Подписаться на обновления
30 мартаПонедельник

usd цб 77.7325

eur цб 85.7389

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Лилия Ященко   суббота, 20 июля 2019 года, 16:00

Музыка под небом Елабуги
Международный open-air фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге» состоялся во второй раз и собрал за пять дней более 46 000 зрителей


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Калейдоскоп музыкальных жанров — симфоническая классика, сочинения западноевропейских композиторов средневековья, джазовая и древнерусская духовная музыка, народные мотивы и авторская песня — в исполнении артистов из Америки, Германии, Франции, Шотландии, России и Татарстана сверкал подобно фейерверку в день открытия фестиваля.

Пианист Борис Березовский, заслуженный артист России, художественный руководитель фестиваля «Летние вечера в Елабуге»

Меня спрашивали: «Почему вы выбрали именно Елабугу для проведения фестиваля?» Дескать, у города печальная репутация. Этот вопрос задают те, кто ни разу не был в этих краях. Тут такая красота!.. Стоит только посмотреть с обрыва на бескрайний простор, озёра, две реки Кама и Тойма, храмы и колокольни... Знаете, есть такое понятие как магия места. Многие организаторы годами ищут место, где можно провести фестиваль, чтобы он стал привлекательным для публики. А тут мой друг Игорь Лерман, который живёт неподалёку в Набережных Челнах и руководит там Камерным оркестром, пригласил меня в Елабугу. Увидев ошеломляющую красоту ландшафта, я понял, что лучшего места для проведения фестиваля придумать невозможно.

Художественный руководитель фестиваля


В прошлом году я говорил, что хотел бы сделать Елабугу туристической Меккой россиян и, по-моему, у нас это получается. Если раньше Елабугу связывали лишь с именами Шишкина и Цветаевой, то теперь люди приезжают сюда ещё и потому, что здесь проходит наш фестиваль. Местные жители ждут его круглый год как праздника. Публика приезжает из близлежащих городов: поздно вечером после концерта люди автобусами возвращаются домой в те же Набережные Челны, а на следующий день снова едут в Елабугу на концерт. По-моему, это здорово! Прекрасная природа и замечательные исполнители притягивают сюда тысячи людей. Мы с Лерманом придумали программу, пригласили музыкантов. Елабужский государственный музей-заповедник и его директор Гульзада Руденко взяли на себя невидимую зрителю организационную работу. Неоценимую поддержку фестивалю и по-человечески радушный приём участникам оказал глава администрации Елабужского района Геннадий Емельянов. Финансирование — главное для проведения любого фестиваля — обеспечил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Я благодарен всем, без кого фестиваль не состоялся бы.

Крис Стаут (скрипка) и Катриона Маккей (кёльтская арфа)


Крис Стаут (скрипка) и Катриона Маккей (кёльтская арфа), Шотландия

Крис Стаут: Я ещё в жизни никогда не видел, чтобы классическую музыку воспринимали как рок-н-ролл! Люди стоят перед сценой, ликуют, расслабляются, отдыхают, поют, получают удовольствие... Именно так музыка и должна быть услышана! Самые сильные впечатления я испытал от того, что люди не пассивно воспринимают, не просто расслабляются, а участвуют. Мои эмоции шли к публике, буквально от сердца к сердцу. Я чувствовал, что зрителям нравится наша музыка, поэтому играть для них было очень приятно. Удивительный по духу фестиваль.

Катриона Маккей: Теплота людей, не только слушавших концерты, но и тех, кто помогал артистам за сценой, занимался организацией фестиваля, — удивительна. Всё абсолютно идеально! И то, что мы выступали на одной сцене с таким выдающимся классическим музыкантом как Борис Березовский, — большая честь для нас. Нам повезло, что все мы вместе оказались в Елабуге.

