Подписаться на обновления
20 октябряСуббота

usd цб 65.8140

eur цб 75.3241

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Виктория Яковлева   понедельник, 25 декабря 2017 года, 20:00

Найти, скачать, распространять
Как библиотеки используют открытые лицензии


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Многие библиотеки – в том числе и в России – озабочены необходимостью оцифровывать свои коллекции. Однако оцифровка – лишь первый этап создания электронных хранилищ. Самое важное – обеспечить открытый доступ к цифровым материалам, с чем достаточно успешно справляются за рубежом. Рассказываем, как выкладывают под открытыми лицензиями свои фонды крупнейшие библиотеки мира.

С появлением интернета многие сферы жизни трансформируются: в сети мы уже заказываем билеты на самолет, пиццу или поездку на Мальдивы. Изменения касаются и более фундаментальных вещей: в отдельных странах полноценное высшее образование уже можно получить удаленно, как и знания – на порталах электронных библиотек.

Для того, чтобы библиотека в сети представляла собой полноценный аналог библиотеки традиционной, необходимы не столько инфраструктура и консультанты, сколько открытые фонды. От их наполненности и возможности свободно читать и распространять копии зависит то, сколько человек придут на портал и что они там получат.

Почему это важно?

Допустим, у вас есть любимый писатель. Пусть это будет Рэй Брэдбери. Он жил и работал в Америке, поэтому именно там хранится большая часть созданных им произведений, среди которых не только литература, но и рукописи, письма, предметы личного пользования.

Для того, чтобы получить к ним доступ, вам необходимо поехать в США, то есть оплатить перелет, потратить деньги на проживание, проезд, еду, оформить пропуск в библиотеку – возможно, даже не одну. Если вы – владелец крупного банка или собственного нефтеперерабатывающего завода, то для вас это не будет проблемой. Но если ваши доходы равны среднероссийской зарплате, вряд ли вы когда-нибудь сможете удовлетворить свою жажду познания.

Открытый доступ позволит вам познакомиться с произведениями писателя, оставаясь в своей квартире. Все, что для этого требуется – интернет. Если произведения будут опубликованы под открытыми лицензиями, вы сможете не только прочитать рукописи, но и включить их в свою работу – например, в книжку, которая рассказывает о влиянии писателя на современную американскую литературу. Или же поделиться с друзьями его письмами, опубликовав их на странице в социальной сети.

О лицензиях и мотивах

В большинстве случаев библиотеки выкладывают в онлайн те произведения, которые находятся в общественном достоянии. Они представлены под лицензией Public Domain – это правовой режим, в который переходят все произведения после того, как заканчивается срок действия авторского права. Для большинства стран это время от создания произведения до смерти автора плюс 70 лет. Из общих тенденций - создатели просят посетителей проверять статус таких произведений в своей стране, чтобы убедиться в том, что они доступны для использования, в том числе и коммерческого.

Некоторые произведения или даже коллекции доступны пользователям по лицензиям Creative Commons. Как правило, в таком правовом режиме выкалываются или личные архивы библиотек, или коллекции, принадлежащие частным лицам и организациям, например, НКО. Мотив – развивать культуру и науку, опираясь на достижения прошлых поколений.

Библиотеки понимают, что большое количество информации на порталах обеспечивает большую посещаемость. Это важно, так как год от года их аудитория падает: вспомните, когда вы или ваши знакомые в последний раз были в библиотеке, и представьте, что таких, как вы, миллионы. Миру больше не нужны организации, у которой нет своей аудитории – это не оправдывает дороговизну их содержания и делает их существование бессмысленным.

Новые английские традиции


Британская библиотека – это национальная библиотека Великобритании, созданная в 1972 году. Это вторая по величине библиотека мира, которая является одним из лидеров в области оцифровки произведений и их публикации на своем электронном портале. Библиотека считает, что ее миссия в первую очередь состоит в продвижении культуры и науки, которое невозможно без открытого доступа к произведениям. На данный момент на портале содержится более 90 тысяч фотографий и 9 миллионов статей, а также книги, видео- и аудиозаписи.

