Подписаться на обновления
18 декабряПонедельник

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Anne Dokuchaeva для T&P   вторник, 24 мая 2016 года, 00:13

Мы все умрем
8 главных редакторов русскоязычных медиа о своей работе и о будущем


© Michael Driver
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В конце апреля в рамках проекта Verba Academy состоялась двухдневная встреча «Общество главных редакторов». Руководители редакций восьми русскоязычных медиа от «Медузы» и «Секрета фирмы» до «ВОС» и «Теорий и практик» рассказали о специфике своих изданий, будущем индустрии и радостях и трудностях профессии.

Иван Колпаков, «Медуза»

О главном редакторе — шамане и мировых новостях

Мне кажется, есть три метафоры, объясняющие, чем должен заниматься главный редактор. Первое — тренер. Хороший главный редактор правильно расставляет игроков по полю. Он знает сильные и слабые стороны подчиненных и на основе этого создает правильные комбинации под ту или иную задачу. Вторая метафора: главред — художественный руководитель театра, который каждый день принимает в своем прокуренном кабинете актеров, актрис и так далее. Все приходят к нему плакаться и жаловаться. Издание — это производство, на котором работают люди, и они могут сломаться. Главному редактору приходится часто заниматься терапевтической деятельностью, чтобы все они вовремя вышли и сыграли в спектакле. Третья метафора: главный редактор бьет в бубен, он шаман, носитель тайного знания, как надо делать. Он заводит, вдохновляет людей на работу. Это единственный человек, который должен бороться с апатией. Ведь люди собираются в редакции не для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы показать свою картину мира. За каждым хорошим изданием стоит большая идея.

«Медуза» говорит, что Россия — часть огромного мира. Нельзя обнести страну частоколом. Политика изоляционизма не меняет того, что все происходящее в России влияет на весь мир, а все, что творится в мире, непосредственно влияет на Россию. Если вы смотрите русский телевизор, то знаете, что есть два типа иностранных новостей: что-то очень плохое или невероятно смешное. По этому поводу в журналистской тусовке даже был публичный спор, который, как и все публичные споры, был очень тупым. Одни считают, что русским людям не интересно ничего про то, что происходит за рубежом, потому что за границу выезжали только 6%, а остальным важнее то, что происходит с ними. Поэтому русские медиа не обращают внимания на то, что происходит в мире. Другая точка зрения: русские медиа не рассказывают о том, что происходит в мире, поэтому русским читателям не интересно, что там происходит. Я не согласен ни с одним из тезисов. То, что обсуждают в Нью-Йорке сегодня, вполне вероятно сейчас обсуждают и в Москве. В «Медузе» мы пытаемся показать, что есть большой мир, повестка которого для нас не менее важна, чем российская. Если вы не идете к мировой повестке, то она сама придет к вам.

Андрей Коняев, N+1

О сложностях научной журналистики

Делать медиа о науке непросто, потому что не все могут донести до читателей то, что необходимо. Даже научные новости умеют писать не все. Вы знаете, какое самое популярное слово в российских научных новостях за последние два года? Путин. Потому что ничего больше не происходит. Помимо Путина, в научных новостях много оборотов в будущем времени, а будущее время, как известно, хорошо смотрится только в пресс-релизах.

Нужно уметь отличать науку от лженауки. Самое простое — смотреть, что и где произошло, искать источник, где опубликована заметка, смотреть, на что ссылается автор, чтобы понимать, что это вообще за новость. Когда автор хочет написать о чем-то, он должен прийти к редактору и обосновать актуальность своего материала. Но здесь есть другой вопрос, с которым постоянно сталкиваются научные журналисты, — экспертиза. Текст не несет никакого представления о вашей экспертизе. Это тяжело, но с этим придется жить, если вы журналист. Существует несколько экспертиз. Первая — специалиста, ученого узкой специальности. Это человек, который в чем-то хорошо разбирается и может написать на эту тему работу. Дальше — ученый. Если вы можете поговорить на какую-то тему, но у вас недостаточно компетенции, чтобы написать об этом работу, то это как раз таки второй уровень экспертизы. Третий уровень — популяризатор. У каждого есть общая область знания, и если вы можете написать, условно, хорошую статью о математике, то вы обладаете этим уровнем экспертизы. Дальше — журналист, который может писать про достаточно широкий спектр тем, но в основном не научных. И последнее — читатель, у которого самая широкая экспертиза. Почему у специалиста самая маленькая экспертиза? Потому что он занимается очень узкой специальностью и полученные им результаты, которые кажутся ему неимоверно важными, могут быть никому не нужны.

