Подписаться на обновления
19 сентябряЧетверг

usd цб 64.4290

eur цб 71.2391

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   суббота, 10 июля 2010 года, 09:11

Наносредневековье
Евпатория переживает архаику театрализации: мир до времён монополизации ещё позволял быть собой


Евпатория // lori.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Как и в средние века, сейчас в Евпатории заботы о хлебе насущном и о душе актуальнее забот о прибыли. Уличный мелкий бизнес оборачивается завуалированным вымаливанием милостыни и тотальной театрализацией повседневности.

Жизнь Москве, то есть в столице, да ещё в сугубо рабочем режиме, бесконечно современна. Это образец повседневности начала XXI столетия. Но, выпадая из столичного графика, можно очутиться там, где живы иные принципы бытия — не то чтобы совсем неизвестные. Они явственно напоминают нечто далёкое, описанное в исторических трудах.

В «Девчатах» в декорациях зафиксирована и кухня как место действия, и театральная мизансцена с фронтальным разворотом на зрителей. Чтобы не возникло ситуации камерного общения участников программы друг с другом. Этого теперь на ТВ чураются.

Без всяких предупреждений и без отрыва от родных 2010-х оказываешься в другой эпохе.

Казалось бы, ну что может быть такого особенного в курортном городе Евпатории? Крымский колорит, степной ландшафт, смачно сдобренный советским прошлым. Сероватые сумрачные коробки всяких санаториев эпохи социалистического заката. Обшарпанный модерн центральных улиц. Восточный минимализм общедоступной цивилизации и комфорта.

Трамвайная линия состоит из одних-единственных рельсов, имеющих лишь развилку на некоторых остановках, чтобы могли разъехаться два встречных трамвайчика. Некоторые маршруты бороздят древние вагончики, глубоко ныряющие носом при движении, словно они не едут по земле, а плывут по морю.

И вот вдруг из-за угла гордо выруливает сине-голубой трамвай, на фасаде которого значится «Трамвай желаний». Надпись выведена на фоне звёздного неба.

Да простит Теннесси Уильямс евпаторийские дарования, служащие туристическому бизнесу. Трамвайчик не предлагает ничего сомнительного, экзистенциального или хотя бы просто нервирующего. Он лишь возит отдыхающих на экскурсию по городу. Но кто поедет просто в экскурсионном трамвае? А «Трамвай желаний» пользуется успехом уже который год.

И гори она ясным пламенем вся Америка, американская литература, драма и театр. Кто-то из местных где-то когда-то слышал что-то заманчивое и эффектное. Или видал мельком на афише. Или в буклете.

А точнее всего, просто знает неизвестно откуда, что есть такое понятие, почему-то объединяющее всего-навсего трамвай с как-никак желаниями.

И раз было и есть где-то нечто подобное, так почему бы не использовать для ознакомления приезжих с городом?

В больших городах туристический бизнес — это бизнес и курортный бизнес — это бизнес. В Евпатории то и другое дышит кустарным духом средневековья.

Здесь ищут способ провести время так, чтобы доказать себе и окружающим своё особенное человеческое происхождение. То есть дистанцию от всего сугубо животного, материального и бытового.

Если не дистанцироваться от этой местной странности, можно буквально кожей ощутить, что было с человечеством до того, как оно заматерело в рационализме, прагматике и технических революциях Нового времени.

Как и в средние века, в современной Евпатории заботы о хлебе насущном и о душе актуальнее забот о прибыли. Уличный мелкий бизнес и псевдобизнес оборачиваются завуалированным вымаливанием милостыни и тотальной театрализацией повседневности.

Сидит на бордюре клумбы старушка и вяжет шапочки сеточкой. Работа спорится. Бизнес стопорится. Рядом через дорогу начинается линия магазинчиков и ларёчков, где полно головных уборов на все типы голов, лиц и волос.

Но старушка не просто вяжет, а демонстрирует процесс создания шапочки из ниточек. Многие останавливаются и созерцают.

Рядом расположилась другая старушка, с украшениями из местных природных материалов: ракушек, гальки, полудрагоценных и недрагоценных камешков. Шкатулочки, бусики, коллажики.

