29 мая в Осло, Норвегия, состоялся финал конкурса «Евровидение-2010». Победителем стала певица и актриса Lena из Германии. Пётру Наличу досталось 11-е место. До начала финального соревнования отечественные музыкальные эксперты предсказывали Наличу последние позиции, а букмекеры, принимавшие ставки на конкурсе, считали певца из России и вовсе аутсайдером.
Аккредитованные на Евровидении российские журналисты в недоумении. И это неудивительно! «Пётр Налич борзеет!» — докладывают они в своих ЖЖ. «Он совсем не понимает, куда попал!» — возмущаются в своих статус-сообщениях на «Фейсбуке».
А потом резюмируют на «Часкоре»: «Налич в Осло ведёт себя таким образом, как будто не заинтересован в продвижении своей персоны и своего творчества вовсе» (см. статью «Евровидение не обНаличивается»).
И действительно, на первый взгляд, Пётр Налич позиционирует себя как-то странно. Ведёт себя непредставительно, несолидно, несерьёзно. И просто, в конце концов, возмутительно, если учесть, что «Евровидение за последние годы превратилось в составляющую национальной идеи»!
Но неужели же он такой дурак? Не может же быть такого, чтобы этот хитрый и оборотистый паренёк, столь легко и безоглядно очаровавший российскую публику, оказался таким невыносимым лохом!
Нет, тут другое! Это стратегия.
И стратегия эта Россией применяется на международной арене не в первый раз. Её опробовал и довёл до логического совершенства президент (тогда он был ещё президентом) Владимир Владимирович Путин.
Да-да, никакой ошибки. Налич (осознанно или нет — неважно) избрал на Евровидении ту же стратегию, которой пользовался Путин во времена своих самых решающих и важных побед в области внешней политики. И хотя в первую очередь победы эти были психологическими, важность их от этого ничуть не уменьшалась.
Путин вёл себя совершенно не так, как было нужно. Не так, как нужно было не ему, не России, нет. Он вёл себя не так, как ОТ НЕГО ОЖИДАЛИ, НЕ ПЫТАЛСЯ «ПОДСТРОИТЬСЯ», как того хотелось бы всему остальному цивилизованному миру (как минимум, Европе и Америке).
Многих он возмущал и шокировал. Он был резок и хамоват, совсем не стремился выглядеть в глазах всего остального мира приличным парнем, всегда готовым на любые дружественные шаги.
Он вёл себя не по правилам тусовки.
И именно поэтому завоевал уважение и в мире, и в России. Итогом и вершиной стало его непроницаемое лицо на обложке журнала TIME, сопровождённое пояснением-выносом: «Человек года. Царь новой России».
И таким же вот специалистом по общению с людьми сейчас оказывается Пётр Налич. Смотрите, да он же ведёт себя как настоящий трикстер, нарушающий установления богов музыкального олимпа.
Он не ходит на пресс-конференции, он демонстративно просыпает групповой тур в Берген, организованный для конкурсантов, он появляется исключительно на обязательных мероприятиях и нагло игнорирует все остальные тусовки, на которых деятели шоу-бизнеса заводят друг с другом столь полезные знакомства и медоточиво льют друг на друга потоки комплиментов. Он на всё это, попросту говоря, забил.
С другой стороны, на собственной презентации, вопреки всем сложившимся евровидениевским традициям, Пётр Налич устроил часовой сольный концерт. Потому что свои песни он считает более важными, чем ложную скромность, которую принято проявлять на Евровидении в таких случаях. Кем принято? «Пусть жену свою учат щи варить», как сказал Путин по сходному поводу.
То есть Налич, во-первых, ведёт себя как живой человек. Во-вторых, продолжает использовать свою вирусную стратегию (которая и позволила ему победить в России в отборочном голосовании). Стратегия эта формулируется просто: «быть ни на кого не похожим и не париться».
Или, если перевести на язык политики, «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня» (слова из мюнхенской речи Путина).
Да, разумеется, на Налича там, в Осло, многие смотрят, как на какого-то не то грубияна, не то неопытного дурачка. Как сообщает наш спецкор на местах, «в рейтинге международного фан-клуба Евровидения Налич попросту отсутствует — его практически не рассматривают как претендента на высокую позицию». Ну и что?
В конце концов, победа в голосовании Евровидения сама по себе ведь ничего не значит. И никогда не значила.
Попытка выйти на международный рынок? Едва ли. Ну победил Дима Билан. И что же? Сделал международную карьеру? Ничуть. Кто вообще помнит победителей Евровидения? Рыбак, выигравший конкурс в прошлом году, пожалуй, исключение. Да и то рановато говорить, что его карьера в мировом (или хотя бы в европейском) масштабе состоялась. Пока это всего лишь парень одного хита.
Укрепление своего статуса на родине? Пожалуй. Но происходит такое укрепление уж точно не благодаря победе. Тут важно то, как проявит себя конкурсант. Вспомним «Тату». Ведь третье место в 2003 году стало для них кульминацией их популярности в России. Потому что они там реально, чисто по-человечески, искренне отожгли.
Так что если Налич займёт сегодня третье место (а скорее всего, произойдёт что-нибудь в этом роде), то его ждёт уже не авансовая, а реальная любовь российского народа.
Да, он явно не стремится одержать в этом конкурсе формальную победу. Как Путин когда-то совсем не стремился понравиться лидерам европейских держав, так и Налич, он просто даже не смотрит на эту публику, собравшуюся в зале, он, как последний романтик, обращается к сказочной даме своего сердца, нарисованной авторучкой на клочке бумаги.
Короче говоря, достаточно того, что Налич там. И что он, как настоящий мифологический трикстер, ломает всю эту мертвенную систему изнутри (в то же время обновляя и оживляя её) и завоёвывает для нашей страны (ну и для себя заодно) реальный, а не выдуманный и не купленный авторитет. Укрепляя наш имидж, одерживая столь важные для нас психологические победы.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Украину оштрафовали за отказ пустить Самойлову на Евровидение.
- Объявлены победители второго полуфинала "Евровидения-2017".
- Евровидение, тверкинг и Винни-Пух.
«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной . - Чудеса в решете, или здравствуй, Вова….
Письмо вятского мужика Путину. - Саша Грей и все-все-все.
Жёсткое порно российской действительности. - Замечательный сосед Da Bop.
Популярный советский хит через полвека обрел новую жизнь в интернете, разлетевшись по всему миру, как и его предшественник «Тро-ло-ло». - Achtung Loutallica.
Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered». - Ирина Богушевская: «Просто не делаю того, за что могло бы быть стыдно».
Известная певица рассказывает о ближайших концертах и отдалённых планах. А ещё о том, как важно сохранить себя. - Дуэт влюблённых.
Беседа с артистами Cirque du Soleil Светланой Кашеваровой и Дмитрием Орлом. - Дека-данс: антилетняя музыка.
Десять странных музыкантов декаданс-жанра, будь то кантри или джаз, метал или техно.