Подписаться на обновления
21 сентябряЧетверг

usd цб 58.1290

eur цб 69.7664

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ангелина Горбунова   суббота, 3 декабря 2016 года, 13:00

«Мы можем не успеть сохранить знания!»
Интервью с Тарасом Пустовым, руководителем Центра инновационных образовательных технологий МФТИ


Тарас Пустовой
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Университетские образовательные проекты открытого доступа пока остаются в России редкостью, к тому же о них знают, как правило, только студенты или абитуриенты соответствующего вуза. Но есть примеры инициатив, которые выросли во что-то большее, чем внутриуниверситетская площадка «для своих», одна из них – «Лекторий МФТИ», который стал не только учебным пособием для тысяч российских студентов, но и экспериментальной площадкой для команды проекта, которая от записи лекций перешла к созданию онлайн-курсов, специализаций и даже онлайн-магистратуры.

— С чего начинался Лекторий?

— В 2002 году MIT (Massachusetts Institute of Technology) анонсировал запуск своего проекта OpenCourseWare. Тогда в открытый доступ были выложены порядка 50 курсов, часть видеолекций, конспекты, ссылки на учебники. Преподаватели очень переживали из-за того, что студенты начнут плохо ходить на занятия. Однако эксперимент, результаты которого они подвели в 2004 году, показал, что эти курсы положительно повлияли на количество поступающих: больше людей узнали об университете и захотели там учиться.

Соответственно, было решено выкладывать курсы и дальше. В 2013 году в сеть было выложено порядка 2700 курсов. Из них только 88 были опубликованы в полном объёме (со всеми видеолекциями), остальные – на уровне программ, заданий и т.п. Меня вдохновила их концепция, захотелось, чтобы такой проект появился и у нас.

В конце 2006 года умер заведующий кафедрой математики, по учебникам которого мы учились. Тогда я понял, что мы можем не успеть сохранить знания тех преподавателей, которые определяли развитие науки в России.

Тогда мы собрали инициативную группу из 20 студентов. Мы пытались понять, как делать электронные курсы, как их снимать, чтобы не мешать при этом преподавателям. Первой была заснята лекция профессора Станислава Мироновича Козела, который несколько десятилетий был бессменным тренером национальной сборной по физике и, в прошлом году, царствие ему небесное, почил. Имея на руках эту лекцию, в 2007 году я пошел в администрацию университета, чтобы она одобрила нашу идею. Мне сказали, что идея хорошая, но для её реализации нет ресурсов.

На данный момент в Лектории находится более тысячи академических лекций, которые читают более сотни преподавателей. Большая часть видеоматериалов разбита на смысловые фрагменты, половина имеет конспекты, а некоторые и полный набор дополнительных заданий.

Мы с коллегами решили, что дело перспективное, скинулись по небольшой сумме (одному из партнёров даже пришлось продать автомобиль), закупили оборудование и начали снимать лекции, ещё не до конца понимая, как мы их будем использовать. С августа 2007 до кризиса 2008 года мы отсняли порядка 1000 часов видео.

— Получается, вы снимали сами, не имея профессиональных навыков?

— Мы поняли, что наличие профильного образования в этой сфере скорее мешает, потому что на съемках лекций требуются другие навыки. Нужно не отвлекать преподавателей и в то же время снимать материал так, чтобы он был понятен. Мы изначально взяли высокую планку – многокамерная съёмка, микрофоны, монтаж, съёмка в высоком разрешении. Хотелось сделать так, чтобы эти видеолекции можно было смотреть спустя годы. Расчёт оказался верным: даже сейчас на платформе Coursera мы вполне успешно используем записи 2007, 2008 и 2009 годов.

— И всё это время Лекторий делался силами преподавательского состава и студентами?

— После кризиса 2008 года с деньгами стало совсем туго. Снимали потихонечку, точечно взаимодействуя со спонсорами. Например, выпускниками, которые хотели заснять какого-нибудь конкретного лектора. Это продолжалось вплоть до 2012 года, когда в институте решили поддержать нашу инициативу.

— После получения финансирования процесс наладился?

— В начале 2013 мы начали перерабатывать накопленные видеоматериалы. Все это время у нас отрабатывался процесс, механика, определенный стандарт того, как снимать, как делать монтаж образовательного видео так, чтобы человек, сидя за компьютером у себя дома, воспринимал бы себя также, как и на настоящей лекции. Мы поняли, что кроме хорошей съёмки требуется и правильное структурирование материала. Тогда же появилась первая концепция, позволяющая разбивать видео на логические фрагменты.

Следующим шагом было создание конспектов. Мы столкнулись с тем, что многие учебники нельзя выложить в сеть. Даже если наши авторы дали согласие, издательство могло отказать. Пришлось делать высококачественные конспекты с нормальными картинками, формулами, такие, которые можно было бы распечатать и спокойно по ним учиться.

