Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  пятница, 1 октября 2010 года, 17:50

«Мы не строим «Макдоналдс»
Генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева


Наталья Синдеева
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В руках новых владельцев «Большой город» ожидают большие перемены: журнал станет бесплатным, региональные версии исчезнут вовсе, а сайт bg.ru ждут преобразования. В области контента «БГ» и «Дождь» должны развиваться в тесной синергетической связи.

— Наталья, понимаю, что этот вопрос вам задали за последние недели много раз, и точку зрения Филиппа Дзядко мы уже знаем, но всё-таки хочется услышать именно вашу точку зрения: зачем вам «Большой город» и что вы будете с ним делать?
— Всё не по-бизнесовому, всё про эмоции. Мне всегда нравился «Большой город» — когда-то больше, когда-то меньше. Идеологически и эмоционально то, что мы делаем на канале, очень совпадает с тем, что делает «БГ». Мы не планировали ничего покупать, мы не изучали рынок, но когда в разговоре случайно зашла речь о том, что «Большой город» могут продать или закрыть, нам его стало очень жалко. Ведь всегда обидно, когда очень хорошая история умирает. Может быть, в этот момент в разговоре я взяла длинную паузу и мои собеседники подумали, что «клиент созрел». Потом позвонил Молибог из «Афиши» (генеральный директор компании Николай Молибог. — «Часкор») и предложил на эту тему подумать.

«Наряду с этим есть соображения частного характера. «БГ» был и останется журналом с яркой индивидуальностью, поэтому мы не можем положить его на полку рядом с журналами для домохозяек или с глянцем. Он будет лежать на отдельной полке. И рекламу в такой журнал просто надо продавать, и дело это не требует особого самоотречения — аудитория журнала, вы правы, рекламодателю более чем интересна. В этом я в очередной раз убедился: когда продажей рекламы в «БГ» действительно занимались и был для этого специальный человек — реклама была. Чтобы реклама была, её надо продавать», — говорит Филипп Дзядко.

Мы стали считать и поняли, что если всё сделать правильно — вернуть бесплатную дистрибьюцию, серьёзно заняться продажами, — то «БГ» быстро может вернуть себе очень хорошие докризисные результаты, а так как редакция небольшая, а себестоимость производства журнала — не маленькая, но и не слишком высокая, уверена, что мы быстро выйдем на операционный ноль.

Помимо этого, нам понятно, какая может быть синергия в продажах рекламы на телеканал и в журнал. Я хорошо представляю себе рекламодателя, которому нужна аудитория и канала, и журнала.

Ну и в-третьих, я очень надеюсь на то, что обе редакции будут взаимодействовать.

Пока не знаю как: телеканал работает в ежедневном режиме, а журнал выходит раз в две недели. Может быть, самые большие и важные репортажи из «БГ» снимать ещё и как телеисторию. Но в целом идея такая: задействовать творческие ресурсы редакций и помогать друг другу в создании контента.

— Вы сказали, что редакция в «БГ» небольшая. Вы действительно, покупая журнал, оставили службу корректоров и литредакторов в «Афише»?
— Да, мы будем работать с ними на аутсорсинге. Если потом окажется, что выгоднее иметь своих, то откажемся от сторонних услуг.

— Вам уже сейчас понятно, какая именно реклама будет в «БГ»? Как говорил нам Филипп Дзядко, это и не глянец, и не журнал для домохозяек, и отсюда все сложности.
— На мой взгляд, в Москве нет своего городского журнала для чтения. Есть «Афиша» и Time Out, но это скорее прикладные издания, гиды. А вот издания про «почитатать» нет, и по нашей концепции «Большой город» будет развиваться именно как московский журнал. Мы, скорее всего, закроем региональные версии, но решение ещё не принято. Поэтому основными рекламодателями должны стать ритейлеры, финансовые институты, страховые компании, риелторы и застройщики, сотовые операторы, ресторанные сети и т.д., работающие в Москве.