К контенту, представленному на сайте под лицензиями Creative Commons, как правило, относятся произведения, авторские права на которые принадлежат самой библиотеке или сотрудничающим с ней базам данных. При этом библиотека оговаривает, что при копировании, передаче или другом использованием контента пользователь должен убедиться, что не нарушает права третьих лиц.

То, что библиотека выступает за публикацию произведений в открытом доступе, указывают ее многолетние инициативы: например, в 2010 году она опубликовала более 3 млн библиографических записей под лицензией СС0 в рамках совместного проекта с ISC OpenBibliography.

Также под лицензией СС0 была опубликована коллекция манускриптов библиотеки. Они доступны для загрузки и свободного использования. При этом библиотека сама призывает читателей к использованию таких произведений: «Комментируйте, размещайте работы на других порталах и делитесь с ними там, где это возможно».

Библиотека имеет и свою страницу на сайте проекта Flickr, где разместила уже более миллиона фотографий. Аудитория проекта составляет более 38 тысяч пользователей.

Creative Commons по-американски


В одних странах оцифровывать и выкладывать в открытый доступ произведения библиотеки обязаны на федеральном уровне. Например, в США в 2000 году было выделено 100 млн долларов на программу национальной цифровой информационной инфраструктуры. Одна из целей программы – сделать произведения доступными пользователям и популяризировать американскую культуру в мире.

На данный момент сайт Библиотеки Конгресса включает в себя 304 коллекции из 66 тем. Пользователь может найти документы, фотографии, графики, коллажи, художественную и научную литературу.

Библиотека Конгресса не только выкладывает свои коллекции под открытыми лицензиями, но и сама работает над инициативами, которые позволили бы учреждениям культуры обмениваться документами с пользователями. Например, совместно с организацией Creative Commons библиотека работала над Реестром авторских прав.

Для привлечения новых пользователей на свой портал и распространения произведений библиотека сотрудничает с рядом порталов, например, Photos for Class или Flickr, где уже опубликованы более 30 тысяч изображений. На сайте Библиотеки Конгресса указано, что она приветствует любую возможность поделиться своими коллекциями с новой аудиторией, а также приглашает пользователей комментировать изображения, использовать их, а также дополнять идентификационную информацию, т. к. многие старые экземпляры имеют скудное описание. При этом библиотека является одним из участников проекта The Commons, призванном объединить учреждения культурного наследия для обмена изображениями из своих коллекций, которые не имеют каких-либо ограничений в сфере авторского права. По мнению создателей проекта, это поможет повысить осведомленность об этих коллекциях у широкой публики.

Европейская инициатива


Одним из крупнейших проектов, выкладывающих свои цифровые коллекции под открытыми лицензиями, является европейская цифровая библиотека Europeana. Проект был запущен в ноябре 2008 года, к этому времени уже было оцифровано порядка 2 млн экземпляров изданий.

Проект был создан для достижения трех целей: налаживание информационного сотрудничества между музеями, архивами, библиотеками и глобальной аудиторией; охват европейского культурного наследия и его перевод в электронный вид; популяризация культурного наследия Европы во всем мире.

Что немаловажно, поисковая система сайта предусматривает отбор произведений в зависимости от лицензии: например, пользователь может найти фотографию или книгу, которую можно использовать исключительно с указанием автора.

Europeana тесно сотрудничает с Creative Commons, которая разработала поисковой инструмент Creative Commons Search. По данным портала, его ежемесячно использует почти 600 тысяч пользователей. Поиск осуществляется, помимо прочего, по коллекциям библиотеки: например, в апреле 2017 года она передала 470 тысяч фотографий в базу данных CCSearch. При этом фотографии частично принадлежат разным музеям и библиотекам, которые сотрудничают с Europeana, например, нидерландскому музею Rijksmuseum и Нью-йоркской публичной библиотеке.

Все метаданные, доступные на europeana.eu, также публикуются без ограничений в соответствии с условиями Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication. На портале указано, что если пользователь повторно использует данные, опубликованные библиотекой, она рекомендует следовать европейским правилам использования метаданных и предоставлять ссылки на источники.