По словам Александра Купцова, руководителя видеостудии МФТИ «Пульсар», ежегодно ресурс удваивает свою аудиторию. Такой быстрый рост объясняется тем, что проект оказался интересен не только студентам Физтеха, но и студентам из других вузов. Особенно взлетает количество посещений во время сессии – до 4 тысячи человек в день.

В конце 2013 года, когда Coursera пришла в Россию, нам захотелось влиться в это движение. У нас уже был готов запас отснятых видеоматериалов, заданий и всего остального. Из этого запаса наши преподаватели сделали первый массовый онлайн-курс по физике. Это был первый курс от российского университета на этой платформе.

По этому курсу училось 17 тысяч человек. Значительная часть аудитории была вне России. Курс был очень сложным, физтеховским, поэтому до конца его прошли всего лишь 150 человек. Из них у двоих был наивысший балл, выше 100 процентов, так как учащимися были взяты дополнительные задания. Одним из них оказался профессор из Чикаго, бывший декан физического факультета; не так давно отправили ему медаль И ещё один студент из небольшого регионального Российского вуза, второкурсник.

Мы поняли, что сложные курсы такого рода могут служить своего рода инструментом для отбора людей. Из этих 150 человек, которым мы предложили поступить к нам в магистратуру, 20 человек сдали экзамен.

Дальше пошли разного рода эксперименты. Мы стали делать какие-то интересные вещи для обучения студентов, следили за тем, где хорошие решения, а где – нет.

В прошлом году мы запустили курс по теоретической механике. Больше сотни студентов МФТИ использовали его для обучения. А баллы, полученные за курс, использовались для получения зачёта.

— Кто сейчас задействован в процессе?

— Практически на 100% проект делается силами наших студентов. За годы работы у нас выработались определенные алгоритмы, которые позволяют вовлекать людей, мало знакомых с производством видеоконтента, и при этом получать качественный продукт. Чем-то напоминает Макдональдс: там ребята делают одинаково качественные бургеры, а здесь – лекции.

— Как вы мотивируете студентов?

— Какая-то часть работает за идею. Но не нужно думать, что это бесплатная работа: им выплачиваются деньги за то, что они делают. К тому же, есть непрямые источники стимулирования, например, материальная помощь.

— Все лекции лежат в открытом доступе, их можно скачать и опубликовать на другой платформе. Как к этому относится руководство МФТИ?

— Мы ориентируемся на Creative Commons. И руководство, и преподаватели к этому относятся нормально. Мы брендируем эти лекции – даже если их выкладывают в других местах, то сразу видно, где они сделаны. Для нас это даже некая реклама.

— Как будет развиваться проект?

— Если говорить о дальнейшей эволюции, то первый шаг – это OpenCourseWare, открытые учебные материалы, мотивирующие будущих студентов. Также мы планируем создавать МООК, которые содержат контрольные задания с автоматической проверкой.

На данный момент у Лектория есть приложение на Android и на iOS. Через него поступает почти 50% трафика. Поскольку в приложении реализован почти весь функционал, который есть на сайте, многие студенты предпочитают учиться через него.

В прошлом году мы перешли от отдельных образовательных курсов к образовательным модулям. Это обычно три-семь курсов, плюс обязательный проект с практической частью. На Coursera это называется «специализация». Первая специализация касалась анализа данных и делалась совместно с Яндексом. Такие полугодичные специализации переросли в полноценную образовательную двухгодичную магистратуру.

— Вы можете составить алгоритм из 5-10 шагов для запуска подобного Лектория на базе другого вуза?

— На самом деле, если вуз хочет сделать что-то подобное, но ничего не умеет и не хочет с этим возиться, то ему проще обратится к нам. Мы можем создать Лекторий на базе Вашего университета с Вашими лекциями. Из примеров – тот же SaaS, который мы сейчас поддерживаем.

Либо, следуя принципу открытого сообщества, выложить открытый код. Дальше вуз, компания или НИИ может самостоятельно взять его, развернуть и структурировать на этой базе свои материалы.

— Есть ли какие-то смежные с Лекторием проекты?

— Ориентировочно в октябре запустится пилотный проект, который позволит преподавателям из других вузов встраивать лекции из Лектория в свои образовательные программы. Это позволит им не возиться с записью своих лекций или разработкой конспектов. Всё, что будет нужно – используя часть существующих курсов спроектировать программу взаимодействия со студентом. Другими словами, на преподавателя ложится роль некого «проектировщика взаимодействия». Он сам придумывает задания, думает над тем, как будут использоваться лекции. При этом исчезает достаточно трудоемкая задача по добыче контента. Посмотрим, что в итоге получится.