Анри Демаркет (виолончель)


Анри Демаркет (виолончель), Франция

Это грандиозно! Говорят, сегодня на Шишкинских прудах побывало более восьми тысяч человек, что для концерта классической музыки во Франции невероятно. В моей стране классику не играют на стадионах, а здесь в маленьком городке проходит такой масштабный фестиваль! Подобные праздники важны, потому что делают классическую музыку популярной, привлекают к ней внимание молодёжи. У себя на родине я руковожу обществом Musicalia, которое занимается тем же самым: организует фестиваль в Париже, цель которого — популяризация классической музыки среди детей и широкой публики. Конечно, молодёжь — самая важная часть аудитории. На фестивале «Летние вечера в Елабуге» я вижу много детей, что имеет большое значение для будущего. Возможно, именно благодаря фестивалю отсюда, из этих мест, будет происходить большее число талантливых музыкантов. Думаю, со временем фестиваль Бориса Березовского сможет сравниться с крупнейшими музыкальными форумами международного уровня.

Никита Борисоглебский (скрипка)


Никита Борисоглебский, заслуженный артист России (скрипка)

Приобщение к культуре — литературе, живописи, музыке — облагораживает человека, воспитывает его. Мы, исполнители, несущие классическую музыку в массы, выполняем важную образовательную и воспитательную функцию. Я играл на фестивале в прошлом году, а этим летом заметил, что люди уже более внимательно слушают, да и публики намного больше. Раньше классическая музыка в таком количестве и качестве до Елабуги не доходила. Если даже в течение одного года мы наблюдаем очевидный прогресс, то через десять лет здесь уже будут собираться меломаны, такие, как филармоническая публика в столичном городе. У людей сложатся свои предпочтения в части жанров и исполнителей: одним нравится скрипка, другим оркестр, третьим вокал. За такими изменениями приятно наблюдать!

Отличительная черта этого форума в отсутствии консерватизма и официоза, что я напрямую связываю с фигурой художественного руководителя. Каков Борис Березовский — без ложных условностей, предрассудков и церемоний — таков и его фестиваль. Мне нравится его свободная манера общения с публикой, его шутки, когда он выступает в качестве конферансье. Может сыграть что-то помимо программы, как в прошлом году во время грозы, когда рояль из соображений безопасности обесточили, и Борис стал играть Скрябина, Шопена — всё, что отвечало его настроению. Непосредственность и отсутствие надуманных рамок поведения характеризуют Бориса и его фестиваль. Нигде ничего подобного я не встречал! Всегда есть официальный концерт-открытие, концерт-закрытие с серьёзными речами, цветами... Здесь тоже есть и речи, и цветы! Но как только Борис берёт в руки микрофон и говорит что-то тёплое, душевное, напрочь лишённое формальностей — стена официоза рушится. Позитивная атмосфера распространяется и на нас, музыкантов. Мы тоже чувствуем душевное тепло, когда выходим на сцену. И елабужский край, конечно, уникален. Есть печать культуры в этом месте! Шестнадцать интереснейших музеев на такой маленький город — это показатель высокой культуры. Здесь живут образованные люди, знающие не только Шишкина, но и изобразительное искусство в целом, читающие не только Цветаеву, но и мировую литературу. Мы взяли на себя обязательство познакомить людей ещё и с музыкой. Я рад, что Борис выбрал для проведения своего фестиваля именно это место: теперь к живописи, литературе, древней истории Елабуги добавится ещё и музыка.