Музейный опыт


Одним из проектов, осуществляющих публикацию произведений по лицензиям Creative Commons, является Метрополитен-музей (Met). Он был открыт в 1870 году, и на данный момент является четвертым по посещаемости музеем мира. На сайте музея указано, что он «собирает, изучает, сохраняет и представляет значимые произведения искусства, чтобы объединить людей через творчество, знания и идеи».

В феврале 2017 года Метрополитен-музей объявил о передаче всех фотографий, являющихся общественным достоянием, под свободную лицензию Creative Commons Zero (CC0). По такой же лицензии доступны и все данные, то есть автор, дата, размеры изображения. Таким образом, на портале появилась уникальная коллекция из 375 тысяч изображений, которые можно свободно использовать, копировать, распространять и перерабатывать.

Результаты поразили даже инициаторов проекта: количество скачанных с сайта изображений увеличилось на 64%, а трафик посещений онлайн-коллекции – на 17%. От инициативы выиграли и сторонние ресурсы: например, более 90% фотографий были загружены на Wikimedia Commons, а количество изображений на страницах Wikipedia о коллекции Метрополитен-музея выросло на 500% и составило 6 598 изображений.

К использованию материалов в открытом доступе подключились и другие проекты: например, портал FiveThirtyEight провел анализ данных сайта, выявив страну происхождения, год создания и приобретения каждого объекта из коллекции, а пользователи в Twitter начали активно делиться экземплярами произведений, зачастую их перерабатывая.

В дальнейших планах музея – сотрудничество с аналитическим порталом Google BigQuery, который, по словам руководителя отдела по оцифровке коллекции Метрополитен-музея Люка Таллона, сделает возможным автоматическое распознавание всех изображений. Музей планирует продолжить сотрудничество и с такими организациями, как Creative Commons, Wikimedia, Artstor, Digital Public Library of America (DPLA), Art Resource и Pinterest.

Люк Таллон также заметил, что «люди становятся на удивление креативными, когда коллекция вроде нашей становится доступными для использования, распространения и изменения без каких-либо ограничений», тем самым подтвердив необходимость использования открытых лицензий в библиотеках, музеях и архивах по всему миру.

Статья опубликована в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», который реализуется НП «Викимедиа РУ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Наша миссия — объяснить библиотекам, как надо работать в интернете»

Результаты реализации проекта «Открытая библиотека» и шаги по направлению к открытому доступу

В России практика публикации произведений в открытом доступе пока не столь развита, как в Европе и США, однако успешные проекты по оцифровке и распространению произведений в интернете реализуются уже сейчас. Координатор проекта «Открытая библиотека» Наталия Трищенко рассказала о том, почему важно публиковать материалы в открытом доступе, какую роль в данном процессе играет сотрудничество с библиотеками и как нужно выстраивать с ними работу для получения положительного результата.

31.07.2018 21:00, Анна Иванова, Ольга Кареева


«Люди имеют право читать все»

Что сотрудники российских библиотек думают об актуальных проблемах распространения знаний в интернете

Цифровая трансформация библиотек уже неизбежна: открываются электронные порталы, развивается процесс оцифровки книг, появляются активисты, создающие проекты по распространению произведений в открытом доступе. Большую роль в цифровой трансформации библиотек играют их сотрудники, вынужденные адаптироваться к новым реалиям. Рассказываем о том, считают ли специалисты библиотечного дела этот процесс необходимым и как они относятся к практике публикации произведений под открытыми лицензиями.

31.07.2018 16:00, Анна Иванова, Карина Исаева, Ольга Кареева


На 47 тысяч книг в открытом доступе больше

К каким результатам привело взаимодействие между Белгородской государственной универсальной научной библиотекой, Библиотекой им. Н. А. Некрасова и ФРC

С 2017 года Федеральная система банков знаний развивает идею о публикации произведений в открытом доступе и предлагает всем заинтересованным организациям внести свой вклад в движение за свободное распространение информации. В число двенадцати банков знаний, сотрудничающих с проектом, входят Белгородская государственная универсальная научная библиотека и Библиотекой им. Н. А. Некрасова, которые активно размещают в системе произведения из своих архивов. Уже на данном этапе взаимодействия в открытом доступе находятся масштабные коллекции оцифрованных газет, статей, книг художественной и научной литературы. Рассказываем о целях проекта и итогах сотрудничества.

