Подписаться на обновления
24 июляСреда

usd цб 63.1290

eur цб 70.6350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
therunet.com   воскресенье, 6 ноября 2016 года, 19:00

«Нам и развиваться не дают, и предлагают делать дополнительные отчисления правообладателям»
О возможном регулировании онлайн-кинотеатров, налоговом стимулировании и всепобеждающей силе пиратства


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Интервью с Михаилом Платовым (ivi) о том, как ОТТ-сервисы отреагируют на возможную регуляцию со стороны государства и как решение проблемы пиратства скажется на доходах бюджета.

— Какие сейчас основные проблемы регулирования ОТТ-сервисов?

В марте возникла инициатива — начать регулировать деятельность по продаже ОТТ-услуг. При этом наше мнение, как участников рынка — то, что в данный момент дополнительные законы не требуются.

Все компании, которые работают в этой сфере, уже регулируются действующим законодательством: в том числе оказание информационных услуг, распространение информации — Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом «О противодействии экстремистской деятельности», Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и т. д. Эти нормы обязательны для всей интернет-сферы, в том числе и для нас, и мы им подчиняемся.

Если речь идет о специальном регулировании, то это регулирование должно возникать в связи с проблемами в отрасли. У нас же основная проблема -это интернет-пиратство. Мы вместе с Ассоциацией Интернет-Видео, Роскомнадзором и другими регуляторами пытаемся на уровне законотворчества решить эту проблему комплексно.

Можно говорить, что пиратство — это только проблема правообладателей, но это и наша проблема. Мы работаем на этом рынке, соблюдая многочисленные нормы законодательства. Пираты же — нет, они не платят налоги и не создают рабочие места, используют чужую интеллектуальную собственность без разрешения правообладателей. Мы пытаемся на эту ситуацию как-то повлиять.

Что же касается тех инициатив, которые появляются, то нам не очень понятно, почему они исходят не от рынка. То, что предлагается, на наш взгляд — это зарегулирование рынка, постановка в рамки и ограничения, которые не дадут отрасли развиваться.

Ненужные ограничения

— О каких именно ограничениях для отрасли идет речь?

Законопроект, который мы сейчас обсуждаем, пока не выложен в открытый доступ. Как мне кажется, сначала Роскомнадзор и МКС хотят между собой должны договориться. При этом члены МКС — крупнейшие медиахолдинги, которые имеют достаточно опосредованное отношение к нашей отрасли, но почему-то придумывают нам регулирование, направленное на обеспечение защиты интересов государства.

Нам не совсем понятно, от чего, от каких проблем они отталкиваются. Наша сфера — это преимущественно развлекательный контент, и мы нацелены на то, чтобы приносить людям развлекательный контент и никакой функции, кроме развлекательной, мы не несем.

Если говорить об ограничениях, то нас больше всего напрягло предложение о квотах на формирование контента (речь идет о предложении обязать ресурсы размещать не менее 30% российского контента 80% контента должно быть на русском языке). Насколько я знаю, каталоги контента в легальных ОТТ-сервисах составляют в среднем около 50% контента российского производства.

— Они хотят его до 70% поднять?

Там разные были предложения. Непонятно, зачем вообще нужны эти ограничения. В некоторых предложениях говорят, что должно быть 80% контента. Нам, получается, не нужно докупать иностранный? Или докупать российский? При этом российского контента в любом случае будет не так много, как контента в мире, который мы хотим донести до пользователей. Получается, мы должны при исчерпании лимита на российский контент перестать лицензировать весь контент? Почему? После этого местные ОТТ-сервисы сразу начинают проигрывать в конкуренции с международными игроками.

— Никаких дополнительных льгот за это не дают?

Нет. Налоговое стимулирование очень бы не помешало этой отрасли, потому что рынку в целом около 6 лет, он ещё находится в инвестиционной стадии развития, маржинальность низкая, потому что основные затраты на контент, техническую часть и персонал (у нас большая часть штата — это программисты, которые разрабатывают платформу, сайт, мобильные приложения). Нельзя сказать, что все хорошо себя чувствуют в этой отрасли.

Люди готовы платить

Для нас большим сюрпризом было узнать, что люди готовы платить за качественный контент на лицензионных сервисах. Это тренд сейчас заметен стал. Экономические проблемы тормозят рекламный рынок, и распространение платного контента становится более популярным (имеется в видя оплата за доступ к контенту по подписке либо единоразовая оплата за арендупокупку доступа к видеоконтенту).

К тому же, правообладатели готовы давать некоторый премиальный контент только на условиях продажи, без возможности показывать его бесплатно и с рекламой для пользователей, что делает подписку ещё более привлекательной.

