Один из зримых символов кризиса: субботний «Коммерсантъ» полностью посвящает себя перечислению предприятий-банкротов, имущество которых продается дешево или почти задаром. Обозреватель «Часкора» разбирался, как нажиться на проблемах лузеров.
1. Вот это скидки!
Многие читатели «Коммерсанта» признают, что изучение списка банкротов затягивает не хуже детектива-бестселлера. И ярких заголовков там нет, и шрифт маленький, и никаких стилистических изысков, а поди ж ты… Как мило представить себя покупателем целого завода за какие-то смешные пару миллионов! А если ваши бизнес-фантазии не поднимаются выше микроуровня, то и тут полное богатство выбора. Ведь для одних кризис — крах и разорение, для других — шанс за малые деньги приобрести и развить бизнес.
Вот, например, в селе Прохладное Надеждинского района Приморского края продают общественную баню общей площадью 186,4 кв. м за 269 370 рублей. При пересчете на доллары получается около 8 тысяч, или 43 доллара за квадратный метр. Начни строить сам — и в любом случае получится раз в 10—20 дороже (не считая отделки и коммуникаций). А тут вот оно — готовое. Есть шанс еще больше снизить затраты, поскольку условиями торгов предусмотрены шаги на понижение заявленной стоимости…
Не хочешь баню — купи двухэтажную гостиницу из 24 комнат в селе Тасеево Красноярского края. Начальная цена лота — 716 700 рублей, или по 82 доллара за квадратный метр. Что в 40 раз дешевле московских расценок за коммерческую недвижимость…
И вообще сколько-нибудь массовой скупки прогоревших бизнесов пока не видно.
«Ситуация очень похожа на ту, что сложилась на рынке недвижимости, — говорит «Часкору» эксперт Алексей Синельщиков из частного консалтингового агентства. — Предложений купить имущество и активы банкротов с каждым днем всё больше и больше, а реальных сделок крайне мало. При этом дисконты составляют 20—80% от рыночной стоимости объектов».
По закону процедура банкротства охватывает все предприятия и организации, срок кредиторской задолженности которых наступил более трех месяцев назад и составляет свыше 100 тыс. рублей. Если владельцы предприятий не в силах договориться с кредиторами в досудебном порядке, то их активы выставляются на торги. Таких «счастливчиков» сегодня около 40 тысяч. Скоро будет в разы больше.
2. А что дают-то?
Одной из главных причин, по которой торговля дефолтным имуществом идет вяло, является недостаток информации. В газетных объявлениях указаны лишь названия тех или иных активов, но никогда — их подробные характеристики, реальное состояние, возможности эффективного использования. Знать о метраже общественной бани в приморском селе, разумеется, необходимо. Но как понять, когда она построена, из каких материалов, есть ли строительная экспертиза здания?..
В большинстве случаев объекты, выставляемые на продажу, не имеют предпродажной подготовки и в классическом смысле не являются товаром. Их нельзя, скажем, увидеть на доступных сайтах или получить основные подробности о них по электронной почте. Как правило, следует узнавать всё самое важное и нужное у конкурсных управляющих. Лично. Для этого — записываться на прием (строго в рабочие часы) и лететь куда-нибудь за тысячи километров.
Справедливости ради стоит отметить, что власти намерены ускорить процедуру банкротства и реализации имущества. Для этого, например, создаются такие порталы, как bankrotstvo.ru, где в свободном доступе выложены библиотеки типовых документов, необходимых кредиторам, должникам, работникам должника и арбитражным управляющим для осуществления процедур, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)», содержащие свыше 500 документов. План по противодействию коррупции, подписанный недавно президентом России Дмитрием Медведевым, предусматривает меры по переходу на электронные торги конфискатом, имуществом банкротов и при госзакупках.
«Предусматривается разработка и финансирование мероприятий по созданию инновационных технологий госуправления, обеспечивающих прозрачность управленческих процедур, по осуществлению перехода на электронные торги в режиме онлайн при продаже конфискованного имущества, имущества предприятий-банкротов и закупок для государственных и муниципальных нужд», — сказал глава президентской администрации Нарышкин. Однако не уточнил, когда именно ждать революционных новаций на практике.
3. Довесок больше товара
Большой скандал в Орловской области. Колхоз под названием «Пробуждение», в прошлом миллионер, а ныне банкрот, выставил на продажу всё свое имущество, включая главную деревенскую дорогу, соединяющую дома с немногочисленными, но жизненно важными учреждениями. Какими бедами отзовется предстоящий аукцион, селяне боятся даже представить. Виктор Иванов, бывший директор колхоза, говорит: «Дорогу колхоз делал за свои средства, он должен был ее поставить на баланс. То, что стоит на балансе, оно идет в конкурсную массу».