Это очень важный тезис, который многие почему-то не понимают. У журналиста есть очень важная экспертиза — выборка. Его задача — разобраться и выбрать то, что важно донести до читателя. В научной работе может быть тысяча идей, но от вас требуется одна. В этом и заключается основная ошибка, когда люди, прочитав статью, говорят: «Вот я специалист, а вы написали какой-то бред». И вы должны сами осознавать, что вы можете говорить со своим уровнем экспертизы, а что нет. Сильная сторона журналиста в том, что он осознает свои ограничения. В современном мире журналист — это не профессия, а пучок экспертиз. Вы должны подавать скучные и сложные вещи так, чтобы привлечь человека, который не занимается наукой.

Дарья Борисенко, «ВОС»

О редакторе-матери и умении говорить «нет»

Я постараюсь объяснить, как вижу миссию главреда, и попытаюсь развенчать несколько мифов. Первый из них: главред — лицо медиа. Многим кажется, что должность главного редактора — это престиж. Такие люди убеждены, что все ваши обязанности — периодически попадать в светскую хронику, получать бесплатные кроссовки Nike, ездить на деловые встречи и так далее. На самом деле все, конечно, не так. Некоторые думают, что для того, чтобы стать главным редактором, нужно поработить редакцию и стать ее царем или просто родиться светским львом, но на деле нужно много работать. Главред — это не номинальная власть, особенно в маленьком медиа. Если в крупном глянцевом издании есть возможность найти супервластного серого кардинала, который будет выполнять за вас черную работу, то в небольшом медиа такое практически невозможно.

Второй миф: главред — медиаменеджер. Такое бывает, и в целом в этом нет ничего плохого, но, на мой взгляд, главный редактор должен быть вовлечен в дела редакции. Да, возможно, он не сможет правильно расставить запятые или написать какое-то слово — такое бывает, но главред все-таки должен уметь писать. Если он не участвует в процессе создания медиа, а только нагоняет трафик, привлекает инвестиции и рекламу, занимается перераспределением денег или человеческих ресурсов, то медиа, возможно, будет успешным, но безумно скучным. В первую очередь главный редактор должен быть хорошо пишущим человеком. Понятное дело, что не любой хороший спецкор захочет и сможет заниматься управлением. И если вы хотите стать известным, читаемым и уважаемым журналистом, то, наверное, вам нет смысла стремиться стать главным редактором, потому что так или иначе вы погрязнете в рутинной работе, и даже если будете очень хотеть писать тексты, у вас это будет получаться крайне редко.

Есть и третье представление, к которому многие знакомые мне главреды склоняются: главный редактор — мать-героиня. Вместо того чтобы делать медиа, он бесконечно заботится о редакции. Это как раз и моя проблема, потому что мне всегда казалось, что если мне вверили людей, то я должна делать все, чтобы они были счастливы. Если они проспали, перепили в предыдущий вечер и ничего не сделали, я все равно должна войти в их положение, ведь если эти люди будут несчастны, то и медиа будет грустным. Но чем больше заботишься о людях, тем быстрее у них отрастают ленивые задницы. Если главред берет все на себя — проверяет каждую запятую, контролирует все на сайте, не увольняет человека только потому, что он такой хороший, — то медиа скатывается очень быстро.