Что касается других инициатив — нас смущает ограничение иностранных инвестиций в этот сегмент бизнеса. Мы слышали про аналогичное предложение для СМИ. ОТТ-сервисы обычно в качестве СМИ не зарегистрированы, соответственно, мы не регулируемся законом о СМИ, хоть и распространяем информацию. Мы не влияем на повестку дня и социально-политическую ситуацию, предоставляя пользователям развлекательный контент.

Но когда такой жесткий контроль устанавливается к развлекательным ресурсам, это не совсем понятно. При том, что есть российское законодательство, которое позволяет регулятору работать с нами. Все члены Ассоциации Интернет-Видео — российские компании, все здесь находятся.

Мы плотно сотрудничаем с регуляторами, ответственно подходим к формированию каталогов. У нас отдельное детское приложение, где специально подобран контент для молодой аудитории. Ситуаций, когда подобный нашему сервис распространяет запрещенную информацию, не бывает в принципе.

В чем помощь отрасли — непонятно

Ещё один момент — обязательство демонстрировать только фильмы, которые уже вышли в эфир и имеют прокатные удостоверения. Судя по всему, это сделано для того, чтобы уравнять онлайн-кинотеатры с ТВ. Но телевидение изначально проигрывает конкуренцию интернет-сервисам с точки зрения ассортимента, потому что у них линейное вещание, а в интернете можно получить доступ к неограниченному количеству контента. Здесь, на мой взгляд, важно не устанавливать административные препоны для её распространения. Просто это новая среда, которая дает конкурентные преимущества по сравнению с традиционными медиа.

Это основные вопросы, которые возникают к предложениям, которые мы видели. Нам сложно их поддержать, потому что они не направлены на развитие отрасли. Заявляется, что они направлены на защиту каких-то интересов, но непонятно, как они помогут отрасли, с учетом того, что она до сих пор убыточна — затраты очень высокие, маржа очень низкая. Мы закупаем контент в огромных количествах, чтобы обеспечить конкурентные преимущества сервисов. Ни одно медиа в России не тратило столько ресурсов на покупку контента, даже телеканалы.

Какое налоговое стимулирование нужно

— Какие налоговые послабления помогут отрасли?

Мне кажется, те инициативы, которые были озвучены (так называемый налог на Google). Видно, что государство старается обеспечить интересы российского бизнеса с тем чтобы поставить российских и глобальных игроков в равные условиях с точки зрения уплаты НДС. Когда иностранные игроки работают на российском рынке и не уплачивают НДС, а российские игроки уплачивают — это явная проблема российского бизнеса и государства, которая сейчас обсуждается не только в России.

При этом, те инициативы, которые были озвучены — они не совсем обеспечивают интересы российских игроков. Их вроде бы ставят в равные условия, но льготы по НДС предлагают отменить для всех, обязав и российских игроков выплачивать НДС, и иностранных. Хотя могли бы сделать ниже налог для российских компаний или вообще его отменить.

Традиционные кинотеатры, например, не платят НДС с продажи билетов. Вполне уместно, на наш взгляд, ввести те же послабления и для онлайн-кинотеатров. Для бюджета это не будет сильно обременительно с учетом размеров данного рынка в настоящее время, а индустрия получит отличный стимул для развития.

Ещё один момент — с уплатой IT-компаниями страховых взносов. Мне кажется, что наш бизнес можно отнести в IT-бизнесу. Несмотря на то, что мы продаем контент, этот контент продается в рамках разработанного нами ПО. Это не просто каталог фильмов, это технологии, связанные с видеопотоком, рекомендательными сервисами.

Но мы не попадаем под снижение взносов для IT-компаний, потому что не продаем пользователям само ПО, например мобильные приложения, а предлагаем различные варианты покупки контента в рамках данного ПО.

Получается, что IT-компании отчисляют 14% страховых взносов в фонды, а мы — по общей ставке 30%. При этом у нас большая часть затрат — это персонал, разработчики ПО. Мне кажется, что было бы логичным, если бы такие сервисы, как наш, получали бы сопоставимые льготы. Затраты на персонал у нас огромные — мы также, как и другие компании, боремся за разработчиков, стараясь предоставить им лучшие условия.

То, что касается НДС — лучше было не устанавливать равные условия, а поставить отечественных игроков в более выгодные условия. Особенно для молодых российских компаний, которые только выходят на рынок.

Законы не дают развиваться

— А что насчет предложения Минкульта о том, чтобы обязать отчислять 0,5% своих доходов в Фонд Кино. Это авторские отчисления?

Не совсем так. Фонд Кино, который занимается поддержкой отечественного кинопроизводства. Это деньги, которые пойдут на производство отечественных кинофильмов. Нам кажется, что это не совсем правильный подход с точки зрения поддержки кинопроизводителей. Потому что драйверами продаж отечественных фильмов являются сейчас как раз онлайн-кинотеатры.