Говоря про рекламу, мы должны понимать, что после того, как журнал стал платным, он перестал быть «видимым» для нас, читателей. И для рекламодателей тоже — они нас «потеряли». Чтобы вернуть рекламодателей, журнал должен быть на расстоянии вытянутой руки для читателей. Но тут нужно быть аккуратными с цифрами, поскольку бесплатное распространение автоматически означает рост тиража, а следовательно, увеличивает расходы на печать. Но в то же время это даёт рекламодателю интересную ему аудиторию — крепкий средний класс, который ходит в рестораны, кафе, летает на самолётах, ходит в кино…

Мы уже встречались с редакцией и обсуждали журнал. Мы бы хотели сохранить большие ключевые материалы, которые требуют глубокого, внимательного чтения, но при этом не хотелось бы забывать про ритм жизни, в котором мы живём, и постоянную нехватку времени. Так что насыщение короткими, ёмкими форматами необходимо.

— Правильно ли я понимаю с ваших слов, что и «Дождь», и «Большой город» будут представлять собой один медиахолдинг с единым отделом продаж?
— Мы, конечно, сделаем общую службу продаж, и внутри неё, скорее всего, мы разделим менеджеров по направлениям, но это будет единая философия продаж. Мы будем использовать административный блок «Дождя» для «БГ» — бухгалтерию, юристов и т.д. Мы постараемся оптимизировать наши расходы. Но чтобы назвать это холдингом… ну, пока нет…

— Можно не называть это холдингом, но очень хочется уловить тот момент, когда на рынке появилась новая медийная структура с понятной философией и набором активов.
— Судя по тому, что у нас теперь есть Slon.ru, «Большой город» и «Дождь», это, наверное, всё же можно назвать… холдингом! (Смеётся.)

— Значит, «Слон» всё-таки тоже входит в единую структуру? Не далее как в июне основатель банка «КИТ Финанс» и совладелец «Слона» Александр Винокуров говорил нам, что у «Слона» и «Дождя» разные владельцы.
— Это так. Но в силу близких родственных отношений административная часть всех компаний — общая, и здесь мы можем рассматривать Slon.ru как часть нашей структуры. Но у Slon.ru своя служба продаж и самостоятельная редакция.

— А что вы читаете, если не секрет?
— «Коммерсантъ», «Ведомости», «БГ», GQ, ещё разные журналы, но все в бумаге. Я понимаю, что за интернетом будущее, и мы обязательно будем развивать сайт «БГ», но лично мне ближе бумага. Можно потрогать! Я беру журнал в руку, чувствую, как номер готовился, как печатался, как мысль становилась материальной. С онлайн-СМИ мне сложнее. Я не чувствую эмоций людей, создающих этот контент.

— Куда стратегически движется «Дождь»? Поначалу ваш телеканал был только в интернете, потом зона вещания расширилась. Сказалось ли это каким-то образом на контенте?
— Мы создаём контент и будем его распространять всеми возможными способами — эфир, кабель, мобильные телефоны, айпады. Мне было странно, когда нас называли интернет-телевидением. Мы строим телевизионный канал, просто его можно смотреть и через интернет тоже. Конечно, мы используем технологические возможности интернета: оперативный интерактив, отложенное смотрение, возможность голосования и др., но контент не перестраиваем под способ доставки.

В первую очередь мы создаём телеканал для неравнодушных, небезразличных, живых людей, которым важно, что происходит вокруг нас. Мы рассказываем про жизнь, которая нас окружает, у нас много социальных тем, которые практически не поднимаются в СМИ. Вот, собственно, чем мы хотим заниматься и куда двигаться.

— Мне кажется, сложилось такое мнение, что, раз вы делаете телевидение в интернете, это даёт вам большую свободу для самовыражения, представления разных точек зрения, особенно по сравнению с традиционным телевидением.
— Нет, ну что вы. Если нас захотят цензурировать, будет неважно, где мы вещаем. Главное для нас — не нарушать закон и быть в правовом поле. Всё остальное в эфире мы можем делать.

— То есть широта охвата аудитории не влияет на программную политику?
— Мы не будем создавать контент в угоду высоким рейтингам. Мы не строим «Макдоналдс» — большое, массовое ТВ. У нас будет добротная аудитория, но не миллионные домохозяйства. «Дождь» — телеканал не для всех, если хотите. Наш контент и не нужен большому числу зрителей. Но у нас будет достаточно зрителей, чтобы продавать их рекламодателю. А идти на поводу у рейтинга, опираться на цифры, которые рано или поздно мы начнём получать от исследовательских компаний, мы не будем. Как не будем давать желтушно-чернушный эфир, столь рейтинговый сейчас, а будем бороться за качество нашего зрителя.

