Подписаться на обновления
22 маяВторник

usd цб 62.5327

eur цб 73.3321

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   четверг, 4 ноября 2010 года, 09:00

На краю света
Ретроспектива Исаака Левитана в Третьяковке вошла в странный резонанс с днями Клода Моне в Париже


На выставке "Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Если Левитан — писатель, то Моне — композитор; его трепетные и ажурные композиции сиюминутны и невесомы, неощутимы и едва уловимы.

Картины Исаака Левитана вывесили по кругу, в центре с какой-то точки видны три главных больших холста — «Над вечным покоем» (1894, ГТГ), «Владимирка» (1892, ГТГ) и «У омута» (1892, ГТГ), — окружённые этюдами, из которых видно, как изгонялось всё лишнее и сиюминутное, как картины двигались в сторону символических обобщений.

Василий Кандинский (1866—1944) сделал переворот в изобразительном искусстве. И сначала он сделал его буквально: вернувшись поздно из мастерской, он обнаружил в полумраке своего дома неизвестную чудесную картину. Когда он приблизился к ней, оказалось, что это его собственная работа, случайно (случайно?) повешенная вверх ногами. Было совершенно непонятно, что за предмет изображён на картине, и это поразило художника. На следующий день он захотел испытать те же ощущения, но особого восторга не почувствовал. Да и предмет на полотне теперь можно было узнать даже вверх тормашками. Художник решил: долой предмет и саму «предметность»!

Открывается выставка подборкой волжских пейзажей, чуть дальше — европейские пейзажи, сделанные во время первого и второго путешествия за границу.

Другой край выставочного зала показывает картины последних лет (наиболее известных по «Родной речи»), там же — последняя большая картина «Озеро» (1899—1900, ГРМ), являющаяся главным олицетворением России.

Если пытаться проследить творческую эволюцию Левитана, то среди фотографически точных («Папоротники в лесу», 1895, из Новгородского художественного музея) и импрессионистически условных; больших холстов, тянущих на целый роман, и небольших зарисовок самой важной тенденцией оказывается постепенное просветление пейзажа.

Здесь практически нет летних видов (яркой и сочной природа у него бывает только на небольших картонах и подготовительных зарисовках), подавляющее большинство работ фиксируют осень, раннюю или позднюю, переходящую в зиму. Или же саму зиму, нивелирующую оттенки.

Есть работы, изображающие весну (ветреная, неуютная погода, разлив талых вод, низкое выцветшее небо), но их меньше, чем осенних.

Зато «пышное природы увяданье» показано на разные лады. Особенно хороши ночные пейзажи (утром Левитан, скорее всего, не работал, вероятно был «совой»), позволявшие редуцировать цветовое разнообразие и укоротить фактуру.

Отдельная выгородка, посвящённая циклу ночных картин с луной, кажется самой изысканной и странной. Кураторская врезка говорит о том, что «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ) вступают в диалог с аналогичными стогами Моне. Ибо они наиболее абстрактны и субъективны, а Грабарь, глядя на них, вспоминает «лаконизм японских гравюр».

О Моне, гуляя по ретроспективе, думаешь не один раз. Главный певец русской природы жил и работал приблизительно в те же годы, что и главный певец природы французской.

Сопоставление дат горчит странным на первый взгляд, но чем дальше, тем всё более очевидным открытием, объясняющим разность двух мировоззрений через ощущение окружающей природы и родного художнику общества.

Ведь в то время, когда у нас боролись с академизмом и становились социально значимыми передвижники, во Франции поднималось и набирало силу импрессионистическое движение.

В год культурного обмена Франции и России особенно яркой и очевидной оказывается рифма между двумя самыми важными для понимания мироощущения нации живописцами. Тем более что в парижском Гран-Пале сегодня проходит самая большая выставка Моне последних десятилетий, собравшаяся две сотни лучших его картин.

Схожести (и тот и другой, к примеру, не любили вставлять в свои ландшафты человеческие фигуры, у Левитана их всего несколько, хотя выгородка с графикой показывает, что портреты удавались художнику не хуже пейзажей) и различия между Моне и Левитаном (импрессионисты «против» передвижников) могут многое рассказать о разнице менталитетов двух народов, русского и французского.

Говоря о Левитане, всё время держишь в голове Моне, его периоды и многочисленные серии. Французу повезло жить дольше и плодотворнее.

Последние годы жизни Левитан работал особенно мощно и интересно, внутри него возникал, но так и не воплотился новый какой-то художник.

Это особенно отчётливо понимаешь перед картиной «Озеро», где мощные облака проплывают над яркой, залитой солнечным светом рекой, в которой отражаются уходящие вдаль распаханные под поля холмы с монастырём белого камня и аккуратной деревушкой.

Левитан тщательно выписывает берег, скатывающийся к реке, объёмные облака, тени которых ложатся поверх водной ряби. И купола блестят на просторе подобно маяку.

Вот и другие картины Левитана показывают, что интереснее всего ему было выписывать именно сушу.