Как правило, мы отдаем около 50% от выручки, связанной с продажей контента, правообладателям. После это у нас остается небольшая часть на зарплаты разработчикам, оплата инфраструктуры (серверы, платежные сервисы), отчисления партнерам (Smart-TV, магазины приложений).

В этой цепочке продажи услуг много участников, которые откусывают понемногу от маржи, которая и так невелика. Просить онлайн-кинотеатры, которые и так отчисляют правообладателям львиную долю дохода, ещё и 0,5% на поддержку отечественного кино — не совсем правильно.

Как развивался тот же Netflix, который сейчас стал одним из главных распространителей премиального контента и занялся кинопроизводством? Они это делали за счет того, что у них появились собственные материальные возможности, полученные за счет стремительного развития их бизнеса и всего сегмента в целом. Возможности у них появились за счет того, что им дали развиваться. Безусловно, это и более низкий уровень пиратства в США и Европе, и стимулирующие бизнес законы.

В нашей ситуации и развиваться не дают, и предлагают делать дополнительные отчисления правообладателям. Мы убеждены, что драйвером повышения доходов кинопроизводителей является решение проблемы пиратства.

Если решить эту проблему, то это будут не прогнозируемые 3–4 млрд. рублей от отчислений в 0,5% Фонду Кино, это будут более значительные деньги, которые пойдут в легальный сегмент рынка, правообладателям и в бюджет, а не пиратам, которые не платят никому, в том числе и налоги государству.

Теневой бизнес пиратов

Деньги пиратов уходят в оффшоры, это теневой бизнес, они не зарегистрированы на территории Российской Федерации. Этот бизнес не влияет на киноиндустрию и, в целом, на развитие экономики. Поэтому для решения этой проблемы нужны кардинальные решения.

— А сейчас только блокировка?

Да, причем, по нашим данным, полная блокировка пиратского сайта занимает 8–9 месяцев. Для того, что создать т.н. «зеркало» пиратского сайта, требуется несколько часов. Поэтому правообладатель, российский кинопроизводитель и легальный ОТТ-сервис здесь конкуренцию проигрывает.

— А как в других странах обстоят дела? Там нет пиратства?

Нет, оно есть, конечно. В США тоже есть пиратство, просто не в таких масштабах. Там культура потребления кино и медиа в целом другая. Наверное, и в этом проблема — у нас люди не привыкли платить за нематериальные блага.

Почему у нас так сложно работают подписные модели. Мы видим, что тренд есть, пользователи привыкают к подписке, растет выручка от премиального контента. Но основная масса по-прежнему не готова платить, а государство не обеспечивают населению возможности потреблять легальный контент.

Поэтому пользователю проще пойти в Яндекс и набрать «Смотреть игру Престолов онлайн», чем искать сайт с легальным контентом, который не всегда отображается по поисковым запросам на первых страницах поисковых сервисов.

Преимущества пиратов по сравнению с легальными игроками огромны. Пока мы только договариваемся с правообладателями, согласовываем контракты, условия, получаем копии фильмов, готовим к выкладке, пираты уже выложили, набрали индекс в поисковых системах и заняли первые строчки.

Пользователям по большинству неважно, где смотреть. Конечно, качество сервиса некоторым пользователям важно — не все готовы выдержать навязчивую рекламу сомнительных сервисов и онлайн-казино. Мы можем бороться только с точки зрения качественного и ненавязчивого сервиса.

— А вы можете как-то сами бороться с пиратством? Как Litres, например?

Мы же не правообладатели, у нас, как правило нет правовых оснований требовать что-то от нарушителей, не являясь правообладателями контента. Мы поэтому и организовали Ассоциацию Интернет-Видео, чтобы не только легальные игроки, но и правообладатели были защищены.

Мы можем помогать с организацией этой деятельности, но непосредственно принимать участие в судебных разбирательствах по защите прав мы не можем. Если мы придем к тому, что будем производить собственный контент, то тогда мы будем этим заниматься.

Проблема в том, что только очень крупные правообладатели занимаются защитой контента — это стоит времени, денег, ресурсов, поэтому мало кто из правообладателей за это берется. Мы пытаемся их организовать, выявить, какой контент наиболее востребован с точки зрения онлайн продаж, организовать пул правообладателей, который разрешит Ассоциации Интернет-Видео защищать их права комплексно.

«Публикация в рамках проекта "Ноосфера. Запуск". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией "Российский Союз Молодежи"».

Источник: therunet.com

Публикация в рамках проекта "Ноосфера. Запуск". При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.