Подписаться на обновления
20 сентябряПятница

usd цб 64.2199

eur цб 70.9373

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Nastya Nikolaeva   пятница, 23 января 2015 года, 09:30

«Мы наблюдаем рост количества браков по любви»
Жан-Филипп Плато о том, как экономика помогает избавиться от гнета социальных норм


Фото: Wermut / Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Поведение людей определяется нормами, принятыми в конкретном обществе, а также их ожиданиями от поступков окружающих. Система этих установок напрямую влияет на развитие государственной и мировой экономик и, соответственно, качество жизни. О том, как мир пытается бороться с гнетом социальных норм посредством экономических возможностей рассказал Жан-Филипп Плато, профессор бельгийского Университета Намюра, директор Центра экономических исследований в области развития.

Социальные нормы и демократическая тирания

Люди являются своего рода полицией друг для друга. Перед встречей в ЦК с Андреем Ждановым, посвященной ситуации в Союзе композиторов, Дмитрия Шостаковича предупреждали, что добром дело не кончится, и его музыку осудят. Шостакович отвечал, что люди в Союзе, за исключением некоторых, — его друзья, которые знают, что он великий композитор, и ему нечего бояться. На заседании прозвучало предложение считать музыку Шостаковича, Хачатуряна и ряда других декадентской и буржуазной. Когда большинство проголосовало за, Шостакович не мог поверить своим глазам. Решая, поднимать руку или нет, каждый участник совещания задавался единственным вопросом: «Как проголосуют остальные?». Это не значит, что музыка вдруг перестала им нравиться, просто все они исходили из пессимистических представлений возможного поведения соседа. И поскольку каждый посчитал, что все проголосуют против Шостаковича, коллективно решилось, что так будет спокойнее. Некая взаимная демократическая тирания.

Аналогичная ситуация происходит в Индии, где женщины, овдовев, не могут повторно выйти замуж. Подобной религиозной нормы не существует, сами женщины не против, но это все равно остается невозможным из–за соответствующей социальной установки. Если женщина ее нарушит, друзья перестанут с ней общаться, поскольку общественное мнение также отнесет их в группу нарушителей — условных «плохих». За друзьями идут друзья друзей и так далее. Этот процесс в экономике называется мета-панишмент: то есть вы можете наказать человека за то, что он общается с кем-то, кто, в свою очередь, общается с нарушителем нормы. И эта цепочка бесконечна.

Сенсационные данные получили социологи компании «Башкиров и партнеры», задав двум тысячам россиян вопрос об их отношении к созданию семьи. Выяснилось, что более 30% молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет считают брак социальным атавизмом. Вслед за европейцами и американцами наши соотечественники начинают брать на вооружение новые формы семьи. Брак без детей, сезонный брак, удаленное многоженство и многомужество, последовательная полигамия — вот лишь неполная классификация современных видов отношений между мужчиной и женщиной.

Разумеется, социальные нормы могут не только угнетать, но и помогать развитию. Например, это касается традиции совместной работы над чем угодно. Но современная деятельность людей все чаще противоречит существующим социальным установкам. Да, рано или поздно угнетающие правила исчезают, вопрос в том, сколько времени на это требуется, нужны ли дополнительные или особые усилия со стороны правительств, которые могли бы ускорить процесс, и какова роль организаций, защищающих права человека. Последняя тема всячески педалируется, особенно организациями из западных стран, которые считают, что права человека (напрямую связанные с понятием социальной нормы) должны защищаться законодательно. Но насколько такой подход конструктивен?

Традиции против развития

Термин «развитие» означает расширение круга возможностей, помогающих индивидам лучше реализовываться. Речь — об открытии перед людьми дополнительного потенциала, не только с точки зрения финансового благополучия. Обычно экономисты рассматривают возможности как способ повысить экономическую мобильность и снизить уровень бедности. Неравенство при этом не сокращается: разрыв в показателях доходов остается таким же. Но мы наблюдаем, как прежнее понятие бедности теряет смысл, что есть экономический рост.

Таким образом, развитие по определению ориентировано на человека, но такой подход не всем нравится. Против него выступают люди с традиционным восприятием мира, привыкшие мыслить в коллективной парадигме — выжить в условиях внешних вызовов, которые, по их мнению, являются угрозой. История человечества за последние четыре века это подтверждает. Расширение возможностей — многосторонний процесс. Поэтому утверждение об экономическом росте будет верным только с учетом потенциала депривированных групп: бывших рабов, мигрантов, женщин, бездомных и так далее. Эффект экономического роста постепенно достигает людей на всех уровнях в тех случаях, когда все они имеют доступ к новым возможностям и свободе. То есть нужна глобальная инклюзивная модель, состоящая из всех слоев населения всех регионов мира. Если какие-то отдаленные районы полностью исключаются из процесса экономического развития, этот эффект не будет там наблюдаться.