Причина несуразицы в том, что закон о банкротстве не дает права сельхозпредприятиям распродавать себя по частям. Или бери всё, оптом, одним лотом, дороги и поля, фермы и технику, коров и баранов, церкви и мечети, либо… ничего! Сегодня это главная причина, по которой банкротство в деревне лишается всякого оздоровительного (в экономическом плане) смысла. Это обрубает шансы и частных лиц — хоть местных фермеров, хоть переселенцев из городов — по дешевке купить то, что им действительно необходимо. И это само по себе продуцирует банкротство тех, кто отважится приобрести хозяйство с абсолютно неэффективной структурой.
В отдельных регионах власти уже не могут терпеть и на свой страх и риск корректируют федеральное законодательство — например, в Башкирии, где республиканские депутаты предлагают изменить 179-ю статью закона, дополнив ее всего двумя строчками: имущество должника продается как целым лотом, так и по частям. Однако самоуправство здесь (если Москва не сделает то же самое) невозможно: любую сделку в обход федерального закона суд сочтет недействительной. Потому воз и ныне там.
Похожие нелепости возникают и в случаях, когда продажа имущества банкротов оговаривается «социальными» условиями. Пример с баней в приморском селе характерен: новый собственник здания в течение 10 лет должен мыть односельчан, невзирая на растущие затраты на воду, отопление и даже на то, что большинство клиентов ходить в баню считают жутким расточительством, предпочитая мыться в корытах. Но и это еще полбеды. Основная опасность для покупателя скрыта в так называемых ложных банкротствах, которые фактически являются рейдерскими захватами.
4. Посторонним вход воспрещен
По мнению Александра Волкова (учебная корпорация «Минфин») и Александра Привалова (журнал «Эксперт»), действующий закон о банкротстве — «худший в России», поскольку именно он « развратил страну, и пока он не отменен, ничего полезного сделать заведомо не удастся».
«Все слишком хорошо знают, что банкротство по ныне действующему закону — это никакое не оздоровление, а денной грабеж, — убеждены эксперты audit-soft.ru. — Нечестные банкротства — не разрозненные прыщики, это проказа».
«Примерно 30% всех банкротств в России приходится на заказные банкротства», — заявила руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяна Трефилова. «Примерно треть кредиторов была заинтересована не в получении денег, а в смене собственника», — сказала она («НГ» от 28.09.01).
Если говорить о серьезных предприятиях, попадающих в эту мясорубку, то нечестных банкротств будет не треть, а гораздо больше. Скажем, недавно был опубликован «Эксперт-200» — список крупнейших предприятий России. Так вот, из предприятий, входящих в две сотни, только в металлургии на момент публикации рейтинга восемь находились под внешним управлением (всего металлургов в рейтинге — 51). Более чем вероятно, что с банкротством в прямом смысле слова, с настоящей несостоятельностью, ни один из этих восьми случаев не имеет ничего общего; там просто идет черный передел.
Как утверждают Волков и Привалов, капитализация российских предприятий неизменно оценивается по формуле:
K=Saij + SWk
где aij - взятка за назначение управляющего (i = 1, N - предприятия, подлежащие банкротству, то есть практически все сколько-нибудь привлекательные предприятия страны (Именно все - запущенные долги иметь не обязательно: существующая индустрия банкротств без труда обанкротит предприятие, не проведшее вообще ни одной коммерческой операции); j = 1, 2, 3 - соответственно временный, внешний и конкурсный управляющий), Wk (k = 1, М, где М совсем не велико) - отдельно исчисленная капитализация предприятий, банкротство которых невозможно без решения на высшем политическом уровне.
Допустим, вы заинтересованы в покупке какого-нибудь предприятия. У этого предприятия существует контрольный пакет акций, который в принципе можно купить. Нынешние владельцы оценивают пакет — исходя, например, из годового оборота — в определенную сумму. Но вам, как и всему деловому сообществу, прекрасно известны стандартные схемы использования закона о банкротстве. Поэтому вы знаете, что вашей цели можно достигнуть и другим путем: дать три взятки за назначение своих людей временным, внешним и конкурсным управляющими, получив в результате те же активы. Вы сравниваете цену контрольного пакета с суммой взяток и, если эта последняя на порядок меньше — а дело обычно обстоит именно так, — как разумный инвестор выбираете менее затратный путь: идете покупать чиновников. Тот легко наблюдаемый факт, что некоторые финансово-промышленные группы, осуществляя поглощения, скупают и акции, и долги, дела не меняет: ключевым, в том числе и для стоимости поглощения, остается механизм банкротства. Сначала запускается именно он, а уж потом, когда до прежних владельцев доходит, что их имущество уже, в общем-то, пропало, за бесценок скупается контрольный пакет. Так что, к великому сожалению, эта мрачная формула верна… Посторонних частных инвесторов (покупателей) банкротной собственности подковерные рейдерские игры могут привести к фатальным последствиям. В лучшем случае вы потратите время, силы и деньги на юристов и транспортные расходы, но останетесь с носом, в роли статиста на чужом празднике жизни. В худшем — окажетесь в коллизии по сценариям криминальных сериалов — когда ничего не подозревающий обыватель вовлекается в конфликт враждующих группировок. Всё, словом, как в той пословице о бесплатном сыре и мышеловке.Читать @chaskor |