Айгуль Хисматуллина (сопрано)


Айгуль Хисматуллина (сопрано)

Фестиваль особенно дорог мне тем, что проходит на моей родной земле. С тех пор, как я стала солисткой оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке, нечасто случается выступать в Татарстане. Своим приглашением Борис Березовский снова дал мне возможность петь на родине. Елабуга — сказочной красоты место с поразительной энергетикой. Слов не хватит, чтобы описать состояние, которое здесь испытываешь... Не случайно на Шишкинские пруды каждый день устремляется нескончаемый поток людей. Главное — публика открыта для восприятия музыки. Люди по три часа без антракта слушают, и очень внимательно, каждый концерт от начала до конца. Они жаждут классического искусства! Зритель очень тёплый, а когда тебя радушно принимают, хочется петь ещё и ещё. В Елабуге русские, татары, люди других национальностей живут мирно — никаких распрей! Это заслуга первого президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева, который вёл миролюбивую политику. В Татарстане нет деления на своих и чужих: если живёшь в Татарстане, значит ты свой. Нынешний наш президент Рустам Нургалиевич Минниханов продолжает эту традицию, он и фестиваль поддержал, потому что праздники искусства способствуют сплочению людей в многонациональном государстве.

Вадим Неселовский (фортепиано)


Вадим Неселовский (фортепиано), США

Как получилось, что вы — человек украинского происхождения стали играть джаз — музыку афроамериканцев?

Музыку XX века без джазовых влияний, вышедших из афроамериканской среды, представить невозможно. Уже в 1920-е годы Равель и Дебюсси писали свои произведения под влиянием джаза. С тех пор прошло сто лет. За эти годы появились The Beatles, рок, фанк, фьюжн, авангард, Карлхайнц Штокхаузен, Кит Джарретт, Чик Кориа. Сегодня слово «джаз» вбирает в себя огромное количество совершенно разных понятий и ассоциаций, и никто не может договориться, каких конкретно. Неизменным остаётся одно — элемент импровизации. Это отличает джазовую музыку от классической, где элемент импровизации исключён, правда, на данном историческом отрезке. Как известно, импровизация имела место в музыке XVIII века, и лишь XIX век сделал её строже. В джазовом искусстве каждый представитель своей национальной культуры очень важен. Живя в Америке, я не пытаюсь перещеголять американцев в их джазовом мастерстве. Я приехал на родину джаза как человек, родившийся и выросший в Одессе, обучавшийся классическому фортепиано в Германии и сумевший полученные знания и навыки в себе перемешать и показать нечто новое. Поэтому знаменитый американский джазовый вибрафонист Гэри Бёртон, играть с которым я даже не мечтал, впервые услышав мои композиции, сказал: «Это интересно, подобного у нас не было». В своей музыке я совмещаю родные корни: одесские, еврейские, славянские — русские и украинские с афроамериканскими ритмами, рок-музыкой.

Аркадий Шилклопер (валторна)


Мультиинструменталист Аркадий Шилклопер, с которым мы часто играем дуэтом, соединяет своё оркестровое прошлое в Большом театре с фолк-музыкой, джазом, фанком. В смешении жанров рождается то, что мы понимаем под словом «джаз».

Не показалась ли вам елабужская публика неподготовленной для восприятия вашей музыки?

В контекст этого фестиваля мы вписались органично, ведь фестивальная программа тоже отличалась смешением жанров: Борис Березовский играл Шопена и Дебюсси, Рахманинова и Гершвина. Потом выходим на сцену мы и играем нечто совсем иное, и на стыке жанров рождается новая истина. Музыка бывает талантливая и бездарная, честная и нечестная, остальные разделения я не признаю. Наша задача — донести до публики то, чем мы занимаемся. Не адаптироваться под вкусы и представления людей, которые, возможно, нас не поймут, а стараться честно делать то, что мы делаем. Во время выступления по реакции публики мы поняли, что наша музыка прекрасно воспринимается, и были приятно этим удивлены и счастливы. Широта возрастной аудитории поразила: от младенцев до пожилых людей. Пятилетние дети танцуют под музыку барокко: я этому так порадовался! Это так важно и нужно! Потому что даже в лучших концертных залах мира видны лишь седые головы. Проблема приобщения молодёжи к искусству, имеющему не только коммерческую, но и духовную ценность, — общемировая. Оказалось, елабужским зрителям нужны и барокко Телемана, и наша «странная» авторская, джазовая музыка, а ведь мы не пошли ни на какие компромиссы в угоду публике. Точно так же мы играли бы в Берлине и в Вене, а 7 августа в германском Бремене на сцене Sendesaal нам с Аркадием Шилклопером предстоит очень важный концерт, где мы будем играть то же самое, что в Елабуге. После концерта к нам подошли два пацана лет семнадцати, учатся в елабужском музыкальном колледже, и с горящими глазами сказали: «Мы впервые услышали музыку, которую вы играете, прежде не встречали такой стиль». Этих пацанов не проведёшь: они поняли, что наша музыка в слово «джаз» не вписывается. Когда мне самому было семнадцать лет, подобный концерт однажды изменил мою жизнь навсегда... Думаю, главное произошло за гранью слов.