Бог-мужчина и сила коллектива

Приведу примеры социально-угнетающих норм. Первый — бинтование ног девочек в Китае. Это норма, которая влекла за собой язвы, паралич, гангрены, некроз, 10% китайских девочек, проходящих через эту процедуру, умирали. Традиция возникла тысячу лет назад как гарантия исключительного владения мужчин-аристократов своими женами. Императору начали подражать люди из его ближайшего окружения, постепенно практика дошла до социальных низов. Своего пика она достигла в эпоху династии Мин и сохранилась вплоть до XX века. Возникает вопрос, почему только тогда она была отменена? Да, появились движения за освобождение женщин. Но наиболее важным мне кажется то, что до 30-40-х годов женщины в Китае были фактически заключены домах: забинтованные ноги не были проблемой, ведь они особо не передвигались. Но возникло активное развитие производства, появилась нужда выйти из дома, чтобы зарабатывать деньги. Женщинам стали нужны здоровые ноги. Так практика бинтования стала препятствием на пути к нормальной жизни, а значит, и улучшению благосостояния.

Патриархальное общество направлено против слабейших: женщин, рабов, мигрантов

Второй пример гнета социальных норм — это женское обрезание, которое распространено в Африке. Причина та же: желание сохранить чистоту женщины, чтобы между ней и богом-мужчиной не было никаких препятствий. Некоторые считают, что это идея Ислама, однако эта процедура была придумана в доисламические времена рабовладельцами, которые везли женщин на арабские и египетские рынки. Такая практика очень распространена до сих пор: считается что до 28 миллионов современных женщин в Африке были подвержены обрезанию. В Сенегале и сейчас необрезанной женщине могут не позволить поднести еду или воду мужчине.

Еще один пример гнета — раннее замужество, когда девочек отдают замуж в 13-14 лет. При этом мужчина может легко развестись с женщиной, что ей сделать крайне тяжело. Мы наблюдаем это в мусульманских странах: в Афганистане, Пакистане это очень распространено. Еще одна проблема — вендетта. В некоторых частях бывшего Советского союза (Молдавии, Киргизии) до сих пор есть практика похищения невесты, когда мужчина увозит женщину, насилует, а после приезжает к ее родителям с просьбой отдать ее в жены. Родители вынуждены принять насильника в качестве зятя и заставить девушку выйти замуж, чтобы избежать бесчестия. Традиционные обычаи имеют коллективную силу. Люди не думают, как защитить одного человека, в том числе себя, они думают, как защитить честь семьи, клана.

Традиции и власть

Существует мнение, что традиция — это результат некой сделки. Если у человека, который вступает в борьбу за землю, недостаточно сил, он уступает, и землю получают сильные родственники. Обычно за соблюдением традиций следит лицо, обличенное властью. Им может быть мулла или местный священник, которые определяют, соблюдать или не соблюдать то или иное правило. Проблема в том, что если общество патриархальное, оно направлено как раз против слабейшей стороны: женщин, рабов, мигрантов.

Главы на местах выступают защитниками традиций. Они знают, что если слишком много членов общества решат отказаться от традиций, первыми в этом обществе проиграют они сами. Властители очень хорошо понимают, что их социальный престиж зависит от юрисдикции, то есть количества человек, которые захотят услышать их мнение. Если к ним перестают обращаться, они заключают, что их власть испарилась. В других ситуациях, если местный наделенный властью человек видит, что экономические возможности могут улучшить ситуацию, и если он сам этого захочет, он может постепенно изменить и традиции.

Так выстраивается другая система, которую я называю правовым дуализмом. Он означает выбор: уехать в города и найти благополучие там, или остаться в родной деревне. Проблема в том, что более слабые представители общества сильнее привязаны к привычкам и традициям, и это станет их отрицательной реакцией на возможность экономического развития. Однако вопрос в том, насколько местные представители власти готовы менять ситуацию. Дело в том, что законы больших городов могут положительно влиять на сельские сообщества, направляя туда определенные тенденции. Мнения становятся прогрессивнее и общество больше учитывает интересы его слабейших представителей. Но, как известно, в мире существует масса экономических возможностей, прекрасных законов, принятых в городе, которые никак не влияют на традиционное право в деревнях. Это возникает в случаях, когда местные авторитеты всячески противодействуют их принятию.