Множество симпатичных и абсолютно ненужных вещей. Все подходят, смотрят, задают вопросы. Никто ничего не покупает. Но разговор идёт. Время бежит.

Кто-то сидит на лавочке с раскладной надписью «Гадаю», выставленной на дорожке. Пожилой человек в белом колпаке, то ли медицинском, то ли поварском, с огромным молоточком, как у неврологов, сидит на другой лавочке перед надписью «Детский ортопед». К нему никто не подходит за медицинской консультацией. Но никто не может пройти мимо и не взглянуть на него самого.

Дальше тихая спокойная дама под надписью «Детский логопед». Отдыхающие проходят мимо и с интересом осматривают логопеда. Ещё дальше по набережной — продажа самодельных кукол и одёжки для кукол, продажа старых приключенческих книжек, продажа сушёных целебных трав, живых котят и многого прочего, что никак не продаётся.

Выставляться на всеобщее обозрение в Евпатории может абсолютно всё. Когда-то мой ребёнок, напитавшись атмосферой тотальной демонстрации, устроил на бордюре клумбы «Выставку палок», насобирав экспонаты в парке и разложив на солнышке.

Благодаря громким зазывным возгласам «Выставка палок! Почти бесплатно!» акция имела успех — взрослые смотрели, проходя мимо и пытаясь понять, в чём, собственно, фишка.

Дети честно останавливались и осматривали самые обыкновенные ветки. Я делала мучительные усилия, пытаясь не впасть в смеховую истерику.

Продажа — повод для экспонирования. Экспонирование — повод для общения, для выхода из дома в среду публичного препровождения времени. И этот выход важнее любой мизерной выгоды.

Пожилые люди в нашем московском районе по выходным выкладывают свои ненужные старые вещи у входа на продуктовый рынок. Посуда и одежда, коврики и безделушки, запчасти и игрушки, обувь и книги, значки и монеты — неважно что.

Лишь бы встать с чем-нибудь, что послужит импульсом для диалога с кем-то из идущих на рынок или вставших рядом со своим «товаром».

Как правило, ничего не покупается, ничего не зарабатывается. Но в суете расстановки вещей и за разговорами проходит время и забывается отсутствие денег.

Псевдозанятость прерывает перманентное переживание нищеты. Люди уже устали бороться за выживание, но не могут не изображать этой борьбы. Из иллюзии грошового прагматизма возникает тень зрелища.

В Москве эту тень уничтожает милиция, приезжающая педантично разгонять старушек, стариков и бомжеватых. В Москве все власти уже уяснили, что право на экспонирование стоит дорого, как и право на демонстрацию личной нищеты.

В южном климате Евпатории, при скоплении понаехавших отдыхающих, из аналогичных иллюзий легко рождаются зрелища как таковые.

Никто никого не гоняет и не разгоняет. Милиция соблюдает нейтралитет. В результате царит сознание личного права человека на демонстрацию и самодемонстрацию, которые не санкционированы никакими властными или просто официальными структурами.

Это мир до монополизации. Он не то чтобы более гармоничен — он живёт верой в святое право на декларацию собственной дисгармонии, несчастливости, нездоровья, нужды.

Наличие этого права до известной степени отменяет катастрофу. Если никого ни при каких обстоятельствах не придают остракизму, то жизнь не так уж страшна. В более современной структуре жизни, более нетерпимой к зрелищам нищеты и нездоровья, катастрофизма гораздо больше.

Когда-то в средние века никто не отправлял нищих, юродивых, сумасшедших и калек в приюты и богадельни, а позволял им спокойно разгуливать по тому же самому городскому пространству, что и всем адекватным и полноценно социализированным гражданам.

Общество полагало, что люди с всевозможными душевными, физическими и социальными изъянами если и не отмечены Богом, то являются такими же типичными представителями человечества, как и сильные, красивые, богатые и здоровые.

Потом общество стало делать вид, что любые плачевные выходы за пределы нормы не достойны публичного фланирования в среде человеческого обитания. И началась эпоха резерваций.