Татьяна и Сергей Никитины


Татьяна Никитина, заслуженная артистка России

В этом году на фестивале «Летние вечера в Елабуге» нас с Сергеем Яковлевичем Никитиным посетили такие мысли... Нам снова выпал счастливый шанс услышать игру гениального пианиста Бориса Березовского. Мы познакомились с прекрасными музыкантами, доставившими нам своей игрой огромную радость. Один раз можно провести интересный фестиваль, но повторить успех гораздо труднее. И то, что в этом году перед эстрадой пять дней подряд в любую погоду снова собирались тысячи людей, проявив огромный интерес к музыке, говорит о многом. Приехали наши друзья из Казани, люди весьма образованные, для них музыка — часть жизни, и остались в восторге! Счастливое расположение звёзд сделало местом проведения фестиваля именно Елабугу. Российские музыканты проводят фестивали у нас и за границей, скажем, в очаровательных французских городках. И то, что Борис свою энергию, свой талант отдаёт людям в нашей стране, в маленьком провинциальном городе — особенно ценно. Ведь пианист может продать своё имя очень дорого, причём на любом континенте. А он в Елабуге сливается со всеми, будто он такой, как все! Но мы-то знаем, что это не так: Борис уникальный. И его фестиваль — подарок судьбы для всех — участников и зрителей. Но и Борису судьба сделала подарок тем, что свела его с Елабугой и прекрасными людьми, которые занимаются организацией фестиваля с огромной отдачей и любовью. Борису сторицею воздастся за его труд. Среди известных музыкантов может быть даже такое движение — «ходить в народ», как это делает Борис Березовский. Расширив жанровые рамки фестиваля, добавив к классике джаз, авторскую и духовную музыку, сочинения западноевропейских средневековых композиторов, он поступил чрезвычайно смело. Это очень высоко говорит о нём, потому что он... живой человек! Его много что увлекает в жизни, помимо классической музыки. Он интересен как на сцене, так и в жизни: с ним любопытно общаться за столом, узнавать его вкусы и пристрастия. Фестиваль открывает людям Бориса Березовского с новой стороны. И мы очень рады, что в этом году великий пианист снова пригласил нас петь в Елабуге.

Публика приходила на концерты в любую погоду


Фотографии предоставлены Елабужским государственным музеем-заповедником.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Фильмы Эмира Кустурицы

Подборка для наших длинных выходных

Кинематограф Кустурицы – это восхитительный мир, герои которого мыслят неординарно, обладают собственным мировосприятием и, как правило, невероятной волей к жизни.

27.03.2020 19:00, cameralabs.org


Александра Ильф: сумбур вместо лошади

Интервью с дочерью известного писателя

Умирая, Илья Ильф, автор культовых романов «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев», завещал своей жене их дочь Сашеньку, в то время двухлетнюю. Как будто наперед знал, что когда-нибудь Сашенька станет самым преданным, внимательным, дотошным исследователем его творчества.