***

— Лекторий – это не просто сайт с видеолекциями, за ним стоит большая инфраструктура по подготовке как видео-контента, так и текстовых материалов, — рассказывает Анна Манаенкова, руководитель проекта «Лекторий». — Нами разработана многокомпонентная система, каждый модуль которой решает свою задачу. Например, у нас есть отдельный сервер с уникальным программным обеспечением для пост-обработки видеофайлов и пережатия в несколько форматов. Это позволяет оптимизировать трафик для веб- и мобильных-платформ. Также есть сервисы задачей которых является хранение видео, проверка доступности каждого файла. Отдельно хочется отметить систему подготовки описания лекций, во время которого видеофайл разбивается на несколько фрагментов. Кроме того, у нас есть отдел, занимающийся разработкой программного обеспечения для написания конспектов. Это наши уникальные наработки, которые мы в скором времени планируем выложить в открытый доступ.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Игорь Волгин: «Школа должна давать толчок для самостоятельного думания»

Об уровне знаний нынешних студентов, системе образования и культуре

Если начинать перечисление различных титулов, званий и ипостасей Игоря Леонидовича Волгина, это займет, без преувеличения, половину газетной полосы. Широкой публике он известен как поэт, литературовед, историк. А еще для многих он учитель, вот уже почти полвека руководящий литературной студией МГУ «Луч», профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук и один из крупнейших в мире достоевистов. Кроме того, он член Совета по русскому языку при Президенте РФ и ведущий интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» на телеканале «Культура», удостоенной в 2016-м году высшей телевизионной награды ТЭФИ.

01.09.2017 17:00, Арслан Хасавов


«Отвлеченное знание перестало быть ценностью»

Александр Архангельский об учебниках, советской школе и системе образования

Мы встречаемся с писателем, телеведущим и ординарным профессором НИУ «Высшая школа экономики» Александром Николаевичем Архангельским в одном из корпусов вуза на Мясницкой улице. Именно здесь проходят собеседования — финальный этап отбора лучших абитуриентов из числа рекордных для «Вышки» более, чем десяти тысяч человек, подавших документы.

29.08.2017 13:00, Арслан Хасавов


Как устроены японские школы

«Каникулы — это время, когда можно основательно сесть за учебу»

Почему у японских школьников нет свободного времени, зачем в классе проводить подобия саммитов и почему экзамен — одно из самых сложных событий в жизни, а объявление его результатов может довести до самоубийства, рассказывает преподаватель японского языка Александр Ульяновский.

01.08.2017 13:00, Диана Дорофеева


Похороны высшего образования

Как должны измениться вузы, чтобы снова стать нужными

О том, что высшее образование надо менять, говорят все и давно, при этом понятия вроде «внедрения передовых технологий», «новых методов обучения» и «раннего профориентирования» настолько размылись, что, кажется, потеряли смысл.

21.07.2017 10:00, Olesia Vlasova, theoryandpractice.ru


Бесполезное образование

Китаю и России избыточное число студентов вузов грозит социальным взрывом

В Китае уровень занятости среди выпускников магистратуры составляет всего 26%, среди бакалавров — 35%. Китайское экономическое чудо было обусловлено развитием трёх секторов экономики: экспортных производственных, строительных и крупных энергетических отраслей промышленности. Ни один из этих секторов не предполагает большое число рабочих мест для «белых воротничков». В Китае растёт число «муравейников», которые населяет низкооплачиваемый или безработный прекариат. Именно он может стать источником протестов не только в Китае, но и других странах Второго мира, в т.ч. и в России, где схожая ситуация с безработными выпускниками.

23.06.2017 04:00


Обязательный ЕГЭ по истории

В чем проблема новой инициативы министерства образования?

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

24.05.2017 13:00, Olesia Vlasova


Школа разрушенной личности

Едва получив школьный аттестат, я сразу же намертво забыла алгебру, геометрию и физику. Историю я и не знала никогда. Единственным в школе истово верующим коммунистом/сталинистом был наш историк, он же классный руководитель. На уроках он вещал, какое счастье коммунизм и какой бог Сталин, а предмет задавал на дом, наизусть, и спрашивал тупо главами, непременно слово в слово.

17.05.2017 13:00, Арина Холина для журнала «Сноб»


«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»

Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки.

16.05.2017 13:00


Меняем школу изнутри

Для чего отправлять детей в школу, зачем ставить оценки и как сделать это место лучше

«Я хочу, чтобы после школы мой ребенок верил в свои силы, был любознательным и упорным. Точка. Китайский выучит сам, если ему будет нужно. Это формула успеха в мире, где не будет половины сегодняшних профессий. В мире, где рутинные операции будут делать роботы. Все работодатели ищут и не могут найти одного и того же – инициативности и самостоятельности».

14.04.2017 13:00, Федор Шеберстов


Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

МГУ открыл дополнительный набор на обучение арт-менеджеров
С 24 по 29 августа философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова проводит дополнительный набор на новую образовательную программу «Прагматика и менеджмент культуры».
Лучшие вузы России 2017 по данным первого национального рейтинга
Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил 20 лидеров национального рейтинга вузов России «Три миссии университетов». Заявление сделано на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшие вузы России 2017 года представлены без указания конкретных мест.
Популярные у интернет-пользователей вузы не всегда самые лучшие
Специалисты компании «Яндекс» выяснили, что топ-20 учебных заведений, которые чаще всего ищут пользователи, лишь наполовину пересекается с лучшей двадцаткой вузов из Национального рейтинга российских университетов.
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.