Евпатория отменяет эту культуру резерваций. Люмпенизированные пенсионеры и люди с проблемами опорно-двигательного аппарата фланируют по одним и тем же набережным, между одних и тех же аттракционов, киосков и кафе, что и все прочие.

Видимая дисгармония воспринимается в Евпатории как естественная судьба рода человеческого, которую бессмысленно скрывать и которой ещё глупее чураться.

Уход из жизни Андрея Вознесенского вскрыл то обстоятельство, которое в последнее время многими уже не замечается в аффекте локальных конфликтов и побед. Из нашей повседневности почти исчезло пространство универсальной, общечеловеческой культуры, которую не надо записывать ни в какие партии, не надо снабжать никакими «измами» и которая способна объединять самые разные поколения, социальные слои и профессиональные группы.

Недовольство реальностью воплощается снова в играх и зрелищах, цветущих на набережной пышным цветом. От выставок восковых фигур и до грубых муляжей динозавров здесь есть всё в расчёте на разные возрасты, культурные уровни и интересы.

Главный принцип, чтобы показывали, изображали, представляли нечто такое, чем никто из присутствующих не является, чего здесь нет и что не похоже на окружающий курортный мир. Реальность, данная в ощущениях, не интересует и не воспринимается как то, что достойно художественности.

Как-то раз я риторически вслух посетовала на то, что евпаторийские художники (чьи картины тоже больше рассматривают, чем покупают) никогда не изображают живой толпы, никогда не пишут той колоритной человеческой натуры, которая повсюду шаркает шлёпанцами всех фасонов и цветов.

«Девушка, поймите, это же искусство!» — был мне строгий ответ. На всех картинах Евпатория — пуста, безлюдна, тиха и благообразна. Суета реальности, её шум, гам, эксцентрика и комизм не достойны кисти евпаторийского художника. Это мусор, который должен оставаться там, где ему самое место, — в быстротекущем времени, картины которого не подлежат фиксации.

Запечатлевать следует лишь то, что от прозы повседневности отстоит. Пускай оно будет уклоном в любую, самую нелепую сторону. Лишь бы не дублировать стихию жизни, которой все и так сыты по горло.

Дети и даже взрослые снимаются с фигурками персонажей мультфильмов, будь то Чебурашка, Пятачок, Фрекен Бокк или Шапокляк. Находятся желающие просовывать головы в дыры аляповатых фигур матросов и красоток, пиратов и красоток, Жириновского и красоток и всяких прочих — крутых и смешных.

Не переводятся дети, забегающие за стенды и глазеющие на «попы» фотографируемых, скривившихся позади дурацких картинок. Не переводятся прохожие, с упоением наблюдающие на то, как кто-то наряжается в маски Юлии Тимошенко или Красной Шапочки, Шрека или героев «Операции «Ы»…», становится большеголовым уродцем и принимает идиотские позы.

Лишь бы не оставаться самим собой, потому что это какая-то непонятная мутная данность. Лучше выбрать какой-то более ясный и знакомый образ, чтобы влезть в его шкуру и пережить низовой катарсис.

Ты сам — то, чего как бы нет, потому что ты не превращён в узнаваемый архетип. Более надёжно существование того, что уже многократно состоялось как образ, архетип, знак.

Возле искусственной белой лошади, поднявшейся на дыбы, стоит позолоченная карета и гардероб нарядов для костюмированных фото на память. Распаренные на пляжах и разогретые пивом люди напяливают на шорты штаны в духе героев Дюма.

Женщины и девушки с обгорелыми спинами дают подержать купленную шаурму своим родственникам и влезают в длинные декольтированные платья с пышными юбками.

Нахлобучивают широкополые шляпы с перьями и, замучившись преображаться, из последних сил улыбаются или пробуют глядеть в камеру с романтической мечтательностью.

Подобный бизнес лишь наполовину обращён к тем, кто его делает и получает свои гривны. Другой стороной он повёрнут к тем, кто делает из чужого мелкого бизнеса собственное бесплатное зрелище — слагает в сознании личный паноптикум, свою подвижную кунсткамеру без границ.