К сожалению, главный редактор — это человек, которого периодически должны ненавидеть. Вы должны понимать, что как только вы станете главным редактором, вы станете человеком, который будет отвечать за любую ошибку вашего издания, вы не сможете переводить стрелки. А если не научиться делегировать обязанности и закрывать глаза на чужие ошибки, вам придется вставать в семь утра, ложиться в три часа ночи и в промежутке вновь пытаться все контролировать. Один из самых важных навыков главреда — умение говорить «нет». Да, поначалу будет тяжело, но потом вы будете себе благодарны. Главный редактор должен уметь постоянно переключаться и быть в курсе того, что сейчас наиболее важно для редакции. Многие мечтают, что в один прекрасный день они смогут скинуть с себя всю ответственность, раздать все свои обязанности подчиненным и просто наслаждаться жизнью и решать стратегические вопросы, но такое вряд ли возможно. Ведь прежде чем приступить к решению стратегических вопросов, придется пройти сквозь ворох мелких нудных дел. Если вы еще только в начале карьерного пути и мечтаете стать главным редактором, потому что хотите клевую жизнь, то скажу вам честно: не надо.

Инна Герман, T&P

О том, как жить без инвестора и не зависеть от главного редактора

«Теории и практики» — не медиа в чистом виде. Сайт состоит из двух частей: медийной и сервисной. Мы стараемся предоставить как можно больше информации о том, где и как получить интересующие знания. «Знание» для нас — ключевое слово. Наша цель — стать агрегатором офлайн- и онлайн-образования, помогать организаторам искать аудиторию и, наоборот, предоставлять аудитории сервис для поиска нужного образовательного продукта.

В прошлом году мне пришлось стать не только главным редактором, но и практически генеральным директором. Этот опыт показал, как сильно сайт зависит от денег, но не в том смысле, что без них ничего не получается, а в том, что грамотное и вдумчивое распределение ресурсов делает продукт здоровым и логичным. Деньги — это кровеносная система, которая охватывает медиа и циркулирует в нем, заставляя работать. Если ты не понимаешь, как это происходит, будет тяжело планировать, как развиваться дальше.

Главный редактор сейчас должен заниматься не только самими текстами, но и их дистрибуцией. Он должен понимать, как сделать так, чтобы текст дошел до читателей, потому что меняется не только восприятие самих материалов, но и методы их продвижения. Нужно учитывать, сколько человек посмотрят текст, кто прочитает его с мобильного телефона, а кто — с компьютера, как завлечь читателя на сайт, как сделать так, чтобы он захотел остаться на нем как можно дольше, как его заинтересовать. Необходима продуманная механика навигации. Что касается монетизации — я не разделяю снобского отношения к тому, как медиа должны зарабатывать деньги. Медийные сайты, которые хотят расти и развиваться, обязательно должны думать о том, как будет работать их бизнес.

Многие издания ценят фигуру главного редактора, потому что зависят от его харизмы, обаяния. Я считаю своим главным достижением умение собрать вокруг себя такую команду, которая могла бы продолжать работать вне зависимости от состояния главного редактора.

Егор Мостовщиков, «Батенька, да вы трансформер»

О том, почему не нужно делать самиздат

Мы существуем уже почти два года. В самиздате принимают участие много людей, включая известных журналистов России. История в том, что все это великолепие существует без каких-либо инвестиций, кроме моих личных средств и вложений сооснователя. Но все это не должно существовать, потому что это какая-то аномалия. Да, у нас адовый логотип, адовая компания, адовое оформление, но если отбросить все это, то вы поймете, что мы делаем ровно то же, что и остальные медиа. Почему так делать не нужно?

Почему-то многим кажется, что, начиная свое дело, ты становишься абсолютно свободным человеком, начинаешь классно жить, постишь клевые фотографии в инстаграм и сидишь где-нибудь на берегу моря, не думая о курсе рубля. Забудьте об этом, это все сказки и обман. Если вы начнете делать что-то свое — даже если это совсем маленькая штуковина, — вы немедленно упадете в ад работы и будете выпускать какую-то стенгазету и благодарить за раскаленную кочергу у вас в заднице. Так вот, первое, почему не нужно делать самиздат, — потому что это очень много работы. Приходится работать за семерых: писать, редактировать, рисовать и так далее. С каждым днем обязанностей становится все больше, хоть у нас и налажен процесс выпуска материалов, как в обычных редакциях. Второе: самиздат начинался с меня и моих друзей, но в последний год половина команды ушла из дела, потому что выяснилось, что одни воспринимают самиздат исключительно как развлечение, в то время как другие считают «Батеньку» серьезным делом. Мы надеемся, что когда-нибудь это станет нашей полноценной работой, но на этой почве возникает немало конфликтов, потому что те, для кого это несерьезно, ленятся и тормозят процесс. Это не история про то, что не нужно делать что-то с друзьями, просто все должны осознавать ответственность друг перед другом и разделять желание что-либо делать. Третья причина — личная жизнь. Это касается не только самиздата, но и любого вашего дела. Не потому, что у вас нет времени с кем-то познакомиться, а потому, что если вы уже живете с партнером, вы в какое-то время просто перестаете нормально существовать и превращаетесь в одержимого идеей человека, который может проснуться среди ночи, чтобы доделать какую-то вещь по проекту.