Так, правительство Ганы пыталось изменить закон о наследстве: учесть в нем интересы вдов и детей в условиях своей патриархальной системы. Отдельные нововведения не поменяли б традиции в целом, но под влиянием законов, система могла эволюционировать в сторону интересов вдов и детей. Таким образом, прогрессивное законодательство способно работать для всего населения.

Проблема координации

Экономические возможности постепенно влияют на общие традиции. Я уже 30 лет езжу по Африке и вижу серьезные изменения. Это может не отражаться в официальной статистике, но сегодня многие женщины могут добиться развода, чего раньше не было совсем, даже если муж страшно женщину бил. Причина тому — новые экономические возможности. Женщина может уехать в город, найти там работу и кормить себя самостоятельно. В консервативной среде турецких эмигрантов в Брюсселе многие женщины тоже стали решаться на развод. Другой очень яркий пример — рост браков по любви по сравнению с браками по сговору родителей. Количество преступлений на почве защиты чести семейства тоже сокращается.

В последнее же время у российских ячеек общества начался своеобразный переходный период: мужчина теряет свою роль кормильца, на его место все чаще встает женщина, но новая модель семьи еще не успела устояться. Этому мешают два момента. Во-первых, у нас еще сильны старые стереотипы о традиционной форме семьи. Если отец семейства встанет к плите, это вызовет недоумение и у многих женщин, и практически у всех мужчин. А это, естественно, не самым лучшим образом скажется на психологическом состоянии представителя сильного пола и на семейной атмосфере. Во-вторых, несмотря на то что в России идет процесс освобождения женщины и она может хорошо зарабатывать, государство и общество ей в этом фактически не помогают. То есть ей надо доказывать самостоятельность, но обязанность заботиться о домашнем очаге с ее плеч никто не снимал.

К сожалению, это не повсеместный процесс. Многие люди просто не знают о новых законах и потенциалах. Например, в мусульманских районах северной Ганы ситуация с информированием обстоит гораздо хуже, чем в южной. Члены виктимизированной группы могут также считать, что все новые законы и возможности относятся не к ним. Так, мужчины, например, активнее выступают за отказ от практики обрезания женщин. Женщины же часто не решаются отказаться от угнетающих традиций.

Например, отец выдал дочь замуж в 9 лет, а по закону он не может этого сделать до 18. В большинстве случаев, когда мы спрашиваем их, почему вы не обращаетесь к закону, женщины считают, что нельзя выступать с подобными проблемами публично, потому что этим они позорят и предают свою семью. Это психологический барьер. Они говорят, что поддержка закона отомстит им самым жестоким образом: лишит детей и всех социальных контактов. Это означает, что цена обращения в суд и использования новых возможностей для них очень высока. Возвращаясь к закону о наследстве: если вы побываете в Гане сегодня, вы увидите, что ничего не изменилось. Власть снова вернулась в руки мужчин, и любая женщина или ребенок, которые попытаются обратиться к защите современного закона, будут объявлены «плохими» мусульманами или не мусульманами вовсе. Экономика может влиять на положение дел, но иногда получается, что от этого никто не выигрывает.

Возникает проблема координации. Представьте сообщество, в котором какая-то норма не нравится всем, но ее по-прежнему придерживаются. Такие парадоксы бывают, и, возможно, вы с этим сталкивались. Во-первых, такая сеть взаимных наказаний, порожденная обществом, касается каждого. Во-вторых, у человека возникают самые пессимистические ожидания от поведения окружающих: он просто не верит, что норма не нравится всем остальным. Так люди могут поддерживать деспотическую систему, потому что ее, по их мнению, поддерживают другие.

Вопрос прав человека в развивающихся странах связан со страхом вестернизации

Таким образом, социальная норма — это общественный договор с формулировкой «так делают все». Она работает последовательно: если кто-то чего-то не делает, то оказывается в изоляции. Изменить эту ситуацию можно скооперировавшись. Поэтому НПО в Гане продвигают концепцию публичной декларации и общаются с людьми в деревнях, объясняют, что обрезание вредно для здоровья и тому подобное.