Прямо на улице установлены несколько микроскопов, с помощью которых нам обещают продемонстрировать нечто грандиозное, достойное лучших шоу мира.

С наступлением темноты появляется человек с телескопом и табличкой «Сатурн — 15 гривен, Луна — 10 гривен». Смех смехом, но есть немало вполне современных людей, которые никогда не смотрели ни в микроскоп, ни в телескоп. Здесь они постигают мир.

Некогда характерной чертой ярмарочных зрелищ был синкретизм развлечения и постижения мира предлагаемыми подручными средствами.

Этот синкретизм воспроизводится вновь при удобном случае — так просит душа современного человека, утомлённого чрезмерной системностью и разделением полномочий.

Расслабившись, человек XXI века вдруг начинает хотеть всего сразу, и пускай будет неясно, что именно он получает, приятные ощущения, новую информацию или некие фикции.

На площади с фонтанами и в саду перед корпусами санатория стоят живые статуи: серебристые дамы с книжками, бронзовые дамы с кувшинами, Чарли Чаплин, матрос с гранатой, монах, Пётр I и многие прочие, далёкие от современности персоны. Перед каждым — ведёрко для добровольных пожертвований.

Многие прогуливающиеся с удовольствием опускают мелкие купюры и становятся рядышком со статуями сфотографироваться и побыть несколько секунд рядом с какой-то иной реальностью.

Расхаживают, маясь от скуки и неудобных костюмов, Микки-Маус, Черепашонок Ниндзя и прочие мультперсонажи, уговаривая родителей сделать фото на радость детям.

Позже на набережной появляются Человек-Паук и Бэтмен, какой-то капитан в треуголке, пират и Нептун. Микки-Маус периодически начинает приставать к девушкам.

Облачённые в громоздкие костюмы «бананов» и «дикарей» юноши зазывают в недавно выстроенный аквапарк. Облачённый в алый костюм палача парень раздаёт рекламу выставки средневековых орудий пыток. Тут же стоит сумрачный стул, утыканный длинными ржавыми гвоздями.

Посреди наивной игровой вакханалии мальчишки демонстрируют брейк-данс, пуская ковбойскую шляпу по кругу.

В своих обращениях к толпе они упоминают преодоление законов гравитации, они обещают, что будут вытворять потрясающие штуки, они требуют громких реакций и разрешают класть в шляпу любую валюту и любые ценные вещи.

А потом они дают серию представлений, каждое на минут пятнадцать — двадцать, чтобы обеспечить смену зрительского состава и, соответственно, обновление добровольных плательщиков за представление.

Мальчишки преображаются, лица у них обретают сосредоточенность и вдохновение, как будто они собираются на охоту или войну, как будто они творят смертельные цирковые номера или готовятся взлететь на самодельных крыльях.

Помимо сочетания художественности и экстрима они несут в себе драматическое ощущение людей, которые стремятся в прямом и переносном смысле подняться над своей обыденностью без привлечения масок, костюмов и китчевого реквизита.

Они пробуют поспорить с типичной долей евпаторийского подростка, подрабатывающего в сезон либо на аттракционах, либо в кафе, либо устанавливая зонтики на пляже.

И при этом остаться собой, при своём лице, при своих кроссовках, майках и толстовках, своих ссадинах и стрижках, при своём загаре или татуировках.

Брейк-данс на вечерней набережной — это всё равно как представление ренессансной трагедии посреди ярмарочных мистерий, процессий, фокусов и пряников.

Вместе с брейк-дансом прекращается иллюзия могущества всякого человека, якобы способного демонстрировать всё что угодно и превращаться во всё что угодно.

Брейк-данс тычет толпу носом в ту простую истину, что каждый может лишь то, что умеет. Брейк-дансеры явственно показывают, кто здесь герой, а кто не герой, но лишь более или менее талантливый зритель.

В брейк-дансе происходит наглядное прощание с ярмарочной эрой игрового равенства и приход эры творческой избранности.

Пока длится сезон, каждый может выбирать, какая реальность ему роднее.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.