«О том, чтобы продавать «Большой город» в розницу, мы думали с момента запуска журнала. Он сейчас находится в хорошей форме, урезать тиражи не хочется, поэтому единственный путь, который мы видим, — это начать его продавать. Кроме того, мы уже не раз замечали, что журнал уже продают, хотя мы выпускаем его как бесплатный. При этом все жалуются, что его не найти. Мы решили, что рублей 30—40 за «БГ» будет вполне справедливая цена. Продаваться он будет по всей стране, как все остальные журналы: в газетных киосках, супермаркетах и т.д. Ещё до кризиса мы проводили исследование, которое показало, что читатели готовы «БГ» покупать. Как на этом скажется кризис, пока не очень понятно. Сейчас всё находится в движении. Кризис просто заставил нас принять это решение быстрее», — пояснил «Часкору» Илья Осколков-Ценципер.

С нами не произойдёт метаморфозы, как с каналом НТВ, несмотря на отличные цифры, которые сейчас есть у канала. Я часто задаюсь вопросом: почему умный, интеллигентный, один из самых талантливых и харизматичных медиаменеджеров Константин Львович Эрнст запускает на своём канале новую программу Андрея Малахова «Детектор лжи» в прайм-тайм? Потому что она даёт невероятные цифры. А цифры приносят деньги. И, возможно, как медиаменеджер он прав, ведь его аудитория — это почти все 140 млн человек. И он, наверно, не может этот факт не учитывать.

А мы — небольшие. И можем себе позволить то, что считаем нужным. Например, мы позволяем себе показывать очень сложное документальное кино, но его смотрит действительно тот, кому оно интересно. У нас много межпрограммки, часто тоже не самой простой. Есть видеоарт, понятный, я думаю, далеко не многим.

— Вы ещё не пытались посчитать свою аудиторию?
— Пока нет. На платформе «НТВ-Плюс» это сделать пока сложно. А потенциально наша аудитория — это аудитории всех наших платформ вещания: базовый пакет «НТВ-Плюс» на 600 тыс. домохозяйств, аудитория «Билайн-ТВ» — это десятки тысяч на данный момент, МТС-ТВ, а сегодня, 1 октября, мы поднимаемся на ещё один спутник, чтобы раздаваться кабельными операторами.

— На канале уже есть реклама?
— Да, МТС, торговый центр «Гранд», ЦПШ со своими фильмами, Мособлбанк, Sharp, ещё некоторые бренды.. Вот так, пока по чуть-чуть.

— Когда вы планируете вывести канал на самоокупаемость?
— Есть желание и жизненная необходимость выйти в течение года на операционный ноль. Как только мы выйдем в плюс, у нас появится возможность вкладывать деньги в технологическое развитие, так как сейчас нам приходится сильно ужиматься. Но вообще если однажды кто-то захочет нас купить и окажется, что «Дождь» стоит очень дорого, — что ж, это будет здорово, но создаю я телеканал не для продажи.

— А куда «Дождь» должен развиваться контентно? Прошло уже несколько месяцев с момента запуска, наверняка уже есть такое понимание.
— Мы строим в первую очередь авторское, эмоциональное, субъективное телевидение, с большим объёмом информационного вещания — возможно, его даже больше, чем мы думали изначально, со сложным документальным кино и музыкой, которая нравится нам, а не «актуальна» или «популярна». Ну, в общем получается какой-то неформат. И мы не делаем замеры, а создаём этот контент, опираясь на эмоции, но мне кажется это самым правильным способом.

— Делая сетку вещания, вы ориентируетесь на какие-то западные примеры или на российских коллег?
— Нет, ни на кого, чутьём, на ощупь. Со мной все спорили — зачем нам лайф-вещание нашей редакционной жизни? Но это создаёт невероятное ощущение прозрачности всего того, что у нас тут происходит, открытости — и внешней, и внутренней, создаёт чувство близости и сопричастности. Причём это не форма выражения такая — «создаёт чувство», а это так и есть — наши постоянные зрители действительно так или иначе влияют на то, что мы делаем. Мы находимся во взаимодействии. Сейчас мы стали такие включения сокращать, но для зрителей, которые смотрят «Дождь» с самого начала и постоянно, это уже хорошо знакомая и естественная составляющая нашего эфира.

— Я не раз слышала, когда «Дождь» сравнивают с ранним НТВ. Вы тоже чувствуете, что телеканалы чем-то похожи?
— Воздухом. Как на НТВ 90-х.