Социальные нормы и борьба за права человека

Но все не так просто в ситуации с традиционными странами. В Гане после общей деклараций 104 публичных лидера деревень заявили, что хотят избавиться от гнета нормы обрезания. Но это тоже ничего не изменило. Люди видят нечто большее в своих практиках, они им больше привержены. Запад же по собственным критериям решает, что плохо, а что хорошо, поэтому гнет социальной нормы остается. Например, мигранты, которые живут в Париже, продолжают обрезать собственных дочерей, хотя у них есть все экономические возможности. Многие меняют привычки, живя не в своей стране, но если, вернувшись домой, эти люди начнут выступать за изменение традиций, их воспримут как ренегатов. В Пакистане, Турции, Индии большинство браков заключается по соглашению: родители мальчика продолжают выбирать ему невесту. Люди эмигрируют, но все равно цепляются за свои нормы и связь с обществом, из которого вышли.

Таким образом, вопрос прав человека в этих странах очень часто связан со страхом вестернизации. Возвращаясь, мигранты привносят новые нормы, но местные воспринимают их как культурную агрессию. То, что мы считаем борьбой за права человека, ухудшает ситуацию из–за роста культурной резистентности. Например, в Сенегале думают, что, переставая обрезать своих детей, вы «озападниваете» общество, отказываетесь от корней. Норма — это символическая составляющая, суть и уникальность самосознания. Поэтому правительства этих стран ведут себя хитро. В Сенегале в 1999 году был принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за обрезание женщин. Но тогда же премьер-министр, выступая в парламенте, сказал, что этот закон применяться не будет. То есть они приняли его для вида и предупредили об этом людей.

Постепенная смена устоев

Возникает вопрос, почему, учитывая все эти факторы, традиционные браки по сговору родителей все же отступают, а обрезание женщин в Сенегале наоборот теперь проводится в более раннем возрасте? Несмотря на то, что браки по любви не были частью традиционной культуры, они вызывают меньшее сопротивление. Постепенно детям лучше удается договориться с родителями: последние чувствуют, что позиция детей в этом споре со усиливается.

Дело как раз в постепенности, которую может обеспечивать экономика. Когда изменения происходят слишком быстро, результат не заставляет себя ждать. Например, младотурки выступали за европеизацию: они попытались изменить культуру не только городских и верхних слоев общества, но и массы, в том числе крестьян. Суфийцы очень набожны: под такой прямой атакой на ментальность в религиозной стране люди стали обращаться к своим святым примерно как католик обратился бы к Деве Марии за исцелением своего ребенка. Борьба привела к сильному обратному эффекту: значительная часть населения оказалась в отчуждении. В Афганистане тоже есть масса подобных примеров. Один из них — движение Талибан. Когда люди считают, что им навязывают какие-то ценности, это приводит к ответной реакции. Это глубокий социальный антагонизм между лидерами и средним классом жителей малых городов и провинции.

Поэтому всегда в истории новые нормы появляются постепенно. И случается это, только когда одна из сторон приводит новые аргументы в старом споре, что очень важно для понимания возможностей экономики в снижении гнета социальных установок. Нормы, которые нельзя победить лобовой атакой, можно аккуратно и медленно обойти. Когда люди чувствуют давление извне, навязывание чужих ценностей, они типично начинают действовать на перспективу, как жители Ганы стали проводить обрезание у самых маленьких девочек, которые еще не способны защитить себя. Пройдя некий процесс обработки временем слишком радикальные законы со временем смягчаются, и общество шаг за шагом принимает новые нормы на пути к экономическим возможностям и росту.

Источник: T&P




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«На Эверест не поднимался, с близняшками не спал»

О том, почему после 40 мужчины бросаются во все тяжкие

Если смотреть на мужчину достаточно долго, можно увидеть, как его накрывает кризис среднего возраста. О первых звоночках и неизбежных последствиях этой спускающейся на вас лавины — в новой колонке Александра Зантовича.

19.09.2019 09:00, Александр Зантович


Буги-вуги и рок-н-ролл

Развлечения во время «оттепели»

Стиляги в широких штанах и с начесами, танцующие свинг, — советские модники могли дать фору западной молодежи.

17.09.2019 19:00, Екатерина Астафьева, diletant.media


«Бабы стали неуправляемые»

Психолог о том, почему мужчины оправдывают свое хамство «равноправием»

Слово «равноправие» продолжает оставаться красной тряпкой для многих мужчин. О том, почему их так бесит сам факт, что женщины подают голос и говорят о своих желаниях, рассуждает психолог.

16.09.2019 09:00, Юлия Костюк, lady.tut.by


Больше, чем море

Почему преждевременно говорить о токсичности Байкала

«Вода в Байкале оказалась токсичной», «В Байкале нашли токсины, пить воду из него уже нельзя», «в Байкале до предельных значений выросли концентрации бактерий, продуцирующих ядовитые вещества» — эти и подобные им сенсационные сообщения заполнили российскую прессу после Всероссийского водного конгресса. Редакция N+1 попросила директора НИИ биологии Иркутского госуниверситета Максима Тимофеева объяснить, действительно ли байкальская вода стала опасной, что угрожает озеру на самом деле и можем ли мы справиться с этими угрозами.