Окружённая монотонными небесами (облачность возникает много реже, чем ровное, без перепада оттенков) русская земля, вязкая, влажная, удаётся Левитану лучше всего.

Собственно, она и есть база, основа его цветовых и сюжетных решений. Заросшая и поросшая, переливающаяся различными цветами, переходящими друг в друга, подпирающими друг друга противоположностями, насыщенная растениями, избушками, множеством тщательно прорисованных деталей.

Недавно найденное захоронение великого художника может быть утрачено, вместо того чтобы приносить пользу. А что с могилой? Её нет. Там не торчит даже прутика. Конструкция из водопроводных труб и кусков жести, названная энтузиастами «Супрематическим деревом», торчит на месте утерянного дуба. Могила вошла в границы нового посёлка, который начнут строить через месяц-два.

Детали для Левитана, тянущие его к земле и не дающие взлететь (точно таким же неудобоваримым и тяжеловесным оказывается русский быт, когда его начинают изображать отечественные кинематографисты), оказываются главными носителями символического звучания.

Выложившись на земле (апофеозом здесь «Владимирка» с одной, едва намеченной, фигурой монаха в чёрном, бредущего к горизонту), Левитан дописывает, как правило, невыразительный небосклон и совершенно непрозрачные воды.

«Над вечным покоем» покоряет тщательно отделанным мыском с церквушкой на берегу, мимо которого разливает воды беспросветная река, упирающаяся в отсутствующее небо с серыми облаками, вырезанными из пенопласта.

И даже «У омута», изображающая кусок лесного болотца, через центр которого проложены шаткие мостки, где главным действующим лицом оказывается затхлый водоём (одна сторона которого покрыта рябью, а другая ровная, точно зеркало), не отображает почти ничего, отражение намечено слегка, но именно что не доведено до ума.

Моне — художник прежде всего воздушный; ветер, воздушные массы для него оказываются той самой почвой, которую важнее всего отобразить в полноте эмоционального переживания.

Моне — художник прежде всего водный, водяной; отражения, тщательно перенесённые на холст, каждый раз выходят отображением внутренних психологических состояний человека (как и положено отражению окружающей действительности), из-за чего пейзажи и выходят фотографиями ментальных состояний.

Моне разрыхляет реальность смешением и разложением цветов, Левитан работает пластами, большими цветовыми массивами, словно бы схваченными глиной, суглинком.

Его небеса пусты, вода тиха и непрозрачна, «роняет лес багряный свой убор», печаль его светла, а путешествие в Европу работает на вскрытие приёма.

Виды французского севера и берег Средиземного моря, сделанные во время поездок за границу, не меняют привычной манеры (а есть ведь ещё пастели и акварели, наиболее декадентски изощрённые, оттого и вынесенные на выставочные антресоли), небеса всё так же молчаливы, а воды темны, однако цвет здесь меняется, становится более ярким.

И, кажется, здесь царит вечное лето.

Но даже в редкие моменты летней неги, как это случилось с «Цветущими яблонями» (1896), на передний план, перед роскошными деревьями, усыпанными белым цветом, Левитан ставит мёртвую скамейку; позади фруктового дурмана торчат срубы.

Избы, избы, избы. Крестьянские дворы. Кубы спиленных деревьев. Простуженные мартовские воды. Цинга февраля. Малиновые звоны православного монастыря, плывущие по-над вечным покоем, состоящим из смешанного леса («просветы в небо, что оконца…»). Ртуть Волги. Луна, точно вклеенная в паспорт ночного пейзажа.

Некрологу памяти Левитана Сергей Дягилев предпосылает эпиграф из Достоевского: «У нас, русских, две родины — Русь и Европа…» А первым французов и русских пейзажистов сравнил Чехов.

В письме М.П. Чеховой (1891) из Парижа он пишет: «Был на картинной выставке (Salon) и половину не увидел, благодаря близорукости. Кстати сказать, русские художники гораздо серьёзнее французских. В сравнении со здешними пейзажами, которые я видел вчера, Левитан король…»

Очередь на выставку Моне в Гран-Пале напоминает очередь в Мавзолей. Чтобы посмотреть экспозицию, построенную на путешествиях художника по Франции и на самых известных сериях (Руанские соборы, Венеция, Лондон, Средиземноморье, Нормандия, Живерни), нужно отстоять не один час.

Возле картин не протолкнуться, из-за чего холсты кажутся окнами в иную какую-то жизнь. Выходишь на Елисейские Поля — горчат каштаны, парки усыпаны палой листвой, сбоку торчит Эйфелева башня.

В Третьяковке на Крымском Валу «группа продлённого дня» — по четвергам выставка Левитана работает до 22:00. Это только третья ретроспектива главного русского пейзажиста (предыдущая прошла в 1960-м, самую первую показали сразу после смерти живописца).

Русская природа, чахлая и депрессивная, но изображённая великим мастером, между тем выказывает разительный контраст с вечерней Москвой, стоит только выйти наружу.