31.07.2018 13:00, Ольга Кареева


Неподготовленная почва

Почему оцифровка не решает проблему доступности библиотечных коллекций

Оцифровку книг и документов сейчас практикует множество библиотек и архивов. Трудно представить, что в век цифровых технологий пожар может безвозвратно унести часть библиотечного фонда из-за отсутствия цифровых копий — как это было в 2015 году с ИНИОН РАН — или что самые известные произведения классической литературы невозможно будет найти на сайтах библиотек. Как ни удивительно, последняя проблема очень распространена: оцифрованные книги часто доступны лишь в электронных читальных залах, а «чтение онлайн» просто не предусмотрено.

30.07.2018 19:00, Елена Капитохина


Читальные залы в цифровой среде

Рекомендации по созданию комфортной электронной библиотеки

Выбор правильной платформы и обеспечение быстрой и эффективной работы сайта — две основные задачи, которые должны ставить перед собой создатели электронной библиотеки, чтобы сделать проект успешным в цифровой среде. Как создать удобную электронную библиотеку и для пользователей, и для самих библиотекарей, почему лучше всего работает максимально простой и удобный в использовании сайт, а качество текстов должно быть высоким? Как решить вопросы финансирования и не нарушить закон об авторском праве? И каким электронным библиотекам уже удалось это сделать?

29.07.2018 16:00, Яна Кулаева


Без бумаги и очередей

Почему современные читатели предпочитают книги в интернете и какие преимущества дает создание электронной библиотеки

Одной из главных задач оцифровки произведений является сохранение исходного материала: если оригинал на бумажном носителе будет утрачен, останется электронная копия. Однако вторым важнейшим преимуществом процесса оцифровки является возможность предоставить читателям книгу без необходимости идти за ней в библиотеку. Публикация произведений увеличивает аудиторию современных библиотек, а также делает процесс приобщения к культурному наследию простым и удобным.

28.07.2018 19:00, Анна Иванова, Ольга Кареева


Границы законного

Какие зарубежные законодательные инициативы и национальные программы помогают библиотекам и архивам публиковать произведения в открытом доступе

Несмотря на то, что принцип публикации произведений под открытыми лицензиями на современном этапе поддерживают все больше учреждений, его полноценная реализация невозможна без соответствующих законодательных инициатив. В некоторых странах правительство уже ввело в действие законы и соглашения, по которым читатели получают возможность более гибко использовать произведения, а библиотеки — оцифровывать и распространять материалы с меньшими ограничениями.

27.07.2018 19:00, Ольга Кареева


Не книгой единой

О библиотечном контенте для читателей в интернете и самых интересных онлайн-коллекциях

Чтобы выжить в цифровую эпоху, библиотеки используют новые способы привлечения читателей: устраивают конференции и тематические встречи, создают порталы и блоги, начинают выкладывать оцифрованные произведения не только на своих сайтах, но и в социальных сетях. Однако подобные методы не всегда срабатывают, потому что на их пути встречается немалое количество препятствий. Рассказываем, какие именно материалы могут выложить библиотеки и архивы и какие цифровые проекты уже существуют или скоро появятся в России.

24.07.2018 15:34, Карина Исаева


Вики-проекты: инструкция по применению

Как можно делиться знаниями и распространять произведения в открытом доступе

Все слышали про «Википедию». И многие так или иначе ей пользовались, даже если не во всем ей доверяли. Но «Википедия» — это лишь один из проектов компании «Фонд Викимедиа». Помимо него существуют свободная библиотека, склад медиафайлов и другие онлайн-ресурсы, которыми может воспользоваться любой желающий — и не только воспользоваться, но и пополнить их.

23.07.2018 19:00, Анна Баева


Для отличных выходных

10 коллекций в открытом доступе

В открытом доступе — картины, журналы, иллюстрации, документы, видео и аудиозаписи. Одни из лучших коллекций — и совершенно бесплатно!

21.07.2018 16:00






 
Открытая библиотека

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.