— Как вы думаете, насколько большими должны быть инвестиции в стартап в интернете или на ТВ, чтобы проект смог разогнаться и стать успешным? Если посмотреть на интернет-рынок, то мы видим, что многие СМИ, которые стартовали 2—3 года назад, не чувствуют себя уверенно в финансовом плане.
— Телевидение вообще очень дорогая штука, несопоставимо дороже любого другого медиа. И в плане технологий, и человеческих затрат.

Тому же «Слону» не нужно помещения для редакции — достаточно ноутбука и подключения к интернету, не нужно дорогого технологического комплекса. Не надо платить уборщицам и за электричество.

Но главное, нужно учесть, что проекты, которые сейчас загнулись или не чувствуют себя уверенно, делались не на свои собственные деньги. Я не говорю про «распил», но ты к чужим деньгам всё равно относишься не как к своим. Я делаю «Дождь» на свои. Каждый раз, когда нужно было купить сюда какую-то железку, мы трясли весь рынок, устраивали тендеры. Экономили каждый рубль. И у меня задача очень быстро начать зарабатывать, а иначе можно будет прикрывать лавочку. Я хороший продавец, так что мы не закроемся!

— Что будет вашим следующим шагом?
— Я хочу, чтобы мы завершили общее формирование контента, запустили утро, выходные дни, быстро начали зарабатывать и могли развиваться дальше. Позволять себе «цветочки» и «бантики» всякие, то есть дополнительные камеры, — мы так это называем.

А рано или поздно логично было бы запустить ещё один канал — на базе собственного контента. Это было бы правильно с точки зрения бизнеса.

Вывести «БГ» на самоокупаемость, запустить новый сайт и почивать на лаврах… (Смеётся.)

Беседовала Анастасия Алексеева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Масс маркет

Или Удобные люди

Сиденья без спинок, дискриминация стариков, аплодисменты у Петра Толстого, каша на митингах ЛДПР, утрата веры в людей и другие вещи, которые больше всего волнуют рядовых участников массовок и их бригадиров

28.05.2015 13:00, Андрей Лошак


Как избыток сериалов меняет телевидение

Что мы будем смотреть, когда сериалов станет ещё больше?

Ничто не может завлечь зрителей лучше сериалов, а значит, меньше их не станет. Уже сейчас телевизионщики исхитряются, чтобы выжить в суровых условиях отрасли: например, заказывают шоу вскладчину с зарубежными партнёрами, открывают дочерние производственные компании. Возможно, им станет чуть легче, когда достаточно американцев обзаведутся умными телевизорами и рекламный рынок встрепенётся благодаря таргетированным роликам. Ещё вероятнее, что каналы, желая сбалансировать бюджеты, приблизят золотой век недорогих реалити-шоу. Наверняка какие-то каналы не выживут, а останутся те, кто, мучаясь неутолимой жаждой и упираясь в потолок спроса, сделает правильную ставку — на воображение.

13.01.2015 11:10, Марат Кузаев


Передача мыслей на расстоянии

4 июля 1950 года свою первую трансляцию осуществила Радио Свободная Европа

Начался один из самых интересных экспериментов в области медиапропаганды. Итог — радио «Свободная Европа»: 21 страна, 28 языков, 1000 часов эфира в неделю, 17,6 миллионов слушателей. Бюджет — 90,2 миллиона долларов. Солидная глобальная машина по заражению идеями «американской» демократии, оплачиваемая Конгрессом США.

04.07.2014 08:00, Радиф Кашапов


Того и жди пройдут дожди

Этот диалог войдет в историю российской журналистики, если от нее что-то останется к тому моменту, когда этот учебник снова потребуется

«Достаточно того, что действительно признается ошибка тем или иным СМИ, убирается этот материал спорный? Может быть, действительно конфликт исчерпан и не стоит копья ломать?»

31.01.2014 16:50, Василий Гатов


Не столько дождь лил, сколько гром гремел

Журналисты и блогеры о возможном закрытии телеканала «Дождь»

Есть как сторонники крайних мер, ратующие за немедленное закрытие телеканала, так и те, кто счёл опрос, предложенный «Дождем», вполне уместным. Однако большинство мнений схожи со следующим: «Это был плохой вопрос. Тема была важная, обсуждать ее не просто можно, а нужно. Потому что мы до сих пор не знаем и малой части правды о Блокаде. Но вопрос был задан неудачный. «Дождь» за него извинился, и этого вполне достаточно».