14.09.2019 16:00, Максим Тимофеев, nplus1.ru


Потребляй ответственно

Что такое осознанное потребление и при чем здесь полотенца

На Etsy, онлайн-площадке для продажи изделий ручной работы и разных безделушек, можно купить диковинный продукт — небумажные полотенца (unpaper towels). Это обычные полотенца из «небумаги», то есть просто из хлопка и других тканей, — да, миллениалы (экологически сознательные) изобрели тряпку, которая должна заменить ставшие привычными на западной кухне рулоны одноразовых бумажных полотенец.

14.09.2019 13:00, Ольга Добровидова, nplus1.ru


Подвиги русского Марса

13 (24) сентября 1739 года родился Григорий Потёмкин

Жизнь Потёмкина проходила на грани. Он всегда балансировал — между шутовством и величием, между авантюризмом и рассудительностью, уродством и красотой. 13 сентября исполняется 280 лет со дня рождения Григория Александровича.

13.09.2019 21:20, Глеб Давыдов


«С ребенком все было хорошо. Или я — или он»

Жизнь матери после потери ребенка

Есть темы, на которые общество предпочитает наложить табу. Потому что страшно. Потому что не знаешь, какие слова подобрать в ответ. Потому что больно. Но о них нужно говорить. Потому что со страхом нужно бороться. Потому что людям нужна поддержка. Потому что иногда один разговор, одна история может просто тебя спасти. Сегодня своей историей делится Виктория Савина.

12.09.2019 09:00, womo.ua


Возвращение коммуналок

Почему молодые люди полюбили коливинги

Коливинги — новая форма проживания для людей, которые за сумму, сравнимую со стоимостью аренды приличной однокомнатной квартиры, выбирают спать и есть рядом с единомышленниками. Обычно в коливингах живут молодые люди, тоскующие по живому общению, желающие повысить личную и профессиональную продуктивность и не стремящиеся привязываться к одному месту. T&P разобрались, почему коллективный быт снова вошел в моду, что коливинги говорят о переменах в человеческих отношениях и почему это все же не коммуналки.

11.09.2019 16:00, theoryandpractice.ru


Режимы романтики

Чем любовь на Западе отличается от любви в России

Любовь на Западе потребительская — мы выбираем партнера, чтобы он дал нам то, в чем, как нам кажется, мы нуждаемся. Но у русских все по-другому.

11.09.2019 09:00, Полина Аронсон (Polina Aronson)


Долгожданное меньшинство

Станут ли 20 оппозиционных депутатов Мосгордумы проблемой для мэрии

По итогам выборов в Мосгордуму 20 из 45 депутатских кресел займут оппозиционные кандидаты. КПРФ в седьмом созыве городского парламента будут представлять 13 депутатов, по три — партии «Яблоко» и «Справедливая Россия». Еще один мандат достался самовыдвиженке Дарье Бесединой. «Сноб» спросил у экспертов, что они думают об итогах московской кампании, чего ждать от прошедшей в думу оппозиции и как сильно на результаты повлияло «Умное голосование» Алексея Навального.

10.09.2019 13:00, Никита Павлюк-Павлюченко, Дмитрий Белковский для журнала «Сноб»






 

Новости

Биолог оценил возможность исчезновения привычных продуктов из-за изменения климата
По словам эксперта, климат окажет влияние на производство продуктов, однако такая проблема, скорее всего, будет кратковременной.
11 сентября побило температурный рекорд за 70 лет
Среда в Москве стала самым теплым 11 сентября за последние 70 лет.
Женщины начнут водить поезда московского метро с 2021 года

Впервые после Великой Отечественной войны
В марте 2020 года метрополитен Москвы начнет обучать женщин профессии машиниста, а с 2021 года женщины уже смогут управлять поездами столичной подземки, сообщает ТАСС со ссылкой на заммэра Москвы Максима Ликсутова.

Кандидаты от оппозиции займут 20 из 45 депутатских мест в Мосгордуме
По данным обработки 99,47% протоколов участковых избирательных комиссий в состав Мосгордумы седьмого созыва проходят 20 кандидатов, выдвинутых и поддержанных оппозиционными парламентскими партиями.
Состоялся обмен заключенными между Россией и Украиной
Самолеты с российскими и украинскими заключенными в рамках обмена прибыли в Москву и Киев.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.