23.03.2020 19:00, Диляра Тасбулатова, story.ru


Вдова в 16 лет

Как жена Александра Грибоедова 28 лет держала траур по убитому мужу

История любви русского поэта Александра Грибоедова и грузинской княжны Нины Чавчавадзе не подходит для любовного романа. Уж очень она трагична. Так бывает только в жизни. Овдовев всего в 16 лет, Нина Чавчавадзе долгие годы держала траур по своему убитому мужу.

22.03.2020 19:00, Александр Бражник, moiarussia.ru


Как разукрасить свои выходные

Коронавирус не помеха: яркие визуальные решения в любимом кино

Цветовая палитра фильма во многом определяет его настроение, может усилить эмоции и подчеркнуть тему сюжета. Это не означает, что все выдающиеся фильмы должны быть залиты яркими касками, но иногда визуальное впечатление, которое производит кино, имеет не меньшее значение, чем персонажи, история или диалоги. Чем краше фильм, тем легче ему завладеть вниманием зрителя и надолго остаться в памяти. В этом списке пятнадцать фильмов с необычайно яркими и красивыми цветовыми палитрами, которые могут вызвать визуальный восторг.

21.03.2020 19:00, cameralabs.org


Русский Берлин: литературная столица эмиграции

Как жили писатели за границей

В начале 1920-х годов в Берлине жило около 300 тысяч эмигрантов из России. Среди них были политики и дипломаты, художники и музыканты. Но особенно много в городе было писателей: Берлин того времени даже называли «литературной столицей русской эмиграции». Читайте отрывки из их мемуаров вместе с порталом «Культура.РФ».

17.03.2020 17:00, Татьяна Григорьева, culture.ru


Ингрид Бергман: сто пудов любви

Кому нужны фильмы, если в них нет любви

... Какую бы роль ни исполняла великая Ингрид Бергман, она, так или иначе, рассказывала о любви. Продюсеры по опыту знали, что Бергман отказывается сниматься в фильмах, если в них нет любви. И в конце концов, Ингрид Бергман была совершенно права: кому вообще нужны истории без любви, целых «ста пудов любви».

16.03.2020 17:00, Елена Пегова, story.ru


Сальвадор Дали как личный бренд и гений продвижения

Как великий человек сумел обеспечить себе бессмертие

Выставка Сальвадора Дали в Манеже и ее оглушительный успех в очередной раз подтвердили, что феномен Сальвадора Дали имеет больше общего с шоу-бизнесом, чем с искусством. О том, почему Дали можно считать гением продвижения личного бренда, и об излюбленных «маркетинговых» приемах великого сюрреалиста T&P рассказала Зарина Асфари.

16.03.2020 16:00, Зарина Асфари, theoryandpractice.ru


Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


«Дух огня»: сделали как надо

Рецензия на главные новинки фестиваля

18-й кинофестиваль дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске дал неугомонной общественности, прежде всего на местном уровне, повод для возмущений из-за фильма «Аутло» с его «нетрадиционной» тематикой. Скандала в результате не вышло, «Аутло» собрал львиную долю призов на конкурсе российских дебютов, и фестиваль завершился хорошо. Однако для дебютантов и их произведений это только начало истории.

14.03.2020 16:00, Вячеслав Шадронов


«Ветер перемен»

Из книги Александра Ширвиндта «В промежутках между»

Смысл нашей жизни заключался в том, чтобы не потерять себя в определённом узком кругу знакомых, близких, друзей. Этот узкий круг был достаточно широк. Но он был один. Сейчас время диктует корпоративную дружбу, ведомственную. Тусовки стали синонимом дружбы.

13.03.2020 19:00






 

Новости

Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.
Из галереи в Стокгольме украли более десяти работ Сальвадора Дали
Преступники похитили от 10 до 12 бронзовых скульптур и гравюр испанского художника Сальвадора Дали с выставки, проходившей в галерее Couleur в Стокгольме. Об этом сообщает издание Aftonbladet, ссылаясь на владельца галереи Педера Энстрёма.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.