Крымский Вал стоит в пробке. Дома и дымы поднимаются над ещё не зимней, но окончательно обезображенной Москвой — на Остоженке появились из-под лесов новые элитные дома; на достроенном, как раз перед фасадом ГТГ, «Копернике» висит растяжка о продаже «эксклюзивных квартир». Лужи отражают светофоры и россыпи мигающих фар. Злой ветер.

Левитана легко сравнить с писателем. И дело даже не в дружбе с Чеховым, чьи рассказы влияли на сюжетные построения (пресловутый осколок бутылки блестит в новолуние), но в самом композиционном строе, рассказывающем о том, чего не изображено, но что, тем не менее, присутствует.

Как те же каторжники с кандалами на «Владимирке» или же мысль о тихой, незаметной жизни («Над вечным покоем»: ты не заслужил вечности, но ты заслужил покой), в которую хочется сбежать точно на край света.

Если Левитан — писатель, то Моне — композитор; его трепетные и ажурные композиции сиюминутны и невесомы, неощутимы и едва уловимы.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com


Одна на миллион

В Женеве выставили картину Пикассо, у которой 25 тысяч владельцев

Можете представить себя владельцем одной двадцатипятитысячной части картины Пабло Пикассо? Именно 25 тысяч человек объединились и вскладчину купили работу мастера, которая теперь выставлена в Музее современного искусства в Женеве. Интернет-пользователи приобрели её на швейцарской электронной торговой площадке Qoqa, где обычно продаются инструменты, чемоданы и дешёвые турпоездки.

05.05.2018 19:00, artchive.ru


«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

О жёнах русских художников

«Женщина-пылесос» - именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги.

13.02.2018 19:00, diletant.media


Метамодерн — новый способ смотреть на мир

Не стесняясь своего вкуса

Если вы ещё не заметили, эпоха постмодерна закончилась: постмодернисты не могут больше сказать ничего нового о нас самих и мире, в котором мы живём. На смену приходит метамодерн, который поможет если не осмыслить происходящие перемены, то хотя бы со многим смириться.

11.02.2018 13:00, Влад Чертыков для newtonew.com


7 тайн «Страшного суда» Микеланджело

Почему нельзя докучать художникам

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

30.01.2018 16:00, Семен Мартынов для «Вокруг света»


«У нас Рембрандт в подвале пылится, вам надо?»

Как братья из Нью-Джерси нашли потерянного Рембрандта стоимостью $ 1 млн под столом для пинг-понга

Когда трое братьев из американского города Тинек (Teaneck) обратились к аукционисту Джону Наю, чтобы продать коллекцию старых семейных вещей, Най подумал, что серебряный чайный сервиз принесет больше, чем треснувшая и выцветшая 9-дюймовая картина.

28.01.2018 19:00, «Избранное»


Дося: история одного портрета

Купец Иван Абрамович Морозов — директор-распорядитель Тверской мануфактуры, председатель Московского купеческого собрания, известный коллекционер картин русских пейзажистов — был одним из самых завидных московских женихов. Однако с женитьбой не торопился и, возможно, долго бы оставался холостяком, если бы в 1901 году, 30-летним, не познакомился с 16-летней хористкой из богемного ресторана «Яр» Евдокией Кладовщиковой (сценический псевдоним — Лозина). Сначала это был флирт, потом роман, а в 1903 году родилась и дочь, названная в честь матери Евдокией. Но мыслимо ли было одному из богатейших людей России жениться на певичке? Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками своего сословия.

14.12.2017 19:00, izbrannoe.com


Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планете

Изображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

19.11.2017 19:00, izbrannoe.com


«Я писал весь вечер и написал семь крепких холодных волн»

Письмо Сальвадора Дали

Художник Сальвадор Дали и поэт Федерико Гарсиа Лорка были близкими друзьями. Благодаря переписке испанских гениев мы можем многое узнать об их переживаниях, чувствах и творческих порывах. Посланий, отправленных Лоркой, осталось не слишком много: Дали относился к своему архиву весьма халатно. Лорка же сохранил гораздо больше писем. В них Дали рассказывал другу о жизни в Каталонии, о новых работах и планах на будущее.

26.10.2017 18:00, diletant.media


История одного шедевра

«Сватовство майора» Федотова

К 37 годам у Павла Федотова, первого из русских критических реалистов, не было ничего: ни денег, ни почитателей, ни состояния. Едкая сатира, с которой он писал, поначалу заставляла публику покатываться от хохота, а затем насторожила цензуру. Оставшись практически в одночасье без заказов и покровителей, с большой семьей на попечении, Федотов не выдержал — нервы сдали, художник скончался в психиатрической клинике. Неизвестно, как сложилась бы судьба Федотова, если бы не феерический успех картины «Сватовство майора».

16.05.2017 19:00, Снежана Петрова






 

Новости

Суд по интеллектуальным правам заключил соглашение о партнерстве с IPChain
Две организации будут создавать первую интеллектуальную сеть блокчейн в России.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.