Следующая причина, почему самиздат делать невесело, — это агрессия окружающей среды. То, что никто не воспринимает самиздат всерьез, — нормально и даже не обидно. Проблема в том, что просто воруют. Я знаю, что крупные московские медиа пристально следят за нашей деятельностью, потому что я вижу, как в них появляются какие-то наши (на самом деле плохие) фишки. Когда мы видим, что у нас крадут темы, с этим трудно что-то сделать. Ты можешь написать руководству паблика: «Чуваки, так никто не делает», — но ничего не изменится, потому что тебя не воспринимают всерьез. Это вещь, с которой должен столкнуться каждый, но с этим можно работать. Гораздо большая проблема — это мотивация. «Батенька» до сих пор существует только потому, что мы действительно работаем: еженедельно встречаемся на планерках, каждый день общаемся в Slack и так далее. У всех есть основная работа, и как мы умудряемся делать самиздат, я даже не знаю. Следующий пункт, почему не надо сделать самиздат, — это долги. Когда ты начинаешь, думаешь, что сейчас все взлетит и окупится. В итоге вы впадаете в долги и раздумья, как с ними расплачиваться, что тоже не очень веселое дело. Результат — нищета и смерть, примерно то, чем мы и занимаемся. Следующая причина: если у вас нет денег, то у вас нет кадров. Найти тех, кто будет писать тексты и рисовать картинки, возможно, но найти человека, который будет заниматься техническим обеспечением, крайне тяжело. Мы понимаем, что делаем хороший продукт, но у нас нет маркетолога, который мог бы его продать, а нанять человека то ли рук не хватает, то ли такого желающего еще не нашлось. Другая проблема — цензура. Это самая неприятная история, но и с ней можно что-то сделать.

Я думаю, единственный способ поддерживать мотивацию в деле — это четко понимать цели вашего проекта. К сожалению, я не назову ни одного российского издания, где люди знают, зачем они этим занимаются. Они просто привыкли что-то делать и не могут объяснить, для чего. Люди из самиздата знают, для чего они здесь, и, наверное, это и помогает им работать. Но при этом в какой-то момент даже самые мотивированные перестают верить, что из этого что-то получится. Вы бьетесь башкой об лед, как камбала, и не знаете, есть ли вообще какой-то прогресс. Но вам ничего не остается, кроме как продолжать верить, потому что, если вы не будете верить, кто тогда будет верить вместо вас? Мне кажется, что, если есть что-то, что вы можете не делать, не делайте. Но если есть то, что не сделать нельзя, то нужно идти и делать.

Лика Кремер, Snob.ru

О том, как быть медиа и соцсетью одновременно

«Сноб» — это огромное сообщество русскоговорящих людей, которые думают по-русски, хоть порой и живут в разных частях света. Цель проекта — объединить людей с разными взглядами, которые живут по разным правилам и идентифицируют себя с разными культурами. Это условная модель гражданского общества: на сайте создан механизм качественного обмена мнениями — то, о чем мы мечтали, создавая интернет-версию. Мы мечтали, чтобы это было пространство, в котором люди смогут слышать друг друга. У них могут быть противоположные точки зрения, но главное, что они все равно могут разговаривать об этом и обмениваться мнениями. В тот момент, когда мы создавали «Сноб», фейсбук уже был, но его не было в карманах у каждого, как сейчас, и люди не сидели в нем часами. На мой взгляд, распространение фейсбука изменило смысл проекта.