29.01.2014 10:30


«Может быть перейдем на краудфандинг»

Татьяна Лазарева про холдинг «На коленке»

Перестать быть телевизионщиком невозможно — это в очередной раз доказали Татьяна Лазарева и Михаил Шац, которые ушли с телеканала СТС в конце прошлого года. Теперь ведущие осваивают просторы интернета: 24 мая на YouTube появился первый выпуск их проекта «Телевидение на коленке». Этот проект совершенно свободен от цензуры и предрассудков и является ярчайшим примером качественной политической сатиры в интернете. Более того, ничего даже отдаленно похожего не встретить и на центральных каналах, которые этот проект и пародирует. О том, как «Телевидение на коленке» будет развиваться в дальнейшем, есть ли у проекта границы юмора и том, с какими трудностями он сталкивается, рассказала Татьяна Лазарева.

07.08.2013 12:15, Анна Калачина


Выходит продюсер

Отрывок из книги, вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»

Кто такой продюсер и чем он занимается? Почему голливудское кино завоевало мир и в чем основные отличия российской киноиндустрии от американской? Как зарабатывают и теряют миллиарды на идеях и творческих решениях? «Выходит продюсер» Александра Роднянского — первая книга на русском языке, где подробно и доступно рассказывается о том, как придумывают и создают современные сериалы и фильмы и как продюсеры участвуют в формировании образа жизни миллионов людей — и, как следствие, окружающего мира.

01.07.2013 16:30, Александр Роднянский


На коленке — не на коленях

Популярные телеведущие и участники оппозиционного движения Татьяна Лазарева и Михаил Шац начали новый проект

Первый выпуск нарочито низкобюджетного шоу «Телевидение на коленке» выложен на Youtube (внимание, встречается ненормативная лексика). Слоганами нового шоу стали «Телевидение лучше делать на коленке, чем на коленях» и «Телевидение на коленке - мы опускаемся до уровня наших зрителей». И если первый посыл вполне понятен, то по поводу второго, как и по поводу идеи в целом и её реализации мнения зрителей весьма противоречивы. И пока кратки, как само шоу.

27.05.2013 12:01


Минута молчания? Можно. Но на большее не рассчитывайте

Заслуживает ли бойкота телеканал ТНТ, отмечающий День Победы так, как он его «отмечает»

Этнополитолог, кандидат философских наук Александр Юсуповский предложил обсудить программу телеканала ТНТ в День Победы 9 мая. Эксперты и блогеры ответили на вопрос «Заслуживает ли бойкота такой телеканал и реальна ли такая перспектива?».

16.05.2013 14:27


О телевидении (монолог)

или Гарик Мартиросян как современный интеллигент

«Редька, медок, лимончик…» – для телевидения что радость, что горе – всё хлеб. Знаете, что отличает сегодняшнего интеллигента от не интеллигента? Современный интеллигент не матерится вслух! …Кстати, вы видели сегодня хоть одну передачу, где нет повара и диетолога?

07.12.2012 13:50, Андрей Лопатин






 

Новости

Британское подразделение Bauer Media запускает уже третий новый печатный журнал за год
Команда, которая делает TV Choice, теперь выпускает ещё один журнал про ТВ, но на этот раз — про историю телевидения. Телегид в прошлое будет называется TV Years. Каждый номер будет посвящён своей эпохе в истории телевидения.
Россия вошла в ТОП-10 стран по приросту аудитории соцсетей, но рекламные инвестиции отстают от мировых
Агентство Initiative проанализировало главные цифры и тренды мирового и российского рынка социальных медиа, а также рекламную активность в них.
Издание Quartz продано малоизвестной японской компании Uzabase Inc.
Новый владелец заплатит за Quartz от $75 до $110 млн наличными и ценными бумагами.
В Сыктывкаре издание 7х7 суд оштрафовал на 800 тысяч рублей по статье о пропаганде наркотиков
Причиной стало интервью члена Либертарианской партии Михаила Светова, в котором он сказал, что синтетические наркотики убивают людей гораздо эффективнее, чем героин.
Госдума лишила аккредитации СМИ, которые объявили бойкот из-за Слуцкого
Спикер Госдумы Вячеслав Володин объявил о приостановлении аккредитации журналистов тех СМИ, которые решили отозвать своих корреспондентов из Госдумы в связи с делом депутата Леонида Слуцкого.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.