге объелся, как в детстве, мороженым, захворал да и окочурился».
Михалков оказался просто не готов к тому, что против него применят настоящее айкидо.
Повторное собрание московской организации СК перенесено на 27 мая. Никита Сергеевич не унывает: «Трудно собрать две тысячи работающих творческих людей одновременно в одном месте, — говорит он. — Неправильно только, что они не передали никому свои доверенности. Это чисто техническая недоработка, ничего страшного в этом не вижу. Думаю, что в следующий раз всё будет нормально».
Действительно, не хватило всего-то 609 человек. Ну, или 609 доверенностей. Недоработка чисто техническая, если вы понимаете, о чём я.
Однако не стоит забывать, что реально работающие кинематографисты получили приглашение с двух сторон и теперь просто ждут, чья возьмёт. Ещё месяц назад все козыри были у Михалкова. Теперь расклад не столь однозначен. Удары настоящего айкидо даром не проходят.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Вес, музыка и психика.
7 документальных фильмов о здоровье. - Не только «Игра в кальмара».
Что такое дорамы и с чего начать знакомство с ними. - Так не победим?
Уикэндовое кино Александра Чанцева. - 8 фильмов, которые помогут иначе взглянуть на жизнь людей с особенностями здоровья.
- Фильмы 2021 года, которые стоит посмотреть.
Кинокартины, которые задели за живое и запомнились. - Энергия несвободы.
Уикэндовое кино Александра Чанцева. - Фильмы 2021 года, которые стоит посмотреть.
Какие из них задели за живое и запомнились. - Умер актер фильма «Белое солнце пустыни» Кахи Кавсадзе.
- В Москве умерла актриса Екатерина Градова — радистка Кэт из телесаги о Штирлице.
- Прощай, Вронский.
Умер легендарный Василий Лановой.