Мы были первым изданием в России, у которого уже работала система paywall. Изначально за подписку человек получал сам журнал, возможность зайти на закрытый сайт и участвовать в дискуссиях. Все, кто имел хоть какое-то отношение к сообществу, были объявлены хозяевами площадки, и они себя так там и чувствовали. Но в какой-то момент редакция, состоящая из известных, опытных, ценящих себя журналистов с прогрессивными взглядами, поняла, что она не хочет быть просто обслуживающим персоналом для тех, кто заплатил деньги за участие.

Тогда мы осознали, в чем главная ловушка. Если мы СМИ, то нам, конечно, важно мнение аудитории, но если мы социальная сеть, мы должны прислушиваться и отвечать на каждый комментарий. Задачей каждого редактора и модератора было общение со своей аудиторией. Но не всякий автор хочет, может и готов обсуждать детали того, что он написал: кому-то не хватает такта для этого, другие просто испытывают неприязнь к читателям. Но если я излагаю какую-то точку зрения, обязан ли я защищать ее дальше, если я подтвердил все в самой статье фактами и ссылками? Модераторы проекта «Сноб» были обязаны. В тот момент мы выбрали промежуточный вариант: мы — СМИ, и мы никого не слушаем, но рядом у нас есть определенный социальный капитал. С тех пор авторы не обязаны общаться с аудиторией, если они того не хотят. Однако главный редактор все равно продолжает нести ответственность за те блоги, которые ведут его участники, потому что в любом случае все написанное ассоциируется с брендом «Сноб».

Екатерина Дементьева, «Афиша Daily»

О том, как перестать делать бумагу и начать жить в мире пабликов и инфопорно

«Афиша» всегда славилась бойкой бумажной версией, однако мир ставит нас в совершенно иные условия, и теперь всем приходится переучиваться, чтобы соответствовать его требованиям и делать издание в интернете. Весь мой накопленный опыт пятилетней работы в редакции печатной версии оказался бессмысленным, потому что в итоге ты прекрасно понимаешь все принципы верстки бумажной страницы, но совершенно не знаешь, что такое правильное SEO, расстановка ссылок и многое другое. Я надеюсь, что мы доживем до того времени, когда в профессиональном сообществе в качестве руководителей медиа не будет ни одного человека из бумажного издания, а будут люди, которые научились делать большие и красивые истории онлайн.

Несмотря на острую общественно-политическую повестку, Россия все же не может существовать без таких сфер жизни, как кино, театр, культурные события и так далее. Когда The New York Times Magazine публикует колонку о том, почему Канье Уэст великий музыкант, вы понимаете, что времена снова изменились и теперь нельзя выехать только за счет репортажей о том, какие трудности вам учинила правящая власть. В этом смысле культурный журналист из милого РГГУшника или промоутера с кучей идей, который хорошо разбирается в комиксах и сериалах, превращается в довольно востребованного эксперта, если он действительно хорош в своей теме. Сейчас это вовсе не пропащая профессия, как это считалось раньше. Если раньше ты был никому не нужным журналистом, который классно пишет о выставках, и сидел прозябал где-то в районной газете, то сейчас твои знания более чем актуальны. Как вы помните, «Афиша» когда-то состояла из нескольких сайтов. Но мы поняли, что развиваться в таком русле нельзя. Есть во «ВКонтакте» паблик про шаурму, и там все только про шаурму. Он очень быстро растет, развивается, но остается только про шаурму. К большим изданиям такая модель неприменима, потому что существует определенная точка роста, за пределы которой ты не можешь вынырнуть. Поэтому основная задача любого современного издания — соблюсти баланс между своей профильной темой и тем, что еще нужно твоим читателям. Иначе ты рискуешь остаться медиа, которое, условно, умело лишь находить новые инди-альбомы и больше ничего.

Задача каждого благого журналиста и редактора — прокачаться в своей главной теме, какой бы она ни была: от сериалов, инди-альбомов и московской шаурмы до специально разработанного партнерства. Нужно завоевывать новые территории, чтобы не оставаться медиа, которое придумало для себя какой-то путь, идет по нему, а сворачивать неудобно. Если вы остаетесь в пределах своей темы, то можете делать со своим проектом все, что вы считаете нужным, и развиваться. Не стыдно признаться в том, что какой-то из них не взлетел: от рубрики до целого издания.

Николай Кононов, «Секрет фирмы»

О деловых медиа и главном редакторе — стене

До того как прийти в деловую журналистику, я успел поработать в горячих точках, описывал выборы Кадырова-старшего в Чечне, лагеря беженцев в Ингушетии и всякие жуткие происшествия вроде взрывов и терактов. После такого бизнес-журналистика кажется чем-то очень спокойным. Я попал в нее случайно, по объявлению в Forbes. Журнал был в то время специфичным изданием: прошел всего лишь год с момента смерти Пола Хлебникова, который, безусловно, повлиял на становление российской деловой журналистики. Он, можно сказать, привез в Россию фактчекинг: один сотрудник исследовал тему, писал и сдавал статью, а другой, его коллега, брал красную ручку и подчеркивал все цифры и факты, а потом проверял их сначала по открытым, затем по базам данных и записям автора, отмечая все сомнительные места. После он беседовал с автором, пытаясь заполнить все пробелы и исправить неточности. Так и появилась процедура фактчекинга на Руси. Но самое важное, что привез Пол в Россию, — это дух расследовательской журналистики. И когда я пришел в Forbes, у редакции горели глаза и все были настроены на великие дела. Я долго проработал в этом издании, в какой-то момент уходил в Slon, но возвращался, хотя уже задумывался о том, чтобы создать что-то свое. Как раз тогда я услышал, что Look At Media планирует запустить проект о бизнесе: так появился Hopes&Fears, который я запускал с идеей, что издание о бизнесе не должно быть скучным и унылым.

В деловом медиа у главного редактора появляются некоторые специфические функции. Он должен быть не только стеной между рекламой и редакцией, но и по большей части стеной между ньюсмейкерами и своими сотрудниками. После выхода каждой серьезной истории ее герои начинают кричать, что после публикации к ним придет или налоговая, или конкуренты. Эти претензии занимают существенную часть времени. Второй момент, который ложится на плечи главреда, заключается в следующем: человек может написать отличный материал, используя профессиональную лексику, из-за которой простой читатель не сможет уловить основную мысль. Практически все бизнес-тексты — о том, что кто-то купил кого-то или нашел лазейку, чтобы сделать что-то. Главред должен следить, чтобы тексты были понятными. Если он хочет делать внятное медиа, то на его плечи ложится обязанность обучить своих редакторов искусству проектировать и рассказывать истории.

Я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы создавать медиа о бизнесе в такой политической ситуации, которая сложилась в России. Не думаю, что у нас начнется Северная Корея. Но даже если в России будет Китай, то частные предприниматели и бизнес-отношения в любом случае останутся. Аудитория все равно есть. Тем более людям интересно читать истории, а не смотреть на статистику и сухие факты. Интересно читать колонку женщины, которая не нашла для своего ребенка детский сад и открыла свой, или колонку про то, как выгнать из компании психопата, который сводил всех с ума. Это очень понятные человеческие вещи, которые касаются многих. Вопрос не в том, кто будет читать такое медиа, а в том, как устроить бизнес-медиа так, чтобы оно не было убыточным.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Добавьте золота»

Максим Ильяхов о том, как зарабатывать с помощью текста и расправляться с правками

Творческому человеку непросто дается работа с заказчиками: не каждое сердце выдержит правки, которые превращают созданный со всей душой проект в нечто с трудом узнаваемое. Максим Ильяхов, редактор и автор книги «Пиши, сокращай», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», на лекции «Страх, боль и правочки. Как спокойно работать с клиентами, если вы творческий человек» рассказал о правилах, которые помогут справиться с любой работой. T&P опубликовали тезисы.

25.09.2017 19:07, Anna Lukachuk


Уход в себя

«Внутренняя эмиграция» по-английски

В Лондоне все чаще обращают внимание на то, что нарастающий объем информации, который обрушивается на современное общество и давит на человека, имеет обратный эффект и приводит к противоположному результату: потере интереса к новостной информации. Более того, эксперты отмечают драматическое наступление другого процесса — люди «отключаются» от информационного потока.

20.07.2017 13:00, Нана Яковенко


Спасибо Носику за это

Рунет лишился своего гуру. Не стало Антона Носика

Сейчас, когда к интернету в России подключено 70 миллионов человек, сложно представить, что лет 20 назад их было пару сотен тысяч, человек 100 из которых делали то, чем мы сегодня ежеминутно пользуемся. Антон Носик был одним из них.

10.07.2017 13:00, Антон Меркуров


Жизнь и смерть в цифре

О проблеме архивации и резервирования информации

По оценкам исследователей International Data Corporation, количество информации удваивается в мире каждые два года. На данный момент ее объем составляет несколько тысяч эксабайт, и лишь один процент из этого объема так или иначе проанализирован. Однако даже эта информация сохранена ненадежно: хрупкость аналоговых носителей и развитие ПО увеличивают риски ее потери.

30.06.2017 21:00, Евгений Механцев


Битва за открытый доступ

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 2

Крупнейшие архивы открытого доступа, функционирование пиратских площадок и будущее научной коммуникации.

29.06.2017 19:10, Аса Сигурэ


Новые медиа, старые проблемы

Олигополия научных издательств, ситуация со Sci-Hub и будущее открытого доступа. Часть 1

Один из персонажей в пьесе Бернарда Шоу «Врач перед дилеммой» говорит: «Профессия есть заговор против мирян». По словам профессора Джона Нортона, чтобы понять ситуацию в сфере научной коммуникации, нужно просто заменить слово «профессии» на «издатели академических журналов». Это справедливое утверждение: удивительно, но в эпоху развития интернета знания оказываются закрытыми, и на пути к ним стоят корпорации, получающие огромную прибыль за труды других людей.

28.06.2017 19:00, Аса Сигурэ


«Общественность не должна платить за открытый доступ к исследованиям»

Точка зрения австралийского издателя: о сложностях политики открытого доступа

Аргументы в защиту свободного обмена научно-исследовательскими данными кажутся убедительными. Как заметил Стивен Инчкомб (Steven Inchcoombe) из издательства Springer Nature, «популярность журналов открытого доступа растет, так же как – чуть в меньшей степени – популярность монографий открытого доступа».

22.06.2017 16:00, NATHAN HOLLIER


«Я убеждена в том, что ни один врач не может определить, является ли кто-то душевнобольным»

Как журналистка проникла в психиатрическую больницу

Полиция забирает испуганную и растерянную Нелли Блай в 1887 году в Нью-Йорке. Вскоре она предстает перед судьей, ее обследуют несколько врачей. Сомнений у специалистов нет: девушка — душевнобольная, ее помещают в спецучреждение. Пока для Нелли Блай все идет по плану.

22.06.2017 05:00, Трульс Уссинг (Troels Ussing)


Проект European Open Science Cloud

Европа создает крупнейший научный репозитарий открытых данных

Ведущие европейские исследовательские институты договорились о совместной работе со спонсорскими организациями и законодателями над созданием European Open Science Cloud – крупнейшего открытого репозитория данных в истории науки. Идея проекта European Open Science Cloud заключается в том, чтобы предоставить каждому ученому и всем желающим открытый доступ к результатам исследований, проведенных за счет государственного финансирования.

20.06.2017 16:00, Benedict O'Donnell


Путь в ноосферу

Запущена Федеральная резервная система банков знания

В рамках Третьего международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» состоялись специальный семинар «Открытый доступ» и пресс-конференция «Федеральная резервная система банков знания: настоящее и будущее», проведенная Ассоциацией интернет-издателей (АИИ) совместно с НП «НЭКИОН». Ключевыми темами для обсуждения стали открытый доступ к научным исследованиям и планы по развитию Федеральной резервной системы банков знания, которая была запущена в рамках проекта «Ноосфера. Запуск» весной 2017 года в тестовом режиме. На пресс-конференции был анонсирован ее официальный запуск.

07.06.2017 15:00, Агент Ноосферы






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.